Некоторые основные мысли еп. Феофана, высказанные в этом и других его трудах (напр. в «Письмах о христианской жизни»), а также некоторые мысли других аскетических писателей (напр. еп. Игнатия Брянчанинова «Аскетические опыты», 5 томов; «Моя жизнь во Христе» св. прав. Иоанна Кронштадтского Чудотворца; «Поучения оптинских старцев» и друг.) – помогут нам дать краткое изложение основ православной аскетики. Приведем некоторые цитаты, в которых высказываются глубокие православные мысли. «Самое совершенное и великое дело, которого только может желать и достигнуть человек – есть сближение с Богом и пребывание в единении с Ним» (еп. Феофан). «Цель христианской жизни есть стяжание Св. Духа» – говорил преп. Серафим. «Все эти добродетели: пощение, бдение, коленопреклонение, спанье на голой земле, многие молитвословия, долгие церковные службы, умная молитва , уединение, отшельничество, молчание и другие, – одни не составляют искомого христианского совершенства, но суть лишь средства и способы к достижению его» (еп. Феофан). Об этом же писали и многие друтие аскеты-подвижники, особенно же преп. Макарий Великий , преп. Нил Сорский и преп. Серафим Саровский . «Три главных врага наших в деле христианского совершенствования суть: плоть, мир и дьявол» (Еп. Феофан). Вспомним слова ап. Павла о «законе плоти» противоборствующем «закону ума». Мир, полный соблазнов питает именно этот «закон плоти». Дьявол же приумножает соблазны плоти и мира и создает свои. «Добродетели, лишь внешне совершаемые (когда сердце течет в собственных волениях или в волениях дьявола) – могут причинять большой вред, и дьявол не мешает не только с радостью подвизаться в них, но и умножает их по суетному их помыслу» (еп. Феофан). «Удобнее обратится на добро явный грешник, нежели скрытый, укрывающийся под покровом видимых добродетелей» (еп. Феофан). «Для христианского совершенства необходима брань с самим собой...» «Четыре расположения и духовных делания необходимо водружать в сердце своем для победы в этой невидимой брани: 1) никогда ни в чем не надеяться на себя; 2) носить в сердце всегда полное и вседерзновенное упование на Единого Бога; 3) непрестанно подвизаться; 4) всегда пребывать в молитве» (еп. Феофан). Особенно подчеркивает еп. Феофан «ненадеяние на себя», без чего невозможно устоять даже в самом незначительном столкновении с врагом. «Всякое в нас добро происходит от Бога, как источника всякого блага, а от нас самих не может произойти ничего истинно доброго, ни помысл добрый, ни доброе дело» (еп. Феофан).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

Но в то время, когда Феофан беспощадно старался отыскать автора подметного письма, сильно раздразнившего его, появился другой пасквиль на Феофана и вместе на государыню, пасквиль, присланный, вместо доношения, из новгородской губернской канцелярии. Подьячие этой канцелярии были наказаны кнутом, виновника же не нашли. Много лиц притянуто было к делу о подметных письмах; много людей сидело в тюрьмах и подверглось страшным пыткам. Шли месяцы за месяцами, пошел новый 1736 год; наконец 8 сентября этого года, в половине пятого часа пополудни, Феофан скончался. О смерти его сохранилось известие, что, чувствуя приближение кончины, он приставил ко лбу указательный палец и сказал: " О главо, главо, разуму упившись, куда ся приклонишь " . Тело его отправлено было водяным путем в Новгород и погребено в Софийском соборе. Из завещания его видно, что, кроме деревень, приписанных к его сану, которые после его смерти были взяты в казну государыни, у него было несколько деревянных и каменных домов в Петербурге и Москве, библиотека, стоившая 4500 рублей, и много ценных вещей, между прочим 149 картин, писанных масляными красками. Феофан был одним из самых ученых и развитых людей своего времени, но вместе с тем резко носил на себе все пороки своего века. Пока жив был Петр, Феофан был деятельным, энергичным и полезным его сотрудником: где только нужна была умственная жизнь, ученый труд и свежая мысль, обращенная к практическим потребностям времени, там Феофан являлся понятливым и трудолюбивым исполнителем предположений и видов Петра, преимущественно в сфере церкви и народного воспитания. Умевши приобрести доверие и расположение государя, он, в то же время, умел соблюдать со всеми окружающими доброе согласие и отличался характером благодушия, украшающего ученого человека. Но после кончины своего покровителя, Феофан неожиданно очутился в страшном омуте интриг, козней и лукавства. Ему приходилось: или подвергнуться опасности быть выкинутым из общества, в котором жил, сохранивши за собою память честного человека, - или, предупреждая угрожавшие ему опасности, начать без зазрения совести выкидывать всех тех, которые становились ему на дороге и даже могли, по его соображению, сделать ему какое-нибудь зло. Феофан, сообразно своей природе, выбрал последний путь, и из мирного ученого времен Петра стал, после его кончины, ужасным тираном, не разбиравшим никаких средств, когда приходилось толкать других, мешавших ему на пути, - стал бессердечным эгоистом, безжалостным мучителем, который тешился страданиями своих жертв даже и тогда, когда они переставали быть для него опасными.

http://sedmitza.ru/lib/text/435699/

Преуспевшим в самомнении демоны начинают являться в виде ангелов света, в виде мучеников и преподобных, даже в виде Божией Матери и Самого Христа... обещают им венцы небесные, этим возводят на высоту самомнения и гордыни (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 347). Источник. Падшие духи с ожесточением противодействуют всем Евангельским заповедям, в особенности же молитве, как матери добродетелей (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 354). Источник. Козни врага обращаются в пользу тщаливому 10 подвижнику: видя непрестанно близ себя убийцу... беспомощный, бессильный, нищий духом инок непрестанно вопиет с плачем к Всесильному Богу о помощи и получает ее (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 355). ...Враг умеет все обставить красивою благовидностью... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 44). Враг не любит покойных сердец... он ухитряет каким-то образом сердце сжимать и сладкий покой из него изгонять (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 93). Источник. После хорошего дела – тщеславие, после дурного – нечаяние спасения... Это обычные приражения вражии. Против первого выставляйте на вид свои грехи и погрешности. Против второго – уверенность, что нет греха, побеждающего Божие милосердие (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 175). Источник. Бывает, что и враг указывает нечто, кажущееся правым, а он хочет сбить с пути... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 203). Как быть старцу, которому по ночам стужают бесы? – ...Пусть отбросит всякий страх и встречает сие без смущения и робости. Пусть ограждается крестным знамением и молитвою... пусть плюет на них, бранит и в ад посылает (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 210). Источник. Навыкайте молитве Иисусовой: она одна может разгонять все полчища вражеские! (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 31). Источник. К душе сильной не могут они подступить, и издали строят страшилища, и шумные воздвигают гласы... чтоб поколебать веру и затмить упование нечаянием... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 127). Как прах развевает их душа, верою и упованием вооруженная (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 127).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

ФЕОДОР (Маковецкий) Еп.Массальский, вик.Калужской еп.........335 ФЕОДОР (Поздеевский) Архп.б.Волоколамский, вик.Московской еп. 336 ФЕОДОР (Рафальский) Еп. Таганрогский........................ 340 ФЕОДОР (Смирнов) Еп.Пензенский........................... 341 ФЕОДОР (Текучев) Еп.б.Сан-Франциский и Калифорнийский.... 342 ФЕОДОР (Яковцевский) Архп. Владимирский...................... 344 ФЕОДОСИИ (Вощанский) Еп. Краснодарский....................... 346 ФЕОДОСИИ (Ганецкий) Еп.Коломенский, вик.Московской еп........347 ФЕОДОСИИ (Кирика) Еп.Костромской..........................351 ФЕОДОСИИ Еп.б.Архангельский и Холмогорский........352 (Ковернинский) ФЕОДОСИИ Еп. Оренбургский и Тургайский............354 (Олтаржевский) ФЕОДОСИИ (Погорский) Архп.Пензенский и Саранский............. 357 ФЕОДОСИИ (Процюк) ЕВ von Omsk und Tjumen.................. 359 ФЕОДОСИИ Еп.Владикавказский и Моздокский..........363 (Рождественский) ФЕОДОСИИ (Самойлович) Еп. в США............................... 364 ФЕОДОСИИ (Сергеев) Еп.б.Прилукский........................366 ФЕОДОСИИ (Феодосиев) Архп.Виленский и Лидский, Польской автокефальной Церкви..................368 ФЕОКТИСТ (Попов) Архп.Рязанский и Зарайский.............371 ФЕОФАН (Березкин) Еп.Гжатский, вик.Смоленской еп.........374 ФЕОФАН (Быстров) Архп.Полтавский и Переяславский........375 ФЕОФАН (Гаврилов) Еп.Курский и Обоянский.................378 ФЕОФАН (Говоров) Еп.Владимирский и Суздальский..........382 ФЕОФАН (Еланский) Еп.Красноярский........................398 ФЕОФАН (Ильминский) Еп.Соликамский, вик.Пермской еп........399 ФЕОФАН (Семеняко) Архп.Минский...........................401 ФЕОФАН (Туляков) Митр.Горьковский.......................402 ФЕОФИЛ (Богоявленский) Архп.Кубанский и Черноморский........405 ФЕОФИЛ (Булдовский) Б.еп.Лубенский.........................406 ФЕОФИЛ (Пашковский) Архп.Сан-Франциский и митр.всея Америки и Канады...............................408 ФЕОФИЛАКТ (Клементьев) Еп.Прилукский, Полтавской еп.........411 ФИЛАРЕТ (Вахромеев) М von Minsk und Weißrußland..............413

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Выполнив поручение игумена Феодосия, о. Феофан более не возвращался в Валахию, а по приглашению своего старого друга о. Игнатия перешел во Флорищеву пустынь, где был рукоположен в иеродиакона. Но вскоре о. Феофан перешел к своему прежнему наставнику старцу Феодосию в Софрониеву пустынь, куда старец перенес устав Афонской Горы и внутреннее устройство Тисманского монастыря, где и прожил еще полтора года. По прошествии этого времени о. Феофан вместе с другими иноками, более других опытными в духовной жизни, вызвали в Александро-Невскую лавру для занятия различных должностей. О. Феофан сопротивлялся этому вызову, но был вынужден, восприняв это как Божий Промысл, явиться в Петербург. Проходя различные послушания в лавре, за свое усердие, добросовестность, кротость и спокойную рассудительность он был взят в келейники митрополитом Гавриилом. В этой должности о. Феофан прожил при митрополите Гаврииле десять лет, наблюдая жизнь мудрого и благочестивого пастыря, которая была для него постоянным назидательным примером. Субботин пишет: «с другой стороны, нравственные качества самого о. Феофана снискали ему полное доверие святителя, который обращался к нему за советом во многих важных делах, и, таким образом, дали ему возможность быть полезным и для него лично и чрез него для самой Церкви, благо которой было всегдашнею и первою заботою святителя» 136 . По мере знакомства с характером и духовным устроением своего келейника митрополит Гавриил приближал его к себе, полностью доверял ему и обращался к нему за различными советами, так что впоследствии все секретные бумаги писал сам о. Феофан 137 . Но самым главное было в том, что о. Феофан был советником и помощником митрополита Гавриила в трудах по устроению монастырей. Ведь в то время монашество находилось в упадке, многие монастыри были близки к запустению, когда-то богатые, но сейчас лишенные средств к существованию. О. Феофан указывает еще и другую причину запустения – архимандритами и настоятелями монастырей были преимущественно малороссияне, – монахи из ученых, которые более занимались учеными должностями, нежели устройством монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Церковные службы святитель Феофан совершил с великим благоговением, строго по церковному уставу, усердно молясь Господу не только за себя, но и за своих присных и всех православных христиан. После смерти святителя Феофана найдена была висевшая возле жертвенника сумочка, в которой было иного записочек о здравии и упокоении рабов Божиих, которых он поминал на своей церковной службе. Литургию в первые 10 лет полного затвора святитель Феофан совершал каждый воскресный и праздничный день, а в последние 11 лет – ежедневно, обыкновенно рано утром. Келейник его Евлампий с вечера заготовлял все необходимое для литургии: облачение, вино церковное и просфоры. Богослужение святитель Феофан совершал один, «в сослужении ангелов», как говорит Вышинский инок в своих «Воспоминаниях» 247247 . На вопрос одного близкого ему инока, как он служит литургию, святитель Феофан отвечал: «служу по служебнику молча, а иногда и запою» 248248 . Когда же почему либо святитель Феофан не мог совершать обычное богослужение, то ограничивался умною молитвою Иисусовою. – «Когда не могу вычитывать но книгам церковным все службы, выполняю положенное в уставе церковном известное число молитв Иисусовых» 249249 . И помимо молитвы и богослужения святитель Феофан постоянно предавался богомыслию – помышлению о Боге и делах Божиих. Он всюду стремился сидеть следы Бога, премудрого Творца, Промыслителя и Спасителя людей, всюду созерцал тайны домостроительства нашего спасения. «Умом своим не отступайте от Господа, писал он в одном письме, на молитве ли стоите, иди другое что делаете» 250250 «Надобно все вещи, пишет он в другом месте, перетолковать в духовном смысле... самый дом... родных... приезжих... обычное течение жизни... и проч... Когда это сделаете, то всякая вещь будет, что книга святая... Тогда и всякая вещь будет приводить вас к мысли о Боге.... Все вам будет говорить о Боге и поддерживать ваше внимание к Нему» 251251 . Непрестанное богомыслие святитель Феофан возгревал и питал в себе чтением, гласным образом книг духовного содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Вершиной богословского знания для святителя Феофана стал его затвор. Важно отметить, что в 1890 году Санкт-Петербургская духовная академия возвела святителя Феофана в ученую степень доктора богословия. При этом было указано, что экзегетические работы святителя являются образцовыми, так как в них дано не только толкование, но и способы возможного применения в жизни 43 . Это событие стало знаковым в истории академии: докторскую степень получил не только бывший ректор академии (1857–1859), но и истинный монах, аскет-затворник, богослов не в узко специальном только смысле этого слова, то есть, автор специальных ученых богословских сочинений, предназначенных для ограниченного образованного кружка ученых адептов богословской науки. Святитель Феофан – богослов в лучшем и широком смысле слова, – богослов который, «не заключаясь в узкую сферу специальной учености, говорил и писал языком, доступным для широкого круга лиц, жаждущих духовного просвещения» 44 . В 1988 году преосвященный Феофан был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых и, принадлежа уже к Церкви торжествующей, на небесах сущей, возносит свои молитвы за всех тех, кому давал духовные советы как непосредственно при своей жизни, так и в своих творениях. 2 Феофан (Говоров), свт. Чтение или слушание душеспасительных книг необходимо для спасения. Отрывок из предисловия начатого перевода неизвестно какой греческой книги//Душеспасительный собеседник. 1899. Вып. 1. С. 20. 8 Письмо С. А. Первухина святителю Феофану от 30 декабря 1871 г. (см.: Феофан (Говоров), свт. Собрание писем. Из неопубликованного. М., 2001. С. 531). 14 См.: Феофан (Говоров), свт. Псалом сто-осмнадцатый, истолкованный епископом Феофаном. М., 1891. С. 4–5. 19 См.: Феофан (Говоров), свт. Псалмы первый, второй и пятьдесят первый, истолкованные епископом Феофаном. М., 1897. С. 7. 31 Феофан (Говоров), свт. Толкование на псалмы Шестопсалмия третий и тридцать седьмой. М., 2001. С. 11. 42 Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам, изданное под редакцией преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. В 5 т. Т. II. СПб., 1885. С. 208

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Но на момент поступления о. Феофана Новоезерский монастырь находился в состоянии крайнего упадка, – монастырские здания были запущены, братии было не более десяти человек, пропитание насельников было крайне скудным. И о. Феофан начал восстанавливать обитель преподобного Кирилла, молитвенно призывая его помощь. Тридцать шесть лет провел в этом монастыре о. Феофан, все это время ревностно заботясь о внешнем и внутреннем благоустроении. За время своего настоятельства он привел в порядок и перестроил старые церкви и строения, построил новые монашеские кельи и каменную ограду. В течение двадцати с небольшим лет, прошедших со времени вступления в должность настоятеля Новоезерскаго монастыря, отец Феофан придал этой клонившейся к запустению обители благоустроенный и изящный вид 145 . Но помимо внешнего благоустроения о. Феофан большое попечение прилагая к внутреннему устроению обители, к учреждению и строгому соблюдению церковного устава и монашеских правил, применяя всю духовную опытность, приобретенную под руководством мудрых старцев. О. Феофан пытался при каждом удобном случае внушить братии истинное понятие об иноческой жизни, обучая их наедине или же всех вместе по окончании трапезы. Его поучения, основанные на слове Божием, отличались особой сердечностью и трогательной простотой слова, чем производили на слушающих иноков глубокое впечатление 146 . О. Феофан также для братии был и живым примером точного исполнения иноческого правила, – его жизнь служила образом для каждого из братии. Он не пропускал церковных служб в обители, вместе с братией работал на послушаниях, ходил с братией вместе на трапезу, ничего лишнего не имел в келье и жил в строгом воздержании. В 1799 г. о. Феофан был определен благочинным нескольких монастырей, в том числе, и Горицкого женского, монахини которого очень любили о. Феофана и составили записки с его нравственными наставлениями. Также в Новоезерский монастырь приходило много богомольцев за советами и помощью к мудрому старцу Феофану, всех с любовью принимал он независимо от звания, и преподавал им необходимые наставления. Вел о. Феофан и обширную переписку с нуждающимися в советах и вразумлениях, всегда готовый помочь ближнему в различных затруднительных и скорбных жизненных обстоятельствах. Субботин Н. отмечает: «с таким усердием и самоотвержением и с такою любовию посвятив себя заботам о духовной пользе вверенных его надзору обителей и всех желавших спасения о Господе под его руководством, благочестивый старец почитал себя только исполняющим свой долг и не помышлял ни о какой временной награде, ожидая только милости от небесного Мздовоздателя» 147 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

По пострижении своей блаженной невесты, девицы Ирины, святой Феофан роздал нищим в Царьграде остаток своего имения и, оставив только немного денег, отправился к вышеупомянутому прозорливцу Григорию Стратигию. Им-то Феофан и был пострижен в иноческий образ. Там от оставшихся денег святой Феофан создал сему старцу монастырь и жил при нем довольно продолжительное время, совершенствуясь в иноческих подвигах. Потом, по совету того же старца, святой Феофан отправился на остров, называемый Калонимос [ 9 ]; на этом острове у Феофана было небольшое, оставшееся от родителей селение, которое он еще не успел раздать нищим. Там он устроил монастырь, куда перевел всю братию из Феодоровской обители, именуемой Монохерария; вызвал и поставил им и игумена — мужа благоговейного и опытного. Сам же Феофан затворился в свою келию и стал заниматься списыванием книг, ибо он был искусным писцом. Эти книги он продавал и на вырученные деньги прокармливал не только себя, но и других. По прошествии нескольких лет скончался игумен того монастыря, и братия стали настойчиво просить преподобного Феофана, чтобы он сам согласился быть их игуменом. Но святой не согласился и снова отправился в гору Сигрианскую; вспомнив же ту пустыню, где он удостоился явления ангела, когда плыл в Кизик, Феофан пошел туда и стал жить в той пустыне, угождая Богу. Скоро преподобный Феофан населил ту пустыню богоугодными пустынножителями, ибо многие стали приходить к нему и селиться около него, так что вскоре явилась нужда устроить монастырь. В сей пустыне было некое место, принадлежавшее одному земледельцу; место это называлось «Великое Село». Святой Феофан, послав к своим знакомым и заняв у них денег, купил это место и устроил здесь монастырь при помощи Господа, подающего по Своему Божественному промыслу все потребное для нас. Вскоре преподобный и занятые деньги отдал, и в монастыре своем в изобилии имел все нужное для пропитания собравшейся к нему братии. Святому Феофану нельзя было не принять в сей своей обители игуменского сана, ибо его умоляли об этом все пустынножители, да так и необходимо было.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

38 Платон (Фивейский), архиепископ . Указ. соч. С. 169. 39 Иоанн (Крестьянкин), архим . Письма. Спасение с.98. 40 Платон (Фивейский), архиепископ . Указ. соч. С. 169 41 Феофан Затворник, свт . Сто восемнадцатый псалом , истолкованный епископом Феофаном. — М., 1891. Стих 32. С. 126. 42 Феофан Затворник, свт . Собрание писем. Письмо 315. 43 Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. Указ. соч . 44 Феофан Затворник, свт . Сто восемнадцатый псалом, истолкованный епископом Феофаном. — М., 1891. Стих 158. С. 233. 45 Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Покаяние. Амвросий Оптинский , прп. 46 Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Епитимия. Анатолий Оптинский , прп. 47 Иоанн (Крестьянкин), архим . Неведомому чаду. Деятельные и созерцательные слова (обретенные в переписке). Слово 11 . 48 Иоанн (Крестьянкин), архим . Письма. Таинство причащения // 49 См.: Игнатий (Брянчанинов) , свт . Избранные письма. Т. 7. Письмо 574. 50 Феофан Затворник, свт . Болезнь и смерть. — М.: Издательский отдел Владимирской Епархии, Православное Братство «Споручницы грешных», 1998. С. 1213. 51 Там же, с. 22. 52 Иоанн (Крестьянкин), архим . Письма. Смертный грех 53 Иоанн (Крестьянкин), архим . Письма. Епитимия 54 Иоанн (Крестьянкин), архим . Письма. Спасение 55 Феофан Затворник, свт . Собрание писем. Письмо 1271. 56 Феофан Затворник, свт . Сто восемнадцатый псалом, истолкованный епископом Феофаном. — М., 1891. Первое восьмистишие. С. 2829. 57 Иоанн (Крестьянкин), архим . Неведомому чаду. Деятельные и созерцательные слова (обретенные в переписке). Слово 46 58 Иоанн (Крестьянкин), архим . Письма. Епитимия 59 Феофан Затворник , свт . Сто восемнадцатый псалом, истолкованный епископом Феофаном. — М., 1891. Восьмое восьмистишие. С. 234236. 60 Феофан Затворник, свт . Письма о христианской жизни. Поучения. Собрание писем. Письмо 12. О посте. 61 Иоанн Постник , свт . Правила святого Иоанна Постника c толкованиями епископа Никодима (Милаша). Правило 3 . 62 Там же. 63 Платон (Фивейский) , архиепископ. Понятие и нужда епитимьи .

http://azbyka.ru/epitimya-v-pastyrskoj-p...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010