Господь Иисус Христос, пострадавший за нас, искупивший нас от грехов, и восстанавливает этот союз. Господь, Рождество Которого мы ныне с вами празднуем, есть прежде всего наш Примиритель... С какою высокою целью пришел Он к нам, чтобы спасти грешного Адама из гроба страстей, от греховной смерти и возвести его к вершинам святости! Никакие унижения, никакое истощание не остановило Его перед этой целью. Ни вочеловечение, ни взятие на Себя бренной человеческой природы, ни возлежание в яслях рядом с бессловесным скотом – ничто не смогло остановить Любовь Божию перед этой столь высокой задачей – спасением человека. Какую же мы должны Ему за это воздавать хвалу, хвалу и благодарение! Но трепещешь ли ты, человек, при воспоминании этого величайшего события в жизни неба и земли – Рождества Христова? Благодаришь ли за него Бога? Радуешься ли столь великой Любви Божией к тебе? И стараешься ли сам возлюбить Христа? Если мы часто любим и благодарим своих земных благодетелей, то как же должны возлюбить Спасителя, пришедшего избавить нас от самой ужасной беды – греха и вечной смерти! Но, к сожалению, человек мало сейчас ценит свое же спасение, мало ищет его, мало думает о нем. Недавно один пастырь сказал мне: «Рождество празднуется мало». И то, что человек тем самым забывает о спасении и мало благодарит Спасителя за это, – плохой знак... Между тем как человек должен был бы радоваться Рождеству Христову, как должен был бы тянуться к нему, как должен был бы всеми силами и средствами помогать нашему Спасителю нас же и спасать... Когда Ангел явился пастухам, пасшим стадо, – при самом рождении Иисуса, – то он сказал им: Се бо, благовествую вам радость велию, яже будет всем людем: яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь, но граде Давидове ( Лк 2, 10–11 ). И, чувствуя мир на земле – ради Господа, Ангелы пели тогда перед Богомладенцем дивную песнь, благодаря и прославляя Его за принесенный Им на землю дар мира: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение ( Лк 2,14 ). Дивное благоволение! Но что же – ценит ли его человек? Понимает ли он это благоволение? Воздает ли он должное благодарение и славословие Богу за это дивное смотрение Его о мире? Далеко не все человечество делает так. Оно не стало жить и не живет внутренней христианской жизнью, а отсюда и не может найти этого мира Христова. Поэтому-то в мире, особенно в наше время, так много нестроений, вражды... и чем далее человечество будет уходить от Христа, от Бога, тем более у него будет отсутствовать мир, ибо только Христос есть наш Примиритель и только от Духа Святаго мир и исходит! Как говорит святой апостол Павел, Плод же духа: любовь, радость, мир... ( Гал 5,22 ). Поэтому вне Христа и не может быть мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Григорий и его афонские сподвижники учили и доказывали всею жизнью своей, что постоянным очищением души, совершенным безмолвием чувств и помыслов – исихией, непрестанным упражнением в богомыслии и молитве, или так называемым умным деланием, человек может, по благодати Божией, достигнуть особого озарения свыше и узреть Божественный Свет, – однако не как Сущность Божию, вовсе недоступную для ограниченной, греховной природы человека, но как проявление этой Сущности вовне через свои Действования-Энергии. Именно так открывается Бог безмолвствующим – во образе Света, который можно видеть телесными нашими очами, как это и случилось с апостолами на Фаворе или, например, с преподобным Антонием Великим или же еще ранее, во образе сияния и огня, с пророками Божиими Моисеем и Илией. По сути, великим исихастом – тайнозрителем Божественного светолития или овевающего небесной прохладой огня благодати – был и преподобный Макарий Египетский, писавший: «Благодать есть небесный внутри тебя огонь». Однако это сияние Божества не есть сама Сущность Божия, а только лишь Ее Божественный отблеск. Но как несозданна, нетварна эта Сущность, столь же нетварны и все Ее проявления, зримые и телесными очами, и умственным внутренним взором – «очами веры». Учение о нетварном свете, столь важное не только для истинного Боговидения и Боговёдения, но и для православного глубокого понимания монашеского подвига и его цели, по существу своему таинственно и до конца непостижимо одним только естественным умом, но совершенно убедительно и непреложно для верующего сердца... Множество бед и лишений пришлось претерпеть Григорию Паламе при защите этого сугубо православного учения. Четыре года пребывал он за это в тюрьме, посаженный в нее Патриархом Иоанном, защитником еретиков. С целью осуждения варлаамитов собирались с 1341 по 1352 год четыре Собора в Константинополе. Но в конце концов истина восторжествовала – еретики были преданы анафеме, Варлаам бежал в Италию, патриарший престол занял прежний мирополит Солунский, или Фессалонитский, а на его место архиепископом был поставлен святитель Григорий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Грустные чувства навевает ныне христианская жизнь – храмы нередко пусты... Если нет внешнего раскола, то есть раскол внутри наших душ, злоба, вражда в сердцах наших, то есть в самом средоточии нашей жизни: всюду гордость, а от нее, как от источника, всякое зло. Не пора ли уж нам наконец начать подлинную христианскую жизнь, не пора ли начать искать благодать Святаго Духа, эту «Воду Живую»? Но, увы, мы ищем всего – кроме благодати и вечного спасения! И ведь вроде бы верующие и знаем, что будет и ад, и вечная жизнь. И все-таки вечной жизни – не ищем. Странные люди! Братие, сестры! Ищите Воду Живую, ищите благодать Пресвятаго Духа! Будем искать единого на потребу – вечного спасения нашего! Будем подлинными христианами. Только тогда, когда Господь увидит, что мы всеми силами своей души стараемся угодить Ему и ищем одного лишь спасения, пошлет Он нам Свою благодать. Еще преподобный Серафим Саровский учил, что цель христианской жизни есть стяжание благодати Святаго Духа – единственно спасительное для нас дело. Все же остальные наши земные дела являются только «подельем», но и их, впрочем, также нужно исполнять по-христиански честно, – и это тоже будет созидать нашу душу. Но все-таки настоящее дело наше есть лишь спасение, для чего и нужна нам Божия благодать. Именно поэтому известный Оптинский старец Нектарий и поучал приходивших к нему: «Просите благодати». – «Как?» – спрашивали его. «Да вот так: Господи, даруй мне благодать Твою. Даруй мне благодать Твою!» Ищите же и вы, дорогие братие и сестры, ищите всю свою жизнь благодать Божию – эту «живую воду», которую когда-то обещал Господь самарянке. Ищите ее всеми путями: дает вам благодать молитва – молитесь, дает пост – поститесь, милостыня – творите милостыню, и о всех добродетелях точно так же рассуждайте. Ищите благодать всегда – где бы вы ни находились, где бы вы ни жили. Ищите же ее прежде всего в нашей Истинной Церкви. Аминь. Поучение в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (8/21 мая 1951 г.) Христос Воскресе! Сегодня, возлюбленные братие и сестры, мы вспоминаем одного из величайших и любимейших апостолов Господа нашего Иисуса Христа – святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Да, она есть – эта сила! Это – надежда на наше спасение, это – вера в грядущую радость о нем. Вы ведь и пришли все в храм, чтобы вновь услышать об этой радости в день Благовещения, услышать о ней вместе с Пречистою Девой, услышать то небесное благовестие, которое принес и Ей, и всему миру Божий вестник – Архангел Гавриил. Мы здесь, чтобы разделить с Нею и Ее радость, и Ее надежду... Пришли, чтобы сказать вместе с Нею: «Се и мы – рабы Твои, Господи», пришли, чтобы почтить Ее чистоту и Ее смирение. Все мы здесь и для того, чтобы явить Ей нашу благодарность за то немыслимое участие Ее в домостроительстве нашего спасения, основанием которого и стала Она Сама – как «спасения нашего главизна» (тропарь праздника Благовещения). Как же не радоваться нам тому, что некогда «тако благоволи Бог», явив нам Свою Божию милость? Когда мы слышим обличения грехов наших, мы печалимся; когда же слышим глаголы жизни вечной, сказанные некогда Деве Марии, глаголы о спасении нашем, – мы веселимся душою и празднуем. Воистину есть чему веселиться и есть что праздновать. Войдем же все в радость Ее и от всей души воскликнем Пречистой Деве и Матери Божией: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою»! Аминь. Слово на Рождество Христово (1939, Сан-Франциско, США) Возлюбленные братие и сестры! Воистину подобает возликовать ныне каждому из нас, «яко Христос родися и Младенец бысть прежде всех век Бог»! Воистину поражает и удивляет нас, что Бог Слово плоть бысть ( Ин 1,14 ), что Сам Бог , не теряя Своего Божества, стал ради нас, грешных, человеком, подобным нам во всем, кроме греха. Ветхозаветные праведники веками ожидали Мессию Спасителя, святые пророки предвидели и предвозвещали, что некогда придет Спаситель мира. И все то, что предсказывали они, свершилось: Христос пришел на землю, и Слово плоть бысть ( Ин 1,14 )! Господь снизошел до человека, до образа раба, до образа твари... Воистину событие великое и ужасное... Подумайте только: Бог , по Существу Своему Всеблагой, Вседовольный и Всемогущий, ни в чем не нуждающийся, Сам в Себе заключающий и имеющий ВСЕ, принял наш зрак, наш человеческий образ, добровольно явив немыслимое по нашим понятиям обнищание. Что за великое снисхождение Божие к нам, какая любовь к падшей Своей твари: Бог, несмотря ни на что, соблаговолил соделаться человеком!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

До Христа человечество находилось во тьме, в грехе, заблуждении и нечестии. И лишь Христос начал призывать человека к покаянию, дабы тот встал на путь приобщения к Его Свету. Как продолжает евангелист: Оттоле начат Иисус проповедати и глаголати: покайтеся, приближися бо Царство Небесное ( Мф 4, 17 ). Именно об этом ниспослании нам, грешным, света Христова и говорит еще одно именование нашего праздника Крещения Господня – Просвещение. Христос, Сам будучи для всех нас Божественным Светом, принес в мир Свое светлое Божественное учение, а крестные страдания Его ради спасения рода человеческого завершились ниспосланием нам Духа Святаго. Благодаря же Духу Святому стало возможным и духовное просвещение, по сути, всего человечества, стало возможным наше приобщение к Свету Христову, наше освобождение от тьмы, от всякого порока, греха и сени смертней. Таинство крещения восстанавливает в нас способность к принятию Света Божия, освобождая нас от «ветхой», еще со времен Адама, греховной тьмы, а Таинство покаяния очищает нас и впоследствии, на всех путях нашей жизни, от находящей тьмы наших собственных грехов, возвращая нас вновь к состоянию просвещенности Божественным Светом Христовым. Просвещают нас и чтение, и слышание слова Божия, и следование заповедям Господним, указующие, как сияющие светильники стезям нашим, куда нам идти и что нам делать, дабы вновь не впасть в погибельную область «страны и сени смертней». Поэтому, дорогие, почаще заглядывайте в дарованное нам Самим Господом Его Божественное слово, – только оно и укажет вам путь к вечной жизни, только оно научит вас, как поступать, чтобы не лишиться ее. Обращайтесь к нему – и слово Божие научит вас всему! Ничто в мире не сравнится с духовной высотой христианского учения и его всепросвещающим совершенством! Возлюбим же всей душою Свет Христова учения, будем не на словах, а всей жизнью своей следовать ему, чтобы не остаться нам навеки во тьме греховной. Будем укрепляться в этом крепкой верой и искренней любовию к Источнику Света – Господу нашему Иисусу Христу, даже если ради этой любви придется нам и положить свою жизнь... Но не это ли совершил ради Своей любви к нам, явленной нам на Кресте, и Сам Он? Не то же ли самое совершили и верные ученики Его – апостолы, оставив все и последовав за Ним, чтобы, свидетельствуя Ему любовь своими страданиями и даже смертию за Него, обрести Его Вечный Свет и Вечную Жизнь? И разве, видя этот Свет в Нем, бесчисленные мученики за веру не предпочитали умирать с Ним, нежели жить – но без Него? Никакая лесть, никакие угрозы не могли заставить их отречься от Его Света...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дух Святый, возлюбленные братие и сестры, есть, говоря словами молитвы, драгоценнейшее «сокровище благих». Это есть великое сокровище, великое благо. Обладая им, пребывая в благодати Святаго Духа, стараясь не грешить, мы и остаемся радостны, веселы и счастливы. Посмотрите на детей: почему крещеные малые дети бывают так радостны? Потому что они чисты душою и сердцем! И действительно, как всегда счастлив тот, кто истинно имеет в себе Пресвятаго Духа! Ибо только тогда человек во всей полноте и чувствует себя в мире, в любви, в спокойствии; только тогда готов он обнять своею любовью весь мир. Легко и радостно ему – как ребенку на руках матери. И что может сравниться с благим утешением Духа Святаго? Почему христианские мученики порой радовались в своих мучениях и даже темницы их становились для них прекрасными дворцами и светлым раем? Потому что они имели в своих сердцах Бога – Духа Святаго, Утешителя, побеждая Его благодатию свои муки и духовно сокрушая своих мучителей. Ничто на земле не сравнится с этим утешительным действием Духа Святаго. Ни великолепие храмов, ни роскошь облачений, ни прекрасное пение не смогут – без пребывания и действования в нас даров благодати Божией – насытить нашу бессмертную чудесную душу, питаемую единственно сродным ей – Духом Святым! Ничего нет страшнее для человека, как лишиться благодати Святаго Духа. И как же нужно поэтому не отгонять от себя Духа Божия своими грехами, а напротив – денно и нощно молить Его: «Царю Небесный, Утешителю, прииди и вселися в ны»! Вот и преподобный Серафим Саровский самую цель христианской жизни определяет как стяжание, приобретение Святаго Духа, призывая нас: «Стяжавайте, стяжавайте благодать Всесвятаго Духа всеми возможными средствами, потому что, если мы в Духе Святом, то хоть сей же час – и на Суд...» Вот какое счастье, вот какое сокровище, вот какое блаженство – благодать Пресвятаго Духа! Многие бездуховные слепцы ищут в жизни своей лишь богатства, первенства, славы, внешнего почета. Мы же должны всегда помнить о том, что христиане ищут только благодати и приносимых ею справедливости, истины и любви! Таково – подлинное «сокровище благих»!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Жаждать нам нужно правды и истины, любви, веры, праведной жизни. Нужно поступать нам честно и справедливо пред Богом, – тогда Господь и Сам придет к нам, и, как сказано здесь же, из чрева того, кто верует и Него, потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него ( Ин 7, 38–39 ). Ибо блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся ( Мф 5,6 ). Если же мы будем жить несправедливо, а не так, как велит нам Господь, если будем лгать и поступать по неправде, то Он и не даст нам Своего Духа, не даст нашим сердцам той благодати, которая была послана ученикам Христовым, апостолам, в день Пятидесятницы, но которой мы вовсе не заслужили. Заслужить же эту благодать мы можем только всей своей христианской жизнью, своими молитвами, своею любовью к Богу и к ближним, своими духовными победами над плотской жизнью – и мира, и своей же собственной. В противном случае – если кто-то будет чрезмерно любить свою плоть, совершая плотские грехи, и не будет любить брата своего, то не пребудет в нем Духа Господня, ибо человек этот суть плоть! И действительно, как можем мы в таком состоянии обрести хотя бы частицу благодати Пресвятаго Духа? Как можем мы надеяться, что Господь пошлет нам дары Духа Своего Святаго? Разве не знаете вы, что ни блудники... ни прелюбодеи... ни мужеложники... Царства Божия не наследуют (ср.: 1Кор 6,9 -ю)? И точно так же святой апостол Иоанн Богослов говорит о том, что в Царство Небесное не войдет... ничто нечистое ( Откр 21,27 ). Благодать Пресвятаго Духа нужно еще заслужить у Господа! А для этого нам нужно стараться быть правым пред Ним – хотя бы в самых маленьких повседневных делах. Такими нам нужно быть и во всех наших взаимоотношениях с людьми, с которыми мы общаемся: быть справедливыми равно и с начальниками, и с подчиненными, с родными – родителями и детьми, с друзьями, знакомыми, соседями и вообще со всеми ближними своими. Нужно попросту любить Бога, любить посещать храм Божий, нужно быть справедливыми и честными по отношению и к Богу, и к ближним, и к своей собственной совести – то есть поступать так, чтобы она не обличала нас ни в чем. А для этого следует всячески избегать греха; согрешив же – непременно покаяться.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

За что же Господь прощает человека, за что Он прощает тебя? За одно лишь осознание тобой твоего греха! Ты говоришь: да, я скорблю о нем, я больше не хочу и не буду так жить! И Господь примиряет тебя с Собой. Так благ, так милостив Он к нам, грешным... И что может более свидетельствовать нам об этой милостивой любви, как не Спасительный и Животворящий сей Крест Господень, чье знамя, чей знак предлежит перед нами сегодня посреди храма на аналое? От него исходит бесконечное пожелание нам добра, спасения и блаженства – с Распятым на нем. И поклоняясь ныне Кресту, мы поклоняемся распятой на нем Божественной Любви, прося ее, прося Самого, в третий день Воскресшего, воскресить и нас от нашей смертоносной греховной жизни. Пока есть еще время, пока можем мы еще приносить покаяние, постараемся – ради этой Любви Божией к нам – очистить себя, постараемся, чтобы светильники душ наших наполнились елеем Божественной благодати и стали светильниками горящими, чтобы, когда придет время, и мы смогли бы войти в небесную горницу – на брак Небесный, в вечное блаженное Царство Божие. Используем же благоприятное время поста, взыщем очищения своей души, взыщем спасения нашего! На Кресте, на этом Знамени, лежащем ныне пред нами, Господом нашим Иисусом Христом совершена победа над диаволом. Это оружие спасения страшно для него: как поет Церковь , «трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его». От прикосновения нашего к оружию Креста все страсти должны бежать от нас; и исцеление от них мы можем получать его силою – точно так же, как исцелялись в древности от смертельных змеиных укусов евреи, взиравшие на медного змия, вознесенного, по слову Божию, Моисеем в пустыне. Изображение же это было, по сути, прообразом Древа Святого Животворящего Креста, спасающего нас от вражьих змеиных укусов, – на нем же распяся Царь и Господь наш Иисус Христос. Пусть бегут и от нас сегодня – при лицезрении нами Крестного Древа Христова – все греховные страсти, и да преисполнимся мы ныне благодарностью и любовью к Распятому на нем ради нас, грешных, преисполнимся вниманием и любовью к Его спасительному учению, принесенному нам для нашей Вечной Жизни, для нашего вечного блаженства. Аминь. «Душе моя, возстани, что спиши?»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И вот по поводу высказанных Нафанаилом самых искренних слов сомнения Господь и говорит, когда видит его пришедшим: вот, мол, поистине израильтянин, в котором льсти несть. На это Нафанаил вполне резонно спросил Его: Како мя знаеши? ( Ин 1,48 ) – как, откуда меня знаешь? И Спаситель ответил ему: прежде нежена позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя ( Ин 1, 48 ). Эти слова не находившегося там тогда Спасителя (и все же видевшего Нафанаила) так поразили, так удивили его, что он тут же – и как всегда весьма непосредственно – в ответе своем исповедал Иисуса Божественным Мессией, воскликнув: Ты еси Сын Божий, Ты еси Царь Израилев ( Ин 1,49 ). Духовных учителей в Израиле было и прежде немало, и признать в этом новом Учителе явившегося наконец миру Сына Божия было нелегко. Однако Нафанаил совершает это самым прямым образом, мгновенно и горячо. И Господь в ответ на этот его порыв тут же обещает ему подтвердить в грядущем всеми Своими действиями искреннюю веру Нафанаила в Него как именно в Сына Божия. Христос обращается к нему: хотя ты и уверовал потому, что убедился в Моих особых дарах, но и ты, и все израильтяне станете отныне свидетелями гораздо большего: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому ( Ин 1,51 ). Будем же и мы, дорогие братие и сестры, жить такою же искренней и горячею верой, какую проявил перед Спасителем Нафанаил; будем стремиться без всякой лукавой льсти видеть свои грехи, препятствующие нашему восхождению к Богу, со скорбью противоборствуя им; но в то же время будем – с радостью уповая на Господа – видеть также и отверстое нам небо Его животворящей любви, чая войти в него подлинными сынами Божиими. Аминь. Слово в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия (1952) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! Первая Неделя, первый воскресный день Великого поста называется Неделей Торжества Православия в память победы православных иконопочитателей над еретиками- иконоборцами и восстановления повсеместного поклонения образам Спасителя, Божией Матери и святых, то есть всем, представленным в церковных иконных изображениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И вот, чтобы явить ученикам Свою небесную, духовную славу, ту славу, что последует за Его временными страданиями (см.: мф 5, 11), Господь в тридцать третий год Своей земной жизни, в последний год Своей проповеди Евангелия, через шесть дней после беседы с апостолами о Его страданиях, смерти, воскресении и о будущих обязанностях Его последователей, чудесно преобразился в очах их. Для этого Господь взошел в сопровождении трех учеников – апостолов Петра, Иакова и Иоанна – на высокую галилейскую гору Фавор, и число их было как раз достаточно для законного засвидетельствования истинности Преображения, ибо, по требованию ветхозаветной книги Второзакония, при устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово (см.: Втор 17,6 ). Как говорит преподобный Ефрем Сирин в своей беседе на день Преображения: «Господь вземлет троих, достаточных по закону свидетелей преображения Своего, которые по духу представляли в лице своем и всех прочих». На горе, при видимом отрешении от земного и при невозмутимом безмолвии, Господь молится Отцу све- тов (см.: Иак 1,17 ), – и во время этой молитвы слава Его Божества открылась настолько, насколько ее смогли вместить Его ученики. Лице Господа просияло как солнце, и одежды Его сделались белы как свет, являя ту славу, в которую облекутся телесно и праведники, по всеобщем воскресении мертвых. Вместе с Господом на горе явились во славе и два свидетеля Преображения Господня, принадлежащие уже миру иному, – святые пророки Божии Моисей и Илия, которых Церковь называет «начальниками закона и пророков», те, кто некогда уже удостоились видения Божественной славы: один на Синае, другой на Хориве. Своим явлением на Фаворе они как бы свидетельствовали о том, что Христос есть Бог, «глаголивый древле законом», обладающий и землею, и небом, и преисподней. Господу во время Его преображения предстали: как Владыке неба – с неба же Илия Фесвитянин, как Владыке мертвых – Моисей и как Владыке земли – апостолы. При этом Моисей и Илия беседовали с Сыном Божиим об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме ( Лк 9,31 ), то есть о смерти Богочеловека Христа на Кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010