Протодиакон Владимир Василик отметил, что, признавая заслуги своего прародителя, Николай II отвращался от темных его деяний, хотя они имеют исторические и психологические причины. Если царь Петр I открывает имперский " петербургский период " , то последний русский венценосец его трагически закрывает. О семье и прежде всего верной и преданной супруге государя рассказала Юлия Ветрова, директор музея-квартиры Григория Распутина. Она напомнила, что в царской семье царили любовь, чистота и трепетные отношения, а окружение было пропитано сплетнями, домыслами и даже открытой враждой. Продолжением темы семьи, любви и верности стало выступление прихожанки храма Екатерины Бацовой, которая поделилась сокровенным - чудом по молитве перед Феодоровской иконой Божией Матери в Богоявленско-Анастасиином монастыре. Ее семье и семьям друзей после прошения перед образом покровительницы Дома Романовых были дарованы дети. Следующие доклады о Российском флоте, о военных победах помогли увидеть святого царя и с других сторон, и для разных слушателей эти проекции складывались в многогранную картину, общее в которой неизменно - это величие личности государя. Так как встреча была посвящена тезоименитству, праздничное настроение поддержали творческие выступления, а детско-юношеский хор Владимирского собора даже дал небольшой концерт. Как и положено, певчие не ушли с именин без гостинцев. +++ В зале имени императора Александра III гостиницы " Россия " 5 декабря прошли 11-е Николаевские чтения, приуроченные к предстоящему дню тезоименитства последнего русского государя. Их организовал образовательно-просветительский центр имени императора Николая II. Вел встречу клирик храма Успения Пресвятой Богородицы ( " Спаса-на-Сенной " ) протоиерей Алексий Успенский. Он коснулся тем прославления царя и значения его мироточивого образа. Среди участников были диакон Максим Иванов, сербский публицист, писатель, историограф Биляна Живкович, доцент Академии народного хозяйства и госслужбы Ирина Трушина, публицист Людмила Машкова, казак Вячеслав Поляков, правнук последнего камер-казака Российской империи Кирилла Полякова, представители всероссийском конвоя памяти святого императора Николая II.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Словом, тайна окутанная секретом. Даже день памяти героя не установлен. Наиболее вероятная дата подвига и гибели – февраль 1613-го, 400 лет назад… До революции почести спасителю первого царственного Романова приносили 11 сентября, в праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Совершалось особое заупокойное поминовение народного героя. Эта традиция возродилась в XXI веке. Покойный Святейший патриарх Алексий II обратился к землякам легендарного героя: «Кострома, на протяжении нескольких веков именуемая «колыбелью дома Романовых», осеняемая всероссийской святыней — чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери — имела особое значение в событиях 1613 года, положивших начало преодолению Смутного времени. Обращение к памяти Ивана Сусанина видится Нам добрым знамением духовного возрождения Костромского края и всей России. С любовью вспоминая состоявшееся в 1993 году посещение Нами мест жизни и подвига Ивана Сусанина, ныне со всей костромской паствой Мы возносим Свои Первосвятительские молитвы о блаженном упокоении раба Божиего Иоанна в селениях праведных, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная». История символическая, притчевая, таинственная. Почему же легенда об Иване Сусанине оказалась необходимой? Дело не только в том, что сельский староста стал образцом жертвенной, самозабвенной преданности государю. Яркий (хотя и загадочный) эпизод расправы над крестьянином, заманившим польский отряд в непроходимые болота, стал последним проявлением смутного времени – таким и остался в народной памяти. Смута – это и гражданская война, и безвластие, и предательство правящих кругов, и озверение народа, и разгул самозванчества, и бесчинства завоевателей… Иван Сусанин отдал жизнь во имя прекращения этой беды. Скептики всплеснут руками: да не мог он думать о таких материях, как спасение государственности или национальный суверенитет… В лучшем случае крестьянин проявил вассальную преданность. Возможно, он неприязненно относился к иноверцам-католикам, но никаким сознательным государственником Сусанин не был и быть не мог… Да, Сусанин навряд ли был политически грамотным патриотом. Маловероятно, что он мыслил такими категориями, как «государство», «суверенитет», «освободительная война». Возможно, ему даже не довелось повидать великих русских городов. Но смысл любого деяния определяется с течением десятилетий…

http://pravmir.ru/ivan-susanin-podvig-i-...

…Уже с четырехлетнего возраста Мария много рисовала. В 9 лет она поступила в V Московскую женскую гимназию ведомства императрицы Марии Федоровны. В двенадцатилетнем возрасте Мария лишилась отца, который был для неё во многом примером и учителем. Она скоро почувствовала необходимость духовного руководства, молилась, просила святителя Николая указать ей её путь. Кто-то из друзей семьи посоветовал пойти в храм святителя Николая на Маросейке к отцу Алексию Мечёву. Батюшка встретил её словами: «Давно я ждал эти глаза…». Отец Алексий Мечёв стал духовным отцом Марии Николаевны. С первой же исповеди у батюшки она начала записывать в дневнике его слова, сказанные ей. Эти записи она вела в течение почти 10 лет – до смерти батюшки. Его духовное наставничество определило весь дальнейший духовный, творческий и жизненный путь Марии Николаевны.      Именно она составила подробное «Жизнеописание старца отца Алексия Мечева». Этим она ускорила приближение дня прославления его в лике всероссийских святых на Архиерейском Соборе 2000 года. «Отец Алексий, – отмечается в «Жизнеописании», – всегда возводил руководимых им к подвигу духовному, то есть наиболее трудному и существенному. Но всё трудное начинается с лёгкого. Внешний подвиг необходим, хотя самый малый, он воспитывает силу воли, без которой невозможен никакой, тем более духовный, подвиг. Но надо прежде взвесить силы и возможности». «Семь раз примерь, – говорил батюшка, – один раз отрежь, а на что уж решился, того надо держаться во что бы то ни стало. Иначе цель не достигается. Например, молитвенное правило пусть будет небольшое, но оно должно выполняться неопустительно, несмотря на усталость, занятость и другие помехи».      …Время духовного становления Марии Николаевны совпало с бурными событиями в России. «Общее настроение, – говорится в «Жизнеописании старца о. Алексия Мечева», – было тревожно-выжидательное. Отец Алексий имел обыкновение каждую субботу после всенощной выходить на краткий молебен перед чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери. Однажды во время такого молебна на виду у всех из глаз Царицы Небесной покатились слёзы.

http://pravoslavie.ru/125344.html

Юный Александр с юных лет отличался глубоким религиозным настроением и живым чувством долга. Серьезный не по летам характер его не позволял ему предаваться пустым забавам. Кроме чтения священных книг, любил он церковное пение. Приобретали юные князья и светские знания. Они изучали иностранные языки, преимущественно латинский и греческий, и на этих языках читали античную литературу. Наряду с книжным воспитанием обращалось большое внимание и на воспитание физическое: езда верхом, стрельба из лука, владение другим оружием. Выдающимся событием в жизни князей было «посажение на стол». Этот обряд считался необходимым, без него князь не был бы князем. Поэтому в летописях к выражению «вокняжился» обычно прибавляется: «и сел на столе». «Вокняжение» молодого Александра Ярославича происходило в Софийском Новгородском соборе в 1236 году. Благословляя сына своего на княжение в Новгороде, Ярослав Всеволодович сказал ему: «Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч — твоею грозою! Бог дал тебе старейшинство между братьями, а Новгород Великий — старейшее княжение во всей земле Русской!» Архипастырь, возложив руки на главу князя, молился Царю царей, чтобы он «из Своего жилища» благословил верного раба Своего Александра, укрепил его «силою свыше», утвердил его на «престоле правды», показал его доблестным защитником святой соборной церкви и сподобил его «небесного царства». В 1239 году Александр вступил в брак, взяв в жены дочь полоцкого князя Брячислава Александру. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Эта икона постоянно находилась при святом Александре, а затем она была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом Василием Ярославичем Костромским и перенесена в Кострому. Начиналось самое трудное время в истории Руси. С востока шли, уничтожая все на своем пути, монгольские орды, с запада угрожали крестоносцы, которые, воспользовавшись нашествием Батыя, вторглись в пределы Отечества. В 1240 году войско шведов на кораблях под командованием зятя шведского короля Биргера вторглось в Неву. Гордый швед прислал в Новгород к князю Александру гонцов со словами: «Если можешь, сопротивляйся — я уже здесь и пленяю твою землю».

http://pravmir.ru/ne-v-sile-bog-a-v-prav...

Кафедральный собор во имя прав. Феодора Ушакова. 2006 г. Фотография. 2015 г. Кафедральный собор во имя прав. Феодора Ушакова. 2006 г. Фотография. 2015 г. В М. м. особо почитаются иером. прп. Феодор (Ушаков) Санаксарский, прав. Феодор Ушаков , преподобномученики иеромонахи Василий (Эрекаев) и Михаил (Жук) , священники священномученики Виктор Европейцев , Владимир Четверин и Павел Ягодинский , монахини преподобномученицы Анастасия (Камаева) и Елена (Асташикина) , мученики Арефий Ерёмкин , Василий Александрин , Иоанн Ломакин , Иоанн Милёшкин и Иоанн Сельманов , мц. Мавра Моисеева . Обретенные мощи этих святых почивают в городских и сельских храмах (мощи прав. Феодора Ушакова - в Санаксарском мон-ре, в раке, изготовленной в форме корабля). Написана икона «Собор мордовских святых». В соборе во имя ап. Иоанна Богослова Макаровского мон-ря хранится особо почитаемый список чудотворной Владимирской иконы Божией Матери (XVI в.). В 2016 г. состоялось принесение в М. м. чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» . С 4 по 10 окт. святыня пребывала в саранском Феодоровском кафедральном соборе, Никольском кафедральном соборе Ардатова, ц. во имя ап. Андрея Первозванного в пос. Атяшево Атяшевского р-на и в Воскресенском кафедральном соборе Краснослободска. Ей поклонились 160 тыс. чел. Во время пребывания иконы в М. м. был освящен ее список, подаренный Феодоровскому собору Саранским митр. Зиновием. Список является одной из самых почитаемых святынь кафедрального собора. В М. м. ежегодно совершаются многолюдные крестные ходы. К ним относятся традиционный (проводится с 2003) 16-километровый крестный ход в Ичалковском р-не в день памяти (21 авг. по н. ст.) местночтимого прп. Филарета (Кулакова; 1835-1913), крестные ходы с образами благоверных кн. Петра и кнг. Февронии Муромских в день памяти святых, автомобильный крестный ход в Саранске с иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (проводится с 2016 во время святок). Ист.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 2011. 11. С. 12-13; 2012. 11. С. 9; 2014. 4. С. 10; 7. С. 12.

http://pravenc.ru/text/2564164.html

– Как удастся, – говорит. Я опять заверять начинаю: – Обязательно приеду! А он: – Как удастся, – и так три раза сказал. Я уехала, прошло какое-то время, это был 1974-й год, наступает март... Батюшка Андроник умирает 21-го, нам приходит телеграмма. Я маме сообщаю: – Мама, батюшка отец Андроник умер, – а она молчит. Сама она уже болела тогда. Папке говорю: – Пап, отец Андроник умер, я поеду в Тбилиси, – он тоже молчит… А раньше, как я говорила, что поеду в Тбилиси, – чуть ли не на руках меня в вагон сажает, только поезжай туда. А тут молчит, дни идут. Батюшку хоронят в Тбилиси 27-го, а мы у себя в этот день хороним маму Подходит 26-е число. А мама всё: – Батюшка, забери меня с собой! Батюшка, забери меня с собой! – И в ночь как раз третьего дня, как преставился отец Андроник, умирает у меня на плече. Батюшку хоронят в Тбилиси 27-го, а мы у себя в этот день хороним маму. Батюшек в Глухове тогда вообще не было, а тут вдруг к нам приехали. Всё не так тяжко. Хотя все церкви тогда в округе были закрыты, как и сама уже Глинская пустынь давно, а к нам приехал глинский игумен. Он дома служил по маме панихиду. Он же и отпел маму. Похоронили мы маму. А на 40 дней отца Андроника мы уже поехали в Тбилиси. Благословение Феодоровской иконой Божией Матери Митрополит Зиновий (Мажуга) за богослужением Панихида, помню, монахини стоят с большими такими свечами. Выходит владыка Зиновий (Мажуга). Нам всем тоже такие громадные свечи раздают. Когда всё закончилось, я подошла к владыке Зиновию, и так у меня дыхание перехватило: – Я вам ничего не могу сказать…– только и выдавила из себя, точно задыхаясь от спазма. – Мотя, детка, я всё знаю, что ты хочешь сказать. Ваша мама заслужила это. Она наших принимала. А теперь идите, отдыхайте, – благословил он. Мы выходим из храма после панихиды, а навстречу мать Мария, она отцу Виталию (Сидоренко) там помогала. – Сестра Мария, – говорю, – вот, передай 20 рублей отцу Виталию, скажи, что наша мама умерла. Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) А она: – Да он давно уже поминает ее. Он вас всех хочет видеть.

http://pravoslavie.ru/140961.html

Народу всегда было много и исповедников много. Весь год отец Сергий под воскресенье всю всенощную исповедовал, когда можно было оторваться от службы. Помню, говорил со мной и вдруг замолчал, прислушиваясь к стихирам. Тогда и я услыхала; и как же они пели! Во время утрени исповедовал в конце канона, потом хвалитные стихи, –и вдруг он уходит и падает на колени перед престолом: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» И стоишь на коленях в полутьме под образом Младенца Иисуса, и виден залитый светом алтарь, и поют позади «Слава в вышних Богу» – как у врат Царства Небесного. А в праздники такая радостная служба была! Я сейчас и забыла, какая это торжественная радость. Он учил нас приникать к жизни Спасителя и праздник принимать не как воспоминание, но переживать его, как бы присутствуя при самом событии. И на самом деле присутствуем – у Церкви нет времени, только сердце далеко не всегда открывается этому. О службе недельной, день за днем, можно написать книгу. Но не мне, а кто лучше и больше знает. Кажется, вечером с воскресенья на понедельник батюшка никого не принимал, а оставлял этот вечер, чтобы помолиться самому. Я не знала и пошла исповедоваться, и попало же очередной сестре, что она меня пустила. А меня все же ласково принял, но мне стало неловко. В среду и пятницу служил батюшка долгий молебен (с водосвятием), а после принимал всех, у кого были вопросы к нему. По средам вечером пели параклис Божией Матери перед Феодоровской иконой, а после одно время батюшка говорил слово о молитве. Мы с сестрой по очереди слушали. Здесь бы рассказать самое главное, а я не сумею. Он говорил, что вначале надо ум вводить в слова молитвы, чтобы не произносить их без внимания, и потом говорил и о сердечной молитве. Великим постом на первой неделе своих духовных детей постоянных не принимал, а оставлял для нас вторую и третью недели. И мы заранее у одной из сестер записывались, кто на какой день и час, чтобы можно было не спеша, как следует обо всем рассказать. И вот в первый раз, кажется во вторник на второй неделе, жду утром, жду, а батюшки все нет. Говорят, нездоров, я чуть не плачу. М. А., которая меня записывала, посмотрела на меня и исчезла куда-то. Приходит запыхавшись: «Идите наверх». Как наверх? Оказалось, на квартиру к батюшке. Пришла, долго ждала, там уже без меня людей полно было. Сижу, никого не знаю из домашних, не знаю, куда себя девать, неудобно. Позвали. Маленькая комнатка, много икон и батюшка, усталый, но ласковый. Исповеди такой раньше у меня не было: казалось, ничего не осталось на душе и во всем, что меня окружало, чтобы не раскрылось в этот раз перед батюшкой. Все до последнего уголка он видел. Я стояла на коленях; входил Р., входила девочка, мне было все равно, я не оглядывалась. А когда уходила, уже прощаясь со мной, он вдруг подал открытую коробку пастилы. Я взяла конфету и не знаю, что с ней делать, а он смеется.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Колыбелью династии Романовых называют Троицкий Ипатьевский монастырь. Именно здесь после окончания Смуты в 1613 году встречали Великое посольство шестнадцатилетний Михаил Федорович Романов и его мать инокиня Марфа. Именно в Ипатьевском монастыре молодому новоизбранному государю вручают грамоты. В Троицком монастырском соборе первого Романова благословили на царство чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери. Колыбелью династии Романовых называют Троицкий Ипатьевский монастырь. Именно здесь после окончания Смуты в 1613 году встречали Великое посольство шестнадцатилетний Михаил Федорович Романов и его мать инокиня Марфа. Именно в Ипатьевском монастыре молодому новоизбранному государю вручают грамоты. В Троицком монастырском соборе первого Романова благословили на царство чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери. Колыбелью династии Романовых называют Троицкий Ипатьевский монастырь. Именно здесь после окончания Смуты в 1613 году встречали Великое посольство шестнадцатилетний Михаил Федорович Романов и его мать инокиня Марфа. Именно в Ипатьевском монастыре молодому новоизбранному государю вручают грамоты. В Троицком монастырском соборе первого Романова благословили на царство чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери. Колыбелью династии Романовых называют Троицкий Ипатьевский монастырь. Именно здесь после окончания Смуты в 1613 году встречали Великое посольство шестнадцатилетний Михаил Федорович Романов и его мать инокиня Марфа. Именно в Ипатьевском монастыре молодому новоизбранному государю вручают грамоты. В Троицком монастырском соборе первого Романова благословили на царство чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери. Сыновья и внуки какого знаменитого князя боролись за великокняжеский престол в землях Галицкого княжества? Дмитрия Донского Всеволода Большое Гнездо Александра Невского Владимира Мономаха История средневековых междоусобиц запутана и полна загадок. Потомки Дмитрия Донского Василий II Темный (сын Василия I, внук Дмитрия Донского), его дядя Юрий Дмитриевич (сын Дмитрия Донского), а затем двоюродные братья Василий Косой (двоюродный брат Василия II Темного, сын Юрия Галицкого) и Дмитрий Шемяка (сын Юрия Дмитриевича, внук Дмитрия Донского) боролись за великокняжеский Московский стол на Галицкой земле, на территории Северо-Восточной (Залесской) земли. Междоусобные войны и придворные интриги продолжались всю вторую четверть XV века. В ходе княжеских усобиц Галич Мерьский (современный Галич) стал основной базой династии местных князей, выступавших против великого князя Московского Василия II.

http://sever.foma.ru/ds_quiz/skolko-tajn...

Византийская икона Божией Матери XII века (находится в г. Фрайзинге. Бавария) была написана в XII веке и является, вероятно, знаменитой византийской иконой Божией Матери «Агиосоритисса», находившейся некогда в часовне «Святой Раки» («Агиа Сорос») в Константинополе. Образ Владимирской иконы Богоматери также связан с образом Феодоровской иконы. Некоторые исследователи, основываясь на тождестве иконографии Феодоровской иконы с Владимирской, считают её списком с прославленной древней святыни и выдвигают версию о том, что икона была написана в 1164 году по заказу Андрея Боголюбского для Городетского монастыря. ( Бахарева Н. Н. К вопросу о происхождении иконы «Богоматери Феодоровской»//Городецкие чтения: Материалы научной конференции. Городец, 10 – 13 мая 1994 г. – Городец, 1995.) Феодоровская икона Богоматери без ризы Феодоровская – Костромская икона Божией Матери, по преданию, написана евангелистом Лукой и близка по иконографии к Владимирской иконе Божией Матери. Испорчена реставрацией И.Э.Грабаря (подробнее в книге А.В.Федорова «Тайна Царской святыни» СПб, 2012г.) Феодоровская икона относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). Её общая иконография очень близка к Владимирской иконе. По этой причине многие исследователи считают её списком-репликой. Отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнаженная до колена левая ножка Богомладенца Христа. (Масленицын С.И. Икона «Богоматери Федоровской» 1239 г.//Памятники культуры. Новые открытия. Письменность, искусство, археология. – М., 1976. С. 155 – 156; Брюсова В.Г. Ипатьевский монастырь. – М.: Искусство, 1981. С. 50 – 54, 62 – 63). Феодоровская икона до 1917 года Название «Феодоровская» икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого Александра Невского, носившего в святом крещении имя Феодор – в честь святого Феодора Стратилата. Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым Юрием Всеволодовичем (+ 1238, память 4 (17) февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца – позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь. Князь Ярослав-Феодор, ставший после гибели в битве с татарами на Сити святого Юрия великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенёс его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира, а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского, вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой. Ярослав-Феодор оставил значительную о себе память в русской истории. С ним, продолжателем славных традиций дяди – святого Андрея Боголюбского и отца – Всеволода Большое Гнездо, связаны почти все наиболее значительные события в истории Руси первой половины

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/07/...

Всего восемь лет стоял он у кормила великого княжения, но за это время он сумел направить страну по единственно верному в то время пути - военно-политического равновесия с Золотой Ордой на востоке и активного противостояния католической Европе на западе. Ближайшим сподвижником и продолжателем его государственного дела был сын, святой благоверный князь Александр Невский. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери — благословение отца постоянно находилась при святом благоверном князе Александре Невском, была его моленным образом. Вероятнее всего, князь молился перед Феодоровской иконой, когда готовился к сражениям: Невской битве 1240 года, битве на Чудском озере 1242 года, битве за Торжок 1245 года. Надеясь и уповая на милость Царицы Небесной, святой благоверный князь Александр не проиграл ни одной битвы. Городец в феврале 1238 года город сожжён войсками Батыя , но быстро восстановился и между 1263 и 1282 годами был столицей Городецкого княжества . 14 ноября (ст. стиля) 1263 года на пути из Золотой Орды в Городце умер святой благоверный князь Александр Ярославич Невский . Согласно церковному преданию, накануне кончины он принял монашеский постриг в Фёдоровском монастыре с именем схимонаха Алексия ( Изначально святой благоверный князь Александр Невский был похоронен в Рождественском монастыре во Владимире. В 1724 году по приказу Петра I мощи святого благоверного князя Александра Невского торжественно перенесены в Александро-Невский монастырь (с 1797 года — лавра) в Санкт-Петербурге ) . Феодоровская икона, в память о нём, была взята его младшим братом Василием Ярославичем. Феодоровская икона до 1917 года В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу. По примеру деда, святого благоверного князя Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий Ярославич двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской Богоматери. Яркие лучи исходили от святого образа, попаляя врагов; монголо-татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010