Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери – благословение отца – постоянно находилась при святом Александре, была его моленным образом. После его смерти (святой князь умер 14 ноября 1263 года в Городце, в основанном отцом монастыре) икона, в память о нем, была взята его младшим братом Василием. Василий Ярославич был «мизинным», то есть младшим (восьмым), сыном Ярослава Всеволодовича. В 1246 году после смерти отца (князь был отравлен в столице Монголии – Каракоруме), пяти лет от роду, он стал князем костромского удела – наименее значительного во владениях его отца. Но в 1272 году Бог судил ему стать великим князем Владимирским. Четыре года его великого княжения (1272-1276) наполнены обычными для того времени княжескими междоусобными бранями. Несколько лет вел он войну за Новгород с непокорным племянником Димитрием Александровичем. Поэтому, став великим князем, Василий не поехал во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более надежным на случай новых усобиц. Пришлось ему защищать Русь и от внешних врагов. В 1272 году при очередном татарском набеге русское войско выступило из Костромы им навстречу. По примеру деда, святого Андрея Боголюбского, который брал с собой в походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, князь Василий двинулся в бой с чудотворной иконой Феодоровской. Яркие лучи исходили от святого образа, попаляя врагов; татары были разгромлены и изгнаны из Русской земли. Летописи рассказывают, что великий князь Василий питал особую любовь к Церкви и духовенству. После мученической гибели при штурме татарами Владимира 4 февраля 1238 года епископа Владимирского Митрофана долгие годы Владимирская епархия оставалась вдовствующей. Это печалило великого князя Василия. В 1274 году при его участии состоялся во Владимире большой церковный Собор. Непосредственным поводом его явилась хиротония во епископа Владимирского святителя Серапиона († 1275, память 12 июля), из Печерских игуменов, митрополитом Кириллом III († 1282) и собором русских святителей. Содержание соборных деяний было очень широко – это был первый Собор в Русской Церкви со времени монгольского нашествия. Много накопилось проблем и неурядиц в церковной жизни, Русская Церковь только-только оправлялась от постигшего ее бедствия. Но главной задачей было возрождение русской церковной письменности – восстановление традиций древнерусского «княжеского строения». Без книг невозможно было бы спасительное делание Церкви, они нужны были и для Богослужения, и для проповедничества, и для келейного вразумления иноков, и для домашнего чтения верующих. Трудами митрополита Кирилла, русских епископов и монастырских иноков-книжников эта задача, важнейшая для последующего христианского просвещения Руси, была успешно выполнена. Собор принял новую редакцию Кромчей книги – основного канонического кодекса православной церковной жизни.

http://pravicon.com/info-192

В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь, важнейшие вехи которого были осенены благословением Феодоровской иконы Божией Матери. Он умер в Костроме и там же обрел место последнего упокоения. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата. Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века — прекращением Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов . В память об этом историческом событии было установлено повсеместное празднование иконе Феодоровской Богоматери 14 марта. Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесен в Москву матерью царя Михаила — инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа. В 1670 году иеродиакон Костромского Ипатьевского монастыря Лонгин написал «Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери в Костроме». Феодоровская икона — двухсторонняя. На обратной стороне — образ святой великомученицы Параскевы, изображенной в богатом княжеском одеянии. Предполагают, что появление образа Параскевы на обороте иконы связано с супругой святого Александра Невского. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 22 июня, 2014 4 ноября, 2013 21 июля, 2013 11 июня, 2013 28 марта, 2013 27 марта, 2013 5 марта, 2013 3 марта, 2013 2 февраля, 2013 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-fe...

В 2000 году начались работы по реставрации храма, а в 2004 году - по восстановлению Покровской часовни. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2015 г. Деревянная церковь построена в 1765 году помещиком села Поляне Григорием Ивановичем Коновницыным. В 1887 году церковь перестроена. Она стоит на вершине Тимофеевой Горки, недалеко от Святогорского монастыря, вокруг нее находится кладбище. В 1937 году церковь сгорела, но была восстановлена населением села Пушкинские Горы. Осенью 1941 года в церкви стал служить местный уроженец, бывший помощник благочинного Киево-Печерской лавры иеромонах Иоасаф (Дмитриев). В 1943 году в Пушкинские Горы приезжал член Псковской Православной миссии протопресвитер К. Зайц и в Казанской церкви вместе с о. Иоасафом читал акафист перед Феодоровской иконой Божией Матери. Рядом с церковью стоит Покровская часовня, построенная в 1865 году на месте прежней деревянной часовни. В ней находится могильная плита М.И. Осиповой (1820-1896), младшей дочери владелицы сельца Тригорское Прасковьи Александровны Осиповой-Вульф. Вблизи часовни находится памятный знак с надписью: «Здесь покоится прах Марка Матвеевича Баринова, большого друга Пушкинского заповедника. 1925-1984». На кладбище возле Казанской церкви похоронены сотрудники Пушкинского заповедника: собиратель, хранитель и исследователь фондов Василий Яковлевич Шпинев (1920-1981) и художник-реставратор, скульптор, резчик по камню Владимир Александрович Самородский (1939-1988). Видимо, после закрытия Пятницкой церкви, в Казанскую церковь перешел служить Иоанн Михайлович Савицкий. 27 ноября 1937 года о. Иоанн был арестован. Он был обвинен в организации подпольного монастыря, «имел враждебное отношение к мероприятиям партии и правительства, занимался контрреволюционной пропагандой и агитацией». Священник был приговорен к 8 годам лишения свободы. Прихожане обращались во все инстанции с просьбой о пересмотре дела ввиду отсутствия вины священника, болезни и преклонного возраста. Ничего не помогло. Приговор остался в силе. Реабилитирован Иоанн Михайлович 24 февраля 1999 года.

http://sobory.ru/article/?object=29903

За последние годы много святынь, привозимых издалека, побывало в нашем Отечестве, но мы тоже имеем в своей стране намоленные иконы и святыни, перед которыми совершали молитву многие поколения верующих. Эта намоленность, обилие милости и благодати, которые изливались от образа Царицы Небесной, я уверен, помогут нашему народу вновь обрести основы духовности и укрепиться в вере. Это позволит строить будущее России на основе тысячелетнего опыта бытия Святой Руси, когда наш народ надеялся, прежде всего, на предстательство Пречистой Богоматери, а затем уже на свои собственные силы. Я благодарю Вас, Ваше Высокопреосвященство, за то, что этот дивный, чудотворный образ посещает сегодня Патриаршую резиденцию, и мы имеем возможность помолиться перед ним и окропить святой водой новую ризу, которая воссоздана по древним образцам, получить благословение Пречистой Богоматери на дальнейший жизненный путь. Спасибо! Феодоровская чудотворная икона Божией Матери доставлена в Москву делегацией Костромской епархии. Возглавляют делегацию архиепископ Костромской и Галичский Александр и губернатор Костромской области Виктор Андреевич Шершунов. После совершения молитвы состоялась встреча Святейшего Патриарха Алексия с губернатором Костромской области Виктором Шершуновым. На встрече присутствовал архиепископ Костромской и Галичский Александр. Во внимание к трудам по возрождению Костромской епархии и в связи с 55-летием со Дня рождения Святейший Патриарх удостоил Виктора Шершунова ордена преп. Сергия Радонежского, II степени. Во время состоявшейся беседы были затронуты вопросы взаимодействия руководства Костромской области с Костромской епархией. В частности, Виктор Андреевич Шершунов сообщил, что Русской Православной Церкви передан Ипатьевский монастырь и 11 православных монастырей, которые находятся на территории Костромской области. Он так же отметил, что в настоящее время готовится распоряжение Администрации Костромской области о передаче Костромской епархии всех исторических православных святынь Костромской земли.

http://pravoslavie.ru/17779.html

В 1861 году Спасо-Запрудненский храм становится приходским и в течение 19 века является одним из центров религиозной жизни Костромы. Попечением Александровского православного братства на приходе была открыта женская рукодельная школа с четырёхгодичным курсом обучения. Ежегодно в день обретения Феодоровской иконы Божией Матери на Запрудню приходил крестный ход с чудотворным образом из Успенского кафедрального собора. С конца 18 века окружавшее церковь кладбище стало местом упокоения многих известных семейств костромских купцов и промышленников — Дурыгиных, Зотовых, Кашиных, Михиных, Солодовниковых, Стригалёвых, — многие из которых на свои средства благоукрашали храм. Также на церковном кладбище погребены два костромских генерал-губернатора. После революции 1917 года Спасо-Запрудненский храм продолжал действовать, однако крестные ходы были запрещены, а над самим храмом нависла угроза уничтожения. Дважды областная газета сообщала о его закрытии, но храм продолжал действовать, хотя с его колокольни были сброшены колокола, а на кладбище разбиты многие из надгробных памятников. Таким образом, Спасо-Запрудненский храм вошёл в число трёх костромских храмов, не закрывавшихся в советское время.Дарьюшка В церковной ограде храма Спаса-на-Запрудне находится могилка почитаемой далеко за пределами Костромы блаженной Дарьюшки, почившей в 1831 году. На протяжении 30 лет Дарьюшка носила вериги и помогала людям. С прозорливой старицей встречался и вёл духовные беседы император Александр I. Случаи её благодатной помощи и исцелений известны до сих пор. В 2011 году над могилкой блаженной старицы была сооружена сень. Главной чтимой святыней Спасо-Запрудненского храма является икона Нерукотворенного Образа Спасителя, находящаяся в местном ряду главного иконостаса храма. Сохранившиеся предания говорят, что она была написана по повелению князяВасилия Ярославича в 13 веке. История Костромы сохранила множество случаев благодатной помощи Божией по молитвам перед этой иконой, в частности во время холерных эпидемий 1831 и 1853 годов.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Спаса_Нер...

Митрополит Александр провел для председателя российского Правительства экскурсию по собору, рассказал об истории его строительства и современной жизни прихода. Глава Митрополичьего округа проинформировал гостя о подготовке к празднованию 20-летия возвращения Вознесенского собора Русской Православной Церкви, которое состоялось благодаря личному распоряжению Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. Владыка митрополит поделился планами по проведению в храме масштабных ремонтно-реставрационных работ, созданию росписей и обновлению внутреннего убранства. Перед списком с чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы — Алма-Атинской Феодоровской иконой Божией Матери Д.А. Медведев возжег свечу. Российский премьер-министр сделал запись в книге почетных гостей: «Желаю всем, кто посещает и молится в Вознесенском кафедральном соборе г. Алма-Аты помощи Божией во всех делах! Дмитрий Медведев. 14.12.2014». После посещения кафедрального собора председатель Правительства России посетил здание Алма-Атинского епархиального управления, где продолжилось его общение с митрополитом Александром. Архипастырь ознакомил Д.А. Медведева с жизнью Православной Церкви в Казахстане, привел статистические данные и рассказал об осуществлении различных проектов просветительской, благотворительной и молодежной направленности, осуществляемых в Митрополичьем округе. На память о посещении главного храма Алма-Аты владыка митрополит подарил высокому гостю картину с изображением Вознесенского собора, выполненную местными художниками. В дар Вознесенскому собору председатель Правительства России передал икону XIX века «Воскресение Христово с двунадесятыми праздниками». В завершение встречи митрополит Александр и Д.А. Медведев обменялись пожеланиями благополучия, здоровья и взаимных успехов в ответственном служении. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru за темою Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Геральдического совета при Президенте России Г.В. Вилинбахову с 75-летием со дня рождения : та звернення] Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе Республики Ингушетия М.М.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3878512...

7 декабря, в день памяти великомученицы Екатерины, престольный праздник одного из приделов собора Воскресения Христова на Нижней Дебре, Божественную литургию возглавил митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт . Правящему архиерею сослужили иерей Георгий Омельченко, иерей Димитрий Гусев, иерей Владимир Побережников, священнослужители, принимавшие участие в коллегии, протодиакон Сергий Мальцев. По окончании Литургии митрополит Ферапонт выступил перед участниками коллегии в епархиальной гостинице «Воскресенская». Более двух часов владыка Ферапонт отвечал на вопросы священнослужителей о молодежном служении в Церкви и делился опытом реализации различных инициатив Костромской митрополии в сфере работы с подрастающим поколением. Его Высокопреосвященство преподал руководителям отделов архипастырское благословение и пожелал успехов в деле благовестия Евангелия среди девушек и юношей. В заключительный день работы коллегии прошел мотивационный грантовый конкурс для руководителей молодежных отделов Центрального федерального округа. Победителями конкурса стали: Тульская епархия (получила средства на развитие творческой студии), Шуйская епархия (выиграла вознаграждение на развитие проекта «Что? Где? Когда?»), Вяземская епархия (получила видеооборудование для развития видеоконтента), Уваровская епархия (выиграла средства на приобретение бензопил, мешков, перчаток и прочего необходимого материала для реализации проекта «Свеча памяти»). Завершающим этапом стало посещение участниками коллегии Богоявленского монастыря и молитва перед чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, а также экскурсия по Свято-Троицкому Ипатьевскому мужскому монастырю. Координационный центр молодежного служения в Центральном федеральном округе осуществляет деятельность на основании положения Концепции организации молодежной работы и молодежного служения в Русской Православной Церкви, утвержденной на заседании Священного Синода 24 марта 2022 года ( журнал 19 ). Синодальный отдел по делам молодежи /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/db/text/5983926.ht...

В ноябре 2013 года на церкви Воздвижения Честного Креста Господня были заменены купола: главный восьмитонный и малый купол на колокольне. Благодаря этому высота колокольни увеличилась на несколько метров относительно прежней конструкции. Величественное здание Крестовоздвиженского храма в Сыростане, расположенного на высоком холме, видно издалека. Домики в селе невысокие, серые, на их фоне ярко выделяется белоснежная церковь. Здание храма было построено по образцовому проекту прославленного русского архитектора Константина Тона (его авторству принадлежит, в частности, проект Храма Христа Спасителя в Москве). По тому же проекту, что и церковь в Сыростане, сооружен, в частности, Храм святых бессребреников Космы и Дамиана в Набережных Челнах. Интересно, что авторству Тона принадлежит и проект Свято-Никольского храма в Верхнеуральске. Здание церкви большое, просторное, храм способен вместить до 400 верующих. Здание выдержано в византийской стилистике и представляет собой четверик, увенчанный луковичным куполом, с небольшой трапезной и шатровой колокольней. Внутренне убранство церкви довольно аскетично, зато отовсюду здесь веет стариной. Эту атмосферу создают иконы прошлого и позапрошлого века. В Крестовоздвиженском храме хранится малое духовное сокровище — список с иконы Божией Матери Феодоровской. Это местночтимый образ. Позже в церкви появились иконы с изображением семьи Романовых. На прилегающей к храму территории находится памятник Николаю II, установленный в честь того, что последний российский император посетил Сыростан. А метрах в ста от церкви, на холме, стоит киот с иконой Святого Николая Чудотворца. Краеведы считают, что эту икону подарил государь в благодарность за торжественный обед, которым его потчевали именно на этом месте. Однако документальных данных, подтверждающих этот факт, нет. Источник: www.kapma74.pф Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект

http://sobory.ru/article/?object=36794

Здесь, между древней рекой Волгой и строящейся современной автомагистралью, совершенно логично развитие туризма. Я бы сказал, тематического туризма, выстраивающего национальную идеологию». Александр Коновалов также объяснил, что есть и вторая часть плана развития Городца — это использование потенциала малых городов путем поощрения активности инвесторов и улучшение жизни населения. На противоположном берегу Волги располагается город Заволжье, где находится крупнейший моторостроительный завод, который сегодня успешно развивается и имеет все перспективы для инвестиций. Городец может стать прекрасной зоной отдыха для жителей Заволжья. Важнейшей инвестиционной составляющей для Городца должны стать досуг и культура. Предложены проекты: комплекс «Город мастеров» на набережной Волги, досуговый и торговый комплекс «Княжий город» и другие. Местоположение города позволяет создать музей под открытым небом. В числе прочих проектов — реконструкция крепости XII века. Важнейший элемент развития Городца — восстановление Феодоровского монастыря. Он был почти полностью уничтожен в 30-е годы прошлого века. Сначала предполагается восстановить две постройки монастыря. В одной из них, по преданию, святой Александр Невский принимал постриг. В дальнейшем — строительство заново одного из разрушенных храмов. Монастырь должен стать не только конфессиональным заведением, но и культурно-историческим центром и центром муниципальной жизни. План предполагает развитие научной, издательской деятельности, связанной с именем Александра Невского: издание книг, создание фильмов. Александр Коновалов объявил, что 8 декабря в Городце пройдет конференция историков и краеведов, и рассказал, что планируется создание в Приволжском федеральном округе Славяно-греко-латинского кабинета. В поддержку проекта «Городец XXI век» высказался архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий: «Нижегородская земля тесно связана с именем Александра Невского, в частности, это Феодоровский монастырь в Городце. Именно в этом монастыре начала свою жизнь икона Божией Матери, получившая название Феодоровской. Перед этой иконой скончался князь Александр Невский. Первый московский царь Михаил был благословлен ею, — сказал владыка. — Надо напомнить, что Александр Невский был дипломат, воин, глава государства. Имя его имеет непреходящее значение для многих людей: как жить, служить во имя Отечества».

http://patriarchia.ru/db/text/334521.htm...

Но, как известно, Бог поругаем не бывает. В 1992 году Святогоркая обитель вновь была открыта. Следует отметить, что возрождение и процветание Святогорской обители после времени запустения и поругания предсказал ее насельник игумен Иоанн (Стрельцов), старец, обладающий многими благодатными дарами. За достаточно короткий срок в обители были восстановлены традиции отеческого благочестия. " В настоящее время Свято-Успенская Святогорская Лавра является крупнейшим духовным центром, окормляющим православную паству Донбасса, слободской Украины и юга России. Монастырь известен далеко за пределами Донецкого края. Многочисленные паломники, духовенство, представители общественности и творческой интеллигенции неоднократно обращались с просьбой о ходатайстве перед Священным Синодом по поводу присвоения обители статуса Лавры. Учитывая пожелания верующих мы обратились к Священному Синоду Украинской Православной Церкви " , - отметил митрополит Иларион. В честь освящения Святогорской Лавры в Свято-Преображенском кафедральном соборе Донецка состоялся благодарственный молебен. Это событие вызвало большой интерес у жителей и гостей города: огромное количество людей собралось в храме и на прилегающей к нему Соборной площади. По завершении молебна его участники и горожане прошли по одной из центральных улиц Донецка к театру оперы и балета им. Соловьяненко, где состоялась торжественная академия по случаю освящения Свято-Успенской Святогорской Лавры. Выступая перед собравшимися, митрополит Киевский и всея Украины Владимир отметил огромное значение обители в Святых горах как духовного и культурного центра для всего православного мира. Было также зачитано приветствие Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Одним из главных событий в программе освящения Лавры стал массовый крестный ход, который прошел в святых горах на севере Донецкой области. Верующие шли с иконой Феодоровской Божией Матери, которая прибыла на Украину из Костромы. 28 сентября 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/11200.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010