«С душой Вашей роднится душа беспрестанно…»  Чижов и Гоголь. Часть 1 (К 135-летию со дня кончины Федора Васильевича Чижова) Инна Симонова 26 ноября 2012 года исполняется 135 лет со дня кончины публициста-славянофила и издателя, ученого-математика и искусствоведа, крупного промышленника, финансиста и благотворителя Федора Васильевича Чижова (1811–1877). Его имя гремело при жизни, но впоследствии было несправедливо забыто. Долгое время о Чижове вспоминали в основном лишь в связи с именами Гоголя, Александра Иванова, Языкова, Поленова, Саввы Мамонтова, в судьбах которых он сыграл благотворную, а подчас и спасительную роль. Будучи по убеждениям своим славянофилом, он принимал непосредственное участие в выработке славянофильского идеала будущего устройства Российского государства и отстаивал его в спорах с западниками в московских гостиных и литературно-философских салонах, на страницах книг и периодических печатных органов, пытался повлиять на принятие государственных решений в записках на имя царя. Он выступал в печати с протекционистских позиций укрепления отечественной промышленности и последовательно подтверждал эти принципы собственной предпринимательской деятельностью. Холодный расчет математика и азарт «игрока» соединялся в нем с замечательными способностями практического организатора. Своим энтузиазмом он будоражил общественное мнение. Его настойчивая, сильная воля звала за собой, опровергая дошедший до наших дней миф о маниловской утопичности славянофильской доктрины. Именно таких, как Чижов, имел в виду Иван Сергеевич Аксаков, когда говорил: «Убеждения наши (то есть славянофилов. – И.С.) – удел не одних людей отвлеченных, мечтателей и поэтов, но и людей, признаваемых практическими». С началом «перестройки» многие средства массовой информации, состоящие на службе у новоявленных российских олигархов, стали настойчиво внедрять в сознание нашего общества мысль о том, что все первоначальные капиталы испокон веков создавались нечестным путем, за счет криминальных афер. Но стоит лишь обратиться к историческим фактам, как убеждаешься в обратном. Большинство капиталов, и русских в частности, образовывались вовсе не на распаде государства, не на гибели связей и обнищании людей, а параллельно с укреплением политико-экономической мощи страны, с улучшением жизни и благосостояния народа. Этот процесс был взаимосвязан. И деятельность Чижова, этого недюжинного предпринимательского таланта земли русской, является наглядным тому подтверждением.

http://pravoslavie.ru/57717.html

«С душой Вашей роднится душа беспрестанно…»  Чижов и Гоголь. Часть 2 (К 135-летию со дня кончины Федора Васильевича Чижова) Николай Васильевич Гоголь Постепенно литературный и нравственный авторитет Гоголя становится для Чижова непререкаемым. Он благодарит Провидение за предоставленное ему счастье близко знать великого малоросса. «С душой вашей роднится душа беспрестанно», – признается он в одном из писем к писателю . Неустанное самосовершенствование Гоголя, его нравственный максимализм и взятое на себя бремя наставничества вселяли чувство преклонения перед гением. Чижову иногда казалось, что Николай Васильевич предугадывал малейшие движения его души: «Гоголь, судя по его сочинениям, чувствует – и глубоко чувствует – все то, что, мне кажется… я чувствую один» . Отныне сочинения Гоголя, своеобычие их языка и художественное совершенство превращаются для Чижова в мерило требовательности к самому себе как литератору и рождают чувство отчаянной неудовлетворенности личными достижениями: «Гоголь работает, и, как видно, работает сильно. Не может быть, чтобы такая перемена в языке, какая видна в его сочинениях, начиная от его “Вечеров на хуторе близ Диканьки” и до “Мертвых душ”, совершилась без большой работы. Художественное совершенство происходило внутри него, но тут есть еще внешнее совершенство формы… Я тоже работаю, тоже стараюсь об обработке своего языка, а между тем все или большая часть того, чем я являюсь в обществе, плохо, и сильно плохо» . Однако нельзя сказать, что результатом частых встреч и тесного общения в Риме этих двух незаурядных личностей было исключительно одностороннее влияние Гоголя на Чижова. Гоголь, в свою очередь, высоко ценил ум Чижова, его знания, энциклопедическую начитанность в области изобразительного искусства и архитектуры, а также его самозабвенную преданность и отзывчивость в отношении близких им обоим людей: Языкова и Иванова. Свидетельством этому являются дошедшие до нас письма. Расставаясь, Гоголь обычно просил Федора Васильевича писать ему как можно более обстоятельно, излагать свои мнения и оценки как можно более подробно, чтобы в них слышна была сама жизнь. «Я как-то ощущаю, что вы считаете меня чем-то сильнее и больше, нежели как я есмь», – приходилось оправдываться смущенному Чижову .

http://pravoslavie.ru/57786.html

М.М. Громыко Приложения 1160 Приложение 1 Сведения о старце Феодоре Кузьмиче, собранные в 1882 г. у крестьян сел Коробейниково, Белоярское и деревни Мазули 1161 Сведение 1162 Забранное о Старце Феодоре Крестьянская жена деревни Мазули Ачинского Округа Покровской волости Варвара Степанова Иванова рассказывала о Старце Феодоре, проживавшем временно в доме отца поясненной крестьянки: так, когда Старец Феодор был в расположении духа говорил о себе, был человек и какого происхождения того не объяснил, когда скрылся из своего жилища, то его преследовали, дабы раскрыть, но с помощью Провидения свыше был спасаем и когда уже совсем был окружен розысками, осталось дойти не более 10 аршин, где Старец сидел между кустов, вдруг сошел с неба туман и ослепил сыщиков, кони в это время сбились с пути к тому месту, где был Старец Феодор, прошли мимо, даже в другую сторону, и Старец Феодор воспользовался случаем – уходом сыщиков и, дошедши до речки, где желал переправиться на другую сторону, тут был пойман и представлен начальству, откуда воспользовался случаем – бежал в другое место, но что во время путешествия его происходило, того не объяснено. Крестьянка села Коробейникова Фёкла Степанова Коробейникова рассказывала слышанные от Старца Феодора, когда он был в неизвестном ей городе, где и был признан за Великого человека, тут же был взят и посажен в острог, закованный в кандалы, и с ним было двое товарищей, каковых тоже арестовали, а как не признав их вины, то начальство предлагало свободу по поручительству, двое его товарищей согласились освободиться и были выпущены на волю, но Старец Феодор не согласился быть на свободе, а говорил, что по обряду сему я получу себе комнату и мне будет приятно, сколько не уговаривали Старца Феодора, чтобы вышел на поручительство и снял с себя оковы, но он не согласился, а остался в своем мнении, – но по какому именно случаю дано было знать Государю Императору Николаю Павловичу, и по распоряжению Его Величества секретным образом был прислан Великий Князь Михаил Павлович и по приезде в город прямо явился в острог и первого Старца Феодора посетил, и сильно оскорбился на начальствующих и по горячему его характеру желал предать их самому строгому суждению, но Старец Феодор уговорил Великого Князя, чтобы все это оставить без последствия в забвении, на слова Старца Феодора Великий Князь согласился, равным образом Старец Феодор просил Великого, чтобы обсудить его в Сибирь на поселение «за Федора Козмича», требование старца Феодора было исполнено и по обсуждению его, Старец в 1837 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Державино. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Приход возник в 1715 году, когда здесь была сооружена, а в 1874 году перестроена кирпичная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм перестроен по проекту архитектора Бориса Афанасьевича Иванова. Крестовый в плане центральный объем был надстроен вторым этажом с завершением в виде крупного восьмерика с арочными проемами, перекрытого сомкнутым сводом. Трехъярусная отдельно поставленная колокольня более поздней постройки. Памятник барокко, обновленный в традициях второй половины XIX в. Церковь воздвигнута на средства прихожан. К храму были приписаны три часовни: две кирпичные в с. Державино – одна во имя Святого Благоверного князя Александра Невского, выстроенная в 1881 году в память освобождения крестьян от крепостной зависимости: другая – построена в 1892 году по проекту епархиального архитектора Федора Николаевича Малиновского в память об избавлении императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы 1888 года; и третья – деревянная в д. Чемодурово. В начале XX столетия в приходе церкви два селения – Державино и Зюзино (Чемодурово). С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП. Двухпрестольный храм был построен в 1715. В 1874-1881, по проекту архитектора Б.А.Иванова, церковь надстроена вторым этажом. В 1883 отдельно от храма была возведена колокольня. В 1881 на юго-западном углу церковной ограды отстраивается часовня Александра Невского (по одной из версий, часовня устроена к 20-летию освобождения крестьян от крепостной зависимости). На северо-восточном углу церковной ограды в 1892 построена вторая часовня – в память избавления от гибели 17.10.1888 императора Александра III. В 1993 была проведена реконструкция здания церкви. Двухэтажный центральный объем храма – крестообразный в плане, восьмерик массивного барабана прорезан арочными проемами и завершается сомкнутым сводом, увенчан шлемовидной главкой на граненой шейке.

http://sobory.ru/article/?object=21091

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Георгий Иванов Иванов Георгий Владимирович (1894–1958) – поэт, прозаик, мемуарист. Из семьи потомственных военных; мать – баронесса В. Бир-Брауер ван Бренштейн. Учился в петербургском Втором кадетском корпусе. В 1910 году четырнадцатилетний кадет дебютировал как поэт в журналах «Все новости литературы, искусства, театра», «Кадет-михайловец», «Ученик», а самым первым из опубликованных стихотворений был «Инок» («(Он – инок, он – Божий…»), тогда же в печати появилась его первая статья-рецензия о стихах Зинаиды Гиппиус, Иннокентия Анненского, Максимилиана Волошина. Уже вскоре юный поэт познакомился с Михаилом Кузминым, Александром Блоком, Игорем Северяниным. В декабре 1911 года под издательской маркой эгофутуристов «Ego» вышла его первая поэтическая книга «Отплытие на остров Цитеру». Вместе с Игорем Северяниным он вошел в ректориат «Академии Эгопоэзии», провозглашавшей своими предтечами Константина Фофанова и Мирру Лохвицкую. В «Письмах о поэзии» («Аполлон», 1912, 3/4) Николай Гумилев отметил: «Первое, что обращает на себя внимание в книге Г. Иванова, – это стих… Поэтому каждое стихотворение при чтении дает почти физическое чувство довольства. Вчитываясь, мы находим другие крупные достоинства: безусловный вкус даже в самых смелых попытках, неожиданность тем и какая-то грациозная „глупость», в той мере, в какой ее требовал Пушкин». Весной 1912 года Георгий Иванов принял предложение Николая Гумилева и перешел в «Цех Поэтов». В книге «Петербургские зимы», вышедшей в 1928 году в Париже, он вспоминал: «Из моего футуризма ничего не вышло. Вкус к писанию лиловых „шедевров» у меня быстро прошел. Я завел новые знакомства, более „подходящие» для меня, чем общество Крученых и Бурлюков». Вторая поэтическая книга Георгия Иванова, «Горница», вышла в 1914 году в издательстве «Гиперборей», в полной мере выразив основную идею всей его последующей поэзии: «нет новизны – есть мера». В статьях о нем почти не упоминается его третья книга, «Памятник славы», вышедшая в «Лукоморье» в 1915 году. Если и упоминается, то с неизменной оговоркой: «Грянула Первая мировая, и в бряцании ура-патриотических кимвалов родился „Памятник славы», весьма жалкое и очень „лукоморское» детище». К такому же бряцанию кимвал была и остается причисленной (приведенная цитата из статьи 1994 года), по сути, вся патриотическая поэзия Первой мировой войны – Николая Гумилева, Александра Блока, Михаила Кузмина, Сергея Городецкого, Анны Ахматовой, Николая Клюева, Сергея Есенина, Алексея Липецкого и многих других поэтов, которых ждала участь патриотики времен Крымской войны Федора Глинки, Аполлона Майкова, Петра Вяземского, Каролины Павловой. В стихотворении «Родина» Георгий Иванов восклицал:

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Иваново. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Богородице-Рождественская церковь Карта и ближайшие объекты " Село Иваново при прудах находится в 50 верст. от уездного города и в 87 от губернского. Церковь в селе Иваново существовала уже в начале XVII в. В патриарших окладных книгах под 1628г. она отмечена так: „церковь Рождества Пречистые Богородицы в селе Иванове в вотчине князя Федора Хилкова. " В 1672 г. церковь эта из патриаршей области перечислена в Суздальскую епархию; в 1678 г. в Иванове было 19 дв. крестьянских и 13 бобыльских, населения в них 117 душ муж. пола. Дальнейших сведений об Ивановской церкви не имеется до начала нынешнего столетия. В 1833 г. вместо дотоле бывшей деревянной церкви в Иванове, на средства помещиков Нарышкиных и Киселева, устроен каменный храм, который существует здесь и в настоящее время. Престолов в этом храм три: главный во имя Рождества Пресв. Богородицы, в трапезе теплой во имя св. Николая Чудотворца и св. Первоверховных апостол Петра и Павла (устроен в 1868 г.). Земли при церкви 33 десят., которые значатся в плане земли помещицы Киселевой. Церковною плановой землей владеют крестьяне, а причт пользуется взамен этого крестьянской землей. Приход состоит из села Иванова, деревни Есина (4 в.), хутора Мясникова (3 в.) и станции Соколово Мур. ж. дороги; во всех этих поселениях по клировым ведомостям числится 352 души муж. пола и 365 женского. " (По материалам книги Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии.//Выпуск четвертый. Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. Составил преподаватель Владимирской Семинарии В. Добронравов. Губ. г. Владимир. Типо-Литография В.А.Паркова. 1897. (страницы 567-568) ) 6 февраля 1931 г. Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК отменила постановление Президиума облисполкома ИПО от 14.02.-30 г. о ликвидации церкви в с. Иванове Ковровского района, церковь оставили в пользовании верующих (ГАРФ. Ф. Р-5263. Оп. 1. Д. 9. Л. 4)//Ершов А.Л. Церковь на земле Владимирской в 1930-е годы. - Владимир: Калейдоскоп, 2011. – 322 с. ISBN 978-5-88636-046-2 С. 53

http://sobory.ru/article/?object=04160

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВВАКУМОВЩИНА [онуфриевщина], поповское старообрядческое согласие (см. Поповцы ) кон. XVII - нач. XVIII в. Возникло в основанном ок. 1678 г. керженском скиту старца Онуфрия Орла, после того как Домница, вдова казненного 14 апр. 1682 г. в Пустозерске попа Лазаря , привезла архив пустозерских узников - протопопа Аввакума , Лазаря, Федора Иванова и Епифания - и когда здесь ок. 1685 г. поселился любимый ученик Аввакума инок Сергий (С. И. Крашенинников ), принесший с собой сочинения протопопа, в к-рых содержалось одобрение самосожжений и ошибочные догматические построения Аввакума, изложенные им во время споров с Федором Ивановым (о разделении Св. Троицы, о Воплощении Бога не существом, а благодатью, о восстании Христа из мертвых до Воскресения и сошествии Его в ад душой и телом, о преложении Св. Даров на проскомидии и т. д.). Онуфрий и его последователи стали ревностными сторонниками этих «писаний», почитая их «паче Евангелия». Они также признавали священников только дониконовского поставления и придерживались суждения, что «не бывает опечаток и погрешностей в старых печатных книгах и не подобает их исправляти». С онуфриевским скитом были тесно связаны такие «зельные любители» аввакумовских сочинений, являвшиеся одновременно проповедниками и организаторами массовых самосожжений, как посадский человек из г. Романова Поликарп Петров, приходской свящ. из Пошехонского у. Симеон, крестьянин Пошехонского Корнильева мон-ря Семен Афанасьев, беглый вологодский подьячий Иван Коверин и др. Учение и деятельность Онуфрия и его единомышленников вызвали осуждение др. старообрядцев, в т. ч. известных обличителей самосожжений - инока Евфросина, Мины и Галактиона Слепого. 19 авг. 1693 г. по инициативе пошехонского дворянина Ф. Я. Токмачева на Керженце, в дер. Зиновьево, состоялся старообрядческий собор, обвинивший последователей аввакумовских писем в ереси. В скиту Онуфрия, куда участники собора были приглашены для прений, между сторонами произошло резкое столкновение, Токмачев и его товарищи едва спаслись бегством. После этого распря на Керженце продолжалась еще 15 лет. В 1702, 1704, 1706 и 1708 гг. здесь по этому поводу проводились новые соборы, однако онуфриевцы не только не отказались от «несогласных писем», но и «паче начаша их любити, и веровати по ним, и за церковною службою прочитати». У них сложился культ Аввакума, стали создаваться его иконные изображения. Один из приятелей Онуфрия, Иерофей Андреев, написал в защиту «спорных писем» особое послание. Противники онуфриевцев группировались на Керженце вокруг скита старца Софонтия. Инок Сергий под напором неопровержимых доказательств признал заблуждения своего учителя. Перед смертью, в 1709 г., под страхом преследования отрекся от еретических писаний Аввакума и проклял их оказавшийся почти в одиночестве Онуфрий. В 1710 г. москвич Т. М. Лысенин написал о спорах на Керженце обширное сочинение.

http://pravenc.ru/text/62582.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМИЙ (Афанасий; † весна 1672), старообрядческий писатель, юродивый, затем инок (расстрижен); земляк, ученик и духовный сын протопопа Аввакума . В 1664 г. жил в Москве в доме боярыни Ф. П. Морозовой , в 1665 г. принял монашество в одном из подмосковных мон-рей. Вернувшись в Москву весной 1667 г., возглавил столичную общину староверов, активно проповедовал, защищая старые обряды. Вел тайную переписку с сосланными в 1667 г. в Пустозерск протопопом Аввакумом, Федором Ивановым , иноком Епифанием и попом Лазарем . А. был хранителем нелегальной рукописной б-ки и архива московской старообрядческой общины. 8 февр. 1670 г. А. был арестован, у него были отобраны письма Аввакума и др. «возмутительные» бумаги. А. был заключен на Мстиславском дворе, допрашивали его в Чудовом монастыре митр. Крутицкий Павел , архим. Чудова мон-ря (буд. Патриарх) Иоаким и др. Ни увещания, ни строгое заключение не смогли заставить А. принять новые книги и обряды, за это он был расстрижен. В заключении А. поддерживал связь с Аввакумом и др. единомышленниками. Написал челобитную царю Алексею Михайловичу , в к-рой содержалось резкое обличение церковных нововведений и отказа от «веры прежних отцов». Непримиримый и резко обличительный тон этого послания, по-видимому, послужил поводом к осуждению А. на смертную казнь. Весной 1672 г. он был сожжен на Болотной пл. в Москве. В «Винограде российском» - мартирологе известного выговского писателя С. Денисова А. представлен мучеником за веру. А.- автор многочисленных сочинений в защиту старых обрядов. Его главное произведение - историко-полемический сб. «Христианоопасный щит веры против еретического ополчения» (1667-1669), куда кроме его собственных вошли сочинения первых писателей-старообрядцев (Аввакума, диак. Федора Иванова, Ивана Неронова и др.), а также слова свт. Иоанна Златоуста , прп. Максима Грека , Сказание Симеона Суздальского о Флорентийском Соборе, многочисленные выписки из святоотеческих и уставных книг. Это сочинение А. явилось одним из первых образцов старообрядческой книги. Из др. его произведений известны «Послание к христолюбцу» (до 1670) и написанные уже в заключении (1670-1672) послания боярыне Морозовой, «дщери Христовой», «Послание к некоему боголюбцу» и публицистическое соч. «Вопрос и ответ старца Авраамия». Сочинения А. пользовались большой популярностью у единомышленников и сохранились до наст. времени в многочисленных списках XVII-XX вв.

http://pravenc.ru/text/62912.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМАСКИН (Орловский Владимир Александрович; род. 26 дек. 1949, Москва), игум. В 1979 г. окончил Литературный институт им. А. М. Горького при Союзе писателей СССР. Работал в учебно-методическом кабинете при Мин-ве приборостроения СССР. С 1983 по 1986 г. служил чтецом в Успенской ц. с. Жилина Московской обл. 7 апр. 1988 г. в Преображенском кафедральном соборе г. Иванова пострижен в мантию с именем Дамаскин в честь прп. Иоанна Дамаскина. 28 дек. 1988 г. епископом Ивановским и Кинешемским Амвросием (Щуровым) рукоположен во диакона, 29 дек. того же года - во иерея. Направлен служить в Воскресенский храм с. Толпыгино Приволжского р-на Ивановской обл. В 1991 г. включен в состав синодальной Комиссии по изучению материалов, касающихся реабилитации духовенства и мирян, пострадавших в советский период; в 1996 г.- в состав синодальной Комиссии по канонизации святых. 9 апр. 1996 г. указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен в клир храма Покрова Пресв. Богородицы на Лыщиковой горе. 9 янв. 2000 г. возведен в сан игумена. С 1980 г. Д. ведет систематический сбор материалов, касающихся подвига новомучеников и исповедников Российских ХХ в. До 1990 г. исследования проводились в основном путем получения свидетельских показаний и выявления всех имеющихся опубликованных источников. С 1991 г. Д. приступил к изучению архивно-следственных дел в ЦА КГБ при Совете министров СССР (ныне ФСБ РФ). В дальнейшем также проводилось изучение материалов Архива Президента РФ, ГАРФ, РГИА, архивов УФСБ по Москве и Московской обл. и прокуратуры Тверской обл. В результате был исследован более чем 100-тысячный комплекс судебно-следственных дел за период 1917 - 50-е гг. XX в. Собранные Д. материалы о жизни и подвиге новомучеников были представлены в синодальную Комиссию по канонизации святых и послужили основанием для их прославления в Соборе новомучеников и исповедников Российских. В результате исследований, касающихся изучения мест, где производились репрессии, и мест погребения мучеников и подвижников благочестия были, в частности, обретены мощи священномучеников Петра (Зверева) , архиеп. Воронежского, Фаддея (Успенского) , архиеп. Тверского, прот. Константина Голубева , священников Александра Смирнова и Федора Ремизова , священноисповедников Агафангела (Преображенского) , митр. Ярославского, Виктора (Островидова) , еп. Глазовского, Романа Медведя , св. прав. Алексия (Гнеушева), прписп. Александра (Орудова) , прп. Иисуса Анзерского , мч. Алексия Ворошина , мучениц Евдокии Шейковой , Дарии Тимагиной , Дарии Улыбиной и Марии , мч. Нижегородской.

http://pravenc.ru/text/168716.html

Русская литература «Город на Каме, где — не знаем сами» Трудно поверить, но этим летом, например, я впервые прочитала Гришковца, Дину Рубину, «Зеленый шатер» Улицкой. В эти выходные взяла в руки книжку, которую, наверное, уже прочитали все — «Географ глобус пропил» Алексея Иванова. Павел Басинский: Откуда берутся мифы о писателях? (+Видео) Это естественно, что всякая известная личность обрастает мифами, потому что людям кажется, что если этот человек живет обычной жизнью, то тогда чем же он велик, и почему он не такой? Людям хочется видеть в них не таких, как все. Патриаршая литературная премия, неопатристический синтез и жизнь замечательных людей 22 мая в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя в третий раз прошло вручение Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Памяти Федора Абрамова: его книги стали русской классикой Крестьянского мира, о котором писал Абрамов, больше нет, но его тетралогия «Пряслины», повести по-прежнему читаются на одном дыхании. В годовщину со дня смерти замечательного писателя о своем отношении к его творчеству рассказали прозаик и журналист Дмитрий Шеваров и писатель Борис Екимов. Русская литература не учит… ничему (+ВИДЕО) Чему учит русская литература? Как убивать топором старушек? Как женщине из-за несчастной любви бросаться под колеса поезда? Как молодому, полному сил мужчине, который потерял смысл жизни, в петле повисать? Или как собирать бомбу и ставить в нее часовой механизм? Виктор Живов о Евангелии в советских хрестоматиях, неофитстве и симпатичных 90-х Вдруг раздается звонок из Издательства МГУ, и нам говорят: «Вы знаете, вот у вас в хрестоматии по старославянскому языку всё тексты какие-то религиозные… Вы не можете какие-нибудь другие подобрать, а то там Евангелие да Евангелие…» Иван Есаулов: От великой русской культуры осталась разве что маленькая часовенка Я пытался показать, что советский коллективизм и русская православная соборность не только не синонимы, но имеют совершенно разный генезис, что советский коллективизм есть отрицание русской соборности. Книга вышла огромным для университетских изданий того времени тиражом — и ее тоже восприняли как вызов.

http://pravmir.ru/tag/russkaya-literatur...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010