Возрадуемся же и мы их непреходящей радостью, еще более возлюбим все то, что возлюбили и святые апостолы: евангельское слово Божие, веру нашу и нашу Церковь со всеми ее спасительными Таинствами, – тогда еще более возлюбит Господь и нас, и придет к нам, и обитель в нас сотворит, по слову Его: се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь. Слово 2-е на Вознесение Господне (7 июня 1951 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! Во время сегодняшнего богослужения мы слышали с вами такие слова: «Ангели дивятся, Человека зряще превыше себе» (1-я стихира на «Господи, воззвах» праздника Вознесения Господня). Вот как высоко вознесено человеческое естество в лице Господа нашего Иисуса Христа, будучи превознесенным превыше Ангелов! Как же теперь человек должен быть внимателен к себе, дабы удержать свое естество на должной высоте, ничем недолжным не опорочив его в своей жизни. В современном мире мы встречаем людей верующих и неверующих. Неверующие неверием своим сами отстраняют себя от искупительного подвига Христова, а потому и от спасительного плода этого подвига – от вечной жизни с Господом. Однако и считающие себя верующими, но по сути делами своими не живущие по вере Христовой тем самым – подобной реальной греховной жизнью – отстраняют себя от единственного своего христианского призвания – от стремления к той высоте, на какую вознес человека, человеческое естество Богочеловек и Господь наш Иисус Христос. Как же поэтому нам, в отличие от упомянутых полных «Неверов» и «полуверов», следует стремиться к этой высоте, к духовному облагораживанию нашего человеческого естества – через живую веру Христову! Известно, что в древние времена первохристиане были нередко очень почитаемы и уважаемы. Их любили, несмотря на окружавшую языческую среду и даже гонения. Их уважали – потому что на них можно было положиться и потому что они были честными, хорошими, преданными гражданами, добросовестно исполнявшими свои обязанности. И такими их делала именно вера Христова. Их высоко возносили над современным им языческим обществом присущие им высокие моральные принципы, возвышенные идеалы и заповеди христианской веры. Христова евангельского учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вот человек не бывает в храме недели, потом – месяцы, потом – годы. Он не читает Евангелия, забывает о молитве. И таким образом все более и более забывается им единственно нужное – искание Царства Божия... И не эти ли излишние заботы о житейском, об удовольствиях являются причиной того, что храмы наши пустеют и порой становятся пустыней невозделанной и бесплодной – в то время как мирские зрелища, не наполненные никаким подлинно духовным содержанием и потому не дающие никакого удовлетворения душе, влекут к себе огромные массы. Но ведь когда-то всему этому забвению о Боге и Царстве Его приходит неизбежный конец. И человек оставляет все собранное им, то тленное, о чем он так заботился всю свою жизнь, неизвестно кому, и притом не наследует Царства Небесного, которого и не искал и на поиски которого у него все не было времени. И так человек остается, как говорится, у разбитого корыта. Его надежды на себя кончились ничем, а о Боге он в своей суете забыл и надежды на Него и Промысл Его и не возлагал... Как безотрадно и страшно такое состояние человека! Будем же поэтому в первую очередь надеяться не на собственные заботы о себе, а на Божию о нас заботу; будем надеяться на то, что Промыслительная Десница Господня, дарующая нам дыхание и жизнь, пекущаяся о хлебе, одежде и всем прочем благом для нас, не оставит нас и впредь. И с верою будем искать, как призывает нас Господь, прежде всего Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (мф в, 33). К этому исканию я и призываю всех вас, к исканию – в течение нашего краткого земного существования – лишь вечных, нетленных и нескончаемых благ Царства Небесного. Пусть в нашей жизни ничто не затмит этого искания. А для этого будем любить Церковь , будем посещать ее храмы и молиться в них, будем ее достойными сынами и дщерями. Будем любить Бога и искать благодати Его, чтобы всем нам сподобиться войти в вечное Царство Христово, где радость бесконечная, веселие неизреченное и празднование, ни с чем не сравнимое. Не променяем же ни на что из сей временной жизни ту вечную радость Царства Пресвятой Троицы, радость Царства

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Все же мы да воспользуемся достойно теми драгоценными плодами нашей веры и той благодати, которую даровал нам Господь Своим Крещением и которую, по милости Его, обрели мы с вами в собственном нашем крещении. Оживотворенные и укрепляемые ею, будем стремиться наследовать нескончаемую, вечную, блаженную, радостную жизнь в Царстве Небесном, в Царстве Пресвятой Троицы – за молитвы Пресвятой и Пречистой Богородицы, честного, славного пророка. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и всех святых. Аминь. О христианских добродетелях (Поучение на всенощном бдении праздника Богоявления – Крещения Господня) (1970) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! Вспоминая и празднуя ныне великий день Крещения Господня, принятого Им на Иордане от Предтечи Его и Крестителя Иоанна, Святая Церковь предлагает нам в научение замечательное собрание, можно сказать, целый букет благоуханных христианских добродетелей. Чему же учит нас это благословенное событие – Крещение Господне, явившее миру, всем нам, возможность спасительного ведения Бога как Единой Триипостасной Троицы и обретения – через наше собственное крещение – полноты Ее благодати? Быть может, прежде всего событие это учит нас покаянию, ибо святой Иоанн Креститель главным образом и проповедовал перед пришествием к Нему Спасителя именно покаяние. Выступая на свою проповедь и зная, что на землю уже сошел Сын Божий Иисус Христос, он так и обращался к народу израильскому: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф 3, 2 ); при этом Иоанн повторял слова, сказанные еще святым пророком Исаией: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему (Мф з, 3). Приготовить же достойную встречу Спасителю, Агнцу Божию, грядущему взять на Себя грех мира ( Ин 1, 29 ), и можно было только всеобщим покаянием, искренним признанием всей греховности прежней многострастной человеческой жизни. Событие крещения Господня учит нас и величайшей из добродетелей и обязанностей христианских – страху Божию. Ведь и сам Иоанн опасался крестить, то есть очищать от грехов, Самого Господа нашего Иисуса Христа, хотя и совершенно безгрешного, но, однако, требовавшего от него крещения. Он так и говорил Иисусу, что, напротив, это ему нужно просить у Него крещения, и тем самым проявлял столь свойственный ему великий Страх Божий. Вот такому благоговейному чувству следует научаться и нам, ибо эта изначальная человеческая добродетель есть одна из самых важных для каждого из нас, и недаром еще мудрый Псалмопевец восклицал: Начало премудрости страх Господень (Пс но, ю). Страх

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всеми силами своей души чаяли они пришествия обетованного Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа. Об этом чаянии слышим мы от святого пророка Исаии: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог ( Ис7,14 ). И это о них, ветхозаветных праведниках, говорил Иисус Своим ученикам: многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали ( Мф 13, 17 ). С каким напряжением всматривались они в даль будущих счастливых времен, когда на землю придет наконец Спаситель человеческого рода! Вся жизнь их была верою в это пришествие, ожиданием его; вот такой своей верой они и угодили Богу. В этом уповании они старались жить праведно, свято, – потому и Церковь ублажает их, наряду с новозаветными святыми, воспевая ныне и обращаясь ко Господу: «...верою праотцы оправдал еси» (тропарь). Можно сказать, что каждый из тех ветхозаветных праведников выразил в своем лице ту или иную особенно характерную именно для него добродетель. Так, например, Авраам – это образ глубокой преданности воле Божией, вплоть до согласия на заклание собственного единственного сына, – настолько он готов был следовать этой воле и повиноваться ей. Исаак выразил собою жертвенность, будучи готовым явиться пред Богом жертвенным агнцем, подобно тому как стал Агнцем Божиим Господь наш Иисус Христос, закланный «за живот мира», за его спасение от вечной смерти. Иаков сподобился дивного видения «лествицы», идущей от земли до Небес, – преобразовательного символа Божией Матери, Которая рождением Сына, Богочеловека Христа, и соединила небо и землю. Ной отличался особой праведностью, за что и удостоился быть спасенным от потопа и стать вторым родоначальником человечества. Иову были свойственны великое многотерпение в скорбях и болезнях и преданность Богу в любых несчастьях. Все они ожидали и жаждали прихода Спасителя, все были бы рады «видеть день Его» – и не увидели. Лишь глубокий старец, святой праведный Симеон Богоприимец, сподобился этой радости, восприняв в храме на свои руки Спасителя и вознеся Ему трогательную молитву: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко (лк 2, 29). С этими словами Симеона отошел в вечность Ветхий Завет и наступил Новый – Завет с Богочеловеком, Сыном Божиим, тогда еще Богомладенцем Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всё это знали они до Его смерти на Кресте и последующего за нею Воскресения. И подобное этому же узнавали они также и в те сорок дней, в которые пребывал Он с ними уже воскресшим. И тогда Он преподавал им всем радость и мир, чудесным образом являясь пред ними дверем затворенным ( Ин 20,19 ), то есть беспрепятственно проходя сквозь все закрытые двери. И вот теперь их Божественный Учитель Любви вознесся с пречистою Своею плотию в горние селения к Своему Отцу. Однако, соделавшись по видимости сиротами, Его ученики и последователи имели великое утешение в том, что сохранили у себя оставленное Спасителем Божественное Учение, слово Божие, – вся глаголы жизни ( Деян 5, 20 ), которые слагала в сердце Своем Пресвятая Дева и которые хранили апостолы. Слово это мы и сегодня слышим в Евангелии – все то, что явил Он нам как единственную истину Божию, все то, что обещал Он каждому верному Ему человеку, всем Его верным последователям – верным даже до смерти ( Откр 2, 10 ). Какое неоценимое сокровище оставил всем нам Господь! Оставил Он нам и Свою Церковь Христову, а в Церкви – великое спасительное Таинство Святых Тела и Крови Господней, заповедав это Таинство Сам: Сие творите в Мое воспоминание ( Лк 22,19 ). Так не должны ли мы всем сердцем устремляться к Святой Евхаристии, к Причащению, тем самым как можно чаще вспоминая о Нем и, более того, соединяясь в этом Таинстве с Ним Самим? Великое утешение апостолам и Пречистой Его Матери заключалось и в Его обещании, отлучившись от них видимым образом – плотию, незримо оставаться с ними до скончания века, о чем Он и сказал им, а вместе с ними и всем нам: се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф 28, 20 ). Об этом же поет сегодня Церковь – из своего опыта почти двух тысячелетий: «...никакоже отлучался, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь С вами И никтоже на вы!» (кондак Вознесения). В самый день вознесения Господня ученики Его были утешены и тем, что, оставляя их тогда без видимого Своего присутствия, Он повелел им не отлучаться из Иерусалима, но ожидать Духа Утешителя, Которого пошлет от Отца. Поэтому они имели все основания радоваться, возвращаясь в Иерусалим с горы Елеонской. И радость их полностью оправдалась в совершившемся вскоре схождении на них Духа Святаго в «огненных языках», положившем начало всемирной их апостольской проповеди и рождению Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вспомним же ныне об этой глубокой и чистой вере сотника, – и не с такой ли верой следует нам просить Господа друг о друге? Та ли мера веры и те ли пути жизни у нас, чтобы они могли привести нас к Царствию Небесному? Не ведут ли эти пути нас, напротив, во тьму кромешную? И не следует ли нам, наконец, устрашиться такой ужасной участи? Ведь еще не поздно, еще Господь предлагает нам Свою милость, еще не затворяет для нас врат вечной жизни – и еще есть у нас время исправить свои пути! Постараемся же выбрать пути, ведущие к жизни вечной. Будем подражать смирению сотника, его милосердию, его любви и глубокой вере, будем подражать его пути в Царствие Небесное. Аминь. Слово в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (1953) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! Ныне мы вспоминаем память великих благовестников Христова учения – святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Много они потрудились для распространения слова Божия, для распространения христианства; многих привели они ко Христу, много основали поместных Церквей: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» (прокимен службы святых апостолов). Не жалея себя, не жалея своей жизни, подвизались они ради Христа. И ради благовестия Христова им много пришлось претерпеть не только трудов, но и скорбей. Неоднократно их избивали, заключали в темницы. Апостол Павел часто находился в опасности, три раза терпел кораблекрушение, пребывал, как пишет он и своем Послании к Коринфянам, в труде и в изнурении... в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе (2 Кор и, 27). И наконец, за Христа же они положили и свои жизни. Святой апостол Петр был распят на кресте вниз головой, и это сделали именно таким образом по его же собственной просьбе, ибо он считал себя недостойным быть распятым обычным способом – подобно Христу. Святой апостол Павел, как и Петр, был тоже убит в Риме: его усекли мечом. Несмотря на все преследования, они благовествовали ради Христа и, распространяя повсюду Его Божественное слово, трудились во славу Божию – даже до смерти. И учение Христово, благодаря их подвигу, их жертвенному служению, дошло через их преемников и до нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вспомним сегодня, например, о святой Марии Египетской, которая была поначалу столь великой грешницей, что сила Божия даже не допускала ей войти в церковь . Но и она смогла покаяться и настолько исправить свою жизнь, что стала великой преподобной. Господь принял ее покаяние и увенчал ее особой святостью. Вот как самый последний грешник или грешница способны исправиться через покаяние! Можно привести и еще один замечательный пример – из жития преподобного отца Иакова Постника, который, уже прославившись чудесами, изгонял бесов. Как-то он изгнал беса из некоей девицы, а потом искушением диавольский впал с нею в грех и потом убил. Враг хотел после этого ввести его в другой грех – в погибельный грех отчаяния. Но Иаков, опомнившись, ушел с прежнего места, нашел пещерную гробницу, где лежали кости какого-то мертвеца, сгреб их все в один угол и затворился в этом каменном гробе на покаяние. И вот однажды в той стране наступили бездождие, великая засуха и буря. Все люди молились с постом там в это тяжкое время, и их епископу было откровение, что есть здесь некий святой отец, живущий во гробе, и что если он помолится, то все бедствия прекратятся. Его разыскали, умоляли выйти и помочь своей молитвой, но он даже не отвечал. Буря и бедствия еще более усилились. Народ же еще более усилил молитвы и пост, и епископу было опять откровение – некий голос сказал: «Иди к рабу моему Иакову, и если он помолится, то все бедствия прекратятся». И вот все пошли к его пещере, вновь просили его о молитве и в конце концов насильно открыли двери гробницы. Он же, не решаясь и очи возвести к небу, воздвигнув, однако, руце горе, долго молился о тех людях. И вот еще не окончил он своей молитвы, как пошел большой дождь, песчаная же буря прекратилась. Тем самым Иаков получил извещение от Бога, что Господь простил ему его грехи. После этого он вновь начал совершать многие чудеса благодатью Христовой. Видите, как Господь принимает кающихся и прощает их: объятия Отчи вновь и вновь отверзаются всем искренне кающимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Встречали Его при этом и как возможного, долгожданного Мессию – Царя-Спасителя, Который наконец свергнет политическое римское иго и освободит страну от нашествия иноплеменников-римлян. Не в последнюю очередь именно поэтому так и ликовала значительная, вероятно, часть жителей Иерусалима. Однако такие чаяния их были напрасны. И уже самый вид вхождения Христа Спасителя в их град – отнюдь не величественный, а на кротком ослике, в сопровождении не пышной царской свиты, а лишь небольшого числа Его учеников, частью простых рыбаков, – самый вид этот говорил о том, что в израильскую столицу вступает не земной воин-освободитель, не царь Иерусалима земного, но Царь Иерусалима Небесного! Смиренно седя на жребяти осли ( Ин 12,15 ), Он въезжает в город под ликующие крики иудеев не как грядущий победитель римлян, но как Победитель смерти, Победитель, Чье Царство суть не от мира сего ( Ин 18, 36 ): Он идет сюда, чтобы победить ад, чтобы победить грех! Напрасны сугубо земные надежды встречающих Его: у Господа совсем иная задача – не спасение евреев от римского ига, а спасение всего мира от ига греха и смерти. Именно такой небесной надежде на сокрушение смерти, подтвержденной воскрешением Господом Лазаря, и посвящает ныне свое празднование Церковь , воспевая в замечательном тропаре: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе, победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне». Воскрешением друга Своего Лазаря Спаситель прообразовал будущее воскресение всех нас, грешных, и будущую вечную нашу жизнь. Этим же воскрешением Он еще более хотел уверить Своих учеников и в близком собственном Своем Воскресении, уже теперь показав им, что для Него все возможно, что Ему все повинуется, что Он – Всемогущий Господь, перед Которым трепещет даже сама смерть! И вот, дорогие братие и сестры, в отличие от ветхозаветных иудеев, именно такого Победителя наших смертных уз, воскресившего и Лазаря, и Себя Самого, мы и встречаем с вами сегодня с такой радостью и с таким ликованием! И мы знаем, чему так радуемся и о чем так ликуем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вся жизнь праведного Симеона направлялась Святым Духом, и только будучи руководимым Им, он и смог стать смиренным Богоприимцем. Можно сказать, что на его примере был явлен, на самой границе Ветхого и Нового Заветов, как бы прообраз главной цели христианской жизни – стяжания Святаго Духа. О таком стяжании Духа как основной задаче всего нашего христианского пути говорил – уже многими столетиями позже – и наш великий отечественный святой, преподобный Серафим Саровский , поучавший, что даже все наши добродетели: молитвы, пост и другие, если они не дают благодати Святаго Духа, не имеют никакой цены и никакого смысла. Поэтому и нам, братие и сестры, следует прежде всего искать спасительной Божественной благодати, которую мы можем получить, только пребывая в лоне Святой Православной Церкви, только в молитвенном посещении храма Божия и только приобщаясь совершаемых в нем Таинств. Эта благодать Божия, как учил преподобный Серафим, и есть тот самый елей, что находился в светильниках тех пяти мудрых дев из евангельской притчи (см.: Мф 25, 1–13 ), которые должны были, зажегши их, выйти навстречу ожидавшемуся жениху. Огонь же, возгоревшийся из этого елея, суть – огнь веры! И вот, когда явился Жених, то мудрые девы зажгли свои светильники: священный огонь веры воспылал в них, и девы эти оказались готовы к встрече Небесного жениха. У других же пяти дев – «неразумных» – такого елея благодати в светильниках не оказалось, и войти в чертог брачный они не смогли. Пока же пошли они этот елей покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились ( Мф 25 , ю). Господи! Господи! Отвори нам ( Мф 25,11 ), – взывали пять неразумных, но лишь услышали в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас ( Мф 25,12 ). Будем же и мы, возлюбленные братие и сестры, искать благодати Святаго Духа, этого горящего елея нашей веры, чтобы и мы при отходе из сей временной жизни смогли, подобно праведному Симеону, с легкой душой воспеть Богу дивную песнь святого старца- Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видеста очи мои спасение Твое». Аминь. Слово в Неделю о блудном сыне

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Выполнять требования Нового Завета, конечно же по личной греховности нашей, гораздо труднее, но и насколько прекраснее в этом случае бывают результаты! Какой сонм святых явил он миру, какие вершины человеческой святости! Будем же и мы хотя бы пытаться жить прежде всего по Завету Новому, по Завету Христову – ради восстания нашего из тех бездн духовных падений, в которые мы обрушиваем сами себя собственными грехами и всяческими уклонениями от заповедей Божиих. Не принимающих же Господа и враждующих против Него и Его Нового, Евангельского Завета следует только глубоко пожалеть, молясь об их просвещении Светом Божиим и призывая их к духовному прозрению, дабы не впасть им, если не покаются, в неотвратимую и вечную погибель. Мы же, вспоминая сегодня то древнее «сретение» Господне, постараемся – каждый считающий себя христианином – приготовить и свою душу к грядущей нашей встрече с Ним, встрече, ожидающей любого из нас по исходе нашем. Будем стараться очистить душу покаянием и украсить хотя бы малыми добродетелями, постоянно пытаясь следовать заповедям Христовым и помня слова Его: Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема и обитель у него сотворима ( Ин 14, 23 ). Будем стремиться к тому, чтобы и нам – при нашем переходе в вечность – удостоиться услышать эти так укрепляющие нас ныне слова Господни. Аминь. Слово на день преподобномученика Корнилия, Псково-Печерского чудотворца (20 февраля ст. ст. 1970 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! Сегодня мы молитвенно празднуем память преподобномученика и чудотворца Корнилия, замечательного строителя и благоукрасителя нашей Псково-Печерской обители, где и почивают его святые мощи. Сей богоизбранный муж родился в 1501 году, вероятно, в самом Пскове, в довольно знатной семье. Отца его шали Стефаном, мать – Марией. Родители дали сыну хорошее по тем временам образование, а главное, воспитали его добрым христианином – возможно, в одном из местных монастырей, где он, помимо обучения книжности и иконописному делу, добросовестно исполнял нее необходимые в обители послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010