Санкт-Петербург. Церковь Петра и Павла при Петропавловской больнице. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В начале XVIII века на месте больницы стояло деревянное подворье с церковью ( см. упраздненные церкви ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ и свт. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА при Новгородском архиерейском доме) новгородского архиепископа Феофана (Прокоповича), откуда пошло и прежнее название улицы (Архиерейская). Больницу на 250 коек заложили здесь 3 июля 1830 по проекту А. Е. Штауберта при сотрудничестве Л. И. Миллера, который вел строительство и внес некоторые изменения в первоначальный проект. Свое название больница получила по храму, освященному 16 мая 1835 одновременно с ней. Он находился посреди третьего этажа, у главной лестницы, между палатами, и освещался семью окнами. Место для больных отделялось резной перегородкой. Алтарь размещался на южной стороне, с северной стороны находились хоры. Иконостас в один ярус был сделан из сосны и окрашен белой краской. Семь икон на холсте написал В. Ф. Грязнов, лепные работы выполнили К. Можаев и Е. Балин. В 1861 акад. М. И. Теребенев исполнил плащаницу. В 1903 церковь расширили, а в 1913 вместо прежде выстроенной И. А. Варнеком деревянной часовни на Карповке возвели каменную по проекту Д. А. Крыжановского. Сама больница тоже не раз расширялась; в 1897 на ее территории был открыт первый в России Женский медицинский институт. В 1875, при прот. Иоанне Димитриевиче Шипове, прослужившем более тридцати лет, при храме создано благотворительное общество помощи неимущим выздоравливающим. Перед революцией его возглавлял настоятель – о. Иоанн Иоаннович Чокой, который, побывав в лагере и ссылке, служил после последней войны в Преображенском соборе. Церковь закрыта в апреле 1922 и приспособлена под больничную палату. Имущество перевезено в храм ап. Матфия (см. приходскую церковь ап. МАТФИЯ, Покровскую). Главное здание в конце 1920-х перестроил А. И. Гегелло под клинику нынешнего Государственного медицинского университета им. И. П. Павлова.

http://sobory.ru/article/?object=24796

Ю.К. Бегунов Скачать epub pdf ГРИГОРОВИЧ-БАРСКИЙ   Василий Григорьевич (12) I 1701, Киев – 7 (18) X 1747, там же]. Родился в семье купца, учился в Киево-Могилянской академии, куда поступил благодаря помощи ее ректора Феофана Прокоповича . «Не силен в науке был, – говорил о себе Г.-Б., – обаче прошел малыя школы даже до риторики» и достиг «начал философии». В сер. 1723 болезнь заставила Г.-Б. прекратить учение и отправиться для лечения во Львов. Там Г.-Б. и его товарищ Иустин Леницкий поступили в класс риторики иезуитской академии под именем униатов братьев Барских. Вскоре обман раскрылся, и Г.-В. оставил Львовскую академию. С детства Г.-Б. «имел охоту видеть чужие страны» и в апр. 1724 в одежде римского пилигрима отправляется в путешествие, которое продлилось ок. 24 лет. Посетив Кашау (Кошице), Пешт, Вену, Бари (город в Италии, где находились мощи Николая Мирликийского) и, наконец, Рим и Венеции», Г.-Б. отправляется на остров Корфу и через Кефалонию, Зант достигает острова Хиос, а затем – Солуня и горы Афон. 10 сент. 1726 Г.-Б. отплыл из Солуня в Палестину, побывал в Иерусалиме, на Синайской горе, посетил остров Кипр; восемь месяцев прожил в Египте, на подворье александрийского патриарха Козмы в Каире (1727–1728). Вслед за этим Г.-Б. снова отправляется на Синай и в Палестину. Всюду путешественник глубоко интересуется жизнью и историей народов Балкан и Ближнего Востока. «Идеже бо учение, – утверждает Г.-Б., – тамо просвещение ума, а идеже просвещение ума, тамо познание истины». В 1729–1731 Г.-Б. живет в Триполи (Сирия), где в местном училище изучает греч. под руководством иеромонаха Иакова. В Дамаске Г.-Б. был пострижен в монахи антиохийским патриархом Сильвестром (1734) под именем Василия . Шесть лет Г.-Б. провел на острове Патмос, где изучал греч. язык и литературу. В 1741 Г.-Б. получил письмо из Киева с известием о кончине отца и захотел вернуться на родину. Он написал письмо в Киев своему бившему товарищу Симону Тодорскому, учителю новооткрытого греч. училища в Киеве, и просил должности учителя. В мае 1743 по указу императрицы Елизаветы Петровны рус. посол в Константинополе А. А. Вешняков вызвал Г.-Б. к себе и предложил ему место священника посольства. Г.-Б. прожил в Константинополе один год, а в мае 1744 направился на Афон, где получил доступ во все греко-православные монастыри и их библиотеки. Вернувшись через Эпир и Македонию в Константинополь в сер. 1746, Г.-Б. застал уже нового рус. посла А. И. Неплюева, который хотел было его арестовать и отправить на родину. Через Болгарию, Румынию и Польшу Г.-Б. вернулся в Киев (2 сент. 1747). Еще в Бухаресте он получил от префекта киевоподольских школ Варлаама Лащевского письмо с приглашением занять кафедру греч. языка в Киево-Могилянской академии. Однако Г.-Б. тяжело заболел: трудности и лишения долгих странствований не прошли бесследно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Grigor...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл: Сохраняя веру православную, народ наш сохранит и силу воздействия на весь отступающий от всякой веры мир 2 февраля 2023 г. 11:04 1 февраля 2023 года, по окончании  Божественной литургии  в кафедральном соборном  Храме Христа Спасителя  в Москве, состоялся торжественный прием по случаю четырнадцатой годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В завершение торжественного акта Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся.  «Сегодня Русская Церковь — на переднем крае борьбы за сохранение веры Христовой и христианских ценностей, за сохранение той системы нравственных ориентиров, которые были предопределены словом Божиим, Священным Преданием, великой традицией христианства и которые сегодня просто уничтожаются, — сказал, в частности, Святейший Патриарх Кирилл. — Причем удивительно — уничтожаются в странах, где христианство, казалось бы, достигло очень большого влияния на жизнь общества и государства. Ведь влияние католического епископата на жизнь западного общества было несравнимо с влиянием православных архиереев на христианском Востоке. Но сила, с которой западное христианство пыталось установить свой контроль над обществом, обернулась, как мы знаем, таким страшным явлением, как антиклерикализм. Последний подпитывал и все революционные идеи, которые были направлены не только на борьбу с абсолютизмом, но и на борьбу с Церковью». «У нас ничего подобного не было, потому что Церковь никогда не стремилась к власти, — подчеркнул Предстоятель. — Идеалами в церковной жизни были не политики типа Феофана (Прокоповича), а старцы, такие как преподобный Серафим Саровский. И эта отрешенность Церкви от политической борьбы, при том, что Церковь воспитывала в народе любовь к Отечеству, готовность душу положить за ближних своих, и заложила основы совершенно особой системы отношений Церкви и государства в России». «Однако наша Церковь выдержала такие испытания, как ни одна другая в мире, — продолжил Святейший Владыка. — Гонения, притеснения, репрессии, физическое уничтожение епископата, духовенства, верующих людей — наша Церковь через все это прошла, и поэтому наше видение истории и наше самопонимание очень отличаются сегодня от видения истории нашими христианскими братьями на Западе. Мы никого не осуждаем, мы сочувствуем всем, кого сегодня притесняют, угнетают за веру Христову. Но мы удивляемся тому, что со стороны христианских институций на Западе нет должного отпора антихристианской и антирелигиозной пропаганде, которая обрушивается на людей в западном мире. Не нам судить — это их дело, их выбор. Но на фоне упадка самой способности жителей Запада отстаивать свою идентичность, свою христианскую подлинность мы с вами должны сознавать, что на нас возложена особая ответственность за судьбу страны, судьбу народа, судьбу нашей Церкви».

http://patriarchia.ru/db/text/6001846.ht...

Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… … © Яндекс   Условия использования Открыть в Яндекс.Картах Создать свою карту Найти Слои Схема Спутник Гибрид Панорамы Найти Московская духовная академия и семинария ( МДАиС ) — высшее учебное заведение Русской православной церкви, занимающееся подготовкой священнослужителей, преподавателей, богословов и служащих для Русской православной церкви. Ведёт свою историю от Троицкой лаврской семинарии (1727 год) и Славяно-греко-латинской академии, основанной в 1687 году. В 1814 году в исправленных и приспособленных зданиях Троицкой лаврской семинарии начала свою деятельность именно как Московская духовная академия; в 1913 году, в числе трёх других, по случаю празднования 300-летия царствующего дома Романовых, получила звание Императорской. После революции, в 1919 году, была закрыта. Воссоздана в 1946 году. В структуре Академии находятся также регентская и иконописная школы. Содержание История [ править править код ] Троицкая лаврская семинария [ править править код ] В 1685 братья-монахи греки Иоанникий и Софроний Лихуды, прибыв в Москву по просьбе царя Фёдора Алексеевича, открыли сперва в Богоявленском монастыре, потом в Заиконоспасском — Спасские школы, в которых преподавались грамматика, пиитика, риторика, логика и физика на латинском и греческом языках. Впоследствии на базе школ была создана Славяно-греко-латинская академия со схоластическим направлением преподавания. Наставники, а нередко и ученики, вызывались из Киева; преподавание велось на латинском языке. Во главе академии стояли ректор и префект; первый наблюдал главным образом за наставниками и преподаванием, второй — за учениками. Предметы преподавания: богословие, философия по Аристотелю, физика, метафизика, психология, метеорология, риторика. Наставники академии, кроме преподавания, осуществляли испытание лиц, определяемых на места священно- и церковнослужителей, а также, как и ученики богословия проповедовали в церквах; проповеди эти были не свободны от схоластических приемов, но под влиянием Феофана Прокоповича и Стефана Яворского в некоторых из них заметна живость изложения и свобода мысли; принимали участие в исправлении славянского перевода Библии (1712—1747 г.); ректоры и префекты рецензировали духовные сочинения и переводы, увещевали иноверцев, раскольников и отступников от веры.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_дух...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Русская казенщина и русская святость: кто кого? История Иннокентия Иркутского 4 мин., 09.12.2023 «Россия страна казенная» — как часто по самым разным поводам мы слышим эту цитату Чехова и с грустью соглашаемся. И в то же время соглашаемся с фельдмаршалом Минихом, еще во времена императрицы Анны Иоанновны констатировавшим: «Русское государство имеет то преимущество перед всеми остальными, что оно управляется непосредственно Самим Господом Богом. Иначе невозможно объяснить, как оно вообще существует». Житие святителя Иннокентия Иркутского — наглядное подтверждение обоих этих утверждений. Иллюстрация из книги " Житие святого Иннокентия, первого епископа Иркутского и чудотворца/сост. Иоанном Кузьмичевым .- Москва : Тип. Вильде , 1894 " Карьерный взлет А как удачно все начиналось! Мальчик Ваня из шляхетского рода Кульчицких с Черниговщины поступил в Киево-Могилянскую коллегию, учился там у митрополита Стефана (Яворского), будущего президента учрежденной Петром I после упразднения патриаршества Духовной коллегии, сразу же переименованной в Святейший Синод, и сменившего его потом на этом посту архиепископа Феофана (Прокоповича). К концу курса он принял монашество с именем Иннокентий и был персонально затребован в Москву на должность учителя и префекта в Славяно-греко-латинскую академию, а оттуда — в Санкт-Петербург, где в ту пору только основали Александро-Невский монастырь, будущую лавру. Там молодой образованный монах обратил на себя внимание императора, который решил отправить его… в Пекин — открывать там Русскую православную духовную миссию. И в 1721 году иеромонаха Иннокентия рукоположили во епископа и в сопровождении двух иеромонахов, иеродиакона, пяти певчих и трех служителей проводили в неведомую страну. Без малого год добирались они до Иркутска. Оттуда двинулись за Байкал и остановились в пограничном с Китаем Селенгинске, и там три года ждали сначала разрешения на въезд в Китай, а получив отказ, — дальнейших распоряжений Синода. Денег не было совсем. Чтобы не умереть с голоду, миссионеры ловили рыбу и нанималась на работы к местным хозяевам. Свое поношенное платье владыка Иннокентий чинил себе сам. А утешение находил в молитвах и богослужениях, которые совершал в старом селенгинском соборе. Миссия невыполнима?

http://foma.ru/russkaja-kazenshhina-i-ru...

Святейший Патриарх Кирилл: Сохраняя веру православную, народ наш сохранит и силу воздействия на весь отступающий от всякой веры мир Москва, 2 февраля 2023 г.      1 февраля 2023 года, по окончании Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, состоялся торжественный прием по случаю четырнадцатой годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В завершение торжественного акта Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся, передает Патриархия.ru . «Сегодня Русская Церковь — на переднем крае борьбы за сохранение веры Христовой и христианских ценностей, за сохранение той системы нравственных ориентиров, которые были предопределены словом Божиим, Священным Преданием, великой традицией христианства и которые сегодня просто уничтожаются, — сказал, в частности, Святейший Патриарх Кирилл. — Причем удивительно — уничтожаются в странах, где христианство, казалось бы, достигло очень большого влияния на жизнь общества и государства. Ведь влияние католического епископата на жизнь западного общества было несравнимо с влиянием православных архиереев на христианском Востоке. Но сила, с которой западное христианство пыталось установить свой контроль над обществом, обернулась, как мы знаем, таким страшным явлением, как антиклерикализм. Последний подпитывал и все революционные идеи, которые были направлены не только на борьбу с абсолютизмом, но и на борьбу с Церковью». «У нас ничего подобного не было, потому что Церковь никогда не стремилась к власти, — подчеркнул Предстоятель. — Идеалами в церковной жизни были не политики типа Феофана (Прокоповича), а старцы, такие как преподобный Серафим Саровский. И эта отрешенность Церкви от политической борьбы, при том, что Церковь воспитывала в народе любовь к Отечеству, готовность душу положить за ближних своих, и заложила основы совершенно особой системы отношений Церкви и государства в России». «Однако наша Церковь выдержала такие испытания, как ни одна другая в мире, — продолжил Святейший Владыка. — Гонения, притеснения, репрессии, физическое уничтожение епископата, духовенства, верующих людей — наша Церковь через все это прошла, и поэтому наше видение истории и наше самопонимание очень отличаются сегодня от видения истории нашими христианскими братьями на Западе. Мы никого не осуждаем, мы сочувствуем всем, кого сегодня притесняют, угнетают за веру Христову. Но мы удивляемся тому, что со стороны христианских институций на Западе нет должного отпора антихристианской и антирелигиозной пропаганде, которая обрушивается на людей в западном мире. Не нам судить — это их дело, их выбор. Но на фоне упадка самой способности жителей Запада отстаивать свою идентичность, свою христианскую подлинность мы с вами должны сознавать, что на нас возложена особая ответственность за судьбу страны, судьбу народа, судьбу нашей Церкви».

http://pravoslavie.ru/150811.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОДИМ Никодим (Сребницкий), еп. Переяславский и Бориспольский. Портрет. 40-е гг. XVIII в. Никодим (Сребницкий), еп. Переяславский и Бориспольский. Портрет. 40-е гг. XVIII в. (Сребницкий; кон. XVII в.- 12.06.1751, Переяслав (совр. Переяслав-Хмельницкий, Украина)), еп. Переяславский и Бориспольский. Учился в Киево-Могилянской и Московской Славяно-греко-латинской академиях. С 1722 г. служил в Белгородской и Обоянской епархии: был архидиаконом при еп. Епифании (Тихорском; † 1731). С 1727 г. в сане архимандрита являлся настоятелем Николаевского мон-ря Белгорода, вскоре назначен судьей Белгородского архиерейского дома. Еп. Епифаний не только сделал его своим душеприказчиком, но и в предсмертном письме архиеп. Новгородскому и Великолуцкому Феофану (Прокоповичу) ходатайствовал за Н. как за одного из 2 желательных преемников. Однако на Белгородскую кафедру был хиротонисан архим. Досифей (Богданович-Любимский; 1736). В сент. 1732 г. Н. подал в Синод прошение о переводе в др. епархию. Пока оно рассматривалось, он попал под следствие из-за недостачи крупной суммы денег, оставшихся от еп. Епифания, и был вызван в С.-Петербург с приходо-расходными книгами. Выяснилось, что деньги израсходовал сам покойный епископ. В Белгородскую епархию Н. не вернулся, приняв назначение настоятелем Псковского Снетогорского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря . 25 янв. 1734 г. Н. был вызван в столицу на чреду служения и определен судьей С.-Петербургского духовного правления «для обучения и присмотрения к делам» (до 7 июня 1738). До 1742 г. в С.-Петербурге не было собственного архиерея: вместе с освобожденными в ходе Северной войны (1700-1721) землями (Шлиссельбургский, Копорский и Ямбургский уезды, Кронштадт) и завоеванным г. Выборгом новая столица России входила в состав небольшой по территории Синодальной обл. Благодаря покровительству архиеп. Феофана Н. быстро продвигался по службе: 4 июля 1734 г. он стал настоятелем Ипатиевского во имя Святой Троицы монастыря , а 11 февр. 1736 г.- Новоспасского московского в честь Преображения Господня монастыря. 20 июля 1736 г. имп. Анна Иоанновна пожаловала его званием члена Синода. В сент. 1736 г. Н. присутствовал при кончине архиеп. Феофана и участвовал в погребальных службах в С.-Петербурге не только как член Синода, но и как душеприказчик почившего.

http://pravenc.ru/text/2565596.html

Матвеево. Храмовый комплекс Георгиевско-Чудинского погоста. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Ссылки:   Адрес: Тверская область, Спировский район, с. Матвеево, ул. Школьная, д. 3А Координаты: 57.427426, 35.125179 Проезд:Электричка Тверь - Бологое, до ст. Спирово, далее автобусом до с. Матвеево Изменить описание объекта Храмы комплекса: Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Издревле с. Матвеево было центром Георгиевско - Чудинского погоста. Первая церковь св. вмч. Георгия упоминается в 1545 г. С тех далёких времён на погосте сохранился каменный путевой крест. После явления в селе в 1691 г. двух чудотворных икон Преображения Господня и Богоматери Владимирской, новый храм был освящён в честь Преображения Господня. В 1731 г. построенная местным помещиков Давыдовым взамен обветшавшей деревянная Преображенская церковь была освящена по благословению митрополита Феофана Прокоповича. Каменной Преображенская церковь стала в 1861 г. Храм был построен на деньги местных крестьян и помещиков и имел два придела – Преображения Господня (главный, освящён в 1864 г.) и Рождества Богородицы (освящён в 1861 г.). Георгиевская церковь снова появилась на погосте в 1869 г. Она была построена генерал лейтенантом бароном Василием Богдановичем Энгельгардтом в память почившей супруге Варваре Николаевне, урожденной Карачинской. Сохранилось предание, что храмовый образ великомученицы Варвары был списан с портрета баронессы. Церковь была посвящена двум святых великомученику Георгию и великомученицы Варваре. Под храмом устроена усыпальница баронов Энгельгардтов и отца баронессы Николая Егоровича Карачинского – участника войны 1812 г. Богослужения в храмах были прекращены в 1935 г. За попытку вновь возродить богослужебную жизнь на приходе в 1937 г. была арестована монахиня закрытой Успенской киновии (пос. Спирово) Евдокия Васильевна Ершова. И всё же в 1944 г. приход снова был возрождён. Его первым настоятелем стал будущий епископ Смоленский Сергий, в миру – священник Александр Викторович Смирнов. Вплоть до 1962 г. настоятелем прихода был священник Михаил Иванович Белов, известный многим верующим молитвенник – по его молитве многие исцелялись от душевных болезней. Верующие боролись за приход до 1972 г., в этом году областные власти закрыли приход окончательно. Возрождения храмов началось лишь в 1989 г. Среди святынь действующей Георгиевской церкви есть большая икона преподобного Нила Столобенского с частицей мощей святого. Она была написана в 1911 г. по заказу помещика Василия Ивановича Бажанова в память о явлении ему святого в 1908 г. На месте явления преподобного в парке имения Чёрный Ручей (родовой усадьбы Карачинских и Энгельгардтов) в 1,5 км от Матвеева восстановлен и освящён старинный дворянский колодец с чистой, целебной водой. В 1884 г. в с. Матвеево было построено земское училище.

http://sobory.ru/article/?object=15298

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН (Сахновский; 1693 - 28.03.1743, Воронеж), еп. Воронежский и Елецкий. Место рождения неизвестно. По одной версии, Косово (Сербия), по др.- г. Косов, совр. Ивано-Франковская обл., Украина ( Комолов. Еп. Вениамин (Сахновский). С. 128). Из семьи протоиерея-серба. Большую часть юности провел в Валахии, где учился в местных католич. школах, хорошо знал румын. язык. Тайно ушел из дома и отправился в Россию к своему соотечественнику Воронежскому митр. Пахомию (Шпаковскому) . 19 марта 1718 г. принял монашеский постриг, служил иеромонахом при воронежском архиерейском доме. 19 февр. 1721 г. переведен в с.-петербургский Александро-Невский мон-рь, 23 июля назначен флотским иеромонахом. 24 янв. следующего года подал прошение об увольнении для жительства «в Волоскую землю», в мон-рь Бисерикани (на территории совр. Румынии), по-видимому, прошение не было удовлетворено. В 1725 г. исполнял обязанности священника на фрегате «Амстердам-Галей». Служа флотским иеромонахом, сблизился с обер-иером. Рафаилом (Заборовским) , другом еп. Феофана (Прокоповича) . В 1724 г. был выдвинут кандидатом в советники Синода. 19 июля (по др. данным, 20 июня или 8 июля) 1726 г. Псковским еп. Рафаилом (Зборовским) В. был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Святогорского Опочецкого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . В 1728 г. сопровождал еп. Рафаила в С.-Петербург для погребения цесаревны Анны Петровны. При проезде через Псков из Митавы в Москву буд. имп. Анны Иоанновны сумел снискать ее расположение. 8 июня 1730 г. еп. Рафаил доносил Синоду, что императрица велела определить В. архимандритом в Псково-Печерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь . Вениамин (Сахновский), еп. Воронежский. Портрет. XVIII в. (РГИА) Вениамин (Сахновский), еп. Воронежский. Портрет. XVIII в. (РГИА) 15 июля 1731 г. вышел указ о хиротонии В. во епископа Коломенского и Каширского. Наречение состоялось 23 июля в Синодальной крестовой палате в присутствии членов Синода и др. архиереев, хиротонисан во епископа 25 июля в московском Успенском соборе . Пытался добиться отмены уплаты недоимок, числившихся за архиерейским домом, и выделения средств для строительства подворья на Васильевском о-ве в С.-Петербурге. В 1731 г. основал школу при архиерейском доме. 28 нояб. 1734 г. был вызван в Москву и назначен проводить следствие по делу монахов Саровской пуст., в к-рое оказались втянуты Ростовский архиеп. Иоаким и нек-рые члены Синода. 3 апр. 1735 г. Высочайшим указом назначен членом Московского синодального правления. 6 мая 1735 г. участвовал в погребении бывш. Смоленского еп. Филофея. В 1737 г. совместно с московским вице-губернатором П. И. Вельяминовым-Зёрновым проводил разбор духовенства (детей священно- и церковнослужителей) по Коломне и Кашире.

http://pravenc.ru/text/150313.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРОВИЧ-БАРСКИЙ [в монашестве Василий] Василий Григорьевич (псевдонимы: Василий Киевский, Григорович, Барский, Плака, Албов) (1.01.1701, Киев - 7.10.1747, там же), писатель, путешественник. Род. в семье купца, дед происходил из г. Бара в Подолье. В 1715 г. поступил в Киево-Могилянскую академию благодаря помощи ректора игум. Феофана (Прокоповича ; впосл. архиеп. Новгородский), обучался в лат. классах, изучал риторику и философию, однако из-за болезни ног был вынужден прервать учебу. 20 июля 1723 г. отправился на лечение во Львов, в нач. 1724 г. поступил во Львовскую иезуитскую академию под видом униата, но весной того же года обман раскрылся и он был вынужден покинуть школу. Каир. Рисунок из рукописи В. Г. Григоровича-Барского. 1727–1728 гг. Каир. Рисунок из рукописи В. Г. Григоровича-Барского. 1727–1728 гг. С детства мечтая о дальних странах, Г.-Б. решил совершить паломничество к св. местам Европы. В апр. 1724 г. отправился в путешествие через империю Габсбургов, в Вене видел имп. Карла VI. Далее посетил Венецию (при ц. вмч. Георгия начал изучать греч. язык), Падую и Бари, где поклонился мощам свт. Николая Чудотворца. Здесь он заболел лихорадкой и потерял свои «патенты» (путевые документы). В сер. авг. 1724 г. достиг Неаполя, оттуда направился в Рим, Флоренцию и Венецию, затем отплыл к Ионическим о-вам, побывал на Керкире (Корфу), Кефалинии (Кефалонии), Закинфе и др. островах. На о-ве Хиос встречался с Иерусалимским патриархом Хрисанфом , общаясь с ним на латыни. Через нек-рое время Г.-Б. попал в Фессалонику и пешком совершил первое путешествие на Афон. В нач. 1726 г. вернулся в Фессалонику, а в сент. того же года отплыл в Палестину, останавливаясь по пути на Ионических о-вах и на Кипре. Обойдя достопримечательности Св. земли, вновь посетил Кипр, затем достиг Каира, где встречался с Александрийским патриархом Космой II , в 1727-1728 гг. в Каире Г.-Б. жил на патриаршем подворье, изучал греч. язык. В марте 1728 г. направился в Каменистую Аравию и Екатерины св. мон-рь на Синае, где познакомился с бывш. К-польским патриархом Иеремией III . После этого вернулся в Каир, в 1728-1729 гг. снова побывал в Палестине, прошел всю Сирию. В 1730 г. в течение 10 месяцев изучал греч. язык в уч-ще для бедных в Триполи. В 1730-1731 гг. отправился в Александрию, на о-ва Патмос и Самос, затем возвратился в Сирию.

http://pravenc.ru/text/168111.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010