В Печоры в это время стало приходить и множество богомольцев. Число самой монастырской братии при игуменстве Корнилия возросло до ста человек, а трудившихся, кроме того, на различных послушаниях достигало трехсот. Всего Корнилий был печерским игуменом сорок один год и два месяца, явившись одним из самых выдающихся деятелей русского иночества той поры. Кончина его оказалась трагической и поистине мученической. Под влиянием, видимо, каких-то клевет, ибо завистников и ненавистников у каждого истинного подвижника всегда бывает немало, а особенно по наущению диавольскому, игумен Корнилий вызвал совершенно незаслуженное подозрение в государственной измене у душевно и духовно уже нездорового тогда царя Ивана Грозного. 20 февраля 1570 года славный игумен был безвинномученически убит, – причем, по древнему преданию, возможно, даже и самим царем. Как говорится в этом предании, когда Корнилий вышел к монастырским вратам, чтобы должным образом встретить Ивана Грозного, тот, по наветам вражиим, в приступе гнева собственноручно отсек ему голову. Однако тут же и раскаявшись в содеянном, царь сам поднял тело убиенного им игумена и отнес в Успенскую церковь для достойного погребения. В официальной же летописи о кончине игумена Корнилия лишь записано, что он был «предпослан царем земным к Царю Небесному в вечное жилище на 69-м году от рождения». Впоследствии Иван Грозный, сожалея о болезненном припадке своего слепого гнева, пожертвовал в обитель колокола и золото для риз на святые иконы. Благодарная же память о великом подвижнике Псковской земли со временем только возрастала: он был прославлен Церковью как преподобномученик, а святые мощи его всегда покоились в особой раке, привлекая к себе со всей России множество богомольцев и его почитателей, и поныне истово обращающихся к печерскому игумену за молитвенною поддержкой. Вознесем же и мы, возлюбленные братие и сестры, слова благодарственной молитвы за то, что в стенах нашей обители подвизался такой великий подвижник, и ныне предстоящий за всех нас перед Престолом Господним; вспомним замечательные слова, посвященные ему в праздничном тропаре: «...темже возрадуемся, людие, Христа Бога и Пречистую Его Матерь возблагодарим, я ко дарова нам преподобномученика славна и молитвенника о душах наших достоблаженна».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В сегодняшнем апостольском чтении кратко говорилось, например, о христианских взаимоотношениях между детьми и родителями. Так, апостол обращается в нем с увещанием к детям: чада, послушайте родителей (своих) во всем: сие бо угодно есть Господеви (Кол з, 20). А ведь ныне мало кто учит детей повиновению своим родителям, мало объясняет им, что именно это, как утверждает апостол Павел, и угодно Господу! Да ведь иначе и быть не может: дети должны слушаться своих родителей. Церковь и учит нас таким вполне практически полезным вещам... Поэтому каждая семья должна, естественно, любить Церковь , которая помогает своими поучениями сохранять семейные устои. Истинный семьянин и не может не любить Церковь. Любя же Церковь, а значит и посещая храм всей семьей, с детьми, позволительно надеяться, что слова апостола Павла, обращенные к ним, могут пасть и на какие-нибудь детские души. А это, в свою очередь, углубило бы понимание детьми своего долга перед родителями и способствовало бы сознательному послушанию им. Поэтому родителям всегда следует стараться приводить детей в церковь , где их научат не только повиновению, то есть послушанию родителям, но и многому другому, полезному для души; где их научат и тому, что следует твердо держаться за свое сокровище, за сокровище своих родителей и всего русского народа – Православную Церковь . Однако и у родителей имеются различные обязанности по отношению к детям. Так, в том же апостольском послании далее сказано: Отцы, не раздражайте чад ваших, да не унывают ( Кол 3,21 ). Апостол Павел при этом не разъясняет подробно, чем именно не раздражать, не обижать, не волновать детей, но это и так вполне понятно. К этому могут привести и чрезмерная властность, и чрезмерные наказания, чрезмерные нотации и тому подобное. Одним словом, святой апостол заповедует быть чуткими к детям, – иначе говоря, детей «не раздражать». Потому что от этого они могут становиться нервными, пугливыми, забитыми, что затем и отразится на их здоровье, на их психике. Значит апостол Павел дает опять- таки полезный совет для семьи. А отсюда, повторю, как же важно посещать храм – и детям, и родителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ведь и когда Господь вошел в дом Закхея, многие роптали на то, что Он, мол, вошел к грешному, недостойному Его посещения человеку. Но через этот приход Иисуса к Закхею душа мытаря преобразилась, и он оказался способен на великое покаяние: Господь пришел – и погибавший, но вставший в этот миг на покаянный путь мытарь получил, по милости Божией, спасение. Ведь для этого, для привлечения всех к Себе, для возрождения, спасения душ человеческих и сошел на землю Господь наш Иисус Христос. Он «взыскует», ищет спасения человека – и через Свои милости, и через человеческую радость в Боге, и через его благодарность за нее, и через скорби, и через Свое Божественное слово, и через церковную проповедь этого слова. Ради спасения человека Он трапезовал с мытарями, ради этого Он прощал каявшихся блудниц и разбойников, мудро при этом поясняя апостолам, когда мнимые праведники – книжники и фарисеи – упрекали Его в том, что Он, мол, ест и пьет с мытарями и грешниками: не здоровые имеют нужду во враче, но больные ( Мф 9,12 ). Какое же врачевание преподавал Господь болящим грешникам? Покаяние. И впервые выходя на проповедь после Своего крещения, Господь прежде всего говорит миру именно о покаянии; как говорится в Евангелии, с того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф 4,17 ). Провозглашая людям покаяние, Господь не требовал от них ничего невозможного. Он не требовал от них ни богатств, ни особой учености – Он обращался к любому простецу, и любой мог понять Его, если только хотел. Он требовал только доброго расположения души: сознания и покаяния во грехах своих, то есть того, что доступно каждому, стоит только лишь его пожелать! Господь пришел взыскать и спасти погибшее – каждого грешника, которого более не может спасти никто. Такова единственная благая цель Добрейшего и Милостивейшего Господа, Который хочет найти и спасти каждую душу, найти ее, как пропавшую, потерянную драхму, как пастырь – пропавшую овцу. Поэтому даже самому последнему грешнику не следует отчаиваться в своей участи, в возможном своем исправлении и в прощении его Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ведь именно за греховные страсти и грядет гнев Божий на «сынов противления» – то есть на тех, кто живет по этим страстям. В них ранее пребывали многие из нас, вращаясь среди таких супротивников; есть среди нас и те, кто и поныне упорно борются со своими греховными страстями. И, стремясь укрепить всех нас в такой борьбе, святой апостол Павел взывает к нам: А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его (Кол з, 8–9). Иначе говоря, сбросьте с себя ветхого, старого, прежнего человека со всеми его страстями – блудодеяниями, грубостью, ленью, злобой. Все это, по апостолу, и есть греховный, ветхий человек в нас, которого и следует совлечься, облекшись в человека нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его (Кол з, ю) – Бога, Христа. В таком обновленном Святым Духом человеке уже вовсе не важно – откуда он, какого он рода и племени, ибо в нем нет уже ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (см.: Кол з, и). К этому обновленному во Христе, по Его образу, человеку, к такому христианскому человеческому образу нужно стремиться и нам с вами, возлюбленные братие и сестры, стремиться в течение всей своей жизни, как стремились к нему, следуя призыву апостола Павла, все святые, постепенно совлекаясь прежнего своего образа – ветхого и греховного. Да поможет и нам в этом Своею благодатию Господь наш Иисус Христос, Емуже славу, честь и поклонение воссылаем вместе со Отцем и Святым Духом. Аминь. Об иерихонском слепце (Слово в Неделю 31-ю по Пятидесятнице) (1951,1954) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали с вами повествование об исцелении Господом нашим Иисусом Христом иерихонского слепца. В то время когда Иисус приближался к Иерихону, этот слепец сидел при дороге и просил милостыню. Услышав шум проходившего мимо народа, сопровождавшего Иисуса, он спросил: «Что происходит? Кто здесь?» Ему ответили, что мимо него сейчас пройдет Иисус Назарянин, о Котором он явно уже слышал ранее, поскольку тут же возопил: Иисусе Сыне Давидов, помилуй мя! ( Лк 18,38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ведь именно событием рождения Пречистой и началось приуготовление мира ко встрече со своим Спасителем. Именно рождество Пресвятой Богородицы и послужило истоком всей евангельской истории, завершившейся в конце концов победой Христа над смертью, Его Небошественным Вознесением и огненной лучезарной Пятидесятницей даров Духа Святаго. Поэтому мы сегодня с такой радостью и празднуем память о рожестве Пречистой – как о поистине первом проблеске Солнца Правды, проникшем наконец к нам сквозь тысячелетия беспросветной «тьмы и сени смертной», в которых пребывало все человечество со времен грехопадения и вплоть до рождения Пресвятой и Преблагословенной Матери Божией. Вспомним теперь, хотя бы кратко, о том, как произошло Ее рождество. По преданию, отец Пресвятой Девы Иоаким происходил из древнего царского рода Давидова, мать – Анна – из священнического рода Авраамова. Однако оба они отличались не столько прежней своей родовою знатностью, сколько знатностью праведной жизни, ее добродетельностью и красотой. Они были поистине святы и праведны. Но, несмотря на это, прожив долгие годы в супружестве, они так и не имели детей, что было их великой печалью. Особенно же их огорчало то, что бездетность считалась тогда еврейским народом особым несчастьем, наказанием Божиим, а потому и воспринималась всеми как духовный позор. Считалось же это так потому, что любая семья, будучи бездетной, тем самым лишалась надежды на происхождение из ее рода будущего Мессии-Спасителя, обещанного нашим прародителям еще при изгнании их из рая. Но наконец, после всех перенесенных ими тяжких поношений и упреков даже со стороны еврейских первосвященников, после долгих и горячих молитв к Богу о разрешении их от неплодства, благоволением Божиим скорбь эта была с них снята. Уже на старости лет у Иоакима и Анны, по благовестию им обоим Ангела, родилась дочь – Пречистая Дева Мария. Радость их была велика, но она не осталась только их собственной семейной радостью: вот уже более двух тысячелетий с ними сорадуется этому дивному событию и весь христианский мир! Как поется в праздничном тропаре: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенней...» Но и эта радость, в свою очередь, послужила источником последующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ведь только благодаря этому Господь и благоволил – по Своему великому милосердию – даровать победу любезной нашей Отчизне, в итоге в пух и прах разбившей врага. Вознесем же ныне от всего сердца благодарение Господу и за этот великий дар нашей Родине и ее народу – за славный День победы 9 мая 1945 года! Будем молить Господа, чтобы Он и впредь не оставлял нашей страны Своей милостью и Своей Небесной защитой – по неизреченной любви и молитвам Пречистой Своей Матери, Заступницы всего рода христианского, по молитвам всех святых, в земле Российской просиявших. Аминь. О воде живой, утоляющей жажду духовную (Слово 1-е в Неделю 5-ю по Пасхе, о самарянке) 19 мая 1949 г.) Христос Воскресе! Человек интересуется всем: и литературой, и искусством, и науками, и трудом, и общественной деятельностью, другие же – спортом и так далее и тому подобное... А чем меньше всего ныне интересуется человек? Богом! Что легче всего он забывает? Бога и Церковь ! Что труднее всего современному нецерковному человеку? Молиться. Поститься. Идти в церковь . Спасаться! Где ему скучнее всего? В церкви. Куда чаще всего он стремится? В суету! На пустые забавы, гулянье, на пиры, в кино, на иные зрелища. На удовольствия! Почему так? Потому что все эти занятия сродни падшей человеческой природе, притом они и не требуют никакого усилия с нашей стороны для их восприятия, но главное – питают наши греховные страсти. Церковь же идет против течения наших страстей, и потому, пока не возобладает в человеке Христос, пока он Христа не познает и не начнет с Ним и Им жить, – человеку в Церкви тяжко и скучно: ведь страстям его здесь нечем питаться. И лишь когда он соединяется с Господом, тогда все забавы, все земные суетные пристрастия теряют для него свою обманную притягательную силу, свой фальшивый блеск... Человек тогда начинает все более и более стремиться ко Христу, лишь в Нем одном искать подлинного, несокрушимого счастья и истинного, неиссякаемого духовного утешения. Ибо только с Ним обретает человек и смысл, и радость всей своей жизни, только с Ним он поднимается над всей окружающей нас временной суетой. Лишь стремление ко Христу и становится для человека евангельским источником, текущим в Жизнь Вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Видение, некогда так поразившее богомольцев Влахернского храма, и установленное в память о нем церковное празднование, ставшее особенно распространенным у нас в России, несут нам великую отраду, утешение и великую надежду: у нас есть, к Кому обратиться за помощью и духовным успокоением, у нас есть, на Кого надеяться на наших путях и в земной этой жизни, и в той, что предстанет пред нами за гробом! У наших душ всегда есть надежное духовное пристанище – Пречистая Матерь Божия, помогающая нам в борьбе с греховными нашими страстями. Всегда готова Она, в ответ на наши искренние молитвы, покрыть, защитить нас небесным Своим покровом как от приражений собственных наших грехов, так и от злобы греховного мира. В бедах и обстояниях, когда порой кажется нам, что нет уже никакого выхода из сложившегося тяжкого положения, вспоминайте, вспоминайте непременно, что у всех нас есть Великая Помощница, что есть Она и у каждого из вас – как бы ни были мы с вами грешны и недостойны молитвенного Ее покровительства и защиты. Все равно притекайте к Ней как к Великой Надежде нашей и Заступнице пред Сыном Ее и Господом, – и Она подаст нам руку небесной Своей помощи и покроет нас чудесным Своим покровом. Аминь. Слово в Неделю 18-ю по Пятидесятнице в память святых отцов Седьмого Вселенского Собора (Нач. 1950-х гг.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня Церковь празднует память святых отцов Седьмого Вселенского Собора – защитников иконопо- читания, которые «честь Христове иконе, якоже лепо, воздаяти повелеша» (канон праздника). Икона есть свидетельство столь великой духовной силы, что Святейший Патриарх Сергий в свое время даже сказал: «Если хоть одна икона останется хоть в одном доме, то вера в России не пропадет». Защитников иконопочитания – отцов Седьмого Собора – Церковь особо почитает и прославляет, установя в их память отдельный праздник, причем отведя ему воскресный день. Церковь особо величает их – как сделавших для нее весьма важное и ценное. При этом она таким торжественным воспоминанием их подвига, их твердой защиты истины укрепляет в ней и нас, призывая возлюбить ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во время всеобщей переписи, объявленной кесарем Августом, каждый житель должен был быть включен в соответствующие списки по месту своего рождения. Так и святой праведный Иосиф отправился вместе с обрученной с ним Девой Марией из Назарета в Вифлеем, град Давидов, чтобы отметиться там и ему. В это время пришло время родить Марии, что и совершилось в простой, убогой пещере на городской окраине; Младенца же Иисуса пришлось положить в ясли, которые единственно и имелись здесь, поскольку место это использовалось как хлев для скота. Вскоре пришли поклониться новорожденному Младенцу окрестные пастухи, перед которыми предстал Ангел, объявивший им великую радость – так как ныне родился Спаситель мира Христос. С Ангелом явилось затем и множество Небесного Воинства, прославлявшего Господа и глаголавшего: Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение ( Лк 2,14 )! Так Сын Божий сошел на грешную землю от Неискусомужней Девы Марии и смиренно возлег в самых убогих яслях... Что же принес нам родившийся в Вифлееме Иудейстем Богомладенец Христос? Чему радуемся мы в наш великий, столь торжественный и светоносный праздник Рождества Христова? Ответить на это можно словами того же Ангела, так благовествовавшего тогда вифлеемским пастухам: се бо, благовествую вам радость велию, яже будет всем людем: яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь ( Лк 2, 10–11 ). Родившийся Богомладенец пришел спасти людей «от грех их». До пришествия Христа грех царствовал в мире, грехом был опутан весь мир и все люди пребывали во тьме и сени смертней ( Пс 106, 10 ). И вдруг невиданный свет воссиял им и всем людям – всем грядущим векам и народам! Родился Христос Спаситель, чтобы освободить всех от этой греховной тьмы, чтобы вывести нас на прямой, святой и истинный путь – как и говорится в Евангелии: Той бо спасет люди Своя от грех их ( Мф 1,21 ). Как же нам не радоваться этому радостью велией? Пришествием Своим избавив нас от греха Адама, искупив его на Кресте, родившийся тогда в Вифлееме Богомладенец примирил с нами и Своего Отца, восстановив союз человека с Богом, нарушенный прародительским грехопадением. Он также восстановил в нас и во многом искаженный этим грехом образ Божий, о чем также радуется Церковь , воспевая: «Христос раждается прежде падший восресити образ» (тропарь предпразднства (навечерия) Рождества Христова).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во-вторых, причиной равнодушия человека к делу своего спасения является его привязанность к миру и яже В мире (ср.: 1Ин 2, 15 ), забота об одном только мирском, увлечение мирскими страстями и утехами, которые мешают подумать о душе и заняться ее спасением. Нередко этому способствует и душевное раздвоение человека между Богом и миром – как и говорится об этом в сегодняшнем Евангелии: не можете работать двум господам. Не можете Богу работати и мамоне ( Мф 6,24 ). Не можете работать и страстям, и праведной жизни. Не можете работать и деньгам, и Богу. Не можете работать и добру и злу! На пути спасения человека происходит борьба между тем и другим, и ради победы, ради спасения нужно понуждать себя на труд и борьбу, – как говорил Спаситель: Царствие Небесное нудится ( Мф 11,12 ), то есть берется нашим усилием. В каждом человеке, по словам отца Иоанна Кронштадтского , постоянно борются два начала – доброе и злое, попеременно вытесняя друг друга. Но в некоторых уже и борьбы-то никакой нет: злое начало окончательно завладело ими. Бесы, как пишет отец Иоанн в своем «Дневнике», эти «подданные князя воздушного, в постоянной упорной войне с сынами жизни, то есть с верными христианами, и всеми мерами хитрости стараются склонить их на свою сторону... тех же, кои пьют беззаконие, как воду, они не беспокоят, потому что они их собственность, пока они живут беспечно касательно своей души; но обратись только они к Богу, сознай свои грехи вольные и невольные, – о, война запылает, полчища сатанинские поднимутся и поведут непрерывную брань. Отсюда видите, как необходимо искать Христа как Начальника жизни, Победителя ада и смерти». После искупительного подвига Господа нашего Иисуса Христа нам стало доступно спасение – если только приложим к этому все свое старание, усердие и ревность. Если мы почувствуем, насколько важна душа, если поймем, насколько вечная блаженная жизнь лучше этой краткой суетной жизни, и проникнемся желанием спасать свою душу, тогда мы и потянемся к Господу, как цветы тянутся к солнцу, тогда и начнем бороться с нашими грехами, с помощью Божией отстраняя от души все, что Ему не угодно. Ищущим же Его Он всегда «подает руку помощи и Мздовоздаятель бывает».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Возблагодарим же Господа за дарованный нам, недостойным, Его крестными страданиями путь к Царствию Небесному, возблагодарим за Его Божественную Любовь к нам и поклонимся драгоценному знамени победы Христовой над вечною смертью – Честному и Животворящему Его Кресту. Аминь. Слово в день памяти преподобного Сергия Радонежского сентября/8 октября] 1950 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! Сегодня Православная Церковь прославляет память одного из самых великих подвижников земли Русской преподобного Сергия Радонежского, чудотворца. Если на юге Руси, в древнем Киеве, основателями монашества были преподобные Антоний и Феодосий – основатели знаменитой Киево-Печерской Лавры, то на северо-востоке, в самом сердце России, основателем иночества стал другой подвижник – преподобный Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиевой Лавры. Для того чтобы представить себе все огромное значение духовного воспитания и примера христианского подвижничества преподобного Сергия, достаточно сказать, что здесь, в центре российской земли и несколько севернее, его учениками было основано до сорока монастырей, из которых затем, в свою очередь, вышли строители еще пятидесяти обителей. Откуда же происходил и кем был этот великий духовный возглавитель российского иночества? Он родился в Ростове Великом в 1313 году и был назван при крещении Варфоломеем. По преданию, еще в самом раннем младенческом возрасте в нем проявилась удивительная особенность: когда мать его вкушала тучную, слишком скоромную пищу, он не припадал к ее сосцам; то же самое происходило и по постным дням – средам и пятницам. Когда пришло время отроку Варфоломею учиться, то грамота ему никак не давалась, о чем он конечно же очень скорбел. И вот однажды, когда ему пришлось пасти в поле скотину, он увидел некоего молящегося черноризца, которого и попросил помолиться о том, чтобы научиться наконец ему грамоте. Старец дал ему с молитвой часть просфоры, и, вкусив ее, отрок стал совершенно свободно читать псалмы. Варфоломей тут же пригласил старца в дом к родителям, который, посетив их, сказал на прощание, что «отроку надлежит сделаться обителью Пресвятой Троицы и привести многих к разумению Ее воли». Юный Варфоломей после этой встречи и произошедшего с ним чуда начал вести еще более строгую жизнь, усердно посещал Божий храм и строго соблюдал все посты, укрощая плоть свою многими трудами и молитвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010