Напротив, и в келейных записках, и во всех его проповедях постоянно звучит уверенность (этому он учил и свою паству) в конечной победе Истины Христовой над грехом и в возможности для каждого из нас стать соучастником этой победы — в меру нашего покаяния, христианской веры, любви к Церкви и упования на Господа нашего Иисуса Христа. Уверенность в этой Истине и непоколебимая надежда на нее покоились для владыки Феодора на самом твердом основании — на таких объективных фактах духовной истории человечества, как Голгофская Искупительная Жертва и Воскресение Христово. После такой Жертвы у нас нет уже никакого права ни на греховное безверие, ни на столь же греховное уныние, но только — на покаяние. И если последнее будет горячим и искренним, а главное — если им будет определяться и сама наша жизнь, то любовь Божия примет нас, покрыв собой все наши грехи, по слову Псалмопевца: омыеши мя, и паче снега убелюся (Пс 50, 9). И потому, вознося хвалы этой любви, явленной нам на голгофском Кресте, и призывая всех с твердой надеждой на спасение уповать на эту жертву Господню, владыка Феодор восклицал в «Дневнике»: «Неужели вы, подобные мне великие грешники, думаете, что драгоценная Кровь Христа недостаточна, чтобы убелить вас, недостаточно сильна, чтобы омыть всех вас?» («Духовный дневник», осенняя запись 1948 года). Такое благодарное отношение к страдавшему и воскресшему ради нас Господу особенно выражалось у епископа Феодора в его постоянной обращенности к евхаристической жертве как к нашей единственной спасительной опоре и как к единственному духовно-смысловому центру всей человеческой истории и жизни всего мира: показательно, как много записей в «Дневнике» связано с переживанием владыкой Таинства Евхаристии, со служением им Литургии. Евхаристическая жертва для него — это постоянно совершаемая и постоянно длящаяся победа, сокрушающая «врата адовы», дарующая нам ту вечную жизнь, ради которой Господь наш Иисус Христос и победил мир (Ин 16, 33). Отсюда — и столь присущий епископу Феодору (несмотря на все наши мирские нестроения) в конечном счете бодрый и радостный взгляд на драгоценный для всех нас дар живой веры, на непрестанное спасительное дело Церкви, на саму ее жизнь, освящающую все наше бытие. Отсюда же — и его радость о всех, подлинно стремящихся ко Христу, о явленной Им нам возможности сыновне относиться к Самому Богу, о счастливом даре служить Литургию.

http://pravoslavie.ru/31779.html

Под этими мудрыми словами мог бы подписаться и епископ Феодор: именно таким живым духоносным характером всегда отличалось и его восприятие церковных празднеств, которое неизменно находило самое яркое, глубоко прочувствованное и осмысленное выражение в его проповедях и поучениях. Поэтому можно надеяться, что проповеди владыки с благодарностью будут восприняты самым широким кругом православных читателей – в том числе, конечно же и теми многочисленными богомольцами и паломниками, что с такой радостью о Господе и с такой надеждой на молитвы Пречистой Его Матери постоянно устремляются в древние священные стены Свято-Успенской Псково-Печерской обители... Из ранних проповедей (Ницца – Сан-Франциско, 1936–1939) Слово в Неделю 2-ю Великого поста (24II/9III1936 г., Ницца, Франция) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Вот уже и 2-я Неделя Великого поста... Как умилительно следить за возрастанием в нас в эти дни стремления к покаянию. Сначала, на первой седмице поста, нам требовалась особая сила покаянного чувства, – и потому в храме читался столь глубоко покаянный Канон святителя Андрея Критского . Трудно пробудить заснувшую в своей греховности душу к живому, искреннему раскаянию, нелегко нам уготовить ее к нему, – и вот этому-то и служит Канон святителя Андрея, сразу же начинающийся свидетельством самого горестного сознания человеческой греховности: «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний, кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию...» (Песнь 1-я Великого канона). Но, положив начало покаянию на первой седмице, не следует на этом останавливаться и тем более вновь возвращаться вспять: вот, отговелся – и дело кончено. Нет, человек весьма быстро ослабевает в своей духовной жизни, если перестает подкреплять себя молитвой, милостыней, постом и другими богоугодными делами. Именно поэтому Церковь и воодушевляла нас в эти дни вновь на труд покаяния, начиная вторую седмицу Великого поста пением: «Постов ныне двоеседмйчие (то есть вторую седмицу) светло начнем...» (стихира Кир Феодора, глас 6, в Неделю вечера).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Теперь вот уже и вторая седмица прошла, – а что сделано? Много ли добрых дел, много ли молитв, покаяния и любезного Богу молитвенного умиления? Нет ни молитвы, ни покаяния! А ведь теперь особенно благоприятное время для очищения каждой души, – как и утверждалось в трипеснце вторника еще первой седмицы поста: «Время благоприятное, день спасений» (9-я песнь). Тем более что времени для этого у нас вообще немного – всего лишь наша краткая человеческая жизнь. Не забудем, что мы странники на земле и что для всех нас придет время явиться пред лице Господне... Нужно уготовлять себя к этому сегодня. К переживаемым нами дням поста так прекрасно подошло и сегодняшнее воспоминание Честнаго Славнаго Пророка и Крестителя Господня Иоанна, великого подвижника, который и сам был пустынником, постником и проповедником покаяния. Именно во время нынешнего периода поста святой образ Иоанна Предтечи особенно назидательно встает перед нами, чтобы вновь напомнить его спасительную проповедь: покайтеся, приближибося Царствие Небесное (Мф з, 2). Будем же просить Господа, чтобы Он укрепил нас в благом стремлении проводить нашу жизнь и далее свято, мирно и безгрешно, особенно же – в эти дни сокрушения, поста и молитв. Да сподобимся и мы увидеть явление славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ( Тит 2,13 ), благодатию и человеколюбием Безначального Его Отца, со Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы (1938, Сан-Франциско, США) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! Сегодня мы празднуем великий праздник Благовещения Пресвятой Богородицы – в память того, как Архангел Гавриил благовествовал Деве Марии о том, что Она зачнет и родит Сына и наречет Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их ( Мф 1,21 ). Благовестие это было дано Деве Марии давным- давно, много веков назад, однако весь христианский мир, особенно православный, так любит этот праздник, так хранит память о нем и так его почитает! В чем же сила его, чем притягивает он нас к себе?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Именно с таким подходом к решению проблемы духовного братства всех потомков Адама мы встречаемся и в «Дневнике» владыки Феодора, читая здесь, например, такую запись: «Люди – братья... потому что они единодушны и имеют как бы одну душу, которую все и должны спасать, стараясь привести в Царство Небесное. У них – одна цель». Еще более роднит записки владыки Феодора с записками преподобного Силуана весьма часто присутствующая на страницах «Дневника» тема жалеющей любви к ближнему и ко всем людям вообще – той подлинно христианской пастырской любви, что не может не печалиться о присущей ныне многим духовной слепоте, об увлеченности большинства (в том числе нередко даже и тех, кто считают себя христианами) пустой и бессмысленной суетой все более обезбоживающегося мира. Естественно, что тема эта звучит не только в «Духовном дневнике», но и в проповедях владыки, который в одной из них (сказанной 11 января 1951 года) так говорил о состоянии человеческого общества: «Мы знаем, что в мире сейчас нет мира... Но что же нужно для того, чтобы в мире водворился мир? Не нужно ли для этого лишь того, чтобы мир возлюбил закон Божий? А разве видим мы в современном мире любовь к этому закону? Не во всех ли областях мирской жизни вытесняется закон Божий, христианский? Не потому ли повсюду и вспыхивают войны, ужасы, разделения, а не сияет любовь? Не потому ли так, что в мире перестал действовать закон Христов? Многие его и не хотят вовсе, многие отвергают, а многие – искажают лжеучениями, ересями и расколами. И сами же христиане становятся хладны, равнодушны к нему или закапывают свой христианский талант в землю. При таком всеобщем состоянии не может быть мира в душах наших». И как бы подытоживая подобные нелицеприятные оценки общего духовного состояния мира, скорбя, подобно старцу Си- луану, о возрастающей греховности современного человечества и считая причиной тому все больший отход его от евангельских заветов, владыка Феодор горестно записывал в своем «Дневнике»: «Любви, как мало любви в нас!»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 30-31 января 1990 года постановил упразднить зарубежные экзархаты, после чего Аргентинская епархия продолжила существование как самостоятельная кафедра. С 1994 года в Порту-Алегри находилась резиденция постоянного представителя Русской православной церкви в Бразилии. В октябре-ноябре 2008 года в Латинской Америке прошли Дни русской духовной культуры. Беспрецедентный проект охватил семь государств и 10 городов Латинской Америки: Гавану (Куба), Сан-Хосе (Коста-Рика), Каракас (Венесуэла), Рио-де-Жанейро, Бразилиа, Сан-Паулу (Бразилия), Буэнос-Айрес, Мар-дель-Плата (Аргентина), Сантьяго (Чили) и Асунсьон (Парагвай). В духовных и светских акциях программы приняли участие бывший тогда главой Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Кирилл (Гундяев), митрополит Аргентинский и Южноамериканский Платон (Удовенко), первоиерарх РПЦЗ митрополит Иларион (Капрал), архиереи и клирики Русской православной церкви представители российских госструктур, общественности. По всему маршруту провезли чудотворную Державную икону Божией Матери. Святыни [ править править код ] Благовещенский кафедральный собор (Буэнос-Айрес) Храм Всех святых, в земле Русской просиявших (Ланус Оэсте) Мощевик с частицами мощей святых: Церковь Пресвятой Троицы (Буэнос-Айрес) Православные храмы [ править править код ] Основные храмы Сан-Паульской и Южно-Американской епархии Русской православной церкви заграницей Основные храмы Каракасской и Южно-Американской епархии Русской православной церкви заграницей Основные храмы Южно-Американской епархии Русской православной церкви заграницей Благовещенский кафедральный собор (Буэнос-Айрес) [ править править код ] Благовещенский кафедральный собор (Буэнос-Айрес). Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 20 октября 1943 года было создано Аргентинское викариатство Алеутской и Североамериканской епархии Московского Патриархата. В декабре того же года состоялась хиротония настоятеля собора великомученика Георгия Победоносца в Чикаго архимандрита Феодора (Текучёва) во епископа Аргентинского. В Южную Америку он не смог выехать, поскольку аргентинские власти долго не дали согласия на его въезд в страну.

http://azbyka.ru/palomnik/Аргентина

Ему приходилось спать на полу, подметать улицы, терпеть оскорбления за свою верность Матери-Церкви...» Однако написавший эти строки владыка Феодор скромно умолчал о том, что многие из трудностей и невзгод тех лет делил с экзархом Вениамином и он сам. Вскоре же по прибытии в Сан-Франциско отец Феодор был награжден (30 августа ст. ст.) палицей и возведен в сан игумена. 26 июня ст. ст. 1939 года его назначили временно исполняющим обязанности председателя Духовного правления Западной Америки, то есть, иначе говоря, благочинным Западно-Американских патриарших приходов. В этих краях, будучи настоятелем Свято-Николаевского собора в Сан-Франциско, он трудился около шести лет, однако в 1943 году его перевели в Чикаго – в качестве настоятеля Свято-Георгиевского собора. ...Стараясь укрепить позиции патриаршей Церкви в Америке и учитывая определенный рост здесь числа «московских» приходов, требовавший все больших архипастырских трудов по управлению ими и поддержанию в них церковной дисциплины, владыка Вениамин со временем озаботился назначением, по согласованию с Московской Патриархией, трех помощников себе – в лице архиереев-викариев. Двое из них были архиепископ Филадельфийский и Карпаторусский Адам (Филипповский, 1956) и епископ Канадский Антоний (Васильев; 1953 в Свято-Успенском монастыре в Одессе). Третьим же стал Феодор (Текучёв), которого владыка Вениамин хиротонисал для Южной Америки с именованием «епископ Аргентинский, викарий Северо-Американской епархии». Естественно, что перед этим митрополит Вениамин представил в Московскую Патриархию докладную с рекомендацией игумена Феодора к хиротонии его на Аргентинскую кафедру. От только что избранного тогда Святейшего Патриарха Сергия пришел указ, уже именовавший отца Феодора архимандритом: «Быть архимандриту Феодору епископом Аргентинским». 5 декабря 1943 года он и был возведен в сан архимандрита, а 12 декабря состоялась его хиротония во епископа, которую совершили митрополит Алеутский и Северо-Американский Вениамин, епископ Американский и Канадский (Сербского Патриархата) Дионисий (Миливоевич) и епископ Чикагский Герасим, викарный епископ Константинопольского Патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Владыка Вениамин (Федченков) приехал в Ниццу и первую Литургию служил у нас на квартире. Потом мы. – А.Иванов ], наняли в том же доме подвальное помещение и там же комнату для священника. Иконостас соорудил Сергей Бехтеев, и художник Кульчицкий написал иконы. Церковь была в честь Державной иконы Божией Матери. Первый священник был о. Федор Текучёв, затем о. Афанасий Нечаев После о. Афанасия Нечаева, там служил о. Евграф Ковалевский, который читал лекции в университете в Ницце и сам снимал себе комнату, а питался у нас. Он многих французов приводил в церковь , и некоторые из них приняли Православие Когда ни у Церкви, ни у нас не было больше возможности нанимать это помещение – наверное в 1937 году, мы решили переехать в северный пригород Ниццы – Св. Сильвестр. Там наняли квартиру с большой комнатой, куда перенесли церковь. Комнату для священника нанимали», – вспоминает К.Ф.Безак. Домовой храм Безаков, по свидетельству Ксении Федоровны, многие эмигранты называли «большевицкой церковью», однако Елена Николаевна Безак считала, что нельзя бросать находящуюся в страдании родную Мать- Церковь и предавать Ее в трудную минуту. Безаки рассматривали вызвавшую неоднозначную реакцию в Церкви декларацию митрополита Сергия, признававшую власть большевиков, как вынужденный компромисс с советской властью, призванный уберечь и спасти от расстрелов и преследований священнослужителей подъяремной Церкви в СССР». Относительно данного в то время отцу Феодору благословения на служение в ниццском храме в его «Формуляре» указано, что 26 июня/9 июля он был «назначен временно исполнять обязанности священнослужителя для православных, находящихся в каноническом подчинении Московской Патриархии в г. Ницце и других прилежащих местах». Именно тогда, трудясь не за страх, а за совесть, он получил первую свою награду – митрополит Елевферий даровал ему почетное право носить во время богослужения набедренник. Дальнейшая священническая деятельность иеромонаха Феодора отражена в упомянутых обоих его «Формулярах» следующим образом: «...1/14 августа 1932 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Помощницей же в таком великом деле спасения ваших детей да будет вам, христианские родители, Сама Пренепорочная Дева Мария, когда-то, верно, тоже бывшая благодарной Своим родителям за тот чудесный день, когда они впервые и навсегда ввели Ее в храм Господень. Всем же нам да поможет Она в возрастании нашей веры и в избрании нами духовно «благой части» нашей жизни, чтобы каждый из нас смог бы смиренно воскликнуть вместе с Пречистою Девой: Возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем ( Лк 1,47 )! Аминь. Слово в день памяти святителя Феодора, архиепископа Ростовского (28 ноября/11 декабря 1949 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! Ныне наша Святая Православная Церковь празднует память блаженного Феодора, архиепископа Ростовского, чудотворца. Святитель Феодор воспитался в известнейшей на всю нашу Родину Лавре преподобного Сергия Радонежского, из которой вышло множество замечательных, великих подвижников, прославившихся святостью своей жизни. Некоторые из них, в свою очередь, основали свои обители, также ставшие весьма известными и дорогими русскому боголюбивому народу. Недаром еще на заре основания своей обители преподобный Сергий, находившийся однажды на крыльце кельи, сподобился дивного видения множества птиц и услышал некий голос, сказавший, что, подобно великому числу этих птиц, умножится и число монашествующих его учеников. Одним из таких учеников преподобного Сергия, прославившихся святостью жизни, и был архиепископ Ростовский Феодор, его племянник. Одиннадцатилетним отроком, звавшимся тогда Иоанном, приведен он был к преподобному Сергию своим отцом, родным братом Сергия Стефаном. Провидя в отроке будущего подвижника, преподобный Сергий тут же постриг его в монашество с наречением нового имени – Феодор, в честь преподобного Феодора Трихины, память которого (20 апреля ст. ст.) как раз и совершалась в тот день. Это был конечно же замечательный и очень редкий случай в жизни нашей Церкви, когда постригли такого юного отрока. Однако преподобный Сергий знал, что делал. Феодор сразу же повел истинно монашеский образ жизни: выполнял необходимые монастырские послушания, а все остальное время посвящал чтению слова Божия и молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Когда же он достиг зрелого возраста, то был рукоположен во священника и нередко служил вместе с преподобным Сергием, причем некоторые, удостоившиеся того, видели, что с ними сослужил порой и кто-то третий: то был Ангел. Через некоторое время блаженного Феодора стала все чаще посещать мысль об основании своей собственной обители, чем он и поделился с преподобным Сергием. Сергий, хотя поначалу и сказал ему, что он надеялся сделать Феодора своим преемником в Троицкой обители, но, видя твердое его намерение создать еще один монастырь и усмотрев в этом изволение Божие, отпустил его с миром. Уходя, Феодор взял с собой из Сергиевой обители нескольких иноков, пожелавших отправиться с ним на новые подвиги и труды. Вскоре блаженный Феодор нашел на Москве-реке прекрасное, очень живописное место для задуманного им монастыря. Затем и сам преподобный Сергий пришел сюда и полностью одобрил сделанный выбор, тут же и благословив создание здесь новой обители; уже через небольшое время она стала весьма известной под названием Симонова монастыря. В течение жизни блаженный Феодор неоднократно путешествовал по церковным делам в Константинополь, к Вселенскому Патриарху, которому в то время подчинялась Русская Церковь . Святой Феодор всегда успешно выполнял там все возлагавшиеся на него поручения и из последней своей поездки вернулся и сане епископа, вскоре же начав окормлять ростовскую паству. Епископом Ростова Великого он оставался до самой кончины, основав тут еще один монастырь, но уже женский. Здесь же, в городском соборе, он погребен. Это был глубоко уважаемый и весьма известный в то время архипастырь. Многие князья и знатные бояре были его духовными детьми, неизменно пользовавшимися его мудрыми советами и молитвенной помощью. Известен, например, такой случай. Когда у ростовского князя ослеп сын, он обратился к святителю Феодору. Тот, помолясь, посоветовал скорбящему отцу отслужить молебен у мощей святителя Леонтия Ростовского, – и ослепший тут же прозрел! Так в церковных трудах и во все возраставшей святости провел свою жизнь блаженный Феодор, святитель Ростовский, в полном мире отойдя в отпущенное ему время ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это «Слово» не только назидательно и душеполезно само по себе; самым определенным образом оно вносит немаловажные – особенно интересные ныне для нас – дополнительные черты в личный образ благочестивого, доброжелательного и притом всегда строго принципиального (особенно в деле соблюдения церковных канонов) епископа Феодора. Иначе говоря, тема этой проповеди достаточно широка для того, чтобы дать нам еще более ясное представление о характере тех внутренних устремлений и духовных ценностей, самого понимания Церкви и смысла жизни в ней, что был присущ христианскому миросозерцанию владыки Феодора. Что было дорого и спасительно для него, к тому он призывал, в частности, и свою «аргентинскую» русскую паству. Думается, именно этой проповедью и будет наиболее уместно завершить рассказ о пребывании епископа Феодора на южноамериканском континенте, поскольку в ней, наряду с общецерковными проблемами христианского спасения, нашли отражение и некоторые внутренние проблемы собственно аргентинского прихода Патриаршей «московской» Церкви. Итак: Слово о спасении Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Всем известно, что у человека имеется много различных потребностей и интересов. Для христианина же самым главным, самым глубоким интересом или задачей должен быть вопрос о его собственном спасении. Вопрос этот очень важный и существенный! Можно сказать, и интересный для искренне и живо ищущих своего спасения, добродетели, общения с Богом и жизни в Боге. Нужно сказать, что на пути осуществления своих интересов у человека иногда встречаются те или иные препятствия. Он бы хотел заниматься тем или иным, а ему это не удается. Нельзя не усмотреть в этом воли Божией, поскольку для христианина ничего не случается без воли Божией. Своим же спасением христианин всегда может заниматься. Оно всегда у него под руками. По смыслу всех святых отцов, спасение совершается в Истинной Церкви. Для этого Господь наш Иисус Христос и насадил Свою Церковь на земле, чтобы верующие в Него созидали через нее свое вечное спасение. Для своего спасения и нам с вами важно, значит, находиться в Истинной Церкви. За этим мы должны смотреть с вами. У нас с вами есть своя Церковь . Она здесь – маленькая, небольшая, но Истинная: законная Церковь Московской Патриархии, не имеющая на себе никакого запрещения. Обратите внимание и отнеситесь к этому серьезно – опять- таки в связи с вопросом о своем спасении, что другие русские православные Церкви в Буэнос-Айресе находятся под запрещением, потому что на их возглавителей еще покойным Святейшим Патриархом Сергием было наложено прещение за непослушание и отделение от Матери-Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010