> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Феофана Прокоповича

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
ФЕОФАН (ПРОКОПОВИЧ) - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... Феофан был вызван в царский лагерь во время турецкого похода, а по возвращении оттуда сделан игуменом Братского монастыря, ректором академии и профессором богословия. С этого времени начался рассвет его академической деятельности. Он отверг господствующую в то время в киевских школах систему схоластического богословского преподавания и выдвинул учено-исторический и критический метод, выработанный протестантской богословской наукой. В силу нового духа или блестящих талантов проф. Феофана лекции его по богословию пользовались в академии большим успехом. Но новаторский дух Феофана начал вызывать против него неудовольствие, и его стали обвинять в неправославии, в частности такие видные сослуживцы как Псковскую епархию он посетил только на другой год после назначения и вернулся в Петербург. В 1721 году Феофан прилагал усилия к открытию в Петербурге семинарии с высшим курсом, своего рода академии, но дело это подвигалось медленно, и он завел школу на своем Петербургском подворье на Карповке. Общая перемена настроения в правление Екатерины в сторону допетровского уклада неблагоприятно сказалась на Феофане. Прежде всего у него возник антагонизм с Синодальным вице-президентом ... далее ...
Значение классических языков (греческого и ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... ничуть не принижает значения языка латинского. Это язык, который в значительной степени определил школьную и научную традицию Европы и в то же время сам явился разработкой более органичной и длительной греческой традиции [14]. Взначительной степени развитие и наших духовных школ было связано с западным (латинским) влиянием. Поэтому для нас изучение латыни является помимо всего прочего моральным долгом и в то же время средством сохранения самоидентичности, поскольку в течение определенного времени латынь была единственным языком нашего богословия. Так, сочинения на латинском языке Феофана Прокоповича, крупнейшего церковного деятеля Петровской эпохи, были изданы в Кенигсберге и Лейпциге [15]. Вместе с тем следует подчеркнуть, что латинский язык и римская (а впоследствии вся средневековая латинская) культура были ориентированы на греческий язык и культуру не только изначально, со времен завоевания Южной Италии и Греции, но и позже, благодаря многочисленным культурным «возрождениям» в раннесредневековых «варварских» государствах Европы (например, факт интереса к греческому языку наряду с латинским в древней Англии после прибытия туда новой миссии Феодора Тарсийского ... далее ...
Культура под пятой рационализма : Портал ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... Максим Сергеевич Рациональный способ познания в наши дни очень распространен. Но иногда мы забываем, что не все в мире можно посчитать, научно доказать или даже потрогать руками. Религию и культуру тоже пытаются рационализировать, нивилируя таким образом их место в истории человечества. Об истинной сущности культуры и искусства в свете православного знания размышляет автор статьи. В современном мире нет места тайне. Ощущение тайны, всякий даже намёк на присутствие чего-то божественного были метлой выметены из содержания жизни, и жизнь в одночасье превратилась в какую-то серую, унылую муть с заботами о развлечении и пропитании обрюзгшего и заплывшего жиром тела. Человек вдруг стал вполне самодостаточным и, обретя вожделенную объективность, утратил всякую нужду в Боге, в бессмертии души, в том, что единственное на потребу, но не потому что уподобился Богу, не потому что познал истину, не потому что наконец разрешил величайшую загадку бытия человеческого, а потому что по каким-то странным и непонятным причинам стал неспособен не только отвечать на подобного рода вопросы, но даже ставить их перед собой. Жизнь людей по воле какой-то злобной, человеконенавистнической силы была ... далее ...
История России с древнейших времен, Том 25 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... а теперь начинается то же самое! Одни роптали тихо, между собою, но нашелся человек, который по характеру своему был способен подать громкий голос и подал. Арсений Мацеевич принадлежал к числу тех ученых малороссийских монахов, которые начали вызываться в Великую Россию при Петре I для замещения архиерейских кафедр, нуждавшихся в пастырях образованных, способных наблюдать за школьным делом. Но Арсений не был похож ни на одного из двух главных представителей этой ученой дружины: не имел ни высоких духовных стремлений Дмитрия Ростовского, ни ловкости, уклончивости, умения жить «в свете» Феофана Прокоповича; Арсений отличался отсутствием сдержанности, болезненною раздражительностью, которая вела его к очень неприятным столкновениям; кроме того, сохранились предания о его необыкновенной жестокости. Известия о его жизни до вступления на престол Елисаветы отличаются краткостию и темнотою; но можно видеть, что он был в постоянной опале, его удаляли из столицы, от высших степеней духовной иерархии, посылали в Камчатскую экспедицию. Эта судьба несколько объясняется приверженностию его к направлению Стефана Яворского; такому человеку трудно было подняться в царствование Анны. Из ... далее ...
Галилей в русском православном контексте: ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... инквизиции над Галилеем является показательным и типичным примером, когда хотят продемонстрировать несовместимость между наукой и религией. Также он представляет собой наводящий на важные выводы и размышления предмет (suggestive case study) для изучения отношений между религией и наукой в западной культуре, в ее исторической и методологической традиции. Между тем до сих пор остается мало изученным восточно-христианский взгляд на это дело. В этой статье Тереза Оболевич, польский профессор и заведующая кафедрой философии религии в Папском университете Иоанна Павла I рассматривает важные аспекты восприятия учений Коперника и Галилея в русской культуре, в том числе в работах русских ученых за прошедшие столетия. Но особое внимание уделяется отношению Русской православной церкви к учению Галилея. Автор статьи говорит, что, насколько она знает, еще не было детального исследования этого вопроса, который затрагивался ранее лишь в общих работах, посвященных истории астрономии и гелиоцентрического мировоззрения в России. Эта статья представляет собой первую попытку воссоздать историю учения Галилея в русской культуре, а также понять причины благожелательного его усвоения в рамках ... далее ...
Феофан Прокопович и его время - читать, скачать ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Прокопович и его время Работа И. А. Чистовича посвящена периоду истории России начала XVIII века сквозь призму биографии Феофана Прокоповича, его жизни и деятельности. Также рассмотрены основные труды мыслителя, деятельность Священного Синода, события эпохи дворцовых переворотов. Оглавление I. Первые годы жизни и учения Феофана. Путешествие за границей. Возвращение в Россию. Учительство в киевской академии. Сближение с Петром. Ректорство в академии. Переписка с Маркевичем II. Вызов Феофана в С. -Петербург. Протесты московских ученых и м. Стефана Яворского. Посвящение в епископа. Ученые труды. Полемика с князем Д. Кантемиром III. Отмена патриаршества. Стефан — местоблюститель патриаршего престола IV. Духовный Регламент и учреждение Синода. Личный состав Синода. Распоряжение Синода V. Стефан — президент Синода. Протесты его. Неудовольствия. Смерть VI. Феодосий Яновский. Злоупотребление власти и излишества. Ропот духовенства VII. Феофан. Церковно-административные и ученые труды его. Правда воли монаршей. История Петра Великого. О блаженствах против ханжей и лицемеров. Канонические сочинения. Сочинения против раскола. Проповеди. С. -Петербургская семинария. Штат ... далее ...
Борьба местоблюстителя митрополита Стефана ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... документа «Пассия как элемент современного православного богослужения» 2. 04. 2018 Именно так. Крестовоскресный есть характер истинной веры Ортодоксии. Но главное в таинстве спасения... 2. 04. 2018 Служба Великой Пятницы - единственная в богослужебном году и не должна копироваться. В Православии а... 1. 04. 2018 У нас давно практикуется первый вариант. Причем, для желающих " уставного " богослужения - в... Комментарии к проекту документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века» 1. 04. 2018 ……………Комментарий Проекта Документа ….. «О дальнейших мерах по врачеванию последствий церковного ра... Борьба местоблюстителя митрополита Стефана Яворского за сохранение института патриаршества в контексте полемики о власти во Вселенской Церкви [ Институт патриаршества, окончательно сформировавшийся в эпоху Вселенских соборов, определил административное устройство Православной Церкви на многие века вперед. Столетия церковной истории испытали его «на прочность», и многие факты позволяют оценить значение и ценность патриаршества. Богословие и история помогают нам понять, как же на практике сосуществуют два, казалось бы, противоположных ... далее ...
Иеродиакон невского монастыря Макарий - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... в это время в синоде и в тайной канцелярии. Маркелл Родышевский, прежде подчиненный и доброжелатель Феофана, в это время был его заклятым врагом и орудием интриги, которую вели против Феофана Георгий Дашков с товарищами. В это именно время происходило страшное для Феофана расследование о расхищении Маркеллом имущества псковского печерского монастыря, совершившемся в бытность Феофана епископом псковским. Затем обвинения, которые предъявлял Макарий в своих письмах на южно-русскую церковь, были отчасти те самые, которые Маркелл взводил на Феофана в своем сочинении «о житии еретика Феофана Прокоповича», рассказывая, как и какие ереси распространял Феофан в бытность свою в Киеве 7. Письма Макария до того отвечали интересам врагов Феофана, предводимых Маркеллом, что мы готовы были бы предположить преднамеренную вражду со стороны Макария против Феофана, если бы для такого предположения было бы хоть малейшее основание в данных, содержащихся в деле... Но если Макарий и не был врагом Феофана в начале, и, при написании своих писем о южно-русской церкви, не имел никакой задней мысли, а хотел лишь служить православию, то, во всяком случае, эти письма могли обратиться в руках ... далее ...
Обличительное богословие в Киево-Могилянской ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... документа «Пассия как элемент современного православного богослужения» 2. 04. 2018 Именно так. Крестовоскресный есть характер истинной веры Ортодоксии. Но главное в таинстве спасения... 2. 04. 2018 Служба Великой Пятницы - единственная в богослужебном году и не должна копироваться. В Православии а... 1. 04. 2018 У нас давно практикуется первый вариант. Причем, для желающих " уставного " богослужения - в... Комментарии к проекту документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века» 1. 04. 2018 ……………Комментарий Проекта Документа ….. «О дальнейших мерах по врачеванию последствий церковного ра... Обличительное богословие в Киево-Могилянской академии (конец XVII – начало XIX вв. [) Надь Олег Оттович Портал «Богослов. Ru» предлагает вниманию читателей апробационную статью студента Киевской духовной академии Олега Надя, посвященную истории преподавания полемического богословия в Киево-Могилянской академии в XVII – начале XIX вв. Автор рассказывает о подходе к преподаванию богословского курса в Академии, содержании программ, тех влияниях, которые впитала киевская богословская школа. Образование на Руси, по свидетельствам ... далее ...
Иероним (Волчанский) , возглавлявший единственную ...Искать в Источникеpravenc.ru
... и библиологию (ркп. см. : НБУВ ИР. ДА п. 90, 91, 207; описание см. : Макарий) Булгаков (, иером. История КДА. СПб., 1843. С. 141-142) . Определив задачи предмета, Г. отделил богословие от философии (концепция 2 истин) , а также богословие догматическое от нравственного. Свою систему философии Г. изложил в 2 курсах академических лекций: «Philosophia peripathetica» ( 1747; ркп. см. : РГБ ОР. Ф. 152. № 130 ) и «Philosophia juxta numerum quatuor facultatum quadripartita» (1749; пер. на укр. язык опубл. : Георгiй Кониський. Фiлософськi твори. К., 1990) . Испытал влияние идей архиеп. Феофана (Прокоповича) , а также нек-рых раннепросветительских идей, по своим взглядам постепенно переходил от средневек. схоластики, опирающейся на систему Аристотеля, к латинско-протестант. системе (по учебнику Ф. Х. Баумейстера) , большое значение придавал трудам отцов Церкви. Соответственно менялось и преподавание в академии, курсы Г. оказали значительное влияние на развитие рус. философии. Разделял философию на логику, физику, метафизику и этику. Выделял в процессе познания 3 ступени: чувственное восприятие, формирование интеллектом понятия об объекте и суждение. Считал задачей ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Феофана Прокоповича
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера