Величаем тя, праведный отче Иоанне, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего! Слово в неделю Всех святых в земле Российской просиявших Сегодня праздник Всех святых в земле Российской просиявших – всех святых, которых возрастила Русская Церковь , Русская земля. Ныне праздник духовного неба над Россией. То небо широко простирается, начиная от святого князя Владимира и блаженной княгини Ольги. Они были как бы корни всех святых в земле Российской просиявших. Возрос великий сонм, великое древо святости. Правда, еще и до Великого князя Владимира были святые, праведные, просиявшие там, где ныне земля Русская. Те части, которые ныне составляют пределы России ещё прежде того как они вошли в состав земли Российской просияли святыми угодниками Божиими. Херсонес хвалится семью епископами еще в первые времена посещавшими тот край, так же впоследствии Кирилл и Мефодий проповедовали там. В Херсонесе крестился Великий князь Владимир и вместе с мощами древнего священномученика Климента Римского он принес Веру Православную в Киев, положил там начало возрастания Церкви Русской. Ныне мы и празднуем всех тех угодников Божиих – преподобных Антония и Феодосия и прочих многих чудотворцев Печерских, всех преподобных в земле Российской просиявших, тех святителей, которые утверждали православие, стяжали христианство земле Русской, которые утверждали в народе веру и благочестие, тех святых, которые притворились безумными, а в действительности были мудры и своими кажущимися смешными поступками сами смиряли свою гордость, учили детей преклоняться перед святостью и следовать Евангелию. Прославляем многих угодников Божиих, которые в разных концах просияли в земле Российской; тех страстотерпцев, которые терпеливо перенесли ниспосланные им страдания и, наконец, тех мучеников, которые в малом чине просияли в древности, но сейчас обильно кровью своей полили все клочки земли Русской. Земля освятилась их кровью, воздух освятился от восхождения их душ. Небо над Русью освятилось тем ликом святых угодников Божиих, которые сияют над ней. Бесчисленное их множество.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Два святых с именем Ипатий помещены на иконе 2-й пол. XIX в. из собрания В. А. Бондаренко (Москва; «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. оба - в левой части иконы, вполоборота вправо, среди иноков, мощи которых обретаются в Ближних (Антониевых) пещерах. Старец в 8-м ряду 1-й от центра изображен с покрытой куколем головой, его борода с проседью доходит до груди. Святой в 7-м ряду 1-й слева больше соответствует описанию подлинника: руки в молении, куколь на плечах, на лбу большие залысины, короткие волосы и борода, убеленные сединами. На большой иконе «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере преподобного Феодосия» 1890 г. работы лаврской иконописной мастерской (находится при нижнем входе в Дальние пещеры) И. изображен необычно - с покрытой куколем головой. В тиражной графике образ И. также включался в композицию «Собор Киево-Печерских святых» (Д. А. Ровинский приводит сведения о 15 известных ему гравюрах этой иконографии), напр. на гравюре на меди, созданной в Киеве В. Белецким (1751, РГБ). На гравюре по металлу 1-й четв. XIX в. (РГБ), иконографически близкой к листу 1513 г. из собрания Ровинского, И. изображен оплечно в 4-м ряду 1-м слева, без индивидуальных особенностей, в монашеском облачении, с куколем на голове, надпись на нимбе: «    ». Оглавное изображение И. как средовека представлено на раскрашенном литографском переводе 1883 г. из мастерской Абрамова (ГРМ): святой - 2-й справа в 4-м ряду, не имеет выраженных индивидуальных черт, на голове куколь, надпись на нимбе: «      ». На тоновой литографии 1893 г. из типографии Киево-Печерской лавры (ГЛМ) И.- с волнистыми волосами, разделенными на прямой пробор, с седыми усами и бородой. Образ И. присутствует на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ) и на хромолитографиях 1894 г. из мастерской Киево-Печерской лавры (РГБ) и кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра). Изображения И. известны в академической монументальной живописи XIX в.

http://pravenc.ru/text/673739.html

Ефимий», оба в виде средовека (Там же. 2006. С. 33) - крайним справа в 3-м ряду (оплечно, в куколе, с маленькой темно-русой бородкой) и в 5-м ряду (с непокрытой головой, светло-русыми волосами на прямой пробор). На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собр.) Е. тоже изображен дважды: в левой части композиции, за прп. Антонием Киево-Печерским, в 5-м ряду крайним слева - как средовек с короткой бородой, в монашеском облачении и куколе, с надписью: «Ефимий» - на нимбе и в центре 4-го ряда - как седобородый старец (надпись: «Евфимий»). На иконе «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» 1890 г., выполненной в лаврской мастерской (находится при нижнем входе в Дальние пещеры), Е. представлен в верхнем ряду 2-м слева, фронтально, старцем с окладистой седоватой бородой, в облачении схимника, с десницей на груди, между преподобными Леонтием канонархом и Дионисием затворником. Упоминание об этих святых содержится в 9-й песни канона преподобным Печерским (Дива печер лаврьских. К., 1997. С. 48). Возможно, образ Е. включен в группу подвижников Феодосиевых пещер в стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре (живопись в академическом стиле кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ) фигура Е. находится в нижней части композиции среди Киево-Печерских чудотворцев. Лит.: Ровинский Д. А. Рус. граверы и их произведения с 1564 г. до основания АХ. М., 1870. С. 28; он же. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633. 1505-1520; Т. 4. С. 761-763. 1505а, 1517; Рус. мон-ри: Искусство и традиции: Альбом/ГРМ. СПб., 1997. С. 169; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 102-103; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. Киево-Печерский патерик: У истоков рус.

http://pravenc.ru/text/187657.html

Ист.: Патерик Киевского Печерского монастыря. К., 1661; Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911; Акафисты и каноны. К., 1686. Л. 373; Описание Киево-Печерской лавры. С. 289; Минея (МП). Февраль. С. 761; Октябрь. С. 24; Сентябрь. С. 716-730. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 55-56; Филарет (Гумилевский). РСв. Октябрь. С. 251-252; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 329; Кабанець. Icmopiя печерськоï kahohiзaцiï. С. 47-50. Е. А. Лопухина Иконография. В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике А. З. сказано: «Надсед, брада доле Николиной, проста, на главе клабук черной, риза преподобническая, испод лазорь, обе руки сложил, держит у сердца, правою ногою стоит впрям» (БАН. Строг. 66. Л. 312, «правая страна», 30-й); в подлиннике 20-х гг. XIX в.: «Надсед, брада подоле немного Козмины, риза преподобническая, на плечах схима» (РНБ. Погод. 1931. Л. 53об.; 24 окт.). Одним из ранних сохранившихся изображений А. З. является гравюра мастера Илии с сюжетом «Видение прп. Арефы в болезни его» в цикле иллюстраций 1655-1660 гг., выполненных для издания Киево-Печерского Патерика 1661 г.: преподобный, одетый в подрясник, с повязкой на голове, возлежит на ложе, за к-рым сонм ангелов противостоит демонам, держащим развернутую хартию. Этот сюжет повторен Л. Тарасевичем в гравюре к изданию Патерика 1702 г. Имеется ряд единоличных изображений А. З.: на иконе XIX в. у раки преподобного в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ) - с характерными чертами лица и окладистой бородой, в монашеском одеянии, с куколем на голове, правой рукой опирается на посох, левую прижал к груди; иконе 2-й пол. XIX в. (ЦМиАР) - в схиме и куколе, с седой бородой, с благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке (надпись: «Молю вы…»). В композиции «Древо Киево-Печерских святых», напр., на гравюре 1663-1676 гг. с подписью автора «Аким» (Нац. музей книги и книгопечатания Украины), А. З. представлен в лике преподобных в правой части композиции. Образ А. З. в монашеских одеждах с куколем на голове, без выраженных индивидуальных особенностей, помещен на иконах и эстампах «Собор Киево-Печерских святых», как правило, в левой группе иноков, мощи к-рых почивают в Ближних (Антониевых) пещерах: на гравюрах кон. XVIII - нач. XIX в. (ЦАК МДА, РГБ) - в 10-м ряду 1-м справа; на иконе 1-й пол. XIX в. (ЦМиАР), предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры,- изображен средовеком, с надписью на нимбе: «Пр Арефа Чудотв»; на литографиях изд. А. Абрамова 1859 г. (ЦАК МДА) и 1862 г. (РГБ) - в 7-м ряду 3-м слева; на раскрашенной литографии 1883 г. мастерской А. Абрамова (ГРМ); на хромолитографии 1898 г. изд. Киево-Печерской лавры (РГБ) - прямолично, в 8-м ряду 2-м слева. Оплечное изображение А. З. без куколя, с длинными седыми волосами, в правой группе (за прп. Феодосием Киево-Печерским), во 2-м ряду, 2-м слева, имеется на литографиях изд. И. А. Голышева 1868 г. (ЦАК МДА) и 1874 г. (РГБ).

http://pravenc.ru/text/75914.html

На единоличной погрудной иконе кон. XX в. (возможно, воспроизводит иконографию образа 40-х гг. XIX в.) возле места затвора с мощами Д. в Дальних пещерах акцент сделан на его изображении как подвижника и постника: большие глаза, впалые щеки, тонкий нос, седая окладистая борода на еще молодом лице, голова покрыта куколем, вверху вокруг нимба надпись: «С. прдб. Дiohuciй Щепа затворникъ». В соответствии с текстом патерика и иконографической традицией он представлен с высоко поднятым кадилом, левая рука с четками прижата к груди. Образ Д. присутствует в композиции «Собор Киево-Печерских святых», как правило, в правой группе, за прп. Феодосием Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (у Д. А. Ровинского указано 15 гравюр с этим сюжетом). Оплечное изображение преподобного нередко помещено в 6-м ряду 2-м слева, напр. на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ), на гравюре 1-й четв. XIX в. (РГБ, иконографически близка к листу 1513 из собр. Д. А. Ровинского - Ровинский. Народные картинки. Т. 3. Стб. 624) - Д. представлен старцем с небольшой округлой бородой с проседью, в куколе, голова слегка склонена влево; так же на тоновой литографии 1893 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ). На раскрашенной литографии 1883 г. мастерской А. Абрамова (ГРМ) имеется оглавное изображение Д. (в правой группе, в 7-м ряду 2-м слева) как средовека, без куколя, с волнистыми волосами, без индивидуальных особенностей (Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169). На иконе «Собор Киево-Печерских святых» 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) оглавное изображение Д. находится тоже в 6-м ряду 2-м слева, в небольшом повороте влево, лик молодого подвижника индивидуализирован (Киево-Печерский патерик. С. 33. Кат. 61). На иконе 2-й пол. XIX в. (собр. В. А. Бондаренко, опубл.: И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. святой представлен (очевидно, ошибочно) в левой части иконы, в 7-м ряду 2-м слева, среди иноков, мощи к-рых почивают в Ближних пещерах. Он изображен погрудно, вполоборота от центра, в куколе, с молодым округлым лицом и небольшой русой бородкой, на нимбе надпись: «Дiohuciй». На иконе «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» 1890 г., написанной в мастерской Киево-Печерской лавры (находится при нижнем входе в Дальние пещеры), Д. изображен в верхнем ряду 3-м слева.

http://pravenc.ru/text/178325.html

Народные картинки. Кн. 3. С. 624). Он представлен на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ), на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) - оглавно, как средовек, лицо индивидуализировано (надпись: «пре зaxapiu спос»), на большом эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии). На иконе посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария), на тонолитографии 1893 г. (ГЛМ) и хромолитографии 1894 г. из мастерской Киево-Печерской лавры (РГБ) наименован «постником». На раскрашенном литографском переводе из мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ - Рус. мон-ри: Искусство и традиции: Альбом/ГРМ. СПб., 1997. С. 169) святой с таким именем изображен дважды как средовек: в правой части композиции в 3-м ряду крайним слева с непокрытой головой (надпись: «пре. Зaxapiu спо.») и в верхней части левой группы преподобных Ближних пещер, в клобуке, с надписью: «Зaxapiu» (прп. отрок Захария?). На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание - И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. преподобный с именем «[З]ax[o]piй» (в клобуке, с небольшой седой бородой) находится в левой части последним в 8-м ряду. На большой иконе «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере преподобного Феодосия» 1890 г. работы лаврской иконописной мастерской (расположена при нижнем входе в Дальние пещеры лавры) во 2-м ряду помещена полуфигура З.- средовека в куколе в небольшом повороте влево, голова немного склонена, взор опущен, десница возле груди. Образ З. присутствует среди 34 Киево-Печерских святых в росписи 70-х гг. XIX в. храма Христа Спасителя - на лестнице, ведущей на хоры юж. части зап. крыла, в верхнем ряду (худож. К. А. Горбунов, см.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 86). З. включен в группу подвижников Дальних пещер XIV в. в стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре (живопись в акад.

http://pravenc.ru/text/182673.html

Слава: Ангельски жизнь свою управльша вси тя, аки Ангела Божия, имеяху; тем и на диаконский степень взыти сподобился еси в немже добре шествие свое управив, и наша пути во святыни, Несторе, управи. И ныне: Путь Рождшая Жизни, Всесвятая Дево, стезями соблазн ходящих яко Милосердая наставляеши на стези правды; и мене, заблуждающаго, Владычице, не презри, но яко Рождшая Наставника заблуждшим, во Свете Его пути моя направи. Песнь 6 Ирмос: Внегда скорбети ми, возопих ко Господу, и услыша мя Бог спасения моего. В преподобии и правде чин свой управляя, храм Духу Святому весь сотворился еси, и, вшед в храм нерукотворенный, Престолу Вышняго предстоиши; и мне, хотящему быти тамо, молитвами твоими, отче, помози, молю тя, молитвенника спасения моего. Краснаго сада Делателя Небеснаго красное был еси прозябение, красными бо делы украшен, благия плоды, ихже ныне благоухание обоняем, возрастил еси; молю убо тя, блаженне, подаждь сия в дар и мне от Бога Спаса моего. Слава: От труда подвигов твоих, Несторе преподобне, многия излив поты, напоил еси ниву души твоея и, израстив добродетелей класы, пожинаеши ныне рукояти, живый во веки в Небесных кровех; в нихже и мне быти моли Христа Спаса моего. И ныне: Насеянная Духом Отчим земле святая, радуйся, яко прозябла еси нам Древо благосеннолиственное; зноем мя страстей опаленна под сень онаго приведи, Владычице, молю Тя яко Ходатаицу спасения моего. Кондак, глас 2й Яко сый Богоноснаго Феодосия ученик и истинный жития того подражатель, первый честных его мощей самовидец быти сподобился еси, яже с прочиими святолепно пренес, наследил еси с темиже Царство Небесное, еже получити и нам, чтущим тя, Господеви молися. Песнь 7 Ирмос: Авраамстии иногда в Вавилоне отроцы пещный пламень попраша, песньми взывающе: отец наших Боже, благословен еси. Авраамовым стопам последуя, святе, исполнением заповедей принесл еси, якоже он Исаака, чист ум Владыце, сего ради от жизни сея прешел еси в землю, точащую безконечную сладость, идеже и мне моли быти, Несторе, собеседниче Богоносных отец наших.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-prepo...

Итак, уже вследствие одного Божественного происхождения Церкви и предназначенной ей свыше задачи, Христос не может оставить ее, но как в первые времена христианства, так и теперь неизменно светит в ней своим тихим небесным светом, и этот внутренний в Церкви свет видят те, кто имеет очи, чтобы видеть. Что это действительно так, об этом можно судить и по плодам жизни церковной. Не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити… Темже убо от плод их познаете их ( Мф. 7, 18, 20 ). Плоды Вселенской Церкви следующие – мученики, святители, преподобные, бессребреники и другие, о подвигах которых повествует история Вселенской Церкви, и которые, как яркие звезды, светят своей внутренней нравственной красотой всему человечеству. Такие же точно плоды приносит и наша Русская Церковь . Достаточно вспомнить имена святых – князя Владимира, Антония и Феодосия Печерских , Александра Невского, Сергия Радонежского, Исаии и Леонтия Ростовских, Евфросинии Полоцкой, Стефана Пермского, Зосимы и Савватия Соловецких, Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Московских, Димитрия Ростовского , Тихона Задонского , Серафима Саровского , приснопамятных: Филарета Московского , Филарета Киевского, Иоанна Кронштадтского , Амвросия Оптинского и многих других, чтобы увидеть это. На протяжении целого тысячелетия Русская Церковь воспитывает в недрах своих сонмы святых, т. е. людей, исполненных духа Христова. Откуда же она почерпает силу для этого, если с ней не пребывает Христос, если сила благодати Божией не почивает в ней, не одушевляет ее? Эту пребывающую в Русской Церкви силу благодати Божией, действующую в ней во все времена – и во времена митрополитов, и во времена патриархов, и в синодальный период, – чувствовали наши предки, чувствуем все мы – верные чада Церкви, ибо и мы все ею освящаемся. А если так, если плоды, приносимые Русскою Церковью одинаковы с плодами Церкви Вселенской, если Русская Церковь сообщает своим членам благодатную жизнь так же, как и Церковь Вселенская, то очевидно, что ни Русская, ни Вселенская Церковь не омертвели, что дух и жизнь не отлетели от них, несмотря на те или другие, по-видимому, неблагоприятные условия их внешнего положения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Помимо центрального престола в честь Рождества Богородицы, имеются два придела: правый – в честь преподобных отцов Киево-Печерских, и левый – в честь прп. Иоанна Рыльского. Внутри храм отделан штукатуркой с побелкой, однако в ряде мест частично сохранились фресковые изображения и орнаменты конца XVIII в. Также в приделах частично сохранились деревянные иконостасы с писанными на досках иконами в стиле «казацкого барокко» этого же периода. Данная иконопись является характерной для казацких храмов Запорожья, в связи с чем можно предположить, что иконописец тоже был из запорожских мастеров. В приделе прпп. Киево-Печерских в верхней центральной части иконостаса доминирует образ «Печерской» Божией Матери с предстоящими прпп. Антонием и Феодосием, с правой и левой сторон которых на поле иконостаса изображено «Древо Печерских святых» – изображение, популярное в Киевской Лавре в XVII-XVIII вв. Ниже, где по канонической схеме обычно располагается апостольский или пророческий ряд, размещены иконы с изображением печерских святых, что соответствовало общему художественному решению придела, устроенного в честь Киево-Печерских преподобных. Подчеркнем, что образы печерских святых в иконостасе написаны не в виде отдельных, вставляемых в проемы икон, а поверх деревянной алтарной преграды, собранной из гладких и одинаковых по ширине досок. При этом по краям каждой из икон наложены деревянные багеты, окрашенные в золотистый и красный цвета. Судя по всему, автор иконописи был хорошо знаком с Патериком Печерским и другой литературой, издававшейся в типографии Киево-Печерского монастыря, а также, вероятнее всего, неоднократно бывал в самой Печерской обители в Киеве. На примере этого иконостаса мы можем наблюдать редкий случай сохранения до наших дней в своем «первобытном» виде характерных для Запорожской Сечи стиля и манеры оформления казачьих храмов в пределах территорий Войска Низового. Также в храме сохранились деревянные стасидии, отдельные иконы, солнечные византийские часы, традиционный для Афона деревянный шестигранний аналой для клироса (ναλογεον), подставки для подсвечников, другие принадлежности, а также черепа из скитской костницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Э. П. Р. Иконография В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике И. говорится: «Надсед, брада кругла, доле Николиной, на главе клабук черн, риза преподобническая, испод вохра» (БАН. Строг. 66. Л. 313, «правая страна», 37-й). На иконах «Собор Киево-Печерских святых» И. изображается, как правило, в левой группе предстоящих, за прп. Антонием Киево-Печерским, среди иноков, покоящихся в Ближних (Антониевых) пещерах, 3-м слева в предпоследнем ряду; облачен в монашеские одежды, голова покрыта куколем. Средовеком со склоненной вправо головой он показан на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ). У него темные усы и широкая борода без проседи; надпись на нимбе («  ()      ») ошибочно содержит букву «к». На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) он изображен оглавно, надпись: «      ». В образе старца с короткой седой бородой, сосредоточенного на молитве, И. представлен на палехской иконе 1-й пол. XIX в. (частное собрание - Святые образы. 2006. С. 387). На иконе 2-й пол. XIX в. из частного собрания И.- молодой подвижник в правой части композиции, за прп. Феодосием Киево-Печерским, изображен ближним к центру в 7-м ряду, погрудно, левая рука простерта в молении («И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. Композиция «Собор Киево-Печерских святых» была также распространена в тиражной графике: напр., Д. А. Ровинскому было известно о существовании не менее 15 гравюр этой иконографии. Образ И. встречается на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ), на тонолитографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ). В виде средовека с непокрытой головой И. изображен на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ), помещен в 7-м ряду, 2-м слева. На хромолитографии кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра) И.- старец, убеленный сединами. Вместе с нек-рыми киево-печерскими иноками святой мог быть изображен в иконографии «Собор русских святых», напр. на иконе письма мастера-старообрядца П. Тимофеева 1814 г. (ГРМ; прорись см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 452-453). Поясной образ И. помещен 4-м слева во 2-м ряду в левой части композиции, между преподобными Феодором и Прохором Киево-Печерскими. Здесь И.- средовек в монашеском облачении, схима на плечах, правая рука у груди в молении, левая простерта вниз. У него короткие волосы, высокий лоб и борода средней длины.

http://pravenc.ru/text/674808.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010