42 Так говорит о. прот. А. А. Романовский в своих записках о нашей церкви. У нас же такового рисунка храма нет, а есть лишь древнее изображение (до 1812 г.) храма Св. Кесарийского– на Тверской ул., давно упраздненного: храм этот изображен пятиглавым, с небольшой колокольней. 43 „1738 г. выписано на справку: при церкви Василия Кесарийского, что в Ямской Тверской слободе, по писцовым книгим 139 (1631г.) и 140 (1632 г) гг. показаны дворы: попа Федора, дьячка Григория Устинова, пономаря Федора Устинова и просвирниц, в приходе 73 двора; по переписным книгам 1702 г. дворы: попа Марка Аанасьева, попа Архипа Маркова, дьячка Андрея Иванова, сторожев и просвирниц, в приходе 160 дворов“. (См. Материалы для истории Московских церквей, собран. В. И. и Г. И. Холмогоровыми. Москва 1884 г. 715 стр.). В окладных книгах Синод. Казеннаго Приказа, за 1738 г., оная церковь писалась по Никитскому сороку, дани и пошлин рубль Зб½ коп. КП. д. 5881. (См. там же 716 стр.) 44 „1730 г. июня 22, запечатан указ о строении предела Никитского сорока, церкви Василия Неокесарийского, что за Тверскими воротами, попу Ивану Гаврилову, велено ему против прошения его при той настоящей Васильевской церкви построить предел во имя Илии Пророка древяной. 134“. (См. Материалы для истории..., собран. Холмогоровыми,стр. 715). В 1732 г. означенный поп Иван Гаврилов подвергся штрафу Дух. начальства: „1732 г. ноября 16. По указу Ея И. Велич, по силе статей Св. Адриана патриарха, состоявшихся в 206 (1698) г., церкви Василия Кесарийского с попа Ивана Гаврилова за венчание им без венечной памяти, о чем признав себя быти виновна и допросом своим объявил именно, что венчал одного отрока с отроковицею, и за оную его продерзость взять на нем пошлины вдвое, а именно 48 коп., да штрафа 2 р. 13 коп,, всего 2 р. 61 к., того ради, чтоб на то взирая, другим так чинить было неповадно. КП. 2003. 45 От некоторых местных старожилов нам пришлось слышать, что будто бы в древнее время на углу Кузнечного пер. и нынешней Ильинской улицы находился храм деревянный во имя Св. Пророка Илии, который по ветхости был разобран, а вместо него устроен придел при церкви Св, Василия Кесарийского. Отъ этого храма будто бы и улица „Ильинская“ получила свое наименование, как и „Васильевская“ – близ нашего храма. Но вернее можно объяснить происхождение названия улицы „Ильинской“ от бывшего здесь в давнее время дома генерала Ильина; в числе же упразненных церквей г. Москвы такой Ильинской церкви на указанном месте не значится.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

«Приходили монахи, священники, архиереи. Иной раз в соборе шла всенощная, начиналось елеопомазание, архиерей сколько-нибудь народа помажет, его заменит священник, а архиерей уходил к Феодору, его помазывал, а затем всех домашних, – пишет игумен Дамаскин (Орловский), – Из ссыльных священников Феодора посещали настоятель Марфо-Мариинской обители о. Митрофан Серебрянский и о. Георгий Скрипка». Федор вел активную переписку. Многие, подчас незнакомые, люди писали ему в надежде на совет и утешение. Он снискал славу безотказного молитвенника. Особенно народ устремился к нему после того, как в тридцатых годах было арестовано почти все духовенство. Не будучи священником, не имея возможности исповедовать и благословлять, мирянин Федор, тем не менее, оказывал бесценную духовную поддержку всем страждущим. Так продолжалось вплоть до 1937 года, когда Тобольский отдел НКВД инициировал очередную волну арестов по обвинению в «антисоветской агитации». В августе власти предупредили Федора, что если к нему не перестанут ходить люди, то он также будет арестован. Вскоре к нему пришли с обыском – забрали книги и переписку. Вечером того же дня его навестила сестра Евгения с мужем; Феодор был радостный и спокойный. – У тебя сегодня кто-нибудь был? – спросила Евгения. – Были. Они очень скоро снова придут. Да что на них внимание обращать. Сотрудники НКВД пришли через несколько дней. – Кто дома есть? – спросил военный. – Все дома,  – ответила Евгения Михайловна. – И хорошо. Федора Иванова мы забираем. Евгения прошла в комнату к Феодору, военный за ней. – Федя, вот здравствуй. Гости к тебе понаехали. – Ну и что же, я всегда рад гостей принимать, – кротко ответил подвижник. – Мы вас забираем, – сказал военный. – Ну что же, раз у вас есть такое распоряжение, то я подчиняюсь власти. Феодор лежал все эти годы в постели в длинной рубахе, и мать его Елизавета пошла за костюмом, единственным у него, приготовленным на смерть, но ее остановили: – Не понадобится, не нужен будет. Приготовили носилки. Подошедший сотрудник НКВД сказал:

http://pravmir.ru/feodor-tobolskij-inval...

В 1701 г. Успенская церковь на погосте Картине была построена новая, вероятно, по случаю ветхости прежней церкви. Об этом имеется указание в записной книге о выданных антиминсах за 1701 г.: «9 апреля по благословенной грамоте выдан антиминс в Звенигородский уезд, в Угожский стан, в новопостроенную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы; той же церкви поп Иаков антиминс взял и росписался». Из переписных книг Звенигородского уезда Угожского стана за 1705 г. видно, что «погост Картин, на Москве реке, от вотчины вдовы княгини Авдотьи Андреевны, жены боярина князя Федора Федоровича Куракина, от сельца Сухарева в 2 верстах, а на погосте церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы; у церкви двор попа Артамона Борисова, двор дьячка Алексея Иванова, двор пономаря Василия Васильева». В 1715 г. погост Картин, названный селом, находился в числе вотчин святейшего патриарха. Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 2, Звенигородская десятина. Москва. Типография Л.Ф. Снегирева, 1881 г. Впервые деревянная церковь в честь Успения Божией Матери на погосте Картино упоминается в 1593 г. В Смуту церковь была разрушена, восстановлена в 1679 г. В 1715 г. погост Картино состоял в числе вотчин Святейшего Патриарха. В начале XX в., на месте старой обветшавшей церкви, по проекту арх. Н.Н. Благовещенского на средства жертвователей, построили краснокирпичный храм. Освящал Успенский храм епископ Серпуховской Анастасий (Грибановский) 17 ноября 1913 г. На средства попечительницы школ уезда В.Ф. Дубровиной содержалась двухклассная церковно-приходская школа. В Картине жил известный писатель В.А. Гиляровский. В 1930-х гг. храм закрыли, церковную утварь расхитили или уничтожили. Храм сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. В руинном состоянии его передали верующим в 1990 г. В настоящее время храм восстановлен и благоукрашен. При храме действует воскресная школа. Источник: Островская В.Н. " Справочник-путеводитель Подмосковье " , 2006 г.

http://sobory.ru/article/?object=05163

В 1872 году на средства купцов В.Ф. Шветова и С.И. Березина по проекту частного архитектора Иванова была построена каменная ограда с чугунными решетками и тремя воротами. В последующие годы внутри церковной ограды были совершены захоронения четырех священников (о. Д. Матвеева, о. И. Волкова, о. Регова, и несколько поодаль – о. А. Тутолмина). Захоронения первых двух были обнаружены и обследованы в 2005 году, о чем подробно написано в статье Е.В. Тершуковой. В 1880-1881 гг. при поддержке Федора Семеновича Березина в главной церкви было сделано три печи. На его же средства произвели отделку и роспись стен в главной и теплой церквях, которая была переделана при капитальном ремонте храма в 1902 году. Спустя год курганский архитектор Н.А. Юшков разработал проект пристройки к колокольне и Симеоновскому приделу ризницы и библиотеки. Собор славился красотой резных золоченных иконостасов и иконами. Он вмещал более 3 тысяч молящихся и продолжал действовать в первые годы советской власти. В.В. Борисова предполагает, что сохранение действующего собора связано с поддержкой священниками выделенной в 1922 года Курганской епархией т.н. «обновленчества», то есть движения за реформирование церкви. Оно действовало при поддержке Государственного политического управления при НКВД. Хотя ряд деятелей движения действительно надеялись на проведение давно назревших реформ, советская власть использовала его для раскола единой Русской православной церкви. Время закрытия собора вызвало дискуссию среди исследователей. По данным А.М. Васильевой, 19 мая 1931 г. общее собрание членов союза печатников постановило: «Единогласно присоединиться к голосу курганских рабочих и просить РИК о скорейшем закрытии собора (Богородице-Рождественского) и Троицкой церкви, рационально используя закрытие церквей под культурные нужды: детский клуб и столовую». Однако В.В. Борисова в своей диссертации о русской православной церкви в Зауралье в 1917-1936 гг. предлагает иную версию. Она считает, что в здании собора располагалось Курганское епархиальное управление, связанное с обновленческим движением. Его лидеры поддерживали тесные связи с советской властью, в частности добровольно сдавая имущество в фонд индустриализации. Курганская епархия была закрыта только 17 апреля 1936 года, когда здание собора и было передано артели «Культура», выпускавшей музыкальные инструменты, в особенности балалайки. Тогда же начался снос куполов и перестройка здания.

http://sobory.ru/article/?object=35688

В книгу вошли жизнеописания столпов правого дела в России: министра внутренних дел Петра Николаевича Дурново, графа Сергея Дмитриевича Шереметева, сына известного славянофила Дмитрия Алексеевича Хомякова, князя Владимира Петровича Мещерского, генерала Евгения Васильевича Богдановича, адмирала Федора Васильевича Дубасова, председателя Государственного Совета Ивана Григорьевича Щегловитова, генерала Александра Алексеевича Киреева, генерала Ивана Антоновича Думбадзе, публициста и издателя Сергея Федоровича Шарапова, обер-прокурора Св. Синода князя Алексея Александровича Ширинского-Шихматова. Ну и, конечно, читатель найдет в книге биографии вождей правого движения начала ХХ века, в большинстве своем положивших свои жизни за торжество вековых русских идеалов: лидера Союза Русского Народа врача Александра Ивановича Дубровина, знаменитого депутата Государственной Думы Николая Евгеньевича Маркова, руководителя московских монархистов Владимира Андреевича Григмута, харьковского профессора Андрея Сергеевича Вязигина, астраханского купца Нестора Николаевича Тихановича-Савицкого, публициста и адвоката Павла Федоровича Булацеля, профессора Бориса Владимировича Никольского, борца за народную трезвость Александра Титовича Соловьева и других. Всего в книге будет представлено около 40 биографий. Помимо жизнеописаний в книге также представлен краткий очерк истории черносотенного сопротивления революции, написанный А.Д.Степановым, и несколько приложений. Самое значительное приложение - уникальный самый полный на сегодняшний момент список активных деятелей русского монархического движения. Особенностью издания является и то, что написана она профессиональными историками из разных регионов России и Украины , являющихся к тому же верующими православными людьми. Помимо уже названных А.Д.Степанова и А.А.Иванова, среди авторов книги - казанский исследователь черносотенного движения к.и.н. И.Е.Алексеев; московский историк к.и.н. Д.Д.Богоявленский; харьковский знаток славянофильства и русской правой д.и.н. А.Д.Каплин; историк из Петербурга к.и.н. Д.И.Стогов; знаток правого движения в Поволжье д.и.н. Е.М.Михайлова из Чебоксар; историк из Нижнего Новгорода к.и.н. М.В.Медоваров; московский исследователь к.п.н. Ю.В.Климаков и др.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/12/13/pr...

Да на той же церковной земле церковь теплая Нерукотворенного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделами: придел Григория старстотерпца, да придел Макария Желтоводского чудотворца, древяна на клетцы, глава и крест обиты жестью. А в церкви Божией милосердия образ местный Нерукотворного Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на золоте, венец серебрян позолочен, да образ местный Георгия страстотерпца, да образ местный Воскресения Христово, образ местный Пречистой Богородицы, образ Макария Желтоводского чудотворца, образ Николы чудотворца с чудесами. Деисус и праздники и пророки и праотцы все на золоте. Двери Царские и сень и столбцы на золоте ж. Да в приделе Георгия страстотерпца образ местный Георгия страстотерпца с чудесами. Двери Царские и сень и столбцы все на золоте. Другой придел Макария Желтоводского чудотворца. В приделе образ местный Макария Желтоводского чудотворца на золоте. Двери Царские и сень и столбцы на золоте ж. Да на жертвеннике сосуды церковные блюдца и потир и лжица оловянные. Да книг: Евангелие напрестольное печатное евангелисты серебреные позолочены, да в двух приделах Евангелия письменные; Устав печатный; 12 миней месячных; два Пролога письменные; Служебник печатный; Потребник печатный; Псалтырь печатный; Апостол; Часовник - печатные; Псалтырь печатная. Да в ризнице ризы камчатые белые, стихарь дорогильный, пояс шелковый, поручни, епатрахили. Да на колокольнице 7 колоколов, весу в них по смете 50 пуд. И церковь с приделы и в церквии в приделах Божии милосердия образы и книги и ризы и всякое церковное строение и на колокольнице колокола строение гостиной сотни тогового человека Федора Лукьянова Веневитинова. А земли под теми церквами и под кладбищами в длину 26 сажен, поперек 24 сажени. Да на церковной же земле дворы поповы: двор попа Федосия, в длину двора его и с огородом 36 сажен с четью, поперек 25 сажен. Двор попа Василия, в длину двора его и с огородом 35 сажен с четью, поперек 14 сажен. Да на церковной же земле кельи бобыльские: келья Якушки Смольнина, келья Олешки Федорова отпущенника Веневитинова, келья Олешки плотника, келья Ивашки Осипова, келья Васьки Шабардина, келья Кондрашки портного мастера, келья Микитки пастуха, келья Елисейки Иванова. И всего на церковной земле 8 келий бобыльских, а людей в них тож, кормятся работою своею, люди бродящи, а иные нанимаются на судах в ярыжные. А оброку они платят попу Федосею да попу Василию на год с кельи по две гривны, итого рубль 12 алтын. А земли под теми бобыльскими кельями в длину 47 сажен, поперек 23 сажени. Да на церковной же земле по другой стороне улицы двор бобыльский Андронки Федосеева. В длину двора его и с огородом 22 сажени. Оброку он попам платит по десяти алтын " .

http://sobory.ru/article/?object=35995

Двор пуст Сенки Захарова, бежал от многих податей а живет Вяземского уезду в вотчине Савинского монастыря в деревне Борисенках. Двор пуст Максимки Матвеева умре, а пасынок иво Савка Иванов живет Вяземского уезду Парфеня Таболина в древне Степанищеве. Двор пуст Фролка Васильева бежал во 1660 году от податей, живет в Дорогобужском уезде. Двор пуст Емельки Иванова, умре во 1660 году. Двор пуст Гришки Алексеева, умре во 1660 году. Двор пуст Сенки Максимова, умре во 1660 году. Пашни паханые и перелогом середние земли 54 чет, да лесом поросло 186 чет в поле, а в дву потому ж. Сена по речке Горской 80 копен. И та земля на оброке села Кикина за Архангельским попом за Петром Кузминым да за церковным дьяком за Фомкою Леонтьевым. Оброку по два рубля на год. Медового Кругу деревни и в них живут выхотцы из розных уездов. РГАДА ф.1209 оп.1 ч.2. дело 10808 Переписная книга Вяземского уезда письма и меры Артемия Рчинова да подьячего Федора Леонтьева 174-175 году (1666-1667) дворцовым волостям. л.706 15 октября 2020 года епископ Вяземский и Гагаринский Сергий посетил с рабочим визитом днревню Кикино Темкинского района, где ознакомился с ходом ремонтно-реставрационных работ храма в честь Архистратига Божия Михаила. Работы по восстановлению храма производит строительная компания ООО " Даргель " . Особую сферу деятельности компании составляет реставрация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) с привлечением как средств частного капитала, так и бюджетных средств разного уровня, в том числе средств федерального бюджета. Прежде всего, это монастыри и храмы Русской Православной Церкви. Завершение работ по восстановлению храма планируется на сентябрь 2021 года. В понедельник 24 октября 2022 года в отреставрированном храме Архангела Михаила деревни Кикино состоялась первая Божественная Литургия. Храм был построен в 1796 году и имеет четыре придела: основной — Архангела Михаила, придел Покрова Богородицы, придел Алексия Московского и придел Николая Чудотворца. В храме велись работы два года (с 2020 по 2022 гг.).В настоящее время ожидаются колокола и иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=18105

Дух. Консистории 1826 года 26). В 1860 году местный священник сообщал известному историку и археологу И. М. Снегиреву , что церковь Климента «стояла по сю сторону съезжей, где домик Иванова» (Дневник И. М. Снегирева . Москва 1905 г., т. II, стр. 154). Этот «домик» теперь принадлежит Глумову. При постройках, производившихся в этих владениях, неоднократно находили много человеческих костей – несомненный признак существования здесь кладбища. Если сравнить сведения о земле Климентовской церкви за 1744 год со сведениями о ней же за 1657 год, то мы увидим, как постепенно сокращалось количество церковной земли, т.е. она переходила в частное владение. По строельной книге 1657 года, земли под церковью и кладбищем было в длину 38 саж., в другом длиннике 36 саж., поперек 26 саж., в другом поперечнике 23½ саж., причтовой: под домом одного священника 14×10 сажень, другого 21½×12 саж., диакона 9¼×7¼ саж., пономаря 20×5 саж., просфорницы 18½×3¾ саж. (Забелин И. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. М. 1891, ч. II, ст. 188–189). Всего приблизительно 625 3/16 квадр. саж., а в 1744 году только около 412 квадр. саж. Старое Климентовское кладбище несколько раз упоминается в документах XVIII века, как земля церковная: 1. В 1722 г. 22 мая ратушский подьячий Василий Прокофьев Плохой продал комиссару Новгородского полка Григорию Михайловичу Бартеневу двор на стрелецкой оброчной земле в полку Федора Колзакова, в межах: против передних ворот – «церковное Климонтовское кладбище» (Актовые книги города Москвы III, 174); 2. 1747 г. 10 августа жена солдата Ивана Дмитриевича Деревнина Соломонида Ивановна продала солдату Филиппу Васильевичу Лобанову строение на старом кладбище, на церковной земле (там же, VII, 92); 3. 1752 г. 7 сентября диакон Покровского собора Иван Матвеев продал каменщику Сергею Минееву строение на церковной земле настаром кладбище (там же, VIII, 103); 4. 1781 г. 14 мая регистратор Вотчинной Коллегии из дворян Петр Васильевич Токарев продал вдове поручика Анне Ивановне Протопоповой строение возле старого кладбища на церковной земле (там же, XII, 364).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иногда допускалось совмещение должности строителя и казначея. Строитель находился под постоянным контролем вкладчиков и братии и советовался с ними по всем вопросам: монастырское строительство, монастырские покупки и продажи, вклады и выдача ссуд, приём вкладчиков на жительство в монастырь и выделение земли из монастырских владений крестьянам - починочникам. В 1678 году пустынь уже не была самостоятельной, строители не выбирались, а присылались из Маркушевского монастыря. Священником в Печенгской пустыни много лет был иеромонах («черный поп») Антоний Нешкин. Количество монахов в Спасской пустыни не превышало 7 человек. Каждый монах имел свою келью и свой надел земли. Такой вид монастыря называется необщежительным (особным, особножительным). Вкладчики могли жить в монастыре (в качестве монаха или непостриженного в монашество бельца) или за пределами монастыря. Имя вкладчика заносилось в синодик – книгу для записи имен умерших для вечного поминания во время богослужений. Отношения между монахами Печенгской пустыни и окрестными жителями не всегда были дружественными. В 1647 году иеромонах Антоний Нешкин, старец Никон и вкладчик Тарас Сергеев идут в Москву к царю Алексею Михайловичу с жалобой на верхкокшенгского вкладчика Бахтеяра Иванова сына Сипина и озерецкого попа Федора Митрофанова Попова, ограбивших и убивших монастырского казначея старца Евфросина. Посыльную память писал вкладчик Якимко Иванов Падиногин, подписал документ казначей Герасим. Экономическое состояние пустыни Спасская Печенгская пустынь не была богата. Церковь, кельи и хозяйственные постройки – всё деревянное. В 1645 году случилось несчастье – сгорел скотный двор вместе с животными. И хлеба не было в пустыни, так как год был неурожайный. 30 ноября вкладчики для сбора милостыни дают отпускную старцу Устину и выделяют из крестьян возчика и охранника Сысоя Хрисанфова сына. В отпускной пустынь называется уже Спасской, писал документ иеромонах монастырька Антоний Нешкин, а подписали верхкокшенгский поп Антипа и озерецкий поп Федор Митрофанов, а также вкладчики Якимко и Бахтеярко Ивановы и Ивашка Семенов.

http://sobory.ru/article/?object=53874

Исторические документы свидетельствуют, что в 1826 году в деревнях Богородское, Тыково, Малышкино прихода Ильинской церкви произошло волнение крестьян. По приказу костромского губернатора в деревню Тыково приехал Солигаличский исправник Мичурин с военной командой и арестовал зачинщиков: Зотея Тимофеева, Степанова, Федора Максимова, Степана Иванова, а многих крестьян, участников волнений, наказал розгами. Ильинская каменная церковь погоста Ильи Пророка (впоследствии село Тутка – В.Д.) с каменной колокольней и каменной оградой построена в 1833 году на средства помещицы Анастасии Степановны Щербачевой. Это была однокупольная церковь в стиле классицизма, с алтарём, небольшим притвором и трёхъярусной колокольней, с боковыми портиками. Внутри ограды храма располагалось приходское кладбище. Церковь имела один престол — во имя пророка Илии. По окончании строительства церкви госпожа Щербачева внесла в государственные кредитные учреждения 871 руб. 71 коп, с целью накопления с банковских процентов денежных средств на содержание храма. В 1863 году штатный церковный причт состоял из священника и дьячка, из них первый получал 72 рубля казенного жалования, второй 24 рубля. Церковь по штатному положению была причислена к седьмому классу. Церковь имела в собственности земельные наделы площадью 820 десятин – из них значительная часть была занята лесом. Планы и межевая книга на землю хранились в храме. В 7 селениях прихода и 52 дворах проживали 164 прихожанина мужского пола и 200 женского пола. Приходские селения от церквей располагались на расстоянии до 1 версты. В одной из деревень прихода находилась деревянная часовня. В 1870 году село относится к Чудцовской волости и здесь в четырех дворах проживали 9 человек, в 1897 году 21 человек, а в 1907 году – 22 человека. К 1911 году Ильинская церковь входит в 1-й Солигаличский благочиннический округ. Церковный причт состоял из священника, диакона и псаломщика. Проценты с капитала в разных банковских бумагах исчислялись в сумме 21400 рублей, из которых в пользу попечительства о бедных духовного звания отчислялось 77 руб. 25 коп. Доход священника от богослужения, крещения, венчания, отпевания и проч. составлял до 87 рублей, диакона до 58 руб., псаломщика до 30 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=39077

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010