Феофана Прокоповича



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

ФЕОФАН (ПРОКОПОВИЧ) - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... Феофан был вызван в царский лагерь во время турецкого похода, а по возвращении оттуда сделан игуменом Братского монастыря, ректором академии и профессором богословия. С этого времени начался рассвет его академической деятельности. Он отверг господствующую в то время в киевских школах систему схоластического богословского преподавания и выдвинул учено-исторический и критический метод, выработанный протестантской богословской наукой. В силу нового духа или блестящих талантов проф. Феофана лекции его по богословию пользовались в академии большим успехом. Но новаторский дух Феофана начал вызывать против него неудовольствие, и его стали обвинять в неправославии, в частности такие видные сослуживцы как Псковскую епархию он посетил только на другой год после назначения и вернулся в Петербург. В 1721 году Феофан прилагал усилия к открытию в Петербурге семинарии с высшим курсом, своего рода академии, но дело это подвигалось медленно, и он завел школу на своем Петербургском подворье на Карповке. Общая перемена настроения в правление Екатерины в сторону допетровского уклада неблагоприятно сказалась на Феофане. Прежде всего у него возник антагонизм с Синодальным вице-президентом ... текст полностью ...
17 апреля в конференц-зале ПСТГУ прошла ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... народа и его интересов. Докладчик обрисовал путь, в результате которого С. Н. Булгаков из активного политического деятеля превратился в христианского философа, осмысляющего проблемы общественных отношений с богословских позиций. Рецензенты доклада (Д. Игумнов, исторический факультет и А. Ярмушевская, филологический факультет) отметили как положительные стороны его краткость и емкость, полноту обзора взглядов философа, представленных в контексте его жизни и творчества. Следующим прозвучал доклад студента 3-го курса исторического факультета Романа Порошина на тему «Взгляды архиепископа Феофана (Прокоповича) и митрополита Стефана (Яворского) на царскую власть». Докладчик отметил важность рассмотрения взглядов этих церковных деятелей, живших «на сломе эпох – церковной и секулярной», в контексте общей темы конференции. Были освещены воззрения двух иерархов на политическую деятельность Петра Великого — как внешнюю, так и внутреннюю, и приводимые ими обоснования царского самодержавия. Любопытно, что архиереи единодушно одобряли события Северной войны, а Петр сравнивался ими со всадником Апокалипсиса, карающим в данном случае шведов; также отмечалось культурное значение ... текст полностью ...
От светского букваря к православному. Или ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... содержанием: «Нравоучения от Священного Писания по алфавиту избранные». Здесь на каждую букву алфавита приводятся 3-4 фразы нравоучительного содержания. Книга для первоначального обучения чтению «Юности честное зерцало» (1717 г.) , составленная Гавриилом Бужинским, представляет собой своеобразный кодекс правил светского поведения, который отражает основные черты жизни русского дворянского общества петровского времени. Кроме того, автор приводит нравоучения из Священного писания и правила хорошего тона. Основные главы учебника по обучению грамоте «Первое учение отроком» (1721 г.) Феофана Прокоповича посвящены толкованию Закона Божия, молитв и девяти блаженств. В «Новонапечатанной азбуке» [11] 1766 г. помимо познавательных разделов находятся разделы, связанные с духовно-нравственным воспитанием, например, «О Боге и о вещах до службы Божественной касающихся» и др. Также здесь помещены заповеди, молитвы и нравоучительные изречения. «Российский букварь для обучения юношества» 1801 г. включает в себя молитвы, нравоучения и краткие повести, которые оканчиваются нравоучительными выводами. Таким образом, в учебниках послепетровской эпохи ( начало XVIII века - 1830 год ) ... текст полностью ...
16 | Сентябрь | 2013 | Україна ПравославнаИскать в Источникеpravoslavye.org.ua
... монастыре «кузницу кадров» ученого священства. Для этого Петр призвал сюда лучшие силы из ведущих монастырей. В 1716 г. из Киева был вызван настоятель Киево-Печерской лавры игумен Варлаам Голенковский, а вслед за ним по указу царя прибыло еще около двадцати необычайно грамотных по тем временам монахов. С них и началось устройство монастыря. Лавра возрождается в трудах — С них же началось и восхождение выходцев из Малороссии на высшие государственные должности. Мы знаем президента Духовной коллегии Стефана Яворского, первенствующего члена Святейшего правительствующего синода Феофана Прокоповича, канцлера Российской империи Александра Андреевича Безбородко, фаворита императрицы Разумовского и так вплоть до петербуржцев нынешнего времени. А какая символика заложена в фамилии нынешнего губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко! Я к чему: скажем, наместник Польши, генерал-фельдмаршал Паскевич (родом с Полтавщины) командовал детьми и племянниками главы Российской империи. А в Австрийской империи и Речи Посполитой малороссы и русины редко когда выше младшего офицера выслуживались. Сегодня нас снова ведут «в Европу». Как думаете, на какие роли? — Те, кто ... текст полностью ...
Святитель Георгий (Конисский), Могилевский, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... государства обсуждался вопрос об уничтожении и этой едва уцелевшей епархии. Радостная встреча святителя Георгия с могилевской паствой не смогла скрыть от него того ужасного упадка Православной Церкви, который был вызван многими годами преследований. Святитель с первых же дней после вступления на должность писал множество донесений в Сенат о притеснениях православных, чинимых униатами и католиками, о захватах ими православных церквей. Одновременно он заботился и о распространении православного учения, для чего открыл в 1757 году типографию при архиерейском доме и выпустил творение Феофана Прокоповича - православный «Катехизис, или краткое начальное Христианское учение в пользу и спасение юношам, купно же и старым ненаученным, в трех беседах написанный». Эту востребованную книгу он бесплатно разослал по храмам епархии. В этот же период святителем Георгием был основан целый ряд школ - наподобие братских церковных училищ. Постоянно заботясь о более высоком уровне образования духовенства, могилевский святитель открыл при Спасском монастыре Духовную семинарию. Для того, чтобы более успешно противостоять униатству, преосвященный Георгий занимался собиранием архивных ... текст полностью ...
Храм Архангела Михаила в селе Новленское ...Искать в Источникеprihod.ru
... его в основном использовали для наказания провинившихся лиц духовного звания Вологодской епархии. Обычно судебные решения о помещении духовного лица выносило присутствие консистории или епископ. Ссылка в Спасо-Каменный монастырь - это отдельная тема исследования. С давних пор сюда помещали не только лиц за уголовные преступления, но и подозреваемых в государственной измене, жертв политических интриг. Например, в 1730 году в него отправили преосвященного Георгия Дашкова - архиепископа Ростовской епархии и вице-президента Святейшего синода, который стал жертвой закулисной борьбы Феофана Прокоповича. После пожара в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере 8 декабря 1775 года последовал указ Святейшего синода об упразднении обители и переводе его братии в Свято-Духов монастырь, который становится правопреемником карательной традиции. С 1775 года он получает новое название - Вологодский Спасокаменский Духов монастырь, которое сохранялось до 1892 года, пока полностью не восстановили сгоревшую обитель на Кубенском озере. С первой половины XIX века Вологодский Свято-Духов монастырь активно используется как место ссылки духовных лиц. С 1821 по 1830 год сюда было ... текст полностью ...
Как провести время с пользой в дождливую погоду в ...Искать в Источникеfoma.ru
... Бесплатное посещение для всех: день памяти А. Пушкина — 10 февраля, Международный день охраны памятников — 18 апреля, Международный день музеев — 18 мая, в Пушкинский день — 6 июня. Музей музыкального и театрального искусства Один из самых красочных и красивых музеев Петербурга с уникальной экспозицией находится в романтическом уголке Петербурга — на улице зодчего Росси, автора архитектурного ансамбля этого района. Музей посвящен истории развития русского театрального искусства. Здесь каждый зал отражает свою тематику, свою историю, истоки которой уходят в XVII век. Портреты епископа Феофана (Прокоповича) и иеромонаха Симеона Полоцкого, представленные в первом зале, свидетельствуют об активном участии этих двух церковных деятелей в развитии русского театра в России. Известно, что и Феофан Прокопович, и Симеон Полоцкий сочиняли театральные пьесы, создавали первые театры. Здесь можно увидеть становление русского театра, начиная с первых указов Анны Иоанновны в 1738 году и Елизаветы Петровны в 1756-м. Первые учебники танцев, первые театральные костюмы и многие другие уникальные экспонаты из личных коллекций актеров русского театра разных периодов. Сама экспозиция ... текст полностью ...
Выставка, посвящённая 300-летию ...Искать в Источникеsobor.by
... а в 1788 г. - в Главную семинарию. Ее преподаватели занимались научной и издательской деятельностью. Трудами ректора семинарии иеродиак. Никодима (Пученкова) и архим. Иоасафа (Маткевича) были подготовлены переиздания Киево-Печерского патерика, а также житий святых свт. Ростовского Димитрия (Туптало) . В 1797 г. Главная семинария была преобразована в Александро-Невскую ДА, после реформы 1809 г. переименованную в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. По Высочайшему указу от 13 дек. 1719 г. при А. -Н. м. была создана С. -Петербургская типография. Первыми ее изданиями стали поучение еп. Феофана (Прокоповича) в день памяти св. Александра Невского, 3 слова иером. Гавриила (Бужинского) о победах рус. армии, «Букварь», «Раскольничьи вопросы и ответы», «Пращица духовная». Типография просуществовала до 1727 г., затем была переведена в Москву, в 1736 г. возвращена в мон-рь для печатания Библии. В лавре находилась богатейшая б-ка, а с 1910 г. - древлехранилище. В 1913 г. в А. -Н. л. были учреждены богословские и общеобразовательные курсы для певчих. Перед Октябрьской революцией 1917 г. земельные владения А. -Н. л. насчитывали 13 090 дес., капитал исчислялся 3 млн. р., ... текст полностью ...
Торжества, посвященные святителю Георгию ...Искать в Источникеsobor.by
... академии Григорий изучил иностранные языки, поэтику, философию, богословие, проявляя немалые способности к стихосложению. Киевская академия и в ту пору давала своим ученикам прекрасное образование. По окончании учебы Григорий в 1744 г. принял иноческий постриг с именем Георгия. Через год он был назначен преподавателем академии. В 1747 г. Георгий рукоположен в сан иеромонаха и переведен на должность преподавателя в философский класс. В 1751 г. будущий святитель занял должность ректора академии, одновременно преподавая богословие, причем, по оценке современников, он считался лучшим, после Феофана Прокоповича, профессором академии в 18 веке. 13 октября 1754 г. в Могилеве скончался архиепископ Иероним Волчанский, и 20 августа 1755 г. Георгий был хиротонисан во епископа, причем таинство совершилось не в Петербурге, как обычно, а в Киеве по причине неотложности дела. Святитель Георгий занял Могилевскую кафедру в тяжелые для Православия времена. Еще в 1716 г. Варшавская конфедерация приказала разрушить все православные храмы, построенные после 1632 г. ; под запретом были публичные церковные собрания православного народа и разрешены лишь домашние богослужения. В 1732 г. ... текст полностью ...
Библиография: Религиозное образование и ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... культуры. Россия осваивала барокко и благодаря патриарху Никону с его размахом монастырского строительства, приведшего со временем к выработке собственного московского стиля («нарышкинского барокко») . Проповеди и катехизисы, радение об открытии школы, придворные церемонии и театр, вирши, школьное учение языков (греческого, латыни, польского) — все эти новины стали проводниками к созданию системы образования, рациональности и государственной заинтересованности в просвещении страны. В книге рассматривается нравственное богословие Симеона Полоцкого, а также тексты Кариона Истомина, Феофана Прокоповича и Стефана Яворского, которые идеологически обосновали интеллектуальные усилия в проведении петровских реформ, связав Московскую Русь и строящуюся Российскую империю. Купить книгу в Озоне Категории богословской мысли. 2-е издание, исправленное и дополненное Михайлов Петр Борисович Москва: ПСТГУ, 2015 Монография представляет собой попытку с разных сторон подойти к вопросам о природе богословия и его источниках, об условиях и способах богословствования, о месте богословия в истории и современности. Предмет изучения рассматривается в трех аспектах ― генетическом, ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Феофана Прокоповича
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"