Легенды - легендами, но в них заложено зерно истины. При разборке и перевозке церкви в Витославлицы в щели (пазу между бревнами) алтаря была найдена поминальная записка, исполненная скорописью XVII в. Ее следует привести полностью. " Помяни г(оспод)и душе усопших раб своих раб (повторение, - Л.К.): раба своего Федора уби(ен)наго, Ивана, Кузму, Пелагие ски(м)нице, Гаврила, Агафие девице, Улиту девице, Ирин 2(х) девицъ, Еремия младенца, Евдокие де(вицу), Марие де(вицу), Марфу, мл(аден)ца Герасима убиеннаго, Феодосие, Евдокие, Анфису скимнице, Михаила от литвы сожжена. И се поминание Ивана Иванова сына Епанчина " . Ниже, красными выцветшими чернилами: " Ивана, Афонасия на рати убиенных, Микиту, Андрея " . Интереснейший документ, свидетельствующий о том, что оккупанты беззастенчиво хозяйничали на чужой территории и, видимо, население оказывало им сопротивление. О времени сооружения церкви документов пока не найдено. П. Демянский сообщал: " на северо-западе от села Передок находится усадьба " Боярские горы " , которая с незапамятных времен переходит из рода в род у гг. Аничковых. По имеющимся данным, у гг. Аничковых все земли на много десятков верст в окружности их села принадлежали их предкам " . И далее приводит цитату из описи за 1581-1583 годы: " ... а в церкви образы, и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и все церковное строение приходные старых помещиков " . Читатель, безусловно, вспомнит Санкт-Петербург и Аничков мост, и Аничков дворец. В.В. Зверинский и П. Демянский приводят запись на колоколе, отлитом для Передского Рождественского монастыря в 1539 г.: " ... в дом Пресвятой Богородицы честнаго и славнаго Ея Рождества в монастырь в Передки " . Запись оба дают в " свободном " прочтении. Те же сведения в публикации 1865 г. Колокол утрачен и проверить запись на нем уже невозможно. Но дата (1539 г.) уже приближает нас ко времени возведения храма. Дендрохронологический метод исследования спилов дал разные результаты, поскольку бревна остроганы скобелем и последние годовые кольца утрачены. Ближайшая к нам дата 1531 г. получена с бревна, сохранившего нетронутою поверхность, даже с остатками коры. Ее и следует признать наиболее близкой искомой или даже действительной.

http://sobory.ru/article/?object=52851

Но в данном случае – другое дело. Патриаршая премия для меня почетно, ведь это своего рода оценка мои литературных заслуг Церковью. Не мог я отказаться и от премии святого Александра Невского . Кстати, она была безо всякого денежного вознаграждения. Бесполезная литература Мне кажется – литература, которая не говорит о Боге – бесполезна. Литература должна вводить если не в храм, то хотя бы в церковную ограду. Русская литература всегда была на стороне униженных и оскорбленных и всегда была народной. Когда в 60-е годы возникла литература духовных народных исканий, критики немного свысока обозвали ее «деревенской прозой». «Деревенщиков» — Василия Шукшина, Федора Абрамова, Василия Белова и других замечательных писателей — как бы противопоставляли городской литературе. Прошло не так много времени и принадлежать к «деревенщикам» стало очень почетно. Хотя я давно живу в Москве и у меня много работ, не посвященных деревне, но когда меня причислили к «деревенщикам» — это было большой честью… Современная литература — внутреннее Да, мы говорим о том, что тиражи упали, что литература дорожает, стала менее доступной, читателей стало меньше. Но, кроме внешних причин, вызвавших это, существуют и внутренние. В нашу жизнь стало входить много духовной литературы. И никакой Союз писателей не заменит писания Феофана Затворника , Игнатия Брянчанинова, работы Константина Леонтьева… И духовная литература не то чтобы стала соперничать со светской, она просто взяла на себя огромное число читателей. Поэтому жаловаться на то, что нас стали меньше читать – не нужно. Люди не перестали читать, у них появились другие магниты в книжном мире. Но литература жива и за счет этого соседства с духовными сочинениями улучшится и будет с себя строже спрашивать. Современная литература — внешнее В последние годы русская литература потерпела сильные таранные удары, в том числе от тех средств массовой информации, которые стремятся лишь «развлечь публику»… Но все-таки она живет, причем во всех жанрах. Много интересных поэтов: здесь можно назвать Светлану Сырневу, Диану Кан, Вячеслава Артемова, Николая Рачкова, Геннадия Иванова, Анатолия Гребнева. В прозе – еще и моё поколение, слава Богу, не ушло на покой – это Валентин Распутин , Василий Белов, Виктор Лихоносов… Хорошие вещи создают представители других поколений писателей — Александр Сегень, Михаил Попов, Виталий Богомолов, Евгений Шишкин, Лидия Сычева.

http://pravmir.ru/russkij-pisatel-vladim...

Огромные просторы лесного Заволжья вокруг Нестиара заселены крайне редко. Деревеньки стоят в основном на берегу вытекающего из озера притока Люнды Быстреца: Рогово (ныне деревня Быстрец), Клюкино, Никоново… Объясняется это тем, что труднопроходимые заболоченные низины мешали хозяйственной деятельности и общению людей. Выбраться из лабиринта болот можно было лишь по грядам рельефа, внешне обозначенных участками высоких, перезревающих прямо на месте сосен. С наступлением своего часа они подгнивают и падают друг на друга, создавая естественные завалы и ветроломы, ибо срубить вовремя и вывезти на транспорте огромные стволы практически невозможно. Тем не менее именно благодаря заболоченности места здесь сохраняются огромные запасы железных болотных руд, интерес к которым был проявлен властями Макарьев-Желтоводского монастыря еще в середине XVII столетия… Основанный в 1445 году, но вскоре разоренный казанцами, Макарьев-Желтоводский монастырь был возобновлен вскоре после Смуты в 1620 году Алексеем Муромцем, при пострижении в иноческий сан принявшим имя Аврамия. Уже при нем под стенами изначальной деревянной обители начал действовать торг, вскоре ставший крупнейшей ярмаркой не только России, но и Европы. В 1649 году игуменом монастыря утвердился лысковчанин Иларион, решивший отстроить обитель уже каменной – более величественной, импозантной и пожаростойкой. «Огненные зажигания» тогда случались в преимущественно деревянной застройке русских весей и городов довольно часто. В каменном зодчестве XVII века неизменно применялось железо. Из него ковались связи, укладывавшиеся для прочности внутри кладки мощных стен, ими стягивались своды, из железа ковались фигурные решетки окон, жиковины и секирные замки дверей, просекались тончайшие рисунки крестов и прапоров. Поэтому железа при каменном строительстве требовалось много и разного по вязкости качества. Тогда-то, в 1651 году, к поискам в лесах Заволжья промышленных залежей железных болотных руд игумен Иларион и привлек известного в округе лысковчанина-кузнеца Федора Иванова по прозвищу Бобер. Вместе «с сотоварыщи» он в течение нескольких месяцев выявил и наладил производство железа по берегам речки Черной Мазы, у села Разнежья и близ Нестиар-озера.

http://sobory.ru/article/?object=10934

По устроении церкви и по приведении дворца в надлежащий вид, новый настоятель священник Иоанн Феоктистов принял церковные вещи от конторы, через чиновника Котлова. Не находя в числе церковных предметов многих богослужебных книг и разных церковных ведомостей, метрических книг и пр., Феоктистов доносил об этом и требовал выдачи этих предметов от священника конногвардейского полка. Чем это дело окончилось, неизвестно. В 1819 г. император велел сделать в церковь новый иконостас и к местным иконам серебряные лампады, а старый иконостас передать в Петергофский дворец. Около этого времени производился большой ремонт в церкви, оконченный только к 1829 г.; ремонтом заведывал Стасов по рисунку, утвержденному государем. Переделка стоила 16 900 руб. Во время ремонта был поставлен походный иконостас, и служба совершалась без перерыва; церковь освящена в феврале 1829 г. протопресвитером Криницким. С того же времени разрешен вход в церковь посторонним лицам, кроме дней присутствия в церкви особ высочайшей фамилии. Церковь одноэтажная, в два света, имеет два ряда окон: больших внизу и малых в верхнем ярусе. 8 окон выходит на Воскресенский проспект, а три - на Таврическую улицу. Церковь представляет вид длинного зала, которого длина 20 саж., ширина - 5, а высота - 4 с половиной саж. Она разделена на 3 части. Восточная часть, отделенная сплошною стеною, представляет алтарь и место для ризницы и библиотеки. С боку ризницы устроена небольшая дверь в алтарь. Длина и ширина алтаря 4 саж. 2 с четвертью арш.; купол его поддерживают 12 колонн; он раскрашен в виде сеточных обводов; в центре купола - голубь в сиянии. Длина средней части храма от иконостаса до западной стены - 11 саж. и 1 арш.; солея возвышается на одну ступень и отделяется деревянною решеткою, открытою по середине. У западной стены другое возвышение в одну ступень, отделенное 4 большими колоннами, поддерживающими хоры. В южной стене вход в церковь. Пол в алтаре и в церкви паркетный. Иконы в иконостасе принадлежат кисти академиков Егорова, Бессонова, Федора Брюлло и Иванова Александра. Царские врата в полукружии, углубляющемся к алтарю, резные, золоченые. В царских вратах иконы Благовещения и 4-х Евангелистов. Направо от них: Спасителя, Воздвижения, Архистр. Михаила, Александра Невского; налево - Божией Матери, Екатерины, Архангела Гавриила, прав. Елизаветы с Предтечею. Все эти образа работы Алексея Егорова. На фронтоне, с правой стороны царских врат - Рождество Богородицы, работы художника Иванова; Сретение и Богоявление - Брюлло; в нише, над южными вратами -Воскресение Христово и Сошествие Св. Духа - Брюлло; на левой стороне царских врат Рождество Христово - Иванова; Вознесение и Успение - Бессонова; в нише над северными дверями Преображение и Введение - Бессонова; над царскими вратами Тайная Вечеря - Егорова.

http://sobory.ru/article/?object=29567

После смерти И.А. Воротынского пресекся княжеский род по мужской линии, и вотчина досталась его вдове, княгине Настасье Львовне. Н.Л. Воротынская в 1691 г. променяла село Куркино и деревню Барашки патриарху Адриану. Последний послал в благодарность княгине " образ Пречистой Богородицы Владимирская, оклад и венец " за то, что она " поступилась селом и деревней в дом Пречистыя Богородицы и святейшему патриарху " . Однако очень скоро село утратило прежнее значение. Царь Петр I, не терпевший сопротивления своим реформам со стороны церкви, после смерти Адриана в 1700 г. не допустил избрания нового патриарха, назначив своей волей " местоблюстителя патриаршего престола " . Он поставил во главе церкви государственный орган - Святейший синод, а все имения патриарха были переданы в Синодальное ведомство, под управление государственных чиновников. Исчезла богатая усадьба, прежде служившая местом отдыха и развлечений именитого владельца, не стало ни псарей, ни сокольников. В 1704 г. в Куркине и Барашках записаны 36 крестьянских дворов, в которых жили 115 крестьян. Сократился и церковный причт - у церкви отмечены только дворы священника Ивана Дмитриева и дьячка Федора Иванова. В середине XVIII в. куркинская церковь пришла в ветхость. Местные священники Григорий Григорьев и Иван Федоров (с 1757 г.) много раз обращались с просьбами о ее ремонте в Синодальное экономическое правление. Средства для этого были отпущены в 1760 г., и в последующее время проводится " возобновление и починка " церкви. В результате этих работ сохранился основной объем храма, но паперти и крыльцо были утрачены. Первоначальная архитектурная обработка сохранилась только на восточной стене, со стороны абсид, и на световом барабане церкви. Внутреннее убранство храма также относится к XVIII в. Колокольня при куркинской церкви была возведена в 1840-х гг. В приход Владимирской церкви входили кроме Куркина селения Барашки, Кобылья Лужа, Машкино, Филино и Юрово. В сентябре 1872 г. общество крестьян села Куркина продало 30 десятин земли из своего надела Григорию Анатольевичу Захарьину. Выдающийся русский врач-терапевт, основатель московской клинической школы, профессор и директор терапевтической клиники Московского университета, Г.А. Захарьин был почетным членом Петербургской Академии наук (с 1885 г.). Он часто приезжал в свою усадьбу, построенную около Куркина в долине реки Сходни, подолгу здесь жил, общался с местными крестьянами, помогал бедным хлебом и деньгами, делал взносы в пользу куркинской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=03265

Представляли и поздравляли победителей Жюри XVIII Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадеры, вперед!» в составе Героя Советского Союза и Героя России Артура Чилингарова, председателя Издательского совета РПЦ МП, Митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Союза писателей России Николая Иванова, поэта, народного артиста России, лауреата Государственной премии России Михаила Ножкина, народного художника России Сергея Харламова, народного артиста России Юрия Назарова, народного артиста Украина и ЛНР Михаила Голубовича, заслуженной артистки России Екатерины Стриженовой, Героев России генерал-лейтенанта авиации Николая Гаврилова и летчика-космонавта Антона Шкаплерова, заслуженного летчик России Юрия Сытника, генерала авиации Александра Цалко, народной артистки Башкирии, заслуженной артистки России Татьяны Петровой, лауреата Международных конкурсов, певицы Татьяны Семушиной, актриса театра на Таганке и кино Полины Нечитайло, главного редактора журнала «О Русская земля» Марины Ганичевой, писателей Виктора Николаева, Валерия Хайрюзова, Ларисы Барановой-Гонченко, Сергея Куличкина, Сергея Котькало, Владимира Казмина, Вадима Носова, Виталия Носкова, Глеба Яковенко, поэтов Александра Щербакова и Алексея Грибанкова, режиссера Сергея Зайцева, известного художника-модельера, руководителя Дома моделей «Президент-Сервис» Виктории Андрияновой, инженеров Игоря Чауса и Сергея Исакова, главного научного сотрудника ИМЛИ РАН Виктора Гуминского, депутата Государственной Думы ФС РФ Сергея Гаврилова, писателя Виктории Радишевской и протоирея Константин, артистки МХАТА им. Горького Анны Кисличенко, директора Центра развития образования Луганского педуниверситета Сергея Цемкало, руководителя Центра Федора Ушакова в Луганске Владимира Мельника. Предваряла начало торжественного вечера экскурсия в Храм Христа Спасителя. Перед трансляцией видеорепортажа с выставки работ участников Конкурса, победителей приветствовали Народный артист России Юрий Владимирович Назаров и артистка театра и кино Полина Нечитайло.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/07/po...

Примечательна в усадьбе Знаменская церковь, сооруженная в 1783 г. взамен деревянной на новом месте, в соответствии с композиционным замыслом формировавшегося усадебного ансамбля. Образец раннего классицизма, храм частично переделывался в начале XIX в. и 1864 г. Церковь представляет вариант двухколоколенных ротондальных храмов московского круга рубежа 1770-1780-х гг. Внутри здание сильно расчленено стенами и арками. От сюжетной масляной живописи, исполненной в 1903 г. на месте предшествующей, остались незначительные фрагменты. Внутреннее убранство утрачено. http://volokblag.ru/ Существовавшая ранее церковь Знамения иконы Божией Матери в селе Ивановском. В селе Ивановском в начале XVII ст. была церковь Иоанна Предтечи каменная. В писцовых книгах 1626 г. упоминается: «за князем Никитою Михайловичем Мезецким в Сестринском стану приданная его вотчина, что дал ему в приданое тесть его Петр Иванович Карамышев, сельцо Ивановское, а в нем храм Иоанна Предтечи каменный». В 1652 г. по смерти жены князя Никиты Мезецкого Ульяны приданная ее вотчина досталась ее племяннику Ивану Ивановичу Карамышеву. В писцовых книгах 1653 г. церковных земель в Волоколамском уезде, описанных писцом Яковом Львовым, значится: «церковное место, что была церковь Иоанна Предтечи, в Иванове вотчине Карамышева, в селе Ивановском, пашни паханной 4 четверти в поле, отмежеванной вотчинниковой земли, да лесом поросло 6 четвертей, сена 10 копен». В 1658 – 82 гг. после И. И. Карамышева селом владел его сын Алексей. При нем построена в селе Ивановском новая деревянная церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Об этом в приходных окладных книгах Патриаршего казенного приказа за 1673 г. говорится так: «в 181 г., по книгам десятильника Василия Салманова да старосты поповского Ильинского попа Федора, прибыла вновь церковь в Волоцком уезде Знамения Пресвятой Богородицы в вотчине Алексея Иванова сына Карамышева в селе Ивановском и обложена данью, а дани 10 денег, заезда гривна». В 1682 – 1719 гг. село Ивановское принадлежало детям Алексея Ивановича Карамышева – Василию и Алексею. В 1720 г. Василий Карамышев свою половину имения продал Анисиму Ивановичу Березникову, а другая половина имения в селе Ивановском отдана в 1722 г. Алексеем Карамышевым своему сыну Александру.

http://sobory.ru/article/?object=04529

Так, в «Послании сыну Максиму», написанном в весьма стесненных условиях, встречаются прямые ссылки на высказывания святых Иустина Философа, Григория Богослова (I, 137), Дионисия Ареопагита (I, 140; II, 197) Андрея Критского (I, 143), Феодора Студийского (I, 143), Афанасия Великого (I, 144; II, 195), Иоанна Златоуста (I, 144; I, 153; II, 165; II, 179), преподобного Иосифа Волоцкого (I, 146; II, 170; II, 198), равноапостольного царя Константина Великого (II, 164), Иоанна Дамаскина (II, 165; II, 219), Фотия, Патриарха Константинопольского (II, 165), Кирилла Иерусалимского (II, 169), Германа, Патриарха Константинопольского (II, 180), Василия Великого (II, 184). В тексте послания также упоминаются святые Григорий Богослов (I, 130), Ефрем Сирин (I, 134; II, 196), Евсевий Самосатский, Григорий Солунский, Епифаний Кипрский (I, 135), Митрофан (I, 142), Мелетий Антиохийский, Феодорит Кирский, Петр Дамаскин, Максим Грек (I, 152; II, 174), святитель Григорий, папа Римский (I, 162), Иоанн Златоуст (I, 135; II, 182; II, 196), Максим Исповедник (II, 182), Ипполит Римский (II, 196). Федор также приводит отрывки из житий преподобных Иоанна Лествичника (I, 136), Александра Свирского (I, 138), Симеона Столпника (I, 145; II, 223), Ефросина Псковского (I, 155; II, 178), Саввы Освященного (II, 202), святителей Василия Великого (II, 194), Иоанна Златоуста (II, 201), Филиппа (Колычева) (II, 201), цитируется «Повесть о Варлааме и Иоасафе» из Пролога (II, 170). Немало – для доказательств истинности старого обряда – Федор использует и богослужебных текстов: Октоих святого Иоанна Дамаскина (цитируются песнопения ирмосов 9-х песен канонов, богородичны, степенны 8-го гласа, воскресный богородичен 6-го гласа на стиховне, ирмос 2-й песни воскресного канона 5-го гласа, ирмос 4-й песни воскресного канона 7-го гласа), песнь Богородице «О Тебе радуется» из чина Литургии Василия Великого (I, 134), Триодь постная (I, 139), Триодь цветная (утреня в Великую Субботу, воскресная стихира на «Господи, воззвах» 3-го гласа), канон преполовения Пятидесятницы (I, 142), канон празднику Троицы (I, 143), стихи на литии в праздник Троицы (I, 151), канон Пресвятой Троице 6-го гласа на воскресной полунощнице (I, 141), заупокойная служба (припевы по непорочных), антифоны Божественной литургии «по вся дни и на Господския праздники» (II, 180), «на праздник великомученика Георгия стих на литии» (II, 180), Синаксарь недели мясопустной (II, 185), ирмос канона 6-го гласа Великого четверга (II, 200).

http://bogoslov.ru/article/5100775

в Дрезден приезжает брат Анны Григорьевны, Иван Григорьевич Сниткин, студент Петровской земледельческой академии, и рассказывает Достоевскому о своем товарище Иванове. Вот что пишет Анна Григорьевна в своих воспоминаниях: «Федор Михайлович, читавший разные иностранные газеты (в них печаталось многое, что не появлялось в русских), пришел к закшочению, что в Петровской земледельческой академии в самом непродолжительном времени воз никнут политические волнения. Опасаясь, что мой брат, по молодости и бесхарактерности, может принять в них деятельное участие, муж уговорил мою мать вызвать сына погостить у нас в Дрездене… Федор Михайлович, всегда симпатизировавший брату, интересовался его занятиями, его знакомствами и вообще бытом и настроением студенческого мира. Брат мой подробно и с увлечением рассказывал. Тут-то и выросла у Федора Михайловича мысль в одной из своих повестей изобразить тогдашнее политическое движение и одним из главных героев взять студента Иванова (под фамилией Шатова), впоследствии убитого Нечаевым. О студенте Иванове мой брат говорил как об умном и выдающемся по своему твердому характеру человеке и коренным образом изменившем свои прежние убеждения. И как глубоко был потрясен мой муж, узнав потом из газет об убийстве студента Иванова». Убийство Иванова произошло 21 ноября 1869 г., в нем участвовал Нечаев, студенты Успенский и Кузнецов и литератор Прыжов. Иванов принадлежал к кружку Нечаева, но разошелся с ним, не желая ему подчиняться и «намекая даже на то, что он отделится от общества и образует новое общество под своим главенством». Его убили в парке Петровской академии, и тело было брошено в прорубь пруда. Достоевский предчувствовал, что в Академии будут политические волнения, — и убийство Иванова поразило его, как сбывшееся предсказание. Значит, он не потерял еще чувства русской действительности. Рассказы Ивана Григорьевича об Иванове и убийство его Нечаевым вдохновляют Достоевского на писание «романа–памфлета». Отрекшийся от революции Иванов сливается с отрекшимся от раскола Голубовым.

http://azbyka.ru/fiction/gogol-solovev-d...

Следующее подобное событие Москва переживала только в 1880 году, когда на Страстной площади открывали памятник Пушкину. Тремя годами раньше тихо и неприметно появился первый в Москве памятник М.В. Ломоносову в виде скромного бронзового бюста, работы скульптора С.И. Иванова, установленный в 1877 году на Моховой перед Аудиторным корпусом Московского университета — где ему давно было положено стоять. Скульптор С.И. Иванов старался воспроизвести основные черты, а фактически скопировать известный бюст работы Федора Шубина, друга Ломоносова, лепившего «в живую». Теперь точно на месте старого памятника стоит творение советского скульптора Козловского, а у дореволюционного бюста Ломоносова оказалась трудная судьба. Поврежденный немецкой бомбой, он был перенесен в Клуб МГУ, занявший здание Татьянинской церкви, и простоял там до самого открытия храма в наше недавнее время, а затем был передан в ведение Музея истории Московского университета — как реликвия. И если открытие памятника Ломоносову праздновал Московский университет, с молебном духовенства его домового храма, то открытие первого памятника Пушкину стало торжеством всей России. Появление памятника национальному гению было ее крупной победой. При жизни поэта не создавалось его скульптур, — того не желал сам Пушкин. «Арапское мое безобразие будет предано бессмертию во всей своей мертвой неподвижности», — писал он жене. И только в трагическом 1837 году родилась идея почтить поэта памятником, — Жуковский обратился с тем к императору Николаю. Однако первое скульптурное изображение Пушкина в России появилось лишь в 1862 году в Великом Новгороде — на знаменитом памятнике 1000-летия России (скульптора И. Микешина). И только в 1870 году, в эпоху великих реформ был образован комитет по созданию памятника. Тогда же адмирал Ф.Ф. Матюшкин, лицейский однокашник Пушкина, предложил возвести его в Москве, на светлой родине поэта, а не в чопорном чиновном Петербурге, который гнал гения, и где жизнь его закончилась трагедией, и не в уединенном Царском селе.

http://pravoslavie.ru/314.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010