Феофана Прокоповича



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

ФЕОФАН (ПРОКОПОВИЧ) - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... Феофан был вызван в царский лагерь во время турецкого похода, а по возвращении оттуда сделан игуменом Братского монастыря, ректором академии и профессором богословия. С этого времени начался рассвет его академической деятельности. Он отверг господствующую в то время в киевских школах систему схоластического богословского преподавания и выдвинул учено-исторический и критический метод, выработанный протестантской богословской наукой. В силу нового духа или блестящих талантов проф. Феофана лекции его по богословию пользовались в академии большим успехом. Но новаторский дух Феофана начал вызывать против него неудовольствие, и его стали обвинять в неправославии, в частности такие видные сослуживцы как Псковскую епархию он посетил только на другой год после назначения и вернулся в Петербург. В 1721 году Феофан прилагал усилия к открытию в Петербурге семинарии с высшим курсом, своего рода академии, но дело это подвигалось медленно, и он завел школу на своем Петербургском подворье на Карповке. Общая перемена настроения в правление Екатерины в сторону допетровского уклада неблагоприятно сказалась на Феофане. Прежде всего у него возник антагонизм с Синодальным вице-президентом ... далее ...
Святитель Гео́ргий (Конисский), Могилевский, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... свидетельствует тот факт, что Григорий Конисский учился вместе с Григорием Сковородой. После окончания академии Григорий принял монашеский постриг, но был оставлен преподавателем на кафедре риторики. В то время он разработал курс поэтики на латыни; написал драму «Воскресение мертвых», а также стихи на русском, латинском и польском языках. Его литературными трудами восхищался даже А. С. Пушкин. С 1747 года будущий святитель возглавил кафедру философии и одновременно был префектом. С 1751 года он уже ректор академии, профессор богословия. Григорий Конисский считался лучшим - после Феофана Прокоповича - профессором академии в XVIII веке. С 1752 года он был назначен архимандритом Киево-Братского монастыря. В 1755 будущий святитель назначается белорусским епископом и переезжает в город Могилев. С 1783 года Григорий Конисский становится белорусским православным архиепископом, членом Святого Синода. Тогда на территории Беларуси, которая входила в состав речи Посполитой, оставалась только одна-единственная православная епархия с центром в Могилеве. В официальных кругах Польско-Литовского государства обсуждался вопрос об уничтожении и этой едва уцелевшей епархии. ... далее ...
Протоиерей Леонид Калинин: Модно ругать Россию, а ...Искать в Источникеpravmir.ru
... которое касается нашей земли только краешком – в храмах, там, где ему и надлежит быть. Богословы XX века с большим интересом относились к теме русского храма в силу разных исторических причин. Например, отец Павел Флоренский написал статью «Храмовое действо как синтез искусств» и прекрасную работу «Иконостас». Или Николай Константинович Гаврюшин, нынешний преподаватель Московской Духовной Академии, Владимир Георгиевич Вагнер – исследователь русской скульптуры, которую, к сожалению, во времена царствования Петра I постигла трагическая судьба. В то время по повелению митрополита Феофана Прокоповича на Сенатскую площадь свезли скульптуру со всей России и всю её сожгли. Это повлекло за собой утрату произведений русского духа, русского мастерства, которые мы, к сожалению, никогда уже не увидим. Но, тем не менее, даже то, что до нас дошло, говорит о том, что в соработничестве с Богом русский народ достигал очень больших высот. Недаром так легко приживалась у нас монашеская аскетическая практика, умное делание. И любой храм, который вы возьмёте из монастырских построек, и городские храмы древнего архитектурного стиля, которые являют собой образцы гармонии. Например, ... далее ...
16 | Сентябрь | 2013 | Україна ПравославнаИскать в Источникеpravoslavye.org.ua
... монастыре «кузницу кадров» ученого священства. Для этого Петр призвал сюда лучшие силы из ведущих монастырей. В 1716 г. из Киева был вызван настоятель Киево-Печерской лавры игумен Варлаам Голенковский, а вслед за ним по указу царя прибыло еще около двадцати необычайно грамотных по тем временам монахов. С них и началось устройство монастыря. Лавра возрождается в трудах — С них же началось и восхождение выходцев из Малороссии на высшие государственные должности. Мы знаем президента Духовной коллегии Стефана Яворского, первенствующего члена Святейшего правительствующего синода Феофана Прокоповича, канцлера Российской империи Александра Андреевича Безбородко, фаворита императрицы Разумовского и так вплоть до петербуржцев нынешнего времени. А какая символика заложена в фамилии нынешнего губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко! Я к чему: скажем, наместник Польши, генерал-фельдмаршал Паскевич (родом с Полтавщины) командовал детьми и племянниками главы Российской империи. А в Австрийской империи и Речи Посполитой малороссы и русины редко когда выше младшего офицера выслуживались. Сегодня нас снова ведут «в Европу». Как думаете, на какие роли? — Те, кто ... далее ...
17 апреля в конференц-зале ПСТГУ прошла ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... народа и его интересов. Докладчик обрисовал путь, в результате которого С. Н. Булгаков из активного политического деятеля превратился в христианского философа, осмысляющего проблемы общественных отношений с богословских позиций. Рецензенты доклада (Д. Игумнов, исторический факультет и А. Ярмушевская, филологический факультет) отметили как положительные стороны его краткость и емкость, полноту обзора взглядов философа, представленных в контексте его жизни и творчества. Следующим прозвучал доклад студента 3-го курса исторического факультета Романа Порошина на тему «Взгляды архиепископа Феофана (Прокоповича) и митрополита Стефана (Яворского) на царскую власть». Докладчик отметил важность рассмотрения взглядов этих церковных деятелей, живших «на сломе эпох – церковной и секулярной», в контексте общей темы конференции. Были освещены воззрения двух иерархов на политическую деятельность Петра Великого — как внешнюю, так и внутреннюю, и приводимые ими обоснования царского самодержавия. Любопытно, что архиереи единодушно одобряли события Северной войны, а Петр сравнивался ими со всадником Апокалипсиса, карающим в данном случае шведов; также отмечалось культурное значение ... далее ...
Горькая беседа о Синодальном и нашем времени, ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... уже учиться в «ликбезе», забыв свои духовные университеты, сформироваться тот самый голос Церкви – спокойный, рассудительный, мирный? – Я думаю, на том уровне, на каком находилась церковная жизнь в то время, – уже нет. Система разрушила саму возможность формирования единого голоса Церкви. Приходы перестали быть приходами, это если брать с самого низу, затем епархии. Т. е. доброе единство, христианское единство Русской Церкви, на мой взгляд, было на грани уничтожения. Да и сам Синод был во мнениях своих далеко не однороден между собой. Мы знаем противостояния Стефана (Яворского) и Феофана (Прокоповича) , которые боролись между собой, то есть люди там часто боролись за власть – о какой, простите, православной духовности тут можно говорить? «Сам Петр был недоволен Стефаном Яворским за поднятое им дело Тверитинова, за слишком резкую и прямую постановку вопроса о лютеранских противностях. “Камень Веры”, написанный Яворским, не был издан при жизни Петра именно из-за резких в нем полемических выпадов против протестантов. Издана была эта книга впервые уже только в 1728-м году, с дозволения Верховного Тайного Совета, под смотрением Феофилакта Лопатинского. Этим изданием ... далее ...
Историко-статистические сведения о ...Искать в Источникеazbyka.ru
... повеление об устроении Воздвиженской церкви дано 30 апреля 1830 г. Она освящена осенью того же года; помещается в каменном, одноэтажном, так называемом кавалерском доме, под башнею, переделанною в колокольню. Живопись здешнего иконостаса, превосходной работы, относится к прошлому столетию. Церковь на «собственной Его Величества даче» находится в полуторах верстах к западу от Петергофа, по дороге к Ораниенбауму. Она устроена вблизи к дворцу, в отдельном здании, с одной главой; колокольня невысокая, вся железная, помещается отдельно от церкви. Прежде здесь, по преданию, был загородный дом Феофана Прокоповича и при нем деревянная церковь. Каменная построена и освящена в сентябре 1860 г., во имя св. Троицы. Здесь замечательна мозаичная икона Божией Матери, вставленная в верхнюю доску аналоя. Церковь св. Александра Невского в Александрии находится в особом здании готического стиля. Вместо глав на ней 10 небольших готических башен, из которых 8 увенчаны крестами. Церковь освящена осенью 1834 года. В церкви замечательны: 1 (четыре образа высокой ценности, заменяющие окна в верхних просветах, писанные на стекле; 2) панагия с частицею Животворящего креста, осыпанная драгоценными ... далее ...
Святые Новгородской земли, или история Святой ...Искать в Источникеazbyka.ru
... г., одним из 28 первых выпускников был постриженик Антония Римлянина монастыря будущий епископ Воронежский святитель Тихон (Соколов) . В начале XIX в. благодаря усилиям епископа Старорусского Евгения (Бомовитинова) , духовная семинария стала центром изучения новгородских церковных древностей. ... Семинария обладала прекрасной библиотекой, основу которой составило переданное архиепископом Амвросием (Юшкевичем) книжное собрание новгородского архиерейского дома, включавшее в себя библиотеку новгородской школы Иоанникия и Софрония Лихудов; в 1742 г. в библиотеку вошло собрание архиепископа Феофана (Прокоповича) . Согласно каталогу 1806 г., семинарская библиотека состояла из 8565 томов, из них: 2864 – на латинском языке, 848 – на русском, 258 – на немецком, 236 – на греческом, 137 – на французском, 57 – на древнееврейском, 124 наименования на испанском, итальянском, арабском и других языках. В 1918 г. духовная семинария была закрыта, в ее помещениях открылся педагогический техникум, 1 октября 1919 г. преобразованный в Новгородский практический институт народного образования, который в 1932 г. был включен в Новгородский государственный университет. 3 марта 1920 г. был упразднен ... далее ...
Храм Архангела Михаила в селе Новленское - <Искать в Источникеprihod.ru
... его в основном использовали для наказания провинившихся лиц духовного звания Вологодской епархии. Обычно судебные решения о помещении духовного лица выносило присутствие консистории или епископ. Ссылка в Спасо-Каменный монастырь - это отдельная тема исследования. С давних пор сюда помещали не только лиц за уголовные преступления, но и подозреваемых в государственной измене, жертв политических интриг. Например, в 1730 году в него отправили преосвященного Георгия Дашкова - архиепископа Ростовской епархии и вице-президента Святейшего синода, который стал жертвой закулисной борьбы Феофана Прокоповича. После пожара в Спасо-Каменном монастыре на Кубенском озере 8 декабря 1775 года последовал указ Святейшего синода об упразднении обители и переводе его братии в Свято-Духов монастырь, который становится правопреемником карательной традиции. С 1775 года он получает новое название - Вологодский Спасокаменский Духов монастырь, которое сохранялось до 1892 года, пока полностью не восстановили сгоревшую обитель на Кубенском озере. С первой половины XIX века Вологодский Свято-Духов монастырь активно используется как место ссылки духовных лиц. С 1821 по 1830 год сюда было ... далее ...
Торжества, посвященные святителю Георгию ...Искать в Источникеsobor.by
... академии Григорий изучил иностранные языки, поэтику, философию, богословие, проявляя немалые способности к стихосложению. Киевская академия и в ту пору давала своим ученикам прекрасное образование. По окончании учебы Григорий в 1744 г. принял иноческий постриг с именем Георгия. Через год он был назначен преподавателем академии. В 1747 г. Георгий рукоположен в сан иеромонаха и переведен на должность преподавателя в философский класс. В 1751 г. будущий святитель занял должность ректора академии, одновременно преподавая богословие, причем, по оценке современников, он считался лучшим, после Феофана Прокоповича, профессором академии в 18 веке. 13 октября 1754 г. в Могилеве скончался архиепископ Иероним Волчанский, и 20 августа 1755 г. Георгий был хиротонисан во епископа, причем таинство совершилось не в Петербурге, как обычно, а в Киеве по причине неотложности дела. Святитель Георгий занял Могилевскую кафедру в тяжелые для Православия времена. Еще в 1716 г. Варшавская конфедерация приказала разрушить все православные храмы, построенные после 1632 г. ; под запретом были публичные церковные собрания православного народа и разрешены лишь домашние богослужения. В 1732 г. ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Феофана Прокоповича
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"