Игнатий Брянчанинов , 42, 138). Источник. ...Монах до самого гроба находится в опасности подвергнуться какому-либо искушению, не зная, откуда и в каком характере оно возникнет (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 322). Источник. Жизнь инока есть не что иное, как деятельное и непрестанное покаяние... (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 466). ...Монашеская жизнь есть не что иное, как жизнь по Евангельским заповедям, где бы она ни проводилась, среди ли многолюдства, или в глубочайшей пустыне (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 366). Источник. Монастырь – общество борющихся с собою Царствия ради Небесного (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 199). Источник. Можно... без монастыря вести жизнь монашескую и без монашеской одежды (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 86). Источник. В миру свои искушения, в монастыре – свои; и последние, верно, будут покруче (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 175). Источник. Один Бог да душа – вот монах... коль скоро не таков кто, то и не монах (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 213). Схима – не подтверждение обетов крещения, а на них новых наложение (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 107). Источник. Цель трудов монаха – стяжание подвижнических добродетелей, и внешних и внутренних, и телесных и духовных... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 110). Источник. Келья – могила. Из сей могилы мысленно постройте лестницу на небо... и ходите по ней, восхождение в сердце своем полагая... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 119). Источник. ...Монастыри-то закроют? Монашество не связано с монастырями, как душа с телом. Другим способом начнут монашить (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 85, 88). Источник. Не стали чтить монастыри от того, что монахов не стали чтить; а монахов не стали чтить ради того, что мы, монахи, стали никуда негожи (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 85, 88). Источник. ...Монашество есть жизнь, противоборственная страстям, страстеистребительная, сердцеочистительная (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 108). Источник. ...Монашество есть прямой путь к чистоте сердечной (свт.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Преподобный Серафим Саровский часто просветлялся во время молитвы в церкви видимо для всех. О подобных проявлениях благодати Божией много сказаний в Отечниках. Лучезарность духовная у христианских подвижников делается явной по окончании земной жизни при переходе в потусторонний мир, когда, подобно покрывалу, спадает грубое тело и не мешает лучезарности быть видимой для других людей. « Антоний Великий , сидя однажды и беседуя с учениками, устремил очи свои на небо и, посмотревши довольно, сказал: «я видел столп света, восходящий от земли на небо. Это душа Аммония воспарила к Господу» (3, с. 102). Благодать – источник святости. Христианин достигает этой святости тогда, когда все и внутри и вовне исполняется святостью, и человек становится «духовным, светлым, чистым, годным для вступления в Царство Славы» (17, с. 92). БИБЛИОГРАФИЯ 1 . Епископ Феофан. Толкование Послания святого апостола Павла к Галатам. Изд. 2-е. М., 1893. 2 . Епископ Феофан. Толкование Пастырских Посланий святого апостола Павла. Изд. 2-е. М., 1894. 3 . Епископ Феофан. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Изд. 6-е. М., 1914. 4 . Малиновский Н. , прот. Православное догматическое богословие. Т. 3. Сергиев Посад, 1909. 5 . Епископ Феофан. Сошествие Святого Духа. – Домашняя беседа, 1873, март, вып. 21, с. 498 – 500. 6 . Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере. СПб., 1838. 7 . Собрание писем святителя Феофана. Вып. первый. М., 1898. 8 . Епископ Феофан. Толкование первого Послания святого апостола Павла к Коринфянам. Изд. 2-е. М., 1893. 9 . Епископ Феофан. Путь ко спасению. Краткий очерк аскетики. Изд. 7-е. М., 1894. 10 . Епископ Феофан. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. Изд. 2-е. М„ 1892. 11 . Епископ Феофан. Начертание христианского нравоучения. М., 1891. 12 . Епископ Феофан. Толкование Посланий святого апостола Павла к Колоссянам и к Филимону. Изд. 2-е. М., 1892. 13 . Епископ Феофан. Слова на Господские, Богородичные и торжественные дни. М., 1883.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Прибыл Феофан в Киево-Печерский монастырь, где был принят в число послушников, и где прослужил он семнадцать лет. Феофан прислуживал подвижнику Досифею, который тридцать лет проживал в затворе в своей келье. Обладал Досифей прозорливостью и особым даром слова, обличая тайные грехи людей, и призывая их к покаянию, а также предостерегал от будущих бед и искушений. Пребывая с Досифеем, Феофан учился у подвижника иноческой жизни. В одно время захотел Феофан посетить святые места земной жизни Христовой, на что просил благословение Досифея, но получил ответ: «нет тебе пути ни в Иерусалим, ни в Святую Гору; тебе предлежит в свое время другой путь; а теперь, если желаешь, ступай в Молдавию; это будет тебе на пользу» 98 . И Феофан отправился в путь вместе с молдавскими иноками, один из которых был Софроний, друг и спостник старца Паисия. Когда Феофан со спутниками подходили к Нямецкому монастырю, их встретил сам старец Паисий и приветствовал Феофана следующими словами: «Чадо, Феофане, не напрасен был к нам, убогим, твой путь; Бог сосчитал все стопы твои, Он приготовит тебе Свою награду» 99 . По прибытии Феофан жил в Нямецком монастыре, но ходил и по другим обителям, изучая местные чиноположения и иноческие уставы, а также обычаи монашеского жития. И пример жизни местных иноков был для него весьма поучительным, – он удивлялся их полному нестяжанию, в кельях их не было ничего кроме икон, книг и орудий для рукоделья. Иноки местные отличались смирением, устранялись гордости и тщеславия, не знали они ненависти и взаимных обид. Если случалось кому-либо по неосторожности или горячности оскорбить другого, тот немедленно спешил примириться с оскорбленным. А если кто не хотел простить согрешившаго брата, был изгоняем из монастыря 100 . В монастыре со старцем Паисием тогда жило до семисот человек братии, и все были на послушаниях: одни переписывали книги, другие пряли волну или шили камилавки и клобуки, иные выделывали кресты и ложки, или занимались другим рукоделием. Феофану очень нравилась жизнь в монастыре под руководством Паисия, и он просил старца оставить его здесь. Но старец имел другое промышление о Феофане: «иди теперь в Россию, сказал Паисий, и еще не много послужи старцу, имеющему скоро скончаться, и, по благословению его, иди спасаться, куда он тебе укажет» 101 . Феофан послушал старца Паисия, отправился в путь, благополучно прибыл в Киев к затворнику Досифею, который благословил его перед самой своей кончиной: «возлюбленное чадо мое, ты много послужил мне; теперь я отхожу в путь отцев моих; когда погребешь меня, не оставайся здесь, но иди на север: там в обители Соловецкой ты найдешь спасение» 102 . Таким образом, Феофан получил предсмертное наставление старца Досифея, который скончался после тридцатилетнего затвора в возрасте 53 лет 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

5. Феофан Затворник, святитель. Письма о христианской жизни. Поучения. - М.: Правило веры, 1997. 6. Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению: Краткий очерк аскетики. - М.: Благо, 1996. 7. Феофан, епископ. Слова: О православии с предостережениями от погрешений против него. - М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1991. 8. Феофан Затворник. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собрание писем: [В 4 т.] В 8 вып. - Репринт. изд. - М.: Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, Паломник, 1994. 9. Феофан Затворник. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Толкование посланий апостола Павла. Послание к галатам. - Репринт. изд. - М.: Правило веры, 1996. 10. Феофан, епископ. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться. - 6-е изд. - Л.: Соборный разум, Знание, 1991. 11. Три письма преосвященного Феофана по восточному вопросу//Православное обозрение. - 1877. - Т.1. 12. Георгий (Тертышников), архимандрит. Святитель Феофан Затворник, епископ Владимирский и Суздальский как церковный писатель//Журнал Московской Патриархии. - 1994. - N1. 13. Гумеров Ш. Говоров Георгий Васильевич//Русские писатели 1800-1917: Биографический словарь. - М., 1989. - Т.1. 14. Епифанов А. Богом явленный затворник//Кременчук православний. - 1999. - N1. 15. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа: Очерки русского самосознания. - СПб.: Изд-во Л.С. Яковлевой, 1994. 16. Ирвинг//Энциклопедический словарь/Брокгауз и Ефрон. - СПб., 1894. - Т.13, [кн.] 25. 17. Корольков И. Время рождения преосвященного Феофана, бывшего епископа Владимирского и Суздальского//Церковный вестник. - 1894. - N16. 18. Корольков И. Преосвященный Феофан, бывший епископ Владимирский и Суздальский//Труды Киевской духовной академии. - 1894. - Т.3. 19. Корсунский И. Преосвященный епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский: Биографический очерк//Чтение в Обществе любителей духовного просвещения. - 1894. - N5-12. 20. Леонтьев К. О Владимире Соловьеве и эстетике жизни. - М., 1912.

http://ruskline.ru/analitika/2006/01/23/...

Сделавшись православным, Феофан как будто хотел загладить свое прежнее отступничество неприязненным отношением к католичеству, в особенности меткими обличениями лукавства и фальшивости иезуитов. В 1705 году он получил место преподавателя пиитики в киевской академии, а в следующем году перешел на кафедру риторики. Преподавая то и другое, Феофан составил курсы пиитики и риторики и написал трагикомедию " Владимир " , которая, несмотря на тяжелый стих и нечистый польско-русский язык, не лишена положительных поэтических достоинств и в особенности замечательна по свободомыслию и присутствию таких идей, которые были выше своего века. Феофан писал и говорил проповеди, отличавшиеся тем, что в них не было ни тогдашней школьной рутины, ни утомительной длинноты. Одну из таких проповедей сказал он 5 июня 1706 года в Печерском монастыре в присутствии приехавшего в Киев Петра Великого. Государь тогда заметил проповедника, но так как был сильно занят военными и политическими делами, то и не сделал никакого распоряжения об изменении скромной судьбы киевского профессора. Феофан оставался еще три года в академии, преподавая философию, физику и математику, и сделался известным киевскому губернатору князю Дмитрию Голицыну. После полтавской победы Петр прибыл в Киев, и Феофан опять произносил в присутствии царя проповедь в Софийском соборе, рассыпая в этой проповеди восхваления Петру по поводу одержанной победы; однако и на этот раз Петр не показал к нему особой милости. Более выиграл Феофан перед царским любимцем Меншиковым, когда в декабре 1709 же года произнес при нем в церкви Братского монастыря речь, в которой просил светлейшего князя не отказать в покровительстве академии. Меншиков вспомнил Феофана, вероятно, по его настоянию, вспомнил о нем Петр и во время турецкого похода потребовал к себе в Молдавию; когда Петр находился в Яссах и праздновал там воспоминание полтавской победы, Феофан говорил проповедь, которая понравилась государю. По окончании несчастной прутской войны, Феофан был отпущен в Киев, назначен, по желанию государя, ректором академии и профессором богословия.

http://sedmitza.ru/lib/text/435699/

В 1910 г. архиеп. Феофана направили в Крым на Таврическую и Симферопольскую кафедру. В 1912 г. владыку перевели на Астраханскую кафедру. В 1913 году он был переведен на Полтавскую и Переяславскую кафедру с возведением в сан архиепископа. В Полтаве архиеп. Феофан встретил революцию и пережил все ее ужасы. Архиеп. Феофан был участником Поместного Собора 1917–1918 гг.. на котором отстаивал традиционное Православие против нараставшего обновленческо-либерального движения внутри Церкви. После образования в 1919 г., на свободной от большевиков территории, Высшего Церковного Управления (ВЦУ) Юга России архиеп. Феофан вошел в его состав. В 1920 г. вместе с другими архиереями ВЦУ архиепископ Феофан эвакуировался в Константинополь. В 1921 г. он, вместе с ВЦУ, по приглашению сербского патр. Варнавы, переехал в Сербию. Там архиеп. Феофан участвовал в Первом Всезарубежном Церковном Соборе, состоявшемся в Сремских Карловцах в 1921 г. В 1922 г. архиеп. Феофан вошел в состав новосозданного Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Он являлся одним из старейших по хиротонии членов Синода и иногда заменял председателя Синода, митр. Антония, в качестве его заместителя. В 1925 г. архиеп. Феофан переехал в Болгарию. В 1931 г. он переехал во Францию, куда давно его звали духовные чада. Сначала он жил у них в местечке Кламар под Парижем, а затем перебрался в селение Лимерай на реке Луаре, где поселился в меловой пещере. Там он совершенно прекратил общение с внешним миром, ежедневно совершал богослужения и подвизался в непрестанной молитве Иисусовой. Скончался архиеп. Феофан 6/19 февраля 1940 г. в своей пещере. Был отпет иеромонахом и погребен на кладбище селения Лимерай. Архиеп. Феофан был одним из последовательных и принципиальных идеологов РПЦЗ, бескомпромиссно служивших истине Православия. В значительной степени благодаря его влиянию Русская Зарубежная Церковь обрела своего столпа – архиеп. Аверкия (Таушева) , являвшегося духовным сыном и идейным последователем архиеп. Феофана.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней «Остаюсь на сибирских курортах...». Иеромонах Феофан (Сердобинцев). День памяти — 21 ноября «Остаюсь на сибирских курортах...». Иеромонах Феофан (Сердобинцев). День памяти — 21 ноября Для росписи храма в честь иконы «Скоропослушница» отца Феофана пригласили в Москву. С большой скорбью согласился отец Феофан оставить Афон. Он ехал с той надеждой, что вскоре вернется в родную обитель. Но ему больше не суждено было возвратиться туда. Начавшаяся война и переворот в России не позволили ему вернуться в родную обитель. Иеромонах Феофан (в миру Федор Яковлевич Сердобинцев) родился в 1870 году в крестьянской семье в селе Мордово-Карайском Балашовского уезда Саратовской губернии. Родители его были крещеными цыганами, ведущими оседлый образ жизни и занимавшимися земледелием. Они были очень благочестивыми людьми и своих детей воспитывали как истинных христиан в духе любви и смирения. Мальчик Федор был очень одаренным ребенком, имел способность к рисованию, пению и учебе вообще. Был лучшим учеником в сельской школе, и все думали, что он продолжит свое образование в высших учебных заведениях. Но Федор уже с ранних лет вознамерился полностью посвятить свою жизнь Богу, на что родители с радостью согласились. В 1888 году 18-летним юношей Федор прибыл на Афон и был принят послушником в Русский Пантелеимонов монастырь. Его сразу определили в иконописную мастерскую. 1 марта 1895 года Федора постригли в мантию с именем Феофан. Отец Феофан был очень искусен в деле иконописи. Написанные им иконы пользовались большим успехом у приезжавших на Афон паломников. Игумен Макарий с первого дня поступления его на послушание благословил ему во время написания икон творить Иисусову молитву. А если молитва не шла, то прекращать иконописание. С тех пор отец Феофан неукоснительно исполнял благословение великого старца, и в результате его иконы получались особенно теплыми, в них чувствовалось присутствие благодати. Братья знали об этом, и все просили написать его им маленькие иконочки, в чем, естественно, отец Феофан никому не отказывал. Занимался он одновременно и фотографией, и благодаря его стараниям мы сегодня имеем изображения многих старцев и подвижников тогдашнего Афона.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=275...

18 Феофан, Затворник, святитель. Толкование посланий св. Апостола Павла к Филлипийцам и Солунянам первого и второго/святитель Феофан Затворник . – Москва, 1895. – С. 132. Приведем еще несколько мыслей свт. Феофана: «Но как во все времена, так и в начале не все христиане бывали внешне страждущими; спострадательными же Христу были и эти все. Как? Через распинание себя со страстями и похотями. Эту мысль прилагает здесь Амвросиаст (св. Амвросий, епископ Медиоланский/†397/– В.Б.): «Что значит страдать вместе со Христом? Страдать со Христом значит переносить благодушно гонения в надежде будущих благ и плоть свою умерщвлять со страстьми и похотьми, презирая притом утехи и помпу мира. Когда все это умрет в человеке, тогда распинается миру верующий в жизнь будущего века, в коем чает он быть сонаследником Христу» (Феофан, Затворник, святитель. Толкование первых восьмых глав послания св. Апостола Павла к Римлянам/святитель Феофан Затворник . – Москва, 189С. – С. 500). Еще один вид спострадания – страдания за Христа, т. е. свидетельство о Христе: «Страдания за Христа суть Христовы, потому что Он Себе их присвояет, считает их Своими. Он однажды пострадал всеобъемлющим страданием. Страждущие за Него вступают в спострадание Ему, в чем, как нередко уверяет апостол, и состоит таинство нашего спасения... Страдая за Христа, вступаем в общение страданий Христовых; но как Христос теперь во блаженной славе, то естественно через Христа избыточествовать утешением, несмотря на скорбность, или в самой скорбности, так что скорбность остается только совне, внутри же царствует одно утешение» (Феофан, Затворник, святитель. Толкование второго послания св. апостола Павла к Коринфянам/святитель Феофан Затворник . – Москва, 1894. – С. 21). «Страдания за веру, – продолжает свт. Феофан, – сочетавают теснее со Христом, нас ради пострадавшим, и умножают притоки благодати и через то еще более возвышают внутреннее духовное совершенство в христианстве» (Феофан, Затворник, святитель. Толкование второго послания св. апостола Павла к Галатам/святитель Феофан Затворник . – Москва, 1893. – С. 219).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

I. Преподобный Феофан, память коего совершается ныне, родился в Константинополе, в восьмом веке, от знатных и богатых родителей, бывших в родстве с императором. Лишившись рано отца, он был поручен покровительству императора Константина Копронима, который, согласно с желанием матери, обручил его еще в малом возрасте с дочерью одного из знатнейших сановников империи. Таким образом, с самых ранних лет земное величие было уделом Феофана. От отца он наследовал богатство и знатность рода, достоинства его скоро приобрели ему общее уважение, – ему был открыт путь к почестям и славе; но молодой Феофан остался равнодушен ко всем этим преимуществам. Сердце его горело только любовию к Богу, и он желал одного: посвятить себя на служение Господу, отрекшись от величия, богатства и радостей мира, ибо он считал все это опасным для души. Он тщательно изучал закон Господень; помогал неимущим; но не мог исполнить своего намерения и отречься от мира, ибо боялся огорчить свою мать, которая желала, чтоб он женился. Феофан исполнил ее желание. Среди пышности двора, окруженные роскошью и суетными удовольствиями, благочестивые супруги вели жизнь всю преданную Богу, изучали закон Его, исполняли Его заповеди и хранили себя в чистоте душевной. Но этот образ жизни очень не нравился тестю Феофана. Он надеялся, что зять его будет домогаться почестей и богатства, и был недоволен, видя, что он равнодушен к этим благам и что зять и дочь его, среди пышности двора, живут как отшельники и раздают бедным большую часть своего имущества. Он жаловался императору и убедил его дать Феофану какую-нибудь службу, которая, заняв время его, отвлекла бы его от иноческих подвигов, тем более, что Феофан высказывал желание совершенно покинуть мир, расстаться с женою и удалиться в пустыню. Император послал Феофана с поручением в малоазийский город Кизик; с ним поехала и супруга его. На пути в Кизик Феофан увидел горы Сигрианские (в Мизии), где жило много отшельников; это была местность уединенная и очень живописная. Феофан решился поселиться здесь. Обходя пустыню, он молился: «Господи! укажи мне путь, по которому идти мне». В следующую ночь во сне явился ему ангел и сказал, что ему должно поселиться здесь, но не теперь, а через несколько времени, когда умрут препятствующие принять ему иноческий сан. Тоже сказал ему и благочестивый отшельник Григорий, встретившийся с ним в пустыне: «твое желание спасительно, но подожди немного, скоро умрут император и твой тесть, и тогда беспрепятственно исполнишь твое намерение.» Феофан исполнил поручение императора в Кизике и вместе с супругой возвратился в Константинополь. В 780 году Лев IV умер, а затем и тесть Феофана, так что для последняго уже не было препятствий оставить мир и удалиться в пустыню. Раздав имение неимущим, Феофан и супруга его, также не пожелавшая оставаться в мире, приняли иноческий сан.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

—313— том, чтобы рано осиротевший Феофан получил хорошее образование. Уже в юные годы Феофан занимает высокие государственные должности: при Льве IV (775780) он был назначен стратором и вскоре получил титул спафария. При том же императоре Феофан вступил в брак с Мегало, дочерью византийского патриция Льва. Брак был недолгим: после смерти императора Льва супруги по взаимному согласию посвятили себя монашеской жизни. В монастыре Полихнион (Πολχνιον) у горы Сигриан прп. Феофан принял иноческий постриг, основным его послушанием было переписывание книг богословского содержания. Впоследствии прп. Феофан был игуменом монастыря «Великое поле» (γρς) у г. Сигриан, развалины которого сохранились до наших дней на побережье Мраморного моря, между Кизиком и устьем Риндака, а также основал несколько других монастырей. Житие указывает, что прп. Феофан принимал участие в VII Вселенском соборе в Никее (787 г.), но его имя не встречается среди имен игуменов и архимандритов, подписавших деяния собора. В противоположность студитам, он занимал умеренную позицию св. патриарха Тарасия в разногласиях по поводу расторжения брака Константина VI (780797) 763 . В 815 г. с возобновлением иконоборчества при Льве V (813820) прп. Феофан был вызван императором в Константинополь, где ему было приказано отречься от иконопочитания. За отказ подчиниться он был заточен в тюрьму. Перед этим прп. Феофан победил в диспуте будущего иконоборческого патриарха Иоанна Грамматика (832842). После полуторагодичного заключения преподобный был сослан на о. Самофракию. Он умер 12 марта 817 г., через месяц после прибытия на остров. После смерти Льва V ученики прп. Феофана вновь отстроили его монастырь, сожженный иконоборцами. —314— 2. Общие сведения о сочинении Единственное сочинение при. Феофана – «Хронография» – было составлено им как продолжение оставшейся незаконченной всемирной хроники его друга Георгия Синкела, по настоятельной просьбе последнего. «Хотя Феофан и подчеркивает случайность своего обращения к истории (он уступил лишь просьбам умирающего Георгия), им создан один из значительнейших памятников византийской историографии. Рассказ начинается там, где остановился Георгий, – с 284 г., и доходит до 813 г.» 764

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010