Прп. Феодор Васильевич Острожский, Печерский, князь - не определен Для корректной работы сайта необходимо включить поддержку JavaScript в настройках Вашего браузера Библиотека Рубрикатор Подборки Популярные Авторы Издательства акафист Ветхий Завет Ефрем история Мученик мученики преподобный священномученик Сирин Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 не определен Прп. Феодор Васильевич Острожский, Печерский, князь Тип документа: Книга Первоисточник: days.pravoslavie.ru Язык: Русский преподобный , князь , Печерский , Феодор Васильевич Острожский Отзывы (0) © 2008-2020 «Медиакомпания Ortox» Православный портал Церковь.ру создан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

http://lib.cerkov.ru/preview/6420

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Фeoдop Острожский, Печерский, прп. Ключевые слова: Киев, Печеры, Преподобный, Русь, Украина, Волынь, X-XVII Дни празднования: 24 августа (11 августа по старому стилю) Рейтинг иконы в этом году: (в прошлом: 0). Если это Ваша любимая икона, проголосуйте за нее ! Живое обсуждение: Пообщаться об этой иконе на форуме . Раздел основан участником [ tol ] 2009-12-14. Описания иконы Феодор Острожский, Печерский, прп. - житие Преподобный Феодор Васильевич Острожский, Печерский, князь (память 11 августа и 28 августа по старому стилю) Происходил из рода св. равноапостольного князя Владимира и стяжал себе славу устроением храмов и защитой Православия на Волыни от насилия папизма. Первый раз имя св. князя упоминается под 1386 г., когда за ним было утверждено наследственное владение — Острожский округ. В 1410 г. св. Феодор участвовал в разгроме католического ордена под Грюнвальдом. В 1422 г. св. князь из-за сочувствия православным в Чехии поддержал гуситов в борьбе с германским императором Сигизмундом. В 1432 г. рядом побед над поляками св. Феодор вынудил князя Ягелло оградить законом свободу Православия на Волыни. В 1438 г. святой участвовал в битве с татарами. После 1441 г., оставив обширные имения в лучших областях Подолии и Волыни, воинскую славу и княжество, преподобный принял монашество с именем Феодосия в Киево-Печерской лавре и подвизался здесь для спасения своей души до самой кончины, последовавше[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 10657.jpg:   Размер: 890x1200, 1.07 MPix, 138 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (121) , (3) .

http://pravicon.com/icon-3062

В частности, обращая внимание на людей высшего сословия, встречаем здесь картину смешанную и жалкую. Мудрость и легкомыслие, твердость и непостоянство, постоянно сменяясь в одном и том же обществе, в одних и тех же лицах, производят какое-то тяжелое впечатление на душу, ясно свидетельствуя, что чуждое владычество успело уже ослабить в русском сердце прежнее, самое глубокое и живое чувство – чувство преданности к святой вере предков и любовь к отечеству 304 . Если обратим внимание на высшие классы людей, и здесь поражает нас та же неопределенность: представляют их то легковерными и малодушными, готовыми по мановению своего властителя в один и тот же день несколько раз переменить свои верования, то столь твердыми и упорными, что совершенно невозможным представляется сколько-нибудь поколебать их в вере, то преданными всякого рода порокам, то строго соблюдающими уставы своей Церкви, то безгранично верными своим государям, то торжествующими победы своих врагов 305 . При всем том, однако ж, должны мы сказать, что усердие к святыне, к благолепию храмов Божиих велико было и в этот период смятений и неустройств. Среди тягостных браней, среди беспрерывных преследований за веру домы Божии, мирные обители долженствовали быть вожделенным пристанищем для всякой души христианской. Поэтому и немногие уцелевшие памятники древности свидетельствуют, что между православными на Волыни много было ревностного, пламенного усердия к подвижничеству во Христе, много было иноческих обителей 306 . Многие волынские князья и вельможи сохраняли русскую набожность: они не только поступали в монашество, но бывали и пастырями православной Церкви 307 . Особенным благочестием прославился дом князей Острожских и родственный с ними дом князей Ольшанских-Дубровицких. Феодор Васильевич, князь Острожский, был ревностным православным христианином, строил, как мы видели, в разных местах церкви, наделял их богатыми имениями и вкладами. Когда Ягелло, великий князь литовский, преследуя и искореняя веру православную, начал стеснять древние права русских, князь Феодор принял сторону низверженного Свидригайла, разбивал несколько раз поляков, в 1432 г. взял г. Смотрич и едва не уничтожил польскую армию, в следующем году покорил Луцк и Каменец. Его победы вынудили оградить законом свободу православия и сравнять русское дворянство с польским в правах и преимуществах. Благочестивый князь почил в киевской лавре и прославлен нетлением 308 . Княгиня Анастасия Юрьевна Ольшанская, супруга князя Заславского, покровительствовала христианскому просвещению в половине XVI в. 309 , а ее сестра Юлиания Юрьевна, княжна Ольшанская, скончалась еще на 16-м году своей жизни и погребена (около 1550 г.) в приделе великой печерской церкви; в начале XVII в. обретены нетленными мощи ее 310 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Трифиллий Левкусийский (Кипрский), еп. (13/26 июня) Трифон Вятский , архим. (8/21 октября) Трифон Печенгский , Кольский, прп., просветитель лопарей (15/28 декабря) Трифон Апамейский , Никейский, мч. (1/14 февраля) Трофим Синадский (Фригийский), мч. (19 сентября/2 октября) Трофим , ап. от 70-ти, сподвижник ап. Павла, сщмч. (4/17 января ап.]; 15/28 апреля) Уар Египетский , мч. (19 октября/1 ноября) Урван , ап. от 70-ти, сщмч., еп. Македонский (4/17 января ап.]; 31 октября/13 ноября) Уриил , архангел (8/21 ноября) Фавмасий Кизический , мч. (29 апреля/12 мая) Фавст Далматский , прп. (3/16 августа) Фаддей , ап. от 70-ти, еп. Едесский, Бейрутский (4/17 января ап.]; 21 августа/3 сентября) Фаддей (Успенский), архиеп. Тверской, сщмч. (18/31 декабря; в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.]) Фалалей Эгейский , мч. (20 мая/2 июня) Феврония (в иночестве Евфросиния) Муромская , княгиня, чудотворица (25 июня/8 июля) Феврония Сирская , дева, прмц. (25 июня/8 июля) Фекла Иконийская , Селевкийская, равноап., первомученица (24 сентября/7 октября) Феогнид (Феогний) Кизический , мч. (29 апреля/12 мая) Феогност Казахский , исп., иеромонах (29 июля/11 августа) Феодор Африканский , мч. (10/23 апреля) Феодор Варяг , Киевский, первомученик Российский (12/25 июля) Феодор Васильевич Острожский , Печерский, прп., князь, инок, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (11/24 августа; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Феодор Едесский , еп. (9/22 июля) Феодор Муромский , князь, чудотворец (21 мая/3 июня) Феодор Новгородский , Христа ради юродивый (19 января/1 февраля) Феодор Освященный , прп., игумен (16/29 мая) Феодор Пергийский (Памфилийский), мч. (21 апреля/4 мая) Феодор Печерский , прмч., в Ближних (Антониевых) пещерах (11/24 августа; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Феодор Ростиславич Черный , Смоленский, Ярославский, блгв. князь, чудотворец (23 мая/5 июня [Ростов.]; 19 сентября/2 октября; 5/18 марта) Феодор Ростовский и Суздальский , еп. (23 мая/5 июня [Ростов.]; 8/21 июня) Феодор Ростовский , прп., первостроитель Борисоглебского монастыря (22 октября/4 ноября)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

з) Князь Феодор и Тит-воин почивают также нетленные 307 . По древнему известию, «преподобный Тит-воин , когда на войне пробили ему голову, пришел в монастырь; здесь плакал он о грехах своих до смерти; пред смертью дано ему знать, что Господь простил грехи его» 308 . Князь Феодор Васильевич (а не Данилович) Острожский, по летописям, усердно строил и украшал храмы православные на Волыни, тогда как папизм домогался разрушать их 309 . Искренний христианин и ревностный сын Православия, князь Феодор был мужественным защитником православных против насилий папизма. Когда Ягелло, отступник от Православия для Ядвиги, стал теснить святую веру и права русских, князь Феодор, по словам современного польского историка, «самый храбрый из всех князей Литвы и России и самый опытный в военном деле», приняв сторону низверженного защитника православных Свидригайлы, в 1432 году несколько раз разбивал поляков, взял Смотричь и едва не уничтожил польскую армию. В следующем году взял он Луцк и Каменец. Победы его вынудили Ягелла оградить законом свободу Православия, сравнять русское дворянство с польским и оставить без исполнения замыслы, неприязненные Православию. Когда же Ягелло переменился в отношениях своих к Православию, князь Феодор примирился с Польшею и в 1435 году, освободясь из рук жестокого Свидригайлы, осыпан был милостями Польши. По всей вероятности, после жаркой битвы с татарами 1438 года, когда, по словам современника, «пал цвет русского дворянства», князь Феодор удалился в Печерскую обитель и сменил княжескую мантию на иноческое вретище 310 . Древнее Печерское известие говорит о нем: «Оставивши прелесть мира сего и княжескую славу, взяв на себя святое иночество, крепко подвизался он для спасения своего до самой смерти»; по древнему кондаку, бывший князь отличался «смиренным послушанием и безмолвным житием»: какой контраст с прежнею, ни от кого не зависимою и шумною жизнью! Подлинник изображает его: «Преподобный Феодор князь Острожский – надсед; брада – на конец космами, власы с ушей; на плечах клобук черный; риза преподобническая; руки накрест держит у сердца» 311 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

з) Князь Феодор и Тит – воин почивают также нетленные 276 . По древнему известию, «преп. Тит воин, когда на войне пробили ему голову, пришел в монастырь; здесь плакал он о грехах своих до смерти; пред смертию дано ему знать, что Господь простил грехи его» 277 . Князь Феодор Васильевич (а не Данилович) Острожский, по летописям, усердно строил и украшал храмы православия на Волыни, тогда как папизм домогался разрушать их 278 . Искренний христианин и ревностный сын православия, кн. Феодор был мужественным защитником православных против насилий папизма. Когда Ягелло, отступник от православия для Ядвиги, стал теснить св. веру и права русских: к. Феодор, по словам современного польского историка, «самый храбрый из всех князей Литвы и России и самый опытный в военном деле», приняв сторону низверженного защитника православных Свидригайлы, в 1432 г. несколько раз разбивал поляков, взял Смотричь и едва не уничтожил польскую армию. В следующем году взял он Луцк и Каменец. – Победы его вынудили Ягелла оградить законом свободу православия, сравнять русское дворянство с польским и оставить без исполнения замыслы, неприязненные православию. Когда же Ягелло. переменился в отношениях своих к православию, кн. Феодор примирился с Польшею и, в 1435, освободясь из рук жестокого Свидригайлы, осыпан был милостями Польши. По всей вероятности после жаркой битвы с татарами 1438 г., когда, по словам современника, «пал цвет русского дворянства», кн. Феодор удалился в Печерскую обитель и сменил княжескую мантию на иноческое вретище 279 . Древнее печерское известие говорит о нем: «оставиши прелесть мира сего и княжескую славу, взяв на себя святое иночество, крепко подвизался он для спасении своего до самой смерти»; по древнему кондаку, бывший князь отличался «смиренным послушанием и белмолвным житием»: какой контраст с прежнею, ни от ko­to независимою и шумною жизнию! Подлинник изображает его: «преп. Феодор князь Острожский – надсед; брада – наконец космами, власы с ушей; на плечах клобук черный; риза преподобническая; руки на крест держит у сердца» 280 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По древнему известью, выполняя послушания, постоянно заботился быть лучшим. Почил в затворе. з) Князь Феодор и Тит–воин почивают также нетленные. 1075 По древнему известью, «преп. Тит воин, когда на войне пробили ему голову, пришел в монастырь; здесь плакал он о грехах своих до смерти; пред смертью дано ему знать, что Господь простил грехи его». 1076 Князь Феодор Васильевич (а не Данилович) Острожский, по летописям, усердно строил и украшал храмы православия на Волыни, тогда как папизм домогался разрушать их. 1077 Искренний христианин и ревностный сын православия, кн. Феодор был мужественным защитником православных против насилий папизма. Когда Ягелло, отступник от православия для Ядвиги, стал теснить св. веру и права русских: к. Феодор, по словам современного польского историка, «самый храбрый из всех князей Литвы и России и самый опытный в военном деле», приняв сторону низверженного защитника православных Свидригайлы, в 1432 г. несколько раз разбивал поляков, взял Смотричь и едва не уничтожил польскую армию. В следующем году взял он Луцк и Каменец. – Победы его вынудили Ягелла оградить законом свободу православия, сравнять русское дворянство с польским и оставить без исполнения замыслы неприязненные православию. Когда же Ягелло переменился в отношениях своих к православию, кн. Феодор примирился с Польшею и, в 1435 освободившись из рук жестокого Свидригайлы, осыпан был милостями Польши. По всей вероятности, после жаркой битвы с татарами 1438 г., когда, по словам современника, «пал цвет русского дворянства», кн. Феодор удалился в печерскую обитель и сменил княжескую мантию на иноческое вретище. 1078 Древнее печерское известие говорит о нем: «оставиши прелесть мира сего и княжескую славу, взяв на себя святое иночество, крепко подвизался он для спасения своего до самой смерти»; по древнему кондаку, бывший князь, отличался «смиренным послушанием и безмолвным житием»: какой контраст с прежнею, ни от кого независимою и шумною, жизнью! Подлинник изображает его: «преп. Феодор князь острожский – надсед; брада – наконец космами, власы с ушей; на плечах клобук черный; риза преподобническая; руки на крест держит у сердца».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В Мстиславле местный князь Михаил Иванович пожаловал Онуфриевскому монастырю бобровые гоны на реке Соже (1525) и Пустынскому Богородичному – сеножать и село Родионовское с правом призывать на ту землю новых поселенцев и с освобождением их от суда и управы светских властей (1526), а король подтвердил первому монастырю все его владения и права, дарованные ему Мстиславскими князьями, и второму – денежную и медовую дани, назначенные бывшею мстиславскою княгинею Ульяною (1529). В Витебске король пожаловал (1522) церкви святого Иоанна Богослова землю на горе Плоской с правом селить там людей и с освобождением их от городских повинностей и светского суда. В Пинске замковому Дмитриевскому собору король Сигизмунд и королева Бона дали подтвердительные грамоты (1522 – 1523) на денежные и другие дани, назначенные строителем собора князем Федором Ярославичем. Этот же князь Феодор Ярославич дал (1522) сельской церкви в имении своем Ставке право на владение езом и озером Мороченским. Основатель Супрасльского монастыря маршалок Ходкевич подарил ему еще три села, которые и утверждены за монастырем королевскою грамотою (1529). Некто Юрий Хрептович назначил (1528) на Николаевскую церковь в селе Попортях, близ Трок, десятину с своего имения Корейвишек. А подскарбий королевский Иван Андреевич Солтан назначил на ту же церковь в имении своем Попортях десятину с этого самого села и на Воскресенскую церковь в городе Троках десятину с имения своего Мигутян. В начале 1534 г. скончался митрополит Иосиф III, а еще за три года прежде него, именно в 1530 г., почил и князь Константин Иванович Острожский, бывший при трех, если даже не при четырех, последних митрополитах главнейшим защитником православной Церкви в Западнорусском крае, как главнейшим защитником и самого края от внешних врагов, редкий герой, столько же славный христианскими добродетелями и несокрушимою твердостию в вере отцов, сколько воинскими доблестями и победами. Чтимый и благословляемый всеми, особенно единоверными, соотечественниками, для которых столько потрудился, он достойно погребен в Великой церкви Киево-Печерской лавры, где покоились уже ближайшие его предки и где прадед его благоверный князь Федор Васильевич Острожский доселе нетленно почивает в Дальних пещерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Некоторые древние обители Киева возобновлены были в сем периоде, и кроме того построено несколько новых 384 . Великую церковь Печерской Лавры, от которой со времени Батыя оставались только полуразрушенные стены, в 1470 г. воздвиг снова и великолепно украсил Симеон Александрович, благочестивый князь слуцкий и наместник литовского князя в Киеве 385 . В Виленском наместничестве православного митрополита известны четыре обители: Троицкая, Георгиевская и Благовещенская в Вильне, Рождественская в Троках. Первую после супруг князей Ольгерда и Александра особенно украшал знаменитый Острожский князь – Константин Иванович – полководец, каких мало имела Польша 386 . Рождественский монастырь, основанный супругой Витовта, кн. Ульяной, в 1384 г. получил от Витовта некоторые пожертвования, его охраняли впоследствии то наместники в. князя литовского, то разные дворянские фамилии Литвы, тогда православные 387 . В епархии Пинско-гродненской видим к концу XVI стол. 14 монастырей 388 . Из 11 обителей Смоленской епархии особенно знамениты были в духовной жизни монастыри пр. Герасима: Болдин Троицкий с 1526 г. и Вяземский Предтечев с 1542 г. 389 . В Полоцкой епархии известны 16 обителей, существовавших в XV и XVI стол. 390 . Об обителях епархий Владимиро-Брестской и Луцко-Острожской мало известий, ещё менее о монастырях Червонной Руси. Однако в первых двух епархиях знаем до 24 монастырей 391 , и о существовании в XVI веке некоторых монастырей Червонной Руси сохранились воспоминания 392 . Южные русские князья под властью иноверной сохраняли старинную русскую набожность. Многие из князей и бояр не только поступали в монашество, но были священниками православной Церкви 393 . Особенно отличались благочестием дом князей Острожских и родственный с ними дом князей Ольшанских-Дубровицких. Феодор Васильевич, кн. Острожский, был ревностным православным христианином, строил церкви и приписывал к ним имения. Когда Ягелло стал стеснять веру и права русских, кн. Феодор принял сторону низверженного Свидригайла, разбивал несколько раз поляков (в 1432 г.), взял г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1. Святой Благоверный Ярополк, во св. крещении – Пётр, князь Владимир-Волынский, правнук Святого равноапостольного Владимира и сын Изяслава Ярославича, великого князя Киевского. Преставился (убит) в 1086 году. Мощи его почивают в Киеве под спудом, – погребён был в церкви святого Петра – в существовавшем некогда Димитриевском монастыре. Память его чтится 21 Ноября (канун его кончины). 2. Преподобный Стефан Печерский, епископ Владимир-Волынский. Преставился в 1094 году. Мощи его почивают во Владимире-Волынском, под спудом, под развалинами Успенского бывшего кафедрального Волынского собора. Память его чтится 27 апреля (день его кончины). 3. Святой Преподобный Феодор, в монашестве – Феодосий, князь Острожский, старший сын Даниила Васильевича Острожского. Ревностный защитник православия и русской народности против латинян и поляков. Преставился в 1435 г. Мощи его почивают в Киеве в дальних пещерах. Память его чтится 11 августа (в день его кончины), а также 28 августа (совместно с другими св. угодниками Киевскими, почивающими в дальних пещерах. 4. Святая Праведная дева Иулиания, княжна Ольшанская-Дубровицкая, дочь Георгия Ольшанского, князя на Дубровице. Преставилась в 1550 году на 16-м году от роду и погребена в Киево-Печерской Лавре под южной стеной великой Печерской церкви Успения Пресвятой Богородицы, у придела святого Иоанна Богослова, где потом, в 1624 году, были обретены её святые мощи. Мощи её почивают в Киеве в дальних пещерах, вблизи церкви и келии Пр. Антония. Память её чтится 6 июля (в день открытия её мощей). 5. Святой Преподобный Иов, в схиме – Иоанн, игумен Почаевский, по фамилии Железо, родился около 1551 года в нынешней Галиции, в области Покутье, что между р. Днестром и Молдавией. Ещё на 10-м году от роду (около 1560 г.) он ушёл в соседний Угорницкий монастырь, а на 12-м году жизни был пострижен в монашество, на 30-м году жизни (около 1581 г.) посвящён в священный сан и принял схиму под именем Иоанна, данным ему при крещении и перешёл игуменом в Дубенский Крестовоздвиженский монастырь (1582–1602 г); игуменом Почаевского монастыря стал около 1602 года. Был одним из деятельных защитников Православия против унии и латинства. Преставился 28 октября 1651 года в Почаеве (Волынской губ.). Спустя восемь лет мощи его были открыты Киевским митрополитом Дионисием Балабаном в 1659 году 28 августа. Затем после возвращения в 1831 году Почаевской обители из унии в Православие, мощи его Иннокентием Епископом Волынским вместе с Кириллом – Архиепископом Подольским и Брацлавским – вновь были торжественно, с разрешения Свят. Синода, открыты 28 августа 1833 года для всенародного чествования в Почаевской Свято-Успенской Лавре. Память его местной Православной Церковью чествуется 28 августа (день открытия его мощей ещё при Дионисии Балабане), а также 28 октября (день его блаж. кончины 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010