И плодами этого нового Древа для верующих являются жизнь в Церкви, приобщение благодати Божией, начало всеобщего воскресения во Христе. Как говорит преподобный Иоанн Дамаскин , «прообразом… Честного Креста было древо жизни, насажденное Богом в Раю: ведь поскольку смерть [произошла] через древо, то надлежало, чтобы через Древо же были дарованы и жизнь и воскресение». И предельно ярко это наше вкушение благодатных даров богообщения через посредство Креста подается нам зримо и ощутимо в прославлении Крестного Древа в церковный праздник его Честного Воздвижения. Воспевая духовное значение этого дня вселенского православного торжества, автор приписываемого Златоусту «Слова на поклонение Честному Древу» восклицает: «Сегодня поклонение Кресту, и Адам возрождается; сегодня поклонение Кресту, и Ева, матерь живых, оказывается действительной помощницей, а не виновницей соблазна; ныне она уже, как прежде, вкушает [плод] от Древа жизни, а не от древа познания [добра и зла], тем оказывая послушание вместо преслушания, принимая благословение в отмену клятвы, являя радость о многочадии в отмену сказанного: в болезни будешь рождать детей ( Быт.3:16 ), возрождаясь от тления к нетлению. Кто эта матерь живых и кто наслаждается плодами Древа жизни, как не Церковь Божья? А Древо – это Крест Господа, прекрасного Жениха Церкви». Однако мы помним и о том, что древо жизни для человеческого рода – это реальность не только его эдемского прошлого, но также и эсхатологического будущего, относящаяся к концу времен, к вечному со-пребыванию верующих с Господом в Небесном Иерусалиме. Именно в связи с этим грядущим вечным сожительством и со-царствованием святых со Христом в реальности Новых Неба и Земли и говорится о древе жизни в Откровении святого Иоанна Богослова. Плодами этого древа станут вечно наслаждаться все те, кто войдут в Горний Иерусалим. Прямое свидетельство о том, что райское древо жизни и древо жизни в Горнем Иерусалиме – это одно и то же древо, содержится в Откровении: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия ( Откр.2:7 ).

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

Вместо моего мнения, не угодно ли лучше слышать учение Церкви? Суть же и иже древо оно со Евою Адама беседу и разум, умыслиша не добре (Синакс. сырн. нед.) Св. Златоуст в толковании на книгу Бытия говорит о древе познания добра и зла, собственно как о древе; и под конец беседы рассуждает так: аще угодно, от древа сего, на иное речь обратим, от древа сего, на древо крестное, и посмотрим, колико зол оное навело, и коликая благая сие исходатайствовало. И далее: оное из рая изгнало; сие на небеса нас возвело (На Быт. бесед. XVI). Такое противоположение древа древу не было ли бы совсем бессмысленно, если бы древом познания добра и зла означалось нечто такое, в чём нет ни малейшей черты понятия о древе? Но, конечно, не бессмысленные слова столько веков поёт Церковь со св. Иоанном Дамаскиным : древом Адам рая быть изселен, древом же крестным разбойник в рай вселися. Итак, первый грех прародителей состоял собственно во вкушении плода запрещённого древа; а тяжесть сего греха – в неблагодарности, в преслушании против Бога, и в оскорблении Его величия, в крайней степени преступным и мятежным желанием быть яко бози. В сем разуме говорит святой Златоуст, обращая речь к Еве: почто и мужа общником делаешь погибельнаго сего падения, и которому помощницею быть учинена была, тому наветницею делаешься, и за милую снедь и его с собою от милости Божией отчуждаешь? (Там же). Совокупление же Адама с Евою, как мужа с женою, по изъяснению св. Златоуста началось уже по изгнании из рая. Адам же позна жену свою: рассуждай, когда сие было? По преслушании, по изгнании из рая, тогда совокупление началося. (Бесед. XVIII). Не угодно ли посмотреть и в самую Библию , с таким расположением, чтобы брать из неё мысли, которые она даёт, а не вставлять насильственно в её слова мысли, нам нравящиеся? И прозябе Бог еще от земли всякое древо красное в видение, и доброе в снедь; и древо жизни посреде рая, и древо еже ведети разуметельное добраго и лукаваго ( Быт.2:9 ). Не видите ли здесь о трёх родах дерев одну непрерывную речь, связанную одним словом, относящимся ко всем трём? Не скажет ли в сем случае здравая логика, что её надобно толковать, либо всю буквально, либо всю иносказательно? Если буквально прозябе Бог всякое древо красное в видение, и доброе в снедь, и древо жизни посреде рая: то также буквально прозябе от земли и древо, еже ведети разуметелное добраго и лукаваго; и нет здесь места иносказанию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Настоящий день есть день радости и веселия, потому что ныне предлагается знамение радости. Ныне раздается гимн хвалы и исповедания, потому что является святейшее древо. О, драгоценнейший дар! Посмотрите, какое сияние перед очами! Это не есть древо одновременнаго познания добра и зла, подобное эдемскому; нет, это древо всецело благолепно и прекрасно как для взора, так и для вкуса. Ибо древо это дарует нам жизнь, а не смерть, просвещает нас, а не омрачает, вводит в Эдем, а не изгоняет из него. Древо это, на которое взошел Христос, как царь на свою колесницу, поразило диавола, имевшаго державу смерти, освободив род человеческий от тяжкаго рабства: Это древо есть именно то, на котором Господь, будучи уязвлен, как ратоборец во время сражения, в руки, в ноги, и в божественныя ребра, исцелил язвы греха, т. е. нашу природу, пораженную злым драконом; и, если должно еще присоединить иной гимн, это древо есть то, которому истекшая кровь Господня сообщила такую непобедимую силу, что ею низлагаются демоны и просвещается мир. Кто же не притечет сюда, чтобы насладиться этим вожделенным зрелищем? Кто не пожелает обнять эту небесную отрасль? Придите же и вступите в духовное общение все племена и народы, всякий пол и возраст, всякое состояние и звание, – священники и цари, владыки и подданные. Так как это собрание народа устроено самим Богом, то мне кажется, что и ангелы с радостью приникают к сему сонму, и апостолы единодушно сорадуются нам, а также сонм пророков, лик мучеников и весь собор праведников. Ибо возможно ли, чтобы все они не исполнялись радостию при виде сего победнаго знамения, коим они сами, подражая Христу, победили вражеския силы и увенчались небесною славою? Мне кажется, что даже неодушевленныя существа ощущают в себе радость, а именно – земля, подобно матери, произрастившая сие древо, как плод из своего недра, – все деревья дубравныя, почтенныя сродным именем с древом крестным, – солнце, непрестанно сияющее, луна, богатая светом, звезды блистающия и, наконец, самое это небо, обширное и подвижное, потому что от крестных страданий Иисуса Христа произошла всякая перемена к лучшему.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Символическая типология: символические образы и мотивы Христологические символы 1 . Боговоплощение: земля, «девственная» земля=ПЛОТЬ, девственное зачатие древо (ковчег, корзина) как субстанция=ПЛОТЬ 2 . Распятие; искупительная Жертва: 1) виноградная лоза, вино, чаша, кровь=КРОВЬ 2) агнец, овен, кровь агнца, «начаток овчий» (жертва Авеля)=КРОВЬ, ЖЕРТВА 3) багряная верёвка=КРОВЬ; БАГРЯНИЦА (царское достоинство); «знамение спасения» (аллегорически) 4) =КАМЕНЬ, КРОВЬ 3 . Распятие; Крест 1) жезл, ковчег, корзина, , ядовитое древо в пище (у пророка Иеремии), древо, усластившее воды Мерры, дрова, принесённые Исааком=ДРЕВО (lignum) как субстанция 2) древо =КРЕСТООБРАЗНАЯ ФОРМА 3) древо жизни, жезл, столп=ДРЕВО как форма и субстанция 4) : столп и вознесённый на столпе : овен – жертва, рога – перекладина креста=участие символических мотивов Сакраментальные символы 1 . Евхаристические: хлеб, манна земля, плоть, тело, плоть от плоти кровь, вино, вода=ХЛЕБ И ВИНО=ТЕЛО И КРОВЬ 2 . Крещение: вода, река, , потоп=ВОДА (переход через воды) вода и древо, =ВОДА И КРЕСТ III. Основные типологические значения 1 . Исторические (события новозаветной истории): Боговоплощение Богоявление (Крещение) Распятие (Страсти); образы распятого Христа (рана Адама, источение воды из камня, багряная верёвка) 2 . Символико-аллегорические: Христос Церковь – супруга (невеста) Христова – тело Христово – грешница, уверовавшая язычница Церковь и Синагога христиане, иудеи и язычники диавол апостолы и ученики сей мир и Царство Небесное конец света (Страшный суд) 3 . Символические: 1) Тайны христологические: Боговоплощение (Рождество) Искупительная Жертва (Распятие) 2) Таинства: Евхаристия (Тело и Кровь) Крещение (Вода и Крест) Миропомазание (в толковании на пророка Осию). А. С. Балаховская 153 Отсюда – сам термин тип, от греч. τπος; – «оттиск», «отпечаток», «отображение», и парный термин антитип, обозначавший саму реальность, отобразившуюся в историческом прошлом и пророчески предвосхищаемую этим прошлым. 154 Hilarius de Poitiers.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Такой Крест предъизображён был жезлом Моисея, чудодейственно разделившим пред ним и пред народом Чермное море, расступившееся от крестообразного ударения по морю. Не им самим, не жезлом явлено чудо, а Крестом, им на море начертанным. И Крест, орудие нашего спасение потому свят, что на нём крестообразно были распростёрты руки страдавшего и пригвождённого к нему Господа нашего Иисуса Христа. И другими действиями этот же жезл Моисея был прообразом Господня Креста. Поглотивши пред царём Фараоном явившегося (по искусству Египетских магиков – мудрецов) волшебного змия, он показал, что древо Креста сокрушит, уничтожит змия, – его власть над миром. И изведши из камня воду для томившихся жаждою в пустыне евреев, он прообразовал Крест, доставивший душам томившихся и жаждавших под твёрдою властью диавола воду – спасение. Жезл Ааронов, чудесно произрастивший плод, указывает на древо Креста, явившее в нас уверовавших в Распятого на нём – плоды жизни вечной. Древо некое, брошенное (в Мерре) в негодную для питья воду и претворившее её в воду сладкую для питья, также прообразовало Крест, сделавший всех нас, когда мы уверовали в Распятого на нём, угодными Богу. Великий пророк и вождь народа Израильского, Моисей, в сражении с Амаликитянами молившийся с распростёртыми руками и одержавший таким образом знаменитую победу, как свидетельствуют об этих действиях Аарон и Ор, прообразовал силу Креста, одержавшего победу над нашими всегдашними и злейшими врагами – демонами. Праотец Иаков, благословляя своих внуков, детей любимого сына своего Иосифа, крестообразно для этого возложенными руками, и не изменивши так сложенных рук и при известном замечании и даже действий со стороны сына Иосифа, не выразил ли этим самым своей глубокой и твёрдой веры в силу Креста? А медный змий, повешенный, по повелению Божьему, на древе, не потому ли и спасал уязвлённых и с верою взиравших на змия и на древо, что змий этот прообразовал Христа, а древо или шест, на котором висел змий, – Крестное древо, на котором был распят Спаситель мира! Сам же Иисус Христос свидетельствует, что медный змий был прообразом Сына Человеческого, вознесённого на Крест за людские грехи ( Ин. 3:14 ); значит, шест прообразовал древо Крестное. Царь и пророк Давид также указывает на это древо и велит поклоняться ему ( Пс. 98:5 ). И пророк Исаия ясно говорит о славе его: «слава Ливана приидет к тебе... чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих... и падут к стопам ног Твоих все презиравшие тебя ( Ис. 60:13–14 ). Сей же св. Пророк, будучи некогда в озарении – в духе, видел Господа идущим на смертную казнь со знамением начальства на Его плече: «Егоже начальство бысть на раме Его» ( Ис. 9:6 ). Знамение это или начальство есть. св. Крест, на котором Господь наш Иисус Христос Своею вольною смертью совершил наше искупление. Если бы это древо – крест не было святым, то не было бы и указаний на него от Самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Взмолился Моисей Богу о людях этих, и явился ему Ангел Господень, держа в руках 3 ветви древесные: певг, кедр и кипарис. И сказал Ангел Господень Моисею: «Соедини эти ветви плетением во знаменье образа Святой Троицы и воткни их в воду Мерры, и этим сделаешь сладкими воды Меррские. Вот эта ветвь превратится в большое дерево, эта ветвь достигнет четырех сторон Вселенной. А это древо – Спасение миру. Этим древом будет побеждено коварство первого врага». И о прочем, чему предстоит быть, сказал Ангел Моисею, и затем ушел от него. И сделал Моисей так, как велел ему Ангел Господень. Сплел он ветви и воткнул их в источник у берега. И сказал Моисей: «Это древо – жизнь всего мира, это древо большую честь будет иметь. Со временем срубят его. Тогда соблаговолит прийти Всевышний. Но потом, когда захочет во плоти явиться всему миру, освящая преступленье женского естества, то на это древо руками беззаконных вознесется истинный свет. И увидите жизнь нашу своими глазами. А те беззаконники скоро окажутся в погибели, и вознесенному на древо поклонится весь мир. И как это древо ослаждает воду, так и кровь распятого освятит это древо. Ибо как древо осладило горькие воды Мерры, так и крест Христов осладил горечь языческого неверия. А теперь вы, ропщущие на меня, замолчите, этим древом вода осладилась, вы же, подойдя, черпайте, и пейте, и поите скот ваш». И тот же час осладились воды в Мерре, и начали пить ее все люди и скот. Слышал ли ты, иудей, приспешник Фараона окаянный, как Господь в Троице прообразовался через сплетение различных древесных ветвей? Как тебе прорек Моисей о воплощении Вышнего, и о распятии на древе, и о спасении мира? После этого забрал Моисей сынов израилевых и привел их в Элим, и там были двенадцать источников воды и девять побегов финика. Источниками этими прообразовал Господь двенадцать апостолов верховных, которые разошлись, как реки, по всему миру. Как источники источают струи, которые народ хоть и во множестве черпает, но они не истощаются, так и апостолы Господни к каждому народу приходили и на его языке провозглашали величие Божие. Ибо сказал им Господь Бог: «Вот я посылаю вас, как овец в волчье стадо, вы же не заботитесь, как и что и где сказать. Дух Святой научит вас тотчас, как подобает говорить».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возвысил ты наше падшее естество,/с распятием Христовым его воздвигнув;/высота Божественная, глубина неизреченная!/Ты, Живоносный Крест, благодатью преизобильный/– Христово знамение, и широта безмерная,/и непостижимой Троицы образ. Слава: Устами, душою и сердцем/Крест Господень лобызая,/придите ныне, вознесем его все и возвеличим;/поклоняясь, воскликнем вместе/песнь чистейшую, возглашая:/«Радуйся, великое богатство, Крест,/Церкви украшение!» И ныне: Древо жизни и спасения,/Древо бессмертия, Древо разума,/Древо трижды любезное,/непорочное и неприкосновенное,/Крест трехсоставный, почитаемое Древо:/ибо носит оно Троицы Триипостасной образ. Песнь 9 Ирмос: Всякий на земле рожденный/да ликует, Духом просвещаясь;/да торжествует и бесплотных Умов естество,/почитая священное торжество Богоматери,/и да взывает:/«Радуйся, Всеблаженная,/Богородица чистая, Приснодева!» Припев: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному. Кто сделает слышными, как написано,/действия твои, любезный мipy Крест,/ явления силы Божией и чудеса,/и умерших воскресение?/И весь мip ты с собой вознес,/ сам вознесенный к Богу,/многовожделенный. Утверждение верным – Крест трижды блаженный,/знамение и похвала, Древо всесильное./Крест Христов, великий и совершенный,/апостолам – похвала, преподобным – утверждение/и мученикам – крепость и сила,/верным – победа и хвала. Слава: Радуйся, Крест, образ неописуемый и многоименный,/Древо преизобилующее дарами,/страшное и всеблаженное!/Радуйся, Крест всесвятой и всесильный!/Радуйся, хранитель жизни нашей,/Господень Крест много воспеваемый! И ныне: Крест Драгоценный!/Будь мне хранителем души и тела,/образом своим бесов низлагая,/врагов отгоняя, страсти упраздняя,/и даруя мне благословение, и жизнь и силу/содействием Святого Духа/и Пречистой священными мольбами. Светилен, глас 2 Крест – хранитель всей вселенной,/Крест – красота Церкви,/Крест – царей могущество,/Крест – верных утверждение;/Крест – Ангелов слава/и демонов поражение. Слава, и ныне, Крестобогородичен: Стоя у Креста, Родившая Тебя без семени,/и горько сетуя, взывала:/«Увы, сладчайшее Чадо,/как Ты скрылся от очей Моих?/Как Ты к мертвым был причислен?»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Слово крестное погибающим юродство есть 1Кор. 1:18 Гордынею дышущие, и мечтающие о себе самих высокая, говорят: Мы ли бесчетное некое древо, рабскую казнь, благородни суще, на рамена (плечи), восприимем? Имя самое креста, говорит витий начальник и оных наставник и учитель, да удалится не только от телес жителей Римских, но и от памяти, зрения и слуха: сих бо всех вещей не точию наложение и страдание оных, но и пребывание, чаяние и воспоминание недостойно есть гражданина Римского, аки человека свободного 43 . Так зачем мы древо крестное, аки златую гривну на себе самих имеем, или будем носити? Или нам неизвестно, что Цецилии креста древо смертоносное Октавий на укорение предложил? Но спасаемые крестом, иже им сила Божия есть, спрашивают таковых: почто всуе языческая приводите свидетельства, аки неизвестная, не ведая того, что крест красоту от удов Господних восприят; ниже бесчетное, или смертоносное есть древо; но паче всех древес есть честнейшее и благословеннейшее; древо красное и пресветлое, украшенное Царскою червленицею, избранное от достойного корене, святым удом прикоснувшееся? Почто неблагословенным нарицаете древом, которое воистину есть блаженное и благословенное, на его же раменах цена всего мира повешена? Неблагословенным убо всуе именуете древом. He лучше ли вам есть с языческими учителями о нем вещати тако: О колъ древо благословенно, на нем же Бог сам повис! 44 и о котором такожде и св. Церковь воспевает: Сладкое древо, сладкое гвоздие, сладкую тяготу на себе понесшее. И паки: древо крестное врагам его погибающим юродство естъ, спасаемым нам сила Божия есть 45 . Чесо ради благородие свое возносите? Не большее ли благородие есть сие, о котором св. Агафия рече, и в котором служение Христово познавается? Сия блаженная, от доброродных родителей происшедшая, от худородного радостна влачимая в темницу, с веселием глаголаше: «раба Христова есмь; и сего ради рабским являюся лицем: понеже далече превосходит Христианское смирение и служение Царские сокровища, и гордыню».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Нестрадальный Бог Слово, бесстрастный Божеством, пострадал плотию и на древе креста притупил жало греха. Христос – это «Древо животное» (τ ξλον τς ζως), от Которого вкушая, человек не умирает. В крестной смерти Спасителя сила обожения простирается на всё человеческое естество при посредстве человеческого естества Христова, пребывающего в ипостасном единстве с Его Божественным естеством. Хотя обожение человеческого естества – дело всей Богочеловеческой жизни Спасителя на земле, однако Его крестная смерть в этом смысле чрезвычайно важна. Святое богословие Церкви благовествует: «На кресте пригвождаемь, Христе Боже, яко человек, человеческое естество обожил еси, и началозлобного умертвил еси змия, нас свободил еси клятвы, яже от древа, яко Благоутробен, быв клятва». «На кресте пригвоздился еси, Щедре, обожил еси истлевшее наше существо». Крест – «вина всех обожения, τς πντων θεσεως ατιον». Крестом люди обожились. Господь, превысший всякой чести, благоволил быть подвергнутым бесчестью, претерпев позорную смерть на кресте, но ею человеческий род пожал бессмертие («еяже ради безсмертие, объят род человеческий») и восприял первоначальную жизнь. Воздвигнутый на крест, Спаситель воздвиг людей из глубины зол («вознесл еси нас от глубины злых»). «Распенся, Безгрешне, грехи всех взял еси, Христе». В молитвенном богословии древо креста всегда противополагается древу познания добра и зла. При этом древо креста представляется как древо жизни. Как враг рода человеческого поработил человеческий род древом познания, так Господь поработил врага нашего древом креста и Своим страданием: «Имже образом пленил есть враг Адама древом снедным, такоже, Господи, Сам пленил еси Ты врага древом крестным и страстию Твоею». Древо креста Господь Иисус явил древом жизни: «Креста Твоего древо, Христе Боже, древо животное показал еси». Человеческое естество грехами и страстями скатывалось в смерть и тление, Господь Иисус Христос животворящей смертью Своею остановил «стремление смертное и тлю». Бог Творец, будучи умерщвлен, всех оживил и обновил: «Ущедри падший образ и воскреси сокрушенный, Содетель Бог и Обновитель, умерщвлен быв, всех оживи». «Вредно бысть во Едеме древа горькое вкушение, смерть введшее; Христос же умертвився на древе, всем живот источи».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Видишь ли, что смерть везде называется успокоением и сном, – и, тогда как прежде ее боялись, теперь, после воскресения, ее легко презирают? Видишь ли светлую победу воскресения? Чрез него нам доставлены бесчисленные блага, чрез него рассеяно лукавство демонов, чрез него мы посмеиваемся над смертью, чрез него мы одушевляемся надеждой благ будущих, чрез него мы, облеченные плотью, можем быть нисколько не ниже существ бесплотных, если только захотим. Ныне совершилась блистательная победа; ныне Владыка наш, воздвигнув знамя победы над смертью и ниспровергнув власть диавола, чрез воскресение открыл нам путь ко спасению. Итак, все будем радоваться, ликовать и веселиться: ибо хотя победил и воздвигнул победы знамя наш Владыка, однако, и нам общи радость и веселие, так как все это Он совершил для нашего спасения. И чем победил нас диавол, тем же преодолел его Христос: Господь принял те же самые оружия и ими поразил диавола, – а как, послушай. Дева, древо и смерть были орудиями нашего поражения: девою была Ева (ибо она еще не познала мужа, когда подверглась искушению), древом было древо познания добра и зла, смертью было наказание Адаму. Видишь ли, каким образом дева, древо и смерть были орудиями нашего поражения? Посмотри же, как потом они же сделались орудиями победы. Вместо Евы – Мария, вместо древа познания добра и зла – древо креста, вместо смерти Адама – смерть Господа. Видишь ли, что, чем диавол победил, тем же он и побежден? Древом победил Адама диавол, крестом поразил диавола Христос. То древо низринуло человека во ад, а это древо, древо креста и низринутых туда опять извлекло из ада; то заставило пораженного скрыться, как пленного и нагого, а это показало всем Победителя обнаженно пригвожденным на высоте ко кресту. Та смерть подвергла осуждению всех живущих и после Адама, а смерть Христа, воистину, воскресила всех, живших и прежде Него. Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его ( Пс. 105:2 )? Чрез смерть мы сделались бессмертными, чрез падение восстали, чрез поражение стали победителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010