Любопытно: геополитика по Бжезинскому рекомендует воспринимать Россию как некую огромную черную дыру. Обходить ее стороной. Вычеркнуть из международного контекста. России как будто не существует… Восточно-Римская империя, стараниями " просветителей " , была вычеркнута из исторического контекста. Само имя ее было затерто и извращено европейцами. Имя " Византия " — для Царства Нового Рима, это как " Московия " — для Советского Союза. Упорное желание не замечать тысячелетнюю империю и великий город на Босфоре — характерная черта многих гуманистов и энциклопедистов Нового времени. Если они о так называемой Византии вспоминали, то лишь как о самом худшем из устройств, которые знало человечество. Нет необходимости приводить примеры брани и оскорблений, которые находились у духовных поводырей Европы для " позорной империи и гнезда заблуждений " . Но основная стратегия гуманистической культуры в отношении Восточно-Римской империи — замалчивание. Фильм отца Тихона — это прорыв вековой блокады на уровне массового зрителя. Доминирование Восточно-Римской цивилизации на стыке двух тысячелетий христианства иллюстрирует такой, например, факт: пресловутый западноевропейский Ренессанс был буквально экспортирован в из Константинополя. Учитель Петрарки и Боккаччо калабрийский грек Варлаам " заразил " первых гуманистов греческим наследием. Между тем, сам Варлаам был лишь одним из учеников константинопольского мыслителя Феодора Метохита. Другой же ученик последнего был никем иным, как святым Григорием Паламой — родоначальником исихазма — ветви мистического православия. Началом Возрождения послужило эхо мощнейшей богословской и мировоззренческая полемики, которая шла в Константинополе между исихастами, неоплатониками и паганистами. " Народы Европы, ныне столь просвещенные, жили несколько столетий назад в состоянии худшем, чем невежество, — писал Руссо. — Нужен был переворот, чтобы опять привести людей к здравому смыслу; и он пришел, наконец, с той стороны, с которой его меньше всего можно было ждать. Тупой мусульманин, этот извечный гонитель литературы — вот кто возродил её среди нас. С падением трона Константина обломки Древней Греции были перенесены в Италию… "

http://pravoslavie.ru/36423.html

Успение Пресвятой Богородицы Деталь мозаики Мраморные облицовки Дверной проем Капитель с ангелом Мозаики экзонартекса Мозаика Христос Вседержитель Мозаика Христос Вседержитель Феодор Метохит преподносит модель церкви Христу. Мозаика Феодор Метохит преподносит модель церкви Христу. Мозаика Мария Палеологиня Детали мозаики Мозаика экзонартекса: Деисис Экзонартекс Апостол Петр. Мозаика Апостол Павел. Мозаика Мозаики свода экзонартекса Мозаики свода экзонартекса Мозаики свода экзонартекса Мозаики свода экзонартекса Иоанн Креститель и Христос Чудесное умножение хлебов и рыбы Чудесное умножение хлебов и рыбы Чудо в Кане Галилейской Превращение воды в вино Рождество Христово Христос исцеляет Петрову тещу Христос исцеляет Христос исцеляет Избиение младенцев Христос и Богородица Параклисий Параклисий Параклисий Страшный Суд: Христос и Богородица Воскресение Христово: деталь Святители. Фреска Святители. Фреска Фрески У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 24 мая, 2023 23 мая, 2023 10 марта, 2024 9 марта, 2024 9 февраля, 2024 27 января, 2024 11 октября, 2023 22 сентября, 2023 26 мая, 2023 24 мая, 2023 23 мая, 2023 10 марта, 2024 9 марта, 2024 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Другие фотоленты Показать еще Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/mozaiki-i-freski-kaxri...

Палама был великолепным знатоком Аристотеля. Однажды, еще будучи семнадцатилетним юношей, Григорий даже прочел лекцию об Аристотеле во дворце перед императором. Он так всех поразил, что его учитель Феодор Метохит воскликнул: «И сам Аристотель, если бы он был здесь, не преминул бы удостоить ее похвалы». Так что строгое православное учение, каким был исихазм Григория Паламы, опиралось в том числе и на глубокое знание Аристотеля и других античных философов. Палама настаивал на том, что, хотя Бог по своей сущности непознаваем и недоступен, человек имеет возможность приобщения к нетварным Божественным энергиям или Божественной благодати. Тогда человек получает по благодати то, что Бог имеет по сущности. Поэтому самая высокая цель христианского, монашеского подвига – реальное обожение. При этом по Паламе сущность и энергии Божии существуют неслиянно и нераздельно. В этом сказался высокий антиномизм учения Паламы, не боявшегося диалектических противоречий и руководствовавшегося, прежде всего, обоснованием возможности спасения души. Как сформулировал один современный греческий ученый, исследователь творчества Григория Паламы, «...[различие] непричаствуемой божественной сущности и причаствуемых энергий не отделяет нетварных энергий от божественной сущности, поскольку в каждой энергии является весь Бог, по причине неделимости божественной сущности». Оппоненты же Паламы утверждали, что человек не может реально, на деле приобщиться к Богу, а Его энергии являются тварными. Но если не существует нетварной благодати или Божией энергии, то человек или приобщается непосредственно самой Божественной сущности, или вообще не может иметь никакого реального общения с Богом. В первом варианте Бог становится познаваемым и доступным, и тогда человек низводит Его до себя, сам по своей сущности становясь Богом. Во втором же случае отрицается возможность действительного (т.е. энергийного) общения с Богом, которое произошло в лице Богочеловека Иисуса Христа. Но Палама, используя аристотелевскую терминологию, выразил самую суть православной веры в то, что человек по благодати может вознестись туда, куда вознесся Христос после Своего Воскресения.

http://foma.ru/energiya-deyatelnost-dejs...

Профессор Екатеринбургской духовной семинарии Д.И. Макаров выступил с докладом «Феодор Метохит (XIV в.) об интеллектуальной и духовной составляющих образования», в котором осуществил подробный анализ учения византийского писателя. В своем докладе «Византийское влияние в монастырском уставном творчестве XIX века» настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря игумения Илариона (Феоктистова) представила разбор древних литургических практик святителем Феофаном Затворником. Преподаватель академии, кандидат богословия протоиерей Владимир Гончаренко прочитал доклад «Деятельность священномученика Григория, Патриарха Константинопольского, по сохранению греческого классического языка», в котором привел подробную историческую справку о деятельности византийского иерарха. Доктор исторических наук, преподаватель академии М.В. Шкаровский в докладе «Образ Святой Горы Афон в произведениях русских писателей-эмигрантов 1920-1930 гг.» рассказал об особенностях творчества русских писателей начала XX века. Доктор культурологии, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета О.Б. Сокурова выступила с сообщением «Новая Елена и византийский вектор духовного, государственного и культурного пути России», в котором рассказала о вкладе княгини Ольги в установление русской государственности и улучшение дипломатических отношений с Византией. После перерыва конференцию продолжил директор духовно-просветительского центра «Кириллица» (г. Самара) священник Максим Соколов. Он провел практическое занятие «Влияние византийской эстетики на русский и европейский средневековый костюм. Взгляд современного реконструктора» и показал элементы одежды и оружия византийских граждан. Затем кандидат искусствоведения, член Союза художников России, директор Научного архива Российской академии художеств В.Б. Казарина прочитала доклад «Современные реплики византийского шитья», в котором рассказала об истории применения византийской вышивки в церковной традиции Руси. Кандидат медицинских наук, старший преподаватель истории медицины Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии О.А. Джарман выступила с сообщением «Ребенок в представлении византийской медицины». Она рассказала о толковании гуморальной теории византийский врачей, а также об уходе и лечении детей в древних медицинских учреждениях.

http://patriarchia.ru/db/text/5499684.ht...

Уже к моменту восшествия на престол И. Г. страдал тяжелой болезнью, вероятно желудка. Врачи считали, что во избежание обострений патриарху нельзя отказываться от употребления мяса, и поэтому ему позволялось не соблюдать постов. В 1319 г. из-за ухудшавшегося здоровья И. Г. вынужден был отречься от престола и удалиться в мон-рь Богородицы Кириотиссы в К-поле, где вскоре скончался. И. Г. считался одним из ученейших людей своего времени в Византии. До Патриаршества он занимался преподаванием; среди его учеников был Никифор Григора ( Niceph. Greg. Hist. Vol. 1. P. 270). И. Г. вел переписку с учеными и общественными деятелями; сохранились письма К-польского патриарха Григория II, Максима Плануда , Никифора Хумна , Михаила Гавры , Феодора Метохита и др. его современников к И. Г. Из сочинений И. Г. сохранилось немногое. Наиболее значительное произведение И. Г.- филологический трактат «О правильном синтаксисе» («Περ ρθτητος συντξεως»; Opus de vera syntaxeos ratione/Ed. A. Jahn. Bern, 1839; см.: Hunger. Literatur. Bd. 2. S. 16-17). Известны также 2 письма И.: Феодору Метохиту и имп. Андронику II Палеологу (оба до 1315; изд.: Κουροσες. 1974. Σ. 387-390, 401-402). Написанный И. Г. панегирик К-полю не сохранился. Ист.: PG. 152. Col. 1083-1158; Niceph. Greg. Hist. Vol. 1. P. 193-194, 270, 275, 289; Georgii Pachymeris De Michaele et Andronico Palaeologis libri tredecim/Ed. I. Bekker. Bonn, 1835. Vol. 2. P. 164, 205; Miklosich, M ü ller. T. 1. P. 1-95; Actes de l " Athos. 3: Actes d " Esphigménou/Ed. L. Petit, W. Regel//BB. 1906. T. 12. Прил. 1. P. 9-13; Hunger. Register. T. 1. S. 100-398. Лит.: Κουρο σες Σ. Ο λγιος οκουμενικς πατριρχης Ιωννης ΙΓ Γλυκς (Συναγωγ εδσεων κα νκδοτα ατο ργα)//ΕΕΒΣ. 1974. Τ. 41. Σ. 297-405; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 690-691; PLP, N 4268, 4271; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 454; Bd. 2. S. 16-17; RegPatr, N 2028-2099; ODB. Vol. 2. P. 1055; Успенский. История. Т. 3. С. 604-606, 609-610; Лебедев А. П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной Церкви от кон. XI до сер. XV в. СПб., 1998. С. 199-202, 227, 247-249, 259; DHGE. T. 27. Col. 68-69.

http://pravenc.ru/text/469602.html

Икона Божией Матери «Всецарица», находящаяся в Новоспасском монастыре – Получается очень интересная иконография. Насколько она традиционна? – История церковного искусства знает подобные иконы. К примеру, довольно распространены изображения Спаса Нерукотворного, который держат ангелы. А традиция писать на иконах не прославленных в лике святых людей пришла к нам из Византии, где на иконах, фресках и мозаиках помещали изображения благодетелей храмов, предстоящих перед Христом или Божией Матерью. Они обычно изображаются в гораздо меньшем масштабе, нежели основные фигуры, без нимбов и коленопреклоненными, молящимися. Из наиболее известных византийских образцов – это мозаика XIV века в храме монастыря Хора близ Константинополя. На ней изображен Феодор Метохит, ктитор, который построил его. Он трогательно держит эту церковь в руках и склоняется перед Спасителем, как бы протягивая Ему свой дар. Владимирская икона Пресвятой Богородицы – Практика делать список, чтобы ставить его на место чудотворной иконы, была распространена в старину? – Да. Кстати, именно благодаря ей появились два очень интересных списка Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Как известно, она пребывала во Владимире, который тогда являлся центром Северной Руси. В XV веке столица стала постепенно переходить в Москву: переехал Митрополит, княжеский двор. Икона в то время находилась то в одном городе, то в другом. Соответственно, пока чудотворный образ был в Москве, во Владимире на его место ставили список, и наоборот. Есть предположение, что эти списки создавали, ни больше ни меньше, Андрей Рублев и Даниил Черный. Сейчас икона, которую приписывают преподобному Андрею, находится в Художественном музее во Владимире, а икона письма Даниила Черного – в Успенском соборе Московского Кремля. – Рассматривая оригинал Владимирской иконы и её списки, созданные великими иконописцами, замечаешь существенную разницу между всеми тремя иконами. – Так и должно быть, ведь список – это не копия. В древности не было практики копирования. Создание списка предполагает точное соблюдение иконографии изначального образа: положения фигур, композиции, цветового строя.

http://pravoslavie.ru/153933.html

Итак, на дворе у нас конец XIII века – 1296 год и на престоле в Константинополе сидит император Андроник II Палеолог. Это был мудрый и решительный человек, который смог собрать вокруг себя очень образованных и честных людей, что говорит о нем еще и как о хорошем администраторе. Среди его придворных особо выделялся один – сенатор Константин Палама. Он был выходцем из Малой Азии, по национальности греком и принадлежал к старинному аристократическому роду. Константин обладал по меньшей мере двумя добродетелями – он был очень умен и весьма набожен. К примеру, если его одолевали какие-то сомнения, он вместо того, чтобы вступать в спор в Сенате подобно всем присутствующим, мог запросто отрешиться от окружающего мира и начать молиться о даровании ответа на злободневный вопрос. Этим он подкупил императора, и тот доверил ему воспитание своего внука и наследника – Андроника III. «Одна из главных задач поста - научить человека послушанию» Но не только в работе был удачен Константин, но также и в семье. Бог благословил его прекрасной супругой – Каллонисой, которая стала преданной спутницей сенатора и родила ему пятерых прекрасных детей (троих сыновей и двух дочерей). Старшим сыном в семье был Григорий (« Γρηγορω» – с греческого языка его имя переводится как «бодрствую»). О которым мы с вами сегодня и поговорим. Он родился на стыке времен. Ему не суждено было узнать отцовское воспитание, потому что после рождения пятого ребенка, в 1303 году сенатор Константин Палама неожиданно скончался. Его вдова была безутешна, и, хотя семья не осталась без денег, но лишилась своей опоры. Император Андроник II принял деятельное участие в жизни молодого Григория, и потому, сочувствуя горю семьи, взял его на воспитание во дворец, где позволил ему учиться со своим внуком – Андроником III. Светские дисциплины и основы философии с богословием Григорий Палама изучал под руководством лучшего учителя той эпохи – великого логофета Константинополя Феодора Метохита. Этот ученый был прекрасным оратором, увлекался греческой философией и трудами античных астрономов. Он воспитал двух поистине великих людей – упоминаемого нами ныне святителя Григория Паламу и историка Никифора Григору.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/31/bl...

Как специалисту по византийской культуре, мне невероятно важна мозаика, на которой изображена перепись населения Римской империи, где губернатор Сирии Квириний  сидит напротив стоящей Богородицы, а посередине композиции стоят два писца и записывают Ее имя в реестр, в число граждан империи. Эта композиция — явная инициатива ктитора церкви Феодора Метохита, главного бюрократа империи, и в ней  бюрократическое буквально приравнивается к божественному. Функция чиновника, который стоит в центре композиции, воспринимается как совершенно надмирная функция, что очень хорошо передает самосознание византийского бюрократа. Вообще про этот памятник можно рассказывать совершенно бесконечно. Но самое печальное, что под ударом находится не только он, но и Церковь Богородицы Паммакаристос («Всеблаженной»), турецкое название – Фетхийе Джами. Этот второй по значимости памятник XIV века попал в тот же самый список, под то же самое решение суда. Он не так широко известен общественности, но от  этого его мозаики не теряют своей художественной значимости: их качество не уступает мозаикам из монастыря в Хоре, просто их гораздо меньше. То, что, под ударом находятся два самых главных памятника XIV века и это делает ситуацию совсем отчаянной. Надеюсь, что мировая научная общественность, культурные организации, прежде всего, ЮНЕСКО, будут  протестовать. Конечно же, это не точка, а только начало, вероятно, долгого и сложного процесса борьбы. Именно сейчас и нужно бить во все колокола. Потому что потом будет уже поздно. — Византийские памятник почти во всех искусствоведческих работах XX,   XXI веков называются именно мечетями — Кахрие Джами, Фетхийе Джами. Нет ли какой-то смысловой связи, что вот, называли памятники мечетями, и они в итоге могут ими стать?   — Не вижу никакой связи. Не важно, как называть эти памятники – так, как называли их в Византии, или так, как принято в Турции  — все-таки сейчас они находятся на территории этого государства. Главное, чтобы они продолжали оставаться музеями и эти музеи были доступны для посетителей.   

http://pravmir.ru/vo-vremya-namaza-zakro...

Будучи угнетены всемогущими сеньорами, деревенские жители и крестьяне испытывали большие бедствия. Крестьянство было разорено. Иногда утверждается, что положение крестьян, например в округе Фессалоники в XIV веке – по меньшей мере в имениях крупных собственников – не было столь плохим. 1074 Однако, даже если это и так, бедность крестьянства в целом очевидна. Классовые столкновения и ненависть бедных к богатым раздирали не только провинции, но и основные города империи. Во время восстания 1328 г. константинопольская толпа разорила прекрасный дворец Феодора Метохита. 1075 С точки зрения социальных антагонизмов между аристократическими и демократическими элементами, революционные события в Фессалонике, случившиеся в середине XIV века, весьма интересны и важны. Революционная волна, поднявшаяся в 1341 г. в Адрианополе в связи с провозглашением Иоанна Кантакузена императором и выразившаяся в успешном сначала восстании народа против имущих классов ( δυνατο), перебросилась на другие города империи. 1076 Особенно в этом отношении интересна революция зилотов в Фессалонике в сороковых годах того же XIV века. 1077 Источники отмечают в Фессалонике три класса: 1) имущие и знатные; 2) средний класс или буржуазия 1078 /( οι μσοι), к которым принадлежали коммерсанты, предприниматели, 1079 крупные ремесленники, мелкие земельные собственники и представители свободных профессий; и, наконец, 3) народ, а именно мелкие земледельцы, мелкие ремесленники, моряки, рабочие. В то время как значение и влияние имущего класса все более и более возрастало, положение низшего класса, особенно окрестных земледельцев, земли которых были постоянно разоряемы неприятелем, все ухудшалось. Вся торговля этого первостепенного экономического центра и связанные с нею выгоды находились в руках высшего класса. Рознь росла, и только недоставало случая, чтобы произошло столкновение. Но вот, Иоанн Кантакузен, провозглашенный императором, нашел поддержку у знати. Сейчас же демократические низы выступили в защиту Палеологов. О. Тафрали писал: “Это не была уже борьба честолюбий между лицами, которые оспаривали друг у друга верховную власть, но борьба между двумя классами, из которых один желал сохранить свои привилегии, другой пытался сбросить ярмо.” 1080 Один современный событиям автор писал: “На Фессалонику смотрели как на учителя других городов в восстаниях народа против аристократии.” 1081

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

В связи с этим можно сделать вывод, что в отечественной философии и византинистике обнаруживается согласие в концептуальном и историческом отнесении к гуманизму творчества Никифора Григоры.   Литература   Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV–XV вв. СПб., 1997. С. 7 Ševenko I. The Palaeologan Renaissance//Renaissances before the Renaissance: Cultural Revivals of late Antiquity and the Middle Ages. Stanford (California), 1984. P. 144–223. Об особенностях гуманизма Феодора Метохита и Никифора Григоры см.: Медведев И. П. Ренессансные тенденции поздневизантийской культуры//Культура Византии XIII — первая половина XV в. М., 1991. С. 224–241; при этом И. П. Медведев замечает, что «гуманистов “в чистом виде” мы вряд ли сможем обнаружить в Византии» (Мейендорф И., протопресв. Жизнь и труды св. Григория Паламы: Введение в изучение. СПб., 21997. С. 14). Beyer H. V. Nikephoros Gregoras als Theologe und sein erstes Auftreten gegen die Hesychasten//JÖB. 1971. Bd. 20. S. 171–188; Бибихин В. В. Энергия. М., 2010. С. 109. Об особенностях интеллектуальной культуры византийского гуманизма в период палеологовского ренессанса см. работу: Кущ Т. В. На закате империи: интеллектуальная среда поздней Византии. Екатеринбург, 2013. 456 с. Характерны в этом смысле многочисленные обвинения Никифором Григорой Григория Паламы в недостаточном знании светских наук и философии, что подчеркивает их важность для Григоры. Theodossiou E. Th., Manimanis V. N., Dimitrijevic M. S., Danezis E. Nicephoros Gregoras: the greatest Byzantine astronomer//Astronomical and Astrophysical Transactions. 2006. Vol. 25, No. 1. P. 105–118. Герд Л. Никифор Григора и его эпоха//Никифор Григора. История Ромеев. СПб., 2013. С. XVII. Так, в своей работе «Жизнь и труды св. Григория Паламы» протопресв. Иоанн Мейендорф проблематизирует соотношение гуманизма и христианства в поздней Византии в перспективе паламитских споров (Мейендорф И., протопресв. Жизнь и труды св. Григория Паламы… С. 49), обозначая позиции Никифора Григоры и свт. Григория Паламы как позиции «ученого гуманиста» и «учителя безмолвия» (Там же. С. 130). Далее в сносках мы приведем ряд богословских замечаний протопресв. И. Мейендорфа относительно творчества Никифора Григоры.

http://bogoslov.ru/article/6176234

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010