Феофана Прокоповича

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Сергій Ковбасюк, аспірант Київського ...Искать в Источникеpravoslavye.org.ua
... рождества К истории автокефального и филаретовского расколов Сергій Ковбасюк, аспірант Київського національного університету імені Тараса Шевченка. Життя та філософські погляди архієпископа Феофана Прокоповича 01. 09. 2006 archive, Вестник №60, Страницы истории Життя та філософські погляди архієпископа Феофана Прокоповича Сергій Ковбасюк, аспірант Київського національного університету імені Тараса Шевченка Погляди архієпископа Феофана миру Єлеазара) Прокоповича на людину, мораль, мистецтво, державу і Церкву безпосередньо пов’язані з його церковною та суспільною діяльністю і спрямовані на обґрунтування реформ Петра І. Петру потрібний був гострий розум владики Феофана, його енциклопедична освіченість, талант спритного дипломата і тонкого політика. Життя і діяльність архієпископа Феофана Прокоповича чітко поділяється на два періоди: Київський, коли він виступав як блискучий учений, письменник, філософ, педагог, та Петербурзький, коли йому доводилося бути здебільшого церковним та політичним діячем. Протягом 1705-1716 рр. майбутній владика викладав у Києво-Могилянській академії риторику, піїтику, арифметику, геометрію, філософію та богослов’я. Йому належить заслуга ... далее ...

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь
Библиография: Монастыри и монашество : Портал ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... культуры. Россия осваивала барокко и благодаря патриарху Никону с его размахом монастырского строительства, приведшего со временем к выработке собственного московского стиля («нарышкинского барокко») . Проповеди и катехизисы, радение об открытии школы, придворные церемонии и театр, вирши, школьное учение языков (греческого, латыни, польского) — все эти новины стали проводниками к созданию системы образования, рациональности и государственной заинтересованности в просвещении страны. В книге рассматривается нравственное богословие Симеона Полоцкого, а также тексты Кариона Истомина, Феофана Прокоповича и Стефана Яворского, которые идеологически обосновали интеллектуальные усилия в проведении петровских реформ, связав Московскую Русь и строящуюся Российскую империю. История Афона. В 2 томах. Том 1 Порфирий (Успенский Константин Александрович) , епископ Чигиринский Даръ, 2007 Книга знаменитого церковного историка, археолога, филолога и искусствоведа епископа Порфирия (Успенского) - богатое материалом повествование об истории Святой Горы Афонской, самой знаменитой святыни православного монашества. " История " , основанная на документальных источниках и наблюдениях ... далее ...
Борьба местоблюстителя митрополита Стефана ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... или словесная оборона», издание и подробное исследование (включая историю рукописи) которого было проведено в уже цитированном труде В. Живова. На основе историографического анализа выяснилось, что такие великие ученые как архиепископ Филарет (Гумилевский) , П. Верховский, И. Чистович и И. Смолич недооценили этот источник, фактически ограничив его значение литургической областью. Тем не менее, идеи, озвученные в этом сочинении, остро дискутировались и составляли предмет полемики митрополита Стефана Яворского, стремившегося сохранить традиционный канонический строй Русской Церкви, и Феофана Прокоповича, союзника Петра I в деле упразднения патриаршества и негласного автора Духовного Регламента. Как же разворачивались события? Формальным поводом для столкновения Яворского и Прокоповича послужил возникший сразу после учреждения Духовной Коллегии вопрос: «надлежит ли, по долженству, в Российской Церкви при всенародном собрании возносить имя восточных Греческих патриархов», и в ответе на него «иные приговаривали, иные же отрицали» [33]. Эти иные и были митрополит Стефан и архиепископ Феофан. 14 февраля 1721 года Синод обратился за разрешением вопроса о возношении ... далее ...
Значение классических языков (греческого и ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... ничуть не принижает значения языка латинского. Это язык, который в значительной степени определил школьную и научную традицию Европы и в то же время сам явился разработкой более органичной и длительной греческой традиции [14]. Взначительной степени развитие и наших духовных школ было связано с западным (латинским) влиянием. Поэтому для нас изучение латыни является помимо всего прочего моральным долгом и в то же время средством сохранения самоидентичности, поскольку в течение определенного времени латынь была единственным языком нашего богословия. Так, сочинения на латинском языке Феофана Прокоповича, крупнейшего церковного деятеля Петровской эпохи, были изданы в Кенигсберге и Лейпциге [15]. Вместе с тем следует подчеркнуть, что латинский язык и римская (а впоследствии вся средневековая латинская) культура были ориентированы на греческий язык и культуру не только изначально, со времен завоевания Южной Италии и Греции, но и позже, благодаря многочисленным культурным «возрождениям» в раннесредневековых «варварских» государствах Европы (например, факт интереса к греческому языку наряду с латинским в древней Англии после прибытия туда новой миссии Феодора Тарсийского ... далее ...
О корпоративности в Церкви (взгляд с позиции ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... настоятель не практиковал подобных поздравлений, затем учился в Сергиевом Посаде, где монашеская традиция предполагает лишь скромное поздравление на трапезе. И, начав служение в Москве, поначалу был просто шокирован практикой приходского «поздравительного культа»: пышно-лицемерное торжественное взаимное восхваление, спиной к Алтарю, представлялось мне кощунственной пародией на славословие Бога. Подобные поздравления в рамках культуры семиотической выглядят, конечно, кощунством. Но в культуре семантической они вполне правомерны – почитайте панегирики Симеона Полоцкого, Стефана Яворского, Феофана Прокоповича и иже с ними… [7] Корпоративность неизбежно формирует собственную корпоративную идеологию, обычно с превалированием какого-либо частного компонента: националистического, патриотического, антисемитского, обновленческого, антиглобалистского, этнографического и проч. Причем можно отметить наличие в Церкви нескольких подобных «идеологических субкорпораций». То, что в семиотической культуре и мировоззрении органично входило как элемент в общую картину мира и мироотношение, теперь гипертрофируется и культивируется (ну не было в средневековье антисемитов или обновленцев!) . ... далее ...
Регулирование имущественных прав православного ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... по ведомству Православного исповедания (далее – ПСПиР) . СПб., Синодальная типография. 1872. Т. 2: 1722 г. С. 254. 12. Этот указ не вошёл в ПСЗ. Однако о нём упоминается в подписанной 6 июня 1763 г. «Инструкции» (ст. 9) для Коллегии экономии духовных имений ( ПСЗ-1. 1830. Т. XVI: 1762–1765 гг. ) ст. 11844 (. С. 276) . По-видимому, имеется в виду указ императрицы, выпущенный по случаю смерти одного из ближайших соратников императора Петра Великого, автора «Духовного регламента», первенствующего члена Святейшего синода (с 1726 г.) – архиепископа Великоновгородского и Великолуцкого Феофана (Прокоповича) , скончавшегося в С. -Петербурге 8 сентября 1736 г. В том указе предписывалось, в частности, в кратчайшее время сделать точную опись всех «казённых, то есть церковных, епаршеских и персональных вещей», денег, запасов хлеба, домашнего скота и проч., оставшихся после новопреставленного. Всё это надлежало сохранять впредь до прибытия на кафедру новоназначенного архиерея и получения соответствующих распоряжений; опись же имущества надлежало прислать в Св. синод. Во исполнение данного указа 9 сентября 1736 г. Св. синодом было выпущено определение «О предписании совершать ... далее ...
Основание Александро-Невского монастыря Петром ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... «Духовный регламент», монастырский устав, богослужебные и исторические книги, служба св. кн. Александру Невскому и т. д. Вершиной деятельности этой типографии стало издание в 1736-1741 гг. исправленного текста Славянской Библии (ее печатание было закончено в Москве в 1752 г.) . При обители также существовали словолитня, книжный склад и библиотека, собранная архимандритом Феодосием и насчитывавшая в 1725 г. 187, а затем более 400 томов, в том числе 178 изданий на латинском и немецком языках. Среди особенно значительных поступлений в нее можно назвать книжные собрания архиепископа Феофана (Прокоповича) (1741) , бывшего преподавателя семинарии монаха Никодима (Селлия) (1745) и архиепископа Феодосия (Янковского) (1750) . С 1720 г. библиотека относилась к типографии монастыря и, помимо своего фонда, хранила выпускаемые тиражи. Она предназначалась, как для братии и сочинителей проповеди слова Божия, так и для семинаристов. Хранителями библиотеки в 1728-1737 гг. был иеродиакон Ианнуарий, а в 1737-1741 гг. — иеродиакон Епифаний; размещалась она в середине XVIII в. в шести покоях второго этажа монастырского корпуса. 15 марта 1742 г. был устроен особый монастырский архив. ... далее ...
Библиография: Культурология : Портал Богослов.RuИскать в Источникеbogoslov.ru
... семиотическим подходом, когда события прошлого рассматриваются в контексте истории культуры, т. е. меняющегося мировоззрения. Такой подход предполагает реконструкцию системы представлений, обусловливающих как восприятие тех или иных событий в данном обществе, так и реакцию на эти события, являющуюся непосредственным импульсом исторического процесса. Исследователя интересуют в этом случае причинно-следственные связи на том уровне, который ближайшим образом – непосредственно, а не опосредованно – соотнесен с событийным планом. Авторы сборника, известные филологи и историки, пытаются увидеть исторический процесс глазами его участников, сознательно отвлекаясь от объективистской историографической традиции, ретроспективно описывающей события с внешней точки зрения. Феофан Прокопович и историко-литературный процесс первой половины XVIII века Буранок Олег Флинта, Наука, 2014 Монография посвящена творчеству выдающегося писателя, общественного и церковного деятеля Петровской эпохи в контексте историко-литературного процесса первой половины XVIII века. Дан тезаурусный анализ драматургии, ораторской прозы, лирики Феофана Прокоповича и его русско-зарубежных литературных ... далее ...
Русская Церковь лицом к Западу, Русская Церковь ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Петра поладить с Ватиканом. Слишком велики тому препятствия – ему пришлось бы подчиниться власти папы и требованиям морали, отказаться от своих прихотей и злоупотреблений властью» 43. Мы умолчим здесь о тех скандальных «забавах», которым Петр любил предаваться на виду всего православного народа 44, но именно их, судя по всему, имеет в виду отец иезуит, говоря о «требованиях морали» и о «прихотях». В то время, пока Церковь терпеливо несла бремя капризов и фантазий самодержца, в народном сознании, и отнюдь не только среди раскольников, он стал ассоциироваться с Антихристом. А лицемерие Феофана Прокоповича переходило всякие пределы: играя смыслом слова «Помазанник», он называл Петра I «Христом». Церковную же недвижимость, земельные угодья, принадлежащие Церкви, государство недрогнувшей рукой конфисковывало на покрытие своих все растущих расходов. Эксплуатация Церкви государством не ограничивалась простым грабежом – не забывали и о людях! В 1711 году вышел закон, предписывающий в каждом приходе держать только одного священника и одного диакона. Другой закон, 1722 года, ограничил количество приходов на каждый участок территории страны, а священнослужители, оставшиеся в ... далее ...
Пути русского богословия, IV. Петербургский ...Искать в Источникеazbyka.ru
... видеть только эмпирическое учреждение, в котором организуется религиозная жизнь народа. С такой точки зрения и церковность подпадает и подлежит государственной централизации. И “князю земскому” усваивается и приписывается вся полнота прав или полномочий и в религиозных делах его страны и народа... Такая новая система церковно-государственных отношений вводится и торжественно провозглашается в России при Петре, в “Духовном Регламенте. ” Смысл “Регламента” очень прост и слишком ясен. Это есть программа Русской Реформации... 2. Программа Русской реформации “Регламент” был общим делом Феофана Прокоповича и самого Петра. В Феофане Петр нашел понятливого исполнителя и истолкователя своих пожеланий и мыслей, не только услужливого, но и угодливого. Феофан умел угадывать и договаривать не только недосказанное, но и недодуманное Петром. И умел не только досказывать, но и подсказывать. В “Регламенте” многое подсказано Феофаном. Но не всегда сразу сообразишь, где здесь подсказ, и где чтение в мыслях... По форме и по изложению “Регламент” всего менее регламент. Это “рассуждение, ” а не уложение. И в этом именно его исторический смысл и сила. Это скорее объяснительная записка к ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Феофана Прокоповича
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера