Будем же, возлюбленные братие и сестры, в течение всего Великого поста лечить наши духовные недуги в духовной же врачебнице – Церкви, будем притекать к ней как можно чаще и, вновь получив в ней через покаяние здравие души, оберегать себя и далее от ужасной болезни – от наших грехов. Аминь. Слово в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную (1951,1956) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! Сегодня мы с вами совершаем особое великопостное поклонение Кресту Господню. Почему Церковь так воспевает, так прославляет Крест? Потому что на нем, через него совершилось наше спасение. Через него пришло к нам и воскресение. Поэтому мы так и лобызаем, и почитаем, и носим на себе Крест. Ибо на нем «смертное жало, и адова победа прогнася. Предстал бо еси Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай» (Триодь постная. Кондак Недели Крестопоклонной). На нем же, на Кресте, «Христос, Царь Славы, волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство...» (первая стихира на поклонении Кресту, глас 2-й, Недели Крестопоклонной). Через Крест, по сошествии Господа нашего Иисуса Христа во ад, совершилось и изведение из него прародителей рода человеческого, освобождение из адской пасти Новым Адамом – Христом – падшего грехом Адама Ветхого; и потому Церковь воспевает ныне: «Радуйся, Кресте, падшаго Адама совершенное избавление!» (Там же). На Кресте же Господь принял, по человечеству Своему, муки – ради нашего освобождения от власти греха, и потому Церковь воспевает: «Днесь Неприкосновенный существом... страждет страсти, свобождаяй мя от страстей» (стихира на «Славе», на поклонении Кресту, глас 8-й, Недели Крестопоклонной). Об этом же духовном освобождении с радостью восклицает Церковь и в последней из стихир сегодняшнего празднования: «...древа спасения вкусивше, греховных страстей свободу улучихом, молитвами Богородицы, едине Человеколюбие» (стихира на «И ныне», на поклонении Кресту, глас тойже). Таким образом, Знамя Крестное, которое мы видим сейчас пред собою лежащим посреди храма на аналое, есть знамя, знак, образ нашего освобождения от греховных страстей, образ нашего спасения, образ дарованного нам, отныне возможного при нашей доброй воле полного (как поется в одной из предыдущих стихир – «совершенного») восстановления нас Господом в первоначальном нашем, Богообразном человеческом достоинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Будем же всеусердно во все дни жизни нашей неустанно искать это сокровище – Божественную благодать, и все остальное «приложится» нам. Под сенью этой благодати должен проходить весь наш христианский земной путь. Однако благодать сохраняется в нас, только если мы сами не отгоняем ее от себя нашими же грехами, оскорбляющими пренебесную святость Духа Божия. При этом, однако, следует помнить о том, что если мы порой и впадаем во всевозможные грехи, все-таки существует, несмотря ни на что, существует способ вернуть себе утраченную благодать Святаго Духа... Способ сей один – смиренное покаяние, глубокое осознание происшедшей по нашей же злой воле такой великой утраты и искренняя скорбь об этом... И скорбеть здесь поистине есть о чем, ибо всякое отхождение от нас живительной благодати Святаго Духа бросает нас на время в объятия того врага, который стремится привести каждого человека лишь к вечной бездуховной смерти! Все мы с вами когда-то обрели благодать Святаго Духа в Таинствах крещения и миропомазания. Не будем же лишаться ее непобедимой небесной защиты, следуя устремлениям наших удобопревратных ко всякому греху душ, но с христианской осмотрительностью будем выбирать праведные пути, указанные нам в заповедях Господних; будем не терять благодати Божией, но всячески стремиться к ее возрастанию в нас. Будем, дорогие братие и сестры, и всем стремлением нашим к праведной жизни, и христианскими делами нашими, и словами самой искренней молитвы просить Господа, чтобы благодатное сокровище Духа Святаго, по милости Пресвятой Животворящей Троицы и по нашей христианской любви к Ней, никогда не покидало нас, но, с предельной для каждого полнотой «вселяясь в ны», пребывало бы с нами вовеки. Аминь. Слово в день Пятидесятницы – Пресвятой Троицы (1952) Возлюбленные братие и сестры! Вспомним сегодня слова, сказанные Господом нашим Иисусом Христом в последний день празднования Пятидесятницы: Аще кто жаждет, да приидет ко Мне, и пиет ( Ин 7,37 ). Чего же нужно жаждать нам, чтобы осмелиться прийти ко Христу?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Будем же, дорогие братие и сестры, превыше всего дорожить даваемой нам Господом возможностью стать наследниками Вечной Жизни, устрояя свою сегодняшнюю жизнь целомудренно, праведно и благочестно, ревнуя о праведных делах и уповая на Второе славное Пришествие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Будем дорожить нашим званием и, главное, призванием христианским, будем осуществлять это призвание в нашей жизни, чтобы и нам сподобиться стать наследниками Царства Божия, к чему единственно и призывает нас всех Господь, давая нам для этого такое обилие Своей благодати. Аминь. Слово на Сретение Господне (2/15 февраля 1971 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. Тропарь праздника Сретения Господня Возлюбленные братие и сестры! Великий двунадесятый праздник Сретения Господня посвящен памяти о принесении Богомладенца Христа Спасителя из Вифлеема в Иерусалимский храм в сороковой день после Его рождения, чтобы представить Его – как первенца – пред Господом, как требовал того древний иудейский религиозный закон. Этот закон поначалу следовал словам, сказанным Господом Моисею и включенным Церковью в 1-ю паремию на Сретение: Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми... [потому что] Мои они ( Исх 13,2 ), а также отдавай Мне первенца из сынов твоих ( Исх 22,29 ). Эти первенцы обычно посвящались тогда в храмовые служители. Когда же для постоянного служения при храме были избраны представители «колена Левиина» – левиты, то каждая семья иного колена стала вносить в храм как бы некий выкуп: женщина в сороковой день после родов должна была прийти со своим первым чадом мужского пола в храм, принеся в качестве благодарственной жертвы однолетнего агнца для всесожжения и – в качестве жертвы очистительной – молодого голубя и горлицу. Если же семья была бедна, то вместо этого можно было принести двух горлиц или двух голубей – одного во всесожжение, а другого в жертву «за грех»: и очистит ее священник, и она будет чиста ( Лев 12,8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Будем же заботиться более всего о доброй участи на Небе – вместе с праведным Лазарем, ибо земная жизнь наша быстротечна, и мы, сознавая близость нашего преселения в мир иной, должны устраивать ее в соответствии со словами святого апостола Павла: не имамы зде пребывающего града, но грядущаго взыскуем ( Евр 13, 14 ). И да подаст Господь имущим мирские блага волю и силу благодетельствовать неимущим и тем самым избежать загробной участи немилостивого богача. Нуждающимся же, несчастным, больным и бедствующим да подаст Он силу духа, терпение и твердую надежду на воздаяние и утешение в «будущем веце» – на лоне Авраамове, где все они упокоятся от скорбей и страданий своих. Аминь. Об исцелении гадаринского бесноватого и об очищении от страстей (Слово в Неделю 23-ю по Пятидесятнице) 25 ноября 1948 г., 1951,18 ноября 1954 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! Сегодняшнее евангельское чтение из Евангелия святого апостола и евангелиста Луки посвящено исцелению гадаринского или, что то же, гергесинского бесноватого, о котором (как одном из двух) говорится и в Евангелии от Матфея (8,28–34). Приплыв по Геннисаретскому озеру в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи ( Лк 8,26 ), Господь наш Иисус Христос повстречал там несчастного бесноватого, пребывавшего в таком состоянии в течение многих лет, и чей образ жизни был ужасен. Он был полураздет, жил в пещерных гробницах, порой его – в периоды особого беснования – связывали железными узами. Но и их он, гонимый бесами, ухитрялся разрывать, устремляясь затем в пустыню. И вот Господь исцеляет этого несчастного человека, изгоняя из него бесов, – и как он тут же изменяется! Он становится спокоен, оболчен (то есть одет) и смыслящ, садясь при ногу Иисусову ( Лк 8,35 ). В определенном смысле этот бесноватый является, по сути, образом скопления страстей, которыми бывает порой охвачен человек, становясь тем самым тоже как бы бесноватым – немирным, неспокойным, а то и раздражительным, гневным или даже буйным. Страсти разрывают человеческую душу – подобно бесам, и человек тогда не находит себе покоя, и вид его становится тоже неблагообразен.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Будем же и мы с особой любовью и твердостью, непоколебимо, серьезно и сознательно хранить свою истинную веру – для нашего же спасения, на утверждение Матери-Церкви. Будем молить Господа, чтобы вера всегда жила в наших душах, крепла и возрастала среди всех православных чад. Вера есть поистине духовное зрение, – будем же хранить ее как зеницу ока. Аминь. Слово 7-е на Вознесение Господне (18 мая 1950 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Дух а! Ныне наша Святая Православная Церковь празднует великий двунадесятый праздник Вознесения Господня. Взыдем мысленно и мы, возлюбленные братие и сестры, на святую Елеонскую гору, откуда Господь наш Иисус Христос в сороковой день по Своем преславном Воскресении из мертвых вознесеся на небо, и седе одесную Бога ( Мк 16,19 ). Выведя Своих учеников из Иерусалима на гору Елеонскую, Спаситель воздвиг руце Свои, (и) благослови их. И бысть егда благословляше их, отступи от них и возношашеся на небо. И тии поклонишася Ему и возвратишася во Иерусалим с радостию великою ( Лк 24,50–52 ). Тем самым Господь наш Иисус Христос завершил Свое спасительное дело на земле, «еже о нас исполнив смотрение», как поется об этом в кондаке Вознесения. Сын Божий исполнил волю Бога Отца: воплотился от Пречистой Девы Марии, открыл Божественные тайны Своим ученикам-апостолам, пострадал за нас, умер на Кресте и воскрес славным Божественным Воскресением. Он разрушил адову силу и победил саму смерть. Он уверил в этом апостолов и святых жен-мироносиц, неоднократно являясь всем им в течение сорокадневного пребывания на земле после воскресения из мертвых. После всего этого Божественное дело спасения мира подошло к концу. Господу лишь оставалось вознестись по славе на Небо, в горний мир, к Отцу Своему, «идеже бе первее» (1-я стихира на «Господи, воззвах» на праздник Вознесении Господня), и воссесть одесную Отца во славе. И вот вознесение это совершилось на глазах Его учеников и Его Пречистой Матери: зрящым им взятся, и облак подъят Его от очию их ( Деян 1,9 ). Со стороны внешнего зрения и внешней видимости – Христово стадо осиротело. Осиротели, казалось бы, Его ближайшие ученики-апостолы, Божия Матерь, находившие столько утешения у Него: и в Его великом учении, и в Его чудотворениях, которыми Он порой спасал некоторых из них от погибели, и в Его мудрых ответах, в Его любви и ласке.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Будем же следовать призывам святых отцов. Только тогда православная вера будет сиять в наших сердцах, в наших душах, а Церковь радоваться о своих верных чадах, радоваться тому, что мы не скрыли от мира таланта истинной веры, не променяли ее на «чечевичную похлебку» мирских заблуждений или – еще хуже – каких-либо лжеучений, продав свое православное «первородство». И как возрадуются о нас святые отцы, если мы будем ходить по их стопам, со всей ревностью храня и защищая истины веры Христовой, принятой нами от них. Тогда и мы обретем покой в наших душах, ибо только все истинное, благое и доброе дает удовлетворение душе и приносит мир в сердце. Пусть же святоотеческий огонь горит в нас и впредь, просвещая нас и защищая от «тьмы внешней» нашу родную православную веру – на всех путях нашей жизни. Аминь. Святой Дух– Утешитель (Из слов в Неделю Пятидесятницы) (1949,1950,1951,1952, 8 июня 1954 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Вспомним сегодня, возлюбленные братие и сестры, о том, как Господь наш Иисус Христос, возносясь на небо, заповедал Своим ученикам и апостолам не отлучаться от Иерусалима, а ждать обетования Отча – обещанного/(уха Святаго, Которого Он пошлет им от Отца. Апостолы, послушные своему Божественному Наставнику, исполнили эту заповедь вознесшегося Господа. И вот, повествует дееписатель, в последний день праздника ветхозаветной Пятидесятницы, когда все они были единодушно вместе, внезапно сделался шум как бы от несущегося сильного ветра, вдруг наполнивший дом, в котором они находились. И явились им как бы огненные разделяющиеся языки и почили по одному на каждом из них. И исполнились все благодати Духа Святаго и начали говорить на иных языках – как Дух давал ИМ провещевать (ср.: Деян 2,1–4 ). Присутствовавшие тогда на празднике в Иерусалиме представители самых разных народностей – парфяне и мидяне, жители Месопотамии, Каппадокии, Понта, Асии, Фригии и Памфилии, критяне, аравитяне и многие другие – удивлялись: как эти галилеяне, простые рыбаки, говорят на наших языках о великих делах Бо- жиих ( Деян 2,11 )? И зрелище поистине было удивительное! Чудо поразительное!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1330 году он вместе с родителями переехал в небольшое селение Радонеж. С этого времени он особенно стал стремиться вступить на монашеский путь, но родители просили его все же дождаться их отшествия ко Господу. Однако вскоре они сами приняли монашество, а затем через недолгое время оба приняли блаженную кончину. После их смерти Варфоломей отыскал в десяти верстах от Радонежа небольшую возвышенность, поставил там себе келью и маленькую церковку, посвященную Пресвятой Животворящей Троице, и начал наконец здесь свой иноческий подвиг. Для этого он призвал к себе игумена Митрофана и принял от него монашеский постриг с именем Сергия – на двадцать четвертом году своей жизни. Много поначалу пришлось претерпеть здесь будущему преподобному: и от диких зверей, и от невидимых врагов спасения нашего. Но горячей, слезною молитвой он укреплял себя, постепенно возрастая духовно. Это со временем стали чувствовать даже и звери; так, в это время к нему нередко приходил дикий голодный медведь, с которым преподобный и делился своею скудной трапезой. Три года прожил Сергий в полном одиночестве в этом глухом месте. Однако постепенно слух о смиренном и добром подвижнике, поселившемся неподалеку от Радонежа, распространялся все более и более, и к нему стали приходить желающие жить подле него иноческой жизнью. Хотя он и отговаривал их, ссылаясь на трудности пустыннического жития, приходившие обещали терпеть все с Божией помощью и просили позволения остаться. Сергий разрешил – и вскоре вокруг него собрались двенадцать братий. Тогда монашествующие чаще жили еще особножитно, и даже собираясь в одной обители, каждый из монахов должен был сам построить себе келью. Вместе они пребывали только во храме, приглашая поначалу и в создающемся Сергиевом монастыре для служения Литургии священника со стороны. Служивший здесь игумен Митрофан вскоре умер, но Сергий по смирению своему и не думал принимать игуменский сан. Он оставался скромным иноком, был всем слугой, рубил дрова и таскал на своих плечах воду для всех. Однако братия единодушно желала видеть его своим игуменом, и после долгих уговоров Сергий наконец согласился; тогда епископ Волынский Афанасий в 1354 году рукоположил его во пресвитеры и в сан игумена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1947 году митрополит Вениамин, по предложению патриаршего посла в Америке митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова), вернулся на Родину, где занял Рижскую и Латвийскую кафедру. С 1951 года он занимал Ростовскую и Новочеркасскую кафедру. Его последней кафедрой была Саратовская [с 28 ноября 1955 по 20 февраля 1958 года]. В феврале 1958 года владыка Вениамин ушел на покой. Митрополит Вениамин, еще будучи епископом, все время стремился к уединенной монастырской жизни. В Сербии он живал в монастыре и любил совершать, как он это называл, «сорокоусты» – сорок Литургий подряд – в трудные моменты своей жизни, для чего удалялся в уединенные обители. Остаток жизни владыка Вениамин провел в Свято-Успенском Псково- Печерском монастыре, мало общаясь с окружающим миром. В это время он много писал на различные духовные темы. В последние годы святитель перенес самое тяжелое из ниспосланных ему испытаний – он лишился дара речи, которым столь много принес духовной пользы свой Церкви и ее чадам в течение своей жизни. 4 октября [точнее, в ночь на 4 октября] 1961 года, на память святителя Димитрия, митрополита Ростовского, тоже много писавшего в своей жизни, митрополит Вениамин скончался. Отпевание почившего иерарха совершил архиепископ Псковский и Порховский Иоанн с собором духовенства в Сретенском храме Псково-Печерского монастыря [надгробное слово, перед пением канона, сказал прибывший на погребение своего старшего друга и учителя архимандрит Стефан (Светозаров)]. Погребен митрополит Вениамин в пещерах монастыря. Образ трудолюбивого святителя, его исповедниче- ский подвиг верности Матери-Церкви, образ ратоборца за торжество истины, молитвенника, замечательного проповедника и оратора, наставника духовных школ и монашествующих, доброго советника, духовного писателя, человека прекрасной души – сохранили в памяти многие знавшие его современники. 3/16 июля 1966 г. Епископ Феодор 2. Из заметок епископа Феодора. О митрополите Вениамине Митрополит Вениамин написал Акафист Искуплению – в Сербии, в монастыре Студеница, в 1923 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В какой-то мере опыт этот был известен и в Древней Руси. В более близкое к нам время учителем благодати Божией и ее стяжания как дара Духа Святаго был преподобный Серафим Саровский . Характерно, что неправое учение о Фаворском свете вышло именно из среды Западной Церкви, и сделавшейся – в силу отделения ее от Единой, Соборной, Апостольской Церкви – удобной почвой для всхода на ней многих неправых латинских догматов, уводящих человека от путей подлинного спасения. Мы же, особенно устремляясь в дни Великого поста на православные пути спасения нашего, будем во всем руководствоваться великим учением святых отцов о благодати Божией, нас, немощных, врачующей и спасающей, особо благодарно поминая при этом святителя Фессалонитского Григория, всю свою жизнь отдавшего прославлению Пресвятаго Духа и всей Пресвятой Троицы, Ейже славу, честь и поклонение воссылаем, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слово в Неделю Пятидесятницы (1957, Гербовецкий монастырь, Молдавия) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! Сегодня Церковь отмечает великий свой праздник – день обретения учениками Христовыми, апостолами, всей полноты даров Святаго Духа, сошедшего на них, по обещанию вознесшегося Господа, в Сионской горнице, ставшей прообразом всех христианских храмов, неизменно преисполненных Божественной благодати. В этот день апостолы получили особые духовные дары, так необходимые им тогда для проповеди о Христе Иисусе, Сыне Божием, Спасителе мира. Благодатью Святаго Духа они обрели новое дерзновение и новые силы, обрели особую ясность мысли, мудрость Богопознания, знание различных наречий, терпение и упорство, смелость и решительность, возможность духовного утешения в напастях. Кто как не Животворящий Дух Святой был так необходим им для преодоления ожидавших их на стогнах мира стольких множествах препятствий, лишений, диавольской и человеческой ненависти, слепой гордыни, страсти к разделениям и раздорам?! И все нужное для их апостольских трудов дал им в тот день Дух Святой, Который оделяет верных Своими благодатными Божественными дарами – когда, где и как это Ему угодно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В ответ на такую Любовь единственное, что мы можем сделать, так это исполнить тот завет, который дал нам Сам же Господь: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всея души твоея, и всею крепостию твоею и всем помышлением твоим (Лк ю, 27]. Возлюбим, дорогие, святое Божественное учение, возлюбим спасительные заповеди Божии, ибо сказано: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите ( Ин 14,15 ). И благоговейно поклонимся ныне этому Гробу, поклонимся великим Страстям Христовым, возблагодарим Его от всего сердца за неизреченную Его к нам Любовь, Искупление наших грехов и изгнание проклятия смерти. И будем ожидать радости Его тридневного Воскресения – в надежде и нашего грядущего совос- кресения с Ним в жизнь вечную. Аминь. Слово о Воскресении Христовом (1977) Христос Воскресе! Воскрес Иисус от гроба, я коже проречё... Возлюбленные братие и сестры! Ныне мы с вами празднуем воистину самое дивное и преславное событие в жизни всего человечества – Воскресение Христово! Ни в одной из существующих религий мира нет празднования воскресения из мертвых, ни в одной из них и не воскрешали мертвых. У нас же воскрешение мертвых совершалось не один раз. Так, еще во времена Ветхого Завета бывали такие случаи: например, святые пророки Божии Илия и Елисей воскрешали мертвых отроков. Также и Господь наш Иисус Христос воскресил дочь Иаира и сына наинской вдовы; наконец, воскресил и уже смердевшего Лазаря. В свою очередь, святой апостол Петр воскресил Тавифу, и можно думать, что святой апостол Павел способствовал оживлению мертвого юноши, выпавшего из окна с третьего этажа горницы, о чем рассказывается в Деяниях апостольских. Однако самое потрясающее событие у христиан, которое мы с вами сегодня с великой радостью и отмечаем, это событие Воскресения Христова, когда Он восстал из мертвых в третий день после Своей смерти! Как известно из Евангелия, Господь неоднократно говорил ученикам-апостолам, что Сыну Человеческому много должно пострадать... и быть убиту, но в третий день воскреснуть ( Мк 8,31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010