вернулся в Париж на Трехсвятительское подворье исполнять священнослужительские обязанности. В 1933 г. к Пасхе награжден Его Высокопреосвященством Митрополитом Елевферием наперсным крестом. Вследствие отъезда Высокопреосвященнейшего Архиепископа Вениамина в Америку, Настоятеля Трехсвятительского подворья в Париже, назначен апреля/2 мая 1933 г.] Его Заместителем [на подворье; по другим данным это назначение состоялось 12 марта того же года]. В мае 1934 года опять выбыл в г. Ниццу, где и пребывал священнослужителем при храме Державной Божией Матери до отъезда в Америку... 8/21 сентября 1936 года... был уволен из Западно- Европейских приходов для поступления в Северо-Американскую Епархию». Учитывая все сказанное и отмечая добросовестное отношение отца Феодора ко всем возлагавшимся на него послушаниям, не удивительно, что когда владыка Вениамин был направлен Московской Патриархией в качестве ее представителя в США, в сане архиепископа Алеутского и Северо-Американского, временного экзарха в Северной Америке, то в качестве помощника и личного секретаря он, начиная уже не справляться со множеством дел, через некоторое время вызвал из Франции в Нью-Йорк именно игумена Феодора, как хорошо уже ему известного, искренне преданного и Церкви, и ему лично и к тому же достаточно образованного инока. Соответствующие записи обоих «Формуляров» сообщают: «Будучи канонически отпущен Высокопр. Елевферием, митрополитом Литовским и Виленским, 14/27 октября 1936 года прибыл в Америку... С этого времени состоял священнослужителем Серафимовского подворья в Нью-Йорке и секретарем Высокопр. архиепископа Алеутского и Северо- Американского, экзарха Московской Патриархии Вениамина (ныне митрополита) до 17/30 августа 1937 года, когда выбыл вследствие назначения его Высок, архиепископом Вениамином в город Сан-Франциско, Калифорния» (Архив Псково-Печерского монастыря). Вспоминая позже об этих годах, епископ Феодор особо отмечал трудности, с которыми столкнулся тогда экзарх и за океаном: «Как в Европе, так и в Америке владыке Вениамину пришлось пережить много лишений и неприятностей, особенно в начале служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вручение ордена епископу Феодору состоялось в Псково-Печерском монастыре 11 июня 1980 года. В ответ на выраженные ему тогда поздравления и добрые пожелания владыка сказал в ответном слове: «Блаженной памяти митрополит Евлогий имел обычай давать постригавшимся студентам имена учеников преподобного Сергия Радонежского. Мне было дано имя племянника преподобного – святителя Феодора, архиепископа Ростовского. Сегодня я награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского. Хочется верить, что преподобный Сергий будет помогать мне в дальнейшем служении Богу и Церкви и доведет меня до Небесного Царствия Божия». И в пожилые уже годы, несмотря на болезни и немощи, владыка Феодор все же порой совершал богослужения в храме, всегда старательно исполнял келейное правило, духом был бодр и спокоен. Те, кто общались с ним, неизменно отмечали его искреннее радушие, добродушие и евангельскую простоту. В 1985 году здоровье владыки резко ухудшилось. Он стал готовиться к переходу в жизнь вечную. В канун празднования Похвалы Пресвятой Богородицы, 29 марта, над ним было совершено Таинство елеосвящения, и в самый день праздника он причастился Святых Христовых Таин. Утром 3 апреля, в среду 6-й седмицы Великого поста, владыка Феодор мирно почил о Господе. По обычаю, накануне погребения был совершен парастас по почившему, а 5 апреля, в Страстную пятницу, митрополит Псковский и Порховский Иоанн, в сослужении монастырской братии и клириков как Псковской, так и других епархий, при множестве пришедших мирян, совершил отпевание владыки Феодора. Под традиционный погребальный звон всех монастырских колоколов, под пение ирмосов Великого канона гроб с телом почившего епископа был обнесен вокруг монастырской площади, примыкающей к пещерному Успенскому собору, и поставлен в «Богом зданных» пещерах Псково-Печерской обители, рядом с могилами архиепископа Андрея (Сухенко; 1972] и епископа Иоанникия (Сперанского; 1969). После совершения заупокойной литии тело владыки было предано земле. «Неужели мы, все русские, не можем собраться под единый спасительный кров нашей Матери-Церкви?» – так взывал к своей зарубежной пастве в одной из проповедей владыка Феодор. И эти слова для него особенно естественны, поскольку постоянной его скорбью был именно тот недуг разделения, что поразил в XX столетии его любимую Родину, соблазненную мифом безбожного коммунизма; тот отход от Христа и Его Церкви как единого Дома Божия, а отсюда – и духовный раскол нации. Причем особенно тягостным для владыки (тем более – как «эмигрантского» архиерея!) было то, что раскол этот проявлялся не только в самой России, но и повсеместно за границей, в собственно эмигрантской среде, – как в общественной жизни, так и в непосредственно религиозной сфере, когда русские люди в итоге всех своих разделений и противостояний оказались рассеянными к тому же и по разным церковным юрисдикциям.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как молится Она о возвращении их на путь Вечной Жизни, призывая к этой молитве и всех нас! Успение Пречистой есть одновременно и добрый итог всей Ее святой жизни, и дивный образец христианской кончины для каждого из нас, кончины «непостыдной и мирной», кончины в чистоте совести и в мире с Богом. Славное Ее Успение призывает нас к очищению от грехов, к стяжанию благодати Божией, к искреннему покаянию, к отказу от пристрастия к земным тленным вещам, – и чем более мы будем стремиться так жить, тем менее страшной будет становиться для нас сама смерть, тем спокойнее будем мы и смотреть на нее, и встречать ее... Станем же, возлюбленные, пока не поздно, так устраивать нашу жизнь, чтобы встретить и смерть нашу как блаженный и непостыдный исход – уповая всем сердцем на милосердие Божие, в надежде на мирный и добрый ответ наш на «Страшней Судищи Христове». Аминь. Из первых проповедей епископа Феодора по возвращении его в Россию (Свято-успенская обитель в Одессе и монастыри Молдавии, 1956–1957) Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы (1956, Одесса) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! Ныне мы празднуем великий день «главизны спасения нашего», день Благовещения Пресвятой Богородицы. После грехопадения первых людей милостивым Господом было обещано им, что «семя Жены сотрет главу змия». Но долго готовил Господь падшее человечество к принятию им грядущего Спасителя. Многие века святые пророки предрекали пришествие Его в мир, совершенно беспомощный в своем падении, в своем бесконечном духовном несчастий. Пророк Исаия, один из наиболее выдающихся возвестителей воли Божией, сравнительно незадолго уже перед пришествием Спасителя в мир предсказывал, что Он явится от Девы: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил ( Ис 7,14 ), что означает: «С нами Бог!» Явится Тот, Кого назовут: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира ( Ис 9,6 ). Так постепенно приближались сроки спасения, так исподволь подготавливал через Своих служителей Господь все человечество к славному Своему пришествию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда отца Иоанна Кронштадтского спросили: «Батюшка, откуда у вас такая вера?» – он ответил: «Я жил в Церкви», то есть жил жизнью Церкви, ее молитвами, ее богослужениями, ее книгами, ее праздниками, всей ее жизнью. Будем же, возлюбленные братие и сестры, тоже жить жизнью Православной Церкви, оберегать ее правдивую, единственно истинную веру, сохраненную во всей полноте со времен святых апостолов; будем лелеять нашу Мать- Церковь , и, поверьте мне, такою жизнью вы принесете великую пользу и себе, и легче и совершеннее передадите ее своим детям, и сами унаследуете жизнь вечную». В этих столь искренних и, казалось бы, столь простых, но оттого не менее мудрых и спасительных словах владыки Феодора замечательно то, что они, сказанные в определенных исторических, а потому и временных, условиях существования его эмигрантской паствы, несли в себе непреходящую и всепобеждающую – одну на все времена и сроки! – Божию Истину... И отсюда вполне естественно, что слова эти остаются дорогими и поучительными также и для нас, современных православных христиан, они и сегодня продолжают звучать горячим призывом к сохранению нами веры и передачи ее нашим детям и всем ближним – ради спасения их во Христе Иисусе... Вообще тема спасения всегда оставалась излюбленной для владыки Феодора и часто звучала во многих его проповедях и поучениях. До нас дошла, в частности, проповедь , посвященная именно этой теме, – она так и называется: «Слово о спасении». Проповедь была сказана 9 октября 1949 года в Буэнос-Айресе, когда владыка как бы подводил первые итоги своего пребывания в Аргентине: храм был устроен, паства более-менее уже определилась и собралась вокруг своего архиерея, службы совершались систематически и, учитывая сложные эмигрантские условия, достаточно часто, в постоянных проповедях владыки неизменно звучали непременные евангельские темы, – и вот однажды он решил сказать пастве поучение более общего порядка, которое еще раз подчеркнуло бы сущностный смысл всей евангельской вести, еще раз указало бы на самую суть дела Христова – спасение человека, тем самым призвав каждого к еще большему сотрудничеству со своим Творцом, Жизнодавцем и Промыслителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Любопытно, что вверху этого же листа владыка Феодор приводит цитату из «Добротолюбия» – именно с православным, сугубо «энергийным», а не «сущностноприродным» пониманием присутствия Божия, когда Бог действенно отвечает нам на наши молитвенные призывания Его имени: «Святой Григорий Синаит говорит: «Молитва есть Бог действующий» («Добротолюбие»)». II. Почему епископ Феодор сохранил каноническую верность Русской Православной Церкви Московского Патриархата? (письмо митрополита Вениамина о евлогианском расколе) Среди обнаруженной составителями этой книги части личного архива епископа Феодора сохранился один из машинописных экземпляров письма владыки Вениамина (Федченкова) от 7/20 февраля 1931 года по поводу ухода митрополита Евлогия (Георгиевского) в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Адресат письма пока неизвестен, поскольку имя его (из неясных для нас соображений) было кем-то зачернено. Показательно, однако, что епископ Феодор постоянно хранил это письмо и счел необходимым привезти его (спустя более четверти века, прошедшего после проставленной в нем даты) на Родину – среди важнейших своих архивных бумаг. И это, в общем, не удивительно, поскольку данное письмо представляет собой, по сути, программный документ, в котором ясно излагаются причины того, почему владыка Вениамин сохранил верность Московскому Патриархату, не пойдя на рубеже 1920–1930-х годов за митрополитом Евлогием «в Константинополь». Из этого текста становится также еще более понятным, почему он признал канонически законной церковной властью единственно «власть Москвы»: митрополита Сергия (Страгородского) , а также его полномочного представителя в Западной Европе – митрополита Литовского Елевферия. Четко изложенная в письме и, безусловно, во всем предельно церковная позиция владыки Вениамина по столь болезненному тогда вопросу сразу же стала и позицией иеромонаха Феодора (Текучёва). И он, и содруг его по Свято-Сергиевскому Богословскому институту в Париже иеромонах Стефан (Светозаров) – полностью доверились духовному опыту владыки Вениамина, поддержав в тот момент своего наставника вполне конкретными действиями: именно они (упомянутые, кстати, в этом письме как «два иеромонаха, близкие по духу») оказали ему помощь в создании первого «московского» прихода в Париже с храмом во имя Трех святителей «на Петель».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однако ныне мы празднуем не только это великое для собравшихся тогда апостолов и для всего мира событие. Сегодня мы также радуемся и тому, что через них ту же полноту благодати Святаго Духа обрела и вся Церковь , рожденная в тот день в скромной Сионской горнице, а уже через нее – сподобились той же возможности получения даров Духа и мы, православные христиане всех времен и народов. И, по сути, вся жизнь человека, верующего во Христа со Отцом и исходящим от Него Святым Духом, заключается, по слову великого нашего святого – преподобного Серафима Саровского , в «стяжании», то есть в обретении, предельно возможной для нас полноты благодати, изливаемой Духом Святым. По живому опыту Церкви, благодать в день празднования Сошествия Святаго Духа особенно обильно подается всем, искренне жаждущим ее. И потому мы с особым молитвенным усердием должны сегодня просить этой благодати Святаго Духа и на весь последующий год, и на всю нашу последующую жизнь, дабы иметь благодатные духовные силы для соделывания своего спасения, без которых оно невозможно... Как необходимо нам живое действие в нас печати дара Духа Святаго, которой некогда сподобились мы в Таинствах крещения и миропомазания! Однако действие это будет осуществляться в нас только в ответ на продолжающиеся собственные наши усилия ко спасению, в ответ на нашу молитву, на нашу любовь к Богу и к ближним, за которых Господь и взошел на Крест, в ответ на искреннее наше желание быть на деле, а не на одних только красивых словах, подлинными христианами, чадами Духа Святаго. Да сподобит же Он нас святой Своей помощи, чтобы достойно и благочестно пройти нам весь путь нашей жизни – с надеждой на добрый ответ на Страшном Судищи Христовом и на достижение нами, по милости Божией, Царства Пресвятой Троицы, Ейже и слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Под сенью дома Пресвятой богородицы проповеди епископа Феодора – печерского инока (Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 1965–1977) О плотском и духовном обрезании (Слово в Неделю перед Воздвижением Креста Господня) (7/20 сентября 1970 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! В предложенном сегодня нашему вниманию небольшом апостольском чтении святой апостол Павел обращает наше внимание на то, что с принятием христианства мир оставляет многие внешние требования ветхого закона, сохраняя из него для себя лишь основную Бого- духновенную его сторону, которую, принимая в целом, однако, «исполнил», то есть восполнил, дополнил, Господь наш Иисус Христос благодатью Святаго Духа, посланной Им от Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Особенно жестоким гонителем иконопочитания был царь Феофил, который заслуженно и пострадал за свое нечестие: он так заболел, что даже внутренности выходили у него наружу. Его супруга, царица Феодора, видела сон, в котором Ангелы наказывали Феофила, и потому пыталась склонить его к почитанию икон. При последующем Патриархе Мефодии, при поддержке со стороны Феодоры, в 787 году был собран наконец Седьмой Вселенский Собор, на котором иконопочитание восстановили, а иконоборцев предали анафеме. С этого времени святые отцы и утвердили особое празднование в воспоминание низвержения иконоборчества – день Торжества Православия, а храмы наши стали вновь обильно украшаться иконами, способствуя самому живому нашему богообщению, научая нас христианской жизни и помогая нам изливающейся через них благодатью Божией. Ведь икона – это слово Божие в красках; и как Евангелие учит нас истинам Христовым словом, точно так же святые иконы учат нас тому же своими красочными живописными изображениями. О святых иконах и их духовном смысле немало было написано византийскими отцами: так, весьма известен трактат на эту тему святителя Андрея Критского ; особо же замечательны «Три слова в защиту икон» преподобного Иоанна Дамаскина . Но об иконах мы встречаем записи и в поучениях гораздо более позднего периода, потому что православные иконописные образы дороги верующим любой эпохи. Например, пишет об иконопочитании и великий наш пастырь отец Иоанн Кронштадтский , обращаясь к нам с таким увещанием и изъяснением смысла иконы: «Вы смотрите на икону Спасителя и видите, что Он взирает на вас пресветлейшими очами, – это взирание и есть образ того, что Он действительно взирает на вас яснейшими солнца очами Своими и видит все ваши мысли, слышит все ваши сердечные желания и вздохи. Образ – образ и есть, в чертах и знаках он представляет то, что не начертаемо и не означаемо, а постижимо только верою. Верьте же, что Спаситель всегда на вас призирает и видит вас всех – со всеми вашими думами, скорбями, воздыханиями, со всеми вашими обстоятельствами, как на ладони... Итак, молитесь пред иконою Спасителя, как бы пред Ним Самим. Человеколюбец присущ ей благодатию Своею, и очами, на ней написанными, точно взирает на вас: «на всяком месте очи Его сматряют» – значит, и на иконе, и слухом, на ней изображенным, слушает вас...» (Моя жизнь во Христе, т. 4. ч. 1. с. 13). А в другом месте он говорит так: «Всемогущая сила Божия, сущая и действующая во всем мире, сосредоточивается – подобно тому как солнечные лучи собираются в фокусе или в стекле – в святых иконах» (Цит. по: Журнал Московской Патриархии. 1968. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прибыв в Америку единственным, по сути, тогда архиереем – сторонником патриаршей Церкви, митрополит Вениамин оставил после себя здесь трех викариев: архиепископа Филадельфийского и Карпаторусского Адама (Филипповского, 1956), которому он помог урегулировать вопрос о его не совсем каноничной хиротонии, епископа Монреальского и Канадского Антония (Васильева; скончался в 1953 году в одесском Свято- Успенском монастыре), епископа Аргентинского Феодора (Текучёва), которого он хиротонисал для Южной Америки. В связи с хиротонией епископа Феодора Святейший Патриарх Сергий в шутливой форме писал владыке Вениамину: «Теперь Вы можете доставать и до самого сапога Аргентинского [здесь: намек на подобный общий контур Аргентины на географической карте], а самому [Вам] ездить туда не надо из-за дальности расстояния». Во время пребывания в Америке митрополит Вениамин часто посещал свои американские и канадские приходы, совершал в них богослужения, за которыми неизменно проповедовал. Сам вел канцелярию Епархиального управления и обширную переписку. Он лично отвечал каждому на его письмо, а также на праздничные приветствия. После богослужений митрополит Вениамин за трапезой любил вести назидательные беседы о жизни святых, подвижников, святителей, замечательных людей или рассказывал о поучительных случаях из своей жизни. Эти беседы всегда были увлекательными и интересными, очень объединяли верующих людей. Митрополит Вениамин был также и замечательным проповедником, красноречивым церковным оратором. У владыки было много почитателей его проповеднического таланта. Однажды его спросили: «Владыка, что Вы чувствовали, когда первый раз сказали хорошо проповедь?» Митрополит ответил: «Не думал, что сказал хорошо!» Высокопреосвященный Вениамин очень любил народ, народ отвечал ему взаимной любовью. Особая деятельность выпала на долю митрополита Вениамина во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Владыка Вениамин был убежденным патриотом. В первый же день войны он твердо заявил: «Все кончится добром!» Во всех храмах его епархии за каждой Литургией возносилась молитва о даровании Родине победы над врагом. Сам митрополит Вениамин выступал с лекциями, речами на разных собраниях в различных городах Америки, где производились денежные сборы в пользу нашей Родины. В то время владыка совсем не жалел себя. Даже будучи очень больным, он говорил: «Сейчас некогда болеть» – и ехал на очередное собрание, чтобы выступить там. Помощь Родине он считал важнейшим делом...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Симеон, то хотя бы в открытые, пусть и недостойные, наши сердца. Только приняв Его и только находясь с Ним, мы всегда будем подлинно счастливы и будем подлинно радоваться дарованной Им жизни. Праведный Симеон встретил Спасителя, Которого принесли именно во храм, и блаженная встреча происходила во храме. Точно так же и наше спасительное «сретение», наша встреча с Господом – ив Таинстве крещения, и в Таинстве Причащения – чаще всего происходит во храме. Будем же всегда и далее стремиться во храм, как олень стремится на источники водные ( Пс 41, 2 ); именно здесь мы скорее сможем встретить Христа и принять Его в свои души; именно здесь Он скорее придет к нам и вселится в нас, дабы и мы смогли вкусить того же счастия, что и встретивший Богомладенца праведный Симеон. И будем искать этой встречи с Господом все упорнее и постояннее, прилагая для этого наше усердие, труд и молитву, – и Господь не оставит нас. С Богом же мы всегда будем счастливы – ив течение всей нашей жизни, и когда наступит наш смертный час. Тогда и каждый из нас, если пребудет с Господом до конца, сможет сказать подобно праведному Симеону: «Ныне отпущаши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром», дабы услышать в ответ: «Друже, вниди в радость Господа твоего» (ср.: Мф 25,23 ). Аминь. Слово архипастыря – слово церкви. Проповеди и поучения епископа Феодора в Аргентине (Буэнос-Айрес, 1947–1954) Слово на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (14/27 сентября 1953 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! Славный праздник Воздвижения Креста Господня отмечается нами в память обретения того спасительного для мира «трисоставного древа», на котором Господь наш Иисус Христос принес Себя в Жертву за прародительский грех Адамов и за наши с вами грехи. Праздник этот возник и навсегда остался в церковной традиции после того, как в IV веке по Рождестве Христовом святая равноапостольная Царица Елена сподобилась найти в Иерусалиме Крест Господень, который затем и воздвигли, то есть высоко подняли на обозрение и поклонение всему множеству собравшихся там тогда христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(1939, Сан-Франциско, США) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Отмечая ныне праздник Сретения Господня, Церковь радуется вместе с благоговейным старцем Симеоном Богоприимцем впервые принесенному в храм Богомладенцу Иисусу и воспевает эту судьбоносную для всего мира встречу: «...веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение» (тропарь праздника Сретения]. И действительно, мы вполне можем представить, какою радостью и каким счастьем наполнилось сердце святого праведного Симеона, когда он принял на свои руки, в свои объятия «Свободителя душ наших» – сорокадневного Младенца Христа. Воистину старец Симеон сподобился великого счастья держать на руках своих «носимого на Херувимех и певаемого от Серафим» (см.: стихиры на стиховне вечерни празднования Сретения). Конечно, он был счастлив увидеть наконец долгожданного им Христа Спасителя, сей «Свет во откровение языков», и потому радостно воспел Духом Святым замечательную песнь, звучащую на всех наших вечерних богослужениях: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видеста очи мои Спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей». И разве можно было не ликовать святому Симеону, держа в объятиях своих Того, Кто держит Своею дланию весь мир? Он был рад тому, что пришел к нам и можно наконец увидеть этот долгожданный «Свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля» (Там же). Тогда со Спасителем Христом соединялись все чаяния евреев, думавших прежде всего о том, что Он спасет их от римлян. Мы же знаем, что Он пришел спасти не только одних евреев, но весь мир, все народы-языки, и не от каких-либо других народов, но от врага нашего спасения – диавола, а во многом и от нас же самих – от наших грехов! Многовековой христианский опыт говорит нам, что всегда и везде люди бывают счастливы и покойны только тогда лишь, когда пребывают в Боге и с Богом. И зная это, мы тем более должны стремиться как можно ближе стоять душой к Богу – принять Его если и не в свои объятия, как столь близкий Ему духом праведный

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010