Х. Г. Бек. Фотография. 80-е гг. ХХ в [Нем. Beck] Ханс Георг (18.02. 1910, Шнайцльройт, окр. Берхтесгаден, Бавария - 25.05.1999, Унтерфиннинг), один из крупнейших византинистов XX в. С 1920 г. учился в гимназиях аббатства Шайерн, затем (1925-1929) южнобаварского бенедиктинского мон-ря Этталь. С 1930 г. студент Мюнхенского ун-та Людвига-Максимилиана, изучал философию, католич. богословие, византиноведение и классическую филологию. В 1930-1931 гг. жил в Риме, где занимался прежде всего схоластиками. Среди учителей Б.- К. Г. Хубер, Э. Шварц , Р. Пфайффер, Ф. Й. Дёльгер и М. Грабманн . Под рук. последнего Б. защитил дис. на степень д-ра богословия (1936) на тему «Провидение и предопределение в богословской литературе византийцев». В 1949 г. получил степень д-ра богословских наук; его дис. «Кризис византийского образа мира в XIV в.» была посвящена творчеству Феодора Метохита . Как приват-доцент и позднее (с 1956) как внештатный профессор Б. продолжил византиноведческие исследования в Мюнхенском ун-те. В 1958 г. в качестве генерального секретаря он подготовил XI Международный конгресс византинистов в Мюнхене. В 1959 г. возглавил кафедру византиноведения и новогреч. филологии Мюнхенского ун-та, став преемником Дёльгера. В 1962-1963 гг. Б. был деканом философского фак-та Мюнхенского ун-та, в 1965-1968 гг.- вице-президентом Немецкого исследовательского об-ва, где отвечал за состояние гуманитарных дисциплин, в 1968 г.- членом Научного совета правительства ФРГ. В кон. 60-х гг. ХХ в. основал Немецкий исследовательский междисциплинарный центр в Венеции (Centro Tedesco di Studi Veneziani), президентом к-рого оставался с 1970 по 1984 г. В 1964-1977 гг. был главным редактором 2 византиноведческих периодических изданий (Byzantinische Zeitschrift и Das byzantinische Archiv). Стремясь помочь диссертантам в публикации их работ, основал серию Miscellanea Byzantina Monacensia, в рамках к-рой издавались книги по богословской и историко-церковной тематике. Награжден Большим федеральным крестом «За заслуги» (1981) и баварским орденом Максимилиана за достижения в науке и искусстве (1988). С 1962 г. действительный член Баварской АН, где руководил комиссиями по изданию греч. грамот и патристике; с 1966 г. чл.-кор. Австрийской АН, с 1975 г. иностранный член Афинской АН, с 1977 г. иностранный член Британской академии и Королевской Бельгийской академии, с 1988 г. член Американского философского об-ва.

http://pravenc.ru/text/77840.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ ГАЛИСИОТ [греч. Γεργιος Γαλησιτης] (1278/80 - после 1357), визант. ритор, сакелларий храма Св. Софии в К-поле, патриарший писец. Род. в Адрамиттии или в К-поле. С 1294/96 г. обучался риторике у родственника, ритора Мануила Оловола , затем, став служащим Патриархии (архонтом Великой ц.), по поручению патриарха Афанасия I (1303-1309) продолжил учебу у Георгия Метохита. Ок. 1310 г. сменил Георгия Пахимера на посту протекдика Св. Софии (защищавшего тех, кто искали в Св. Софии убежище от судебного преследования). Этот пост он сохранил до 1334 г., когда получил должность сакеллария (казначея) собора Св. Софии. В Патриаршество Исаии Г. Г. стал писцом патриарших грамот (ок. 1325) и оставался им при последующих патриархах вплоть до 1357 г. 15 авг. 1351 г. он зачитывал перед имп. Иоанном V Палеологом, патриархом Каллистом I и Собором томос, написанный митр. Филофеем Ираклийским, к-рый окончательно утвердил торжество паламизма. Существует предположение ( Hunger, Š ev enko. S. 33-34), что Г. Г., являвшийся с 1325 г. патриаршим писцом, был тезкой и племянником сакеллария и ритора. Из риторических трудов Г. Г. известны 3 монодии: на Феодора Ксанфопула, брата историка Никифора Каллиста Ксанфопула , на Мануила Оловола, на падение купола Св. Софии в 1346 г. В 1334 г., после победы объединенного западноевропейско-визант. флота над турками при Адрамиттии, он составил благодарственную молитву. Вместе с родственником Георгием Инаитисом Г. Г. написал упрощенный пересказ (метафразу) известного соч. Никифора Влеммида «Царская статуя». Сохранились также 2 его письма к другу митр. Фессалоникийскому Иеремии (после 1316). Соч.: Mai. NPB. 1853. T. 6/2. P. 412-422 [Монодия на Феодора Ксанфопула]; Κουροσης Σ. Ι. Α ντιλψεις Περ τν σχτων το κσμου κα τ τος 1346 πτσις το τρολλου τς Αγας Σοφας//ΕΕΒΣ. 1969/70. Τ. 37. Σ. 211-250 [Монодия на падение купола]; Laurent V. Action de prêces pour la victore navale à Adramyttion (1334)//Ες μνμην Κ. Ι. Αμντου. Αθναι, 1960. Σ. 25-41 [Молитва на победу].

http://pravenc.ru/text/164351.html

Аверинцев так кратко описывал жизенный путь Григория Паламы: «Родился в знатной семье, в школьные годы интенсивно занимался светскими дисциплинами под руководством Феодора Метохита, юношей выступил в присутствии императора с лекцией по аристотелевской логике, однако рано прервал эти занятия по аскетическим мотивам. Возможно, этим объясняется специфика философской культуры Григория Паламы — основательное владение понятийным инструментарием Аристотеля при слабости влияния Платона (Платона изучали после Аристотеля). Около 1316 г. стал монахом и жил в монастырях Северной Греции, преимущественно на Афоне, где пользо­вался большим уважением. Имеются сведения о контактах Григория Паламы с той средой, из которой вербовали своих сторонников богомилы; отношение Григория Паламы к богомильству однозначно интерпретируется его врагами как зараженность ересью, а сторонниками — как борьба с ересью на ее собственной территории. На деле, по-видимому, имела место сложная диалектика социологической близости и идеологической диффе­ренциации церковных и внецерковных устремлений к аскетической реформе (ср. соотношение между ранним францисканством и ранним вальденсством на Западе). С 1337 г. вовлечен в полемику с Варлаамом Калабрийским; так начались наламитские споры — последний значи­тельный идейный конфликт в Византии. Богословская дискуссия тесно переплеталась с политической борьбой. После победы на Константи­нопольском поместном соборе в июне 1341 г. Григория Палама был арестован в 1342 г. и отлучен от Церкви в 1344 г.; победа Иоанна Кантакузина в 1347 принесла ему свободу и сан архиепископа Салоник (восстание зилотов, враждебных Кантакузину, препятствовало Григорию Паламе вступить в город до начала 1350 г.), а новый собор в мае-июне 1351 г. признал его доктрину церковным учением. В 1354-5 гг. — в турецком плену, где имел беседы и споры о вере с мусульманами В отличие от многих представителей поздневизантийской культуры, Григорий Палама сравнительно спокойно относился к перспективе турецкого завоевания, но надеялся на обращение турок в православие; поэтому его отношение к исламу — не воинственное, а миссионерское [в частности Палама считал ислам примером естественного Богопознания, т. е. признавал Того, Кому поклоняются мусульмане Истинным Богом]. Едва ли не впервые за византийское тысячелетие православная идея отделяется от идеала «ромейской» государст­венности.»

http://pravbiblioteka.ru/book_author/gri...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН XIII ГЛИКА Иоанн XIII Глика [греч. Ιωννης Γλυκς, Γλυκς] (ок. 1260, К-поль? - после 11.05.1319, там же), патриарх К-польский (12 мая 1315 - 11 мая 1319), визант. гос. деятель, ученый, писатель. Происходил из родовитой визант. к-польской фамилии, представители к-рой неск. столетий занимали чиновничьи посты в имперской администрации. Получил образование в столице, учился вместе с будущим К-польским патриархом Григорием II . Вероятно, в 1277 г. был патриаршим нотарием в К-поле (PLP, N 4268). Занимал различные посты на гос. службе, входил в состав визант. синклита; ок. 1282-1295/96 гг. имел должность «эпи тон деесеон» (π τν δεσεων), чиновника, рассматривавшего прошения. В 1294 г. сопровождал Феодора Метохита в посольстве на Кипр и в Армению в поисках невесты для визант. имп. Михаила IX; составил описание поездки в несохранившемся соч. «Πρεσβευτικς». В 1295/96-1315 гг. был логофетом дрома, одним из ближайших придворных советников имп. Андроника II Палеолога . К моменту избрания на Патриаршество был женат и имел неск. детей; жена И. Г. после принятия им сана удалилась в мон-рь. И. Г. стал последним К-польским патриархом - выходцем из визант. придворной элиты; после И. Г. Патриарший престол занимали только представители греч. монашества. О жизни К-польской Церкви в Патриаршество И. Г. позволяет судить сохранившийся сборник синодальных постановлений Церкви в рукописи Vindobon. gr. 47. Акты периода Патриаршества И. Г. содержат постановления по текущим делам: обмену синодиками с вновь вступающими на престол патриархами Александрии ( Григорием II ), Антиохии и Иерусалима ( Афанасием III ), возведению епархии Янины в ранг митрополии (кон. 1318 - нач. 1319), назначению новых глав епархий, дарованию привилегий мон-рям и их подтверждению, распределению финансовых и др. средств в помощь епархиям, судебному рассмотрению споров между церковными ведомствами, контролю над бракоразводными процессами и правами наследования, определению мер наказания в отношении клириков - нарушителей канонов, ознакомлению с мировоззрением лиц, обвиненных в ереси. Несмотря на отсутствие крупных проблем в этот период, работа Свящ. Синода велась активно, не только решались вновь возникающие вопросы, но и был урегулирован ряд судебных тяжб, начавшихся в период Патриаршества Нифонта I (1310-1314). В ведении церковных дел И. Г. отличался бескорыстием и не скопил к.-л. значительных личных средств.

http://pravenc.ru/text/469602.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН [Иоанн Новый; греч. Ιωννης, Ιωννης Νος] (2-я пол. X - нач. XI в.), прп. Фракийский (без дня памяти). Единственным источником сведений об И. является Житие, написанное Феодором Метохитом (BHG, N 2192). Оно сохранилось в последней части рукописи, содержащей небольшие риторические сочинения этого автора (Vindob. Phil. gr. 95. Fol. 364r - 373r). В тексте Жития имеется обширная лакуна (между Fol. 369v и 370r), к-рая была частично восстановлена И. Шевченко уже после публикации Жития И. Делеэ (текст глав 8a - 8c за счет неверного соединения листов приводится в рукописи на Fol. 355r-v). Из вступления следует, что Метохит приступил к работе над Житием в г. Дидимотихе во Фракии по просьбе насельников некоего неназванного мон-ря, основанного И. Это произошло во время ссылки Метохита после свержения его покровителя имп. Андроника II Палеолога (24 мая 1328). На основании косвенных данных можно заключить, что работа над Житием была завершена уже после возвращения Феодора Метохита в К-поль в 1330 г. ( Š ev encko. 1961. P. 295, N 1). Поскольку Житие было написано спустя 3 столетия после кончины святого (известно, что И. жил во времена имп. Василия II Болгаробойцы (976-1025)), оно содержит мало биографических и исторических деталей. И. род. в крестьянской семье в селении близ Дидимотиха. С юных лет И. внимал словам Свящ. Писания, а затем решил оставить родителей и стать отшельником. Он принял иноческий постриг, удалился в пустынное место и выкопал небольшую пещеру, где стал подвизаться, подражая прор. Илии и св. Иоанну Предтече. В течение мн. лет он питался кореньями и травами, пил только воду, одеждой ему служил власяной хитон. Однажды некий сановник случайно обнаружил пещеру И. Узнав о жизни подвижника, сановник стал уговаривать его основать монастырь. И., не желая оставить уединение, скрылся. В поисках нового жилища он встретил некоего монаха, к-рый велел И. выполнить просьбу сановника. И. возвратился на прежнее место и основал мон-рь, в к-рый сразу стало стекаться множество подвижников. Он возложил обязанности по управлению монастырем на благочестивого иеромонаха, имевшего большой жизненный опыт, а сам вновь удалился в уединенное место. Однако после смерти 1-го игумена братия уговорила И. возглавить мон-рь. Но и в эти годы И. имел обыкновение уходить в пустынное место, оставляя обитель на попечение своих учеников. Нек-рых из них И. в старости стал брать с собой. Мон-рь разросся, и церковь не могла вмещать насельников, но у И. не было средств для постройки нового, большого храма, к тому же он боялся, что не успеет завершить строительство до своей кончины. В это время по Промыслу Божию в мон-рь прибыл некий чиновник из К-поля и пожертвовал деньги на постройку. Вскоре после завершения строительства церкви И. скончался. На могиле святого стали совершаться чудеса (изгнание нечистых духов и исцеление от тяжких недугов).

http://pravenc.ru/text/469015.html

Мониторинг СМИ Храм Христа Спасителя монастыря Хора — Кахрие-джами — окончательно стал мечетью. Почему он важен для всех христиан? 10.09.2020 15:11 Мечеть Кахрие Джами. Около 1908 г. Через полгода после завоевания турками Константинополя в 1453 году монастырь Хора с храмом Христа Спасителя стал мечетью Кахрие-джами. Фрески и мозаики частично были сбиты, частично — замазаны. В 1948 году мечеть превратилась в «Музей Карийе», мозаики и фрески были отреставрированы, посмотреть на них могли все желающие. Еще в конце прошлого года Высший административный суд Турции постановил, что кабинет министров не имел права превращать стамбульскую мечеть в музей. И вот турецкое правительство официально и окончательно вернуло музею статус мечети. Почему этот музей важен не только для христианского мира, в чем его уникальность — рассказывает историк искусства и византолог Алексей Лидов. Второй — после Софии Константинопольской Монастырь Хора — один из главных памятников византийского искусства. По своему значению для христианского мира он стоит на втором месте после храма Софии Константинопольской. Монастырь основан в 11 веке, перестроен в 12 веке, но свой окончательный современный облик получил в 1315-1321 годах. Фото Димитрия Ковинова Это уникальный музей византийских мозаик и фресок был создан в начале XIV века, в эпоху названную по имени правящей императорской династии Палеологовской. Заказчиком выступил Великий логофет Феодор Метохит, главный советник императора Андроника II Палеолога, в реалиях нашего мира это как премьер-министр. Феодор Метохит — образованнейший человек своего времени, богослов и писатель, пригласил для украшения храма лучших константинопольских мастеров. Федор Метохит, подносящий отреставрированную церковь Хора Христу. Фото Алексея Лидова Храм Христа Спасителя монастыря Хора по праву включен в список культурного наследия ЮНЕСКО в числе важнейших памятников византийского искусства. Отстоял честь греческих мастеров Фото Guilhem Vellut Мозаики и фрески храма были грубо замазаны после захвата Константинополя, когда церковь стала мечетью. Когда в XIX веке часть мозаик и росписей храма раскрыли из-под турецкой штукатурки, исследователи не поверили, что это сделано греческими мастерами. Тогда существовал миф о некой вторичности греческого средневекового искусства, и мозаики приписали неизвестным итальянским мастерам. Но все оказалось ровно наоборот: именно это византийское искусство оказало влияние на искусство итальянского Проторенессанса, для которого было недосягаемой вершиной.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

“Во время намаза закроют занавесками”. Под ударом — два главных византийских памятника XIV века в Турции Кахрие Джами — станет ли музей мечетью, и чем это грозит фрескам и мозаикам 11 ноября, 2019 Кахрие Джами — станет ли музей мечетью, и чем это грозит фрескам и мозаикам «Высший Административный суд Турции постановил, что кабинет министров в 1945 году не имел права превращать в музей стамбульскую мечеть Кахрие Джами», — написал у себя в фейсбуке Сергей Иванов, доктор исторических наук, специалист в области истории Византии и древней истории славян. Профессор факультета гуманитарных наук ВШЭ. Что это означает для византийских фресок и мозаик XIV века, которые находятся в бывшей церкви монастыря Хора? Кахрие Джами – турецкое название византийской церкви монастыря Хора, расположенной в Стамбуле, которая сейчас представляет собой музей. Чем знаменит памятник, и что ему может грозить, если турецкие власти примут решение превратить музей в действующую мечеть, рассказывает Сергей Иванов.  Сергей Иванов — Сергей Аркадьевич, почему этот памятник важен для современного мира? — Это самый полный из имеющихся на сегодняшний день византийских столичных памятников XIV века, где сохранилась большая часть декораций, причем и в виде фресок, и в виде мозаик, и в виде каменной резьбы. Это высокое искусство Палеологовской  Византии: ктитором монастыря был Феодор Метохит, придворный советник и друг императора Андроника II Палеолога, обладавший практически неисчерпаемыми финансовыми возможностями. Понятно, что при украшении этого храма были собраны лучшие художественные силы. И получившийся результат определяет наше представление о поздневизантийском искусстве. — А если говорить о значимости памятника, в частности, для России? — Он важен нам еще и потому, что был открыт для науки русским искусствоведом Федором Шмитом — сотрудником Русского археологического института в Константинополе. Он был первым человеком, который еще в 1902 году написал книгу об этом памятнике — тогда Кахрие джами была действующей мечетью и изучать можно было лишь небольшую часть декораций. Уже  по стопам Шмита позднее пошел американский филантроп Томас Виттемор, друг президента Ататюрка, убедивший его превратить в музей Святую Софию, а потом и Кахрие джами. Он много занимался реставрацией, вообще в этот памятник вложены огромные усилия большого количества историков искусства и реставраторов. Будет ужасно, если этот процесс пойдет вспять и эта декорация снова начнет закрываться, при том, что столько усилий потрачено на то, чтобы ее раскрыть.

http://pravmir.ru/vo-vremya-namaza-zakro...

В Санкт-Петербургской духовной академии состоялась конференция по византинистике «Русско-византийский логос» 24 октября 2020 г. 18:20 20-22 октября 2020 года в рамках деятельности межкафедрального научно-просветительского проекта «Византийский кабинет» в Санкт-Петербургской духовной академии прошла II международная научно-богословская конференция по византинистике «Русско-византийский логос», цель которой — обсуждение вопросов русско-византийских идейных пересечений. В организации мероприятия приняли участие кафедра богословия, кафедра иностранных языков и кафедра древних языков СПбДА. Из-за непростой эпидемиологической ситуации конференция прошла в онлайн-формате. Открывая научное собрание, с приветственным словом к участникам обратились организаторы и модераторы конференции: кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков, доцент кафедры богословия СПбДА священник Игорь Иванов и кандидат философских наук, доцент кафедры богословия СПбДА И.Б. Гаврилов. В первый день конференции состоялось пленарное заседание, на котором с докладами выступили представители учебных и научных центров России и Украины. Доктор философских наук, заведующий кафедрой общих гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО «Уральская государственная консерватория имени М.П. Мусоргского» Д.И. Макаров в докладе «Феодор Метохит о кризисе коммуникации в византийском обществе начала XIV века» раскрыл сущность девальвации иконичности слова из-за духовного и интеллектуального размежевания общества, члены которого утрачивают способность слышать и понимать друг друга. Размышления о базовых христианских культурологических архетипах продолжила доктор культурологии, профессор Санкт-Петербургского государственного института культуры, ведущий научный сотрудник Российского института истории искусств Г.В. Скотникова в докладе «Художественное воплощение " антропного принципа " в византийской традиции храмовой архитектуры». С докладом «Книга С.Л. Франка " С нами Бог " : неизвестные страницы» выступил доктор философских наук, профессор, сопредседатель Общества русской философии при Украинском философском фонде Г.Е. Аляев, который рассказал об обстоятельствах написания этого философски-исповедального сочинения выдающегося религиозного мыслителя ХХ века.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Мозаики и фрески Кахрие-джами (+ФОТО) Церковь Христа Спасителя в Полях из ансамбля монастыря в Хоре — наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле. Хора вернулась к жизни как островок Византии посреди современного исламского города в результате реставрационных работ 1948 года. 18 февраля, 2013 Церковь Христа Спасителя в Полях из ансамбля монастыря в Хоре — наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле. Хора вернулась к жизни как островок Византии посреди современного исламского города в результате реставрационных работ 1948 года. Церковь Христа Спасителя в Полях из ансамбля монастыря в Хоре — наиболее сохранившая свой первозданный вид византийская церковь в Стамбуле. С 1948 года открыта для туристов как музей Карие, входит в число стамбульских памятников Всемирного наследия. Название происходит от того, что до возведения Феодосием II нынешних городских стен церковь стояла вне стен императорской столицы, к югу от Золотого Рога. Сохранившееся здание построено тщанием Марии Дука, тёщи императора Алексея Комнина, в 1077-81 гг. Уже через полвека часть сводов обрушилась, вероятно, из-за землетрясения, и младший сын Алексея профинансировал восстановительные работы. Церковь Хора была вновь перестроена после прихода к власти Палеологов, в 1315-21 гг. Ктитором выступал великий логофет Феодор Метохит. Свои последние годы он провёл в монастыре обычным монахом (сохранился его ктиторский портрет). Заказанные им мозаики и фрески — непревзойдённое художественное достижение Палеологовского возрождения. Во время осады Константинополя турками в 1453 году в монастырь была принесена икона Небесной Заступницы города — икона Богоматери Одигитрии. Через полвека турки заштукатурили все изображения византийского периода, чтобы обратить церковь в мечеть Кахрие-джами. Хора вернулась к жизни как островок Византии посреди современного исламского города в результате реставрационных работ 1948 года.   Успение Пресвятой Богородицы Успение Пресвятой Богородицы

http://pravmir.ru/mozaiki-i-freski-kaxri...

Святитель Григорий Палама: житие, творения, учения Почему святитель Григорий Палама стал великим вестником благодати и света 24 марта, 2019 Почему святитель Григорий Палама стал великим вестником благодати и света Во второе воскресенье Великого поста Православная Церковь празднует память святителя Григория Паламы. Представляем вам статью заведующего Греко-латинским кабинетом и преподавателя Московской духовной академии игумена Дионисия (Шленова), посвященную святителю. Житие Житие 1 Родился будущий святитель в 1296 г., образование получил в Константинополе. После ранней смерти своего отца, сенатора Константина, происшедшей в 1301 г., Григорию выпало находиться под покровительством императора Андроника II. Таким образом, первые 20 лет жизни юноша жил при царском дворе, а в дальнейшем ему, обладавшему разнообразными дарованиями, предстояла быстрая и успешная карьера. Он изучал светские дисциплины и философию у самого лучшего учителя эпохи — Феодора Метохита, который был филологом и богословом, ректором университета и, как принято называть эту должность теперь, премьер-министром. Григорий Палама был лучшим из его учеников; особый интерес он проявлял к философии Аристотеля. В возрасте 17 лет Григорий даже прочел лекцию во дворце о силлогистическом методе Аристотеля перед императором и знатными лицами. Лекция оказалась столь успешной, что в конце ее Метохит воскликнул: «И сам Аристотель, если бы он был здесь, не преминул бы удостоить ее похвалы». Несмотря на все это, Григорий оставался поразительно равнодушным к политике и миру. Около 1316 г., в возрасте 20 лет, он покинул дворец и философские занятия и удалился на Святую Гору, где предался подвижнической жизни и занятиям тайнозрительным богословием. Он начал привыкать к великим подвигам, еще пребывая во дворце. На Афоне Григорий подвизался в келье неподалеку от Ватопеда под руководством преподобного Никодима, от которого и принял монашеский постриг. После смерти своего наставника (ок. 1319) он переселился в Лавру святого Афанасия, где провел три года. Затем, начиная с 1323 г., он подвизался в скиту Глоссия, где проводил все свое время в бдениях и молитвах.

http://pravmir.ru/svyatitel-grigorij-pal...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010