Упадок жанра церковного экфрасиса еще более заметен в палеологовскую эпоху. Жанр экфрасиса вообще остается крайне востребованным. Поздневизантийские интеллектуалы возрождают давно уже, с ранневизантийской эпохи, заброшенный жанр – энкомий, или экфрасис города. Феодор II Ласкарис создает энкомий Никеи, Феодор Метохит посвящает энкомии двум городам – Никее и Константинополю, Виссарион Никейский пишет экфрасис Трапезунда, Иоанн Евгеник – экфрасисы Трапезунда и Коринфа, Мануил Хрисолора создает сравнительное описание Рима и Константинополя 247 ; экфрасис Венеции становится распространенной темой в литературе середины XV в.: описание Венеции можно найти в мемуарах Сильвестра Сиропула и в хронике Псевдо-Георгия Сфрандзи; наконец, в середине XV в. анонимный поэт создает стихотворный (античным гексаметром!) энкомий Венеции с элементами экфрасиса 248 . Казалось бы, описания храмов должны были стать центральной темой этих многочисленных и иногда весьма объемных текстов, – но нет: церкви, конечно, упоминаются, перечисляются, восхваляются, однако их описания как таковые практически отсутствуют. Показательный пример – описание храма Св. Софии в энкомии Константинополя Феодора Метохита: автор на протяжении полутора страниц восхищается чудесным и непостижимым храмом и сетует на то, что подобное чудо недоступно никакому описанию; столь же абстрактно Феодор описывает и храм в монастыре Хора – мы узнаем лишь о разноцветных мраморных плитах и сверкающей мозаике в куполе; в XV в. Сильвестр Сиропул описывает Венецию, подмечает ряд интересных ярких деталей, но внутри собора Св. Марка описывает исключительно драгоценную утварь, похищенную когда-то из Константинополя; Виссарион необычайно подробно описывает дворец в Трапезунде, а в отношении храмов «отделывается» общими словами, упоминая об их красоте и многочисленности. Все приведенные примеры свидетельствуют об одном: в палеологовскую эпоху экфрасис церкви – когда-то столь плодотворный риторический жанр – окончательно уходит на периферию литературного процесса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодор Мелитиниот (ум. между 1388–1397 гг.) – великий сакелларий Св. Софии, учитель в Патриаршей школе, написал энциклопедию по астрономии, которую как науку ставил на второе место после теологии. См.: Мелитина. Феодор Метохит (1269/70–1332 гг.) – крупный политический деятель и писатель. Родился в Никее в семье знатного вельможи, который подвергся опале и был удален от двора василевса Андроника II (1282–1328 гг.). Тем не менее выдающиеся способности способствовали политической, чиновной карьере его сына, Ф. М., который в итоге достиг должности великого логофета, главы правительства, и стал месадзоном Андроника II. Развернул в Константинополе большое строительство, возвел для себя великолепный дворец, а из общественных зданий восстановил и украсил за собственный счет монастырь Хора (см.: Кахрие-Джами). Благополучие Ф. М. стало жертвой гражданской войны, вызванной борьбой за трон между Андроником II и его внуком, Андроником III. После воцарения Андроника III в 1328 г. его обвинили во всех прегрешениях свергнутого василевса, конфисковали значительную часть имущества, дом разграбили и сожгли. Ф. М. был сослан в кастрон Дидимотейхос, откуда ему разрешили вернуться в 1331 г. Последние годы жизни провел в монастыре Спасителя в Хоре, где и умер под именем монаха Феофлета. Ученый-энциклопедист, философ- гуманист, занимался изучением математики и астрономии, очищенной от астрологии, писал риторические сочинения, поэмы, в том числе автобиографического характера. Автор 145 писем. См.: Никифор Григора. Феодор Мопсуестский (350–428 гг) – епископ Мопсуестии (392–428 гг), крупнейший религиозный мыслитель конца IV – начала V в., ученик и последователь Диодора Тарсского, главы Антиохийской школы теологии. Согласно его учению, во Христе соединены две природы, соответствующие двум лицам – Бога и человека. Ф. М. прокомментировал почти всю Библию , написал теологические сочинения по церковной догматике и литургике, в том числе гомилии с комментариями на ход и структуру Божественной литургии (Евхаристии).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

392 В этой эпиграмме ценно исконное и непредвзятое восприятие этики Эпикура, основным положением которой было λθε βισας – «проживи незаметно» и которую традиция часто сводила к проповеди грубой чувственности. Подобное толкование философии Эпикура можно встретить и в византийской литературе. См., например, сочинение Феодора Метохита «О Плутархе» стр. 340 сл.). 402 Роман III Аргир правил с 1028 по 1041 .г. Его утопили в дворцовом бассейне заговорщики из партии сменившего его на престоле Михаила IV. 404 Эпиграмма написана по поводу кратковременного пребывания Пселла в монастыре на Малоазийском Олимпе, где он не пользовался симпатиями монахов. Под «богинями» подразумевается, вероятно, императрица Феодора и ее свита, так как именно по ее предложению Пселл покинул Олимп. На эту эпиграмму Пселл ответил длинной (31 строфа) пародией на церковный канон, в которой осмеял пристрастие Якова к пьянству. 405 Использованы переводы из статьи Д. П. Шестакова «Три поэта Византийского Ренессанса» («Ученые записки Казанского университета», 1906, кн. 7–8). 408 «Echos d’Orient». Palis, XXIX, 1930 (цит. по кн.: J. Verpeaux. Nicéphore Choumnos, homme d’état et humaniste byzantin. Paris, 1939, p. 178). 409 J. B. Papadopoulos. Théodore II Lascaris, empereur de Nicée. Paris, 1908, p. 84; N. Festa. Theodoris Ducae Lascaris epistulae CCX VII. Florence, 1898 (цит. по указ. соч. Ж. Верпо, стр. 178). 410 A. Renaudet. Préréforme et Humanisme à Paris pendant les première guerre d’Italie, 1494–1517 (Paris, 1933 (цит. по указ. соч. Ж. Верпо, стр. 178). 423 Е. Черноусов. Из византийского захолустья XIII века. – «Сборник в честь В. П. Бузескула». Харьков, 1913–1914, стр. 281. 425 Текст обрывается, но примером одного из вынесенных Апокавком подобных приговоров может служить следующая эпитимья в XIV: «… в течение трех воскресных дней стоять у ворот храма с непокрытой головой и обращаться к входящим и выходящим из храма со словами: «Молитесь и простите меня, злодея». Делать ежедневно по сто земных поклонов и при каждом поклоне приговаривать: «Боже, смилуйся надо мной, грешным, и помилуй меня; пусть не будет у такого человека ни субботних, ни воскресных дней, ни господних праздников; мяса, сыра и яиц не есть».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В отличие от супруга, ориентировавшегося на Запад, Феодора связывала свои надежды с богатыми восточными провинциями Сирии, Египта, Малой Азии. Она покровительствовала монофиситам, поселив около 500 монофиситских монахов в одном из дворцов Константинополя, отправляла монофиситские миссии в Абиссинию, Нубию, Аравию. Мозаичное изображение Феодоры в окружении придворных дам было помещено на одной из стен церкви Сан Витале в Равенне. Но, как отмечал придворный поэт Павел Силентиарий, «Тот лишь, кто солнечный блеск передать на картине способен, Блеск Феодоры красот мог бы вполне передать». Совершенно по-иному описана императрица в «Тайной истории» Прокопия Кесарийского. Историк с негодованием говорил о ее низком происхождении, развратном образе жизни, о ее жестокости и лицемерии, о раболепии придворных – «рабов», «надсмотрщицей и дрессировщицей» которых она была. Феодор Вальсамон (XIII в.) знаменитый византийский правовед, автор комментариев к синтагме канонов и к Номоканону патриарха Фотия. Его теоретическому постулату: «Ведь написано: нельзя ромею не знать законов (а то же самое сказать – и канонов)» следовали византийцы в последние века существования империи. Комментарии Феодора Вальсамона к статьям о титулах и о браках использовал составитель Пространного Прохирона. Феодор Иртакин (первая половина XIV в.) известный ритор, отличавшийся энциклопедичностью знаний. Широкой популярностью в Константинополе пользовалась основанная им школа для детей чиновников, где он преподавал поэзию и риторику. Среди его учеников Алексей Апокавк, Константин Лукит, сыновья Иоанна Глики и Феодора Метохита. Сохранились письма Феодора Иртакина, адресованные императору Андронику II (12821328), чиновникам и его ученикам, в которых он просил об оказании финансовой помощи, так как не получал регулярного жалованья. Феодорит Киррский (387/390457/466) – уроженец Антиохии, богослов, историк и писатель, разделявший христианско-ортодоксальные взгляды Евсевия Кесарийского . Но в отличие от Евсевия он отвергал теорию гармонии между церковью и государством. Феодорит обладал глубокими познаниями в области философии, риторики, грамматики, астрономии, геометрии и медицины. В 423 г. он стал епископом Кирра, расположенного в Евфратской Сирии, и принял активное участие в борьбе с монофиситами, но после монофиситского Эфесского собора 449 г. был низложен и отправлен в изгнание. Победа православия на Халкидонском соборе (451 г.) способствовала восстановлению Феодорита на кафедре

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во главе философского отделения, помещавшегося против Сената, на площади Августеона, был поставлен известный Михаил Пселл со званием «ипата философов». Потом эту должность занимали Феодор Смирнский, Иоанн Итал, и вообще титул «ипата философов», хотя и с перерывами, давался и впоследствии. Его имели диакон, а потом и патриарх Михаил Анхиал, Феодор Ириник, тоже патриарх, Иоанн Педиасимос и др. Круг наук определялся, вероятно, «trivium " ом и «quadrivium " ом», но проходили и метафизику и теологию, читали Гомера и Пиндара. Ко времени нас непосредственно интересующему, т. е. к XIV в,. общеобразовательные науки и, в частности, философия были предметами живейшего интереса в высшем обществе Константинополя. Крумбахер охарактеризовал X столетие веком энциклопедизма, а XII — эпохой литературного Ренессанса; время Палеологов определяется им «ученым аттицизмом», литература приобретает «панисторический» оттенок   . В самом деле, это по преимуществу эпоха гуманизма и возрождения научного интереса к Платону и Аристотелю. Широта и многогранность отличает писателей этой интересной эпохи предсмертного расцвета византийского государства. Появление таких ярких фигур, как Георгий Пахимер, Никифор Григора, Метохит, Димитрий Кидоний, Гемист Плифон и Виссарион Никейский свидетельствует о каком–то новом порыве духовного развития. Надо вспомнить, что гуманистические интересы и раньше проявлялись у византийцев, что XII в., например, дал четырех митрополитов–гуманистов: Евстафий Никейский, аристотелик, Григорий Коринфский, грамматик, Михаил Акоминат (Хониат), поэт и Евстафий Солунский, толкователь Гомера и Пиндара, прославленных изучением классической литературы. Классические вкусы эпохи Палеологов имели свои незабываемые последствия в истории общеевропейского просвещения; они послужили передаточным звеном для развития в Италии гуманистических настроений. Медичи, Фичино и Энней Сильвий Пикколомини должны были иметь своих вдохновителей и учителей в Византии. В вопросе о значении Византии и ее влиянии на возникновение гуманизма в Западной Европе мнение ученых разделяются. Одни (И. Киреевский, Ю. Кулаковский, Ф. Успенский) считают, что это влияние было исключительным, тогда как другие (проф. А. Васильев) значительно его умаляют   . Этот последний, не переоценивая значения Варлаама и Леонтия Пилата, и считая его случайным, отдает, тем не менее, должное влиянию подлинных византийских гуманистов, как то Мануила Хризолора, Гемиста Плифона и Виссариона Никейского. В самом деле, нельзя не согласиться с Васильевым в том, что влияние Варлаама и Пилата есть влияние случайное; к тому же они сами по происхождению и культуре были больше итальянцы (калабрийцы), чем византийцы. Амальгама византийской культуры была в них весьма поверхностной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Начиная с XI в. житийный стиль можно считать окончательно сложившимся. И особенности, присущие ему до этого времени, достигшими законченного выражения. Новым явлением в жизни этого жанра можно считать его вступление в высокую литературу. Теперь наряду с агиографом, прежде далеким от литературных интересов и рассматривавшим свою роль исключительно как учительную, появляются писатели — Мавропод и Пселл (XI в.), Феодор Продром, Федор Вальсамон, Иоанн Зонара, Евстафий Солунский (XII в.), Георгий Акрополит, Никифор Хумн, Феодор Метохит, Никифор Григора, Максим  Плануд (XIII—XIV вв.). (Агиографы-риторы IX в. и здесь были предтечами нового: они тоже расценивали агиографию прежде всего как разновидность словесного искусства. Показательно в этом смысле, что житие Евдокима было предназначено его автором Никитой-Давидом Пафлагоном для соискания степени ритора, а новое отношение к своей агиографической деятельности проявлялось столь отчетливо, что получило выражение в прозвище ритор, которое присваивается ему в некоторых рукописях несмотря на то, что Никита-Давид был епископом.) Их сравнительно много, если иметь в виду, что общая численность агиографических памятников, возникших в этот поздний период, была незначительна как абсолютно, так особенно в сопоставлении с предшествующим временем, и едва ли количественное соотношение ранних и поздних легенд существенно изменится, когда будут опубликованы все, еще не увидевшие света и не прочитанные рукописи агиографического содержания. Уменьшение продуктивности агиографии закономерно и связано с ее новым статусом. Высокой литературе, в которую агиография поднялась, никогда не было свойственно массовое тиражирование какого бы то ни было, даже самого популярного, жанра, что как раз составляло отличительную особенность полуфольклорной, низовой агиографии, за счет которой преимущественно и создавался этот численный разрыв. Новое положение агиографии определило и ее новую установку. Если прежде агиографы почти всегда предназначали свои произведения замкнутой общине верующих, монастырской братии или церковной пастве (иное дело, что эти сочинения в большинстве случаев далеко выходили за территорию своего первоначального назначения и функционировали свободно) для чтения в церкви по праздникам соответствующего святого или за общей трапезой, то теперь обязательность ритуального прикрепления исчезает и адресат мыслится шире — как читатель вообще.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

Не менее многочисленны были в Византии школы монастырские. Известно, что монашество в средневековой Византии достигло весьма большого развития. Вся Византийская империя была усеяна монастырями, так что с некоторым правом могла быть названа сплошным монастырём или монашеским царством. Византийское монашество имело громадное влияние на умственную жизнь Империи. Оно выражалось, между прочим, в устройстве при монастырях народных школ, в которых бесплатно преподавались элементарные знания. Византийское монашество, как и духовенство, занималось обучением детей по долгу своего звания и по распоряжению церковной власти. Кроме того, многие ктиторы монастырей, учреждая обители, основывали при них и народные школы и вменяли монахам в непременную обязанность учить детей. Народные школы существовали как при столичных монастырях, так и в провинции. В столице народной школой славился Студийский монастырь. Высокого процветания эта школа достигла при святом Феодоре Студите (нач. IX b.), когда она имела многочисленных питомцев и была известна далеко за пределами столицы. Сюда прибыл для учения в IX b. преп. Николай Студит, родом из Кидонии. В его время школа помещалась в особом здании, близ монастыря, и была прекрасно обставлена в педагогическом отношении. Кроме низшей элементарной школы, при монастыре была и средняя, где изучались философия и богословие. В XI b. в Студийской школе учились Исаак и Иоанн Комнины, из которых первый в 1057г. занял византийский престол. В XIII b. народная школа существовала при Константинопольском монастыре Хоры, в которой преподавали монахи обители, и настолько успешно, что питомцы школы впоследствии поступали в клир. Школа особенно была благоустроена при ктиторе монастыря Феодоре Метохите. Известна была также начальная школа при столичном монастыре святого Маманта. Из провинциальных обителей школами славились монастыри на святой Афонской горе, на Олимпе Вифинском, на острове Андросе и др. Афон имел школу при Иверском монастыре. Время её процветания падает на конец XI и начало XII b. Тогда в ней обучалось 80 человек. Школе покровительствовали и грузинские цари, и византийские императоры. В школе монастыря Агавров на Олимпе учился подвижник IX b. святой Иоанникий, а в монастыре Авксентия долгое время школой руководил учёный инок XIV b. Максим Планудис. Процветание андросских школ связано с именем Михаила Пселла Старшего, просвещённого мужа IX b.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Но Кодин, как компилятор множества сочинений о византийских древностях, к сожалению, по обычаю, не объясняет, откуда почерпнул он сам свои сведения 305 . Известно, далее, что Михаил Синкел, много пострадавший при иконоборцах, когда вернулся наконец в Византию, избрал монастырь своим убежищем и местом успокоения 306 . Там же был заключен св. Кир, патриарх при Константине Копрониме, и погребен знаменитый защитник православия и иконопочитания при Льве Исаврянине – патриарх св. Герман 307 , а игумен монастыря Симеон участвовал в 7 Всел. соборе в Никее. Но все эти известия дают только тот факт, что монастырь существовал в VIII – X веках. Только из сочинений Никифора Григоры (1295 – 1359 г. приблизительно) узнаем наконец более ясные подробности об этом монастыре: историк Никифор был учеником, помощником и другом известного ученого астронома, философа и великого логофета Феодора Метохита, который особенно любил монастырь Хора и заново отделал его, когда еще был в силе, потом доживал в нем годы опалы, отправляя с монахами все службы и ночные бдения, и там же был погребен в 1332 г. И сам Никифор монашествовал в монастыре «Хора» и писал там свою историю, живя в строгом заключении и никого не видя, так как под предлогом еретического образа мыслей, к нему воспрещено было впускать кого бы то ни было после смерти его покровителя Феодора. Если, следовательно, в лице Никифора Григоры мы имеем наиболее осведомленного историка монастыря «Хоры», то мы должны считать известие Кодина об основании монастыря Криспом за простую догадку, построенную на факте заточения префекта в монастырь, так как у Никифора основателем монастыря выставляется Юстиниан 308 . Но в свою очередь, и это сведение Никифора не может считаться достоверным, потому что в перечне константинопольских церквей, построенных и обновленные Юстинианом, не встречается никаких прямых указаний на наш монастырь 309 . Из сведений, данных Никифором, однако же, оказывается следующее: во – первых, что церковь в «Хора» должна была быть сперва базиликою, если верно, что она в древности имела форму продолговатую, – epiméhchv и во – вторых, что на месте этой древней базилики, – в VII – ли веке, или гораздо позже, – выстроена была затем купольная церковь , существовавшая до времен Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Однако юный Андроник имел много сторонников, главным образом в среде молодого поколения византийской знати, и против непопулярного старого императора составилась сильная оппозиция. Во главе нее стояли Иоанн Кантакузин , молодой и богатый магнат, лучший друг Андроника III, и хитроумный авантюрист Сиргианн, бывший по своему отцу половецкого происхождения, а по матери состоявший в родстве с императорской семьей. Ведущую роль в заговоре играли также Феодор Синадин и амбициозный выскочка Алексей Апокавк, которые занимали важные командные посты во Фракии и Македонии. Посредством внушительных взяток Сиргианн и Кантакузин также приобрели себе наместничества во Фракии. Пагубная продажа должностей была очень распространена в империи Палеологов: ей, как кажется, потворствовал даже просвещенный великий логофет Феодор Метохит 1167 . На сей раз это дорого обошлось правительству, поскольку Сиргианн и Кантакузин превратили приобретенные округа в базу для подготовки мятежа. Опираясь на недовольство чрезмерно обремененной налогами провинции, византийская аристократия смогла создать сильное движение против константинопольского правительства. На Пасху 1321 г. Андроник III покинул столицу и присоединился к армии, которую его друзья собрали у Адрианополя. В предстоящей борьбе он занимал психологически более выигрышную позицию, чем старый император, правление которого было сопряжено для Империи с многочисленными утратами и тяжелыми лишениями. Чтобы приобрести сторонников, он с большой щедростью стал раздавать земельные пожертвования и привилегии. Фракию он, кажется, полностью освободил от уплаты налогов 1168 . Эти действия оказали на исход гражданской войны большее влияние, чем соотношение вооруженных сил противников. Неудивительно, что фракийское население пошло за щедрым молодым императором, и когда его армия под предводительством Сиргианна выступила в поход на Константинополь, старый император поспешил заключить мир, опасаясь возмущения в столице. Андроник III получил Фракию и некоторые территории Македонии, которые он уже роздал своим сторонникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одновременно происходит расцвет монашеской мистики, отталкивающейся от мирских тенденций в культуре (Симеон Новый Богослов, Никита Стифат). В XIII в. В. Ф. развиваемая в изгнании в Никее (после взятия Константинополя крестоносцами в 1204 г. и до его отвоевания в 1261 г.), возвращается к логической проблематике Аристотеля и Порфирия Никифор Влеммид, Георгий Акрополит). Последний расцвет мирских тенденций В. Ф. наступает в конце XIII в. — начале XIV в.; Феодор Метохит и Никифор Хумн — яркие представители энциклопедической учености эпохи. Культурной элите, порождавшей такие типы, был отпущен недолгий срок. С одной стороны, любители античной культуры, напр., Никифор Григора, ученик Метохита, вступили в сражение с исихазмом и проиграли, с другой стороны, приближалось падение Константинополя под натиском турок. Византийские философы и ученые отправляются на Запад, прежде всего в Италию, где оказывают влияние на философию Ренессанса. Плифон, на исходе исторического существования Византии парадоксальным образом вернувшийся к языческому неоплатонизму, за тысячелетне до этого стоявшему у колыбели В. Ф., явился вдохновителем создания Флорентийской Академии; более умеренный Виссарион, соединявший неоплатонические увлечения с лояльностью в отношении христианства, указал путь т. н. «христианским гуманистам» Запада. Греки в Италии продолжают свою традиционную полемику вокруг имен Платона и Аристотеля: Феодор Газа и Георгий Трапезунтский выступают в защиту аристотелизма, Виссарион — в защиту платонизма. ВИССАРИ0Н (βησσαρων) Никейский (2.1.1403, Трапезунт, — 18. И. 1472, Равенна), византийский богослов, публицист, ученыйгуманист и философ. С 1423 г. монах, был в Мистре учеником Плифона и участником его кружка, испытал влияние его философских симпатий (культ Платона) и политико–экономических идей; с 1437 г. архиепископ г. Никеи (откуда прозвище). Участник Ферраро–Флорентийского собора (1438–39), энергичный сторонник воссоединения Православной и Католической Церквей. Во Флоренции вступил в контакт с кругами гуманистов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010