В храме молились настоятельницы монастырей Костромской епархии: Троице-Сыпановой Пахомиево-Нерехтской обители — игумения Алексия (Ремизова), Знаменской обители — игумения Людмила (Охотникова), Успенской Тетеринской пустыни — игумения Феофания (Ложкина), Свято-Троицкого Макариево-Унженского монастыря — игумения Вера (Морева), Успенского Паисиево-Галичского монастыря — игумения Наталия (Василенок), насельники и насельницы обителей, секретарь Казахстанского митрополичьего округа России О.Н. Овчинников, многочисленные паломники из Костромской, Московской, Ярославской и Ивановской областей. На богослужении присутствовали губернатор Костромской области С.К. Ситников, председатель Костромской областной Думы А.И Бычков, первый заместитель председателя Костромской областной Думы А.В. Ситников, главный федеральный инспектор по Костромской области П.О. Федосеев, руководитель аппарата администрации Костромской области М.Б. Смирнова, глава администрации города Костромы В.В. Емец, председатель правительства Астраханской области К.А. Маркелов, министр международных внешнеэкономических связей Астраханской области Д.А. Афанасьев, председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по контролю за реформой и модернизацией системы здравоохранения и демографии профессор Н.А. Дайхес, атаман Центрального казачьего войска казачий генерал И.К. Миронов, представители администрации города Костромы и Костромской области, руководители общественных объединений, благотворители Костромской епархии. На заупокойной ектении были вознесены молитвы о новопреставленном митрополите Симбирском и Новоспасском Прокле и архиепископе Костромской и Галичском Алексии . Приснопамятный архиепископ Алексий (Фролов), на протяжении трех лет возглавлявший Костромскую епархию, родился 27 марта — в праздник Феодоровской иконы Божией Матери. Проповедь по запричастном стихе произнес руководитель информационного отдела Казахстанского митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов. После отпуста Литургии перед явленной Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы было совершено славление. |
Митрополит Иларион: Я думаю, что Россия потеряла очень много. Если мы обратимся к событиям 1613 года, нужно вспомнить, что им предшествовала смута, когда у России не было власти, когда приходили самозванцы, занимали царский престол на некоторое время, а потом их свергали. Избрание Михаила Романова стало следствием того, что сейчас называют консенсусом: все общество сплотилось вокруг фигуры молодого царя, и он действительно стал основателем династии, которая продержалась на престоле чуть больше 300 лет. Пребывание этой династии на царском престоле было ознаменовано очень многими свершениями. К моменту 300-летия династии Романовых в 1913 году, когда по всей России прошли празднования в честь этого события, страна была на пике своего развития. Но потом случились известные события. Огромнейшей ошибкой, конечно, было вступление России в войну. Сейчас трудно давать какие-то оценки этому решению — тогда все общество сплотилось в решимости вступить в военные действия и победить. Но, как мы знаем, война — это всегда нечто очень непредсказуемое. Она очень быстро подточила силы Российского государства, враги России сделали все для того, чтобы лишить ее сильной власти. Именно на этой волне к управлению государством пришло сначала Временное правительство, а уже потом при помощи немцев, которые воевали против нас, были засланы в страну большевики, дабы они взяли власть, и Россия проиграла войну. Что, собственно, и произошло. Е. Грачева: Владыка, если говорить о последних прижизненных деяниях царя Николая II, известно, что он построил Феодоровский собор и Феодоровский городок. И вообще наиболее почитаемой иконой в Царской семье был Феодоровский образ Божией Матери. Почему именно этот образ? Насколько я знаю, даже представительницы иностранных королевских домов, выходившие замуж за членов Царской семьи, отчество себе брали в честь этой иконы — Феодоровна. Митрополит Иларион: Когда в 1613 году Михаил Романов был избран на царство, произошло это на Земском Соборе. Из Москвы в Кострому, где юный Михаил находился вместе со своей матерью инокиней Марфой, было отправлено посольство с целью уговорить его принять это избрание. Михаил Федорович согласился не сразу, но когда прозвучало его согласие, это стало большой радостью для всего народа. Именно в этот день было установлено празднование Феодоровской иконе Божией Матери, которая присутствовала при этом событии. И по одному из преданий, мать Михаила Романова благословила его на царство именно Феодоровским образом. |
Празднования в честь Феодоровской иконы Царицы Небесной проходят, в соответствии с церковным календарем, 27 марта и 29 августа. В день празднования явления иконы, 29 августа, после Божественной литургии совершается общегородской крестный ход: от Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора он выходит на центральную Сусанинскую площадь города, где служится молебен – и затем крестный ход направляется к Спасо-Запрудненской церкви, на место явления святыни в XIII веке. 29 августа 2002 года торжества в честь чудотворного Феодоровского образа Богоматери впервые в истории Костромы возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С 2001 года по благословению церковного священноначалия чудотворная Феодоровская икона Божией Матери приносится в различные епархии Русской Православной Церкви для поклонения верующих, участвует в общецерковных торжествах и значимых событиях. В 2009 году пред ликом костромской святыни, принесенной в московский Храм Христа Спасителя, состоялись избрание на Патриарший престол и интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В 2003 году был начат сбор пожертвований для восстановления золотой ризы, украшавшей икону до 1922 года. Благодаря усердию верующих из многих городов и селений России и зарубежья, прилагавших для украшения святыни и свои средства, и ювелирные изделия, уже в 2006 году золотая риза была вновь изготовлена по ее сохранившимся изображениям. Ныне, как и в прежние времена, она возлагается на Феодоровский образ Богоматери в праздничные дни. С 2014 года ежегодно в конце сентября чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы приносится в Ипатьевскую слободу Костромы, расположенную вблизи Святого озера, места славных битв 1262 и 1609 годов. В Иоанно-Богословской церкви Ипатьевской слободы архиерейским чином совершается Божественная литургия с сугубым заупокойным поминовением героев-воинов минувших веков, а затем крестный ход с чудотворной иконой отправляется на берега Святого озера к сохранившейся там часовне. Еще недавно это озеро официально именовалось Некрасовским, но в 2019 году по представлению администрации Костромской области правительство Российской Федерации возвратило озеру его древнее название – Святое. |
Иконография Феодоровской очень близка к Владимирской иконе. Некоторые исследователи, основываясь на тождестве иконографии Феодоровской иконы с Владимирской, считают её списком с прославленной древней святыни и выдвигают версию о том, что икона была написана в 1164 году по заказу святого благоверного князя Андрея Боголюбского для Городецкого монастыря . ( Бахарева Н. Н. К вопросу о происхождении иконы «Богоматери Феодоровской»//Городецкие чтения: Материалы научной конференции. Городец, 10–13 мая 1994 г. – Городец, 1995.) На Русь Владимирская икона Божией Матери икона попала из Византии около 1130 года как подарок святому киевскому князю Мстиславу Владимировичу . Доставлена икона была греком митрополитом Михаилом , прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 году. Сначала икона находилась в женском Богородичном монастыре Украина ) " > Вышгорода , удельного города Андрея Боголюбского , недалеко от Киева. В 1155 году Андрей Боголюбский взял икону Вышгородской Богородицы и перенёс её в Залесскую землю, сначала в свою резиденцию в село Боголюбово , а позже — во Владимир-на-Клязьме , где поместил её в Успенском соборе после его постройки в 1158—1160 годах, и она стала главной иконой этого храма.. С тех пор икона получила своё нынешнее наименование — Владимирская. По этой причине многие исследователи считают Феодоровскую икону списком-репликой. Отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнаженная до колена левая ножка Младенца Христа. (С.И. Масленицын. Икона «Богоматери Федоровской» 1239 г.//Памятники культуры. Новые открытия. Письменность, искусство, археология. – М., 1976. С. 155–156; В.Г. Брюсова. Ипатьевский монастырь. – М.: Искусство, 1981. С. 50–54, 62–63). Феодоровская икона Богоматери без ризы. После не очень удачной реставрации И.Э. Грабаря (подробнее в книге А.В. Федорова «Тайна Царской святыни» СПб, 2012 г.) Князь Ярослав-Феодор Всеволодович, ставший после гибели в битве с монголо-татарами на Сити 4 марта 1238 года святого благоверного князя Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенёс его мощи из Ростова в Успенский собор города Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого благоверного князя Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Александрой, дочерью Брячислава Полоцкого. |
В разных городах и весях православной обширной России имеются и с великим благоговением сохраняются те многие честные иконы Пресвятой Приснодевы Марии, которые составляют источник дивной помощи и чудесных исцелений для всех, с верой и усердием прибегающих к Ее покрову; таковы чудотворные иконы – Смоленская, Владимирская, Киево-Печерская, Иверская, Боголюбская, Донская, Толгская и многие другие. В честь чудотворных икон Пресвятой Богоматери посвящены великому Ее имени тысячи храмов и установлены церковные празднества, которые в разные дни месяцев с особенным торжеством совершаются благочестивыми местными жителями в различных местах нашего государства. К числу таких чудотворных икон принадлежит и Феодоровская икона Божией Матери, которой город Кострома уже более шести с половиной веков имеет великое счастье обладать как особым знамением покровительства и защиты себе. Все жители города Костромы от лет древних и доселе с глубоким благоговением почитают свою великую святыню, общее же чествование ее совершается Церковью в особенные празднества ежегодно 14 марта и 16 августа. Припадая с теплыми молитвами ко Пресвятой Богородице пред Феодоровским Ее образом, костромичи здесь почерпают силу и бодрость жизни, утешения в житейских невзгодах и общественных бедствиях и непостыдную надежду на милосердие Божие по ходатайству Преблагословенной Владычицы Богородицы. По справедливости, в чудотворной этой святыне заключается и залог православия костромичей и устойчивость в добром религиозном настроении и благочестии. Под сенью же Феодоровской иконы Божией Матери костромичи воспитывают в себе и строгий патриотизм в достохвальном духе дедов и отцов, хорошо памятуя, что пред этой иконой почти три века назад – 14 марта 1613 года – юный Михаил Феодорович Романов, родоначальник царствующего Дома, изъявил согласие принять на себя тяжелое бремя царского правления, посвятить свою жизнь благоденствию русского народа, утвердить поколебленный в смутную эпоху царский трон и спасти русскую народность и вместе Православную Церковь от иноверного ига поляков. Об этой-то достопамятной в отечественной истории великой святыне костромской и предлагается наш очерк – в целях не только удовлетворить любознательности верующих, но вместе в одних оживить, в других же возбудить сознание высокой ценности и преимущества обладаемого костромичами чудесного дара Божия. |
Сама история Русской Православной Церкви началась крестным ходом на Днепр, где состоялось крещение киевлян. В летописных источниках, начиная от времен киевских князей и до периода правления московских царей, приведены сведения о многочисленных крестных ходах, связанных с обретением святых мощей, принесением на Русь чудотворных икон, яркими событиями гражданской истории или народными бедствиями. Традиция совершения всецерковных крестных ходов пережила свой расцвет в начале ХХ столетия. В 1903 году состоялся многотысячный крестный ход с участием государя императора Николая II и членов императорской фамилии по случаю обретения честных мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца. В дореволюционной России насчитывалось более пятисот ежегодных, регулярно совершаемых крестных ходов, некоторые из которых были длительными и даже многомесячными, включавшими в себя обхождение окрестных сел и городов. Самые знаменитые из них — в Тихвинском Богородицком монастыре с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери, в городе Костроме и Костромской губернии с чудотворной Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы, монастырский ход Ниловой Столбенской пустыни, в Киеве — к месту крещения князем Владимиром своих сыновей, крестные ходы с Иверской иконой Божией Матери из Иверского Валдайского монастыря по городам и селам Тверской и Нижегородской губерний, крестный ход от Первопрестольной Москвы в Троице-Сергиеву лавру к мощам преподобного Сергия Радонежского, игумена Земли Русской. Среди известных крестных ходов, которые славились своей многолюдностью и пользовались народным почитанием и любовью по всей Русской Церкви, особым образом выделяется Великорецкий крестный ход — один из самых древних в нашем Отечестве. Церковное предание бережно хранит память о явлении чудотворного образа святителя Николая, архиепископа Мирликийского, в Вятском крае на берегу реки Великой в 1383 году. Спустя два десятилетия жители Хлынова — столицы Вятского края — просили отпустить икону святителя Христова, прославившуюся многочисленными чудесами, в город, обещав при этом ежегодно приносить святыню на место явления. |
В настоящее время Феодоровский образ Пресвятой Богородицы из Оршина монастыря хранится в фондах музея. Все насельницы обители и прихожане с надеждой ожидают того дня, когда древняя святыня займет свое прежнее место в храме. В июле 1996 года в обитель вернулся еще один список с чудотворного Феодоровского образа Божией Матери, пребывавший здесь до революции. Он был найден на чердаке в доме скончавшейся рабы Божией Марии в селе Лисицкий Бор. Этот село было некогда монастырской вотчиной. Удивительно, что за долгие годы, пока образ Пречистой Богородицы находился в пыли и мусоре, лик Ее не потемнел, лишь остались следы половой краски, похожие на капли крови, истекавшие из ручек Богомладенца. Специалисты предполагают, что эта икона была написана в начале XVIII века в московских мастерских. Она отличается от первописанного Костромского Феодоровского образа большими размерами и иконографией. Пресвятую Деву с Богомладенцем осеняют своими крылами Серафим и два Херувима. Внизу по обеим сторонам Пресвятой Богородице предстоят великомученик Феодор Стратилат и великомученик Меркурий. Они держат в руках свиток, на котором начертан Богородичный тропарь: «К Богородице прилежно ныне притецем…» На Оршу икона, пребывавшая сначала на екатерининском подворье в г. Твери, вернулась в день своего престольного праздника – 29 августа. С тех пор она не перестает являть всем просящим молитвенную помощь своего Первообраза. СВИДЕТЕЛЬСТВА БЛАГОДАТНОЙ ПОМОЩИ МАТЕРИ БОЖИЕЙ ПО МОЛИТВАМ ПЕРЕД ОРШИНСКОЙ ФЕОДОРОВСКОЙ ИКОНОЙ Весной 1997 года келья, в которой стояла икона, наполнилась дивным благоуханием. На Рождество 1998 г. на службе икона сияла чудным светом, что заметили многие прихожане. В июне 1998 г. перед иконой служили молебен о здравии молодой женщины, ждущей ребенка. На медицинском обследовании выяснили, что младенец идет ножками, что означало гибель ребенка и опасность для здоровья матери. После молебна с акафистом младенец чудесным образом развернулся и роды прошли благополучно. В 1998 году рабе Божией Н. врачи также предвещали трудные роды и смертельный исход или для матери, или для младенца. После молебна роды прошли благополучно. |
Проповедь по запричастном стихе произнес секретарь епархиального совета Костромской епархии иерей Сергий Вихарев. По отпусте Литургии глава Казахстанского митрополичьего округа сердечно поблагодарил Преосвященных архипастырей, духовенство, монашествующих и мирян за радость общей молитвы у святого престола в древнем Богоявленско-Анастасиином соборе, поздравил всех с праздником и произнес проповедь. В своем слове митрополит Александр рассказал об истории явления Феодоровского образа Божией Матери и заступничестве Царицы Небесной, явленной Отечеству Российскому по молитвам перед этой чудотворной иконой. Со словами благодарности к митрополиту Александру обратился глава Костромской митрополии. Владыка Ферапонт отметил особую заслугу митрополита Александра в деле прославления Феодоровского образа Пресвятой Богородицы и возрождении общегородского крестного хода к месту его явления в XIII столетии. После обмена приветствиями и поздравлениями начался крестный ход с явленной Феодоровской иконой Божией Матери в храм Спас на Запрудне, где в 1239 году костромской князь Василий Ярославович в лесу обрел древний образ Царицы Небесной, принадлежавший ранее его старшему брату — благоверному князю Александру Невскому. На центральной площади Костромы состоялся общегородской молебен. Митрополит Александр передал в дар митрополиту Ферапонту и губернатору области частицу мощей преподобного Сергия Радонежского для новопостроенного Сергиевского храма в поселке Волжский. Ктитором нового храма в честь Игумена земли Русской является руководитель исполнительной власти края С.К. Ситников. В крестном ходе приняли участие несколько тысяч человек — костромичей и паломников. Чудотворная Феодоровская икона является одной из древнейших икон Православной Церкви — по преданию ее написал апостол и евангелист Лука. На Русь святыня прибыла из Византии, и первые летописные известия о ней относятся к XII веку. Уже в это время она благоговейно чтится жителями старинного поволжского города Городец, в котором был основан мужской монастырь, именовавшийся Богородице-Феодоровским; чудотворный образ являлся главной святыней обители до середины XIII столетия — до того момента, когда иноземные захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города. |
КАНОН, ГЛАС 4 Песнь 1 Ирмос: Отверзу уста моя,/и наполнятся Духа,/и слово отрыгну Царице Матери,/и явлюся, светло торжествуя,/и воспою, радуяся, Тоя чудеса. Ирмос: Отверзу уста мои,/и они исполнятся Духа;/и слово изреку Царице Матери,/и явлюсь светло торжествующим,/и воспою радостно Ее чудеса. Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас. Припев: Пресвятая Богородица, спаси нас. Отверзем уста, человецы,/и язык уясним в нарочитый день праздника нашего,/явления Божия Матере, чуднаго Ея образа пришествия, и воскликнем, радующеся,/воспевающе Ея преславная чудеса. Отверзем, люди, уста,/и сделаем ясным язык/в знаменательный день праздника нашего:/явления Божией Матери – чудного Ее образа пришествия,/и воскликнем радостно, воспевая/Ее преславные чудеса. Отверзите врата душевная и слухи разумныя, дщери Российския,/изыдите на сретение Божия Матере образа,/одевает бо нагия и просвещает темныя,/подавающи всем верным целебныя милости. Откройте врата души/и слух разума, дочери Российские,/выходите навстречу образу Божией Матери,/ибо одевает Она нагих и просвещает темных,/подавая всем верным целебные милости. Слава: Отверзем сон лености и греха тягость отложим,/очистивше совесть и ум, внидем во врата Иерусалима прекраснаго, Церкве Божия,/и узрим Небесную зарю, чудную икону Божия Матере,/всем подающу богатыя милости. Слава: Отвергнем сон лености/и греха тяжесть отложим,/очистив совесть и ум,/войдем во врата Иерусалима прекрасного, Церкви Божией,/и узрим Небесную зарю, чудную икону Божией Матери,/всем подающую обильные милости. И ныне: Отверзи недра своя, Божия Церкве,/и восприими в сокровище всего света зарю чудную, Божия Матере икону,/се бо созывает верныя, исцеляет болящия, и прогоняет от человек духи лукавыя,/и творит верным преславная чудеса. И ныне: Открой недра свои, Божия Церковь,/и прими сокровище – всемирную зарю,/чудную Божией Матери икону:/ибо вот, Она созывает верных, исцеляет болящих,/и прогоняет от людей духов лукавых,/и творит верным преславные чудеса. Песнь 3 Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице,/живый и независтный источниче,/лик Себе совокупльшия духовно, утверди,/в Божественней Твоей славе/венцев славы сподоби. |
Иконе дали название Феодоровской. Невеста принесла в приданое Эфесскую (Корсунскую) икону Божией Матери, писанную, по преданию, Евангелистом Лукой, которая была получена ее родственницей, святой Ефросинией Полоцкой, от греческого императора. Помолвка состоялась в Витебске, а венчание в Торопце - удельном городе князя Александра. Список с Чудотворной Эфесской иконы Божией Матери был принесен на Русь в конце XII века дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая. Украсив образ драгоценностями, преподобная Евфросиния в 1173 году поставила его в храме Богоматери, где икона находилась более 60-ти лет. В 1239 году святой благоверный князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой в городе Торопце. Княжна забрала с собой из Полоцка Эфесскую Богородичную икону благословила свою племянницу этой иконой и передала в дар городу Торопцу, поставив ее в соборной Торопецкой церкви. Здесь чудотворный образ стал именоваться Корсунской иконой Богоматери. Помолвка прошла в Витебске, венчание в Торопце. Два грандиозных пира устроили по этому случаю: в Торопце и в Новгороде. Летописец пишет: «...в Торопце ту кашу чини, в Новгороде - другую». Это сейчас «кашей» называют самую простую еду, тогда так назывался роскошный свадебный пир, на который собирался весь город. Оттуда, кстати, пошло выражение «заварить кашу», то есть устроить что-то такое глобальное. Женским православно-патриотическим обществом в рамках проекта «Супружества благословение» была подготовлена выставочная экспозиция «Образ Александра Невского в изобразительном искусстве», которая демонстрировалась 12 июля 2019 года в Художественном музее Витебска в рамках большой культурной программы, специально подготовленной ко Дню Союзного государства Белоруссии и России, который традиционно проходит в дни проведения фестиваля искусств «Славянский базар» и 28 июля 2019 года в г.Торопце Тверской области в рамках Дня города, посвященного 780-летию венчания Святого Благоверного Князя Александра Невского и Полоцкой княжны Александры Брячиславны. |
| |