Без индивидуальных особенностей, в монашеском клобуке И. изображен 1-м от центра в 5-м ряду на гравюре 1-й четв. XIX в. (РГБ; по иконографии близка к листу 1513 г. из собрания Д. А. Ровинского - Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 624), на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ). В виде старца с седой бородой до груди и с куколем на плечах И. представлен на палехской иконе 1-й пол. XIX в. (частное собрание; Святые образы. С. 387). Надпись: «      ». На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) И. изображен средовеком с непокрытой головой, оплечно, в 5-м ряду 1-м от центра, лицо индивидуализировано. И. включен в группу подвижников Дальних пещер XIV в. в стенописи галереи русских святых в Почаевской Успенской лавре (живопись в академическом стиле кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Образ И. помещен на иконе 2-й пол. XIX в. из ТСЛ (ПЦК на 1988 г. М., 1987. Вкл.); на большом эмалевом образке из Нововалаамского монастыря в Финляндии (3-я четв. XIX в.); на иконе из ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария (посл. четв. XIX в.). На иконе из собрания В. А. Бондаренко («И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. изображение преподобного (в виде старца, в клобуке, с небольшой седой бородой) находится в левой части иконы (за прп. Антонием) в 5-м ряду 1-м от центра. Полуфигура И. с покрытой головой, в схимническом облачении, со свитком в руке помещена в 3-м ряду 1-м справа на мстёрской иконе посл. четв. XIX в. (частное собрание; см.: Все остается людям: Рус. иконопись XVII-XX вв. из собр. В. Бондаренко: Кат. выст. М., 2010. С. 220-221). На большой иконе «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере преподобного Феодосия» 1890 г. работы лаврской иконописной мастерской (расположена при нижнем входе в Дальние пещеры лавры) помещена полуфигура И.- средовека в куколе с небольшой бородой, левая рука в молении у груди.

http://pravenc.ru/text/578402.html

К. представлен на иконах «Собор Киево-Печерских святых» в правой группе чудотворцев Дальних пещер (за прп. Феодосием Киево-Печерским), в центре 5-го ряда, за прп. Павлом Послушливым, рядом с др. затворниками. Как правило, это оплечный образ святого вполоборота влево, в монашеском клобуке, с окладистой бородой с проседью. Так он написан на иконе 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117), на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ - Крючкова Т. А. Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ. М., 1991. С. 62. Кат. 28) - клобук высокий округлый, бороды не видно, надпись на нимбе: «пр(д) Kaciahъ затво:». Др. варианты изображения К. в том же месте композиции встречаются, напр., на палехской иконе 1-й пол. XIX в. из частного собрания (Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. статей: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87) - в островерхой схиме, с более узкой на конце и волнистой бородой, надпись: «    »; на эмалевом образе 3-й четв. XIX в. из Нововалаамского мон-ря (Финляндия) - борода седая округлая, средней величины; на иконе посл. четв. XIX в. из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария) - в образе средовека, с крупными чертами лица. Место полуфигуры К. на иконе могло меняться: в центре 4-го ряда правой группы на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР; святой наименован затворником); в левой группе чудотворцев в 6-м ряду 3-й слева - на иконе 2-й пол. XIX в. из частного собрания, надпись: «  » («И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. К. изображен также на иконах, выполненных в посл. четв. XIX в. в иконописных селах Владимирской губ. (СГХМ, ризница СДМ, частное собрание; см.: «Аз есмь Путь…»: Святыни путевые и паломнические: Кат. выст. Саратов, 2005. Кат. 45. Ил.; Всё остаётся людям: Рус. иконопись XVII-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Кат. выст. М., 2010. С. 220-221. Кат. 98), а также в иконописном среднике на 3-створчатом складне с резными праздниками на створках (ЦМиАР).

http://pravenc.ru/text/1681249.html

На киевской гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря» 1643-1676 гг. работы мастера Акима (монограмма «АК») (ДМКДУ), на близкой по иконографии иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ) погрудное изображение Е. помещено в цветке «древа» в правой части композиции. В «Акафистах», изданных в типографии лавры (К., 1693. Л. 212б), Е. с крестообразно сложенными на груди руками представлен в числе 8 преподобных Ближних пещер. На Печерской иконе Божией Матери со святыми Киево-Печерского патерика (1724) письма игум. Корнилия (Уланова) из Ризоположенского монастыря в Суздале (ГВСМЗ) Е. изображен в правой части среди святых Дальних пещер, в 6-м ряду слева, вместе с прп. Никоном Сухим, в виде средовека с небольшой округлой бородой, в коричневом клобуке, правая рука на груди, левая в молении; надпись на нимбе: «прп Ebcmpamiй». В составе композиции «Собор Киево-Печерских святых» Е. представлен, как правило, как средовек, в левой группе святых, за прп. Антонием Печерским, в ряду иноков, почивающих в Ближних пещерах. Его изображение помещено, напр., в 3-м ряду 5-м слева на гравюре кон. XVIII - нач. XIX в. (РГБ), 4-м слева на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ), 2-м слева на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ), 5-м слева на тонолитографии 1893 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ) - оглавно, без куколя, волосы на прямой пробор. На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) оплечный образ Е.- 3-й справа в 3-м ряду, с непокрытой головой, короткими прядями волос и маленькой округлой бородкой, черты лица индивидуализированы. На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание) святой с таким именем представлен дважды: в левой части композиции, за прп. Антонием, в верхнем ряду крайним справа - как средовек и в правой части, за прп. Феодосием, в 4-м ряду крайним справа - как старец в монашеском облачении и куколе (надпись: «Evcmpamiй»). В росписи 70-х гг. XIX в. интерьера храма Христа Спасителя образ Е. находился в числе 34 Киево-Печерских святых на лестнице, ведущей на хоры юж. части зап. крыла, в нижнем ряду (худож. К. А. Горбунов). В стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре он включен в группу подвижников XI в. (живопись в академическом стиле кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие», письма мон. Иулиании (Соколовой) кон. 20-х - нач. 30-х гг., нач. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ) фигура Е. расположена в нижней части композиции, в группе чудотворцев Ближних пещер, как и на совр. списках образа.

http://pravenc.ru/text/187511.html

Порталы храма выделены особыми сюжетными композициями. На южном написаны Антоний и Феодосий Печерские, в арке «Спас на убрусе» и «Не рыдай мене, мати», на северном Зосима и Савватий Соловецкие, на западном «Троица Ветхозаветная», Иоанн Дамаскин и Епифаний Кипрский, являвшийся тезоименитым святым строителя церкви Е.А. Светешникова. Алтарь соединен с основным кубом храма тремя широкими арками. В конхе центрального алтаря изображен «Великий вход», в своде «Бог Саваоф» и «Колесница Иезекииля», в апсиде в три ряда русские и вселенские святители в узорчатых фелонях и омофорах, в верхней части окна «Спас на убрусе». В конхе жертвенника «Христос в потире», в своде «Малый вход», в апсиде святители в два ряда. Среди них Филарет Милостивый, небесный патрон патриарха Московского Филарета Никитича, с которым Е.А. Светешников был хорошо знаком. На восточной стороне над жертвенником помещены «Страсти Христовы». В конхе диаконника размещены композиции «Похвала Богородицы», «Рождество» и «Успение», а также фигуры святителей в медальонах. На восточной стене над диаконником - «Сошествие во ад». В северном, Благовещенском приделе, служившем домовой церковью храмоздателя Е.А. Светешникова, иллюстрированы сцены из жизни Богородицы, в т. ч. и апокрифические(например, «Вознесение Богородицы»). Крупные композиции богородичного цикла размещены на стенах в духе традиции, без разделения на отдельные ярусы. В нишах придела написаны святые князья-мученики. Паперть Благовещенского придела также украшена росписями. В ее своде композиция «Древо Иессеево», на восточной стене «София Премудрость Божия», на южной «Покров», Петр и Феврония Муромские, Макарий Унженский и Александр Свирский. На северной стене изображены святые Евфимий и Ефросиния Суздальские (святая, соименная жене заказчика), а также св. Сильвестр и Епифаний Кипрский. На западной и отчасти на северной стене в 10 сценах иллюстрировано афонское «Сказание о Дохиарском отроке», разоблачающее алчность и корыстолюбие монахов. Той же теме посвящена и роспись небольшой ризничной палатки, расположенной под колокольней. Роспись иллюстрирует «Лествицу райскую» игумена Синайского монастыря Иоанна Лествичника. Оба этих цикла напоминают о реальных событиях из жизни храмоздателя и связаны с длительной борьбой ярославского посада и Спасского монастыря вокруг отмены привилегий беломестцев.

http://sobory.ru/article/?object=00577

Самые ранние из известных изображений И., по-видимому, сохранились на миниатюрах из Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 111 об.- 114 об.). В «Повести об основании Печерского монастыря» И. посвящен развернутый цикл из 10 сюжетов: искушение И. 2 бесами, назвавшимися ангелами; поклонение И. бесу, явившемуся ему в образе Христа; бесовское игрище в келье И.; послушание И. в монастырской поварне; поимка ворона по желанию повара; беседа И. с игуменом; испытание в огненной печи; избавление И. от бесов с помощью крестного знамения; изгнание бесов в облике диких зверей; погребение И. игуменом прп. Иоанном и братией. На 3 первых миниатюрах, изображающих сцены Жития, в к-рых И. поддается бесовскому искушению, он показан без нимба. На ксилографиях мастера Илии , выполненных для издания Киево-Печерского патерика, И. представлен дважды: на одной из иллюстраций и на рамке к титульному листу (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661). Иллюстрация (Л. 147 об.; содержит подпись автора и дату создания - 1656) строится по схеме житийной иконы; в небольшом среднике на поземе с травами помещено ростовое фронтальное изображение святого в монашеских одеждах, с непокрытой головой. Он показан средовеком с небольшой клинообразной бородой, руки сложены на груди, на правой - длинные четки. Над изображением надпись: «      ». Вокруг помещено 6 сцен его Жития. С нек-рыми изменениями гравюра была повторена Леонтием Тарасевичем для издания патерика 1702 г. На рамке к титульному листу патерика 1661 г. помещена композиция «Родословное древо Киево-Печерского монастыря». В центре изображены преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские по сторонам Успенского собора Киево-Печерского мон-ря, из к-рого произрастает виноградная лоза, «процветшая» образами Печерских святых. Поясной образ И. в схимническом облачении помещен в одном из «цветков». Вариантами этой иконографии являются киевская гравюра 1643-1676 гг. работы мастера Акима (монограмма «АК») (ДМКДУ) и икона «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ). На иконе «Похвала Пресвятой Богородицы Печерских чудотворцев» 1688 г. из ц. Тихвинской иконы Божией Матери Рождественского мон-ря в Ростове (иконописец Бубнов; ГМЗРК) образ И. также помещен в левой части, в «цветке» древа.

http://pravenc.ru/text/674768.html

Серебряная рака с мощами прп. Евфросинии Полоцкой. Фотография 1910 г. Серебряная рака с мощами прп. Евфросинии Полоцкой. Фотография 1910 г. В 1915 г., когда нем. войска приближались к Полоцку, мощи Е. в числе др. святынь были эвакуированы в Ростов и помещены в Авраамиевом ростовском в честь Богоявления монастыре . В апр. 1920 г. мощи Е. подверглись вскрытию (см. Вскрытие мощей ), но вскоре насельницам обители удалось вернуть святыню в Полоцк. 13 мая 1922 г. гробница Е. была вскрыта в Спасо-Евфросиниевом мон-ре, раку власти реквизировали, впосл. она была утрачена. Мощи преподобной были отправлены на атеистическую выставку в Москву, оттуда - в краеведческий музей Витебска. В 1924 г. Спасо-Евфросиниев мон-рь был закрыт, его здания переданы военным. В 1941 г., во время нем. оккупации, верующие витебчане перенесли мощи преподобной в витебскую Покровскую ц., 23 окт. 1943 г. они вернулись в полоцкую Спасо-Евфросиниеву обитель, в к-рой возобновилась монашеская жизнь. В 1960 г. монастырь вновь закрыли, мощи Е. находились на попечении приходской общины, созданной при монастырских храмах, до открытия обители в 1990 г. В 2003 г. началось изготовление новой серебряной раки для мощей Е. (мастер Кузьмич) по образцу утраченной. 3 июня 2007 г. по благословению архиеп. Полоцкого и Глубокского Феодосия (Бильченко) в Крестовоздвиженском соборе Спасо-Евфросиниева мон-ря было совершено частичное переоблачение мощей Е., помещенных в новый кипарисовый гроб (полное переоблачение св. останков совершалось в 2006). 5 июня 2007 г. митр. Минский и всея Белоруссии Филарет (Вахромеев) освятил в Крестовоздвиженском соборе новую раку, в к-рой упокоились мощи Е. Гроб с частицей мощей святой находится в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Б. М. Клосс, А. А. Турилов Почитание Е. началось, по-видимому, вскоре после кончины преподобной: в кон. XII - нач. XIII в. Стихира Е. (точнее, «всечестней Еуфросине»), характеризуемой как «осеняющее древо и некопаное корение Русьстей земли», содержится в Стихираре кон. XII - нач. XIII в. РНБ. Соф. 96. Вариант ее (с указанием «Полоцка града») включен во все известные списки службы преподобной. Полная служба Е. встречается в рукописях гораздо реже, чем пространное Житие, она известна в ряде списков XVI-XVII вв., старший из к-рых, как установил Клосс, находится в сборнике нач. XVI в. (ГИМ. Епарх. 406). В ряде списков (напр., ГИМ. Син. 677. Л. 654) в заглавии имеется указание: «творение кир, имеяй разум да разумеет», однако акростих по тропарям не читается ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2. С. 185).

http://pravenc.ru/text/187879.html

И. В. Жиленко, А. В. Назаренко Иконография Наиболее раннее изображение Е., вероятно, помещено в Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 122) на миниатюре, посвященной обретению мощей прп. Феодосия Киево-Печерского (Радзивиловская летопись. СПб.; М., 1994. Т. 1: Факсим. воспроизв. рукописи. Л. 122; Т. 2: Текст, исслед., описание миниатюр. С. 347). Идентифицировать фигуру Е. в группе предстоящих лиц в монашеской одежде невозможно. На гравюре мастера Илии 1656 г., помещенной в издании Киево-Печерского патерика (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661), в среднике Е. изображен в саккосе и омофоре, с непокрытой головой, в левой руке - Евангелие. Композиция включает 3 сюжета: Е. передает книгу со Студийским уставом прп. Феодосию (левое клеймо); хиротонию святого во епископа (правое клеймо); в нижней части гравюры Е. в мантии и куколе, с посохом в руке, представлен идущим по дороге к стенам Царьграда (К-поля) («многажды Ефрем хождаше в путь в Цариград и паки возвращашеся в Печер[ский] ман[астырь]»). В подписи-виршах отмечено, что святой имел «в подвигах криле голубине» ( Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 626). На гравюре Леонтия Тарасевича к изданию Патерика 1702 г. Е. изображен в архиерейском облачении - мантии и омофоре, в митре и с жезлом в руке на фоне лаврского подворья, сюжеты передачи устава и поставления в епископы включены в общую композицию, внизу в клейме Е. представлен с сумой за плечами и посохом в руке на пути к Царьграду. На ранней киевской гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря» 1643-1676 гг. работы мастера Акима (монограмма «АК») (ДМКДУ, см.: Гончарук В. М., Кабанець П. Дереворит сер. XVII ст. «Родословне древо Киево-Печерського монастиря» як джерело з ucmopiï Печерськой kahohuзaцiï//Moruляhcьki читання, 1999. К., 2000. С. 56-63), на близкой по иконографии иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ) погрудное изображение Е. в святительском облачении (омофор, митра) помещено в цветке «древа» в левой части композиции ( Горстка А. Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича//ПКНО, 1999. М., 2000. С. 300-314; он же. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006. С. 130-131, 190. Кат. 67. Ил. 110-111).

http://pravenc.ru/text/182085.html

Илариона на иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в., УИХМ). На то, что в оригинальном замысле программы изображений на раме мог фигурировать образ Н. В., ближайшего последователя прп. Антония Великого, указывают не только отмеченные несоответствия, но и близость характерной иконографии этого Киево-Печерского игумена к изображению в медальоне. Сложение первоначальной композиции с изображением Собора Киево-Печерских святых связано с деятельностью мастеров-граверов монастырской типографии и подытоживает процесс «формальной канонизации» этих святых при митр. Петре (Могиле) (см.: Гончарук, Кабанець. 2000. С. 58). К подобного рода иконографическим разработкам относится уже упомянутая ксилография 1660 г. иером. Илии «Древо Киево-Печерского монастыря» с образами 12 святых для выходного листа КПП. В наиболее полном виде композиция включает образы подвижников, чье Житие вошло в КПП. Таково изображение на фронтисписе к «Пречестным Акафистам» (К., 1665) с композицией «Древо Киево-Печерского монастыря» с 38 образами святых, также работы иером. Илии. Иконописные повторения получила станковая гравюра вероятного ученика иером. Илии мастера Акима (монограмма «АК») (1643-1676, ДМКДУ): иконы 60-х гг. XVII в. из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ; см.: Горстка. 2006. Ил. 110) и 1686 г. из ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери Рождественского мон-ря в Ростове (ГМЗРК). Образ Н. В. представлен в правой части композиции; полуфигура (в развороте влево) помещена в чашу-соцветие на центральной лозе, овивающей справа Великую лаврскую церковь. Т. о., его изображение открывает ряд святых со стороны прп. Феодосия Киево-Печерского; руки протянуты в молении, борода недлинная, округлая, с проседью; облачение составляют ряса, мантия, схима, на голове - куколь. Иное иконографическое решение изображения всех преподобных отцов, «яже обретаются напечатаны в патерике киево-печерском», как следует из надписи внизу в среднике иконы «Богоматерь Печерская, с Киево-Печерскими святыми», было предложено иконописцем игум.

http://pravenc.ru/text/2577567.html

(с гравюрами мастера Илии), 1702 г. (гравер Л. Тарасевич ), где имеются изображения принесения Симоном варягом пояса и венца к преподобным А. и Феодосию, успения А., а также сюжетов из «Повествования о создании Великой Печерской церкви»: явление Богородицы, А. и прп. Феодосия «мулярам» во Влахернах, приход зодчих с иконой Успения Богородицы к А. и прп. Феодосию в Киев, чудо указания места основания церкви огненным столпом, выпадением росы, явлением Господа А. В изданиях Киево-Печерской типографии (с 1616), по мнению А. А. Гусевой, образы А. и Феодосия Печерских являлись своеобразной «издательской маркой» ( Гусева. С. 426), их изображения обладают большой вариативностью и входят в состав сложных богословских и аллегорических композиций. Преподобные А. и Феодосий изображены по сторонам Успенской ц., рядом со входами в Ближние и Дальние пещеры ( Агапит, диак. Главизны. К., 1628). А. представлен в композиции «Древо Киево-Печерских святых» на фронтисписах работы гравера Илии к Киево-Печерскому патерику (К., 1661) и «Акафистам» (К., 1663), где изображены А. и прп. Феодосий, «насаждающие древо»,- Успенский собор. В ряде гравюр преподобные представлены по сторонам Богоматери или Ее икон: «Печерская (Свенская) икона Божией Матери с 2 ангелами за престолом» (Акафисты. К., 1636); заставка «Икона Божией Матери «Знамение», с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием» (Триодь цветная. Львов, 1642) - А. без куколя; «Преподобные Антоний и Феодосий в молении перед иконой Божией Матери Одигитрия», гравюра Дионисия Сенкевича (Октоих. Чернигов, 1682); «Икона Успения Богородицы с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием и парящими ангелами» (Беседы на 14 посланий ап. Павла свт. Иоанна Златоуста. К., 1623); заставка «Богоматерь с Младенцем, с поясными изображениями по сторонам преподобных Антония и Феодосия» работы мастера Илии (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661). Имеются также единоличные изображения святого: в Минее праздничной (К., 1619) - в рост, с развернутым свитком в обеих руках; в «Трубах словес проповедных» Лазаря (Барановича) , архиеп.

http://pravenc.ru/text/115866.html

Аллегорическая композиция «Древо Киево-Печерских святых» восходит к ранней киевской гравюре 1643-1676 гг. работы мастера Акима (монограмма «АК») (ДМКДУ; см.: Гончарук В. М., Кабанець . П. Дереворит сер. XVII ст. «Родословне древо монастиря» як джерело з ucmopiï Печерськоï kahohiзaцiï//Moruляhcьki читання, 1999/HKNIKЗ. К., 2000. С. 56-64), а также к гравюре на титульном листе Патерика 1661 г. (руки М. У. сложены крестообразно на груди). На угличской иконе 60-х гг. XVII в. (УИХМ; см.: Горстка А. Н. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006. С. 130-131, 190. Кат. 67. Ил. 110, 111) полуфигура М. У. помещена в чашечке цветка, проросшего справа из клейма «Воздвижение Креста, с русскими святыми». Святой в округлом куколе, в правой руке свиток, левая ладонью повернута к зрителю. В этой композиции М. У. единственный из изображенных на лозе святых написан фронтально, а не вполоборота к центру. Похожая иконная композиция с меньшим числом преподобных - «Похвала Пресвятой Богородицы Печерских чудотворцев» - происходит из Богородице-Рождественского мон-ря в Ростове (1688, иконописец Бубнов, ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого/ГМЗРК. М., 2006. С. 310-311. Кат. 88). На ней М. У. представлен в левой части лозы вполоборота к центру, в клобуке, со свитком в левой руке. Как правило, в рост, прямолично или в молитвенном предстоянии святого изображали в многофигурных композициях с избранными и киево-печерскими святыми. Так, справа 2-м от центра в 4-м ряду (обе руки на груди) он помещен на иконе «Богоматерь Печерская, с киевскими святыми» («яже обретаются напечатаны в патерике киевопечерском») письма Кирилла (игум. Корнилия) Уланова (1724, ГВСМЗ; см.: Иконы Владимира и Суздаля/ГВСМЗ. М., 20082. С. 528-533. Кат. 111; Подписные иконы XVII - нач. ХХ в. в собр. Владимиро-Суздальского музея-заповедника: Кат. Владимир, 2009. С. 62-63. Кат. 41; см. также: С. 33. Кат. 17). Вместе с основателями Киево-Печерского мон-ря и преподобными Алипием иконописцем, игум. Нестором (прп. Нестор Летописец?) и Иоанном Многострадальным М. У. с четками в левой руке показан в одном из клейм на раме 80-х гг. XVII в., исполненной в Оружейной палате Московского Кремля (из иконостаса над гробницей царевны Софии Алексеевны в Смоленском соборе Новодевичьего мон-ря, ГИМ, см.: Образы рус. святых в собр. Исторического музея/ГИМ; авт.-сост.: Л. П. Тарасенко. М., 2015. С. 152-155. Кат. 38). Вместе с др. самыми прославленными Печерскими преподобными образ М. У. помещен на овальной иконе (вероятно, кон. XVIII - нач. XIX в. под потемневшим покрытием) на раме образа прп. Антония Киево-Печерского в Ближних пещерах лавры. Вместе с преподобными Антонием, Феодосием, Алипием, Прохором и Марком Гробокопателем М. У. включен в состав предстоящих на Азовской иконе Божией Матери 1-й четв. XIX в. (ГИМ, см.: Там же. С. 412-419. Кат. 96).

http://pravenc.ru/text/2564012.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010