Скачать epub pdf Феофан Исповедник (ок. 760–818) Феофан, возможно, константинополец, родился около 760 г. в семье богатого и знатного византийского чиновника. Жития Феофана, рассказывая о родителях святого Исааке и Феодоте, в первую очередь подчеркивают их благочестие и верность православию, что в условиях гонений на иконопочитателей при императоре-иконоборце Константине V (741–775) явно означало принадлежность к лагерю преследуемых. Либо Исаак умел тщательно скрывать свои иконофильские настроения и благодаря этому обрел высокое положение (он был стратигом фемы Эгейского моря) и доверие Константина V, так что последний лично заботился о воспитании рано осиротевшего Феофана, либо благочестие и верность православию родителей хрониста – дань агиографов житийному канону. Как и его отец, Феофан избрал карьеру чиновника и поднимался по служебной лестнице довольно быстро: при Льве IV (775–780) он, несмотря на свою молодость, был назначен стратором, а вскоре вслед за этим получил титул спафария. При том же императоре Феофан вступил в брак с дочерью византийского патрикия Льва, Мегало. Брак, однако, был недолгим, и после смерти Льва IV супруги расстались, чтобы посвятить себя монашеской жизни. Феофан основал несколько монастырей; развалины одного из них το Μεγλου γρο («Великого поля») у Сигриана, игуменом которого был сам Феофан, сохранились до наших дней на побережье Мраморного моря, между Кизиком и устьем Риндака. В монастыре Феофан отличался аскетизмом, основным его занятием в монастырские годы было переписывание книг богословского содержания. Если верить сообщениям житий, Феофан принимал участие в VII вселенском соборе в Никее (787 г.); впрочем, есть основания сомневаться в достоверности этих сообщений: имени Феофана нет среди ста тридцати игуменов и архимандритов, подписавших акты собора. Феофан не принадлежал к радикальным кругам византийской церкви: в противоположность студитам, он занимал примиренческую позицию патриарха Тарасия и Никифора в разногласиях, вызванных в церкви расторжением брака Константина VI (780–797). Тем более удивительна его ненависть к императору Никифору I (802–811), который, хотя и не славился исключительным благочестием, все же был вполне ортодоксален. Эта ненависть не разделяется другими церковными писателями того времени, о причинах ее умалчивают агиографы Феофана, вероятно, она носит личный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

То внимание, которое вполне соблюдает молитву от развлечения, или от посторонних помыслов и мечтаний, есть дар благодати Божией (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 98). Источник. Всячески избегать надо формальности и механизма в молитве (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 77). Источник. Пред началом молитвословия всегда приуготовляйтесь немного, собирая мысли и стараясь вниманием своим стать пред Господом, Коему молиться приступаете (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 11). Источник. Никогда молитв спешно не проговаривайте, а не спеша, с мыслями и чувствами, кои выражаются в читаемых молитвах (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 11). Источник. Молитва то тихенькая, может быть, скорее доплетется до неба. А шумную кто-нибудь недобрый услышит и собьет с дороги или загородит ее (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 40). ...Не извольте отнекиваться от молитвы грешностью и тем прикрывать свою леность (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 112). Источник. Желали бы вы научиться молитве... Молитесь чаще и усердней – и научитесь. Иного ничего и не требуется (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 168). Источник. Молитва – дело внутреннее. Все, что при этом делается внешне, к существу дела не принадлежит, а есть внешняя обстановка (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 162). Источник. Молитва духовная не зависит от телесного какого-либо напряжения, как, например, натиска вниманием к сердцу или стеснения дыхания и подобное (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 181). Источник. Извольте более пещись о внутренней молитве, отвлекая внимание от внешнего... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 194). Источник. Большая у нас ошибка – считать молитву заурядным делом, таким, о котором и думать нечего, которое можно делать зря, мимоходом. Обязанность молитвы чувствуется, а то, как совершать ее, не имеется в помышлении, и забывается, что бывает молитва в грех (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84. 28). Источник. Отчего плохо идет молитва? Оттого, что не чувствуется нужда в Боге... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 81). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

489. Уроки христианской жизни. Сборник проповедей и поучений на круглый год. По руководству отца Иоанна Кронштадтского . М., 1990. – 256 с. 490. Успенский Ф., протоиерей. Сборник поучений на Великий пост. Ярославль, 1909. – 39 с. 491. Училище добродетельной жизни православного христианина. Поучительные слова (336 сл.) с кратким жизнеописанием ежедневно празднуемых Церковью святых. М., 1903. – 304 с. 492. Феодор (Поздеевский) , епископ. Начала Богопознания. Слово перед молебном на начало учебных занятий в Академии. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1912. (Богословский Вестник, 1912, 9). – 6 с. 493. Феодор (Поздеевский) , архимандрит. Речь к окончившим курс воспитанникам Духовной Семинарии пред молебном 13 июня. Тамбов, 1904. – 4 с. 494. Феодотий (Озеров), архиепископ. Утро священнослужителя, или поучения и речи. В 3-х частях. СПб., 1858. – (745 с.). 495. Феофан (Александров), архимандрит. Слова ректора С.-Петербургской Академии. СПб., 1859. – 327 с. 496. Феофан (Александров), архимандрит. Собрание поучительных слов на Господские, Богородичные праздники, некоторые высокоторжественные дни и на разные случаи. В 2-х частях. М., 1844. – (935 с.). 497. Феофан (Говоров), святитель. Внутренняя жизнь. (Слова). М., 1899. – 138 с. 498. Феофан (Говоров), святитель. Востани спяй. (Собрание святоотеческих писаний, направленных к пробуждению человека от сна греховного для бодрствования о Христе). М., 1911. – 146 с. 499. Феофан (Говоров), святитель. Истолкование молитвы Господней словами святых отцев. М., 1908. – 160 с. 500. Феофан (Говоров), святитель. Как жить? Мудрые советы. М., – 48 с. 501. Феофан (Говоров), святитель. Краткое учение о Богопочитании. М., 1896. – 68 с. 502. Феофан (Говоров), святитель. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из слова Божия. СПб., 1915. – 374 с. 503. Феофан (Говоров), святитель. О покаянии, причащении святых Христовых Таин и исправлении жизни. (Во св. Четыредесятницу и приготовительные к ней недели). М., 1895. – 282 с. 504. Феофан (Говоров), святитель. Небесный над нами покров святых и уроки от лица их во дни празднственного чествования их. М., 1900. – 127 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Такими четырьмя оружиями облекшись, брате мой, мужественно выступай на дело брани и веди ее бодренно, в полной уверенности, что тебе дано будет одержать победу. Ибо ими всеконечно стяжаешь ты совершенное упование на Бога, а такое упование непресташю будет привлекать к тебе помощь Божию и облекать всепобедительною силою. То же и другое, наконец, глубоко укоренит в тебе полное ненадеяние на себя (прп. Никодим Святогорец , 70, 23–25). Источник. Все упование, конечно, Господь. В Нем и успокойтесь, вопия: помилуй мя! (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 191). Приискание и своих средств, при уповании на Бога, не умаляет силы упования: ибо сие искание должно совершаться с упованием (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 234). Источник. Слабость веры... и скудость упования помилования производятся врагом нашим (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 30). Источник. ...Ждите желаемого, но не предрешайте, что так и определит Господь, а предавайте сие на волю Его с полною покорностию принять от Господа, что благоугодно Ему будет послать вам (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 152). Источник. Предайте себя в руки Божии... И Он не оставит вас... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 169). Источник. Коль скоро упованием мало-мало отклонитесь от Господа, все дело тогда покривляется: ибо тогда Господь отступает, говоря как бы: ну и оставайся с тем, на что упование полагаешь (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 172). Источник. Чувство упования на Бога – великое дело. Оно есть итог всех чувств наших к Богу, особенно глубокой веры в Промысл о нас Божий (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 52). Источник. Уповайте на Господа, Он блюдет тех, которые Ему себя посвящают (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 68). А если все упование свое возложите на Господа, то Он непременно доведет вас до конца. Сомнения в этом не допускайте даже на волос (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 72). Источник. Внимайте себе и, Господа предзря перед собою, Ему предавайте себя. Однако же не для того, чтобы, сложивши руки, сидеть, а чтобы, ревнуя всесильною ревностию, успеха чаять от единой благодати (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 120). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Оставив св. мощи на хранение при церкви келлии Филарета, Феофан вернулся в свою каливу, около 8 месяцев мирствовал и посильно подвизался. Но в начале 1816 года Феофан, позабыв прещения святого за раздробление его мощей, вновь прогневал этим святого, ибо паломничество в пещеру св. Нила по открытии и перенесении его мощей еще больше возросло. Многие поклонники посещали Феофана, причем были и земляки с родины его. Феофану дарили деньги, прося его уделить им частицы мощей от его части, и Феофан уступил настояниям некоторых. По-видимому, и лавра 161 тоже уделила некоторые части, чем был весьма недоволен святой. Наконец, Феофан стал впадать в страсть человекоугодничества и сребролюбия, т. е. ухаживал за поклонниками, копил деньги, которые ему давали, и таким образом оказался снова на пути погибели. Он совершенно погиб бы, если бы святой не вернул его на путь спасения, обличив его грех и покарав его. 13 января 1816 г., в первом часу по заходе солнца, уснувшему в своей каливе Феофану явился святой Нил, во образе архимандрита Нафанаила, игумена лавры и потребовал, чтобы Феофан подал ему его ковчег с мощами. Феофан подал ковчег; святой же, открыв его и взглянув, сказал: «Где же остальное?» (Т. е. куда девались прочие части?) Феофан: «Я раздал». Святой: «Разве для того дал я тебе мощи, чтобы ты их раскидал?» Феофан: «Нужда была и отдал». Святой: «Какая могла быть нужда? Испытал ли ты когда-либо с самого твоего поселения здесь нужду в чем-либо? Кто же доставлял тебе доселе все это, неблагодарный? (Т. е. разве не исполнял я обещания своего промышлять о всем потребном для жизни твоей, а ты говоришь, что ради нужды отдал часть мощей моих за деньги?) Но ты нимало не признателен мне за это». Феофан: «Какой же признательности ты еще от меня требуешь?» (Т. е. ведь кажется, я все заповеди твои исполняю.) Святой: «Не наказывал разве я тебе, чтобы ты не связывался с ними, а ты зачем связался с ними?» (Т. е. с мирянами и земляками.) Феофан: «Я и не связываюсь с ними». Святой: «Да, ходить ты к ним — не ходишь, но лукаво ухаживаешь за ними.

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

Федотов Николай, протоиерей см. Николай (Федотов), обн. митрополит Федченко см. Вениамин (Федченко), митрополит Фейхтвангер Лион, немецкий писатель 404 Феликс, прокуратор 386 Феодор (Баженов), обн. епископ 967–968 Феодор (Бекаревич), обн. епископ 504, 968 Феодор (Лукин), обн. епископ 968–969 Феодор (Поздеевский) , архиепископ 249 Феодор (Преображенский), обн. епископ 969 Феодор (Турбин или Трубин), обн. архиепископ 970 Феодор, епископ, настоятель Данилова монастыря см. Феодор (Поздеевский) , архиепископ Феодорит Критский 415 Феодосий (Алмазов), архимандрит, автор воспоминаний 45 Феодосий (Сергеев), обн. епископ 970–971 Феодосий (Феодосиев), архиепископ 74, 782 Феодосий (Шахов), иеромонах 472 ’ Феодосий, епископ см. Феодосий (Феодосиев), архиепископ Феодосий, иеромонах 52 Феодосий, обновленческий епископ Полтавский 115 Феофан (Адаменко Василий Иванович), архимандрит 994–997, 1013, 1017 Феофан (Брюханов), обн. архиепископ 971 Феофан (Туляков), архиепископ см. Феофан (Туляков), митрополит Феофан (Туляков), епископ 45, 245 Феофан (Хомжа), обн. епископ 499 Феофан Затворник Вышенский, свт. 178 Феофан Прокопович , проповедник и государственый деятель 176 Феофан, епископ Калужский см. Феофан (Туляков), епископ Феофилакт (Клементьев), епископ 310, 313, 972–973 Феофилакт, епископ см. Феофилакт (Клементьев), епископ Фесвитянинов Дмитрий, обн. протоиерей г. Кушвы 570 Фетингор 140 Фетисов Н. Н., проф.-прот. 423, 496 Фетисов, проф. 363 Фивейский, обн. проф.-прот. Харьковской епархии 242 Филарет (Домрачев), обн. архиепископ 422, 531, 973–974 " Филарет (Дроздов) , свт., митрополит Московский и Коломенским 99, 178 Филарет (Лебедев), архиепископ 242 Филарет (Романов), патриарх Всероссийский 176, 481 Филарет (Яценко), обн. митрополит 48, 56, 499, 530, 555, 578, 598, 599, 601, 602, 974–975, 1016 Филарет, патриарх Московский см. Филарет (Романов), патриарх Всеросиийский Филарет, митрополит Ростовский см. Филарет (Романов), патриарх Московский Филарет, митрополит см. Филарет (Дроздов) , митрополит

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Источники и литература 1. Смирнов Ф.И. Богословское учение славянофилов перед судом проф. Линицкого//Православное обозрение. 1883. Ч. 3. 10. С. 273–295. 2. У Троицы в Академии. 1814–1914 гг. М., 1914. 3. Феофан Затворник , свт. Письма к протоиерею В. П. Нечаеву //Душеполезное чтение. 1909. Ч. 3. 4. Феофан Затворник , свт. Толкование послания апостола Павла к Римлянам (Главы I–VIII). М., 2006. 5. Феофан Затворник , свт. Толкование послания апостола Павла к Римлянам (Главы IX–XVI). М., 2006. 6. Феофан Затворник , свт. Толкование Послания апостола Павла к Коринфянам первого. М., 2006. 7. Феофан Затворник , свт. Толкование Послания апостола Павла к Коринфянам второго. М., 2006. 8. Феофан Затворник , свт. Толкование Послания апостола Павла к Галатам. М., 2005. 9. Феофан Затворник , свт. Толкование послания апостола Павла к Ефесянам. М., 2004. 10. Феофан Затворник , свт. Творения: толкования посланий апостола Павла: послание к Колоссаем и Филиппийцам. М., 1998. 11. Феофан Затворник , свт. Толкования Посланий апостола Павла к Солунянам, к Филимону, к Евреям. М., 2005. 12. Феофан Затворник , свт. Толкования Посланий апостола Павла: пастырские послания. М., 2005. 13. Хомяков А.С. Полное собрание сочинений: в 8 т. М., 1900. Т. 2. 3 Смирнов Ф.И. Богословское учение славянофилов перед судом проф. Линицкого//Православное обозрение. 1883. Ч. 3. 10. С. 292. 4 Критическая систематизация хомяковской экклесиологии представлена мной в монографии « " Церковь не Академия»: русское внеакадемическое богословие XIX в.», в настоящее время принятой к печати издательством ПСТГУ. Вследствие этого ниже даются ссылки только на самые важные цитаты или приводятся выходные данные уже опубликованных статей по известному конкретному вопросу. 6 См. подробнее: Khondzinskiy P., archpr. Yuri F. Samarin as a Commentator on Alexei S. Khomiakov’s Theological Works.//Religion and Culture in Russian Thought. Kraków, 2014. P. 86–93. 8 «Общины христианские, оторвавшиеся от Святой Церкви, не могли уже исповедывать (так как уже не могли постигать духом) исхождение Духа Святого от Отца одного, в самом Божестве; но должны были уже исповедывать одно только внешнее послание Духа во всю тварь, послание, совершаемое не только от Отца, но и через Сына» (Там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

113 Феофан, Затворник, святитель. Толкование первого послания св. апостола Павла к Коринфянам/святитель Феофан Затворник . – Москва, 1893. – С. 589–590. Эту мысль свт. Феофан кратко комментирует еще раз в толковании второго послания к Коринфянам: «...Храмина та – будущее тело – будет вечно; ибо будет составлено не из грубых стихий, самым образом сочетания своего предрекающих разрушение и разложение, а из элементов нетленных или из одной стихии небесной» (Феофан, Затворник, святитель. Толкование второго послания св. апостола Павла к Коринфянам/святитель Феофан Затворник . – Москва, 1894. – С. 169). 114 Феофан, Затворник, святитель. Письмо 264.//Собрание писем: в 2 вып./святитель Феофан Затворник . – Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и издательства Паломник, 1994. Вып. 2. – С. 107–108. К теме эфира свт. Феофан возвращается не раз, например, в одном из писем, помещенных в книге «Что такое духовная жизнь»: «Если вы не забыли, когда-то я заводил с вами речь о некоей тонкой – претонкой стихии, которая тоньше света. Зовут ее эфир. И пусть, не в имени дело, а в признании, что она есть. Я признаю, что такая тончайшая стихия есть, все проникает и всюду проходит, служа последней гранью вещественного бытия. Полагаю при этом, что в этой стихии обитают все блаженные души – ангелы и святые Божии! – сами будучи облечены в некую одежду из этой же стихии. Из этой же стихии оболочка души нашей (при этом слове понимайте еще и дух, который есть душа нашей души человеческой). Сама душа – дух невещественна; но оболочка ее – из этой тонкой невещественной стихии. Тело наше грубо, а та оболочка души – тончайшая есть и служит посредницею между душею и телом. Через нее душа действует на тело и тело на душу» (Феофан, Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настрюить я/святитель Феофан Затворник . – Москва, 1914. – С. 48–49). С тончайшем теле души и физическом теле как ее одежде, говорил уже прп. Макарий Великий († ок. 390): «Душа, будучи тонким телом, обложилась и облеклась членами сего тела, облеклась оком, которым смотрит, облеклась и этим ухом, которым слышит, и рукою, и ноздрями, и одним словом, душа облеклась всеми членами тела и срастворилась с ними; вследствие чего и совершает все отправления, какие предлежат ей в жизни» (Макарий, Великий, преподобный. Слово 5 (6). О возвышении ума/преподобный Макарий Великий //Духовные беседы, послания и слова. – Свято -Троицкая Сергиева Лавра, 1904. – С. 406.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Т. 1. Изд. 3-е. – М.: Типо-литогр. И. Ефимова, 1895. – 638, II с.; Т. 2. – М.: Типолит. Ефимова. 1884 – 810 с.; Т. 3. – М.: Типо-лит. Ефимова. 1888 – 486 с.; Т. 4. – М.: Типо-лит. Ефимова. 1889 – 653 с.; Т. 5. – М.: Типо-лит. Ефимова. 1890 – 521 с. 3 . Древний Патерик, изложенный по главам, перевод с греческого. Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. М. Типо-литография И. Ефимова. 1899. С. 428, II. 4 . Климент (Капалин Г. М.), митрополит Калужский и Боровский. Святитель Феофан Затворник о молитве Иисусовой по материалам его переписки периода пребывания в Вышенской пустыни//Труды по русской патрологии. Вып. 4. Калуга, 2019. С. 5–11. 5 . Климент, митрополит Калужский и Боровский (Г. М. Капалин). Выбор духовного пути (по святителю Феофану Затворнику )//Богословско-исторический сборник. Калужская духовная семинария. Калуга, 2014. 6. – С. 3–10. 6 . Митерикон: Собр. наставлений аввы Исайи всечестной инокине Феодоре/Пер. с греч. Епископа Феофана. – М., 1891. – 199 с. 7 . Невидимая брань. Перевод с греческого епископа Феофана. М. Типо-литография И. Ефимова. 1912. С. 296, IV. 8 . Слова преподобного Симеона Нового Богослова . В переводе на русский язык епископа Феофана. М. Университетская типография. 1882. Вып. I, с. 453, VI; Вып. II, с. 550, VI. 9 . Феофан, епископ. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. СПб., Типо-литография М. П. Фроловой. 1901. С. 367, II. 10 . Феофан, епископ. Начертание христианского нравоучения» М., Типо-литогр. И. Ефимова. 1895. С. 330. 11 . Феофан, епископ. Письма о духовной жизни. М. Типолитография И. Ефимова. 1897, с. 253, II. 12 . Феофан, епископ. Письма о христианской жизни. Изд. 3-е. М, Типо-лит. И. Ефимова, 1908. – 268, II с. 13 . Феофан, епископ. Путь ко спасению. (Краткий очерк аскетики). Третья часть. Начертание христианского нравоучения. М., Типо-Литогр. И. Ефимова. 1908. С. 346, VIII, II. 14 . Феофан, епископ. Слова к владимирской пастве преосвященного Феофана. – Владимир: тип. Губернского. правления, 1869. – VIII, 684 с. 15 . Феофан, епископ. Слова к тамбовской пастве Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого в 1859 и 1860 годах.СПб.: тип. Штаба воен.-учеб. заведений, 1861. – 326 с. 16 . Феофан, епископ. Слова Санкт-Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана. – СПб., 1859. – 327 с. 17 . Феофан, епископ. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Изд. 6-е. М., 1914. 280 (VII) c. 18 . Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Минск, 2006. 608 с. 1 То есть в неразлучном соединении с Богом умом и сердцем, в особенности это происходит в молитве. Читать далее Источник: Климент (Г.М. Капалин), митрополит Калужский и Боровский. Учение святителя Феофана Затворника о христианском подвиге//Труды по русской патрологии (Научный журнал Калужской духовной семинарии). 2022. 3 (15). С. 9–37. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В 1905 году вышла его магистерская диссертация, после чего архимандрит Феофан был возведен в звание экстраординарного профессора, а также утвержден в должности инспектора Академии. В том же году он был впервые принят Государем Императором Николаем и вскоре получил предложение стать духовником Царской Семьи. Архимандрит Феофан не был политическим или административным советником Императора –– он был “совестью Царя” и оказывал доброе влияние на всю Августейшую Семью. 1 февраля 1909 года его назначили ректором Санкт-Петербургской Духовной Академии, а через три недели, 22 февраля, в соборе Александро-Невской Лавры Первенствующий Член Святейшего Синода, Высокопреосвященный Антоний (Вадковский) и другие прибывшие в столицу иерархи совершили хиротонию архимандрита Феофана во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Новопосвященный епископ Феофан получил в подарок от Государя Николая Государыни Александры Федоровны и всей Августейшей Семьи панагию, такую же, какую носил затворник Вышенский Преосвященный Феофан, – с изображением Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Почти двадцать лет, с 1891 по 1910 год, провел владыка Феофан в стенах Санкт-Петербургской Духовной Академии, подвизаясь одновременно на трех поприщах: научно-академическом, пастырско-священническом и монашеско-аскетическом. Он прошел путь от студента Академии до ее ректора. Особое место в эти годы в его душе занимал Валаамский монастырь, где он часто уединялся. Нередко также он ездил к старцам в Гефсиманский скит Троице-Сергиевой Лавры, где в начале ХХ века подвизались два благодатных старца – отец Исидор и отец Варнава. В 1910 году был переведен в Крым – на Симферопольскую кафедру. 25 июня 1912-го святитель Феофан назначен епископом Астраханским. На новом месте служения Владыка перенес изнурившую его малярию, обострились и давнишние болезни горла. В следующем, 1913-ом, году владыка Феофан возвратился в центральный регион империи – в Полтаву – с повышением в сане: архиепископ Полтавский и Переяславский. На Полтавской кафедре архиепископ Феофан прослужил до 1919 года. О служении в этом городе в книге “Духовник Царской Семьи. Святитель Феофан Полтавский (1874– 1940)” рассказывается так:

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010