В области естественных наук Никифору Григоре принадлежат два сочинения об астролябии угломере для измерения положения небесных тел, в которых он описал способ конструирования этого прибора, дал его расчеты и рассмотрел особенности практического применения. Ряд исследователей приписывает ученому составление четырёх карт частей света (Европа, Ливия, две карты Азии), имевших сетку параллелей и разделенных на географические зоны. Они дополняли региональные карты, приложенные к «Географии» Птолемея. Основываясь на точных астрономических расчетах, Никифор устранил путаницу в определении даты пасхи и предложил провести реформу календаря, предвосхитившую григорианскую реформу 1582 г. В поэтических произведениях – энкомиях, Никифор Григора создал идеализированные образы государя Кипра Гуго IV и византийского императора Андроника II. Эти правители, по его мнению, были способны излечить поражённые недугом общество и государство. В надгробном слове Феодору Метохиту поэт сравнил своего учителя с «божественным храмом», воплощавшим «искусство искусств» и «науку наук». Центральное место в литературном творчестве Никифора Григоры занимает «Ромейская история» в 37 книгах, освещавшая события от взятия Константинополя крестоносцами в 1204 г. до 1359 г. Рассматривая историю как «летопись действий и жестов человеческого ума», как хранительницу прошлого, позволяющую предвидеть будущее, автор видел свою главную задачу в том, чтобы «показать все, что служит во славу человеку». Первые семь книг представляют собой различные дополнения к событиям, описанным в хрониках Георгия Акрополита и Георгия Пахимера. В VIII и во всех последующих книгах повествуется о царствовании Андроника II, Андроника III, Иоанна Кантакузина , о борьбе с турками и об исихастских спорах. В рассказ о событиях Никифор Григора включает собственные воспоминания и наблюдения, беседы с Феодором Метохитом, различные по содержанию отступления (об афоризмах, о восстановлении монастыря Хора Феодором Метохитом), исторические и географические описания, рассуждения на богословские и философские темы, обширные речи «зерцало деяний» его исторических персонажей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Григория Паламы . Будучи поклонником Платона, Григора написал в его духе диалог «Флорентий, или О мудрости», где с тонким юмором представил свой диспут с Варлаамом Калабрийским . Автор предлагает своему оппоненту вопросы по астрономии, риторике и грамматике, на к-рые тот отвечает настолько неуклюже, что аудитория заливается хохотом. Григора писал также речи, выдержанные в аттикизирующем стиле, жития святых (прп. Михаила Синкелла, св. Феофана и св. Иоанна Ираклийского). Он внес большой вклад в развитие визант. филологии, особенно критики текстов. Переписка Григоры дает представление о сложившемся в XIV в. сообществе визант. интеллектуалов, поддерживавших друг с другом тесные дружеские связи, культивировавших элитарную науку и образованность. По стилю письма Григоры иногда невероятно вычурны из-за преувеличенного аттикистического пуризма. Учитель Григоры Феодор Метохит (1270-1332) пользовался наибольшим авторитетом в упомянутой среде. Феодор работал во мн. лит. жанрах, включая похвальные слова святым, речи, гекзаметрические поэмы и т. д., однако наибольшую славу принес ему т. н. Miscellanea - сборник небольших философских, литературоведческих, политических, научных и проч. сочинений, отличающийся глубиной мысли, свободой и проницательностью суждений и огромной эрудицией. Метохит осознавал катастрофическое положение Византии, но был способен взглянуть на него отстраненно, в контексте всемирной истории. Стиль Метохита, как и у Григоры, выдает принадлежность к узкому кругу посвященных. В наст. время именно эта необычайная сложность стиля, к сожалению, привела к тому, что большая часть произведений писателя или издана неудовлетворительно, или вообще не опубликована, что затрудняет адекватную оценку незаурядного творчества Метохита. В неясности упрекал Феодора и его главный лит. и политический противник Никифор Хумн . Риторические произведения Хумна малоинтересны, однако его переписка (172 письма) - это совершенный образец лаконичного эпистолографического стиля, лишенный личностного начала.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Ливадин терпел лишения вплоть до 1355 г., когда он стал ритором при дворе Алексея III. Он составил энкомий св. Фоме, соединив в нем житийные черты с похвалой, написал ямбическими триметрами несколько стихотворений, предназначенных для декламации в присутствии императорской семьи и высшего духовенства (на Благовещение, на Рождество Богородицы и Успение). Его «Исповедание веры», проникнутое мистической экзальтацией, свойственной исихазму, должно было быть произнесено в праздник Преображения 6 августа 1361 г. К числу крупных произведений Ливадина относятся «Путеводительные записи» («Периигисис», после 1355 г.), задуманные как «благодарственное слово» Христу и Богоматери за избавление от бедствий и болезней. Черты риторики в них сочетаются с подробными описаниями путешествия в Египет и Палестину, с рассказами о туркменском нашествии на Трапезунд, о пожаре 1341 г., о восстании великого дуки Схолария в 1355г. и о других исторических событиях. Андроник II Палеолог (12821328) – сын Михаила YIII Палеолога, византийский император, покровитель наук и искусств. Во внешней политике он ориентировался на оборону. Годы его правления (13211328) были осложнены острым социально-политическим кризисом и династическими распрями. Андроник II провел судебную реформу, провозгласив ее главной целью благосостояние государства, а основным девизом – «судить как великого, так и малого». Судьи, избиравшиеся из архиереев и из членов синклита, заседали в императорском дворце. В годы правления Андроника II Константинополь стал крупнейшим культурным центром. При императорском дворе были основаны литературные салоны и ученый кружок – «гимназия эрудиции», «школа всяческих добродетелей» (Никифор Григора). В него входили такие выдающиеся деятели византийской культуры, как Феодор Метохит, Мануил Вриенний, Георгий Гемист Плифон, Мануил Хрисолор, Никифор Хумн, Алексей Макремволит, Иоанн Хортасмен и др. Советником императора был талантливый ученый и ритор Никифор Григора, в центре политической и духовной жизни страны стоял Феодор Метохит, ставший великим логофетом (главой гражданской администрации).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Моисею» (Исх 3. 2), «Видение Лествицы Иакову» (Быт 28.12), «Толкование снов царя Навуходоносора прор. Даниилом» (Дан 2. 31-45), «Ложе царя Соломона» (Песн 3. 7), «Пир Премудрости» (Притч 9. 1-11). Выбор библейских сюжетов обусловлен чтениями паремий на Богородичные праздники. На связь этих сюжетов с Богородицей прямо указывают небольшие круглые клейма с образом Девы Марии, помещенные в композициях на всех изображениях, символизирующих чудесное воплощение Спасителя: на купине, горе, храме, ложе. На своде нартекса изображена теофаническая композиция «Ангел Великого совета Иисус Христос с пророками Иезекиилем и Аввакумом», иконография к-рой восходит к миниатюрам гомилий свт. Григория Богослова (Слово на Св. Пасху; напр., в ркп. Sinait. gr. 339. Fol. 9v, 1136-1155 гг.). Мастерами Михаилом и Евтихием были расписаны также церкви Богородицы Левишки, св. Никиты под Скопье (до 1316), вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318), где художники оставили свои подписи, и, по мнению В. Джурича, маленькая ц. святых Иоакима и Анны (Кралева) в мон-ре Студеница. Успение Богородицы. Мозаика мон-р Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316 - 1321 гг. Успение Богородицы. Мозаика мон-р Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316 - 1321 гг. Выдающимся памятником являются мозаики мон-ря Хора в К-поле (Кахрие-джами), созданные в 1316-1321 гг. по заказу Феодора Метохита - блестяще образованного вельможи, философа, математика, историка и поэта, воплотившего в росписи эстетические и богословские идеалы эпохи. Характеру росписи более всего отвечает название соч. Феодора Метохита «О математическом виде философии и особенно о виде ее, связанном с гармонией», поскольку гармония является основной категорией живописного убранства этого памятника. От мозаичной росписи сохранилось неск. фрагментов в наосе, в т. ч. композиция «Успение» на зап. стене, и достаточно полный ансамбль внешнего и внутреннего нартексов. В больших зонтичных куполах представлены образы Христа Пантократора в окружении праотцев и Богоматери с Младенцем в окружении пророков.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Никифор Григора (ок. 1295ок. 1360) уроженец Гераклеи Понтийской, богослов-рационалист, разносторонний ученый, занимавшийся гуманитарными (история, риторика, философия, грамматика) и естественными (математика, астрономия, физика) науками. Его первым учителем был дядя – митрополит Иоанн Гераклейский. В Константинополе (с 1315 г.) Никифор Григора изучал логику и риторику в школе Иоанна Глики, философию и астрономию под руководством Феодора Метохита. После своего доклада по астрономии, прочитанного в кружке интеллектуалов, близких к императору (1324 г.), Григора стал советником Андроника II, выполнял его поручения в составе дипломатической миссии к сербскому королю Стефану Урошу III Дечанскому в 13251326 гг. Он также добился больших успехов в преподавательской деятельности, открыв собственную школу в одной из пристроек монастыря Хора. Никифор обучал своих учеников (Исаака Аргира, автора многочисленных схолий к астрономическим сочинениям, и др.) математическим дисциплинам, аристотелевской философии, физике, риторике. После опалы Феодора Метохита в 1328 г. школа была закрыта, но через два года в ней возобновились занятия. С 1330 г. и до конца своей жизни Никифор Григора принимал активное участие в догматических спорах с главой исихастов Григорием Паламой . После прихода к власти Иоанна Кантакузина и церковного собора 1351 г., предавшего Григору анафеме, он был заточен в монастырь Хора и освобождён императором Иоанном V Палеологом лишь в 1355 г. Духовную атмосферу своего времени в период ожесточенных дебатов с исихастами Никифор Григора воспроизвел в диалогах «Флорентиец, или О мудрости» и «Филоматис». В первом диалоге нашел отражение публичный диспут между Варлаамом Калабрийским и Никифором Григорой (в диалоге – Ксенофан и Никагор) по различным вопросам астрономии, грамматики и риторики. Полемический характер имело также сочинение Никифора «Антилогия», в котором он выступил против одного из учеников Варлаама, обвинившего византийских ученых в «нездоровой болтовне». В комментариях к труду Синесия Киренского «О сновидениях» наряду с богословскими проблемами (о влиянии божественного Провидения на судьбы людей) Никифор Григора дал трактовку терминам «антифон», «симфония» и вслед за Птолемеем рассмотрел математические выражения основных интервалов. Музыкальные пропорции и их соответствия различным отрезкам круга зодиака проанализированы им в 14 и 15 главах к III-eй книге Птолемея «Гармония». В трактате «О том, как судить о речах и как они воздействуют» Григора рассмотрел вопросы стиля. Образцами для него были афинский оратор Исократ (436338 до н.э.) и представитель второй софистики Элий Аристид (117/129187 н.э.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но большей частью слово κσμος встречается в сложных, многоплановых контекстах, где пересекается целый ряд его значений. Усилия Паламы как проповедника в ряде случаев направлены именно на максимально возможную интенсификацию различных значений слова «космос» в их смысловой и текстуальной рядоположенности, на игру сопряженными смыслами в одном контексте и на высвечивание этих смыслов друг через друга. Особым случаем такого «высвечивания» является метафора, которая показательна в контексте проповеди как указание на общий фонд образов и ассоциаций, разделявшихся проповедником и его паствой. Следующая метафора, более характерная для произведений Феодора Метохита или Иоанна Хортасмена, достаточно неожиданно встречается и в тексте архиепископа Солунского: «Взирающим на Него в подвиге, [совершаемом] ради добродетели, [Господь], говорит [евангелист], воздаст явно, сиречь ( τουτστι) 488 в самом этом всемирном театре ( ν τ πγκοσμ κεν θετρ)...» (92В). Эту метафору можно встретить как в писаниях византийских гуманистов (в первом смысле слова – достаточно назвать Феодора Метохита 489 ), так и Отцов Церкви ( Григорий Кипрский 490 ). В XIV веке подобного рода язык был общим достоянием интеллектуальных кругов, так что можно предполагать разные пути усвоения этой метафоры Паламой; не исключено, что она явилась плодом его личных раздумий и опыта. Следующая метафора – одна из наиболее типичных для византийской литературы. Она даже не требует приведения параллелей – настолько она показательна и узнаваема: «...и мы, – говорит архиепископ, – переплыв бурное море здешней жизни ( τν πολυκμαντον το βου... θλασσαν), взойдем на землю кротких...» (408С) 491 . А в 157В Палама называет Церковь кораблем ( οτις νας το Θεο κκλησα), переплывающим море здешней жизни. Метафора эта, стало быть, будучи типична и для Паламы, отражает существенные грани его личного опыта. Ее логическим развитием служат слова Иосифа Вриенния о том, что единственный неодолимый и прочный утес в этом море – Святая Церковь 492 , что в общем-то соответствовало положению дел в Византии Палеологов 493 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

В области теории музыки также проявляется огромный интерес к древнегреческим исследованиям. В трактатах «О гармонии» Плануда и «О гармоническом» Пахимера приведены древние теории музыки. В 1315 г. Мануил Вриенний пишет три книги под названием «Гармоническое», в которых пытается по–своему воспроизвести теории древней музыки. Наибольшего развития достигает в XIV в. астрономия. После трех лет усиленного изучения сочинений Евклида, Никомаха, Аполлония из Перги, Феона и особенно Птолемея, приблизительно в 1307 г., Метохит опубликовал «Введение в астрономию», «Введение в систему Птолемея» и «Комментарий к 13 книгам математической системы Птолемея». Метохит стремился преподнести астрономию в легко доступной форме и тем самым вызвать к ней интерес в широких кругах современников; и он достиг своей цели. В 1320–1360 гг. появляется уже несколько лиц, занимающихся астрономией; правда, научные достижения в этой области многих из них весьма сомнительны. Но все же показательно хотя бы число лиц, увлеченных этой наукой. Прежде всего ученик Метохита Григора, чей дом был настоящим музеем: в нем были собраны физические и астрономические приборы, над которыми, следует заметить, насмехается Николай Кавасила в памфлете «Слово против пустомели Григоры»; далее – Феодор Мелитениот, поэтическое творчество которого будет охарактеризовано ниже, автор «Трактата по астрономии» в 3 книгах; Исаак Аргир, написавший такой же трактат в 49 книгах, и, наконец, упомянутый сейчас Николай Кавасила , автор сочинения «На третью книгу математической системы Птолемея». Из медицинских исследований XIII–XIV вв. заслуживает внимания «Трактат о подагре» Деметрия Пепагомена, написанный по приказу Михаила VIII, и «Собрание всевозможных рецептов» в 48 главах современника Деметрия Николая Мирепса: его сочинение, носящее следы арабских трактатов по медицине, стало известно на Западе и до XVII в. изучалось на медицинском факультете в Париже. Важным признаком возрожденческого движения в Византии было появление большого числа людей с энциклопедическими знаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В переводе Г. И. Беневича, следующем пониманию П. Шервуда, в данном случае речь идет о триаде «бытие», «благо-бытие» и «присно-бытие» (см.: Там же, с. 450). См. выше, цитату в прим. 82. Ср. слова из приведенной ниже цитаты: «...а есть [ведь даже] и вовсе лишенные чувствования...». Gr. Pal., particip. IX-XI: 145.6-8, 145.26-146.8, 146.20-147.3 (ΓΠΣ 2), пер. архим. Нектария (Яшунского) с изм., цит. по изд.: Григорий Палама 2007 , с. 99-101. Ср. также: Idem., dial. orthod. et Barl . XLVII; Acind. V, 27. О том, что все сущее причаствует Богу (в его энергиях) см.: Gr. Pal., capita 150 , LXXVIII. Учение о различных видах причастности сущего Богу и об особенном способе причастности Богу святых развивал соратник свт. Григория Давид Дисипат (см. места из его Ямбов , направленных против Акиндина: 735.462-463, 484-486 [Browning]). Отметим, что в статье, посвященной Давиду Дисипату, М. М. Бернацкий и А. Г. Дунаев несправедливо представляют эту позицию в качестве оригинального учения Дисипата, утверждая, что «свт. Григорий Палама выделял только особую причастность обоженных святых по сравнению с прочими людьми» ( Бернацкий, Дунаев 2007 , с. 586). Gr. Pal., de un. et dist. XVI: 79.29-80.103 (ΓΠΣ 2), пер. архим. Нектария (Яшунского) с изм., цит. по изд.: Григорий Палама 2007 , с. 19-20. Никифор Григора (род. 1290/1291 или 1293/1294 г., ум. между 1358 и 1361 гг.) - известный византийский философ, богослов, агиограф, литератор, ритор, астроном, историк. Родился в Ираклии Понтийской, получил первоначальное образование у своего дяди Иоанна, еп. Ираклийского; в юности переехал в Константинополь, где изучал логику и риторику у будущего патриарха Иоанна Глики, а философию и астрономию у Феодора Метохита. Григора был известным в Константинополе преподавателем; когда же в 1328 г. Константинополь был захвачен Андроником III и был разграблен дом и библиотека Метохита, Григора стал вести уединенную жизнь. После диспута с Варлаамом Калабрийским в 1331/1332 г., описанном в диалоге Флорентий (изд.: Niceforo Gregora 1975 ; диспут посвящен риторике, астрономии, грамматике и аристотелевским силлогизмам), Григора, победив Варлаама, возвращается к активной жизни.

http://bogoslov.ru/article/487738

Определение ее личности несколько затруднено. Это могла быть незаконная дочь Михаила VIII, вышедшая замуж за монгольского хана, после смерти которого она основала в Константинополе монастырь и вскоре постриглась в нем. Мемориальный, посвятительный характер «Деисуса» показателен для эпохи XIV века с ее повышенным чувством историзма. Мозаики Кахрие-Джами характеризуются целым рядом стилистических черт, типичных для времени их создания. Необычным для предшествующего периода можно считать стремление отказаться от фронтальной постановки персонажей, которая в тех же темах созданных в более раннее время, была обусловлена иконографическим каноном. Христос в сцене «Деисуса» оказывается слегка обращенным к Исааку Комнину, так как левая часть его тела больше, чем правая. Фигура кажется повернутой и к зрителю, подходящему к Христу слева, попадая в нартекс, на восточной стене которого помещен «Деисус». Поворот тела Христа подчеркивается и всем асимметричным характером композиции, в которой фигура Богоматери, обратившейся к Иисусу Христу, не уравновешена, как обычно, с другой стороны фигурой Иоанна Предтечи. Асимметричное построение композиций вообще свойственно мозаикам Кахрие-Джами. Оно особенно сильно проявляется в ктиторской сцене. Фигура Феодора Метохита, подносящего модель храма Христу, в правой части композиции ничем не уравновешена. Большое пустое пространство золотого фона облегчает эту часть мозаики. Изображение приобретает за счет своей асимметрии неустойчивость, зыбкость, некую тревожность настроения, которые усиливаются и самой позой Метохита, еще не упавшего до конца на колени. Стремление придать изображению подчеркнутую эмоциональность можно усмотреть в трактовке движения, в наклонах голов многих персонажей Кахрие-Джами. В сцене «Семь первых шагов Марии» маленькая трогательная девочка протягивает руки к матери. Полна удивления фигура собравшейся зачерпнуть воду из колодца Марии, которой внезапно является архангел («Благовещение у колодца»). Сколько глубокой любви в трогательных движениях престарелых родителей Марии Иоакима и Анны, ласкающих свою дочь.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

Пристроенные к церкви с запада два нартекса, а с юга дополнительный неф – так называемый пареклезий – расширили храм. Он превратился из одноглавого в шестиглавый. Перестроенная церковь стала характерна по своей архитектуре для XIV века. Как все византийские здания XIV столетия, она легка, нарядна, изящна. Ее стены декорированы глухими нишами, аркадами, резными орнаментами. Западную стену внешнего нартекса украшает глухая аркада. Ее полуциркульные арки поддерживают тонкие колонки с коринфскими капителями. Внутри пол и нижние части стен облицованы мрамором. В некоторые из окон, и прежде всего в те, которые прорезают стену центральной апсиды, вставлены цветные стекла. Храм, за исключением пареклезия, украшен мозаиками. Мозаика с изображением Феодора Метохита, передающего модель основанного им храма Иисусу Христу, доказывает, что церковь посвящена Спасителю. Однако в одном из своих писем Метохит сообщал, что он декорировал храм во имя не только Христа, но и Богоматери. Иконографическая система живописи подтверждает, что его намерения были осуществлены. Среди мозаик храма нет сцен, которые были столь распространены в монументальной живописи того времени. Здесь отсутствуют сцены Акафиста, Ветхого завета, агиографические сюжеты. Но сцены из жизни Христа и Богоматери занимают основное место в храме. Они развернуты на сводах, парусах, в верхней части стен. В апсиде было помещено не сохранившееся сейчас изображение Богоматери. Феодор Метохит перед Христом. Мозаика. XIV в. Церковь Хора в Константинополе Деисус. Мозаика. XIV в. Церковь Хора в Константинополе В огромной композиции «Деисуса» на восточной стене внутреннего нартекса отсутствует фигура Иоанна Предтечи, а Христос изображен стоящим, но не сидящим на троне, как обычно. Сцена носит мемориальный характер. Она посвящена памяти тех, кто в свое время заботился о благосостоянии храма. У ног Богоматери стоит, протянув в молитвенной позе к Иисусу Христу руки, Исаак I Комнин. По другую сторону от него, в правой части композиции, также в молитвенной позе и также в меньшем масштабе, чем Христос и Богоматерь, представлена, как свидетельствует надпись, Мария Монгольская, ставшая монахиней Меланией.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010