Феодор же и Василий 22 совет богоугоден положиста межу собою, иже николиже мысли своея не 23 утаити 24 от себе 25 , но сиа раздрешити и разсудити, еже на Божию 26 по совету. Василий 27 же в печеру входит, Феодор же старости ради ис печеры исходит, келию собе поставити 28 на ветхом дворе хотя 29 . Бе бо тогда пожжен манастырь 241 , и плотом привезеным на брег 30 на строение и церкви, и всем келиам 31 , извозником наятым возити на гору. Феодор же, не хотя 32 быти инем 33 тяжек, сам на собе нося 34 древа 35 . Еже что возносяше Феодор, 36 строя деля 37 келии своей, беси же, пакости 38 деюще, сметаша з горы: сим хотяше прогнати 39 блаженаго 40 . Феодор же рече: «Во имя Господа Бога нашего, повелевшаго вам во свиниа ити 242 , велит вы 41 // л. 63 об. мною, рабом своим, да всяко древо, иже на брезе, на гору возносите 1 , да будут 2 бес труда работающий 3 Господеви, и тем устроят дом 4 молитвеный Госпожи Богородици 5 и келии себе уготовят. Да престанете 6 им пакости 7 творяще и увесте, яко Господь 8 на месте сем есть 9 ». В ту же нощ не престаша беси несуще 10 древеса от Днепра на гору, дондех 11 не остася ни треска доле, яко 12 сим возградиша церковь же и келии 13 , покров и 14 помост 15 , еликоже 16 доволно всему манастыреви 17 на потребу. Заутра же воставше, извозници ехаша 18 на брег, хотяще 19 возити древо, – ни единого же обретше на брезе, но вся суще на горе, то же все не во едином месте складено 20 , но все разно, с чим коему быти вместе: покров, особни 21 – помост, особно 22 – великое дубие, неудобь носимо за долгость 23 , – все цело на горе обретеся. Се дивно бысть 24 всем видевшим 25 и слышащим, еже створися выше 26 человечьскыя силы 27 . Се же иноверным мнозем вменися неверно 28 величества деля, но свидетели сему прославиша Бога 29 , творящему 30 предивнаа 31 чюдеса 32 своих ради угодник 33 . Якоже рече Господь: «Не радуйтеся, яко дуси вам повинуются, радуйте же ся паче 34 , яко имена ваша написана суть на небесех» 243 . Се убо сдея в славу свою, молитв 35 деля 36 святою 37 отцю 38 нашею 39 Антониа и Феодосиа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Доволно же ти буди, брате, твоего круподушиа сотвореное дело. Темже ти ся плакати 19 подобает, да прощен будеши, яко 20 оставил был еси честный и святый 21 манастырь, и святых отець Антониа и Феодосиа, и святых чръноризець, иже с нима, и ял 22 еси игуменити у святою безмезднику 63 . Добре еси сотворил, лишився таковаго начинания пустошного 23 , // л. 16 об. и не дал еси плещу врагу своему же 1 , ибо враже желание погубити тя хотяше. Не веси ли, яко древо, часто не напааемо, скоро изсохнет 2 ? И ты от послушаниа отча и З братий своих 4 оставле свое место, вскоре хотя 5 погыбнути. Таковый 6 овча, пребываа в стаде, неврежено будет, а отлучившееся – скоро 7 погыбнет и волком язъядено бывает 8 64 . Подобаше 9 ти преже разсудити, что ради восхотел еси изити от святаго, и 10 блаженаго, и честнаго, и спасенаго того места Печерскаго, в немже дивно есть всякому, хотящему спастися. Мню, брате, яко Бог сотвори 11 се, не трьпя твоеа гордости: низверже тя, якоже преже Сатану со отступными силами 65 , зане не восхотел еси служити святу мужеви, своему господину, а нашему брату, архимандриту Анкудину 12 , игумену Печерскому 66 . Печерскый бо 13 манастырь море есть: не држит в себе гнилого 14 – измещет вон 67 . А еже 15 вписал ми еси 16 досаду свою – люте тобе: погубил еси душю свою! Прашаю 17 тебе, чим хощеши спастися? Аще постник еси или трезвитель о всем, 18 нищ и 19 без сна пребываа, а досады не трьпя, не узриш 20 спасениа. Но радуется о тобе игумен и вся братиа, и мы, весть слышавше; и вси утешишася 21 о обретении твоем, яко погибл // л. 17 бе и обретеся. Попустих же и еще твоей воли быти, а не игумени: восхотел еси пакы игуменити у Святаго Дмитриа 1 68 , а не бы тебе 2 принудил игумен, и 3 князь, и 4 аз, – и се уже искусился еси. Разумей, брате, яко не угодно Богу твое старийшинство, и сего ради дарова ти оскудение очию. То 5 ты нитако содрогнуся, идеже бе рещи: «Благо мне, яко смирил мя еси, да научюся оправданием твоим!» 69 . Разумех тя санолюбца, и славы ищеши от человек, а не от Бога. Не веруеши, окаяне, писаному: «Никтоже о собе возмет чести 6 , но возваный от Бога» 70 . Аще по 7 апостолу не веруеши, то ни Христу. Что от человек сану ищеши сам, а не от Бога; сущим же от Бога не хощеши повинутися и мыслити высокая 8 , идеже древле таковии с небес свержени быша? «Аз несмь ли 9 достоин уверитися 10 таковому сану, или хужии есмь чим иконома 71 сего или его брата спеюща 11 ?» Сам не получи 12 желаниа и 13 мятешися, хощеши же часто исходити от 14 келиа в келию и ту сваживати брата с 15 братом, глаголя неполезнаа: «Или мнит сий игумен 16 и сий иконом, яко 17 зде и 18 инде 19 спастися возможно? А нами что ми не разумеют?» Сии диаволскаа начинаниа, си тощных тобе изящоства. Аще ли же и сам //

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Должен есмь 21 похвалити преже отшедших благоверных князий, и 22 христолюбивых бояр 23 , и честных мних. Блажен и треблажен сподобивыйся в той положен быти, великы благодати и милости от Бога 24 достоин бысть молитвами святыа Богородица и всех святых. Блажен воистину и треблажен сподобивыйся в той написан быти, яко оставление грехов приимет и мзды небесныа не погрешит. «Радуйте бо 25 ся, – рече, – и веселитеся, яко имена ваша // л. 10 написана 1 суть на небесех» 29 , – церкы 2 си 3 Богови люблеши 4 есть небесе. И того рожьдшиа изволи си сделати 5 , якоже обещася Влахерне мастером 6 сим 7 , рекьши 8 : «Иду видеть церкве и в ней хощу жити». Добро убо 9 зело и 10 добро с тою 11 водворятися в святой еа 12 и 13 в 14 божественой церкви, и какоа 15 славы и похвалы улучити 16 положеный в той – и написану быти 18 в животныа книгы 30 , и еже 19 пред тоа 20 очима поминаему 21 быти всегда. И еще вы, братие, 22 слово приложу 23 на утвержение ваше. Что сего злее, еже от таковаго света и 24 тму любити, и себе изметати от сеа богонареченныа церкве, еже оставити 25 Богом созданную 26 и 27 искати человекы сотвореное от насилия и грабления, яже 28 та сама вопиет на создавшаго ю 29 . Сея же зижитель и хитрец, и художник, и творец – Бог , иже огнем Божества своего попали вещи тленныа, 30 древеса же и горы путь ровнаа 31 32 дому Матере 33 своеа на преселение рабом своим. Разумейте, братие, основаниа 34 и 35 начала еа: Отець свыше благословил росою, и столпом огненым, и облаком светлым; Сын меру даровал своего поаса, аще бо и древо 36 видимо бяше существом 37 , но Божиею силою одено 38 есть; Святый же Дух огнем невещественым яму ископа // л. 10 об. на водружение корениа, и на сем камени согради Господь 1 церковь сию, и врата адова не удолеют еи 31 . 2 Что же и 3 Богородица: на 3 лета дает злата мастером, и своего 4 образа пречестнаго 5 икону даровав 6 , и ту наместницю постави, от неяже чюдеса многа сотваряются. 7 И се едино скажу. Приидоша от того же богохранимаго Костянтина-града 8 ко игумену Никону 9 32 писци иконнии, глаголюще сице: «Постави рядца 10 наша 11 , хощем ся тягати: нам показавше 12 церковь малу, ти тако урядившеся 13 пред многими послухи, си же церкы 14 велика велми; се ваше злато возмите, а мы идем ко Царюграду». Отвеща игумен: « 15 Какови беша 16 ряд деющеи 17 с вами?» Писци реша, подобие 18 явше 19 и 20 образ имени 21 Феодосиа и Антониа 22 . Рече игумен: «О чада, не можем вам явити тех, преже бо 10 лет отъидоша света сего, и суть непрестанно молящеся 23 за ны, и неотступно хранят сию церковь , и снабдят свои манастырь, и промышляют о живущих в нем».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Казанский, приводя полную редакцию Сказания, замечает: «Сличая приведенное нами сказание с сказанием летописи, не видим ли мы, что летописное служило для него основой? Самый язык сказания там, где оно отступает от летописного, есть уже позднейший. Мог ли Нестор называть Владимира самодержцем русския земли?» 261 . Вполне соглашаясь, что летописная редакция Сказания, да ещё Несторово Житие Феодосия Печерск. – дали литературную Форму распространенной редакции, мы, к сожалению, не можем воспользоваться последним доводом: « «самодрьжьцемъ вьсеи роусьски земли» называет князя Владимира Святославича ещё составитель Сказания о св. Борисе и Глебе 262 . Кассиан. II ред. Печерск. Патер. легла в основу: польского печатного издания 1635 г., рукописной редакции Иосифа Тризны, рукописной же редакции Каллистрата Холошевского и, наконец, печатных славянских изданий, начиная с 1661 года. 6. Польский Paterikon Сильвестра Коссова «Paterikon» 263 , составленный, по повелению и благословению митр. Петра Могилы , епископом Сильвестром Коссовым, – преследует двоякую цель: а) явить свету, отряхнувши пыль от хартий, веками сокрытый и погребенный в сокровищницах монастырских Патерик, т. е. жития святых отцов Печерских, и b) опровергнуть неосновательные возражения против святости и православия сих отцев, заградив таким образом уста тем, кто ведет непотребную борьбу с русскою церковью 264 . Собственно Печерский Патерик начинается Житием пр. Антония (стр. 17 и д.) 265 : это – распространенная редакция Сказания что ради прозвася Печерск. монаст. На стр. 24–54 Житие пр. Феодосия 266 : сюда входит Слово о перенесении мощей (стр. 50–52) и О поковании раки (52–4), но за то выделены в особые жития биографические сведения о Стефане (57–8), Дамиане (68–9), Варлааме (71–5) и Никоне (76–8). За Житием пр. Феодосия следует Слово о создании цер. Печерск. (стр. 58 и д.: «О zbudowaniu Cerkwie Nawietszey Panny Pieczarskiey»), но без Чуда о Иоанне и Сергии, помещенного особо. Далее – Слово о первых черноризцах Печерск.: Дамиане (68–9), Матфее (70 –1) 267 268 ) и Иеремии (71).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Источниками для изучения предполагаемой Несторовой Летописи служат – Повесть врем. лет и Печерский Патерик. В повести вр. л. Сказание читается под 1051 годом 79 , Слово о первых черноризцах Печерских – под 1074, а о перенесении мощей – под 1091-м. Что касается Печерск. Патерика, то в (первоначальной) основной его редакции, как увидим после, читается одна только летописная статья – Слово о первых черноризцах Печерских, в том виде, в каком она сохранилась и в Повести вр. л. Сказания о начале Печерск. монастыре нет и в некоторых списках Арсениевской редакции Патерика, напр. Берсеньевском 80 и Казанск. дух. Академии 81 ; за то в других 82 оно читается с тою особенностью, что в тексте, как мы уже упоминали, нет слов «к нему же и аз придох».., после: « же живущу в монастыри... и всякого приходящааго к немоу»... Не целиком вошло в эту редакцию Патерика и Слово о первых черноризцах Печерск.: в одних рукописях 83 находим рассказ о Дамиане и Иеремии, а в других – только о Дамиане 84 . Наибольший интерес при изучении Несторовой Летописи представляют Кассиановския редакции Печерск. Патерика: первая и вторая. Последняя имеет целый ряд характерных особенностей и по сравнению с первой. Она же легла в основу всех позднейших изводов Печерск. Патерика: Иосифа Тризны 85 , Каллистрата Холошевского 86 , Сильвестра Коссова и славянских печатных изданий. Не много исторически–достоверных сведений имеется и о св. Симоне 87 . Постриженник Киево–Печерской обители, он был сначала игуменом Владимирского Рождество–Богородицкого монастыря 88 и духовником великой княгини, супруги Всеволода Юрьевича 89 , а потом – епископом Владимирским и Суздальским. Заняв великокняжеский престол, Юрий Всеволодович не пожелал быть в церковной зависимости от Ростова 90 – и в 1214 г. «посла Симона игумена от Рожества пречистыя Богородицы в Киев к Матфею Митрополиту Киевскому и всеа Русси ставитися в епископы в Суздаль и в Володимерь, и поставлен бысть в Суздаль и в Володимерь в епископы» 91 . Через год начались княжеские междоусобия, кончившиеся тем, что Юрий вынужден был удалиться в «Радилов градец», уступив «великое княжение Володимерское и Ростовское» старшему брату Константину Всеволодовичу: помолившись в церкви Пресв. Богородицы и поклонившись праху отца, князь «вниде в суды с епископом Симоном, и со княгинею, и с детми своими, и с людми, и с малою дружиною своею, и пришел вниде в Радилов градец» 92 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Кроме вышеизложенного истолкования святыми отцами грехопадения прародителей, существует и прообразовательное его понимание. Так, древо познания добра и зла, послужившее падению человеков, прообразовало древо Креста, послужившее их искуплению: «Для сего и Древо против древа и руки – против руки; руки, говорю, мужественно простертые, против руки, простертой невоздержанием. Для сего вознесение (на Крест) – против падения, желчь – против сладости, смерть – против смерти, Воскресение – для воскресения» 52 . Падение происходит через жену, так и спасение приходит через Богородицу, называемую в богослужебных текстах Второй Евой. Первая Ева обольщена речью падшего ангела, Вторая Ева принимает слова архангельского благовестил. «Таково таинство закона: первый человек... пал по совету жены: Второй, рождшийся от Девы, восставил падшего. Зло – от жены, и благо – от Жены. Евою мы преданы рабству, чрез Марию освобождены. Ева подвергла нас осуждению чрез плод древа, Мария избавила нас даром Древа, ибо Христос повешен на Древе, как плод. Евою низведены до земли, Мариею возводимся к Небу. Древом мы умерли, Древом ожили. Древо открыло нашу наготу, Древо же покрыло нас листвием всепрощения. Древо породило терния и волчцы, Древо произвело упование и спасение» 53 . Падение человеков происходит в саду – Эдемском, так и начало искуплению положено в саду – Гефсиманском. «В саду началось страдание Христово, ибо в раю пал Адам. Христос вкушает желчь, дабы уврачевать сладость горького удовольствия Адамова. Поражается копьем в ребра, дабы исцелить ребро Адама» 54 . В шестом часу дня происходит падение людей, в шестой час Христос приходит на источник «Евин уловити плод: Ева бо в той изыде из рая прелестию змиевою» 55 , в шестой же день и час Он на Кресте искупает грехи человеков 56 . Суммируя все вышеизложенные святоотеческие высказывания о прообразовательном значении истории грехопадения прародителей, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Чем победил человека диавол, тем же преодолел его Христос; взяв его же орудия, Он ими и победил его... Дева, древо и смерть были знаками нашего поражения: девою была Ева, так как тогда она еще не познала мужа; древом было древо рая; смертью было наказание Адама. Но вот, опять Дева, Древо и смерть, – эти знаки поражения сделались знаками победы. Вместо Евы – Мария; вместо древа познания добра и зла – древо Креста; вместо смерти Адамовой – смерть Христова. Видишь ли, что чем победил диавол, тем и сам побеждается? Чрез древо поразил диавол Адама; чрез Крест преодолел диавола Христос; то древо низвергло в ад, это же Древо и отшедших извлекло оттуда. И опять, то древо укрыло пленника обнаженного, это же Древо с высоты открыло всем Победителя обнаженного. Также и смерть: на ту смерть осуждались те, кто будут жить после нее, эта же смерть воскресила и тех, кто жил прежде нее» 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Несколько раньше иеромонах Иоасаф 107 время епископства того же Симона отнес к 1160–1172 гг. На XII век падает время жизни св. Симона и по «Описанию иконописи Киево–Печерск. Лавры», начала XVIII в.: здесь об адресате Симонова Послания, Поликарпе, замечено: «в старости глубоцей 1182, июля в 20 д., преставился» 108 . Разбор и опровержение всех этих свидетельств и соображений о жизни Симона в XII в. – у пр. Филарета 109 , В. Яковлева 110 и прот. М. Хераскова 111 . Позднейшие исследователи Владимирских святынь – прот. Виноградов 112 , А. Титов 113 , архиеп. Димитрий 114 и архиеп. Сергий 115 – доказывают, что было два Симона: один жил в XII в., а другой, списатель Печерск. Патерика, управлял Владимирской епископией с 1214 по 1226 г.; мощи первого почивают в Киевских пещерах, а второго – во Владимирском кафедральном Соборе, как можно видеть из древней надписи над гробницей: «мощи преосвященного Симона, епископа Владимирского, преставися в лето 6735 в 22 день мая». Против такого различения говорит жизнеописание Симона в Печерск. Патерике Тризны 116 и в печатных славянских изданиях 117 , откуда оно заимствовано в Четьи–Минеи св. Димитрия Ростовского , – и церковная Служба. В Службе он прославляется как « преподобныхъ оцъ Печерскихъ списатель извстный»: « добр написавъ на скрижалхъ срца твоег добродтели оцъ Печерскихъ, не скрылъ си тхъ под спудомъ молвы, оче, но движимь, весь оумъ свой братилъ еси оныхъ на ползу, инемъ написати»; или: « Аки размна пчела мысленны цвты, прп бныхъ собравъ, подалъ еси та, аки сотъ по теб живущымъ»... 118 С именем св. Симона в Печерск. Патерик вошло Слово о создании церкви Печерской и Послание к Поликарпу, черноризцу Печерского монастыря. Первое произведение было составлено не раньше 1222 г. 119 : в конце рассказа « писцевъ црквны къ игоуменоу Никону прграда» Симон говорит о построении кн. Владимиром Мономахом церкви в Ростове, а сыном его Юрием – в Суздале, « по бразу тоа цркви бгознаменныа», и при этом добавляет: « же по лте вс та распадошас же бца въ вкы пребывает»... 120 По свидетельству Лаврент. летоп. 121 , « в лето 6730 великый князь Георги заложи церковъ каменьну святыя Богородица в Суждали, на первмь мсте, раздрушивъ старое зданье, понеже учала б рушитися старостью, и верхъ ея впалъ б»... Правда, построение этой разрушившейся церкви приписывается здесь прадеду князя, а не отцу, но сообщение Симона заслуживает большего вероятия, чем летописное: кому и знать отчётливо историю местных святынь, как не местному епископу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

Кондак 10 Спасти хотя мир, длани Своя пречистыя Христос на древо вознесе, и древо преслушания заменися Древом Сыновняго Богу Отцу послушания. Рука невоздержания низверже Адама, руками Богочеловека, на Кресте распростертыми, Отец Небесный соединяет Своею любовию все концы мира. Темже и мы торжественно взываем победную песнь: Аллилуиа. Икос 10 Стена еси, ограждающая нас от всех бед и напастей, Кресте Всечестный, цельбоносный источниче спасения всем языком, осеняющий всех святым твоим знамением во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сего ради с веселием взываем: Радуйся, Честный Кресте Христов, Кровию Богочеловека обагренный./Радуйся, Честный Кресте Христов, цветами райскими благоухающий./Радуйся, Честный Кресте Христов, лучами веры нас озаряющий./Радуйся, Честный Кресте Христов, лучами надежды нас подкрепляющий./Радуйся, Честный Кресте Христов, лучами любви нас согревающий./Радуйся, Честное Древо, на немже совершися таинство всемирнаго искупления. Кондак 11 Пение похвальное приносим ти, Божественное Животворящее Древо Креста Господня, верных осеняющее и всех нас ограждающее от всякаго врага и супостата. Сего убо ради вопием песнь: Аллилуиа. Икос 11 Поюще твоя чудеса, всесильный Кресте Христов, с верою и благодарением преклоняем колена сердца нашего, со слезами лобызаем святыя нозе Страдальца, покланяемся Отрастем Христовым и тако вопием: Радуйся, Честное Древо, скипетре царей христианских./Радуйся, Честное Древо, державо всей вселенной./Радуйся, Честное Древо, основание благочестия./Радуйся, Честное Древо, водам освящение./Радуйся, Честное Древо, полям и садам плодоносие./Радуйся, Честное Древо, на немже совершися таинство всемирнаго искупления. Кондак 12 Благодать Твою всесильную, Господи, являет нам Древо Треблаженное, той бо осияет ум наш, вразумляет и научает пети непрестанно победную песнь: Аллилуиа. Икос 12 На гору Голгофскую водружен бысть Крест Честный, и Ты, Создателю мира, вознесен был еси на нем, яко в позор мирови. Мы же, вернии, лобызаем пречистыя язвы Твоя, покланяемся Честному Кресту Твоему, сице взывающе: Радуйся, Честный Кресте Христов, предназначенный Богом для Таинства искупления./Радуйся, Честный Кресте Христов, яко ты еси радостное знамение нашего спасения./Радуйся, Честный Кресте Христов, знамение нашего свобождения./Радуйся, Честный Кресте Христов, страстей наших умерщвление./Радуйся, Честный Кресте Христов, совести нашея успокоение./Радуйся, Честное Древо, на немже совершися таинство всемирнаго искупления.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=119...

О древе жизни, как о «древе здравия» пишет блаж. Августин: «Прибавлю еще и то, что, хотя это дерево и представляло телесную пищу, и пищу такую, которая делала тело человека постоянно здоровым, не как от всякой другой пищи, а в силу некоторого сокровенного вдохновения здоровья... Бог, посредством пищи от некоего дерева, благодаря его особенному значению, давал человеку возможность, чтобы его тело не испытывало как в здоровье, так и в возрасте изменения в худшую сторону, или, чтобы даже и не умирало» 193 . Итак, древо жизни – для приобщения полноты вечной жизни в Боге. Мидраш говорит, «что Древо жизни обнимает собою всю жизнь, есть символ жизни, как таковой, и полное выражение движущего стремления ее ко благу». Благодатные плоды древа жизни не просто питают, но исцеляют больных и позволяют жить вечно ( Быт. 3:22 ). Древо жизни было посреди сада. Св. Филарет Московский : Древо жизни «было между древами райскими то, что человек между животными, что солнце между планетами. Плоды райских древ служили для питания: плод древа жизни – для здравия. Те могли восполнять в теле недостаток, производимый движениями; а сей, приводя его силы в одинаковое всегда равновесие, сохранял в нем способность жить вовек ( Быт. 3:22 ) " 194 . Согрешивший человек лишен плодов древа жизни. Христос-Мессия принес Царство. В Его Царстве во святой Церкви, посреди, плодоносит древо крестное, древо животворящее, древо жизни. Плод животворящего крестного древа – Плоть и Кровь Христа, принимаемые во здравие души и тела, дарующие жизнь вечную в живом Боге. В Новом Небесном Иерусалиме среди улицы его... древо жизни, двенадцать (раз) приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов ( Откр.22:2 ). Так, это таинственное древо (жизни) является в начале, середине и завершении домостроительства нашего спасения. Второе древодрево познания добра и зла. Это древо – поистине камень преткновения для взыскующего человеческого ума. Почему Бог насадил его? Что оно такое? Почему? почему? – ищет ум, а совесть согрешившего бьется в груди, как птица, заключенная в клетку...

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Дева, древо и смерть были знаками нашего поражения; девой была Ева, потому что она еще не познала мужа, когда подверглась искушению; древом было древо познания добра и зла; смертью было наказание Адаму. Видишь ли, как дева, древо и смерть были знаками нашего поражения? Посмотри же, как потом они же сделались орудиями победы. Вместо Евы – Мария, вместо древа познания добра и зла – Древо Креста, вместо смерти Адама – Смерть Господа. Видишь ли, что чем дьявол победил, тем же он и побежден? Древом победил Адама дьявол, Крестом поразил дьявола Христос. То древо низринуло человека во ад, а это Древо, Древо Креста, и низринутых туда опять извлекло из ада; то заставило пораженного скрыться, как пленного и нагого, а это показало всем Победителя обнаженно пригвожденным на высоте ко Кресту. Та смерть подвергла осуждению всех живущих и после Адама, а Смерть Христа поистине воскресила всех, живших и прежде Него… Чрез смерть мы сделались бессмертными, по падении восстали, после поражения стали победителями. Таковы действия Креста; они – величайшее доказательство Воскресения…» Вместе с тем святитель Филарет Московский все же сравнивает напрямую Древо Креста с древом познания добра и зла: ведь Крест для распятого и умершего на нем Господа стал «Древом смерти» – подобно тому как райское древо познания добра и зла сделалось некогда «древом смерти» для ветхого Адама. Однако благодаря тому, что на этом Господнем «Древе смерти» восторжествовало спасение и Жизнь победила Собой смерть, Древо Креста подлинно оказалось для всех нас самым настоящим «Древом жизни». Потому, по убеждению святителя Филарета, ветхозаветным прообразом Креста может отныне считаться уже совсем иное райское древоДрево жизни. Святитель Филарет говорит о такой удивительной смене ветхозаветных прообразов Креста – от губительного и смертоносного древа познания добра и зла к Древу жизни – в «Слове на Великий Пяток», произнесенном в 1813 году: «Прежде, нежели вочеловечившийся Сын Божий воспринял и понес Крест Свой, этот Крест принадлежал человекам.

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010