271 Читано (с дополнениями) в заседании И. Общ. люб. др. письм. 10 мр. 1900 г. (Ср. Памяти, др. п. и иск. CXLI (Отчеты), 19–20). 275 По замечанию проф. Петрова («Об упраздненной стенописи вел. ц. К.–Печ. Л.», 27), другой экземпляр есть в рукоп. Церк.–Археол. Муз. при Киевск. дух. Акад. См. каталог рукоп. библ. Музея, 93. Но в указанной рукоп. вовсе не редакция Иосифа Тризны, а – «велебнаго гдна оца Калистрата Холошевско, игумена обители с: Гадцкои», – об этой редакции речь будет впереди. 278 На полях киноварью замечено: «при печерско тимофе въ великаго кнз мстислава Владимеровича мономаха» В других редакциях Печерского Патерика время данного события точно не обозначено: «Въсхот оубо сии Симоновичъ ковати гробъ стго – в Арсениевск. ред., или: «По времени нколиц. въсхот снъ Симновъ вноукъ Афрка. ковати ракоу».. – в списк. Кассиан. I и II. Хронологическую дату – 6638 – находим в Ипатиевск. и Густинск. летоп.: П. С. Р. Л. II, 12. 293. 279 Насколько мне известно, подробность о круге солнца и луны и индикте читается лишь в одной Тверск. лет., только там «круг солнцу 12», а не 19, как здесь Ср. П. С. Р. Л. XV, 152. 281 Последней хронологической подробности мы не знаем ни из летописи, ни из Печерск. Патер. Митр. Евгений («Опис. Киевоп. Л. 2 », 12) неизвестно на каком основании относит это событие к 1083 г. 284 В заглавии читаем: «списано поликарпом черноризцем, последи архимандритом печерского монастыря». 285 Очевидно, здесь мы имеем дело с опиской: 6019 вм. 6632, когда, по свидетельству Лавр, летоп. и др., «бысть пожаръ великъ Кыев город, яко погорвшю ему мало не всему, по два дни, по Подолью и по Гор, яко церквий единхъ изгор близь 6 сотъ». 286 Умер пр. Григорий Чудотворец (насильственной смертью ) в 6601 (1093) г., по свидетельству печатного слав. Патерика, что, впрочем, вполне подтверждается и летописным известием о смерти в том же году кн. Ростислава, по приказанию которого наш инок был брошен в реку. А если так, то догадка X. М. Лопарева (Ж. М. Н. Пр. 1897, июнь: «Св. Григорий, русск. «учитель» XII в.»), что «и по времени» (напр., 20–30 годы XII в.) Григорий, учитель пресвитера Фомы, может быть отожествлен с Григорием памятной литературы, т. е. Григорием Печерск., Чудотворцем, – догадка эта не подтверждается.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Евангелие. (Парем. общие Преп.) – Пр. Михаила Клοпского, Христа ради юродивого. Апостол. Евангелие. 12. Мчц. Татианы. Мч. Петра, нариц. Авессаламита. – Св. Саввы, архиеп. Ссрбского. Сл. Святит. 13. Муч. Ермиила и Стратоннка. Пр. Иакова, еп. Нисивийск. 14. Преп. Отец, в Синаи и Раифе избиеинных: Исаии, Саввы Моисея, Иосифа, Домна, Иеремии, Павла, Адама, и др. – Пр. Феодула. Апостол. Евангелие. – Отдание праздн. Богоявления. Сл. праздп. (кроме Пар. и Ев. у.) а преп. Отец служба отправл. 13-го Января. 15 Преп. Павла Фивейск. и Преп. Иоанна кущника. Апостол. Евангелие. 16 Поклонение вериг Ап. Петра. Апостол. Евангелие. Муч. Спевсинна, Елевсиппа и Мелевсиппа, и бабы их Мчц. Леониллы, и иже с ними. 17+ Преп. Антония великого Апостол. Евангелие. (Парем. Преп.) 18 Св. архиеп. Александрийских Афанасия велик. и Кирилла. Апостол. Евангелие. 19 Преп. Макария Египетского. Сл. Препод., см. 14 Янв. Пр. Макария Александрийск. Мучц. Евфрасии дев. 20 Пр. Евфимия вел. Сл. см. 17 Янв. 21. Пр. Максима исповедника . Апостол. Евангелие. Мч. Неофита. Муч. Евгения, Кандида, Уаллериана н Акилы. Мчц. Агнии дев. 22. Апост. Тпмофея. Апостол. Евангелие. И Пр. мч. Анастасия Персского. Преп. муч. Анастасия Печерск. 23. С-мч. Климента, еп. Анкирского. Мч. Агафангела и проч. Апостол. Евангелие. Св. Павлина, еп. Нолаиского. 24. Пр. Ксении Римляныни. Мч. Вавилы Сикилийского и др. 25+ Св. Григория Богослова , патр. Кон. Апостол. Евангелие. (Парем. особен.) Мчц. Филицаты и сынов ее. 26. Преп. Ксенофонта, дружины его Марии, и сынов их Аркадия и Иоанна. 27+ Перенесение мощей св. Иоанна 3латоустого (Сл. Ноября 13). 28 Пр. Ефрема Сирина . Сл. Преп. Апостол. Евангелие. – Преп. Ефрема Печерск. и Пр. Ефрема Новоторжского, чуд. Преп. Палладия пустынника. – Пр. Феодосия Тотамского, чуд. Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Препод.) Евангелие. Преп. Лаврентия, затворн. Печерского. Муч. Романа, Иакова, и др. 30+ С.мч. Ипполита, папы Римск. и с ним Кенсорина, Савина, Хрисии дев., и др. – Св. отец: Василия вел., Григория Богослова и Иоанна Златоуста .

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

В следующем году (1217) братья примирились, причём Юрию возвращён был Суздаль; сюда перешёл и св. Симон 93 . Наконец в 1218 г. умирает Константин Всеволодович, великокняжеский стол возвращается к Юрию и «епископ Симон вниде паки в свою епископью в Володимер» 94 . 7 сент. 1219 г. еп. Симон торжественно («великым священьем») освящает «церкы св. Богородица Рожество, в манастыри» 95 , где он некогда игуменствовал, а в 1225 – храм Пр. Богородицы в Суздале, заложенный вел. кн. Юрием в 1222 году 96 . Скончался св. Симон 22 мая 1226 г. 97 , постригшись предварительно в схиму 98 , и погребен во Владимирском Златоверхом Соборе Пр. Богородицы 99 . В Лаврент. летоп. почивший епископ характеризуется как «милостивый» и «учительный». По позднейшим известиям, мощи св. Симона покоятся в Киевской Лавре, в ближней Антониевой пещере 100 . Канонизован Симон не раньше первой половины XVII века 101 , когда было составлено его житие, а затем и Служба 102 . Ключарь Суздальского Собора Анания Фёдоров в третьей главе «Исторического собрания о богоспасаемом граде Суждале» 103 замечает, что «Святитель Симон, епископ Владимирский, бе в лета 6600; преставися же, и положен бысть по желанию своему в Киевопечерском монастыре, сей святитель написа часть Патерика Печерскаго». Подобное известие находим и у его современника Аристарха, игумена Боголюбова близ г. Владимира монастыря, в летописи монастырской: «в 6693 году скончался святый Симон, первый епископ Владимирский (из иноков Киевопечерск. монаст.), списавший часть Печерского Патерика; положен по кончине согласно его завещанию в Киевских пещерах» 104 . Основываясь на приведённых свидетельствах Анании Фёдорова и игумена Аристарха, И. Л. 105 , автор статьи «Голос в защиту списателей Печерск. Патерика» 106 , заключает, что «Св. Симон, первый Епископ из Владимирских и третий из Суздальских, он же и списатель Печерск. Патерика, пас церковь Божию в 6600–я лета (т. е. между 1092–1185 годами), преставился в 1185 г., 1–го Мая, и погребен, по его желанию, в Киевских пещерах, где и доныне нетленно почивают его св. мощи и празднуется церковью его св. память».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Место, где св. Глеб повредил себе ногу (39, 9), в некоторых списках (ср. МУ) называется устьем реки Тьмы; ср. Хлебн. сп. летоп. и Тверской сборн. 1534 г.), а Волга заменена Угрой (ср. Пск. – Печерск, мон., Моск. Публ. и Рум. Муз. 435; Имп. Публ. б. Погод. 850 – «горою») 35 . Довольно часто опускаются разного рода оговорки от лица автора, напр. «прочая же его добродетели инде съкажем, ныне же несть время, а о сих поряду сице есть» (27, 7–8); «иже инъде съкажем. Сих же съповемы убо, о них же и повесть си есть» (28, 8–9); «н се остаану много глаголати, да не многописании в забыть влезем, н о немь же начах, си съкажем» (28, 11–12); «яко же и бысть, еже последи съкажем, – ныне же несть время, н на предълежащее возвратимся» (39, 4–6), и др. Статья «О Борисе, как бе възърмь» (51, 21–25 – 52, 1–2) иногда вносится в текст (ср. сп. Пск.-Печерск. мон., Моск. Публ. и Рум. Муз. 435, Степен. кн.). Наконец, в некоторых списках Сказания (напр. Моск. Общ. Ист. и Др. Рос. 56, Степен. кн.) находим вставки из Чтения. Все эти и другие, подобные им, текстуальные особенности и изменения 36 помогают выяснять генеалогию и взаимоотношение отдельных списков Сказания, но не могут служить достаточным критерием для установления редакций памятника, поскольку редакция предполагает известную переработку произведения, преследующую те или другие определенные цели. Самое крупное событие в очень несложной литературной истории Сказания – это присоединение к первоначальному тексту Сказания повести о посмертных чудесах свв. мучеников. Наличность или отсутствие чудес – единственный критерий, на основании которого можно говорить о редакциях памятника – краткой (без чудес) и распространенной (с чудесами) 37 . Как мы заметили уже выше, повесть о чудесах составлена отдельно и независимо от Сказания. Окончательная обработка ея относится к первой четверти XII столетия (не раньше 1115 года, когда было перенесение мощей Бориса и Глеба в новую, каменную церковь , и не позже 1125, так как не упоминается о смерти Владимира Мономаха ), но отдельные составные части повести сложились, конечно, раньше и, быть может, принадлежат нескольким авторам 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

(Сравн. Максимовича Киевлян. 1840 г., стр. 249). 429 Надпись найденная на гробе св. Иулиании: «Иулиания княжна Ольшанская, дочь князя Георгия Дубровицкого Ольшанского, преставльшаяся девою на 16 г. от рождения». Патер. Печерск., стр. 206 – 207. Сказание об обретении св мощей. К. 1705 г. 431 Максимович: Киевлян. 1640 г., стр 248 – 250. Преосв. Филарет. Черн. Русск. Святые, Май. Июль (1862 г.), стр. 42. Замечательно, что эту же мысль разделяют и Польские писатели. См. Dombrowica, Gr. Platera: Dziennik Warezawsky 10 Rok. 1852 31 Grudnia – 12 Stycznia. 440 От того-то между прочим в нашей церкви праздник Св. Иулиании и называется «обретением мощей Св. Иулиании девицы, почивающей в Киево-Печерской Лавре» Киевск. святцы и месяцеслов. 442 Известно, что ересь Социнианская есть одна из самых вредных и опаснейших, выродившихся на почве протестанства. Она зашла в пределы Юго-Западного края Росии в начале XVI в. из Польши, где племянник и наследник родоначальника Социниан (Лелио Социно) Фавст Социн нашел множество последователей, распространившихся по всем пределам тогдашнего Польского Королевства, в состав коего входил и Киев. Социниане учат, что Св. Писание есть одно и единственное правило веры; отвергают все таинства и все догматы , которые кажутся им непонятными, как-то: Троичность Божества, Божество Иисуса Христа, воплощение, удовлетворение за грехи, влияние первородного греха, действие благодати, оправдание и т. н. Мало того, они не верят даже в такие истины, как вечность Божия, бесконечность, всемогущество. Хотя они и соглашаются называть Иисуса Христа Словом Божиим, Сыном Божиим, Богом явившимся во плоти, как учит Св. Писание, но понимают по своему и всеми силами стараются доказать, что Слово или Сын не вечно, не равно, не единосущно Богу Отцу. В Православной Литературе Юго-Западного края Росии XVI – XVIII в. их называюте иначе Арианами. 446 Мелетий Сириг, в правиле Преподобным Печерским Акафист. К. 1764 г. Кроме этого мы встречали следующий рукописный Тропарь Св. Иулиании. Тропарь глас 2. Девства добротами преочищена и целомудрия цветами венчавшися, Богоблаженная дево Иулиание, явилася еси миру в нетленном телеси твоем, источник исцелений и даров духовных подавая всем к тебе притекающим: и ныне, яко свеща теплая, благодати елеем возженная, предстоя престолу Господа и жениха твоего небесного того моли, дево чистая, избавити нас от всякого зла, чтущих память твою верою и любовью. Кондак глас 8. Приводим Ти, о Всещедре, Иулианию, присносветящую свещу, елеем благодати обдержимую, немощным цельбу: ея же молитвами от всякого зла свободи нас и спаси всех, еже Тя с поклонением величают. (Из правила Препод. Печерск. Песнь 9, Тропарь последний). Читать далее Источник: Православие на Западе России в своих ближайших представителях, или Патерик Волыно-Почаевский : В 2-х ч. : (С портр. авт.)/[Соч.] прот. А.Ф. Хойнацкого. - Москва : Д.И. Преснов, 1888. - XXIX, 472, VII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

На лл. 170 об.–181 Слово цркви печерски. По сравнению с текстом Кассиан. редакций, есть несколько вставок, между прочим, хронологических дат: так, обозначен год битвы кн. Ярослава с «лютым Мстиславом», но не 6532, как в летописях, а – 6533; при словах «сеи дастъ же ему на руц и сна своего Георги – добавлено «в лето 6658»; перед рассказом о пришествии иконописцев из Царьграда замечено: «соруженни же суще бжтвенни тои цркви и совршенни въ десятое лто по мастеръ црковныхъ в лто 6592. въ княжение великого всеволода рославича»... 281 Следующие дальше Жития: Стефана демественика (л. 181 и д.), Дамиана презвитера (л. 184), Иеремии прозорливого (л. 185 об.), Матфея прозорливого (л. 186), игумена Никона (л. 187), игумена Варлаама и Ефрема скопца (л. 190 об.), Исаии, – все эти жития взяты в своей основе из Несторова Жития Феодосия Печерск. и Слова о первых черноризцах Печерских, но снабжены теми риторическими подробностями (вступлениями и заключениями), какие мы теперь читаем в печатных славянских изданиях. Между житиями Никона и Варлаама вставлен отрывок из Слова о создании церкви Печерск.: « и чюдо изрядно въ бжественнои печерско цркви» (л. 189 об.). За известием о смерти Исаии Ростовского «в лто 6598 на второе лто по цркви печерския маия въ 282 – находим «извещение о ростовски епископх», постриженниках Печерского монастыря. Послания Симона к Поликарпу и Поликарпа к Акиндину вошли в нашу редакцию Патерика в совершенно разрозненном виде. Сначала идут отдельные жития из второго послания: о преп. Моисеи Угрине (л. 200), о преп. и многотерпеливом Иоанне Затворнике (л. 205 об.) 283 , о Никите Затворнике (л. 212 об.), о Лаврентии Затворнике (л. 214 об.), о Алимпии иконописце и чудотворце (л. 215 об.), о Агапите, безмездном враче, о Григории чудотворце (л. 225 об.) 284 , о Прохоре черноризце (л. 229), о Марке Печернике (л. 233 об.), о св. Феодоре и Василии (л. 239). Затем рассказывается о нашествии Половцев на русскую землю и пленении Киева в 6601 г.: «тогда же едины мечи поскоша, ины же в плънь со собою поведоша. ихже зд наменихомь блженнаго Евстратия. Никона и прочихъ»...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

28/Х (6 стр[аница]) – представление Иова, д[олжно] б[ыть] преставление; 29/Х (7 стр[аница]) – преп. Авросиния, д[олжно] б[ыть] Авраамия; 4/II (16 стр[аница]) – Печенегских, д[олжно] б[ыть] Печенгских; 11/III (19 стр[аница]) – прп. Софрония, затв[орника] Печерск[ого] – память эта 362 в н[астольном] к[алендаре] на 57-й г[од] не указана, а 11/V она повторяется; 4/V – прпп. Никиты... Сокольницких 363 – в н[астольном] к[алендаре] на 57 г. добавлено [?]. 11/V (стр[аница] 23) – прп. Софрония, затв[орника] Печерск[ого] – в н[астольном] к[алендаре] 57 г. она указана 364 . 16/V (стр[аница] 24) – прп. Касмиана, д[олжно] б[ыть] Кассиана; 27/V (26 стр[аница]) – Кирпиана, д[олжно] б[ыть] Киприана; 5/VI (27 стр[аница]) – прп. Вассиана..., утонувш[его] в Белом море +1561 г., д[олжно] б[ыть] вместо + предлог «в». 6/VI – Климнецкого, д[олжно] б[ыть] Климецкого. 8/VI (стр[аница] 28) – бл[аговерного] кн[язя] Василия... – в н[астольном] к[алендаре] на 57 г. добавлено «обретение мощей»; 3/VII (31 стр[аница]) пропущено: перенесение мощей свт. Филиппа из Соловец[кой] обит[ели] в Москву 365 (в н[астольном] к[алендаре] на 57 указано) и память бл[а]г[оверных] кн[язей] Василия и Конст[антина] Яросл[авских] (в н[астольном] к[алендаре] 57 г. указана); 18/VII (32 стр[аница]) – прп. Иоанна многотерпеливого. д[олжно] б[ыть] многострадального 366 . 30/VII – прп. Германа... в н[астольном] к[алендаре] 57 г. добавлено: «обретение мощей» 367 : 27/VIII (стр[аница] 35) – прп. Кукшки, д[олжно] б[ыть] Кукши. Вот все более или менее существенное. Есть еще явные описки – для всех понятные, а также пропуск запятых. Еще хочется обратить внимание на отсутствие слова «преставление», напр[имер]. 3/IX блж. Иоанна... в 1580 году; 25/I свт. Моисея в 1362 году; 10/II прп. Прохора... в 1107 г.; 28/II блж. Николая... в 1576 г. и другие. 7/IХ прпмч... Макария † от турок в 1678 г. Простите, святый Владыко, за этот перечень, м[ожет] б[ыть], не вполне мною продуманный и только Вас утомивший! Еще, святый Владыко, хочу напомнить Вам, что Вы в своем письме в день памяти прор. Самуила писали мне:

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Апостол. Евангелие. – Св. испов. Евфимия, еп. Сардийск. Преп. Евареста. 27 Первомч. и архид. Стефана. Апостол. Евангелие. –. Пр. Феодора начертанного. 28. 20.000 Муч., в Никомидии сожженных (Муч. Гликерия, пресв. Зинона, Петра, Индиса, Домны, Агафии, Феофилы и др.) Апостол. Евангелие. 29. 14.000 младенец, от Ирода избиенных Апостол. Евангелие. Преп. Маркелла. – Фаддея испов. Преп. Марка и Феофила Печерск. 30. Мчц. Анисии, и Пр. Зотика, пресвитера, сиротокормителя. Преп. Феодоры и Мч. Филетера, Никомидийск. 31. Пр. Мелании Римлянки, и отдание праздника Рожд. Христова. Μ. ианнуарий, или январь. х 1 Обрезание Господа нашего Иис. Христа, и памлть св. Василия велик., архиеп. Кесарии Каппадокиииской. Апостол. Евангелие. (Парем. особен.) 2. Предпразднество Просвещения, или Богоявления (продолж. до 5 Января). Св. Сильвестра, папы Римского. Апостол. Евангелие. 3. Прор. Малахии. Муч. Гордия. Апостол. Евангелие. 4. Собор 70-ти Апостолов: Иакова, брата Госп., Марка еванг., Луки ев., Клеопы, Варнавы, Иуста, Фаддея, Ананин и др. И преп. Феоктиста, игум. 5. Муч. Феопемпта ен. и Феоны волхва. Преп. Синклитикии. Преп. Аполлинарии, девицы. Преп. Мины. Прор. Михея. Навечерие Богоявления Господня. На часах: Апостол. Евангелие. На литургии с вечернею: в Сб. или Воскр. Апостол. Евангелие. На освящение воды (Пар. особ.): Апостол. Евангелие. 6 Св. Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Апостол. Евангелие. (Повечерие великое). х 7. Собор св. Иоанна Крестителя. Апостол. Евангелие. 8. Преп. Георгия Хозевита и Емилиана испов. – Пр. Домники. Муч. Иулиана и Василиссы, Келия, Антония пресв., Мариониллы и р. Преп. Григория, чуд. Печерск. С.мч. Картерия пресв. – Пр. Илии. 9. Мч. Полиевкта. –+ Св. Филиппа, митр. Московск. Апостол. Евангелие. (Пар. особен.). Преп. Евстратия. 10. Св. Григория, еп. Нисского и блаж. Феозвы диакониссы. –. Пр. Дометиана, еп. Мелетинск. И преп. Маркиана пресвитера. – Пр. Павла Комельского. Апостол. Евангелие. 11+ Пр. Феодосия, общих житий начальника. Апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Любимым учеником и чадом преподобного Парфения был архимандрит Лаврентий – магистр Киевской Духовной Академии, оставивший учебную службу по болезни. Ранее он служил настоятелем в Киево – Выдубицком монастыре. Чадом преподобного Парфения был и иеромонах Иринарх, раньше служивший в Воронежско- Митрофаньевом монастыре. Духовными дочерьми были княгиня В.П.Голицына и ее дочь В.П.Шереметева, В.И.Молчанова, Н.Шупинская и другие. Е.Н. Бердяева, урожденная Бехметеева, духовная дочь Парфения тайная монахиня Е.Н. Бердяева, урожденная Бахметева была духовной дочерью Парфения и тайной монахиней. «У меня, – вспоминает известный русский философ Николай Александрович Бердяев (1874– 1948), – была бабушка монахиня и прабабушка монахиня. Мать моего отца, урожденная Бахметева, была в тайном постриге еще при жизни моего деда. Она была близка к Киево-Печерской Лавре. Известный старец Парфений был ее духовником и другом, ее жизнь была им целиком определена. Помню детское впечатление. Когда умерла бабушка и меня привели на ее похороны, мне было лет шесть, я был поражен, что она лежала в гробу в монашеском облачении и ее хоронили по монашескому обряду. Монахи пришли и сказали: «Она наша». Бабушка моей матери, княгиня Кудашева, рожденная княжна Баратова, стала после смерти мужа настоящей монахиней. У меня и в советский период висел ее большой портрет масляными красками в монашеском облачении с очень строгим лицом. Бабушка жила в собственном доме с садом в верхней старинной части Киева, которая называлась Печерск. Атмосфера Печерска была особая, это смесь монашества и воинства. Там была Киево-Печерская Лавра, Никольский монастырь и много других церквей. На улицах постоянно встречались монахи. Там была Аскольдова могила, кладбище на горе над Днепром, где похоронена бабушка и другие мои предки. Вместе с тем Печерск был военной крепостью, там было много военных» 84 . Семейство Мухановых 85 Здесь мы расскажем о семействе Мухановых, с которым был в переписке преподобный Парфений, и о последней представительнице этого замечательного рода Прасковье Алексеевне Мухановой. Она собрала, сохранила и передала письма, благодаря которым мы узнали новое о последних года, днях и часах земной жизни преподобного Парфения.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

303); сты славны великомчнкъ Романа и Давида); «Слово похвйално, мца въ 24 день» (л. 326: «Родъ праведныхъ блгословится рече прркъ и смя и во будетъ»...); «Сказание о чудес о мощеи стую страстотеръпцу хву Романа Двда мца маия во 2-ый днь» (л. 334 об.); «Мучение достохвалнаго и великаго Михаила Черниговского» (л. 347), «Мучение сты нововленных мчникъ родомъ Литвы: Антони и Естаи» (л. 353); «Родословие пресвтлых великих русских самодержец, откуду корень их изыде и како распространиша великую россию» (л. 356 и д.); «О церквей и монастырей в богохранимом град Киев» (л. 361); «Повесть о Калкоцкомъ побои, о русских о. 70. храбрыхъ» (л. 375) 290 , «Повесть о всея русския земли. о батыя царя татарскаго» (л. 381) 291 ; за тем – несколько летописных замечаний о княжении Ярослава Всеволодича, Михаила Киевского, Святослава Всеволодича, о пленении «волынски земли того же баты царя татарскаго» и, наконец, «О (л. 389) – последняя статья Патерика. Рассмотренная нами редакция Печерск. Патер., имеющая в своей основе список Кассиан. II, интересна и важна в том отношении, что проливает некоторый свет па печатное славянское издание Патерика, зависимость которого (издания) от польского издания Сильвестра Коссова совершенно неосновательно преувеличивают 292 . Как у Иосифа Тризны, так и у Иннокентия Гизеля – порядок отдельных статей Патерика в большинстве случаев совпадает; Послание Поликарпа предшествует Посланию Симона, при чем строго – эпистолярная часть отделена от агиобиографической; из редакции Иосифа Тризны взяты некоторые хронологические даты, напр. год смерти игумена Исаии, пострижения Алимпия, прибытия Григория Чудотворца к пр. Феодосию Печерск., и др. У Сильвестра Коссова этих хронологических подробностей нет. Наконец, из нашей же редакции заимствуются и риторические вступления с заключениями для некоторых отдельных житий. Напр., у Иосифа Тризны житие пр. Никона начинается так: «Егда восхот гдь водруженну втвь въ многоплодну сотворити. приведе добра длателя к длателю искусну и трудолюбну в содружество» и т. д.; в печатном славянском издании: «Егда блговоли Гдь насажденную в втвъ иноческаго многоплодну сотворите: приведе къ насадителю искусну и трудолюбиву, копающу землю, сего добраго содлника»... Или: у Иосифа Тризны (в житии пр. Исаии) – бше о земли русски о области о блгородну родителю воспитанъ бывъ во страс о юны же версты хрта возлюбивъ» и пр.; в печатном издании: и сей блаженный имяше в земл въ области же благородныхъ и христолюбивыхъ родителей. юны же версты Христа возлюбивъ и оставивъ, въ монастырь Можно привести и ещё не мало примеров, подтверждающих текстуальную зависимость печатного славянского издания Патерика от рукописной редакции Иосифа Тризны 293 . 8. Редакция Калистрата Холошевского Редакция Калистрата Холошевского сохранилась в рукописи Церк.–Археол. Муз. при Киевск. дух. Акад. 93 (580) 294 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010