В середине 20-х годов русские беженцы эмигрируют «глубже» в Европу, в поисках лучшей судьбы и благоприятных мест многие покидают Германию. Почти в два раза увеличивается число русских эмигрантов во Францию – 110 тысяч человек. Поэтому архиепископ Евлогий, возведенный к этому времени Патриархом Тихоном в митрополиты, решает перенести центр своей епархии во Францию, в Париж, куда он окончательно переезжает к Рождеству 1923 года. В начале 30-х годов русские православные приходы, ввиду некоторых объективных обстоятельств, должны были признать над собой иную духовную власть — так называемой Русской Зарубежной Церкви и её епископа. В сороковые годы, во время второй мировой войны, православные храмы в Германии уже не закрывались, как в первую мировую. Более того, православные приходы стали единственным прибежищем для соотечественников-военнопленных и насильно вывезенных в Германию на работы. По некоторым подсчетам, в 1941-1945 гг. во всех частях Германии находилось около 10 млн человек. После войны, к концу 1945 года, в разделенной Германии всё еще проживало около 4 млн человек, в том числе священников, которые после войны остались здесь служить в храмах. Последующие годы XX века можно назвать благоприятными для церковной жизни: восстанавливаются старые храмы и даже возводятся новые: в Бишофсхайме, Гамбурге (новый храм построен в 1964 году), Франкфурте-на-Майне, Мюнхене. Для Церкви стали возможны богослужение и проповедь, социальная забота о людях и благотворительность, духовное просвещение, работа с детьми и молодежью. На середину 90-х гг. прошлого века пришелся пик эмиграции в Германию русскоязычных граждан из России и стран бывшего Союза: за последние 20 лет в Германию прибыло более 4 млн человек, многие из которых являются православными. Увеличение паствы Берлинской и Германской епархии привело к открытию новых приходов. С 1992 года правящим архиереем Берлинско-Германской епархии является Архиепископ Берлинский и Германский Феофан (Галинский). Когда архиепископ Феофан прибыл на кафедру, в епархии было только двенадцать приходов. Сейчас – 91. Епархия разделена на пять благочиний: северное, Баварско-Гессенское, южное, западное и восточное. На приходах епархии несут свое служение 69 штатных священников и 13 диаконов. Приходы Русской Православной Церкви расположены во всех крупных городах Германии. В 2006 году Русской Православной Церкви был передан усадебный комплекс в восточной Германии в земле Бранденбург под основание мужского монастыря св. Георгия Победоносца, призванного стать духовным центром не только Германии но и центральной Европы.

http://azbyka.ru/palomnik/Берлин

934. Антоний (Мельников), митр. Ленинградский и Новгородский . К 175-летию Ленинградской духовной академии (1809–1984)//БТ. 1986. Сб.: 175-летие ЛДА. С. 5. 935. Вербицкая Л. А. Приветствие от СПбГУ [юбил. конф. СПбДАиС. 25–26 дек. 1996 г.]//ХЧ. 1997. 14. С. 23. 936. Евгений (Решетников), архиеп. Верейский. Приветствие от Учебного комитета при Священном Синоде и МДА [юбил. конф. СПбДАиС. 25–26 дек. 1996 г.]/Евгений, еп. Верейский//ХЧ. 1997. 14. С. 18–19. 937. Забуга Н. Приветствие от Киевской духовной академии и семинарии [юбил. конф. СПбДАиС. 25–26 дек. 1996 г.]//ХЧ. 1997. 14. С. 24. 938. Илия II (Шиолашвили), католикос-патриарх всея Грузии. Слово, произнесенное в СПбДА по случаю ее 50-летия//ХЧ. 1996. 13. С. 10–12. 939. Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. Приветственный адрес [юбил. конф. СПбДАиС. 25–26 дек. 1996 г.]//ХЧ. 1997. 14. С. 15–16. 940. Мисиюк В . Приветствие от «Синдесмоса» [юбил. конф. СПбДАиС. 25–26 дек. 1996 г.]//ХЧ. 1997. 14. С. 27. 941. Стойков В., прот. Начало юбилейных торжеств: [Праздник св. ап. Иоанна Богослова и юбилеи СПбДА: 275-летие со дня основания и 50-летие со дня восстановления]//ХЧ. 1996. 13. С. 5–9. 942. Стойков В., прот. Венец юбилея: [О юбил. торжествах в СПбДА в дек. 1996 г.]//ХЧ. 1997. 14. С. 5–10. 943. Феофан (Галинский), архиеп. Берлинский и Германский. Приветствие от Берлинской епархии [юбил. конф. СПбДАиС. 25–26 дек. 1996 г.]//ХЧ. 1997. 14. С. 25–26. 944. Яковлев В. А. Приветствие губернатора С.-Петербурга... [юбил. конф. СПбДАиС. 25–26 дек. 1996 г.]//ХЧ. 1997. 14. С. 17. См. также 3023. Учебный процесс и научно-исследовательская деятельность 945. Иннокентий (Павлов), игум. Санкт-Петербургская духовная академия как церковно-историческая школа//БТ. 1986. Сб.: 175-летие ЛДА. С. 211–268. 946. Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. Богословское образование в Петербурге – Петрограде – Ленинграде: традиция и поиск/Кирилл, архиеп. Выборгский//БТ. 1986. Сб.: 175-летие ЛДА. С. 6–34. 947. Мустафин В., прот. Философские дисциплины в Санкт-Петербургской духовной академии//БТ. 1986. Сб.: 175-летие ЛДА. С. 186–191.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По окончании обширной реконструкции 26 октября 1953 собор был освящен архиепископом Борисом (Виком). Свято-Владимирская домовая церковь на Находштрасе в войну сильно пострадала от бомб и после своего восстановления действовала до 1978 как немецкая община в юрисдикции Московского Патриархата. Хотя собор попал в западный сектор города, настоятель признал юрисдикцию Московского Патриархата после приходского собрания, составленного из советских солдат. Берлинскую кафедру возглавил архиепископ Брюссельский Александр (Немоловский), живший сперва при Тегельской, а затем при Потсдамской церкви (см. 26). С этого времени настоятелями Воскресенского кафедрального собора всегда были архиереи Московского Патриархата, которые часто менялись и контролировались КГБ. С 1951 они проживали на вилле в районе Карлсхорст, в котором размещалось командование советскими оккупационными войсками. На вилле была устроена домовая церковь. С 1992 причт собора возглавляет архиепископ Берлинский и Германский Феофан (Галинский). Общее число прихожан приблизилось к 2000 человек и постоянно растет за счет новых эмигрантов. Около 10 % богомольцев составляют православные немцы, для которых с 1951 свершаются службы на немецком языке. На этом же языке проходят занятия в открытой в 1997 воскресной школе. Клир состоит из двух священников и трех диаконов. Все усилия РПЦЗ вернуть здание встречали после войны противодействие со стороны властей Западного Берлина. На сегодня этот вопрос закрыт, и РПЦЗ в 2003 согласилась приспособить для богослужения протестантскую кирху на кладбище, куда хотела переехать из небольшой квартиры Покровская община, но этот план сорвался. Пятикупольный собор, в 2000 признанный памятником архитектуры, стоит на краю площади, на небольшом возвышении, среди зелени, и отличается простой композицией: центральный четверик завершен закомарами и увенчан световым барабаном с шлемовидным куполом, покрытым темной медью. К основному объему примыкают боковые низкие притворы. Гладкие светлые стены расчленены лопатками и прорезаны высокими полуциркульными заглубленными окнами. Входной портал оформлен аркой, опирающейся на две колонны, и украшен иконой и крестом. На восточном фасаде возвышается звонница.

http://sobory.ru/article/?object=24490

Поэтому уже в 1990-е гг. два берлинских владыки — епископ Марк (Арндт) от Русской Зарубежной Церкви и архиепископ Феофан (Галинский) от Московского Патриархата начали переговоры, провели девять совместных заседаний в Германии, нашли точки соприкосновения и заявили, что признают благодать друг друга. Если бы руководство Зарубежной Церкви не попыталось тогда создать свою иерархию в России, то процесс объединения мог бы начаться и раньше. И, вне всякого сомнения, это произошло бы на более выгодных для Русской Зарубежной Церкви условиях. Но начавшиеся тогда конфликты отзывались печальным эхом до начала 2000-х годов, и начало объединительного процесса было отложено на 10-15 лет. И это несмотря на то, что Московский Патриархат делал шаги к примирению неоднократно. Но лишь когда Русскую Зарубежную Церковь возглавил митрополит Лавр (Шкурла) , процесс по-настоящему начался. И когда приступили к работе комиссии Московского Патриархата и Зарубежной Церкви, то убедились почти сразу, что серьезных разногласий на самом деле нет. Все принципиальные вопросы с Зарубежной Церковью были решены уже на двух-трех заседаниях комиссий, на остальных встречах обсуждались уже вопросы технические — о клириках, поменявших юрисдикцию, о спорной недвижимости и т.д. И наконец, Зарубежной Церкви нужно было разорвать общение со старостильными группами Греции, Болгарии и Румынии, что она со своей стороны выполнила. — Как был воспринят «Акт о восстановлении канонического общения» в приходах Русской Церкви за границей? Есть ли свидетельства, что общение было восстановлено не только на бумаге, но и на уровне приходов и мирян? — Большинство клира Русской Зарубежной Церкви было готово к объединению задолго до начала переговоров. Даже в 1980-е годы резко отрицательное отношение к Московской Патриархии было примерно лишь у четверти священнослужителей Зарубежной Церкви. В основном же люди не понимали, почему разделение до сих пор не преодолено. И естественно, что на низовом уровне контакты имели место. А потом был визит в Россию большой делегации во главе с митрополитом Лавром, было принесение мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары, совместные конференции. Единство не было искусственным, оно было органичным, поскольку назрело задолго до официального примирения.

http://patriarchia.ru/db/text/5739797.ht...

Формально в пределах своей компетенции земельные правительства полностью независимы от Правительства ФРГ. В вопросах, относящихся к ведению федерации, на них возложено исполнение соответствующих федеральных законов. Замыкают структуру органов исполнительной власти местные администрации (муниципалитеты). Они подчинены земельным правительствам в вопросах, отнесенных к ведению самих земель. Религия Доминирующей религией в Г. является христианство, представленное преимущественно протестантизмом (ок. 32% верующих - лютеране-евангелики и реформаты, объединенные в Евангелическую Церковь Германии , 2,5% населения принадлежит к др. протестант. деноминациям: меннонитам , баптистам , методистам, «Движению святости» , пятидесятникам; с сер. XX в. стало увеличиваться число т. н. независимых протестант. церквей, в основном харизматического характера) и Римско-католической Церковью (ок. 32% верующих объединенной Г.). Православие исповедует 1,2%. Верующие Древних Восточных (дохалкидонских) Церквей принадлежат к арм., копт., эфиоп. и проч. диаспорам (0,1%). Приверженцы ислама в Г. составляют ок. 4%, исповедующие иудаизм - 0,15%. Проч. религии (буддизм, индуизм, сикхизм, племенные верования) распространены среди иммигрантов (0,4%). Ок. 0,15% составляют представители т. н. Новых религ. движений. 25,5% верующих не причисляют себя ни к одной из религий. Количество атеистов в Г. составляет 2,2%. Православные Церкви в наст. время представлены в Г. общинами Московского, К-польского, Румынского, Сербского, Грузинского, Болгарского и Антиохийского Патриархатов, а также РПЦЗ. Православие является 3-й по численности христ. конфессией в ФРГ после протестантов и римо-католиков. Всего насчитывается ок. 1 млн правосл. верующих. В состав Московского Патриархата входит Берлинская и Германская епархия , объединяющая на территории ФРГ 42 прихода, в к-рых действуют 22 храма, численность священнослужителей - 33 священника и 8 диаконов (янв. 2005). Правящий архиерей - архиеп. Феофан (Галинский ; с 1991). Согласно статистике, на кон.

http://pravenc.ru/text/164803.html

В 1981 г. ОВЦС возглавил Минский и Белорусский митр. Филарет (Вахромеев) . При нем состоялся переезд отдела из особняка на ул. Рылеева в новое здание в Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника московском мужском монастыре . Сотрудники ОВЦС активно участвовали в подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси. Заместителями председателя ОВЦС в тот период были Солнечногорский еп. Сергий (Фомин ; впосл. митрополит), Каширский еп. Феофан (Галинский ; впосл. архиепископ), Подольский еп. Владимир (Иким ; впосл. митрополит). На рубеже 80-х и 90-х гг. XX в. на фоне прекращения антирелиг. политики Советского гос-ва деятельность ОВЦС была расширена. Отдел поддерживал связь священноначалия РПЦ с высшими органами гос. власти, с политическими партиями и общественными организациями, международными межправительственными структурами. В 1989 г. председателем ОВЦС стал Смоленский архиеп. Кирилл (Гундяев; впосл. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ). На фоне политического и экономического кризиса Советского гос-ва кон. 80 - нач. 90-х гг. ХХ в. ОВЦС испытывал финансовые трудности, однако архиеп. Кирилл сумел не только сохранить кадровый костяк отдела, но и привлечь в ОВЦС новых сотрудников, среди к-рых были свящ. Николай Балашов, иером. Иларион (Алфеев ; впосл. митрополит), А. В. Булеков (впосл. архим. Филарет), Е. С. Сперанская и др. Заместителями председателя ОВЦС в тот период были Калужский и Боровский архиеп. Климент (Капалин ; впосл. митрополит), прот. Виктор Петлюченко, архим. Феофан (Ашурков ; впосл. митрополит), Дмитровский еп. Иннокентий (Васильев ; впосл. митрополит), Егорьевский еп. Марк (Головков ; впосл. митрополит). 12 авг. 1992 г. Синод утвердил Устав ОВЦС. До сер. 90-х гг. XX в. ОВЦС был единственной централизованной общецерковной структурой Московского Патриархата с аппаратом сотрудников, способным решать все возникающие в жизни Церкви вопросы. Сотрудники ОВЦС самым деятельным образом участвовали в организации и проведении всех общецерковных мероприятий, в т. ч. Поместных и Архиерейских Соборов, международных и внутренних встреч и заседаний, конференций и т. д. В кон. 80-х и нач. 90-х гг. XX в. в ОВЦС была разработана и начала реализовываться концепция возрождения церковной жизни, в результате чего из ОВЦС были выделены Синодальный отдел религиозного образования и катехизации , Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению , Синодальный миссионерский отдел , Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями .

http://pravenc.ru/text/Отдел внешних ...

Митрополит Никодим также содействовал духовному развитию одаренного студента и ­благословил его на принятие монашества. 4 января 1976 года Олег Галинский принял иноческий постриг. Он был наречен Феофаном, в память преподобного Феофана Исповедника, творца канонов, епископа Никейского (ок. 850). В самом выборе имени, данном постриженику митрополитом Никодимом, нельзя не усмотреть пророческого предвидения дальнейшего жизненного пути инока Феофана (Галинского), отмеченного знаком исповедничества. Даже скромное желание юноши поступить в духовную семинарию в 70-х годах было уже само по себе родом исповедничества, если помнить, что официальная психиатрия того времени признавала интерес к Библии и веру в Бога симптомом психического заболевания. Выбор имени также указывал на духовные интересы молодого богослова. Преподобный Феофан, как свидетельствует его житие, «с братом своим Феодором обучился всякой книжной премудрости и был искусным философом». Под «философом» подразумевался тогда среди образованных византийцев любитель мудрости, т. е. ученый, посвятивший себя исследованию высших вопросов бытия: о Боге, о начале и законах мира, о предназначении человека и конечных целях существования мира. Нетрудно заметить, что именно этот круг вопросов для владыки Феофана был неизменно предметом самого пристального изучения. Вскоре после монашеского пострига он был рукоположен в иеродиакона митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом, а 17 апреля 1977 года — в иеромонаха ректором Ленинградской духовной академии архиепископом Выборгским Кириллом. К этому времени иеромонах Феофан глубоко усвоил традиции Ленинградских духовных школ, в том виде, в котором они сложились во времена митрополита Никодима, стремившегося создать новый тип ученого монашества, соединявшего в себе богословские знания, благоговение при совершении службы и жертвенную готовность отстаивать интересы Церкви перед лицом внешнего мира. Для пользы Церкви В слове на отпевании митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима в 1978 году архиепископ Выборгский Кирилл отметил главную черту идеала, воплощенного в жизни этим выдающимся иерархом, подчеркнув, что «его действия, его устремления основывались только на одном: принести в меру своих сил пользу Христовой Церкви, которой он посвятил свою жизнь».

http://e-vestnik.ru/history/pastyr_dobry...

Митрополит Никодим также содействовал духовному развитию одаренного студента и ­благословил его на принятие монашества. 4 января 1976 года Олег Галинский принял иноческий постриг. Он был наречен Феофаном, в память преподобного Феофана Исповедника, творца канонов, епископа Никейского (ок. 850). В самом выборе имени, данном постриженику митрополитом Никодимом, нельзя не усмотреть пророческого предвидения дальнейшего жизненного пути инока Феофана (Галинского), отмеченного знаком исповедничества. Даже скромное желание юноши поступить в духовную семинарию в 70-х годах было уже само по себе родом исповедничества, если помнить, что официальная психиатрия того времени признавала интерес к Библии и веру в Бога симптомом психического заболевания. Выбор имени также указывал на духовные интересы молодого богослова. Преподобный Феофан, как свидетельствует его житие, «с братом своим Феодором обучился всякой книжной премудрости и был искусным философом». Под «философом» подразумевался тогда среди образованных византийцев любитель мудрости, т. е. ученый, посвятивший себя исследованию высших вопросов бытия: о Боге, о начале и законах мира, о предназначении человека и конечных целях существования мира. Нетрудно заметить, что именно этот круг вопросов для владыки Феофана был неизменно предметом самого пристального изучения. Вскоре после монашеского пострига он был рукоположен в иеродиакона митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом, а 17 апреля 1977 года — в иеромонаха ректором Ленинградской духовной академии архиепископом Выборгским Кириллом. К этому времени иеромонах Феофан глубоко усвоил традиции Ленинградских духовных школ, в том виде, в котором они сложились во времена митрополита Никодима, стремившегося создать новый тип ученого монашества, соединявшего в себе богословские знания, благоговение при совершении службы и жертвенную готовность отстаивать интересы Церкви перед лицом внешнего мира. Для пользы Церкви В слове на отпевании митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима в 1978 году архиепископ Выборгский Кирилл отметил главную черту идеала, воплощенного в жизни этим выдающимся иерархом, подчеркнув, что «его действия, его устремления основывались только на одном: принести в меру своих сил пользу Христовой Церкви, которой он посвятил свою жизнь».

http://pravoslavie.ru/117269.html

Берлинская и Германская епархия (нем.  Berliner Diözese der Russischen Orthodoxen Kirche) — епархия Русской православной церкви Московского патриархата, объединяющая приходы на территории Германии. Учреждена в 1921 году. На 2014 год в епархии было 88 приходов, 60 священников и 10 диаконов. Епархия разделена на Северное, Баварско-Гессенское, Южное, Западное и Восточное благочиния. Свято-Воскресенский Собор — главный (кафедральный) собор епархии. Правящий архиерей — архиепископ Берлинский и Германский Феофан (Галинский) (с 1991 года; 25 февраля 1996 возведён в сан архиепископа). История [ править править код ] В XVIII—XIX веках православные приходы и храмы на территории Германии в основном возникали при русских дипломатических учреждениях и в местах наиболее массового проживания российских подданных (как правило, в курортных городах). Появлению новых приходов способствовали тесные родственные связи между правящими династиями и аристократией. После 1917 года русское православное население Германии стало резко увеличиваться за счёт покинувших Россию эмигрантов. 8 апреля 1921 года Патриарх Тихон, ссылаясь на постановление ВЦУ за границей от 19 ноября 1920 года, своим указом поручил управление приходами в Западной Европе архиепископу Волынскому Евлогию (Георгиевскому), оказавшемуся в эмиграции в числе других иерархов РПЦ. Местом пребывания архиепископа Евлогия стало здание Александровского приюта в Берлине, куда он прибыл вместе с архимандритом Тихоном (Лященко). Напряжённость, а впоследствии разрыв в отношениях между главой РПЦЗ Антонием (Храповицким) и проживающим с 1922 года в Париже митрополитом Евлогием вызвали разделение православных общин в Германии. На Архиерейском Соборе РПЦЗ в Сремских Карловцах в июне 1926 года Германия была выделена в самостоятельную епархию во главе с Тихоном (Лященко). В юрисдикции РПЦЗ оказались почти все приходы в Германии. После прихода в 1933 году к власти Адольфа Гитлера государство стало оказывать давление на приходы митрополита Евлогия, который 10 июня 1931 года был уволен Сергием (Страгородским) и затем перешёл в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, и настаивало на их подчинении епископу Берлинскому Тихону (Лященко).

http://azbyka.ru/palomnik/Германия

Смоленский архипастырь часто приглашал в семинарию для чтения лекций ведущих богословов, библеистов, патрологов и историков из-за рубежа. В их числе были такие известные в мире церковной науки профессора, как Карл Фельми (догматика, Германия), Дмитрий Поспеловский (история Русской Церкви, Канада), Эрнст Суттнер (литургика, Австрия), иеромонах Михаил Арранц (литургическое богословие, Италия), священник Фиоренцо Реати (религиозная философия, Италия) и другие. Лекции по сравнительному богословию читали также протестантские и католические священники. «Мы узнавали о разных традициях. С нами делились самыми свежими научными данными. Интернета же не было, как сейчас. И каждый приглашенный преподаватель был для нас настоящим открытием. Не только приехавшие из-за рубежа, но и свои, — вспоминает доцент кафедры богословия протоиерей Андрей Мельничук (выпускник 2003 года, сын протоиерея Александра Мельничука). — Как, например, протоиерей Владимир Мустафин или протоиерей Георгий Митрофанов». Выпускники тех лет говорят, что из-за огромного объема информации учиться было трудно, но стремление к новым знаниям помогало преодолевать все трудности. Дух свободы «Самое главное, что здесь было и есть, — это, попечением владыки Кирилла, дух свободы. Свободы обсуждения и высказывания мнений. С преподавателями можно было говорить на любые темы, никогда никого не наказывали и не высмеивали за глупый или неудобный вопрос, а плюрализм мнений, наоборот, только приветствовался, — вспоминает проректор по учебной работе СПДС священник Олег Ребизов (выпускник 1996 года). — В семинарии воспитывались мыслящие священнослужители, которые могли свободно ответить на любой вопрос». Архипастырь стремился познакомить будущих священников с практикой духовной жизни и служения и приглашал в семинарию заслуженных и опытных архиереев. Частыми гостями были  митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) , епископ (ныне  митрополит) Новгородский и Старорусский Лев ,  архиепископ Берлинский и Германский Феофан (Галинский) . На общих и частных беседах с ними студенты узнавали для себя много нового о духовных школах и церковной жизни в других епархиях, знакомились с жизненным опытом мудрых наставников.

http://75.patriarchia.ru/db/text/5864778...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010