Так продолжалось до архиерейской хиротонии владыки Тихона. 27 декабря 1995 г. он был избран Святейшим Синодом епископом Архангельским и Холмогорским. А до этого по благословению архиепископа Мануила игумен Тихон предпринял огромные усилия для того, чтобы восстановить храм св. Александра Невского, который находится в центре Петрозаводска. Владыка 4 февраля 1996 г. был хиротонисан в епископа Архангельского и Холмогорского, а на следующий день мы с ним совершили Божественную литургию в праздник Собора Костромских святых перед иконой Божией Матери «Феодоровская», которая была путеводительницей почившего архипастыря. Владыка очень любил этот древний образ, под сенью его он возрастал от силы в силу, перед тем как стать епископом Русской Православной Церкви. С тех пор он совершал свое служение до дня кончины в граде Архангельске, мы часто виделись с ним, он приезжал в Кострому на большие праздники почтить Феодоровскую икону, мы вместе совершали богослужение на Собор Костромских святых и в другие праздничные для Костромской епархии дни. Я бывал в Архангельске, видел с какой любовью, с каким душевным искренним чувством, верностью владыка осуществлял свое церковное служение во всех областях, как и подобает архиерею: в миссионерском служении, в катехизической деятельности и в работе с подростками и молодежью. Заботой владыки было восстановление кафедрального собора Архангельска, который был разрушен в годы лихолетий, в годы гонений на Святое Православие. Он заложил камень в основание этого храма. В прошлом году владыка испытывал особые чувства, когда Предстоятель нашей Церкви, Святейший Патриарх Кирилл посетил Архангельск . Патриарх дал новый импульс строительству собора, который очень хотел видеть во всем благолепии епископ Тихон, но, к сожалению, в своей земной жизни уже не увидит. Я надеюсь, что дальнейшее строительство собора станет доброй памятью о новопреставленном святителе, хорошем, добром, искреннем человеке, любившем Церковь, любившем людей, жившем, как подобает настоящему монаху. Я желаю, чтобы Господь, Который полезное всем подает, упокоил душу новопреставленного святителя в месте, где нет болезни, печали и воздыхания.

http://patriarchia.ru/db/text/1305541.ht...

- Убийство Царской семьи в 1918 году фактически положило начало беспредельному большевистскому террору, главный натиск которого был направлен на Православную Церковь. В этой связи посещение Феодоровской иконой Соловецкой обители тоже, наверное, можно рассматривать как покаянный крестный ход - ведь это место подвига тысяч новомучеников и исповедников Российских. - Именно так. Соловецкий лагерь стал местом страданий для лучших представителей русского общества - духовенства и интеллигенции. Наверное, нет на Русской земле места, в котором бы в такой степени были сконцентрированы беззакония революционной стихии. Общество отвергло от себя соловецких узников, а вместе с ними отвергло и те духовные начала, на которых веками основывалось Российское государство, начала христианские. Но время ясно показало, что без истинных духовных ценностей невозможно построить благополучное общество, это будет " дом на песке " (Мф. 7: 26). Потому сегодня понятно желание людей прикоснуться к святыне, с которой когда-то, в 1613 году, было связано прекращение в России великой политической смуты и начало восстановления государственности. Люди верят, что и теперь, по молитвам Божией Матери, нас минует эпоха нестроений и трудностей. - Похоже, что такие дальние крестные ходы с чудотворной Феодоровской иконой становятся доброй традицией? - В наше экономически сложное время, когда множество православных верующих, мечтающих поклониться святыне, не могут осуществить свою мечту по причине материальных трудностей, - очень важно, чтобы святыня сама приходила к ним. И нам радостно, что крестные ходы с Феодоровской иконой в Москву, Екатеринбург, Архангельск и на Соловки принесли благодатное молитвенное утешение многим тысячам людей. Не могу не сообщить, что в настоящее время Святейшим Патриархом рассматривается ходатайство руководителей Санкт-Петербурга о том, чтобы наша общероссийская святыня в 2003 году освятила собою торжества по случаю 300-летнего юбилея северной столицы России. Это будет символичный акт. На Санкт-Петербургский период истории России пришелся расцвет ее государственности и державного могущества, а Покровительницей этой государственности была именно Феодоровская икона, перед которой в 1613 году был призван на царский престол юный Михаил Романов.

http://pravoslavie.ru/guest/alexandr.htm

Владыка Симон рассматривал Костромской кремль как будущий духовно-административный центр епархии, прилагал особые усилия к прославлению пребывавшей в Успенском соборе чудотворной Феодоровской иконы Богоматери и намеревался перенести в кремль архиерейский дом, со времени учреждения епархии находившийся в Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре. Однако перевод епископа Симона на Рязанскую кафедру (решение Святейшего Синода последовало 31 марта 1778 года, епископ Симон покинул Кострому 2 мая того же года) не позволило реализовать все эти планы в полноте. Тем не менее благодаря деятельности епископа Симона и творческому гению С.А. Воротилова над Волгой рядом с древним Успенским собором возник прекрасный соборный ансамбль с величественной колокольней, ставшей архитектурной доминантой Костромы. Точных указаний на причину выбора праздника Богоявления Господня для посвящения собора не сохранилось, но можно предполагать, что причина тому – сложившаяся к XVIII столетию традиция совершения начинавшихся из Костромского кремля общегородских ежегодных крестных ходов (так называемых генеральных) с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери и другими костромскими святынями, при участии всего городского духовенства. Из всех генеральных крестных ходов, которых к началу ХХ века насчитывалось девять (в год), лишь один – в праздник Богоявления, из кремля на реку Волгу для освящения воды – приходился на холодное время года, когда богослужения должны были совершаться в «теплом» соборе. Богоявленский собор строился как храм с одним престолом, но двухэтажный, с криптой (подклетом; позднее, в XIX веке, в крипте была устроена усыпальница с церковью). В соборе могло поместиться до 1300 молящихся, паперть вмещала еще около 300 человек. В фонаре собора (под куполом), тогда отделенном сводом от внутреннего пространства храма, располагалась соборная библиотека, специально предназначенная для пользования костромским духовенством (в 1884 году свод разобран, библиотека перенесена во флигель соборной ограды). На колокольне располагались 11 колоколов общим весом 2400 пудов, самый большой из которых – отлитый после пожара 1773 года на пожертвования костромского купца Косьмы Ивановича Углечанинова – имел вес 1160 пудов. Также на колокольне в 1820 году были установлены часы с боем. Основные строительные работы в Богоявленском соборе завершились в 1785 году. В 1786 году в соборе был установлен иконостас, в 1788 году иконостас вызолотили и установили в нем иконы. Освящение Богоявленского собора совершил в декабре 1790 года епископ Костромской и Галичский Павел (Зернов). С построением в 1790х годах двух так называемых соборных домов (из первоначально планировавшихся четырех) соборный ансамбль Костромского кремля – Успенский собор, Богоявленский собор, колокольня, соборные дома, Святые ворота с оградой – обрел свой законченный облик, сохранявшийся до уничтожения кремля в 1934 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

В Сызрани, в Вознесенском мужском монастыре (основан в XVII в.) есть чудотворная Феодоровская икона. Она явилась в 1713 г. на источнике, куда не раз чудесно возвращалась. Поставленная в монастыре, ознаменовала себя многими чудесами. Икона Пресвятой Богородицы, именуемая “Целительница” (празднуется 18 сент./1 октября) Икона Божией Матери “Целительница” является одной из древнейших (VI век). Другая икона с таким же наименованием прославилась чудесами в XVIII столетии. В книге святителя Димитрия Ростовского “Руно орошенное” содержится следующий рассказ о чудесном знамении Богоматери. Клирик Наварнинской Церкви Викентий Бульвиненский имел благочестивую привычку при входе и выходе из церкви преклонять колена пред образом Божией Матери и произносить краткую молитву: “Радуйся, благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога и Спаса нашего!” Однажды этот благочестивый клирик заболел опасной болезнью: у него начал гнить язык, и боль была настолько сильна, что он терял рассудок. Придя в себя, больной мысленно прочитал свою обыкновенную молитву к Богородице и тотчас у изголовья увидел прекрасного юношу. Это был Ангел-Хранитель. С состраданием взирая на больного, Ангел воззвал к Пресвятой Богородице, вознося Ей молитву об исцелении. Вдруг явилась Сама Матерь Божия и послала знамение Своей неизреченной милости: больной почувствовал себя совершенно здоровым, пошел в церковь и стал на клиросе вместе с поющими. Перед иконой “Целительница” молятся о помощи в родах, о кормлении молоком, о больных праличом, от многих болезней, от обидчиков.  Икона Пресвятой Богородицы, именуемая “Воспитание” (празднование 5/18 марта) Эта икона — список с древней византийской иконы, который получил название “Воспитание” в России, так как молящиеся перед нею получали помощь от Божией Матери в воспитании детей. Икона, прославившаяся по всей России своими чудотворениями, находилась в Казанском соборе. Богоматерь изображается с младенцем Иисусом, сидящим на левой руке Ее.  Икона Божией Матери “Слово плоть бысть” (празднование 9/22 марта)

http://azbyka.ru/deti/komu-molitsya-o-se...

Крестный ход с Феодоровской иконой Божией Матери      Долго просило посольство инокиню Марфу Иоанновну благословить юного сына – «государыня на милость не положи, но от очию ея непрестанно источники слез изливахуся». И вот, наконец, произнесла судьбоносные для России слова, запечатленные в летописях Ипатьевского монастыря: «Тебе, о Богомати Пречистая Богородице, чадо свое предаю и, якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству». С этого времени Феодоровский образ Божией Матери стал особо чтимой святыней царственного дома Романовых, а в память о событиях 1613 г. было установлено еще одно празднование иконе – 14/27 марта. На протяжении четырех столетий посещают Кострому и поклоняются чудотворной иконе все представители рода Романовых. В Царском Селе, Санкт-Петербурге, Москве строили храмы в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Особые торжества были в 1913 г. – в связи с 300-летием дома Романовых. Кострому посетили святой царь-страстотерпец Николай Александрович и его семья, преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна, святой праведный Иоанн Кронштадтский. В честь этого празднования рядом с Успенским собором выстроили памятную часовню, украшенную барельефами с изображениями исторически значимых для России событий. В настоящее время часовня-памятник… приспособлена в качестве постамента для монумента вождю пролетариата. Протоиерей Игорь Шашков      В годы гонений на Церковь в ХХ столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен, сохраняясь как церковная святыня (этот случай является уникальным в новейшей истории Русской Церкви). После закрытия в 1929 г. костромского Успенского кафедрального собора (полностью разрушенного в 1934 г.) она пребывала в городских храмах – Иоанно-Богословском на Каткиной горе, Иоанно-Златоустовском; с 1964 по 1991 г. находилась в Воскресенском кафедральном соборе. С 1991 г. и по сей день чудотворный образ хранится в воссозданном из руин Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. Сестры Богоявленско-Анастасииного женского монастыря, на территории которого располагается собор, с 1991 г. ведут летопись многочисленных современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы. Чудотворная икона с давних времен почитается православным народом как покровительница семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах.

http://pravoslavie.ru/106030.html

По вторникам после вечерни совершается молебен святому праведному Алексию Московскому. Храм известен также чудотворным списком Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы . Феодоровская икона Божией Матери С 1869 году в храм святителя Николая в Кленниках московская почетная гражданка Анна Левина пожертвовала список с древней чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Святой праведный Алексий очень чтил этот образ и каждую среду после вечерни совершал перед ним молебен. Однажды во время служения такого молебна святой старец стал свидетелем чуда — из глаз Божией Матери потекли слезы. Традиция еженедельного служения пред иконой молебна была продолжена сыном отца Алексия священномучеником Сергием. Так продолжалось вплоть до закрытия храма в 1932 году. Феодоровскую икону Пресвятой Богородицы община храма передала духовной дочери святого Алексия — Марии Николаевне Соколовой (иконописице монахине Иулиании ), у которой она и хранилась более 40 лет. Перед смертью она передала ее в ризницу Покровского храма при Московской духовной академии, а когда в 1990 году церковь святителя Николая в Кленниках вновь открылась, святыня была возвращена храму. Как было заведено еще при отце Алексии, молебен перед ней служится каждую среду после вечернего богослужения. Читайте также: Святой праведный Алексий Мечев — молитвенник и прозорливец Отец Алексий Мечев Непосильных подвигов брать на себя не должно… Советы старца Алексия Мечева Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 27 марта, 2019 14 мая, 2018 6 августа, 2017 28 марта, 2013 27 марта, 2013 13 октября, 2012 22 июня, 2011 29 сентября, 2010 29 сентября, 2010 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/starets-aleksij-mechev...

– Только не наступайте на четвертую, седьмую и десятую ступени. Эти ступени сильно скрипели и могли выдать гостей следившему за матушкой соседу. По воспоминаниям близких ей людей, «на собрании прихожане никогда не впадали в осуждение кого бы то или чего бы то ни было, никогда не было пустых разговоров. Мария Николаевна всегда задавала тему и тон беседы, духовно питала, утешала и советовала; уезжали от неё радостные и обновлённые душой».После собрания матушка выходила «подмести» крыльцо, и, если все было спокойно, то гости по 2-3 человека быстро расходились. Она любила повторять: – Всё в руках Божиих. Я молюсь, и Господь по милости своей хранит меня. Конечно, боюсь, но полагаюсь на волю Божию... Храм свт. Николая в Кленниках. 20-30 гг. ХХ в.      В 1938 году умерла мама Марии Николаевны – Лидия Петровна. Она всю свою жизнь окружала дочь особенной заботой, бережно относилась к её внутреннему миру. Таким же близким человеком для неё, особенно после смерти матери, стала её сестра – Лидия Николаевна. В это время Лидия Николаевна с семьёй собиралась уехать из Москвы в Сергиев Посад. Мария Николаевна, по благословению отца Сергия, поехала в Рыбинск, где жила слепая матушка Ксения, к которой обращались за советом даже архиереи. Марии Николаевне она сказала: – Марфа и Мария, Марфа и Мария... Мария Николаевна поняла это так, что ей не надо оставаться в Москве, а следует соединиться с семьёй сестры. Они поселились в посёлке Семхоз, в нескольких километрах от Троице-Сергиевой Лавры.      Мария Николаевна продолжала неустанно трудиться: писала иконы и работала в издательстве. Досок для икон в то время достать было невозможно. Она писала миниатюрные иконы, удивительные по тонкости исполнения, с изображением двунадесятых праздников и избранных святых, на бумажных, картонных и грунтованных с двух сторон холстиках («таблетках»). Маленькая комната-келия Марии Николаевны была напоена духом молитвы и мирной тишины. Все, кто переступал её порог, ощущали эту благодатную духовную атмосферу. В комнате теплилась лампада перед чтимой Феодоровской иконой Божией Матери из храма Николы в Кленниках. В последние годы своей жизни, чтобы спасти святыню, Мария Николаевна передала её в ризницу Покровского храма при Московской Духовной академии архимандриту Иоанну (Маслову). Когда в 1990 году вновь открывается храм Николы в Кленниках, святой Феодоровский образ Божией Матери по милости Божией и благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II вернулся в свой храм.

http://pravoslavie.ru/125344.html

 Для хранения этой святыни был изготовлен драгоценный ковчег, а в подмосковной деревне Бачурино была построена церковь. Сегодня прибытия этой иконы ожидают во всем мире. Она уже посетила многие епархии России и многократно была за границей – в Белоруссии,  Чехии, США, Австралии, Украине, на Святой Горе Афон, в Германии… Многие люди, с любовью и благоговением поклонявшиеся этому образу Царицы Небесной, засвидетельствовали случаи исцелений, испытав чувство особой духовной радости от прикосновения к святыне. 27-29 января 2009 года мироточивая икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» пребывала в Храме Христа Спасителя в Москве на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. В присутствии этой святыни, а также чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, состоялись избрание нового Предстоятеля Русской Православной Церкви – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Чудотворный образ мироточивой и источающей капли крови иконы «Умягчение злых сердец» действительно умягчает ожесточенные, злые, равнодушные и холодные сердца. Люди как будто просыпаются от духовной спячки и устремляются сердцем к Богу, прославляя Царицу нашу Небесную Пресвятую Богородицу: «Радуйся, многоскорбная Мати Божия, печаль нашу в радость претворяющая!» Семистрельная Богородица — прибытие 8 декабря 2011 года мироточивая икона прибыла на Итальянскую землю, в аэропорт города Милана – Мальпенсо. Чтобы встретить святыню непосредственно уже в аэропорту прихожане православного Миланского храма святителя Амвросия Медиоланского приехали на нескольких автобусах. Итальянские братья-христиане с исключительным расположением и живым участием воспринимали происходящее. Аэропорт Милана. Первые минуты на Итальянской земле Настоятель прихода иеромонах Амвросий (Макар) и я, автор этих строк, игумен Митрофан в сопровождении карабинеров были пропущены непосредственно «к трапу самолета». Деревянный футляр-ковчег со святыней, вынесенный из самолета хранителем иконы Сергеем, было решено вскрыть здесь же, дабы икону торжественно внести в зал аэропорта. Однако, открыв футляр, мы  испытали потрясение – киот с иконой едва ли не плавал в благоухающем мире.

http://pravmir.ru/ikona-umyagchenie-zlyx...

Благоверный князь Димитрий Донской и преподобная Евфросиния Московская. Фото: pravoslavie.ru      И сегодня я работаю над проектом, который называется «Супружества благословение» к 780-летию брака благоверного князя Александра Невского и полоцкой княжны Александры Брячиславны. В этой семье родилось пять детей, в том числе святой благоверный князь Даниил Московский, основатель Московского княжества. Удивительно! Мы прекрасно знаем исторические подвиги Александра Невского, многие знают его и как святого, в конце жизни принявшего монашеский постриг, но о супружеской паре Александра и Александры практически ничего не говорится... Да, хотя они поженились, когда будущему великому (а на тот момент — новгородскому) князю было всего 19 лет, а юной полоцкой княжне Александре — 16. Уже на следующий год у них родился сын Василий, а ещё через год князь Александр одержит знаменитую победу в Невской битве. О последнем действительно знают все, но сейчас наступило время посмотреть именно на пример семейной жизни наших святых благоверных правителей, на их образы и их любовь. Чтобы увидеть, насколько красивой может быть семейная жизнь, наполненная детьми. А потому такие примеры нам сегодня необходимы как никогда. Кстати, важно отметить, что сплетение судеб святых благоверных князя Александра и княгини Александры — это ещё и сближение двух и без того родственных, но разделённых древних русских княжеств — Новгородского и Владимирского, ключевых основ современной России, и Полоцкого, основы Белоруссии. То есть событие 780-летней давности имеет значение и для сегодняшнего союза наших братских государств? Важно сказать, что в 1239 году юный князь Александр Ярославич заключил не только брак с полоцкой княжной Александрой, но и, по сути, «союзный» договор с её отцом, полоцким князем Брячиславом Васильевичем. Но немаловажно ещё и то, что этот брак был венчан Феодоровской иконой Божией Матери. Как и то, что юная княжна привезла в Торопец, где было их венчание, ещё один почитаемый образ Пресвятой Богородицы, известный как Торопецкая, Корсунская и Эфесская икона.

http://pravoslavie.ru/122277.html

Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках. В воине костромичи узнали святого великомученика Феодора Стратилата по его иконописному изображению в соборном храме Костромы. Памятник св. влкм. Феодору Стратилату на территории Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора г. Костромы      На следующий день, 16/29 августа, князь Василий Ярославич во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора Стратилата, после чего и стала именоваться Феодоровской. В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено празднование, совершаемое 16/29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спаса на Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в ХХ веке, возрождена в 1990 году. 14/27 марта 1613 года в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. У чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы Михаил Феодорович Романов принес обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. После его вступления на престол Феодоровская икона Пресвятой Богородицы стала покровительницей царствующего Дома. Призвание на царство Михаила Романова (Григорий Угрюмов, ок. 1800)      В честь этого была установлена вторая дата празднования иконе – 14/27 марта. Однако в церковном календаре этот праздник закрепляется не сразу, а лишь начиная с 1620 года, что связывают с возвращением из польского плена Святейшего Патриарха Филарета, царского отца. Этим образом благословлялись на царство все представители династии Романовых, сугубо чтившие святыню. Члены царской семьи считали своим долгом посетить Кострому – «колыбель Дома Романовых» – и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы.

http://pravoslavie.ru/129746.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010