Да черных же сотен и дворцовых слобод старосты и соцкие били челом, чтобы великий государь святейший Никон патриарх пожаловал их благословил, для нынешнего времени, у приходских церквей пели обедни в час дня, и которые священники с Москвы сбежали и живут по деревням – велел их выслать к Москве, и которые священники и дьяконы в запрещениях, а живут на Москве, и тех пожаловал разрешил, для того, что многие церкви стоят без пения и православные христьяне помирают без покаяния и без причастия и мертвых погребать некому. 3. Список (О смерти окольничего Петра Петровича Головина). Государыне царице и великой княгине Марье Ильичне и государю благоверному царевичу и великому князю Алексею Алексеевичу. Холопы ваши, Мишка (Пронской) с товарищами челом бьют. В нынешнем, государи, во 162-м году августа в 29 день Божьею волею окольничего Петра Петровича Головина не стало, болен был два дня; а по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всея великие и малые России самодержца указу велено быть ему на крымском размене, и ваше государево жалованье денежное ему дано. И только, государи, размена будет и окольничему кому быть – о том, как вы, государи, укажете. IV. Донесение Якова Буйносова-Ростовского и Василия Шпилькина, из Новгорода, царевичу Алексею Алексеевичу, в Колязин, монастырь, о моровом поветрии в Старой Русе. Октября 1654 года. Список. Государю царевичу и великому князю Алексею Алексеевичу всея великие и малые России. Холопы твои Яшка Буйносов-Ростовский, Васька Шпилкин челом бьют. В нынешнем, государь, во 163-м году сентября в 21 день писали мы холопы твои к тебе, государю, в стан, в Колязин монастырь с вашим государевым стряпчим конюхом с Софроном Варчалниковым, что в Великом Новгороде дал Бог тихо и на люди морового поветрия нет и в Новгородских пригородах: в Ладоге и в Порхове и в Новгородском уезде и в Старой Русе и в Старовском уезде про моровое поветрие сентября по 17-е число не слыхать; да сентября , государь, в 26 день писал к нам, холопам твоим, из Старые Русы воевода Федор Шаблыкин, что у гостя у Федора Веневитова умерли два человека: один дворовой его человек, а другой работный человек; и те два человека умерли до нашей холопий к нему, Федору, отписки, что послана к нему отписка про моровое поветрие о заказе; и он де воевода Федор Шаблыкин про тех мертвых людей посылал к нему гостю допрашивать Пятницкого попа Дмитрия Иванова, какою болезнью у него те два человека умерли, и сколько дней лежали, и не было ли на них пострелных язв; и тому де попу Дмитрию гость Федор Веневитов сказал: был у него дворовой человек, Гаврилком звали, Василиев, да умер, а лежал он многое время нутренною болезнью, а работный человек лежал болен недели с три, а оба де они на Москве не бывали, а умерли они не в одно время, а больше того в Старой Русе и в Старорусском уезде ничего не слышно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Новые палаты были также двух-этажными, выстроены фасадом по никольской улице, ближе к церкви Николы старого, что ныне греческий Никольский монастырь, и разделялись на две половины каменными воротами, которые были украшены резными и расписными колоннами и башней в 13 сажень вышины. Новое здание, по своей архитектуре и отделке украшений, принадлежало к лучшим произведениям древнерусского гражданского зодчества. В нем было четыре главных помещения: в верхних этажах палат находились приказ и правильня, в нижних две книгопечатни, из которых каждая имела по четыре печатных стана. Внутри двора по прежнему оставлено было несколько деревянных строений для мастерских; самое большое из этих строений с подклетом обращено в третью книгопечатню также с четырьмя печатными станами. Прежнее же каменное здание у городской стены обращено в кладовые для хранения книг и типографских запасов. Всех печатных станов считалось двенадцать; они были украшены резьбой и расписаны дорогими красками с серебром и золотом. Книги печатались на них четырьмя шрифтами, которые, по своему внешнему виду, делились на четыре разряда и носили особые названия, по имени и фамилии мастеров, делавших эти шрифты. Один шрифт носил название «осиновской азбуки» по имени мастера Осипа Кирилова, другой «евангельской большой азбуки», которым печатались напрестольные евангелия, и форма для которого была вылита мастером Кодратом Ивановым; третий шрифт носил название «средней» или «никитинской азбуки» по имени мастера Никиты Фофанова; четвертый «мелкой азбуки», дело резца Федора Иванова. Благодаря таким переделкам зданий, московский печатный двор во внешнем своем устройстве, по обилию печатных станков и мастерских, по разнообразию, ясности и красоте шрифтов, по чистоте работы, при патриархе Иосифе достиг такого цветущего состояния, что обращал на себя внимание иностранцев и, по словам их мог сравняться с лучшими учреждениями этого рода в западной Европе 5 . В таком виде печатный двор перешел в патриаршество Никона. Но сильная рука этого патриарха не осталась без влияния и на внешнем его состоянии, произвела здесь свои перемены и направлялась к расширению его зданий и улучшению его быта.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Однако князья Воротынские, хотя и были присяжниками Великих князей Литовских, но, исповедуя Православную веру, навлекали через то на себя и своих поданных подозрения и гонения со стороны иноверных Литовских Великих Князей (католиков), тем чаще и сильнее, чем крепче стягивался Государственный союз Литвы с Польшею. Князья Воротынские, подобно прочим Православным Князьям Литовской украйны, говорю, не могли забыть, что за рубежом их, к тому же еще и спорных владений, находится не чужая им земля, а одна и та же Святая Русь. А потому мало помалу они добровольно начали переходить в подданство единоверных им Государей Московских, что нисколько не уменьшало чести этих Князей в глазах западной Руси, ибо коренной союз двух половин России, несмотря на насильственное соединение Литвы с Польшею, не разрывался. Литва все еще считала себя Русской Землей и была ею в действительности, ибо вся она говорила и писала по-русски, судилась по Русским законам. Вильна была столицей православия; в монастырях и церквах её славили Бога «едиными усты и сердцем» с Москвой, Новгородом и Киевом. Первым из Воротынских князей перешёл на сторону Москвы со своим владением старший сын вышеупомянутого князя Федора Юрьевича, в 1484 году, Михаил Федорович. В 1493 году и меньшие братья его Димитрий и Симеон Федоровичи, с племянником своим Иваном Михайловичем Князем Перемышльским (сыном старшего брата, тогда уже умершего), сделались присяжниками Великого Князя Московского, вступив в его подданство со своими отчинами. А в следующем 1494 году в феврале месяце тогдашний Московский Великий Князь Иоанн III заключил с Великим Князем Литовским Александром мирный договор, по которому Литовские Князья отказались на вечные времена от притязания на 15 спорных городов (в том числе от Воротынска и Перемышля). В договорной грамоте (подтверждённой Сигизмундом в 1508 году) между прочим сказано: «А князья Новосильские и Одоевские, и Воротынские, и Перемышльские, и Белевские все твои Великого Князя Иванова, и твоих детей и с своими отчинами к вашему Великому Княжеству 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Помимо общеизвестных текстов, Федором упоминаются и цитируются: книга «Зерцало» «киевских святых отец» (I, 137; I, 143, I, 149), «часовники» (часословы), изданные при Патриархах Иоасафе и Иосифе, псалтирь учебная Патриарха Иосифа, Большой Катехизис Патриарха Филарета (I, 141), Канонник, «списан с Киевских Иаковом попом» (I, 145), «Кириллова книга» (I, 146; II, 163; II, 167), «Книга Стоглав руских святых» (I, 152; II, 219-220), сербская «Псалтырь с восследованием» [xi] , принадлежавшая сербскому митрополиту Феодосию (I, 156; II, 167), часослов якобы митрополита Киприана (I, 157), подлинный «рукописной» служебник митрополита Киприана (I, 157; II, 168), «послание ахайских пресвитеров» (II, 163), Кормчая – «святая книга святых правил» (II, 164), книга «О вере правой», написанная «некоим игуменом Нафанаилом благочестивым Михайловскаго монастыря» (II, 165; II, 190), «острожския печатныя книги» (II, 167), «сербския печатныя книги, и в тех аз сам видех и прочтох» (II, 167), книга «Орел», «в ней же написано явно, при коем царе и патриархе превращенна будет вера на Москве» [xii] (I, 158; II, 169; II, 194; II, 197), «книга харатейная, за триста лет писаная, …на латынския ереси многих святых слова в ней собраны» (II, 169), «правильная книга [xiii] великая старая, в ней же на полылисты писаны, якоже и в Библии» (II, 170), «вкладная Псалтырь с совоследованием многим» Дионисия Радонежского (II, 170), «греческие книги старые» (II, 174), «Скрижаль» Патриарха Никона (II, 194). Возможно, приводя исторические сведения из церковной жизни Византийской империи, Федор использовал т.н. Хронограф (книгу, в которой систематически излагались основные этапы всемирной истории, начиная от сотворения мира). Особый интерес для исследователя представляют упомянутые Федором «Кириллова книга» и «Книга о вере». Обе они являются сборниками переведенных с украинского языка важнейших антиуниатских сочинений. Возможно, именно из них Федор заимствовал учение о времени преложения Святых Таин. Очевидно, что весь этот корпус литературы был изучен Федором как до ареста, так и уже под арестом в Троице-Сергиевой лавре, где заключенный пользовался богатой монастырской библиотекой. «Вся сам видех и прочитах, и Бог свидетель, яко не лгу» (II, 166), – говорит он. Все прочитанные книги он использовал для доказательств своей правоты и ранее – как в личных прениях на судах, так и в посланиях. Важнейшим принципом борьбы с никоновыми нововведениями для него было сравнение: «Аще бо кто разумный муж и ведая добре Святая Писания, и ереси вся зная, и сведет всякую новопреводную книгу с древле переводными старыми словенскими книгами, тогда узнает, кое тма и кое свет есть» (I, 151-152).

http://bogoslov.ru/article/5100775

При холодной Георгиевской церкви и в связи с нею имеется теплая каменная трапеза во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Время первоначального основания трапезы с точностью неизвестно, но его можно относить к XVIII в. В 1738 г. 20 октября в синодальный приказ подано было прошение от попа Павла Васильева и диакона Ивана Иванова с просьбой освидетельствовать ветхую деревянную трапезу и по освидетельствованию оказалось, что «на престоле верхняя доска и столбцы обветшали, отчего трапеза шатается и священнодействия на оном престоле совершать не можно; в церкви бревна во многих местах прогнили и имеется теча; в алтарной стене многие бревна прогнили до половины; в оной церкви глава и под нею восьмерик и кровля деревянного тесу весьма огнило и во многих местах обвалилось». В 1739 г. была построена вместо нее новая деревянная же трапезная церковь. Когда вместо этой деревянной трапезы была построена каменная, с точностью неизвестно, но не иначе как между 1761 и 1783 гг. В Топографическом описании г. Владимира 1761 г. сказано, что «церковь св. вмч. Георгия – каменная, построена вел. князем Георгием Долгоруким в 1129 г.; при ней трапезная во имя Введения Пресвятой Богородицы деревянная, построена в 1739 г.» В прошении же о постройке новой Георгиевской церкви, поданном епископу Иерониму в 1783 г., сказано, что «священнослужение и требы мирские исправляются в теплой каменной входа во храм Пресвятой Богородицы церкви». До 1840 г. трапеза сохранялась в своем первоначальном виде, крытая тесом, который в этом году был заменен железом. В 1847 г. к ней с северной стороны был пристроен новый придел в честь св. равноапост. князя Владимира. Для алтаря нового придела была отделена часть паперти холодной церкви. При Георгиевской церкви – колокольня каменная с шатровым верхом; время ее построения неизвестно. Престолов в Георгиевской церкви три: в холодной – во имя св. вмч. Георгия, в трапезе теплой – во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя равноапост. князя Владимира. В числе св. икон Георгиевской церкви обращает на себя внимание древний образ св. благоверного князя Александра Невского, письмо этой иконы знатоки относят к XIV в. В холодной Георгиевской церкви находятся две гробницы: одна по правой стороне - князя Федора Ярославича, другая на левой – великой княгини Феодосии Мстиславовны, супруги вел. князя Владимирского Ярослава.

http://sobory.ru/article/?object=01842

С 1949 года храм находился на балансе военной школы собаководства. Красноармейцы заложили кирпичом все двери, оставив свободным только западный вход, разобрали деревянную колокольню, причем колокола исчезли. По воспоминаниям жителя Новогиреева В.П. Иванова, который родился в 1932 году и был крещен в нашем храме, крест с купола храма стаскивали в 1943 году две бронемашины. Его выломали из шатра, но он не сразу упал вниз и долгое время висел на крыше храма. Спасский в Гиреево храм был возвращен Русской Православной Церкви в 1989 году по личному приказу министра обороны СССР Д. Т. Язова. Долгое время документам не давали ход, пока на одном из заседаний съезда народных депутатов в 1989 году к маршалу Язову с просьбой о возвращении храма Русской Православной Церкви не подошел депутат от Перовского района Себенцов. Личная подпись министра, полученная между заседаниями съезда, имела решающее значение. Храм вернулся к верующим. В 1998 году в ходе реставрации южного крыла храма были найдены старинные захоронения. Позже выяснилось, что останки принадлежат первому священнику храма - иерею Тимофею Аввакумову - и Феодору Заякину - служителю и домоправителю княгини И.Я. Голицыной. А в 2000 году во время земляных работ были найдены памятные плиты XVII века, указывавшие места захоронения указанных нами иерея Тимофея и р. Б. Федора, а также почивших во младенчестве детей князя Ф.А. Голицына - младенца Татианы (двух лет) и годовалого младенца Николая. Почти полвека пролежавшие в земле памятные плиты находились в плачевном состоянии, но были бережно восстановлены, за что автор от имени духовенства и прихожан выражает сердечную признательность канд. филологических наук, доценту И.А. Седаковой и канд. исторических наук, доценту Е.В. Пчелову за расшифровку надписей на плитах, а также научному сотруднику Государственного научно-исследовательского института реставрации А.В.Кочановичу и его помощникам за кропотливый труд по реставрации памятных плит и, конечно же, прихожанину нашего храма князю В.О.Лопухину, поскольку только его заботливому и упорному попечению вся работа была осуществлена.

http://sobory.ru/article/?object=03362

«Семья Аэрофлот»; Алексей Бурыкин (Москва). «Деникинъ»; Александр Гурьянов (Москва), «Даниил Соложев. Послесловие к биографии»; Маргарита Куклина, Марина Орехова (Москва). «Устинов об Устинове. Всего искусства мало»; Елена Гладкова (Москва). « Россия Сергея Рахманинова»; Владимир Лопатин, Валентина Рассохо-Анохина (Москва). Трилогия «Не стоит земля без святого»; Светлана Борисова (Москва). « Владимир Маторин. Тропой минувших эпох»; Виктор Хоменко (Москва). «Чудо возрождения»; Екатерина Габель (Москва). «Босния и Герцеговина: белая «Аль-Каида»; Иван Лиханов (Москва). «Часовой детства»; Людмила Гладкая (Минск). Цикл « Донбасс. Специальный репортаж»; Елена Матвеева (Архангельск). «Совершенный мир Михайло Ломоносова»; Дмитрий Антонов (Москва). «Святые и близкие. Фёдор Ушаков»; Николай Васильев (Санкт-Петербург). «Меценат. Монах Иннокентий Сибиряков»; Милана Майяр (Республика Сербская). « Не плачь, мама»; Радисав Еврич (Черногория). « Фреска»; Инокиня Галина (Сорокина) (Минск). «На водах Свислочи»; Александр Богатырёв (Санкт-Петербург). «Свечу не ставят под спудом»; Николай Бем (Красноярск). «Иванова Лествица»; Павел Фаттахутдинов, Светлана Боброва (Екатеринбург). «Заповедник». Об этих картинах мы еще будем говорить в последующих репортажах, но уже сейчас рекомендуем посмотреть, а 24 сентября на Можайской линии обороны услышим имена победителей и увидим, кому будут вручены Гран-При фестиваля документального кино «Небесный град и земное Отечество» и Специальная приз имени Марата Мусина… Организаторы фестиваля Союз писателей России, Всемирный Русский Народный Собор, Московская епархия, Центр Федора Ушакова, Администрация Можайска, Попечительский совет святого колодца преподобного Ферапонта Можайского, Художественный фонд «Бородино» при информационной поддержке фронтового агентства «Anna-news». Сергей Иванович Котькало , сопредседатель Союза писателей России, член Бюро Президиума Всемирного Русского Народного Собора Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/23/na...

Советская эпоха довершила разрушение - полностью обвалилась крыша, на стенах выросли деревья. Старые кладбища были почти полностью уничтожены. Могильные камни использовались как футбольные ворота. http://terijoki.spb.ru/kirkko/salmi.php По свидетельству надписи над двумя старыми образами, церковь существует здесь с начала XVIII в.; из описания же Валаамского монастыря видно, что церковь была уже в XVI в. во имя Вознесения Господня. Местных свидетельств на это нет никаких. Сначала в здешнем погосте была холодная, деревянная церковь во имя святителя и чудотворца Николая, но она в начале XIX ст. сгорела; вместе с нею существовала здесь деревянная же церковь, теплая, во имя Богоявления Господня, построенная в 1786 г. прихожанами, но и эта церковь, по указу духовной консистории, за ветхостью, назначена в 1839 г. к уничтожению. В 1825 г. графинею Анною Алексеевною Орловою-Чесменскою и тщанием управителя принадлежащих ей вотчин сердобольского купца Федора Федоровича Маковкина построена нынешняя церковь, каменная, в расстоянии 1½ верст от старой церкви. Главный престол в этой церкви – во имя святителя Николая, приделы его посвящены памяти св. Алексия, митрополита Московского, и святой праведной Анны. Вероятно, первый придел выстроен в память отца строительницы графа Алексея Орлова-Чесменского, а второй – в память самой графини. Антиминсы в главном алтаре и в приделе св. Анны священнодействованы митрополитом Серафимом 1824 г. 21 сентября. Антиминс в приделе святителя Алексия священнодействован митрополитом Гавриилом. К предметам, достопримечательным по древности, принадлежат два образа, находящиеся в старой церкви. На образе Покрова Пресвятой Богородицы имеется следующая надпись: «Написан сий святой образ лета 1719 по повелению Салминского попа Федота Иванова, сына Окулова, его радением». На образе св. пророка Илии надпись такая: «написан сий святой образ 1719 году мая в день, в церковь Николая Чудотворца в Салминский погост, по повелению тоеж церкви дьячка Василия Михайлова сына, по себе и по родителех».

http://sobory.ru/article/?object=04676

Такою Владимирская церковь существовала до пожара 1864 г. После пожара придельный Михайловский храм 20 декабря был для богослужения восстановлен в самом бедном виде. Вся церковь была обновлена и освящена через два года после пожара, именно к двадцатым числам сентября 1866 г., при помощи пожертвований со всех концов России и преимущественно Москвы, по воззванию митрополита Филарета, снабдившего сгоревшие церкви Симбирска утварью, богослужебными книгами и ризницею. В 1873-74 гг. была перестроена на два света теплая церковь. Над трапезою сделана глава; настоящая церковь все еще остается одноглавою. В 1883-84 гг. холодная Владимирская церковь была разобрана до основания; вместо нее воздвигнута новая, каменная, пятиглавая. По совершении 17 июля 1883 г. преосв. Варсонофием закладки церкви, работы были окончены к 1 октября того же года, а 21 октября 1884 г. церковь была освящена. Размеры новой Владимирской церкви следующие: алтарь 3 саж. в длину и 4 саж. в ширину; ризница и кладовая по 2 ½ саж. в длину и по 2 саж. в ширину. Средняя часть церкви вместе с солеей 8 саж. ширины и 4 саж. длины до столбов; вошедшая в состав церкви стены прежней церкви имеют 2 саж. в длину и 4 саж. в ширину. Размеры трапезной церкви с двумя алтарями: в длину 4 ½ саж., а в ширину 10 саж. 1 арш. Придельные алтари - одночастные; алтарь главной церкви сделан трехчастным, но отделения для диаконика и жертвенника поныне остаются без должного назначения… все здание церкви со всеми ее пристроями, обнесенное оградою, составляет в настоящее время стройное и красивое целое. Церкви принадлежат: с 1822 г. каменная лавка в щепном ряду базара, вновь построенная в 1881 г. на церковные средства; с 1874 г. деревянный флигель близ малого места. По завещанию мещанина Федора Алексеевича Прянишникова четыре усадебных места близ церкви, из которых первое между колокольнею и домом мещанина Киреева, мерою по улице 10 саж. и в глубину 40 саж., второе рядом с ним к стороне дома купца Данилова, третье – на противоположной стороне улицы между церковною оградою и домами Соловьева, четвертое – близ рабочего дома, по завещанию коллежского советника Николая Дмитриевича Иванова.

http://sobory.ru/article/?object=36100

Церковь Сретения иконы Божией Матери Владимирская Зимняя церковь Коровницкого прихода, стоит к югу от летней. Кирпичное здание сооружено в 1669 г. Крупный пятиглавый четверик с трапезной, украшенный в духе зодчества XVII в. Второй престол Никольский. Закрыта около 1930 г., отдана под клуб, позже служила складом. В 1992 г. передана старообрядческой общине, отремонтирована, в 2000 г. освящена. Храмовый ансамбль в Коровниках является жемчужиной ярославской архитектуры. Он состоит из двух храмов: Владимирского (теплого) и Иоанна Златоуста (холодного), колокольни, ограды со Святыми воротами. Работы по строительству храмов велись на протяжении нескольких десятков лет. В итоге был создан гармоничный и уникальный ансамбль на волжском берегу ниже устья Которосли. Коровники – это древняя слобода, которая известна еще с 16 в., в то время здесь уже была деревянная церковь. Ее жители разводили скот (отсюда название), занимались огородничеством, гончарным делом, рыбной ловлей, изготавливали изразцы. Первый храм этого ансамбля начал строиться в 1649 г. Это был храм в честь Иоанна Златоуста, он возводился на средства посадских людей Федора и Ивана Неждановских. Они похоронены в этом храме, в южном приделе. Строительство было завершено в 1654 г. Композиция Иоанновского храма – симметричная, церковь имеет два шатровых придела по бокам, с трех сторон здание опоясывает галерея с высокими крыльцами. Такое архитектурное решение связано церковной реформой Патриарха Никона, которая помимо всего прочего устанавливала жесткие каноны церковного строительства. Благодаря этому храм Иоанна Златоуста получился строгим, но очень гармоничным. Основной объем церкви – не высок, поскольку у него нет подклета, но главы и барабаны храма устремлены вверх и устроены намного выше, чем в других, современных им храмах. Простое изначально крыльцо было перестроено в 1680-х гг. и было снабжено островерхими красивыми крышами. В то же время было изменено все внешнее убранство церкви в угоду новым вкусам: для лучшей освещенности на фасадах был прорублен ряд новых окон, на окнах появились более пышные наличники, а фасады были украшены полихромными роскошными изразцами. Особенно примечателен своей красотой наличник окна средней апсиды. Храм был расписан только в 1730-х г.г. артелью мастеров из Ярославля под руководством известного знаменщика Алексея Иванова Соплякова.

http://sobory.ru/article/?object=00215

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010