Наставшей же нощи татие онии трие приидоша. Григорий же тогда моляшеся в пещере. Они же заградиша отвне двери пещеры, идеже бе старец. И един от них, иже обешен (повешенным) быти наречеся, взлез на древо, нача восторгати яблоки: и се ветвь, еяже держашеся, отломися. Он же падеся, а стрегущии, оба устрашившеся, отбегоша; тогда падый, егда лете, другою ветвию похищен бысть и, не имея помощи, удавися. Григорий же, затворен сый, не можаше быти с братиею на утрени в церкви. Братия, убо изшедше из церкве, идоша видети вину небытия, необычного святому мужу тому: и се, видеша на древе человека висяща мертва, и ужасошася; поискавше же Григория, обретоша его в пещере затворена. Он же, изшед, повеле сняти висящего. Таже узре и другов его, со иными пришедших и назирающих мертвеца, и глаголя к ним: «Зрите, како окаянная ваша ложь в правду прииде: Бог поругаем не бывает ( Гал. 6:7 ). Аще бы мене не затворили, аз, пришед, помогл бы ему, дабы не умерл; но понеже враг вас научи хранити суетная и ложь, темже и милость свою оставили есте. Видевше же ругатели тии сбытие словес блаженного, падоша к ногам его, просяще прощения. Григорий же осуди их в работу Печерскому монастырю, да оттоле труждающеся, от пота лица своего снедят хлеб свой, и довольни будут напитати и прочиих от трудов своих. И тако и тии скончаша живот свой, работающе в Печерском монастыре с чады своими рабом Пресвятыя Богородицы и учеником преподобных отец наших Антония и Феодосия. «Аще не покаетеся, вси такожде погибнете!» ( Лк. 13:5 ). Эти грозные слова Господа невольно приходят на память, когда подумаешь о том, как мы прогневали Господа Бога своими грехами. Вразумлял Он нас неурожаем и голодом: не вразумились мы, не принесли покаяния. Теперь паки грядет на нас гнев Его праведный: явилась заразительная болезнь, называемая холерой, и, как лютый враг, беспощадно губит собратий наших, угрожая и каждому из нас: «аще не покаешися, такожде погибнеши!..» Покаемся же, возлюбленные; восплачем пред Господом о грехах и беззакониях наших, имже несть числа; сбросим с себя это тяжкое бремя; Он милосерд: если Он и наказует нас, то наказует только, как любящий Отец; потому и наказует, что любит нас, желает нам добра, желает спасения нашим грешным душам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Подобным образом фигура Е. расположена на др. иконах XIX в.: в среднике 3-створчатого складня (ЦМиАР, см.: Киево-Печерский патерик. С. 53. Кат. 88), на иконе-спилке над входом (лестницей) в Ближние пещеры лавры, на иконе из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария), на эмалевой иконе из Нововалаамского мон-ря (Финляндия). На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание) Е. в правой части 5-й справа, за прп. Феодосием, средовек в архиерейском облачении - в мантии, омофоре и митре, с Евангелием в руках (И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. На раскрашенных гравюрах 1-й трети XIX в. (ГЛМ, РГБ) Е.- крайний слева, на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ) - 3-й слева, на тонолитографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ) его оглавное изображение в митре и с жезлом в руках помещено во 2-м ряду 5-м слева. Свт. Ефрем Переяславский. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». Нач. 50-х гг. XX в. Иконописец мон. Иулинания (Соколова) (ризница ТСЛ) Свт. Ефрем Переяславский. Фрагмент иконы «Все святые, в земле Русской просиявшие». Нач. 50-х гг. XX в. Иконописец мон. Иулинания (Соколова) (ризница ТСЛ) Изображения Е. встречаются в академической монументальной живописи XIX в., в частности в группе подвижников XI в. в росписи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Образ Е. был включен в программу росписи 70-х гг. XIX в. придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя в Москве (худож. В. Д. Фартусов): он представлен в алтарной арке над иконостасом вместе с др. святым XI в.- прп. Ефремом Новоторжским ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 76). Изображение Е. введено в мозаичное убранство интерьера храма Воскресения Христова (Спас на Крови) в С.-Петербурге (1897-1907, М.

http://pravenc.ru/text/182085.html

Потрудиться для этого призвано настоящее Братство св. Нины, которая да укрепит его своими молитвами и своим примером. И да будет благословение Господне на Братстве и на всех нас! Слово в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших Сегодня праздник Всех святых, в земле Российской просиявших,– всех святых, которых возрастила Русская Церковь , Русская земля. Ныне праздник духовного неба над Россией. То небо широко простирается, начиная от святого князя Владимира и блаженной княгини Ольги. Они были как бы корни всех святых, в земле Российской просиявших. Возрос великий сонм, великое древо святости. Правда, еще и до великого князя Владимира были святые, праведные, просиявшие там, где ныне земля Русская. Те части, которые ныне составляют пределы России, еще и прежде того, как они вошли в состав земли Российской, просияли святыми угодниками Божиими. Херсонес хвалится семью епископами, еще в первые времена посещавшими тот край; также впоследствии Кирилл и Мефодий проповедовали там. В Херсонесе крестился великий князь Владимир, и вместе с мощами древнего священномученика Климента Римского он принес веру православную в Киев, положил там начало возрастанию Церкви Русской. Ныне мы и празднуем всех тех угодников Божиих – преподобных Антония и Феодосия и прочих многих чудотворцев Печерских, всех преподобных, в земле Российской просиявших, тех святителей, которые утверждали Православие, стяжали христианство земле Русской, которые утверждали в народе веру и благочестие, тех святых, которые притворились безумными, а в действительности были мудры и своими кажущимися смешными поступками сами смиряли свою гордость, учили детей преклоняться перед святостью и следовать Евангелию. Прославляем многих угодников Божиих, которые в разных концах просияли в земле Российской; тех страстотерпцев, которые терпеливо перенесли ниспосланные им страдания, и, наконец, тех мучеников, которые в малом чине просияли в древности, но сейчас обильно кровью своей полили все клочки земли Русской. Земля освятилась их кровью, воздух освятился от восхождения их душ. Небо над Русью освятилось тем ликом святых угодников Божиих, которые сияют над ней. Бесчисленное их множество.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Тропарь, глас 4: Тезоименит званию твоему,/яко многоплодное древо,/насажден сый во обители Божия Матере,/многая и чудная тщанием твоим исправления показавый,/мудре Поликарпе,/моли Христа Бога о нас,/яко да и мы, многия плоды добродетелей Ему принесше, спасемся. Кондак, глас 8: Яко преподобным Печерским совсельника/и житий их в себе делом и писанием изобразителя неложна,/вкупе же славы Небесныя с теми общника явльшагося,/приидите, вернии, песньми священными преподобнаго Поликарпа ублажим, зовуще:/радуйся, архимандритов Печерских похвало. Преподобный Поликарп, архимандрит Печерский жил в XII веке. Он принял монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре и в своей жизни усердно подражал подвигам основателей обители – преподобным Антонию и Феодосию. В 1164 году, после смерти игумена Акиндина I, святой Поликарп за свою рассудительность и добродетельную жизнь был единодушно избран братией настоятелем монастыря – архимандритом Печерским. Приняв начальство над великой Лаврой, святой Поликарп строго сохранял устав, положенный преподобным Феодосием. Он был искусным руководителем иноков в монашеском делании. Святая жизнь преподобного Поликарпа внушала к нему уважение не только монастырской братии, но и многих мирян, приходивших к нему для назидания. Особенную любовь к преподобному Поликарпу питал великий князь Киевский Ростислав Мстиславич (1158–167). Каждую субботу и воскресенье Великого поста он приглашал святого Поликарпа и двенадцать старцев обители к своей трапезе, чтобы послушать их богодухновенные беседы. Под влиянием преподобного Поликарпа великий князь укреплялся в благочестии. После кончины великого князя Ростислава в 1167 году преподобный Поликарп подвергся гонению со стороны митрополита Константина II (1167–1175) за то, что он, согласно Студийскому уставу X века, упразднял посты в среду и пятницу, если эти дни совпадали с Господскими праздниками. Спор о постах был в то время общим для Русской Церкви. Для решения этого вопроса был созван Собор, на котором мнения разделились, и преподобный Поликарп был заключен в темницу. В 1169 году князь Мстислав Андреевич взял Киев и отдал его на разграбление своим войскам. Киевляне, убежденные в невиновности святого Поликарпа, видели в разорении Киева наказание Божие за несправедливость митрополита в отношении к святому. Преподобный Поликарп был освобожден из заточения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Однако сам автор «Слова» настроен изложить свою «трудную повесть» в другом ключе-не столько в поэтическом, сколько в конкретно-историческом («по былинам сего времени»). Судя, однако, по тексту «Слова», ему эта задача не вполне удалась. В своем историческом повествовании он не остается простым протоколистом событий, но поднимается до высот настоящей поэзии, образы которой и сегодня восхищают читателя своей художественной силой и гуманистическим пафосом. Вспомним хотя бы знаменитый плач Ярославны или запоминающийся своей экспрессией и поэтической точностью лаконичный образ-реквием погибшим русичам: «Ту крававаго вина не доста, ту пир чаша храбрии Русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Рускую. Ничить [никнет] трава жалощами [от жалости], а древо с тугою [с тоскою] к земли преклонилось» (49). Коль скоро мы коснулись здесь художественно-поэтической образности «Слова» 139 , нельзя не подчеркнуть еще раз, что ее сила заключена в глубинной укорененности древнерусского эстетического сознания в природе, в ощущении той интимной и сокровенной связи с ней, о которой уже шла речь выше. Природа, представленная в «Слове» как живое, сопереживающее русичам существо, как бы провидит ход событий и предостерегает людей. «Игорь к Дону вой ведет. Уже бо беды его пасет птиць по дубию, влъци [волки] грозу въсрожат [накликают] по яругам, орли клектомъ на кости звери зовут, лисици брешут на чръленыя щиты. О Русская земле! Уже за шеломянем [за холмом] еси!» (46). Итак, независимо от того, в каком ключе изображал события сам автор «Слова», для нас здесь важно подчеркнуть, что он уже различал два способа, или метода, словесного изображения реальных событий и задумывался о том, какой из них выбрать для своей «повести». Не только для автора «Слова», но и для других книжников Киевской Руси авторская позиция, вопросы о том, что описывать и как писать, не были безразличными. Авторское самосознание начало проявлять себя на Р, уси буквально с первых книг. Игумен Даниил, например, хорошо сознает, что он описал свое путешествие «не хитро, но просто», и просит у читателя прощения за безыскусность, но он одновременно гордится тем, что описал все без ложных прикрас, а «как видел»: «Обаче аще и не мудро написах, но не ложно: яко же видех очима своима, тако и написах» (ПЛДР 2, 104). Гордость безыскусным, но неложным изображением событий, явлений и предметов присуща многим авторам историко-летописно[го] жанра. Уже с Нестора у русских книжников устанавливается чисто средневековая традиция самоуничижения, принижения своих знаний, умения, таланта и упования в своем творчестве на благодатную помощь свыше. Начиная «Житие Феодосия Печерского », Нестор пишет: «…понудих ся и на другое исповедание приити, еже выше моея силы, ему же и не бех достоинъ-груб сы и неразумичьн. К сим же яко и не бехъ учен некоеиждо хытрости…» (1, 304). Однако надежда на божественную помощь придает ему силы и уверенность в успешном завершении трудного дела (322).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Природа человеческая, по словам автора молитв, «прелестивая» – падкая до греха, – сам собою слепо отдается человек побуждениям плоти, по своей воле отдается греху, как безумный оставляет путь добродетели и делается рабом греха и плоти (стр. 38 и 50). Прямое последствие этого – полное извращение и растление его духовного и телесного организма: «на небо очима воззрети не смею (говорит он от лица человека): ибо тело злобою уязвих, – ни руки воздети на высоту: полне бо еста лихоимства, – ни устну отверзсти на молитву: яко злогласованием слепистася, – воздыхания несть во мне от величания, – сердце отягчих многоядением; душу омрачих немилосердием, тело ослабих леностию; нозе преткнув о камень сластолюбия; уши отверзох на слышание маловременныя похвалы; лицо безстудием повлекох, смрад дел моих обоняста ноздре мои, и весь бых, яко древо неплодно, или яко храм пуст, ему же на разорение вси поучаются, – тать же души моея крыется в гнезде сердца моего, ждый подобна (удобного) времени, видить бо мя не огражена молитвою и тщится малое имение веры моеа въсхитити» (стр. 62–63). Словом, человек растлен и запятнан грехом во всех своих членах: «нет места чистаго в нем, все скверна» (стр. 66). Его духовная энергия и нравственные силы надломлены и ослабели: «он борется со страстями, но побеждается ими», творит дела, какие сам же ненавидит (стр. 42), носит узы, знает их, но не в силах разрешить, знает грех , сознает необходимость покаяния и не может покаяться (стр. 43 и 46), он полный раб – раб греха (50 стр.), которым он окутан как пеленою (стр. 76), мрак окружает его и вечно он ходит во мраке (стр. 38). Что же после этого может представлять жизнь человеческая? Все в ней – ничтожество и пустота (стр·51), даже самая правда человеческая – одна лишь «тина злосмрадная» (стр. 61)... Такой безотрадный взгляд, заставляющий человека признать в глубине своей души, что он всецело – духовно и телесно – «нищ и убог» (стр. 91) – способен доводить до полного отчаяния. Гимнолог не скрывает этого. Дела человеческие, говорит он, таковы, что «если кто захочет вспомянуть их – весь погружается в бездну отчаяния» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

В данной композиции встречаются изменения в группах святых относительно их традиц. извода: напр., фигура М. оказывается смещенной на др. место. Не поддается объяснению кажущееся произвольным перемещение святых из соответствующих групп на иконе 2-й пол. XIX в. (Москва, частное собрание В. А. Бондаренко; см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. в результате чего полуфигура М. оказывается справа (4-й ряд, в центре, обращена к полю иконы), среди образов, к-рые должны соответствовать размещению преподобных Дальних пещер. Изменения, но в пределах своей группы святых, коснулись образа М., напр., на раскрашенной литографии 1883 г. московской мастерской А. Абрамова (ГРМ; см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169), он предпоследний во 2-м ряду и на хромолитографии 1903 г. московской мастерской И. Д. Сытина (ц. вмц. Варвары в Казани). Прп. Марк Гробокопатель. Роспись ц. преподобных Антония и Феодосия Печерских Киево-Печерской лавры. 1903 г. Худож. И. С. Ижакевич Прп. Марк Гробокопатель. Роспись ц. преподобных Антония и Феодосия Печерских Киево-Печерской лавры. 1903 г. Худож. И. С. Ижакевич Над ракой со св. мощами М. в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры находится выполненный в нач. XXI в. единоличный образ святого, изображенного со скрещенными на груди руками. Этот образ заменил прежний, написанный в лаврской иконописной мастерской под рук. иером. Иринарха в 40-х гг. XIX в. (местонахождение неизв.): святой представлен в 3/4-ном повороте влево, в правой руке - черенок лопаты, левой указывает на орудие труда; борода средней длины, темно-каштановая; облачен в рясу, мантию, куколь на голове, высоко на груди - крупный крест. Там же, в крипте у раки с мощами Ф. и И., находится написанная по гравюре Тарасевича картина (сер. XIX в.) с изображением плачущего Ф. и явлением ему ангела с сосудом; в композицию слева включена фигура седобородого монаха с куколем на голове (игумен?, М.?).

http://pravenc.ru/text/2562276.html

30. Крест напрестольный-мощевик (?) Инв. М-5343 (123). 1664 год. Киев (?). Серебро; резьба, золочение. 29.5×14.7×1.1 см. Поступил 8.06.1941 из Казанского храма с. Стригина Муромского уезда. Описание. Крест семиконечный, прямолинейный, полый внутри. В средокрестии – круг с отходящими прорезными «языками пламени». Обе стороны и торцы сплошь гравированы. На лицевой пластине в центре – Распятие. На верхней перекладине – Саваоф на Престоле в позе «Оранта», по сторонам пара профильных херувимов и пара ликов ангелов (западной иконографии). На рукояти – Иоанн Предтеча в рост. Фигура Христа проработана с анатомическими подробностями; тщательно изображены торчащие гвозди. На голове Христа – терновый венец, чётко изображённый на фоне традиционного крещатого нимба. Крестное древо дано с проработкой текстуры. Фон заполнен элементами цветочного характера. Именующие надписи на лицевой пластине креста: ХЕРУВИМ ХЕРУВИМ; ГСДЬ САВАОФЪ; ХС; С IOAH КРСТЛ . Изображения и надписи на нижней пластине креста: На обороте в средокрестии – изображение Купятицкой Богоматери ( мр фу ). По трём сторонам креста-святыни в кругах даны поясные фигуры святых: Григория Богослова ( с ), апостола Луки ( етс лука ) и Андрея Первозванного ( андреи перво ); по сторонам у креста поясные изображения Бориса ( с ) и Глеба ( с глеб ), Флора ( смч флор ) и Лавра ( смч лавер ). На верхней перекладине – Иисус Христос Эммануил ( емануил ) с предстоящими архангелами ( ар михаи ар ); под ним – полуфигура Иоанна Богослова ( бгсло ): на среднем перекрестии – мученики Никита ( смч никит ), Прокопий ( смч ), Георгий Победоносен ( смч ), Димитрий Солунский ( смч ), Меркурий ( мч ), Феодор Тирон (?) ( смч феодор ). Под Купятицкой Богоматерью – Николай Чудотворец в рост ( сты ). На нижнем перекрестии – поясной Иоанн Дамаскин ( пр дамас ); под ним – равноапостольные святые Владимир ( ст в ) и Ольга ( ст ол ), предстоящие Иисусу Христу в облаках ( хс ). На нижнем конце рукояти – фигуры преподобных Феодосия [ п феодос (?)] и Антония ( прд ан ) Печерских (?), предстоящих Богоматери Знамение ( мр фу ). Все изображения заключены в обрамления из цветочных гирлянд.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Во 2-й пол. XIX в. возникла иконография «Собор святых жен, просиявших в Русской земле». На хромолитографии из ц. во имя ап. Иоанна Богослова подворья Леушинского мон-ря в С.-Петербурге представлено шествие св. жен (справа налево), во главе к-рого кнг. равноап. Ольга, за ней в числе других Е. Икона была обретена в 2002 г. в дер. Дмитриево Череповецкого р-на Вологодской обл. на берегу Рыбинского водохранилища, возможно происходит из Леушинского мон-ря (см.: Рус. жены-мироносицы: Обретение уникальной иконы//Леушино: Газ. 2004. 8(85). 25 апр. С. 1-2). Прп. Евфросиния Полоцкая. Икона. Нач. ХХ в. (частное собрание) Прп. Евфросиния Полоцкая. Икона. Нач. ХХ в. (частное собрание) Образ Е. неизменно вводился в композицию «Собор Киево-Печерских святых», к-рая со 2-й пол. XVIII в. получила большое распространение в иконописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (15 гравюр с этим сюжетом указаны Д. А. Ровинским - Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-633. 1505-1520; Т. 4. С. 761-763. 1505а, 1517). Обычно фигура Е. в клобуке, со сложенными на груди руками, с четками помещена крайней справа в 1-м ряду, в группе преподобных, мощи к-рых почивают в Дальних пещерах, напр. на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР); в иконописном среднике 2-й пол. XIX в. 3-створчатого складня (ЦМиАР); на ростовской финифти в форме овала сер. XIX в. (ЦМиАР, см.: Рус. эмаль XVII - нач. XIX в.: Из собр. музея им. Андрея Рублева. М., 1994. С. 127-129, 227-228. Ил. 160-162); на большой эмалевой иконе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии); на раскрашенном офорте 1-й четв. XIX в. (РГБ); на раскрашенной литографии 1883 г. из мастерской А. Абрамова в Москве (ГРМ, см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. [СПб.], 1997. С. 169); на тоновой литографии 1893 г. и хромолитографии 1894 г. издания Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ) и др. На хромолитографии 1890 г. В. Васильева (Москва) (РГБ) Е. представлена во 2-м ряду правой группы святых; аналогичная иконография на хромолитографии 1882 г. (мастерская Кона и Одерфельда в Ченстохове) (РГБ). На иконе 2-й пол. XIX в. из собрания В. А. Бондаренко («И по плодам узнается древо...»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. оплечный образ Е. в схиме находится в верхнем ряду правой группы 1-й от центра. На живописной иконе «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» (1890), выполненной в лаврской мастерской (находится при нижнем входе в Дальние пещеры), фигура Е. со сложенными на груди крестообразно руками помещена в 1-м ряду слева.

http://pravenc.ru/text/187879.html

Прп. Илия Муромец. Икона. 1992 г. Иконописец И. в. Сухов (ц. мучеников Гурия, Самона и Авива в Карачарове) Прп. Илия Муромец. Икона. 1992 г. Иконописец И. в. Сухов (ц. мучеников Гурия, Самона и Авива в Карачарове) И. М. представлен в композиции «Собор Киево-Печерских святых» в левой группе, за прп. Антонием Печерским, в ряду чудотворцев Ближних пещер. Наиболее ранней (кон. XVII - нач. XVIII в.) является гравюра на меди Иосифа Гочемского (монограмма I. g.; работал в тип. Почаевской Успенской лавры) из собрания Д. А. Ровинского (ГМИИ, см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 621-623), на которой святые предстоят образу Успения Богородицы, в центре изображен собор Киево-Печерской лавры. Изображение И. М. присутствует на повторениях данной гравюры, напр. В. Белецкого 1751 г., М. Нехорошевского XVIII в., И. Кончаковского 1771, 1774 гг., Г. Проценко 1821 г. и др. (РНБ, ГМИИ; известно более 15 гравюр и ряд литографий). Как правило, святой помещен в 4-м ряду 4-м слева, с непокрытой головой или в некоторых случаях в клобуке. Представлен средовеком или старцем с окладистой бородой, с волосами на прямой пробор, в надписи нередко именуется «Муромец» - гравюры (в т. ч. с раскраской), кон. XVIII - 1-й трети XIX в., тоновые и хромолитографии 1893 и 1894 гг. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ). На раскрашенной литографии А. Абрамова 1883 г. (ГРМ) И.- 3-й слева в 4-м ряду (Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169). Известны иконы, складни, эмали с изображением Собора Киево-Печерских святых XVIII-XIX вв., близкие по иконографии к эстампам. К ним относится, напр.: икона посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ - Иркутские иконы: Кат./Сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28) - И. без клобука, с проседью; образ 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) - с вьющимися русыми волосами и большой бородой; палехская икона 1-й пол. XIX в. (частное собрание); киевская икона XIX в. ( Хведченя. 2005. Вкл.); образ посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве). На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание, см.: «И по плодам узнается древо...»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. святой с именем Uлiя представлен в правой части (за прп. Феодосием, но рядом с др. подвижниками Ближних пещер) в 4-м ряду 2-м от центра, в клобуке, с русой бородой. Его образ имеется на большом эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский монастырь в Финляндии).

http://pravenc.ru/text/389413.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010