762 . Георгий (Тертышников), архим. Святитель Феофан Затворник – новоявленный святой русской православной Церкви//Москва. 1991. 8. 171–175. 76З. Георгий (Тертышников), архим. Душепопечительная и литературная деятельность святителя Феофана (Говорова) в период затвора в Вышенской пустыни//БТ 1992. 31. 34–61. 764 . Георгий (Тертышников), архим. Учение святителя Феофана Затворника о влиянии злых духов на род человеческий//Троицкое слово. М. 1992. 7. 15–24. 765 . Георгий (Тертышников), архим. Священное Предание и творения Святых Отцов: По творениям святителя Феофана Затворника //АО 1996. 3(11). 140–146. 766 . Георгий (Чертышников), архим. Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие//АО 1997. 2(13). 767 . Георгий (Тертышников), архим. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М. 1999. 569, ил. 768 . Гумеров Ш. А. Говоров Георгий Васильевич//Русские писатели. 1800–1917. Биографический словарь. М. 1992. 1. 590–591. 769 . Депутатов Н. Ревнитель благочестия 19-го века епископ Феофан Затворник . Харбин 1938. же://Правосл. путь. Церковно-богословско-философский ежегодник. Нью-Йорк 1971. 25–61. 2 Джорданвилль 1971. 770 . Зяблицев Георгий, свящ. Молитва или медитация? Размышления о молитве в письмах святителя Феофана Затворника //Миссионерское обозрение. 1997. 10. 20–23. 771 . Иоанн (Снычев), митроп. Ключи разумения епископа Феофана. Самара 1997. 1. 309. 2.334. 772 . Клавдиан, архим. Преосвященный Феофан, Вышенский затворник//ЖМП 1953. 1. 49–54. 773 . Ключарев А. С. Преосвященный Феофан Затворник и его пастырская деятельность. По поводу 10-летия со дня его кончины//ПС 1904. 2. 392–406, 632–670, 816–873. 774 . Корольков И. Н. Преосвященный Феофан, бывший епископ Владимирский и полковник С. А. Первушин в их взаимной переписке. К столетию со дня рождения епископа Феофана//ТКДА 1915. 56:5. 94–108. 775 . Корсунский И. Н. Смысл жизни и деятельности преосвященного Феофана (Говорова). (К годовщине кончины его)//БВ 1895. 1:1. 82–111. 776 . Кротков А. Святитель Феофан Затворник и нравоучительные изречения из его творений. 2 М. 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Федоров Алексий, свящ. 401 Феодос, чернец 268 Феодосий Великий 217 Феодосий, митроп. 456 Феодосий Перевалов, архим. 455 Феодосий Печерский , преп. 31, 34, 87, 88, 89, 97, 98, 99,101, 102, 103, 104, 106, 116, 118, 120 Феодосий, митроп. 64, 65, 204, 491 Феодосий, архиеп. 63, 64, 172 Феодосий Углицкий, святой 292 Феодосий Тотемский, преп. Феодосий Черниговский, святой 293 Феодосий Яновский, архиеп. 262, 266, 268 Феодосий, епископ 56 Феодосий, игумен 234 Феодосий Косой, 124 Феодосия 129, 157 Феодулия, княжна (Евфросиния) 129 Феоктист, архиеп. 129, 171 Феоктист, старец 206 Феолепт, патриарх 153 Феопемпт, митроп. 34 Феофан, патриарх 178, 198, 246, 248, 252 Феофан, митроп. 224 Феофан Прокопович , епископ 262, 263, 264, 266, 268, 269, 270, 271, 272, 301, 304, 312, 313, 314, 315, 319,324, 348 Феофан Быстров , епископ 285, 318 Феофан Говоров, епископ, затворник Вышенский 282, 317, 341 Феофан, епископ 468, 469, 473 Феофан Соколов , архим. 336 Феофан 89 Феофания Готовцева (урожд. Шулепина) 336 Феофил, митроп. 455, 486, 487, 488, 489, 490, 491 Феофил, епископ 485, 486 Феофил, преп. 100 Феофилакт Болгарский 183 Феофилакт Горский, епископ 313, 314 Феофилакт Лопатинский, епископ 266, 268, 269, 271, 277, 305, 313, 319,320, 346,348 Феофилакт Русанов , митроп. 374 Феофилакт, епископ 305 Ферапонт Белозерский, преп. 105 Фесенко 296 Фива 11 Филарет, патриарх 156, 177, 178, 179, 180, 181, 182, 185, 196, 198, 222, 232, 235 Филарет, митроп. 2, 4, 113, 166, 167, 168, 170, 171, 172, 173 Филарет Дроздов , митроп. 278, 279, 280, 307, 313, 320, 321, 323, 351, 352, 359 Филарет Амфитеатров , архиеп. 280, 336 Филарет Вахромеев, митроп. 450 Филарет Вознесенский , митроп., первоиерарх 445, 492 ФиларетГумилевский, архиеп.315, 317, 318, 262, 363 Филарет, архиеп. 123, 232, 251, 315, 329, 339, 342, 346, 355 Филарет, епископ 254 Филарет (Феодор)Никитич Романов 161, 178 Филарет, игумен 336 Филарет 197, 198 Филимонов Максим, протопоп 256 Филипп, митроп. 63, 183, 292 Филипп I, митроп. 65, 66 Филипп II, митроп. 80, 81, 82, 83, 84, 158

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По-видимому, падением на краю страшной пропасти святой хотел дать понять Феофану, на краю какого страшного падения он духовно находится. Феофан, поднявшись, стал глядеть кругом, кто говорил; никого не было, и он пошел дальше. Дойдя до Кафизмы, в лесу около Кир Исайи, он снова упал и ушибся так сильно, что потерял сознание; когда же пришел в себя, то услыхал прежний голос: «Вот хорошо, так тебе и надо!» Феофан взглянул вокруг себя, но никого не увидал. Тогда в душе он начал колебаться относительно первого своего намерения, ибо другой помысл говорил ему, что все необычайно происходящее в сей день не могло быть принятым, как хорошее предзнаменование, и советовал Феофану вернуться домой; но другой помысл противился первому и говорил: чему суждено было случиться — то и случилось, теперь к чему возвращаться, когда такое расстояние прошел? Чего теперь бояться? Феофан послушал, было, первого побуждения — вернуться; повернул обратно, но, пройдя так некоторое расстояние, стал жалеть первого пройденного пути, и опять повернул к лавре. Дойдя до трех крестов, Феофан там на спуске упал еще более тяжко, чем в предыдущие разы, и совсем расшибся, так что лежал между ветвями кустарника, и опять услыхал таинственный голос: «Так тебе, безумному, и надо, чтобы не шлялся по таким дням вне твоей каливы!» Феофан посмотрел, но никого не увидал; поднявшись с трудом, тихо поплелся к лавре, сокрушенный этими падениями, и шел в полусознательном состоянии. Дойдя до лаврского кладбища, он несколько пришел в себя, стал размышлять, что означали эти паденья и отчего все это с ним произошло, чего раньше никогда не бывало? Остановившись у источника, над входом в лавру, Феофан был поражен встречей с предметом своей страсти; в душе Феофана явилось страстное желание побеседовать с юношей. Юноша же сам подошел к Феофану и приветствовал его словами: «Добро пожаловать». Однако Феофан, не поддаваясь страстному желанию, ничего не отвечал. Тогда юноша опять обратился к Феофану с речью и сказал: «Издалека ли, что так устал?» На это Феофан отвечал только: «Из Кавсокаливы». Юноша начал шалить и шутить с Феофаном, приставать к нему с вопросами: что он принес, зачем пришел; от сего страстные чувства еще больше распалились в Феофане, так что он поспешил встать и уйти, не отвечая на вопросы юноши, и направился к воротам монастыря, но, будучи помрачен страстными своими мыслями, он, не заметив, прошел мимо дверей и, миновав монастырь, шел по дороге к пристани, пока не остановил его один встречный брат вопросом: «Куда идешь?»

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

Феофан прибыл в Кафу и на Русь из Константинополя, где при императоре Иоанне Кантакузине , как уже говорилось, исихазм получил официальное признание. Более того, это было именно то время, когда исихазм широко распространился в Сербии и Болгарии. Конечно, Феофан, художник, которого Епифаний Премудрый назвал «преславным мудрецом, философом зело хитрым», не мог остаться равнодушным к жарким религиозным спорам, проходившим между исихастом Григорием Паламой и его противником Варлаамом. Но, как большой художник с яркой индивидуальностью, Феофан вряд ли мог быть «иллюстратором» какого бы то ни было религиозного учения, даже того, какое он разделял. В его творчестве гораздо правильнее искать отражения эпохи в целом, со всеми ее противоборствующими тенденциями. И мы действительно находим это в тех знаменитых фресках, которыми Феофан покрыл стены новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Среди фресок Троицкого придела этого храма, в галерее святых, которую поместил там Феофан, мы встречаемся с изображениями Макария Египетского , Иоанна Лествичника , святых-мучеников Агафона и Арсения, Симеона, Даниила и Давида Столпников. К истокам раннего монашества, к первым формам аскезы, одним из видов которой было столпничество, восходил исихазм XIV столетия. Среди тех ранних теоретических трактатов, на которые опирались исихасты, видное место занимала «Лествица» – сочинение о нормах поведения монахов, написанное Иоанном, бывшим в VI веке игуменом монастыря св. Екатерины на Синае. Значит, не случайно Феофан в приделе, где основной была композиция Троицы, помещает не связанных с ней по символическому смыслу святых, причем выбор их явно тенденциозен. Все это те, кого исихасты поднимали на щит, все это аскеты, которых они прославляли. Феофан Грек. Пантократор. Фреска. 1378 г. Церковь Спаса на Ильине в Новгороде Но интерес Феофана к образу человека не ограничивался только этим. Он был гораздо шире, выходя за границы исихазма. Даже сейчас, когда при последних реставрационных работах были обнаружены фрагменты многофигурных композиций, остается в силе то положение, что Феофан уделял большое, а может быть и основное, внимание фигурам отдельно стоящих святых.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

—  Укажи мне путь, по которому мне идти! (Пс.142:8). Объятый великим желанием пустыннической жизни и решив тотчас же оставить все, Феофан скрылся в той пустыне. Утомившись в молитве и сев отдохнуть, он увидел того световидного ангела, который некогда явился ему и его невесте в их брачном чертоге. Сей небожитель, показывая перстом на пустыню, сказал Феофану: — Тебе подобает здесь поселиться, но подожди немного, пока будут взяты от земли живых преграждающие тебе сей путь; они скоро отсюда возьмутся, и тогда ты беспрепятственно пойдешь туда, куда хочешь. Этим видением святой Феофан был весьма обрадован. В радости возвратись к лодкам, он продолжил путь. Замечая находившихся в тех Сигрианских горах пустынные монастыри и хижины отшельников, он посещал их, обходя вместе со своею целомудренною супругою. В этих местах он встретил некоего прозорливого старца, по имени Григория, по прозванию Стратигия, жившего в местности, называвшейся Полихроние. Блаженный Феофан открыл этому старцу свое намерение и желание и от него услышал то, что раньше этого сказал ему явившийся ангел. Сей старец, за свое ангелоподобное житие сподобленный Богом дара предвидения, сказал Феофану: — Подожди немного, добрый юноша, скоро и царь и тесть твой истребятся с лица земли, и ты, будучи свободен, исполнишь свое благое намерение. Добродетельной же невесте Феофановой святой старец сказал тихо на ухо, что ее возлюбленный брат Феофан в свое время получит и венец мученический. После этого святой Феофан отправился в Кизик и исполнил то, что ему приказал царь относительно народного управления. Там он часто уходил со своими слугами в близлежащие Сигрианские горы, где и посещал святых отцов. Испрашивая их благословения и молитв, Феофан в то же время назидал душу их боговдохновенными беседами. Особенно он часто ходил к прозорливому Григорию Стратигию и к Христофору, игумену «Малого Села», — так назывался тот монастырь. Однажды, когда Феофан проходил чрез Сигрианские горы, ради посещения пустынножителей, в одном месте ему пришлось промедлить. В то время стояла сильная жара, ибо время было жатвенное, а посему Феофан и все бывшие с ним сильно захотели пить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Знаменитый проповедник и государственный деятель. Родился в 1681 г. в купеческой семье; образование получил в Киево-Могилянской академии; по окончании курса уехал в Рим и поступил в иезуитскую коллегию св. Афанасия, при этом перейдя в католицизм. Своими выдающимися дарованиями Феофан обратил на себя внимание папы, но в 1704 г. возвратился в Киев. Снова перейдя в православие он стал преподавать в Академии пиитику, риторику, философию и богословие. В это время им написана трагикомедия «Владимир», Феофан выступал защитником уже начатой Петром I борьбы со старыми русскими предрассудками. Проповедь Феофана в честь Полтавской победы 1709 г. по приказанию Петра I переведена на латинский. В 1711 г. Феофан вызван к царю и произведен в игумены Братского монастыря и ректором академии. В это время Феофан издал ряд популярных рассуждений, диалогов и проповедей. Он явил себя поклонником новой европейской науки, созданной Бэконом и Декартом, сторонником сильной светской власти, реформ церковных и государственных. Петр I в 1716 г. вызывает Феофана в Петербург, где сначала тот выступает проповедником-публицистом. Из его проповедей того времени особенно замечательны: Слово о царском путешествии за границу, «Слово о власти и чести царской». В 1718 г. Феофан произведен в епископы Псковские и стал главным помощником Петра I в делах духовного управления. Феофаном в 1720 г. написан «Духовный регламент», ряд руководств, трактатов. С 1720 г. он становится архиепископом Новгородским а затем первенствующим членом Синода. В отличие от Стефана Яворского , стоявшего на католических основах вероучения, Феофан стоял на близкой к протестантизму точке зрения. Основой его политических убеждений была теория «просвещенного деспотизма». Однако после смерти Петра I, на Феофана обрушились многочисленные нападки, но он умело прибег у помощи императрицы Анны Иоанновны, и приобрел прочное положение при дворе и в Синоде. В новых условиях политической жизни Феофан из прогрессивного реформатора превращается в старого консерватора. Но при этом всем, он до самого конца жизни продолжает уважать науку и просвещение. Заметно его идейное влияние на писателя Кантемира, а так же на В.А.Татищева. Феофан умер 8 сентября 1736 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Вернуться 114 Гармония Божественного творения. Взаимоотношения науки и религии. Прот. Георгий Нейфах. М.: Правило веры, 2005.– С. 49. Вернуться 115 Православие и наука: Руководств. кн. изречений и поучений/Свт. Феофан Затворник; сост. игум. Феофан (Крюков). – М.: Даниловский благовестник, 2005. – С.455. Вернуться 116 Гармония Божественного творения. Взаимоотношения науки и религии. Прот. Георгий Нейфах. М.: Правило веры, 2005. – С. 59. Вернуться 117 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадакийской. – Репр. изд. – М.: Изд. Отд. Московск. Патриархата, 1991–1995. – в 5 кн. Ч. 4: Беседы. – Репр. воспр. Изд. 1846. – М.: Паломник, 1993. – С. 404. Вернуться 118 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадакийской. – Репр. изд. – М.: Изд. Отд. Московск. Патриархата, 1991–1995. – в 5 кн. Ч. 4: Беседы. – Репр. воспр. Изд. 1846. – М.: Паломник, 1993. – С. 406. Вернуться 119 Православие и наука: Руководств. кн. изречений и поучений/Свт. Феофан Затворник; сост. игум. Феофан (Крюков). – М.: Даниловский благовестник, 2005. – С. 344. Вернуться 120 Православие и наука: Руководств. кн. изречений и поучений/Свт. Феофан Затворник; сост. игум. Феофан (Крюков). – М.: Даниловский благовестник, 2005. – С. 345. Вернуться 121 Православие и наука: Руководств. кн. изречений и поучений/Свт. Феофан Затворник; сост. игум. Феофан (Крюков). – М.: Даниловский благовестник, 2005. – С. 351. Вернуться 123 Амвросий Медиоланский. О покаянии. О надежде воскресения. – Репр. изд. 1894. – М.: Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 1999. – С. 304. Вернуться 124 Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского. – Репр. изд. – М.: Сибирская благозвонница, 2008. – С. 678. Вернуться 126 Избранные творения/Свт. Григорий Нисский, сост. диак. Александр Гумеров. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. – С. 383. Вернуться 127 Послания к Автолику/Феофил, еп. Антиохийский. – М.: Рус. Ист. – филол. шк. «Слово», 2000. – С. 60.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Кроме того, в тех-же целях возвышения проповеднической деятельности духовенство преосвященный Феофан побуждал местных сведующих людей писать по этому предмету статьи и помещать их в местных епархиальных Ведомостях. Так явились статьи «Несколько об обязанностях священника проповедывать слово Божие» – свящ. М. Панфилова 155155 . «При каких условиях сельские священники более правильно и успешно могут выполнять обязанность во все праздничные и воскресные дни проведывать прихожанам слово Божие» – свящ. Александра Цветаева 156156 , и др. В них развиваются мысли, кратко изложенныя в указанной инструкции. Наконец; как и в Тамбове, в качестве образцов для составления проповедей священниками преосвященный Феофан распорядился печатать во «Владимирских Епархиальных Ведомостях» как его проповеди 157157 , так и лучшия проповеди местных священников 158158 , а также распорядился составить сборник из поучений св. отцов, преимущественно св. Иоанна Златоуста , св. Тихона Задонскаго и св. Димитрия Ростовского 159159 . Заботясь о религиозно-нравственном просвещении пасомых, преосвященный Феофан, в частности, ревностно заботился о просвещении местных раскольников, которых здесь было очень много. С этою главным образом миссионерскою целью Феофан несколько раз ездил по всей Владимирской епархии и посетил весьма многие города и селения, зараженные расколом. Здесь преосвященный Феофан обличал и вразумлял раскольников, вступал с ними в беседы и старался показать неправоту их учения и гибельность пути, по которому они идут. Так, например, 30 августа 1864 года вечером преосвященный Феофан прибыл в большое село Мстеру Вязникевского уезда, где раскол свиль себе особенно прочное гнездо и отличался упорством и враждою к Православной Церкви. В этот день Феофан совершил здесь всенощное бдение, после которого вел большую беседу с местными раскольниками, а на следующий день совершил божественную литургию и при этом сказал нарочитую проповедь миссионерского, противораскольнического характера 160160 . Подобно сему он поступил и в других селах и городах, зараженных расколом, – например – в г.Судогде 161161 , в селе Нижнем Ландехе, где между прочим для успешной борьбы с расколом советовал приобрести в местную библиотеку книги, ваправлеввыя к обличению раскола 162162 , в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Сначала Феофан пытался ослушаться наставлений своего старца, оставшись в Киеве, но через некоторое время, поняв Божие неблаговоление в этом, отправился в отдаленную Соловецкую обитель, настоятелем которой в то время был архимандрит Иероним. Феофан был принят в монастырь и определен на послушание в просфорню, где познакомился с иноком Климентом, который жаждал пустынножительства и безмолвия, на что получил благословение своего старца поселиться в отдаленных местах острова. После ухода своего друга Феофан скорбел о нем, искал его, и, не найдя, устроил себе землянку в десяти верстах от монастыря. Здесь пустынник Феофан ночью пел Псалтирь, клал поклоны, днем питался одними кореньями и мхом, и занимался рукоделием. Теперь его давнее желание пустынножительства было удовлетворено, и душа его чувствовала себя в пустыне, как в совершенно родной стихии. Но диавол страшил Феофана разными видениями, как написано в его житии: «иногда, казалось ему, являлись дикие звери, или прилетали во множестве хищные птицы и поднимали крик; иногда представлялось как бы конное войско врагов, иногда даже страдал он биения. Тогда повергался он пред Богом, прося помощи и заступления, – и Господь спасал его» 104 . Чуть не погиб духовно Феофан, когда его принудили вернуться в Соловецкую обитель, и определили жить на монастырском подворье среди мира, а затем сделали экономом и послали за закупками в Архангельск. Спас Феофана друг его пустынножитель Климент, который через заблудившегося инока передал своему другу, чтобы тот бросал мирские занятия, ибо они его погубят. Феофан, услышав этот рассказ и слова Климента, оставил это занятие и решил оставить Соловецкий монастырь, отправившись по морю в лодке для уединенной жизни в поморье. Мог погибнуть Феофан, когда поднялась буря, – десять дней его лодку носило по морю, но инок взмолился Христу с просьбой оставить его в живых для покаяния. Лодку выкинуло на берег, здесь Феофан встретил местного земледельца, который указал ему хижину в густом лесу. В Феофане было много добрых порывов, было много благочестивых желаний, но не было полного отвержения своей воли и покорности воле Божией; не было непреклонной решимости к подвижничеству. И потому Господь вразумлял его скорбями и искушениями, дабы укрепить его доброе желание 105 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Питается... тем, что чрез внимание пройдет в сердце и его займет... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 173). ...Пребывание души с Господом или посещение Господом души, в чем все существо внутреннего делания, не от нас зависит. Господь посещает душу, она и бывает с Ним, и играет пред Ним, и согревается Им. Как отойдет Господь, душа пустеет, и совсем не в ее власти воротить к себе Посетителя душ. Но отходит Господь, пытая душу, а бывает, что отходит наказывая, не за внешние дела, а за что-нибудь душою внутри принятое. Когда отходит Господь, пытая душу, то, когда она закричит, Он скоро ворочается. А когда отходит наказывая, то не скоро, пока не осознает душа греха, и не раскается, и не оплачет, и епитимии не понесет (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 185). Источник. Душа, дура, все ко Господу спиной оборачивается, то вертится пред Ним бесчинно, внимания на Него не обращая. Ведь это очень невежливо. Возьмите же в руки сию сударыню невежду и приучите ее законам вежливости... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 41). Источник. Перемены в духе – наша общая участь. Терпеть надо, предавая участь свою в руки Божии. Об одном да будет забота, чтоб всегда с Господом быть. Во всех случаях прямо к Нему обращаться, Ему открывайте тяготы души своей, и молитесь, да избавит, аще волит (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 140). Источник. ...Без памяти Божией, без страха Божия, без чувства к Богу сделать душу довольною нельзя (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 173). Источник. Можно думать (и я так думаю), что душа и Ангел – духовны по естеству, но облечены тонким эфирным телом, а чтобы они по естеству были тело, так думать нельзя (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 187). Источник. Мысль, что когда кто живо представится и стоит пред оком ума, то это значит, что он просит помолиться, есть истинная мысль... И так делать хорошо... Есть общение душ, и душа душе весть подает (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 76). Источник. Бывает и здесь на земле проявление сочувствия душ, по коему душа душе, по поговорке, весть подает. Подобные сему взаимодействия можно допустить и у живых с умершими, или с отшедшими. В письмах о том, «Что есть духовная жизнь», указывается всемирная стихия – эфир. По ней действия душ одной на другую могут проходить, как электрический ток по телеграфной проволоке. Препарат телеграфный тут есть сердце... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 99). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010