Столь большой объем «использованной литературы» позволяет нам справедливо усомниться в правоте слов Паисия Лигарида об отсутствии библиотек и книг на Руси XVII века. Не следует думать, что Федор был узколобым начетчиком, фанатично стоявшим «за единый “аз”» и считавшим, подобно Аввакуму, «до нас положено: лежи оно так во веки веком!» [xiv] . Бывший дьякон критически относился к слепому доверию к тексту, справедливо замечая, что и в старых книгах есть погрешности: «За опись бо кую в книге какой ни есть и погрешенное слово не подобает нам ни спиратися, ни стояти; а за превращение книг старых и догмат правых изменение подобает всякому християнину и страдати, и умирати, обаче с разумом, испытав всякую опасно писанием святых отец» (I, 145). Федор знал греческий и латинский языки. О том говорят прочитанные им греческие книги. В Послании он пишет: «и в греческих же книгах старых и “аллилуйя” по-старому стоит и доднесь дважды, а третие “докса Си, Феос”, по-руски: “слава Тебе, Боже”» (I, 152; II, 174); «Не един бо тот глагол есть, еже рещи “Господа истинного”, но два глагола, не едино имены сии и в греческом языце и в русском. По-гречески бо “Кирион”, а по-русски “Господа”. И паки: по-гречески “алифтион”, а по-руски “истиннаго”. Зри се, яко не един глагол, но два разноименны» (I, 156). Ниже Федор сравнивает, как переводится «Аллилуйя» на разные языки, включая латынь: «“Аллилуйя” же ангельскаго языка речение есть, а “слава Тебе, Боже” по-руски и “докса Си, о Феос” по-гречески, и “глория Ти би, Деус” по-римски…» (II, 180). С.А. Зеньковский считает, что, кроме греческого и латинского языков, Федор знал частично и польский [xv] . Н.Ю. Бубнов же соглашается с митрополитом Макарием (Булгаковым), утверждая, что мнение о знании Федором даже греческого и латинского языков сильно преувеличено. Основанием для этого Бубнов считает тот факт, что используемая Федором «вкладная Псалтырь» Дионисия Радонежского (сохранившаяся до нашего времени) – это Псалтирь греческая с параллельным русским переводом [xvi] . Тем не менее, для использования этой Псалтири Федору, если он не знал греческого языка, пришлось бы привлекать соответствующих специалистов. Кроме того, вышеуказанные иностранные фразы приведены бывшим дьяконом в русской транскрипции, написать же их без знания языка или общения с его носителем не представляется возможным.

http://bogoslov.ru/article/5100775

Однако на самом деле всё обстояло далеко не так просто. Мы рассмотрим некоторых из ранних деятелей старообрядчества: духовного сына и соратника огнепального протопопа Аввакума – дьякона московского Благовещенского собора Федора Иванова и старца-архимандрита Спиридона (Потемкина). Как своими союзниками, так и противниками дьякон высоко ценился за образованность. Инок Авраамий (так же, как и Федор, лишенный сана по приговору «градского суда») даже считал его «паче иных в Божественном писании потрудившимся и многое полезное о церкви ведущим» . Обладая исключительной памятью, в своих сочинениях Федор приводит слова не только Священного Писания, но и многочисленных святых отцов, а также вспоминает книги, говорящие в пользу старой веры, когда-то им виденные. В составленном им «Прении священнодиакона Феодора с митрополитом Афанасием иконийским о сложении перст в знамении крестном» встречаются слова Федора о том, что он знаком с грамматикой и богословием, хорошо знает решения Стоглавого собора, прочел много богослужебной литературы и святых отцов (в частности, он ссылается на Патриарха Антиохийского Мелетия, Феодорита Блаженного, Петра Дамаскина, Максима Грека, Иоанна Дамаскина и Кирилла Иерусалимского), «и иных письменных и печатных читал книг десятков шесть» [iv] . В то же время Федор резко отметается от античной философии Платона и Аристотеля, говоря: «На что мне тыя книги чести еллинских безбожных поганых философов, которыи в болваны веровали и о тщетной мудрости упражнялися, а спасения себе не искали?» [v] . В этом отрицании языческих мудрецов Федору вторит протопоп Аввакум: «Платон и Пифагор, Аристотель и Диоген, Иппократ и Галин: вси сии мудри быша и во ад угодиша, достигоша с сатаною разумом своим небесных твердей» [vi] . Как и ранние христианские апологеты, сторонники старого обряда не видели смысла в изучении творений греческих философов [vii] . В своих сочинениях больше, чем кто-либо из его соузников, Федор цитирует по памяти святоотеческие и богослужебные книги, при этом понимая и толкуя их наиболее адекватно из всех четверых пустозерцев [viii] . Об отсутствии подходящей для апологии веры литературы в заключении он очень печалился: Пустозерск – «место неволное, книг многих… взять негде» [ix] . Приходилось рассчитывать на память и на те немногочисленные книги, что были под руками. Вероятно, узникам дозволялось иметь при себе Псалтирь и книги Нового Завета [x] , на что косвенно указывает факт дословной цитации библейских текстов с указанием порядкового номера псалма либо евангельского или апостольского зачала. Тем не менее, круг иных источников, использованных Федором, остается довольно обширным.

http://bogoslov.ru/article/5100775

1626 г. Челобитная Вязниковской слободы Покровского попа Лукьяна Ондреева на товарища ево попа Федора Яковлева. «Царю Государю и Великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии и Великому Господину Святейшему Патриарху Филарету Никитичу Московскому и всеа Русии бьет челом и являет Богомолец ваш Государевой Володимерского уезду, Ярополческие волости, Вязниковские слободки, Покровский поп Лукоянище Ондреев тое ж слободки на товарища своего на Покровского ж попа Федора, Яковлева сына, в том, что меня Вашего Государского Богомольца бранит и оглашает не подобными делы и называет вором, татем и разбойником и взводит на меня иныя не подобныя дела, и тем меня гоняет напрасно, отживаючи меня от Вашего Государева Богомолья - от церкви. Да тот же, государь, поп Федор как приехал с Москвы, и в те поры была моя неделя служити, и он целовальнику Федору ключей церковных давати не велел, и как я, Государи, отслужил свою неделю, и он поп Федор те ключи церковные взял к себе и отдал пономарю, а меня Богомольца Вашего пономарю слушати не велел ни в чем в церковной службе , - да тот же, Государи, поп Федор держит у себя племянника своего родом Тимошку Иванова, и тот племянник его подломал было ящик церковный казенный с деньгами Пречистыя Богородицы, а владеет он поп Федор всею церковной, казною, - да и тот же поп Федор крал твою Государеву казну Святительскую венешные деньги, и по извету Богоявленского попа Алексея те твои Государевы Святительские деньги на том попе Федоре доправлены, а мне подле ево, в ево воровстве, стало убытку: на Москве два рубли четыре алтына полторы деньги, - да тот же поп Федор на меня Богомольца Вашего, и впредь похвалился и на женишку мою и на детишек своим умышленьем, всякими лихими делы, и продажами и поклепом - и что, Государи, учинитца мне и женишке моей и детишкам моим впредь на домишке моем, или на дороге от тово попа Федора и мне бы Вашему Государей Богомольцу в конец не погибнуть, а окромя, Государи, тово попа Федора недруга к себе инова никово ничем не ведаю. Милосердный Государь Царь и Великий князь Михаил Федорович всея Русии и Великий Государь Святейший Патриарх Филарет Никитич Московский и всея Русии, пожалуйте меня своево Государского Богомольца, велите мое челобитье и явку записать, смилуйтеся пожалуйте».

http://sobory.ru/article/?object=03744

8) Род Иосифа Стефановича Хитрово. 9) Род Симеона Савельевича, да Федора Ивановича Хитровых. 10) Род Савостьяна Дементьевича Хитрово. 11) Род Луки Сафроновича Хитрово. 12) Род Думного Дворянина Никиты Савича Хитрово. 13) Далее следует помянник Патриархов Всероссийских, в первой записи: первопрестольного Патриарха Иова, Патриарха Гермогена, Великого Государя Патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руси Иосифа Патриарха, Иоасафа Патриарха (†1672). Во второй записи Питирим, Никон, Иоаким и Адриан (†1700). 14) Живоначальныя Троицы Лютикова монастыря Архимандриты, здесь поименованы: Авраамий, Иринарх, Сергий, Антоний, Савватий, Иродион, Схимник Макарий, Игумен Онуфрий, Вениамин схимник, Константин, Никон, Моисей, Андрей. 15) Лютикова монастыря Старцы: инока схимника Филарета, инока схимника Дионисия, инока схимника Филарета, инока Закхея, инока Пафнутия, инока Сергия, инока Левкия, инока Антония, инока Прохора, инока Трифона... Священно Игумена Феодосия, Священно-Инока убиенного Схимника Авраамия (не во время ли разорения монастыря в 1611 году?). Далее в первой записи следуют роды Бояр, духовных особ и «всякого чину людей», живших во второй половине XVII столетия: 1) Государева чарочкина Симеона Иванова сына Комсина, 2) Князя Федора Ивановича Мстиславского, 3) Окольничего Федора Михайловича Ртищева, 4) Князя Алексея Ивановича Воротынского и Княгини Марфы, 5) Род Князя Михаила Ивановича Воротынского; дети Боярские побиты в Казани: Иоанна, Исидора, Иоанна, Димитрия, Матвея, Никиты, Михайла, Афанасия убиенного, Иоанна Схимника, Иосифа, Никиты убиенного, Пахомия, Логина убиенного, Даниила, Льва, Андрея, 6) Протопопа Ермила Ярославского, 7) Окольничего Князя Симеона Романовича Пожарского, 8) Ивана Васильева сына Засецкого, 9) Род Кологривовых с уст жерди, 10) Род Окольничего Князя Ивана Михайловича Каркадинова, 11) Михаила Борисовича Шейна, 12) Ивана Никитича Романова, 13) Князя Ивана Борисовича Черкасского, 14) Князя Алексея Никитича Трубецкого, 15) Разрядного дьяка Григория Ларионова, 16) Василья Григорьева сына Шорина, 18) Федора Сергеевича Левашова, 19)...

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Возрождение местной церкви относится к 1665 г. Событие это даже попало в историю: в деревне Саввино «почелась Божественная служба быть». По челобитью сына нового владельца имения, Ивана Федоровича Стрешнева, взамен обветшавшей была построена вторая деревянная церковь Преображения Господня с приделом в честь иконы Пресвятой Богородицы Знамение. В 1681 г. Иван Стрешнев уступил село Саввино в приданое за своей дочерью Авдотьей зятю - влиятельному царедворцу, фавориту царевны Софьи князю Василию Голицыну. Последний владел имением недолго. Свержение властолюбивой Софьи в 1689 г. братом Петром I привело к опале ее фаворита. Князь Василий Голицын был лишен боярства, всего имущества, в том числе Саввино, и сослан с семьей в Каргополь. Имение Саввино было отписано на Великого Государя, а через год по именному Указу отдано в пожизненное владение жене Ивана Стрешнева - боярыне Настасье Ивановне. Но впоследствии Саввино вновь досталось роду Голицыных. Уже в 1722 г. его очередным владельцем стал родной сын опального князя Василия - Алексей Голицын. И в дальнейшем оно долго переходило к его потомкам. Построенная Стрешневым вторая деревянная церковь простояла около ста лет. О жизни прихода в те времена нам почти ничего не известно, если не считать сохранившихся в истории имен давно почивших священников: Федора Иванова (1686-1690 гг.), Григория Федорова (1704 г.), Федора Федорова (1709-1715 гг.), Якова Григорьева (1716-1722 гг.), Петра Иванова (1773 г.). В 1777 г. «иждивением владелицы села Саввино помещицы Т.В. Голицыной и прихожан» была возведена новая, третья по счету, деревянная церковь на каменном фундаменте с деревянной колокольней. Внутри храм был оштукатурен и расписан; снаружи обит тесом и окрашен. Богослужения здесь совершались до 1880 г., когда и эта церковь пришла в ветхость. В 1892 г. была разобрана колокольня, а сам храм стоял вплоть до второй четверти XX в., пока не погиб от пожара. Но в середине XIX века ветшающую деревянную церковь было решено вновь заменить новой, каменной. С этого дня и ведет свой отсчет история ныне существующего каменного храма Преображения Господня в Саввино.

http://sobory.ru/article/?object=01691

Прихожане: града Крапивны надворной советник и воевода Иван Яковлев сын Попов (прав.: Панов – М.Р.) (48), жена ево Пелогея Иванова (46), дети их – Елисавета (22), Василей (15), Просковья (13); подпорутчик Тимофей Михайлов сын Головин (38); Крапивенской воеводской канцеляриии приказные: регистратор Ефим Иванов сын Баев (43), жена ево Матрена Степанова (22), дети ево – Никита (16), Ефим (12), Александр (7), Наталья (9), Николай (2); подканцелярист Федор Михайлов сын Самсонов (25), жена ево Марфа Андреева (26), дети их – Григорей (5), Петр (1), помянутого Федора мать вдова Акилина Петрова (43); подьяческая жена вдова Афимья Ларионова (36), дети её – Никита (11), Михайла (9) – оба Ивановы дети; подканцелярист Семен Игнатьев сын Тычинин (53), жена ево Марья Тимофеева (38), дети их – Наталья (18), Матвей (16), Анисья (14), Варфоломей (10), Анна (4), Иван (полгоду); капрал Иван Акимов сын Скашин (58), жена ево Федосья Казмина (44), дети их – Иван (10), Татьяна ( 7), помянутого Ивана теща Авдотья Лукьянова (72); солдаты Крапивенской команды (л. 37); однодворцы: города Крапивны живущия в богоделии вдовы; города Крапивны пашенныя салдаты Разсылной Слабоды, Козачей Слободы, Московской Слабоды (л. 39 об.), Жилой Слободы (л. 41), Пушкарской Слабоды (л. 41). 5) 1, лл. 45–56. Села Жердева (село Преображенское – М.Р.) церковь Преображения Господня. 1 . Тоя церкви иерей Василей Васильев (41), жена ево Акилина Кирилова (40), у них дети – Елисавета (6), Гаврила (4). Дьячек Василей Васильев (31) (родной брат иерея Василея Васильева – л. 1 об.), жена ево Васса Феодорова (29), дочь их Праскевия (5). У него ж, иерея Василья, сестры – девка Дария (20), девка Матрена (20). 2. Пономарь Ефим Ларионов (46), жена ево Ефросиния Стефанова (49), дети их – дьячек Иродион (22), Иларион (17), девка Праскевия (17), помянутого Иродиона жена Праскевия Данилова (24). 3 . Второй пономарь Тимофей Костентинов (54), жена ево Федора Иванова (49), у них дети – Андрей (10), Праскевия (18), Пелагея (10). На исповеди были (лл. 45–45 об.):

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Да на старом церковном месте, где стоял пред сего храм Иоанна Предтечи за осыпью, пять келий. А в них живут нищие, питаются от церкви Божией. Келья Андрюшки Иванова,келья Афоньки Володимерова, келья Осипки Васильева, келья Петрушки Иванова. Поперек того двора4 сажени. Келья нищей Матренки. А земли под теми кельями в длину 15 сажен, поперек тож. Да против той же церкви Ивана Предтечи в осыпе место порожнее на кургане в длину 15 сажен, поперек 10 сажен. А по приправочным книгам было на том месте 10 келий нищих, а ныне на том месте тех келий нет> . Дальнейших сведений о судьбе этих деревянных церквей не имеется. В окладных книгах 1676 г. упоминается церковь Иоанна Предтечи; при ней в приходе 20 дворов посадских и 1 двор, в котором живет дворник. В 1806 г. вместо деревянных церквей был построен каменный храм с такой же колокольней, но в 1866 г. этот храм был разобран до основания и вместо него к 1874 г. построен новый, более обширных размеров. На время постройки каменного храма была построена деревянная церковь, которая по освящению нового храма в 1875 г. была разобрана. В новом храме устроено три престола: средний в память Усекновения главы св. Иоанна Крестителя, по бокам его в честь Собора Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил и во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Церковь богата украшена св. иконами и богата утварью и ризницей. Богатством украшений особенно отличаются местные старинные иконы: Спасителя, Божией Матери, Иоанна Крестителя, Трех святителей и Архистратига Михаила; напрестольное Евангелие в серебряном вызолоченном окладе, серебряные вызолоченные сосуды. По правую сторону амвона на бронзовом аналогии положен образ Воскресения Христова и двунадесятых праздников; в середине его врезан восьмиконечный серебряный вызолоченный крест, на обратной стороне коего написано: «части св. мощей — древо креста Господня, ризы Господни, Петра митрополита, Леонтия Ростовского, Василия Великого, Ефрема, мученика Христофора, Тихона чудотворца, Ефимия Суздальского, Муромских чудотворцев князя Константина с чады, Ярославских чудотворцев — князя Федора с чады, мученика Артемия, Лукияна, св. Дамиана, мученицы Ирины, камень горы Фаворской, камень, с него же вознесся Господь, Гроба Владычицы, жезл Моисеев, гроба Сергия чудотворца, Иакова Перского, мученицы Татианы, Пантелеимона и Ефимии Прехвальныя». Кроме этого, есть 4 небольших сребропозлащенных креста, вставленных в икону Воскресения Христова, с частицами св. мощей Муромских чудотворцев, и крест, употребляемый при водоосвящении, с частицами святых мощей с надписью: «сей Св. Животворящий крест в церковь св. Иоанна Предтечи приложил Данил Железников год 73 (?) здравия и спасения и поминовения душ наших».

http://sobory.ru/article/?object=34810

" Дело о построении в. Селе Воскресенском что на Сонохте Романовского уезда вновь каменной церкви, вместо сгоревшей деревянной за 1800 г. " (ГАЯО, 230-1-274): 29 мая 1800 г. приходскими людьми с. Воскресенского было составлено " заручное " прошение на имя Его Высокопреосвященнейшего Архиепископа Ярославского и Ростовского Павла о получении " по усердному нашему желанию храмосдательной грамоты и о благословении на строительство новой каменной церкви " . Подготовительные работы по строительству каменной церкви в селе были начаты уже после пожара 1799 г. От правящего Архиепископа Ярославского и Ростовского Арсения была получена необходимая при таком строительстве и храмосдательная грамота, которая сгорела во время пожара 1800 г. Были заготовлены песок, кирпич, дикий камень. Прошение о строительстве церкви было подписано приходскими людьми деревень: Зыково, Ваулово, Новоселово, Гришенино, Бугриново, Обрезково, Панфилово, Кнутовки, Барханова, Негодаево. По неграмотности многих прихожан " руку прикладывал " или староста храма или дьячок Павел Степанов. Вот наиболее характерное прошение: " К сему прошению означенной Воскресенской церкви дьячек Павел Степанов вместо вотчины полковника Петра Иванова, сына Шубина Большого, деревни Ольховка, старосты Федора Иванова, по его прошению, за неумением его грамоты, руку приложил " . Приходских дворов при церкви по 5 ревизии от 1795 г. было показано 149, в них проживало 548 душ, по духовной росписи 1800 г. значилось 554 души. Церкви принадлежало 59 десятин усадебной пашенной и сенокосной земли. Резолюция на прошении была получена 27 мая 1800 г.: " Новую каменную церковь строить благословляю, грамоту же изготовить вновь, представить для подписания, а также и план, по которому имеет та церковь строиться " . 13 июня 1800 г. в Ярославской Духовной Консистории был издан приказ о немедленном составлении плана строительства новой церкви. Ответственность была возложена на священника села Воскресенского Иоанна Яковлева. Приказ подписал Толгский Архимандрит Августин и протоиерей Кафедрального Собора Матвей Казанский. К приказу были приложены практические советы и рекомендации об внутреннем обустройстве храма, Святая Святых - Алтаре ( " ликами к Востоку " ), об устроении иконостаса, Царских Врат, о пропорциях и размерах престола и жертвенника в алтаре. " Внешне, предусмотреть, чтобы " в устроении своем, церковь была построена по кораблеобразному типу " .

http://sobory.ru/article/?object=28266

Резолюция: «1726 года августа 3 день дать указ о строении против прошения и освящении». Того же числа августа, по благословению преосвящ. Леонида, архиепископа Сарского и Подонского, из Синодального казенного приказа выдан указ: «в означенной церкви поврежденной престол построить и утвердить на старом месте и освятить Большого Успенского собора протопопу Семену Лукину, старым антиминсом». Под 1700 г. значится: церковь Преображения Господня каменная. Чудиново в 1627 г. – пустошь Московского уезда, Замыцкой волости, «вотчина за вдовою Анною, Ивановскою женою Мордвинова и за ее сыном Семеном Ивановичем и дочерью Авдотьею Мордвиновыми… а владеет вдова Анна Мордвинова тою вотчиною по государевой жалованной грамоте 1613 г., за приписью дьяка Федора Шушерина, какова грамота дана свекру ее конному псарю Федору Мордвинову да мужу ее Ивану, да деверю Афанасию Федоровичам Мордвиновым». В 1637 г. вдова Анна Мордвинова свою вотчину заложила И. Ф. Стрешневу; в 1651 г. его сын Иван Стрешнев продал Ивану Жукову, а у него куплена в 1658 г. Андреем и Иваном Луниными и в 1665 г. продана сытного дворца стряпчему Кондратию Ивановичу Лунину. При этом владельце пустошь Чудинова в 1678 г. была деревнею, на которой поселены были 7 дворов задворных людей. По смерти К. И. Лунина деревня Чудинова досталась в 1683 г. его сыну Петру, а от него перешла к его жене вдове Аксинье, она по променной записи 1694 г. уступила дьяку Степану Ступину. В 1697 г. в деревне Чудиновой построена каменная церковь во имя Преображения Господня, отчего деревня и стала называться селом по церкви Спасским, Чудиново тож. У С. Ступина имение было отписано на великого государя и в 1700 г. пожаловано в вотчину Автомону Ивановичу Иванову, при нем в селе Спасском находилось 10 дворов крестьянских с 67 чел. и двор его вотчинников с деловыми людьми. После Автомона Иванова с 1709 г. селом владели его сын Николай, потом родной внук Сергей, а с 1756 г. владел двоюродный брат Сергея Иванова Василий Иванов. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.» Выпуск 7, Перемышльская и Хотунская десятины Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1889 г.

http://sobory.ru/article/?object=36161

Церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом Иоанна Богослова в селе Шубине в XVI ст. была деревянная. По писцовым книгам Московского уезда Тухачевской волости 1627 – 28 гг. значится: «вотчина суздальского архиепископа Иосифа село Шубино, на речке Северке, на пруде, а в селе церковь Успения Пречистой Богородицы, да в приделе Иван Богослов древянна, клетцки, строение архиепископа и приходных людей, у церкви во дворе поп Федор Яковлев, во дворе пономарь Ивашко Яковлев, да двор церковного дьячка пуст, проскурницын пуст; да в селе двор архиепископа, а в нем живет дворник и приказчик, двор архиепископа сына боярского Сотника Слевитцкого, да крестьян и бобылей 7 дворов, пашни церковные земли по 20 чети в поле, сена 25 копен». В 1646 г. – «вотчина суздальского и тарусского архиепископа Серапиона село Шубино, у церкви во дворе поп Родион Ермилов, во дворе дьячок Степанко Степанов, во дворе пономарь Ивашко Яковлев, да в селе двор архиепископа и крестьян 4 двора». В 1710 г. это село принадлежало суздальскому и юрьевскому архиерею Ефрему. В книге казенного приказа под 1710 г. записано: «сентября в 19 день, по благословенной грамоте, отпущен антиминс для освящения церкви во имя Иоанна Богослова в Московский уезд, в село Шубино, под росписку попа Павла». По записным книгам исходящих бумаг Синодального казенного приказа значится: «а) за 1720 г. февраля 10 числа запечатан указ о строении церкви, по челобитью Московского уезда села Шубина успенского попа Павла Иванова, велено ему церковь Георгиевскую перевесть в село Шубино, вместо сгорелой, построить вновь церковь во имя Успения Пречистой Богородицы, пошлин гривна взято; б) за тот же год «августа в 22 день, запечатан указ о перевозе и о строении церкви и освящении одного престола, по челобитью Пехрянской десятины села Шубина успенского попа Павла Иванова, велено ему Московского уезда в вотчине адмирала Федора Матвеевича Апраксина в селе Никольском деревянную Николаевскую церковь, по поступке адмирала, разобрать и, разобравши, перевесть в вышеописанное село Шубино и на прежнем погорелом церковном месте построить церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и тою церковь освятить большого Успенского собора протопопу Федору с братьею, на старом антиминсе той Успенской церкви, буде он не ветх и новопечатный…».

http://sobory.ru/article/?object=17658

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010