Осведомились очень подробно о новом ораторе, разобрали его сочинения и нашли, что еретичествует. А между тем Феофан уже говорит предики в Петербурге, скоро будет архиереем. Стефан внушает благочестивейшему государю, что Феофан «имеет препятие к великому архиерейскому сану, потому что в своем учении не согласен с православною церковию, заражен язвою кальвинскою». Феофан оправдывался; кому рассудить? Противники говорили, что Феофан заражен язвою кальвинскою; Феофан обличал их в католических стремлениях; он пользовался благоприятным временем – судом над царевичем Алексеем, раздражением Петра против архиереев, в которых он замечал сочувствие к царевичу – сочувствие, происходившее от вражды к делу преобразования. Феофан, громя в проповедях врагов царских, в то же время громил и собственных врагов. «Многие мыслят, – говорил он, – что не все люди обязаны повиновением властям, что некоторые исключаются, именно священство и монашество. Это терн, жало змеиное, дух папский, неизвестно как нас коснувшийся; священство есть особое сословие в государстве, а не особое государство в государстве. Дошло до того, что самые бездельные люди пустились в дело, и дело мерзкое и дерзкое; дрожди народа, души дешевые, люди, родившиеся только для поядения чужих трудов, и те восстают на государя своего, на Христа господня! Да вам, когда вы хлеб ядите, надобно было бы удивляться и говорить: откуда мне это». 1 июня 1718 года Феофан был посвящен в епископы псковские. Когда приехал в Петербург Яворский, Петр поручил Мусину-Пушкину свести с ним Феофана, и между обоими архиереями произошло примирение, по крайней мере видимое. Царь уже объявил, что «для лучшего управления мнится быть удобно Духовной коллегии». Яворский не разделял этого мнения царского; Феофан разделял его, и потому он должен был принять на себя составление регламента для новой коллегии. Современники передавали следующий разговор Петра с Феофаном. Петр: Скоро ль наш патриарх поспеет (регламент)? – Феофан: Скоро, я дошиваю ему рясу. – Петр: А у меня шапка для него готова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В 1842 году отец Феофан был определен инспектором Новгородской Духовной семинарии и преподавателем психологии и логики, а через два года был переведен в Санкт-Петербургскую Духовную Академию на должность бакалавра по кафедре нравственного и пастырского богословия. С 22 марта 1845 года помощника инспектора Академии, а 3 июля был назначен членом Комитета для рассмотрения конспектов преподаваемых в семинарии учебных предметов. В 1847 году отец Феофан был назначен членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, которую в то время возглавлял архимандрит Порфирий (Успенский) . В Иерусалиме отец Феофан прекрасно изучил греческий язык, занимался еврейским и арабским языками, а также иконописью. К этому времени относится начало собирания будущим святителем рукописей и печатных изданий, которые он затем переводил с греческого языка на русский. В 1853 году в связи с начавшейся Крымской войной Миссия была отозвана в Россию. По пути в Россию члены Миссии побывали во многих европейских городах. В Риме архимандрит Порфирий и иеромонах Феофан были на аудиенции у Папы. 14 апреля 1855 года иеромонах Феофан был возведен в сан архимандрита и назначен в Санкт-Петербургскую Духовную Академию преподавателем канонического права. 15 сентября 1855 года архимандрит Феофан был назначен ректором Олонецкой Духовной семинарии. На этой должности он много потрудился в борьбе с расколом, организовал миссионерский класс для учеников высшего отделения, открыл противораскольническую библиотеку. В 1856 году архимандрит Феофан был послан в Грецию настоятелем посольской церкви в Константинополе. 1 мая 1857 года ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии епископ Винницкий Макарий (Булгаков) был перемещен на Тамбовскую кафедру, а 13 мая на должность ректора был назначен архимандрит Феофан. Ему также поручили наблюдение за преподаванием Закона Божия во всех светских учебных заведениях Петербурга. Кроме того, архимандрит Феофан председательствовал в учрежденном при Академии Комитете по изданию византийских историков в русском переводе, а с 1858 года, когда официально возобновили перевод Библии на русский язык, стал председателем учрежденного при Академии Комитета. Одновременно он редактировал журнал «Христианское чтение».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С разрешения академического и высшего духовного начальства 15 февраля 1841 г. он принял постриг с именем Феофан. Чин пострижения был совершен в Свято-Духовской церкви Киево-Братского монастыря ректором академии архимандритом Иеремией, который был впоследствии архиепископом Нижегородским. С апреля 1841 г. Феофан тем же Иеремией (в то время уже епископом Чигиринским, викарием Киевского митрополита) в большом Успенском соборе Киево-Печерской лавры рукоположен был в иеродиакона, а 1 июля — в иеромонаха. Во время этой важной перемены в своей жизни иеромонах Феофан продолжал учебу в академии и писал курсовое сочинение на тему: «Обозрение подзаконной религии». Он успешно сдал выпускные экзамены, а курсовое сочинение академическим ученым советом в числе лучших было отослано в Синод на рассмотрение. Постоянный член Синода митрополит Московский Филарет, строгий ценитель богословских сочинений, своим мудрым и проницательным взором заметил даровитость и трудолюбие отца Феофана. В 1841 г. иеромонах Феофан в числе первых закончил академию со степенью магистра. Началось время его служебной деятельности на учебно-воспитательном поприще. 27 августа 1841 года иеромонах Феофан был назначен ректором Киево-Софийского духовного училища, которое находилось под непосредственным наблюдением Киевского митрополита Филарета. Но недолго трудился отец Феофан в Киевском училище: 7 декабря 1842 года он был назначен инспектором Новгородской семинарии. Три года иеромонах Феофан был в Новгороде. За это короткое время он успел проявить себя как талантливый воспитатель и прекрасный преподаватель психологии и логики. Высшее духовное начальство высоко ценило нравственные качества и незаурядные умственные способности иеромонаха Феофана, и потому 13 декабря 1844 года он был переведен в Петербургскую духовную академию на должность бакалавра по кафедре нравственного и пастырского богословия. Сознавая великую ответственность перед Богом в деле духовного воспитания юношества, отец Феофан стремился действовать на будущих пастырей своей большой добротой, любовью и кротостью. Свой взгляд на духовно-педагогическую деятельность потом он выразил следующими словами: «Воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства, чтобы впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно. Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых». К преподаваемым предметам иеромонах Феофан относился с большим вниманием. Оставив философско-умозрительные методы работы, молодой богослов опирался на опыт аскетический и психологический. Главными после Священного Писания и творений святых отцов источниками его лекций были жития святых и психология.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Рука его, вывихнутая, которая выскочила совсем было из плечевого сустава назад, исцелилась и чудесно вошла в свое место на глазах всех священников еще раньше сего, а именно, при самом начале соборования, когда Феофан потерял сознание (следовательно, когда в видении ангел во образе юного монаха пришел к нему в темницу и отрешил руку его от оков). Феофан восстал с ложа совершенно здравым. Таким образом, наказание продлилось всего 12 дней — от 13 января, когда святой явился ему в сонном видении во образе архимандрита Нафанаила, отобрал свои мощи и объявил наказание (сказав), чтобы оно послужило в пример и прочим (т. е. тем, которые неблагоговейно и бесстрашно станут распоряжаться его мощами), и до 25 января, когда, явившись ему в видении во время соборования, святой совершенно исцелил его и снял наказание. После своего чудесного исцеления Феофан был совершенно здоров, как и раньше, ожидая истечения сорокадневного срока, чтобы получить обратно от святого отобранные мощи, как тот обещал ему. Сороковой день приходился как раз на неделю Просвещения; 21 февраля 1816 г. Феофан отправился на бдение в кириако (собор). Когда началась третья песнь канона, он пришел в исступление; ему в видении явился посланный из лавры с письмом, в котором Феофана немедленно требовали в лавру, чему Феофан весьма удивился и испугался, не зная, как отвечать посланному, но отцы скита понудили его идти, и он пошел. Войдя в лавру, перед зданием ризницы увидал он святого Нила во образе монаха Макария, раньше жившего в скиту и незадолго перед тем перешедшего в лавру; Феофан поклонился ему, не догадываясь, что это сам святой Нил; последний же спросил: «Как дела?» Феофан: «Вашими святыми молитвами, хорошо». Святой: «Как поживают отцы?» Феофан: «Как им поживать? Что им делается? Тебе их жизнь известна, от которой ты ушел, перейдя сюда; какое теперь тебе до них дело?» При этих словах святой укоризненно покачал головой и сказал: «Как это ты говоришь, что нет мне никакого дела до них? Не ради ли того, чтобы выкупить тебя, пленника, попался я сам в заключение в монастырь?» Феофан не понял, что этими словами святой намекал на то, что, милуя Феофана, допустил он отрыть свои мощи и перенести их в лавру.

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

Прп. Феофан Исповедник Сигрианский об исламе ПРАВОСЛАВИЕ.RU АПОЛОГЕТИКА     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ НЕДЕЛИ ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ПРП. ФЕОФАН ИСПОВЕДНИК СИГРИАНСКИЙ ОБ ИСЛАМЕ Из жития Прп. Феофан родился около 760 г. от благочестивых родителей Исаака и Феодоты. Отец его был знатным византийским чиновником, стратигом фемы Эгейского моря. Исаак, несмотря на своё иконопочитание, находился в таком доверии у императора-иконоборца Константина V (741-775), что тот лично заботился о том, чтобы рано осиротевший Феофан получил хорошее образование. Как и его отец, Феофан избрал карьеру чиновника и довольно быстро преуспел: при Льве IV (775-780) он, несмотря на свою молодость, был назначен стратором, а вскоре, вслед за этим, получил титул спафария. При том же императоре Феофан вступил в брак с Мегало, дочерью византийского патриция Льва. Брак однако был недолгим, и после смерти императора Льва супруги расстались, чтобы посвятить себя монашеской жизни. Прп. Феофан основал несколько монастырей. Развалины одного из них, " Великого поля " у Сигриана, игуменом которого был он сам, сохранились до наших дней на побережье Мраморного моря, между Кизиком и устьем Риндака. В монастыре святой отец отличался высокой подвижнической жизнью, основным его послушанием было переписывание книг богословского содержания. Житие указывает, что прп. Феофан принимал участие в VII Вселенском соборе в Никее (787 г), но имени его не встречается среди игуменов и архимандритов, подписавших деяния собора. В противоположность студитам, он занимал примиренческую позицию патриарха Тарасия в разногласиях, вызванных в Церкви расторжением брака Константина VI (780-797) . С возобновлением в 815 г. при Льве V (813-820) иконоборчества, преподобный был вызван имепратором в Константинополь, где ему приказали отречься от иконопочитания. Прп. Феофан отказался подчиниться и был за это заключён в тюрьму, а его монастырь сожжён. После годичного заключения, преподобного сослали на о. Самофракию, где он вскоре и умер. Когда умер император-иконоборец, ученики прп. Феофана возродили и вновь отстроили его монастырь.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/fe...

777 . Крутиков И. А. Святитель Феофан, затворник и подвижник Вышенской пустыни. М. 1899. 1981. 6. 55–66. 778 . Миролюбов Г. Епископ Феофан Затворник и проблема духовной жизни//ЖМП 1973. 3. 67–72. 779 . С. Епископ Феофан Затворник //Символ. 1985. 13. 112–117. 780 . Святитель Феофан Затворник , епископ Владимирский и Суздальский, как церковный писатель: (К 100-летию со дня преставления)//ЖМП 1994. 1. 31–37. 781 . Сокровища духовного опыта. Три стороны жизни душевной (по учению святителя Феофана Затворника )//Психол. ж-л. М. 1991. 12(6). 116–122. 782 . Студентов В. А. Динамика духовной жизни по книге Феофана Затворника «Путь ко спасению»//Вестник Междунар. слав. ун-та им. Г. Р. Державина. М. 2000. 5. 28–38. 783 . Таубе М. Ф. Три столпа русского самобытного просвещения прошлого столетия: Хомяков, Достоевский и епископ Феофан затворник Вышенский . Харьков 1912. 784 . Титлинов Б. В. Феофан (в мире Георгий Васильевич Говоров)//Русский Биографический Словарь. СПб. 1913. 25. 386–394. 785 . [Феофан, иером.] Обозрение важнейших сочинений Феофана (Тамбовского) нравственно-аскетического содержания. 2 Одесса 1904. 178. 786 . Хитров М. И., прот. Феофан затворник Вышенский . 2 М. 1905. 787 . Шабатин И. Н. Еп. Феофан Затворник и его духовное наследие//ЖМП 1948. 5. 43–55. 788 . Garzanti M. Sacra Scrittura е riflessione teologica in Teofane il Recluso//GV 9 .670). 381–391. 789 . Philaréta (Engelund), soeur. Vie de l’évêque Théophane le Reclus//Contacts. 1982. 34(118, 119). 148–170, 257. 790 . Špidlik T. La doctrine spirituelle de Théophane le Reclus. Le coeur et l’ésprit. Rome 1965. XXIV, 308. 791 . Špidlik T. La preghiera del cuore nell’insegnamento di Teofane il Recluso//GV 9 .670). 349–368. 792 . Tertyschnikow Georgij. Auf dem Wege zu Gott. (Leben und Lehre des Starzes Theophan). Leipzig 1978. 793 . Withney R. L’évêque Théophane le Reclus//Contacts. 1964. 16(48). 243. 794 . Zjablicev Georgij, pr. Preghiera о meditazione? La vita interiore secondo Teofane//GV 9 .670). 369–380. Русское «Добротолюбие»

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

18 октября 1818 г. была закрыта и, вместо нее, открыта Казанская Духовная Семинария (по уставу 1808 г.). Как преподаватель богословия, архимандрит Феофан был один из лучших. Он составил на латинском языке «Записки по умозрительному (т. е. догматическому) богословию». 14 декабря 1819 г. архимандрит Феофан был назначен по совместительству профессором богословия Казанского университета. В университете архимандрит Феофан читал академический курс богословия по своим запискам, переведенным на русский язык. В должности профессора университета он состоял до 1823 г. Архимандрит Феофан ежемесячно отдавал треть своего ректорского жалования на нужды воспитанников. В 1829 г. он основал «Комитет для призрения бедных учеников Казанской Семинарии и низших подведомых оной училищ» и при Спасо-Преображенском монастыре отвел флигель для ученического общежития, оборудовав его на собственный счет. Архимандрит Феофан в Казани не бросал занятий по хору и композиторству: хоровое пение и составление композиций для хора было его сердечной потребностью. Он вел большую работу с хором Спасо-Преображенского монастыря, где был настоятелем, сам приглашал и нанимал певчих, управлял хором на спевках. Все лучшие певцы в городе стремились петь у архимандрита Феофана. В 1832 г. архимандрит Феофан был переведен в Москву настоятелем Московского Донского монастыря и членом Московской Синодальной Конторы. В Москве он выпустил три книги своих проповеднических трудов: «Собрание поучительных слов на Господские и Богородичные праздники» (Москва, 1841); 2 книги – «Собрание поучительных слов на воскресные дни» (Москва, 1849). Поучения архимандрита Феофана были в стиле слов Митрополита Филарета, но значительно проще. Со всех концов Москвы приезжали слушать его проповеди , но еще больше – слушать его хор в Донском монастыре. Последним произведением архимандрита Феофана было «О Тебе радуется...». 23 октября 1852 года архимандрит Феофан скончался в Калязинском Макариево-Троицком монастыре. Архимандрит Феофан написал очень много духовно-музыкальных произведений, но не напечатал ни одного из них. После его смерти также не было полного издания его произведений, они остались в рукописях.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan-Aleksan...

В 1856 г. архимандрит Феофан был назначен на должность настоятеля Посольской церкви в Константинополе. Выбор отца Феофана на столь важный и ответственный пост обуславливается, несомненно, тем обстоятельством, что он был хорошо знаком с православным Востоком и был вполне подготовлен к этой должности. Константинопольская Церковь в это время переживала большие трудности в связи с конфликтом между греками и болгарами. Русское правительство и Святейший Синод, озабоченный скорейшим прекращением этой распри, поручили архимандриту Феофану как знатоку Востока собрать сведения, которые могли бы осветить ситуацию греко-болгарской распри. Отец Феофан исполнил возложенную на него миссию и представил 9 марта 1857 г. отчет, в котором он пишет о движении среди болгар и о состоянии Константинопольского патриархата. Этот отчет имел впоследствии большое значение при обсуждении греко-болгарской распри Святейшим Синодом. Своей симпатией к болгарскому народу, сочувствием его законным требованиям, своим искренним желанием помочь отец Феофан снискал себе большую любовь среди болгар. Во время пребывания за границей отец Феофан еще более укрепил знание греческого языка, которое он практически применил на практике в своих последующих трудах. На православном Востоке он собрал много драгоценных жемчужин святоотеческой, главным образом аскетической письменности. Но недолго архимандриту Феофану пришлось пробыть в Константинополе: ему предназначалось новое, более ответственное поприще служения Церкви и Отечеству. 13 мая 1857 г. указом Святейшего Синода архимандрит Феофан назначается на должность ректора Санкт-Петербург­ской духовной академии. Подчиняясь действию Промысла Божия, он в течение двух лет возглавлял высшую школу духовного просвещения в Санкт-Петербурге. Будучи ректором, архимандрит Феофан посещал лекции профессоров, присутствовал на экзаменах, следил за всем ходом учебного дела в академии. Особое внимание он обращал на воспитательную работу. На посту ректора Санкт-Петербургской духовной академии отец Феофан усиленно занимался также редакторской и богословско-популяризаторской работой. Свои сочинения он публиковал главным образом в академическом журнале “Хрис­тианское чтение”, который и выходил тогда под его наблюдением.

http://pravmir.ru/svyatitel-feofan-zatvo...

 Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского Затворника. М., 1915. С. 352.   Феофан Затворник,  святитель. Толкования посланий св. апостола Павла. Пастырские послания. С. 347.  Там же. С. 243.  Там же. С. 244.  Там же.  Там же. С. 537.   Феофан Затворник,  святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1999. С. 100.  Цит. по:  Георгий (Тертышников),  архимандрит. Божественная благодать и свобода человека (По творениям святителя Феофана Затворника)//Богословские труды. М., 1996. 32. С. 20.   Феофан Затворник,  святитель. Толкования посланий св. апостола Павла. Послание к Римлянам. М., 1996. С. 535.  Там же. С. 536.   Феофан Затворник,  святитель. Толкование первых восьми глав послания св. апостола Павла к Римлянам. Цит. по: Журнал Московской Патриархии. 1980. 3. С. 67.   Феофан Затворник,  святитель. Путь ко спасению. Цит. по:  Хондзинский Павел,  протоиерей. Учение святителя Феофана о благодати и «чистой любви» в контексте идей блаженного Августина//Вестник ПСТГУ: Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 26.  «Бог насильно не влечет нас, Он дал нам власть избирать худое и доброе, чтобы мы были добры свободно. Душа, как царица над самой собою и свободная в своих действиях, не всегда покоряется Богу, а Он не хочет насильно и против воли сделать душу добродетельною и святою. Ибо где нет произволения, там нет и добродетели. Надобно убедить душу, чтобы по своей воле она сделалась доброю». –  Иоанн Златоуст , святитель. Беседа на слова: «И видехом славу Его…» (Ин. 1: 14)//Христианское чтение. 1835. Ч. 2. С. 33.   Феофан Затворник,  святитель. Начертание христианского нравоучения. М., 2002. С. 52.   Феофан Затворник,  святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. С. 125.  Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере//Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о православной вере. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1995. С. 149.   Феофан,  святитель. Письма о христианской жизни. М., 2007.

http://pravoslavie.ru/92031.html

Феофану представилось, что он в своей каливе и беседует с Игнатием. Указав рукой на огород, который разделал Феофан, Игнатий сказал: «Хорошо ты сделал, что расчистил это место». Феофан: «Хорошо-то хорошо, да хорошо может ли быть в пустыне?» Святой: «Твое ли жилище пустыннее моего?» Феофан удивился этим словам мнимого Игнатия, ибо его келлия была богатая, и возразил: «Кому другому можно бы пожаловаться на убожество, но не Игнатию, у которого столько бизуль» (т. е. огородных и садовых террас на склоне горы). Святой: «Отчасти ты прав, но не все знаешь (т. е. не знаешь пока, что я св. Нил и что жизнь моя в пещере была гораздо суровее твоей)». Затем святой сказал: «Терпи и живи». Феофан: «Рад бы здесь и жить и все переносить, но очень это трудно с такой болезнию, как моя». Святой поднял руку, перекрестил Феофана и сказал: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа, да не мучит тебя отныне бес». Феофан, не зная, что это говорит святой Нил, усомнился в словах Игнатия и сказал: «Столько заклинательных молитв было надо мною читано, столько святынь, к которым я прибегал, не помогли мне, а теперь, неужели Игнатий одним своим благословением исцелит меня?» Феофан засмеялся, но вдруг почувствовал, что его грыжа ощутительно увеличивается, и испугался. Святой же сказал: «Это тебе, чтоб не смеялся. Однако сию болезнь терпи благодушно, ибо она способствует отвращению другой страсти (т. е. полового хотения). Всеми силами старайся стяжать терпение, так как тебе от людей предстоят многие искушения». Затем святой вышел из каливы; Феофан пошел за ним проводить его. Дойдя до конца разделанной под огород площадки, святой сказал: «Хорошо, так и будет с тебя, чего тебе еще надо?» Феофан: «Отцы советовали мне возделать еще больше, да я не послушал их». Святой: «Слыхал и я сие (т. е. такие любостяжательные советы), но всего дороже терпение». Сказав это, святой повернулся лицом к Феофану и промолвил: «Зайди как-нибудь ко мне, подмети мою келлию и зажги лампаду, сам я стар и слаб». (Прим.: терпение дороже всего; святой говорит о том, что для души подвижника претерпевание некоторых недостатков и скудости гораздо полезнее, нежели обилие всех земных благ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010