Храм не мог вме­стить в себя всех молящихся, и они семь часов стояли под палящими лучами солнца. В нижней строке иконы посреди­не имеется пустой квадрат. Что это означает? По право­славной традиции иконы святителя Николая имеют разные названия, например: зимний Никола, летний Никола, мок­рый Никола, Никола Звенигородский и т.д. В нашем прихо­де, по-видимому, со времени перенесения иконы в храм, ее называют по-особенному — Никола Приснодействующий, т.е. всегда действующий. Поскольку церковное сознание имеет веру в то, что святитель Николай чудеса творил, тво­рит, и будет творить до скончания века. Неизвестный бла­гочестивый иконописец, а, возможно, и не он один, оставляя пустой квадрат, искренне верил, что когда-нибудь в буду­щем перед этой иконой совершится необыкновенное чудо, которое новый иконописец и изобразит на нем. Когда это произойдет — скоро или нет: Бог весть! Но что оно совершится обязательно — в этом никто из прихожан не сомне­вается. Каждый придел Никольского храма имеет только ему свойственную красоту и особенность. В правом приделе Божией Матери «Троеручицы» находятся весьма больших размеров иконы: Господь Вседержитель и святитель Нико­лай Мирликийский. Но что особенно замечательно, здесь душу прихожан радует и утешает икона Божией Матери «Феодоровская». С этой иконой тоже связано одно удиви­тельное событие. Из уст старых прихожан я не раз слышал следующее. В 1946 году для этой иконы сделали резной кивот. Однако он оказался на три сантиметра уже самой иконы. Тогда столяры решили, чтобы не утруждать себя разбором кивота, отпилить «лишние» сантиметры от иконы. Работа была выполнена уже почти наполовину, как вдруг молние­носный огонь вырвался из-под пилы. Сначала рабочие ис­пугались, но через некоторое время, немного успокоившись, возобновили работу. И опять очень яркий свет осветил все вокруг, пламя с силой оторвалось от иконы, оставив после себя обугленную печать и оторвавшийся правый угол ико­ны. Дальнейшую работу мастера остановили, призвали отца настоятеля и с ужасом поведали о случившемся событии.

http://sobory.ru/article/?object=03395

Уразумевши отсюда, что явление святой иконы даровано Промыслом Божиим не лично для него – князя, но и для всех жителей города Костромы, князь Василий Ярославич поспешно возвращается с охоты в город и здесь о столь дивном событии рассказал соборному протопопу и всему духовенству, также гражданам, усердием и благочестием которых в те времена были построены соборный и приходские храмы, и затем князь повелел тотчас устроить крестный ход с иконами на место явления ему иконы Божией Матери. Немедленно, при звоне колоколов и пении клириков, костромское духовенство во главе с протопопом открыло величественное крестное шествие на Запрудню в сопровождении князя Василия, бояр и множества народа. Вот эта духовная процессия, осеняемая многочисленными хоругвями, наконец, по указанию князя, достигла того места в чаще лесной, где явилась ему икона, и теперь все прибывшие увидели чудную икону на сосновом дереве, держимую невидимой силой. Убедившись, что икона эта необычная, новоявленная, прибывшие все с умилением и слезами коленопреклоненно стали умолять Пресвятую Матерь Божию – оказать им великую милость «пришествием», или принесением, явленной Ее иконы в город Кострому «на сохранение его и на заступление и душам верующим на спасение и болящим на исцеление и бесам на прогнание». Совершено было с особенным усердием молебное пение пред явленной святой иконой, и после того эта великая святыня допустила снять себя лишь священникам. Беспрепятственно на их же руках икона эта с великой честью в крестном ходе принесена в город Кострому и поставлена в соборной деревянной церкви во имя святого великомученика Феодора Стратилата – построение каковой церкви с вероятностью можно приписывать великому князю Ярославу Всеволодовичу в том предположении, что он, при святом крещении названный Феодором, воздвигнул ее в честь своего ангела 1 . Стоустая молва о принесении новоявленной иконы Божией Матери в город Кострому быстро разнеслась по окрестностям, и на другой же день в соборный храм снова стеклись на поклонение святой иконе многочисленные богомольцы не только из самого города, но и из ближайших к нему мест. Увидевши изображение пречистого лика Богоматери, многие из костромских граждан, не бывшие при встрече святой иконы в городе, теперь объявили князю, духовенству и всем богомольцам в храме, что еще накануне, в праздник честного Успения Божией Матери, они были очевидцами того, что эту самую икону пронес по городу Костроме некий воин в преукрашенной воинской одежде, подобный, по изображению, святому великомученику Феодору Стратилату. Это объявившееся важное обстоятельство привело всех к убеждению, что таким чудным воином был святой великомученик Феодор Стратилат, в храме имени коего была поставлена явленная икона Богоматери, и что он принес эту великую святыню в дар городу Костроме как покровитель его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Когда по княжьему желанию собрались перенести образ в построенную соборную церковь, то не смогли её сдвинуть с места, что было расценено как указание Божией Матери на то, что на этом месте следует основать монастырь. Так будто бы было положено начало Фёдоровской обители. Если в этом предании есть какая-то правда, то нужно считать, что первоначальный монастырь стоял где-то поблизости от Княжьей горы, а не на том месте, где сейчас находится, и уж во всяком случае не на месте старообрядческой Успенской часовни, как утверждают староверы. Обретенная икона Божией Матери, тогда ещё не получившая название Фёдоровской, стала главной святыней образованной обители. Пребывала она в ней до середины XIII века, после чего оказалась в Костроме. По поводу этого " путешествия " существуют две версии. Первая. В 1238 году, когда Городец был разорён татарами, икона исчезла и через некоторое время явилась младшему брату Александра Невского Василию Ярославичу. Произошло это близ Костромы, где князь Василий имел обыкновение охотиться. Интересно, что накануне явления иконы, в день Успения Пресвятой Богородицы, многие костромичи видели на улицах города воина, несшего в руках образ Божией Матери. В воине этом узнали - по его изображению в костромском соборе - великомученика Фёдора Стратилата. Вторая версия связана со знаковым для Фёдоровского монастыря событием - кончиной в нём возвращавшегося из Золотой Орды князя Александра Невского, последовавшей в 1263 году. Согласно этой версии, после гибели князя Юрия в битве с татарами на реке Сить (4 марта 1238 года) его младший брат Ярослав Всеволодович благословил Фёдоровской иконой своего сына, Александра Ярославича, на брак с дочерью полоцкого князя Брячислава. С тех пор Фёдоровская икона повсюду была с Александром Невским, являясь его моленным образом. По кончине князя в Городце её взял - на молитвенную память о старшем брате - князь Василий Ярославич, княживший в Костроме. Как бы то ни было, в Костроме чудотворный образ поместили в Фёдоровский собор, после чего икона и стала называться Феодоровской.

http://sobory.ru/article/?object=24204

На 2012 год обитель продолжал восстанавливаться. Уже начались богослужения в древней части собора, где чудом сохранились стенные росписи. Статистика Настоятельница: игумения Евпраксия (Инбер Екатерина Израилевна) Благочинная: монахиня Антония (Нечаевская Екатерина Юрьевна) Казначея, эконом: монахиня Елисавета (Желтухина Елена Анатольевна) Штатные священники: протоиерей Евгений Борисович Алексеев, священник Иоанн Иванович Казюра Мантийных монахинь: 10 Рясофорных инокинь: 20 Послушниц: 14 детей приюта - 26 Храмы [ править править код ] Вознесения Господня, собор Церковь преподобного Савватия Тверского Иоанна Предтечи, часовня Николая Чудотворца часовня Приписные Троицы Живоначальной, за Волгой, в г. Твери Василия Великого, часовня в с. Юрьевское Святыни [ править править код ] Местночтимая икона " Страстей Господних " с частицами мощей разных святых Чтимый список с древней чудотворной иконы Божией Матери " Федоровская " (икона находится в Тверской картинной галерее) Престольные праздники [ править править код ] Вознесение Господне - 40-й день после Пасхи Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] От Успения до Покрова- Вознесенский Оршин монастырь Трудничество в Оршинском монастыре Как добраться [ править править код ] а/с г. Тверь, автобусом до Савватьево, далее на попутках или пешком 7 км (от Твери 22 км) Адрес Россия, 170504, Тверская обл., Калининский р-н, с. Орша, п/о Каблуково Паломнику [ править править код ] Посещаемость монастырского храма (Вознесенского) : в будни прихожан практически не бывает, в храме молятся сестры, а в воскресные и праздничные дни – до 10-30 человек кроме сестер. В некоторые двунадесятые и престольные праздники (на Пасху, Рождество, Вознесение, Троица), а также в дни особых торжеств (юбилейных, по случаю пребывания в обители Волжского Крестного хода) количество прихожан увеличивается примерно до 150-200 чел. По вторникам совершаются молебны пророку и Предтече Иоанну с водоосвящением (в теплое время года – в часовне у источника на р. Орша, в другое время – в монастырском храме), по средам продолжается совершение молебного пения с акафистом перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша». По пятницам – с акафистом Божией Матери «Феодоровская»

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_О...

Одно из ранних изображений святой в рус. искусстве - образ на левом поле иконы «Свт. Николай, со святыми на полях» (кон. XII - нач. XIII в., Новгород, ГТГ). Е. (поименована «Овдокия») изображена в рост прямолично, в темно-коричневой мантии поверх сиренево-розового хитона, куколь на голове и схима голубого цвета. В правой руке святая держит крест, левая перед грудью раскрыта в молении ладонью вовне. В паре с Е. на правом поле внизу изображена мц. Домна (?). Е. в составе избранных святых можно увидеть на верхнем поле иконы «Рождество Христово, с избранными святыми» (нач. XV в., Новгород, ГТГ); на правой створке 3-створчатого складня с центральной Ярославской иконой Божией Матери из ц. прор. Илии в Сандырях близ Коломны (1491, Москва, ГТГ); на полях Шуйской иконы Божией Матери из собрания П. И. Щукина (2-я пол. XVI в., Псков, ГТГ); на нижнем поле Феодоровской иконы Божией Матери (ок. 1630, ГТГ) она изображена вместе с великомученицами Параскевой и Варварой как небесная покровительница 2-й жены царя Михаила Феодоровича Евдокии Стрешневой и его дочери. Образ Е. включается в состав святых, предстоящих Богоматери в композиции «О Тебе радуется», напр. на иконе из ц. Св. Троицы в с. Троица-Бор (ныне пос. Борисоглебский Борисоглебского р-на Ярославской обл.) (2-я пол. XVI в., ГТГ). В греч. иконописном подлиннике нач. XVIII в.- «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота - святая упоминается в минейном разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 1 марта: «Святая Евдокия была усечена мечом» (Ч. 3. § 22). В рус. сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) дано подробное описание облика святой: «Подобием стара, лицом благоизрядна, бледна, взором смиреннейша, телом исхудавша от пощения и от великого воздержания, на главе клобук круглый лазоревый, в руке крест, другая молебна, мантия темная, ряска санкир с бел. Во младости толикаже бяше лица ея лепота, яко ни иконописцу мощно тоя подобие изобразити» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 281).

http://pravenc.ru/text/187063.html

Очень украшают интерьер три роскошные люстры, каждая из которых по мере приближения к иконостасу больше предыдущей. Кстати, Никольская церковь одной из первых в епархии была электрифицирована – в 1901 году. Тогда это казалось уникальным. Даже кафедральный Благовещенский собор получил электрическое освещение на несколько лет позже. Забавный курьез: благочиннический съезд в 1901 году постановил обложить Никольский приход особым сбором в 200 руб. за то, что его пользование электрическим светом (а оно «не есть необходимость, а скорее роскошь») наносит ущерб епархиальному свечному заводу. В правом углу перед иконостасом в небольшом киоте установлена под стеклом Казанская чудотворная икона Божией Матери – один из старинных и почитаемых списков с первоявленного образа (другой особо почитаемый список – в церкви Ярославских Чудотворцев). Риза ее увешана крестиками-пожертвованиями от тех, кому Пречистая Богородица помогла по молитвам перед этим Ее образом. Ежегодно на праздник Казанской иконы (21 июля и 4 ноября н. ст.) образ выносится на середину церкви, а торжественную службу и молебен обычно проводит сам Высокопреосвященнейший архиепископ Анастасий. Именно перед этой иконой стоит удивительный по красоте серебряный подсвечник высотой в человеческий рост – единственный старинный подсвечник, сохранившийся в Никольском соборе. Основание его – как у гигантской св. чаши, середина расширяется, как литой тульский самовар, вершина – опять как чаша. Края чаши украшены восемью головками Херувимов и восемью отростками в виде больших раскрытых цветов – для самых крупных свечей. Над подсвечником почти всегда – целый куст трепетных огоньков. Люди очень любят эту чудотворную икону и постоянно ставят к ней свечи. Благодаря этому, святой образ можно сразу отыскать взглядом среди всех остальных – его легко найти даже человеку, первый раз в жизни вошедшему в этот храм. Из других почитаемых икон Никольского собора можно назвать: Феодоровский образ Божией Матери – старинный, в сверкающей ризе из цветного стекляруса, чуть левее Казанской иконы (в отдельном киоте); образ Божией Матери «Всеблаженной» – отмеченный мироточением; очень маленькую (так называемую «вершковую») икону свт. Николая Чудотворца, вставленную в равноконечный крест и помещенную вместе с ним в раму под стекло – тоже рядом с Казанской чудотворной иконой; икону преп. Сергия Радонежского с частицей его мощей.

http://sobory.ru/article/?object=06598

В ночь на сороковой день по смерти батюшки отец Сергий отчетливо почувствовал присутствие отца и весь день испытывал светлую радость. Освободившись 15 сентября, он прямо из тюрьмы поехал на Лазаревское кладбище. В душе отца Сергия окрепла решимость принять батюшкино наследство, и этому он посвятил всю дальнейшую жизнь. Отец Сергий ревностно боролся против обновленчества, а когда вернувшегося из заключения Патриарха Тихона власть заставляла ввести в Русской Православной Церкви новый стиль, отец Сергий, взволнованный этим, пришел к Патриарху со словами: «Святейший Владыко, не считайте меня бунтовщиком, но моя церковная совесть не позволяет мне принять новый стиль» – и подчеркнул основные положения общецерковного восприятия богослужения. Святитель Тихон ответил ему по-отечески: «Какой же ты бунтовщик, Сережа? Я знаю тебя! Но вот с меня требуют введения нового стиля...» Став после смерти отца настоятелем храма святителя Николая в Кленниках и духовником прихода, отец Сергий перенапрягался, уставал, сомневался, хватит ли у него сил и умения наладить жизнь общины. Для решения наболевших вопросов он поехал к Оптинскому старцу Нектарию в Холмищи, но из-за дорожных неурядиц не смог до него добраться. Вернувшись, отец Сергий в день храмового праздника – осенней Казанской иконы Божией Матери вечером, после параклиса перед Феодоровской иконой Божией Матери, которая была вынесена в Казанский придел, собрал всех сестер и братьев и рассказал им о своих трудностях и переживаниях, об ощущении подчас напрасной траты сил и здоровья. Сказал и о решении продолжить свой труд до конца, пока не прекратится он по воле Божией. В память об этом дне в храме еженедельно по средам после вечернего богослужения стал совершаться молебен-параклис, певшийся на два хора. Среда была выбрана по желанию духовных детей, как день, на который пришелся тогда престольный праздник. После смерти в 1922 году старца Анатолия отец Сергий стал обращаться к старцу Нектарию. Первые контакты легкими не были – отец Сергий не смог сразу принять юродство старца, его шуточек при разговоре на серьезные темы. Но постепенно общение становилось все более глубоким и прочным. Отец Сергий душой привязался к старцу, а тот отвечал ему любовью и уважением. За глаза отец Нектарий обычно величал его отцом протоиереем, говаривал, что отца Алексия знала вся Москва, а отца Сергия знает только пол-Москвы, а потом он будет выше отца. Узнав о неудавшейся поездке отца Сергия, старец Нектарий просил передать ему, что все равно не благословил бы его на уход от паствы.

http://fond.ru/kalendar/1544/sergiy/

О какой надежде на победу можем мы говорить в нынешнем нашем небывалом противостоянии силам зла, угрожающим не только существованию Православия и России, но и всему человеческому роду? Есть ли у нас условия, необходимые для того, чтобы совершилось чудо? Да, небо нас не оставляет. Наши святые по-прежнему с нами. Более того, к их сонму прибавилось великое множество недавно прославленных святых — новых мучеников и исповедников Церкви Русской во главе с Царственными мучениками, которые жизнь свою положили, чтобы Россия шла путем христианской государственности, и народ наш искал прежде всего царства Божия и правды его. В чем суть того, что произошло в России в семнадцатом веке и в 1917 году? Врагам надо было уничтожить то, что является основанием всего. Есть ли ныне мужи силы и разума в Отечестве нашем, о даровании которых мы молимся Господу в нашем храме каждый день за Божественной литургией? Господь показывает, что когда нет покаяния, когда равнодушие в народе — враг занимает все новые и новые рубежи. Нам нужны мужи силы и разума. Какой силы? Господней силы, те, кто понимает, в чем крепость народа и государства. Для кого крест — не внешний узор. Только имея разум Христов, могут эти мужи обратиться к людям с действенным словом — не как книжники и фарисеи, а как власть имеющие, то есть в силе Духа Божия. Все сводится к единственному: до какой степени наш народ, столько лет спаиваемый и растлеваемый, день и ночь облучаемый телевидением, не утратил еще способности различения добра и зла, до какой степени ему непереносима — духовно и нравственно — та атмосфера, которую постхристианский коллективный Запад хочет навязать нашей стране. До какой степени грех становится действительно нормой его жизни. Божия Матерь говорит нам сегодня, что возрождение России будет возможно только тогда, когда мы усвоим уроки, которые Промысл Божий преподает нам в истории. И как бы скорбны ни были наши обстоятельства, никогда не должно быть у нас уныния. Мы знаем пророчества наших русских святых о том, что Россия восстанет, но путь к этому восстанию и к победе в нынешней войне лежит через то, что открывает нам сегодняшний праздник. Может быть, это произойдет прежде всего по молитвам недавно прославленного нашего мученика Царя. Посмотрите, вслед за чудотворным явлением Казанского образа Божией Матери утвердилась на Руси православная монархия, династия Романовых. Уже через год после Смутного времени перед Феодоровской иконой Божией Матери, перед Крестом и Евангелием, православный русский народ давал клятву верности строить свою жизнь на основании, которое не может быть никем разрушено, — на правде Божией.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/03/na...

В ночь на сороковой день по смерти батюшки отец Сергий отчетливо почувствовал присутствие отца и весь день испытывал светлую радость. Освободившись 15 сентября, он прямо из тюрьмы поехал на Лазаревское кладбище. В душе отца Сергия окрепла решимость принять батюшкино наследство, и этому он посвятил всю дальнейшую жизнь. Отец Сергий ревностно боролся против обновленчества, а когда вернувшегося из заключения Патриарха Тихона власть заставляла ввести в Русской Православной Церкви новый стиль, отец Сергий, взволнованный этим, пришел к Патриарху со словами: «Святейший Владыко, не считайте меня бунтовщиком, но моя церковная совесть не позволяет мне принять новый стиль» – и подчеркнул основные положения общецерковного восприятия богослужения. Святитель Тихон ответил ему по-отечески: «Какой же ты бунтовщик, Сережа? Я знаю тебя! Но вот с меня требуют введения нового стиля…» Став после смерти отца настоятелем храма святителя Николая в Кленниках и духовником прихода, отец Сергий перенапрягался, уставал, сомневался, хватит ли у него сил и умения наладить жизнь общины. Для решения наболевших вопросов он поехал к Оптинскому старцу Нектарию в Холмищи, но из-за дорожных неурядиц не смог до него добраться. Вернувшись, отец Сергий в день храмового праздника – осенней Казанской иконы Божией Матери вечером, после пара- клиса перед Феодоровской иконой Божией Матери, которая была вынесена в Казанский придел, собрал всех сестер и братьев и рассказал им о своих трудностях и переживаниях, об ощущении подчас напрасной траты сил и здоровья. Сказал и о решении продолжить свой труд до конца, пока не прекратится он по воле Бо- жией. В память об этом дне в храме еженедельно по средам после вечернего богослужения стал совершаться молебен-параклис, певшийся на два хора. Среда была выбрана по желанию духовных детей, как день, на который пришелся тогда престольный праздник. После смерти в 1922 году старца Анатолия отец Сергий стал обращаться к старцу Нектарию. Первые контакты легкими не были – отец Сергий не смог сразу принять юродство старца, его шуточек при разговоре на серьезные темы. Но постепенно общение становилось все более глубоким и прочным. Отец Сергий душой привязался к старцу, а тот отвечал ему любовью и уважением. За глаза отец Нектарий обычно величал его отцом протоиереем, говаривал, что отца Алексия знала вся Москва, а отца Сергия знает только пол-Москвы, а потом он будет выше отца. Узнав о неудавшейся поездке отца Сергия, старец Нектарий просил передать ему, что все равно не благословил бы его на уход от паствы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Грозные события разворачивались стремительно. 1 августа 1146 года умер князь Всеволод, и киевляне целовали крест Игорю как новому князю, а Игорь целовал крест Киеву - справедливо править народом и защищать его. Но, преступив крестное целование, киевские бояре сразу же призвали Мстиславичей с войском. Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича. Еще раз нарушив крестное целование, киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в поруб. Это было 13 августа, все его княжение продолжалось две недели. В " порубе " (это был холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было " вырубить " его оттуда) многострадальный князь тяжело заболел. Думали, что он умрет. В этих условиях противники князя разрешили " вырубить " его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Божией помощью князь выздоровел и, оставшись иноком монастыря, проводил время в слезах и молитве. Борьба за Киев продолжалась. Возбуждаемая гордыней и ослепленная ненавистью, ни одна из сторон не хотела уступать. Желая отомстить роду Ольговичей, а заодно и всем князьям, киевское вече, год спустя, в 1147 году, постановило расправиться с князем-иноком. Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить их. Правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточенной толпы. Восставшие ворвались в храм во время святой литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери Игоря и потащили его на расправу. В воротах монастыря толпу остановил князь Владимир. И сказал ему Игорь: " Ох, брате, куда ты? " Владимир же соскочил с коня, желая помочь ему, и покрыл его корзном (княжеским плащом) и говорил киевлянам: " Не убивайте, братья " . И вел Владимир Игоря до двора матери своей, и стали бить Владимира " . Так повествует летопись. Владимир успел втолкнуть Игоря во двор и затворить ворота. Но люди выломили ворота и, увидев Игоря " на сенях " (крытая галерея второго этажа в древнем киевском тереме), разбили сени, стащили святого мученика и убили на нижних ступенях лестницы. Ожесточение толпы было столь велико, что мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию, его волочили веревкой за ноги до Десятинной церкви, бросили там на телегу, отвезли и " повергли на торгу " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010