В 16[-й] день августа, помолившись в соборном храме по случаю церковного празднества перенесения Нерукотворенного образа Христа Спасителя из Едессы в Царьград, князь Василий решил отправиться, по тогдашнему обычаю, на охоту. Город Кострома, не более 30 лет назад перенесенный отцом князя Василия великим князем владимирским Ярославом Всеволодовичем с правого берега реки Волги, где нынешнее Городище, на левый берег Волги при впадении в нее реки Костромы был тогда довольно незначительный по пространству и народонаселению, окружен был дремучими лесами, в которых водилось много разных пушных зверей. Особенно ими богаты были наиболее лесистые северные окраины города, где ныне так называемая Запрудня, и южные окраины вблизи нынешней Воскресенской, что на Нижней Дебре, церкви. На этот раз князь Василий Ярославич в сопровождении слуг и гончих собак отправился в северную окраину города и едва успел отъехать от него немного более версты, как услышал в лесной чаще усиленный лай своих собак. Князь поспешил к тому месту в предположении, что собаки выследили большого и ценного зверя и, сверх ожидания, увидел стоящий на сосне образ Божией Матери в чудном сиянии. Это чрезвычайное явление с одной стороны привело князя в недоумение относительно того, откуда мог бы быть вынесен образ, когда в этом пустынном месте не было вблизи ни храмов Божиих, ни людских жилищ, а с другой – это явление вызвало великое в князе удивление тем, что такой иконы, какая была на сосне, он ранее не видал еще никогда. Предположивши чудесное явление образа, благочестивый князь Василий Ярославич в страхе и радости со слезами поспешно сошел с коня своего и, помолившись, приблизился к иконе с намерением снять ее с дерева и привезти в город. Но святая икона, к изумлению князя, невидимой силой поднялась по дереву выше прежнего своего места и оказалась недоступной для князя. Пораженный чудом и вместе опечаленный, он немного отступил от места явления иконы и с коленопреклонением, в сердечном сокрушении и со слезами стал умолять Матерь Божию о том, чтобы удостоила его принять в свои руки чудесную Ее икону для принесения в город Кострому. Затем князь вторично подошел к дереву с явленной иконой с прежним намерением снять ее с дерева, но и на этот раз икона чудесно приподнялась выше и снова осталась для князя недоступной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

В июле того же года специалисты Московского института археологии исследовали остатки фундамента Федоровской церкви, датируемые серединой – 2-й половиной XVIII века. После проведения археологической экспертизы остатки фундамента были удалены, а новый фундамент залит в точном соответствии с историческим расположением храма. Храм уже обрел голос: на колокольне установлено 12 колоколов, отлитых уральскими мастерами. Самый большой «отец»-колокол весит 1070 кг, два самых маленьких и звонких – по 6 кг каждый. До 1917 года Федоровский монастырь неоднократно перестраивался, и в XX век вошел сформировавшимся архитектурным ансамблем. В его составе было 2 соборных храма: первый – холодный пятиглавый – был посвящен Пресвятой Богородице, ее чудотворной Федоровской иконе (возведен в 1765 г.). В 1872 году к нему пристроили южный (во имя великомученицы Екатерины) и северный (в честь великомученика Антипы) приделы. Второй храм – теплая соборная церковь во имя святого благоверного и великого князя Александра Невского. Была возведена в 1798 году, позднее перестроена по проекту сына писателя В.И. Даля. В монастыре хранились особо чтимые православные святыни – древний список Пресвятой Богородицы Федоровской, икона Александра Невского с частицами мощей святого и др. Федоровский монастырь был закрыт в 1927 году. Фёдоровский монастырь - гордость городчан, и это вполне объяснимо: с ним связаны судьбы нескольких известных личностей (среди которых князь Александр Невский и преподобный Павел Обнорский) и обретение величайшей русской святыни - Фёдоровской иконы Божией Матери. Между тем в истории обители остаётся множество моментов - это касается и ряда исторических событий, и даже первоначального места расположения монастыря. Среди исследователей на сей счёт согласия нет, и нам остаётся полагать на сохранившиеся предания, во многом, впрочем, совершенно легендарные. Одно из них повествует о том, что при основании Городца в XII веке за оградой нового поселения стояла часовня с иконой Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=24204

В нач. XX в. И. считался канонизированным святым. В «Верном месяцеслове всех русских святых» (М., 1903), составленном по донесениям, присланным в Святейший Синод из епархий в 1901-1902 гг., память И. указана под 30 мая и 4 апр. Староторжский мон-рь был закрыт в 1925 г. По воспоминаниям старожилов, в нач. 30-х гг. могила И. была вскрыта, мощи извлечены, их дальнейшая судьба неизвестна. Вскоре храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» был разрушен. В наст. время в уцелевших зданиях обители размещается Галичское педагогическое уч-ще. Канонизация И. подтверждена включением его имени в Собор Костромских святых, празднование к-рому установлено в 1981 г. Ист.: Житие прп. Паисия Галичского по списку 1-й пол. XVIII в.//ПС. 1898. Ч. 2. Прил. С. 1-40 (отд. изд.: Житие прп. Паисия Галичского по списку 1-й пол. XVIII в./Публ. М. Петровского. Каз., 1891). Лит.: ИРИ. Т. 6. С. 319-320; Муравьев. ЖСвРЦ. Май. 1858. С. 371-382; Крживоблоцкий Я. Материалы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба по Костромской губ. СПб., 1861. С. 475; Памятная кн. Костромской губ. на 1862 г. Кострома, 1862. С. 330-331; Самарянов В. Памятная кн. Костромской еп. Кострома, 1868. Отд. 1. С. 66; Мухин В. Восп. об обители прп. Паисия, близь города Галича (Костромской губ.), о самом Галиче и о находящихся в нем и близь него святых храмах и обителях. М., 1884. С. 8; Зверинский. Т. 2. С. 235-236. 1005; Ключевский. Древнерус. жития. С. 357; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 560; Голубинский. Канонизация святых. С. 327; ПБЭ. Т. 6. Стб. 111; Сырцов И. Две недели с чудотв. Феодоровской иконой Божией Матери в Галиче в 1904 г.//Костромские ЕВ. 1905. 20. Ч. неофиц. С. 606; Орлов В. Галичский Староторжский Николаевский жен. мон-рь. М., 1913. С. 8-9, 12, 25; Маркелов. Святые Др. Руси. 1998. Т. 1. С. 113-114; Т. 2. 227; Авдеев А. Г. Галичский Успенский Паисьев мон-рь по документам XV-XVII вв.//РД. 2001. Вып. 7. С. 314-336; Авдеев А. Г., Семячко А. С. Житие Паисия Галицкого//СККДР. Вып. 3. Ч. 4: Доп. С. 399-405.

http://pravenc.ru/text/200167.html

Митрополит кончил свою речь, а я подумал: “хорошего человека еще могут иногда назвать хорошим; но если этот человек очень хороший, то его непременно назовут дурным”… Так ясно было для меня, зачем травят и преследуют митрополита Питирима, почему гонители Церкви и делатели революции так боялись этого маленького, тщедушного, смиренного и кроткого старичка. Отвечая на речь митрополита, я сказал: “Дорогой Владыка, десять лет тому назад, в бытность Вашу епископом Курским и Обоянским, Вы благословили меня на дело собирания материалов для жития Святителя Иоасафа, Чудотворца Белгородского, иконой Знамения Божией Матери. Ни для Вас, ни для меня не было тайной, что это дело было преддверием другого дела – прославления великого Угодника Божия и сопричисление Его к лику Святых Православной Церкви. Вот та почва, на которой я впервые встретился с Вами, на которой совместно трудился и на которой, вместе с Вами, выдерживал осаду со стороны врага… Как злостны были его ухищрения, как тонки его козни, и как легко поддавались им легковерные люди, создававшие нам препятствия в этом святом деле и приписывавшие нам и цели недостойные, и побуждения неискренние… Ни одним словом жалобы не обмолвились мы на обиды, чинимые нам злыми людьми, на клевету, вокруг нас распространявшуюся, на обвинения, к нам предъявлявшиеся, ибо мы знали, что Бог поругаем не бывает и что правда восторжествует… И вот, не прошло и пяти лет со времени прославления Святителя Иоасафа, и Господу Богу было угодно посрамить всех Ваших врагов и возвести Вас на кафедру Первосвятителей Земли Русской, а меня приобщить к такому делу, о котором я даже мечтать не мог и которое примирило меня с жизнью в миру, полной тонких и неуловимых, но до крайности болезненных коллизий с совестью… Но жестоко посрамленный враг еще более ожесточился и, пользуясь своим обычным орудием – клеветой, – обрушился всей тяжестью своей злобы на Вас. Недаром, в лице Св. Иоасафа, Вы явили миру уже третьего Угодника Божьего; недаром вырвали из его когтей и тех закоренелых грешников, которые обратились к Богу только во время прославления этих новоявленных Угодников Божиих… Напрасны усилия врага, неверны его расчеты… Духовно зрячие люди не поддаются влияниям общественности, какова бы она ни была. Они не заражаются общественным мнением, когда оно за них; они не падают духом и тогда, когда оно против них…

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-t...

На телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru шла прямая трансляция богослужения. Трансляция была выведена на большой экран, установленный на площади перед храмом. По окончании богослужения митрополит Орловский и Болховский Тихон приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству икону священноисповедника Георгия Коссова с частицей мощей этого святого. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх Кирилл передал образ благоверного князя Александра Невского с Феодоровской иконой Божией Матери. Митрополиту Тихону в благословение на труды Предстоятель Русской Церкви вручил панагию.  Затем во внимание к помощи в строительстве храма Святейшим Патриархом Кириллом были награждены: Советнику Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресину была вручена памятная икона с Патриаршим благословением. В завершение Святейший Патриарх Кирилл еще раз поздравил участников богослужения: «Сердечно поздравляю всех награжденных, всех, кто сегодня присутствует здесь, всех жителей города Орла и, я бы сказал, всех нас, россиян, с замечательным событием освящения храма здесь, на Орловской земле. Храма, созданного по инициативе и усилиями Федеральной службы охраны — очень важного органа, обеспечивающего безопасность высших государственных лиц, а значит, и безопасность России. По инициативе работников ФСО, при их материальном участии, но, конечно, многие другие люди — инженеры, архитекторы, художники — также участвовали в реализации этого замечательного проекта, и я хотел бы сердечно поблагодарить всех.  Действительно, каждый, кто участвовал в этом деле, построил себе памятник. Используя замечательные слова Александра Сергеевича Пушкина, я сказал бы: этот памятник — нерукотворный. С одной стороны, он сделан руками, и для людей он рукотворный. А вот пред лицем Божиим он нерукотворный, потому что на этом месте будут люди обретать Бога в сердце, будут приближаться к Богу, а значит, становиться лучше, делать больше добра и правды, к чему, собственно говоря, и должно устремляться идеальное человеческое общество. Дай Бог, чтобы по благословению Всевышнего Отечество наше становилось таким обществом, исполненным мира, справедливости, веры и любви.

http://patriarchia.ru/db/text/5853676.ht...

По окончании богослужения митрополита Александра приветствовали епископ Ферапонт и губернатор области С.К. Ситников. Глава Казахстанского митрополичьего округа сердечно поблагодарил Преосвященных архипастырей, духовенство, монашествующих и мирян за радость общей молитвы у святого престола в древнем Богоявленско-Анастасиином соборе, поздравил всех с праздником и произнес проповедь. В своем слове митрополит Александр рассказал об истории явления Феодоровского образа Божией Матери и заступничестве Царицы Небесной, явленной Отечеству Российскому по молитвам перед этой чудотворной иконой. Еще одной темой проповеди архиерея стал подвиг новомучеников и исповедников Христовых, пострадавших в ХХ столетии в пределах Казахстана. Во внимание к трудам по укреплению отношений между Костромской епархией и Митрополичьим округом Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополит Александр вручил епископу Ферапонту награду Православной Церкви Казахстана — орден священноисповедника Николая, митрополита Алма-Атинского и Казахстанского. В дар Богоявленско-Анастасииному собору глава Митрополичьего округа преподнес икону преподобноисповедника Севастиана, старца Карагандинского, с частицей его святых мощей. На молитвенную память владыка Ферапонт подарил митрополиту Александру архипастырский жезл. По окончании богослужения епископ Костромской и Галичский Ферапонт и губернатор Костромской области С.К. Ситников в честь праздника Феодоровской иконы Богородицы и визита на Костромскую землю главы Православной Церкви Казахстана дали прием, в котором приняли участие архипастыри, священнослужители, ктиторы епархии, представители городской и областной администрации, общественные деятели. Затем в Тронном зале Костромского епархиального управления состоялась церемония вручения церковных наград. Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр удостоил ряд клириков Костромской епархии и сотрудников Костромского епархиального управления, представителей органов государственной власти и благотворителей наград Православной Церкви Казахстана.

http://patriarchia.ru/db/text/3614386.ht...

В «Извещении комитета по сооружению в Севастополе часовни в память 300-летия царствования династии Романовых» от 13 марта 1913 года сообщалось: «В четверг, 14 марта, в церкви св. Митрофания будет совершено торжественное молебствие перед иконой Федоровской божьей матери, по окончании которого состоится перенесение и поднятие на главу строящейся часовни креста с разрушенной церкви во имя святого равноапостольного князя Владимира, на месте которой строится часовня». Извещение подписали председатель комитета вице-адмирал Сарнавский и секретарь комитета капитан 2 ранга Ратьков. 26 марта 1913 года строящуюся часовню осмотрел морской министр адмирал И.Е.Григорович. Часовня была сооружена в древнерусском стиле по проекту, одобренному Академией художеств. Она представляла собой квадратное в плане здание с шатровой кровлей, увенчанной главкой с крестом. Строительный материал - бутовый камень на известковом растворе с облицовкой стен снаружи инкерманским камнем. По проекту предполагалось вокруг часовни соорудить ограду, состоящую из столбов из инкерманского камня с металлической решеткой между ними. До 1917 года часовня состояла в ведомстве протопресвитера военного и морского духовенства, была приписана к храму св. Митрофания Воронежского. Часовня разделила судьбу многих храмов России. Всего полтора десятилетия она украшала одну из площадей Севастополя. В «Книге учета ликвидированных храмов и культовых зданий Севастополя» сообщается, что часовня была «разобрана 13 сентября 1928 года на основании решения Крым ЦИК от 10 февраля 1928 года». И.А. Дьяконова, ведущий научный сотрудник Музея героической обороны и освобождения Севастополя http://vashsevdom.narod.ru/histor/300let.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=34577

Хотел бы также сердечно поблагодарить Вас, дорогой владыка Александр, и на молитвенную память передать Вам образ святителя Гурия, первого архипастыря Казанского, с частицей его святых мощей. Пусть эта икона пребывает на месте Вашего служения и напоминает Вам о жителях Казани, любящих Вас и хранящих память о святых подвижниках, которые претерпели страдания и легли костьми в степях Казахстана. Священномученик Кирилл, митрополит Казанский, принял мученическую кончину и ушел в вечность на территории современного Казахстана. Вы, владыка, пригласили нас посетить это святое место. Мы с любовью и благодарностью принимаем Ваше приглашение и просим Ваших молитв. Всех вас, братья и сестры, еще раз поздравляю с праздником. Доброго здоровья вам, Божией помощи и во всем благого поспешения!» Ответное слово произнес митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. «Я хотел бы еще раз всех вас поздравить с торжеством. Сегодня малая Пасха — так в древности всегда называли воскресный день, памятуя о том, что человек обязан шесть дней трудиться, а седьмой день посвящать Господу Богу. В этот день важно находить время для молитвы в храме, для участия в Божественной литургии, для совершения добрых дел. В этот воскресный день все мы предстоим перед чудотворным образом Царицы Небесной, именуемым Феодоровским. Почти восемь столетий эта святыня пребывает в городе Костроме. Многие поколения людей молились перед этой святыней, склоняли свои колена, прося о помощи и небесном благословении. Эта икона была моленным образом великого заступника земли нашей благоверного князя Александра Невского. Он венчался с этой иконой в руках, ходил с ней в походы. Перед Феодоровским ликом Царицы Небесной юный Михаил Федорович Романов 400 лет назад принес присягу на верность православной вере, земле Русской, народу, который живет на этой земле. Удивительная судьба этой иконы. В годы гонений на Церковь, когда взрывали храмы и сжигали святыни, Феодоровский образ Божией Матери сохранился. И сегодня мы молимся перед этим древним образом на месте, где была явлена другая великая святыня — Казанская икона Пресвятой Богородицы. Чудесные явления Феодоровской и Казанской икон указывают на Покров Царицы Небесной, который простирается над нашей землей…

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5853945...

22 мая 2019 г. 15:40 Международный историко-культурный форум состоится в Переславле-Залесском, в здании Переславского епархиального управления на территории Феодоровского женского монастыря. Главная его задача привлечь внимание широкого круга общественности к истории, памятникам и святыням Переславской земли. Его мероприятия планируется провести в три этапа: 27 марта, 19 и 20 июня и 27 ноября.   Екатерина Пятунина 26 марта 2019 г. 14:53 В Рыбинской епархии начались торжества в честь 70-летия преставления  Серафима Вырицкого. В субботу, 23 марта, епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин совершил Божественную Литургию на урочище деревни Вахрамеево, в храме-часовне, возведенном в 2017 году на месте избы, где родился будущий преподобный.    Алёна Дрожжина Екатерина Пятунина 24 марта 2019 г. 17:25 В Ярославской митрополии начался традиционный многодневный крестный пеший ход с почитаемой иконой Казанской Божией Матери, который в течение семнадцати дней посетит несколько городов и сел Ярославской области (в частности, города Тутаев (бывший Романов-Борисоглебск, где и была обретена святыня) и Рыбинск). Перед началом крестного хода в Казанском монастыре, где икона пребывает постоянно, клириком обители иереем Сергием Котовым был отслужен молебен. Екатерина Пятунина 7 июня 2018 г. 17:40 13 апреля — День рождения преподобного  Серафима Вырицкого. Его малая родина  — деревня Вахрамеево, где в октябре 2017 года поставили в память о святом новую часовню. Это урочище сегодня привлекает к себе все больше и больше людей, постепенно становясь местом паломничества. На первой Литургии в часовне побывала корреспондент «Журнала Московской Патриархии». О том, как и кто строил часовню, возможно ли сегодня проложить до Вахрамеево дорогу, как возрождается там духовная жизнь нашему корреспонденту рассказали местные жители, краеведы, мэр Рыбинска, духовенство епархии и епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин.    Екатерина Пятунина 13 апреля 2018 г. 20:45 Екатерина Пятунина 11 декабря 2017 г. 16:45

http://e-vestnik.ru/persons/ekaterina_py...

Ансамбль Спасо-Преображенской церкви и колокольни в Малой Ворожбе - уникальный памятник архитектуры «кирпичного стиля» периода позднего историзма. Он свидетельствует об интересе архитекторов в 1880-е г.г. к наследию украинского барокко и региональным архитектурным традициям, о творческом освоении этого наследия. Спасо-Преображенская церковь - самый ранний пример поисков украинского национального стиля в монументальной архитектуре Левобережной Украины конца XIX - начала XX в.». В 1960 г. храм был закрыт, пришёл в запустение. Настенная роспись, выполненная одним из братьев Кричевских, полностью утрачена. Иконопись сохранилась только в алтарной части. После проведенных в 1990-х г.г. ремонтно-реставрационных работ церковный комплекс функционирует по прямому назначению и состояние его довольно неплохое. http://geocaching.su/?pn=101&cid=17642 Ворожба заселялась одновременно с Сумами. В 1659 г. из Сум и Ворожбы переселялись семьи для «составления» слободы Нижней Сыроватки. «При такой древности – пишет в своем труде «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» Филарет Гумилевский – нет сомнений, что первый храм в Ворожбе построен около 1650 года». По старым документам видно, что храм был во имя Свят. Николая. В середине XVIII в. храм перестраивался и тоже был деревянным. На брусе, использованном из бывшего храма, была надпись: «Во имя Отца и Сына и Св. Духа создася храм сей Покрова Пресв. Богородицы и Святителя Христова чудотворца Николая при благочестивейшей великой Государыне Елизавете Петровне». В 1752 г. храм был освящен. Но весной 1770 г. начали строительство нового храма. В том же году его закончили и новый деревянный храм был освящен во имя Преображения Господня, Покрова Богородицы и Св. Николая. На то время этот храм с тремя престолами был признан лучшим деревянным храмом Харьковской епархии. Среди древних икон наиболее уважаемой прихожанами был Казанский образ Божией Матери. Второй почитаемой иконой была Божия Матерь с предвечным Младенцем, надпись внизу гласила: «Сей святой образ списан с чудотворного образа Пресвятыя Богородицы Феодоровския, яже во граде Костроме, а явление того цельбоносного образа бысть в лето 6743 августа 16 д.; празднование тому чудотворному образу и о явлении предложено месяца марта в 14 день; явился той св. чудотворный образ Пресвятыя Богородицы Великому Князю Василию Григорьевичу рекомому Вашне Костромскому и Галицкому сыну Благоверного Великого Князя Георгия Ярослава Владимирского пр. внуке же преподобного и Благоверного Великого Князя Александра Невского 1239 г.». Эта икона была пожертвована помещиком Михаилом Романовым. Еще две небольшие иконы Спасителя и Богоматери в серебряных ризах были пожертвованы Ульяной Николаевной Надаржинской по благословению ее дочери Параскевы Герасимовны в 1755 г.

http://sobory.ru/article/?object=13821

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010