Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРОНИК III ПАЛЕОЛОГ (25.03.1297 - 15.06.1341), визант. имп. (с 24 мая 1328, коронован 2 февр. 1325), старший сын Михаила IX Палеолога и арм. царевны Ксении (в Православии Марии). Между 1308 и 1313 гг. (вероятнее всего, в 1312) стал вторым после своего отца соправителем деда, имп. Андроника II Палеолога . В 1321 г. между дедом и внуком началась междоусобная «война двух Андроников». В поддержку внука выступила коалиция во главе с крупнейшим фракийским феодалом, одаренным дипломатом и тонким политиком, буд. имп. Иоанном VI Кантакузином , в к-рую входили наместник Зап. Македонии Феодор Синадин, доместик Запада Алексей Апокавк и знатный полководец Сиргиан. На стороне Андроника II остались великий логофет Феодор Метохит и Никифор Хумн . Лишь в 1327 - нач. 1328 г. А. П. удалось заручиться полной поддержкой Фракии и Македонии, и 24 мая 1328 г. он вступил в К-поль. Андроник III Палеолог. Фреска в вост. части притвора собора Богородицы Хиландарского мон-ря. После 1325 г. (поновлена в 1804) Андроник III Палеолог. Фреска в вост. части притвора собора Богородицы Хиландарского мон-ря. После 1325 г. (поновлена в 1804) В течение всего царствования А. П. реальная власть в империи была сосредоточена в руках великого доместика Иоанна Кантакузина. Сам император проявил нек-рую самостоятельность лишь в военных кампаниях, к-рые возглавлял. Византии в ходе военных походов были возвращены отторгнутые еще в 1204 г. о-в Хиос (1329), Сев. Фессалия и Эпир (1337). Владельцы квасцовых рудников в Фокее также признали власть визант. императора. Однако на Востоке А. П. терял город за городом. В решающей битве при Филокрене (10 июня 1329) визант. армия была разбита османами. В марте 1331 г. сдалась осажденная Никея. Мир с османским эмиром Орханом (1324-1362) был достигнут ценой ежегодной уплаты 12 тыс. иперпиров. В 1332 г. А. П. вступил в антитур. союз с Венецией и родосскими рыцарями- иоаннитами , к к-рому в 1334 г. присоединились франц. и неаполитанский короли, а также Римский папа и дука Наксоса . Но совместная экспедиция так и не состоялась. В борьбе с османами император пытался опереться и на союз с тур. эмиратами Кареси, Сарухан и Айдын, но не достиг результата; в 1337 г. пала Никомидия . Последние малоазийские владения империи - Ираклия Понтийская и Филадельфия - были обречены.

http://pravenc.ru/text/115408.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Кто такие ктиторы и почему их изображают на иконах? 1 мин., 15.07.2021 Ктитор — греческое слово, означающее «основатель». Так называли тех, кто строил на свои средства храмы и обители, заказывал для них фрески, иконы, утварь. Сегодня мы называем таких людей благотворителями. Ктитор не просто жертвовал, а деятельно участвовал в жизни храма или монастыря. При византийском императоре Юстиниане I ктиторство оформили законодательно. В храмах Византии мы встречаем первые образы жертвователей, молящихся или подносящих храм Христу или Богоматери. Зачем ктиторы заказывали свои изображения? Так они выражали сопричастность к обустройству священного места. Жертвователи хотели сохранить память о своем вкладе, а также рассчитывали, что здесь будут молиться за них при жизни и после смерти. Портреты в храме выражают прежде всего религиозные чувства: крепкую веру, любовь ко Христу и надежду на спасение — вхождение в Царство Небесное. Христос с ктитором Феодором Метохитом. Монастырь Хора, 1316–1321 Интересны портреты ктиторов в монастыре Хора в Константинополе. На мозаиках, созданных b XIV веке по заказу Феодора Метохита, сохранилось его изображение. Феодор Метохит был великим логофетом, говоря современным языком — премьер-министром. На ктиторском изображении он преподносит модель церкви Христу. Феодор Метохит не забыл о своих предшественниках. В храме находится мозаичный деисус, где изображены всего две большие фигуры — Христа и обращенной к нему Богоматери. К их ногам припадают Исаак Комнин и Мария Деспина Монгольская — византийская принцесса, отданная в жены золотоордынскому хану. После возвращения в Константинополь Мария Деспина приняла постриг с именем Мелания. На ктиторских портретах видим молитвенное обращение обычных земных людей ко Христу, Богородице или святым. Эти образы притягивают и с чисто человеческой стороны: интересно узнавать, кем были эти люди, каким было их мировоззрение, как они мыслили себя в Церкви. Сегодня ктиторские портреты встречаются редко, современной церковной культуре они несвойственны. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/kto-takie-ktitory-i-poche...

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Основой изображения Первоверховных Апостолов является апокриф «Деяния Павла и Феклы» , датируемый вторым веком. Апостола Петра изображают человеком немолодым, с седой, нередко кудрявой, шевелюрой.  Одеяние его сине-желтое.В руках Апостол Петр обычно держит свиток  с Евангельским учением, иногда крест, как символ мученичества и победы над смертью, и ключи ( Мф. 16:19 ) Описание Еще раннехристианские времена была выработана устойчивая иконографическая традиция апостолов Петра и Павла. Они вполне узнаваемы внешне, а их взаимное расположение почти всегда напоминает зрителю о девятом члене Символа веры – догмате о Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Изображение апостола Петра расположено перед входом в наос. Святой Петр представлен в традиционном одеянии – в жёлтом плаще и синем гимати. Его фигура представлена очень мощной, черты лица классическими со спокойным и уверенным взглядом, правильными чертами лица. В левой руке Апостол держит ключи, а в правой свиток – знак учительства. В данной мозаике бросается в глаза архаизм: фигура Апостола отличается довольно приземистыми пропорциями, она лишена легкости и элегантности, столь типичных для образов палеологовской живописи. Создавшие эту мозаику мастера явно подражали каким-то более старым образцам. Цветовая палитра также кажется несколько скупой, архаизированной – здесь мы видим явное стремление использовать приемы, характерные для комниновского периода. Здесь лишний раз убеждаешься в том, насколько большую роль играли в византийском искусстве старые образцы, обычно толкавшие художников на путь канонических «иконных» решений. История Авторы мозаик неизвестны, но известен вдохновитель и заказчик. Феодор Метохит (1270–1332), писатель, поэт, ученый, тонкий знаток античной литературы и философии, человек широчайших интересов (он занимался, в том числе, и астрономией). Будучи близким другом императора Андроника II Палеолога, он занимал высокую должность великого логофета (придворного советника и казначея). Метохит покровительствовал монастырю, и в 1316—1321 годах по его заказу в церкви Хора были созданы мозаики. Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 47  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/sv-apostol-petr/

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Купол с сюжетами, посвященный Христу Вседержителю, находится в самом южном компартименте. Под Христом изображены двадцать четыре праотца, от Адама до Иакова (в верхнем ярусе), и двенадцать сыновей и трое других потомков Иакова (в нижнем ярусе). Двенадцать сыновей и трое других потомков Иакова видно в нижнем ярусе купола. В верхнем ярусе компартимента и парусах – множество сюжетов совершенных чудес Иисуса Христа Описание Мозаики церкви Кахрие-Джами традиционно относят к искусству палеологовского Ренессанса, который характеризуется изящество образов, акцентом на их одухотворенности, особой светоносностью, где свет и цвет являются основными художественными характеристиками. Образ Спасителя в представленной мозаике выполнен с  пластической красотой, Он характеризуется тонкой колористической гаммой, характеризующейся богатыми переливами, светоносностью. Совершенная форма уподоблена объемной скульптуре.Взгляд Спасителя  живой, ясный, конкретный, некрупные черты лица кажутся привычными, все выглядит близким, знакомым, никакого подчеркивания особого достоинства личности нет. И при всем том — поражающая красота иконы. Голова, лицо, руки написаны с пластическим совершенством. В облике Иисуса Христа с одной стороны чувствуется особая одухотворенность, а с другой — здесь нет крайнего аскетизма, телесное начало не умалаяется, а предстает в прекрасном обожествленном виде; все материальное и чувственное поднято на уровень представлений об идеальном. В трактовке образа Спасителя в Кахрие Джами  ставится акцент на милосердии, открытости миру, человечности Спасителя, вместе с тем это и Бог-Судия, в чьей длани заключены судьбы всего человечества. История Мозаики храма Христа Спасителя в Полях монастыря в Хоре  — является жемчужиной византийского искусства. Название ее связано с местом строительства: до возведения Феодосием II городских стен церковь стояла вне стен императорской столицы, к югу от Золотого Рога. Сохранившееся здание построено тщанием Марии Дука, тёщи императора Алексея Комнина, в 1077-81 гг. Уже через полвека часть сводов обрушилась, вероятно, из-за землетрясения, и младший сын Алексея профинансировал восстановительные работы. Церковь Хора была вновь перестроена после прихода к власти Палеологов, в 1315-21 гг. Ктитором выступал великий логофет Феодор Метохит. Заказанные им мозаики и фрески — непревзойдённое художественное достижение Палеологовского возрождения.     Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 50  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/iisus-hristos-cerko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВСТАФИЙ II († 16.08.1309?), свт. (пам. 16 авг.), архиеп. Сербский в 1292-1309 гг. 3 февр. 1292 г. был избран на престол Сербской архиепископии после смерти архиеп. Иакова. Скудные сведения о жизни Е. изложены в Житии архиеп. Даниила II , написанном одним из учеников последнего. Е. вел строгую подвижническую жизнь и как ревностный пастырь заботился о «вверенном ему стаде». Обновил мон-рь Жича , опустевший после «нашествия безбожного языка куманского» (т. е. татар - орды хана Ногая, выступившей в 1291 на стороне болг. удельного правителя Шишмана). При нем «многогрешный чернец Герман» из мон-ря Милешева и св. Григорий II , еп. Рашский, в мон-ре Печ написали для афонского мон-ря Хиландар т. н. Рашскую Кормчую (ГИМ. Воскр. 29-перг; РГБ. Унд. 25; см.: Записи. 1. 38, 40; 3. 5543), была расписана ц. св. Ахиллия в Арилье , где Е. был изображен на зап. стене наоса храма ( Г. Низови портрета српских епископа, архиепископа и nampujapxa у зидном сликарству, XIII-XVI в. Београд, 1979. С. 322). В период его управления в Сербской Православной Церкви (СПЦ) были учреждены Браничевская и Лимская епархии (кафедра в монастыре св. апостолов Петра и Павла на р. Лим), Ибарская епархия была преобразована в Звечанскую (см.: Косик В. И. Баньская епархия//ПЭ. Т. 4. С. 307), а из Охридской архиепископии в юрисдикцию СПЦ перешла Скопская епархия. Е. помог кор. Стефану Урошу II Милутину восстановить мирные отношения с Византией после военного конфликта нач. 90-х гг. XIII в., в 1298-1299 гг. вел переговоры с визант. посланником Феодором Метохитом , посещавшим неск. раз Сербию. В кон. окт. 1301 г., в период конфликта кор. Милутина с жителями Дубровника, Е. посетил приморье и попросил дубровчан прислать в Сербию делегацию для переговоров. При согласии кор. Милутина Е. на Соборе, созванном в Сербии, а не на Соборе хиландарского братства поставил иером. Даниила (впосл. архиепископ Сербский Даниил II) игуменом мон-ря Хиландар. Вскоре после смерти Е. был прославлен в лике святых. Житие Е. и служба ему неизвестны, сведений о его почитании на Руси нет. Лит.: Српски jepapcu. С. 215-216; С. Свети срби. Нови Сад, 2000. C. 61-62; Ucmopuja. 1. C. 151-153. Иером. Игнатий (Шестаков) Рубрики: Ключевые слова: АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)) АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.)

http://pravenc.ru/text/187469.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ РАКЕНДИТ [греч. Ιωσφ Ρακενδτης] (ок. 1260 или ок. 1280, о-в Итака - 1330, Фессалоника), визант. мон., ученый-энциклопедист, исихаст; известен также как Иосиф Философ. Прозвище Ракендит (носящий рубище) было обычным именованием монахов. И. Р. подвизался монахом в Фессалонике и на Афоне, ок. 1307 г. прибыл в К-поль. В 1320 г. И. Р. был послом от Андроника Палеолога (впосл. имп. Андроник III ) к его деду Андронику II Палеологу . Четыре раза становился кандидатом на К-польский Патриарший престол, однако во всех случаях его кандидатура была отклонена. И. Р. принадлежал к кругу интеллектуалов в К-поле, в числе его друзей и корреспондентов были Никифор Хумн , Никифор Григора и Феодор Метохит . Последний посвятил И. Р. посмертный энкомий ( Treu. 1899. S. 2-31). Круг его научных интересов был чрезвычайно велик: философия, риторика, физика, математика, астрономия и богословие. И. Р. занимался также медициной и был учителем знаменитого врача Иоанна Актуария, лечил глазную болезнь Михаила Гавры . Ок. 1324 г. И. Р. удалился на гору близ Фессалоники, где и провел последние годы жизни. Из сочинений И. Р. наибольшую известность получила «Энциклопедия», представляющая собой компендиум знаний в области риторики, математики, музыки и богословия. Также перу И. Р. принадлежат литургические сочинения: молебные стихи Богородице, величания Пресв. Троице и Св. Духу и др. ( Πεντγαλος. 1970). Лит.: PLP, N 9078; ИАБ, 6. 412-425; Treu M. Der Philosoph Joseph//BZ. 1899. Bd. 8. N 1. S. 1-64; Terzaghi N. Sulla composizione dell " Encyclopedia dell " filosofo Giuseppe//Studi italiani di filologia classica. Firenze, 1902. Vol. 10. P. 121-132; Πεντγαλος Γ. Η. Ιωσφ Ρακενδτου θρησκευτικο μνοι//Eλληνικ. 1970. T. 23. Σ. 114-118; Criscuolo R. Note sull " «Enciclopedia» del filosofo Giuseppe//Byz. 1974. Vol. 44. P. 255-279; Stiernon D. Joseph le Philosophe//DSAMDH. 1974. Vol. 8. Col. 1388-1392; Conticello V. S. Pseudo-Cyril " s «De S. Trinitate»: A Compilation of Joseph the Philosopher//OCP. 1995. Vol. 61. N 1. P. 117-129. М. М. Бернацкий Рубрики: Ключевые слова: АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения

http://pravenc.ru/text/673699.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ НОВЫЙ [Греч. Μιχαλ Νος] († между 1305 и 1324), нмч. (без дня памяти). Об этом святом нам известно благодаря Похвальному слову Феодора Метохита († 1332), сохранившемуся в сборнике произведений этого автора в рукописи Vindob. Phil. gr. 95, 1-я пол. XIV в., представленных в хронологическом порядке. Похвальное слово находится между «Этниконом» (1305) и 2 речами «Против необразованных», написанными между 1324 и 1326 гг. Вторая волна такого религ. явления, как новомученичество, относится ко времени османских завоеваний на Балканах, хотя отдельные случаи казни христиан, открыто исповедовавших свою веру, происходили за пределами тур. владений. Из Житий новомучеников, пострадавших в XIV в., сохранились Жития лишь 3: широко чтимого у славян и румын Иоанна Нового, Сочавского и малоизвестных М. Н. и Иоанна Прусского . М. Н. пострадал в правление визант. имп. Андроника II Палеолога в мамлюкском Египте. Святой род. в Смирне в кон. XIII в. в христианской семье. Ребенком он попал в плен к туркам, был обращен в ислам и продан в Египет. М. Н. был высокого роста, и его взяли на военную службу. Спустя нек-рое время М. Н. захотел вернуться в христианство. Для того чтобы покинуть Египет, он обратился к главе христианской общины. Узнав, что из Александрии в К-поль возвращается визант. посольство, он решился переодеться монахом и отплыть на этом корабле. Но предатель выдал М. Н., и новомученик был схвачен османскими властями. М. Н. смело исповедал себя христианином. Мусульмане убеждали М. Н. отречься от веры, а затем подвергли его мучениям. Но все их действия оказались тщетными. Тогда М. Н. обезглавили, при этом произошло чудо: уста его отрубленной головы произнесли: «Господи, помилуй!» Ист.: BHG, N 2273; ActaSS. 1925. Nov. T. 4. P. 670-678. Лит.: Pahlitzsch J. Eis ton neon martyra Michae  l, «On Michael the New Martyr»//Christian-Muslim Relations: A Bibliogr. History/Ed. D. Thomas, A. Mallett. Leiden, 2012. Vol. 4. P. 810-814. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2563754.html

П. Медведева , И. Х. «вырабатывает... концепцию личности, близкую к традициям эпохи Возрождения» ( Медведев. 1997. С. 114), и «Эпистолярное слово к Атуму о Феодоре Антиохите» ( Hunger. 1969. S. 139-152). К политической риторике можно отнести «Приветствие к Мануилу II» (ок. 1416) и «Речь к Мануилу II» (Ibid. S. 217-224). Продолжая традиции византийских панегириков императорам, И. Х. в энкомиях воспроизводит традиц. набор понятий визант. имперской идеологии. Византия - «законная империя» (та, где правит закон), что отличает ее от др. народов, в особенности от «персов» (турок), и делает угодной Богу. Император - «одушевленный закон», гарант справедливости и счастья подданных. Обыгрываются античные образы Александра Великого (воспринимается как визант. император) и персид. царей Дария и Ксеркса (названы правителями турок). «Домашняя книга» И. Х. содержит также «Введение» Порфирия с комментариями Аммония Саккаса и рассуждениями И. Х. о разных значениях понятия «ум» (Ibid. S. 32-33). К философским произведениям относятся: «Пролегомены к философии», извлечения из «Первой аналитики» и «Топики» Аристотеля, «Пролегомены к Логике Аристотеля» (Ibid. S. 210-214), а также «Этические советы» (Ibid. S. 238-242). Богословские, философские и политические идеи И. Х. недостаточно изучены. Медведев помещает И. Х. «несколько в стороне» от «платоника» Виссариона Никейского, ибо для И. Х. характерно явное «предпочтение схоластического метода» ( Медведев. 1997. С. 72). Важную роль в философских взглядах И. Х. играет наследие Плотина , к-рого он оценивает положительно, цитирует и упоминает по имени ( Hunger. 1969. S. 211-212; цитата из: Plot. Enn. I. 1, 9). Показательно использование цитаты из Плотина для противопоставления «прямого постижения вещей умом» силлогистическому методу. Можно предположить, что интерес к Плотину у И. Х. возник благодаря чтению Феодора Метохита. И. Х. восхваляет Феодора Антиохита в «Эпистолярном слове к Атуму» (1407) среди прочего и за то, что он никогда не использовал светскую философию против веры.

http://pravenc.ru/text/471546.html

Андронику с просьбой созвать Собор, на к-ром он мог бы выступить в свою защиту. Осенью 1285 г. был созван Собор во Влахернском дворце в К-поле, на к-ром И. В., отказавшийся войти в общение с Церковью, а также его соратники Константин Мелитениот и Георгий Метохит были вновь осуждены как еретики и отправлены в ссылку (Ibid. VI 2). Последние годы жизни И. В. провел в заключении в крепости св. Георгия близ Никомидии, где продолжал заниматься богословием и отстаивать свою униатскую позицию. Сочинения Нет сведений о лит. деятельности И. В. до его возведения на Патриаршество. Первые известные нам работы написаны уже в период его пребывания на престоле. Кроме синодальных постановлений, принятых под его рук., И. В. подготовил ряд богословских работ, посвященных вопросу о Filioque , католич. учению об исхождении Св. Духа от Отца и Сына, к-рое, по мнению И. В., было главным препятствием к объединению правосл. и Римско-католической Церквей. Датировка произведений И. В. остается неясной, поэтому нельзя составить представление о развитии его взглядов и полемического метода. В 1275-1282 гг. написаны трактат «О единстве и мире Церквей Ветхого и Нового Рима» (De unione ecclesiarum veteris et novae Romae//PG. 141. Col. 15-157) и «Апология, или О том, что объединение Церквей не должно восприниматься как низвержение наших обычаев, но как мир во Христе посредством согласия Церквей друг с другом в понимании догматов» (Apologia: nullo modo nostras consuetudines destrui, si ecclesiarum unionem acceptamus, sed in conciliandam in Christo pacem multum conducere, quod inter se in asserendo dogmate conveniunt//Ibid. Col. 1009-1020). Полемике с написанными ранее визант. противолат. произведениями посвящены «Опровержение слова, которое Фотий написал против латинян к некоему философу Евсевию, название к-рого «Тайноводство о Св. Духе»» (Refutatuo libri a Photio contra latinos ad philosophum quemdam Eusebium conscripti, qui titulus «De Sacra Sanctissimi Spiritus doctrina»//Ibid. Col. 725-864), «Опровержение наблюдений господина Андроника Каматира над высказываниями Свящ. Писания о Св. Духе» (Refutationes adversus domini Andronici Camateri viglae drungarii super scripto traditis testimoniis de Spiritu Sancto animadversiones//Ibid. Col. 395-614), «Надписания на речения из творений святых об исхождении Св. Духа» (Epigraphae sive praescriptiones in dicta, ac sententias sanctorum patrum de processione Spiritus Sancti//Ibid. Col. 613-724). Той же теме посвящены произведения «Об исхождении Св. Духа» (De processione Spititus Sancti//Ibid. Col. 157-276). Сугдейскому еп. Феодору И. В. адресовал «Три книги догматических ответов» (Ad Sugdaeae episcopum Theodorum libri tres//Ibid. Col. 289-337). До 1283 г. написана 1-я ч. «Ответов на «Томос» Григория Кипрского против новоявленных ересей» (In Tomum Cuprii et novas ejusdem haereses de improviso dictata//Ibid. Col. 863-896).

http://pravenc.ru/text/469598.html

В этих обстоятельствах победа исихазма переживалась теми, кого часто называют византийскими «гуманистами», как величайшая трагедия. И она действительно означала серьезный поворот византийского общества в критический момент истории: руководство церковью (которая оказывала решающее влияние на жизнь государства и общества) принадлежало отныне людям с иной иерархией духовных ценностей. Господство исихастов, без сомнения, усилило традиционное монашеское недоверие к «мирским наукам», Палама обвинял Варлаама именно в том, что он забыл единственно возможное для христианина значение слова «эллин» «язычник» - и обращается к древним философам в поисках критерия истинности христианского богословия. Впрочем, было бы ошибкой назвать вождей исихазма фанатиками и обскурантами: сам Палама изучал Аристотеля под руководством гуманиста Феодора Метохита и не отвергал «мирского научения» как такового. Более того, Иоанн Кантакузин, с 1341 года неизменно поддерживавший Паламу и его учеников, что нельзя объяснить одними политическими соображениями, также был меценатом и другом таких «гуманистов», как Дмитрий Кидонис. Патриарх Филофей - центральная фигура византийской церкви XIV столетия - написал «Энкомион» в честь Паламы, в котором похвалы вождю исихастов перемежаются с риторическими экскурсами в античность. Формально точкой раздора для религиозных ревнителей и «гуманистов» был лишь вопрос методологии и источника богословского познания. Исихастские церковные деятели стремились не к подавлению «эллинизма», а к сохранению церкви - как в Восточной Европе, так и на сверхнациональном уровне. Вот почему они стали охранителями древней идеи византийского «православного содружества» и «Нового Рима», которая в умах гуманистов постепенно вытеснялась более узкой, националистической и секулярно-романтической идеей Византии (или даже только Никеи) как «новых Афин». Обсуждение роли аристотелевых силлогизмов в богословии на самом деле отражало более глубокие расхождения в понимании человека и общества. Византийская цивилизация в течение веков - и до середины XIV века - жила с неразрешенной дилеммой между «Афинами» и «Иерусалимом», Академией и Евангелием, мудростью античности и живым мистическим христианским знанием. Исихастские споры вывели эту дилемму на передний план. Можно спорить, как это делают современные историки и богословы, был ли неизбежным последовавший кризис, были ли правильно определены альтернативы и какую роль конфликт сыграл в сохранении византийской культуры, но никто не станет отрицать реальности и важности самого кризиса.

http://sedmitza.ru/lib/text/438210/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010