Преподобный Феодосий Печерский († 1074): «А живущие в иной вере: в католической, или мусульманской, или армянской, – не увидят жизни вечной. Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру. Хвалящий чужую веру – все равно что свою хулит… О язычниках и иноверцах Бог в этом веке печется, но в будущем они будут чужды вечных благ. Мы же, живущие в православной вере, и здесь получаем все блага от Бога, и в будущем веке спасет нас Господь наш Иисус Христос » 105 . Святитель Феофан Затворник († 1894) пишет, что Православная вера есть великое спасительное древо, корень которого на земле, а вершина на Небе, она и есть древо жизни, единая лоза истинная, если кто не пребудет на ней, не сможет творить достойных плодов ( Ин.15:4 ) 106 . В упомянутом здесь месте Евангелия Христос говорит, что такие ветви извергаются вон и засыхают, их собирают и бросают в огонь, и они сгорают ( Ин.15:6 ). Святой праведный Иоанн Кронштадтский († 1908) пишет: «Кто не родится водою и Духом, не может войти в Царствие Божие: магометане – не войдут, евреи – не войдут, идолопоклонники – не войдут, еретики – не войдут, сектанты – не войдут; блудники, прелюбодеи, лихоимцы, обидчики, пьяницы, тати – Царствия Божия не наследят» 107 . И еще: «Ну, уж и натворили папы в своей папской церкви разных фокусов, разных ложных догматов, ведущих к фальши и в вере и в жизни. Это вполне еретическая церковь » 108 . И еще: «О недостаточности ко спасению и лживости протестантства и реформатства, как особенных вероисповеданий, и говорить не стоит: там все извращено, весь строй веры и богослужения. А что сказать о магометанстве, иудействе и язычестве? Это не веры, а изуверства, не истина, а сатанинская ложь пагубная. О, как должны мы, православные, дорожить своею верою и твердо жить по ней и спасаться» 109 . Святитель Николай Сербский († 1956) комментирует первую приведенную в данной главе цитату священномученика Киприана Карфагенского : «Ты хотел бы видеть Бога Отцом всех людей без исключения. Действительно, Господь – Творец всех людей. Действительно, Он хочет быть Отцом всех, но правда и то, что неверующие Его своим Отцом не считают… поскольку сыновство приобретается в крещении, покаянии и во всем, что преподает и чему учит Церковь Божия, то “кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец”. Такому Бог – Создатель, Господин и Судия, а не Отец…» 110 . И еще святитель Николай Сербский пишет: «В церковных молитвах часто звучит моление о вере непостыдной и любви нелицемерной. Существует вера постыдная, которой постыдятся еретики и сектанты и на земле, и на Суде Божием. А вера православная – вера непостыдная» 111 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

XV в.: с образом Божией Матери «Неопалимая Купина» из Кириллова Белозерского мон-ря (ГРМ); «Успение Богородицы» из владимирского Княгинина мон-ря (ГТГ); «Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому» московской работы (ГММК) - везде по пояс, с непокрытой головой, со свитком в руке; на обороте двусторонней шитой пелены «София Премудрость Божия - свт. Николай Чудотворец, вмч. Никита, преподобные Антоний и Феодосий Печерские», 2-я пол. XVI в., происходящей из ц. вмч. Никиты в Новгороде, где был придел во имя А. (ГРМ),- фронтально, в рост, в куколе. Так же А. представлен на обороте новгородской таблетки «Распятие Христово - сщмч. Антипа, еп. Пергамский, преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские», 2-я пол. XV в. (ГТГ); на псковском походном иконостасе, 3-я четв. XVI в. (ТКГ),- в нижнем ряду, в числе преподобных; на укр. иконе «Ангел-хранитель с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими», 1-я пол. XIX в. (НКПикз); в клейме на офорте «Вид Эсфигменской обители на Афоне», 1847 г. (Гос. лит. музей. Москва) и др. К единоличным изображениям А. относится шитый покров нач. XVI в. (ГРМ), изготовленный для Киево-Печерского мон-ря и вложенный в 1586 г. в Кириллов Белозерский мон-рь московским приказным дьяком Львом Вокшариным: куколь выполнен светлым шелком, преподобный благословляет двуперстно и держит в левой руке развернутый свиток с текстом, аналогичным надписи на Печерской иконе. Образ преподобного имеется на иконе 1-й пол. XVI в. (ГТГ) - по пояс; на иконе нач. XX в. (ГЭ), выполненной М. И. Дикарёвым ,- на фоне пейзажа с Успенским собором и колокольней, в рост, с развернутым свитком в руке; помещен в минейных циклах на май, напр., на вологодской иконе кон. XVI в. (ВГИАХМЗ) из ц. во имя прп. Димитрия Прилуцкого, на ростовской эмалевой иконе кон. XVIII в. (ГМИР). В композиции «Древо Киево-Печерских святых»: на иконе 60-х гг. XVII в. (УИХМ); на створке панагии архим. Иосифа (Тризны) 1655 г. работы киевского серебряника и гравера Феодора (ГРМ); на окладе Евангелия 1701 г. (НКПикз) - А.

http://pravenc.ru/text/115866.html

представлен, как правило, в левой группе чудотворцев, за прп. Антонием Киево-Печерским, среди иноков, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах, крайним слева в 5-м ряду. Изображается старцем или средовеком в монашеском облачении, куколе: на иконе 2-й пол. XVIII в. (НКПИКЗ), на иконе посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ), на иконе кон. XVIII в. (собрание банка «Интеза», Палаццо Леони Монтанари, Виченца, Италия; см.: Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев»: Тема почитания икон в искусстве Средневек. Руси. М., 2007. С. 321), на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР), на эмалевом образе 3-й четв. XIX в. из Нововалаамского мон-ря (Финляндия), на иконе посл. четв. XIX в. из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария). На иконе 2-й пол. XIX в. из частного собрания И. в правой части иконы, за прп. Феодосием Киево-Печерским, крайний справа в 4-м ряду («И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. Примеры изображений И. в тиражной графике - гравюра на меди В. Белецкого (1751, РГБ), раскрашенные гравюры 1-й четв. и 1-й трети XIX в. (РГБ, ГЛМ), раскрашенная литография мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ); тонолитография 1893 г. и хромолитография 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ), хромолитографии кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра). Облик И. чаще всего не индивидуализирован. В академической монументальной живописи XIX в. И. включен в группу подвижников XI в. в стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре (живопись в акад. стиле кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010), а также в число 34 Киево-Печерских святых в росписи 70-х гг. XIX в. юж. части зап. крыла храма Христа Спасителя в Москве худож. К. А. Горбунова ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996. С. 86). Изображение И. в трапезной части ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских Киево-Печерской лавры (нач.

http://pravenc.ru/text/674768.html

Благо, что у меня имелась другая тетрадка того же содержания. Богу нашему слава, Ему же честь и держава во веки. Аминь. Извлечение из келейных записок послушника Саввы Буренко Приложение к автобиографии игумена Мануила После мученической кончины присного ученика и послушника игумена Мануила, брата Саввы Буренко, сохранились две тетрадки черновых его записок. В эти тетрадки заносилось покойным для памяти все, что в той или иной степени останавливало его внимание; главным же предметом этого внимания для почившего был все тот же руководитель его, наставник и отец, духом своим его породивший, о. игумен Мануил. От плод познаете их, — глаголет Господь. По Савве-послушнику познаем и его «авву»: всяко бо древо доброе плоды добры творит ( Мф. 7:16-20 ). В тетрадке 1й, на первых ее страницах списано рукою брата Саввы себе в назидание письмо игумена Мануила к неизвестным рабам Божиим Платониде и Марии. В нем написано следующее: «Христос посреде нас. Боголюбивые благодетельницы наши, матушки Платонида и Мария! Благословение Божие и державный покров Царицы Небесной да почиет на вас вовеки. Как я рад, что вы, по внушению Божественного Промысла, прислали мне на украшение св. церкви сто рублей. Действительно, из этого видна милость Самой Царицы Небесной, пекущейся о нашей обители. Для уверования же вашего подробно объясню, как совершилось это чудесное событие, 11 июля 1902 года митрополит Феогност благословил меня иконой Успения Божией Матери, художественно изображенной на кипарисовой доске. На обороте иконы своеручная надпись митрополита: «С благословения Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшаго Феогноста, Митрополита Киевскаго и Галицкаго, от Успенския Киево-Печерския Лавры Скиту Пречистыя у пещеры Преподобнаго Феодосия Печерскаго в Церковщине — в благословение». Пред сей иконой теплится неугасимая лампада. Я особенно благоговею пред этой иконой и чту ее, как драгоценнейший дар Божией Матери. Такою же ведь иконою Сама Царица Небесная благословила преподобных Антония и Феодосия на устройство в Киево-Печерской Лавре церкви в честь Ея Успения.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Когда уже собрано было довольно братии, он сказал им: «Вот исполнились слова моего игумена над вами, братия, и вас уже осенило благословение Святой горы; и так живите в мире, я поставлю вам игумена, ибо сам хочу безмолвствовать в уединении, как начал здесь сперва». Он поставил над ними настоятелем блаженного Варлаама, а сам затворился в келье той же пещеры, избегая всякой молвы; потом, для большего уединения, переселился на другой соседний холм, ближе к нынешней великой лавре, и там начал копать себе иную пещеру, а Варлаам с братией, по его благословению, остались в прежней. Число их умножалось постепенно, и они уже не могли более вмещаться в пещерной церкви; тогда испросили у преподобного благословение поставить малую церковь на холме вне пещеры, и благословил их на то Антоний. Убогая эта церковь, во имя Успения Богоматери, послужила началом великой лавре Печерской; вскоре после сего Великий Князь Изяслав, основавший близ своих палат монастырь во имя ангела своего великомученика Димитрия, вызвал туда на игуменство Варлаама из пещерной обители; но, как замечает преподобный летописец Нестор, хотя и много монастырей бывают поставляемы от Князей и бояр, их богатством, не таковы они, как те, которые поставляются молитвами святых, слезами их и пощением. Так и преподобный Антоний, не имея золота, ни серебра, несравненную возрастил обитель, поливая ее слезами, которая внезапно процвела из пещерного семени и как ветвистое древо разрослась над всей Русскою землею. По удалении Варлаама, братия просили опять блаженного Антония поставить им настоятеля, предоставляя это на волю Божию и его собственную. Антоний сказал им: «Да будет над вами игумен тот, кто наиболее из вас послушлив, кроток и смерен», и братия единодушно избрала Феодосия, которого благословил начальствовать старец Антоний, а сам продолжал безмолвствовать в пещере. При мудром настоятельстве Феодосия, умножилось число братии до ста, и он решился, с общего их совета, выйти из пещеры и составить обитель на горе, но прежде пришел просить на то благословения первоначальника.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Снова начались бессмысленные уговоры и жестокие пытки. Изувеченного мученика бросили в смрадную темницу. Ночью ему явился Сам Спаситель и исцелил все раны. Пораженные персы тогда решили, что настало время исполнить приказ царя — распять мученика на кресте. «Радуйся, Животворящее Древо, которым умерщвлен был древний змий и к которому пригвождены были и мои грехи, — воскликнул мученик, увидев орудие смертной казни. — И я через тебя взойду ко Господу моему Иисусу Христу, Который будет мне помощью и даст силу до конца испить приготовленную мне чашу. Ибо я свидетельствовал истину пред врагами Его и, подобно Ему, буду пригвожден на тебе». Святого мученика раздели и пригвоздили ко кресту среди четырех преступников, распятых рядом. Желая увеличить его страдания, персы выпросили у правителя стрелков. Пронзенный ядовитыми стрелами, подобно мученику Севастиану, святой Ражден скончался на кресте в 457 году. Вся земля под ним была омочена святой кровью. На небе явилось знамение: солнце скрылось и началось долгое затмение, а ночью поднялась страшная буря, так что ничего нельзя было видеть даже рядом. Лишь тело мученика таинственно сияло небесным светом. От содеянного преступления стражей объял ужас и они разбежались по палаткам. Христиане, скрывавшиеся неподалеку, тотчас же сняли мученика с креста и с честью погребли вблизи этого места, где он был распят. Святитель Феоктист, епископ Черниговский, по вступлении на кафедру подвизался в Киево-Печерском монастыре. Он был в числе великих старцев, исцеливших молитвой преподобного Никиту, впоследствии святителя Новгородского (сведения о нем под 31 января/13 февраля). В 1103 году святой Феоктист был поставлен игуменом Киево-Печерского монастыря. В 1108 году он построил на средства благоверного князя Глеба Всеславича каменную трапезную. Именно святой Феоктист настоял, чтобы имя преподобного Феодосия (память 3/16 мая) было внесено в синодики святых по всей Руси. В 1110 году, 11 февраля, при нем было небесное знамение в Печерском монастыре: явившийся огненный столп от земли до неба и молния осветили всю землю, в 1 час ночи прогремел гром; огненный столп стоял над каменной трапезой так, что не было видно креста; затем перешел на церковь и стал над гробом преподобного Феодосия, а потом, повернувшись к востоку, стал невидим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Далее поименованы святые епископы и учителя церкви, такие как Дионисий Ареопагит и его учитель Иерофей, папа (!) Ипполит Римский , Леонтий Ростовский и московский митрополит Иона († 1461 г.). Под конец поминаются постники и отцы- пустынники (к числу которых наряду с Бенедиктом [Нурсийским] отнесены также Антоний и Феодосий Печерские и Варлаам Хутынский) и святые жены и мученицы (среди них “равноапостольная” Фекла и Евфросиния Полоцкая). Дневная субботняя молитва черпает вдохновение из аллегорического толкования двух евангельских чудес: исцеления расслабленного ( Мк.2:1–12 ) и усмирения бури на море ( Лк.8:22–25 ). Три вечерние молитвы в день недельный заключают этот часослов, если не в форме, то в структуре своей следующий церковному молитвослову. И в богословском отношении, и по литературным достоинствам он заслуживает самой высокой оценки. Обсуждая молитвы Кирилла Туровского , мы уже столкнулись с влиянием на них святоотеческой литературы, например, Ефрема Сирина и Василия Великого . Что же касается его большого Молебного канона, то он вообще был бы немыслим без своего образца – Великого канона Андрея Критского (около 660–740) 1184 , небольшой отрывок из русского перевода которого был включен и в так называемую Молитву Владимира Мономаха 1185 . Начальный стих, обращенный к душе, напоминает ей о Моисее и призывает, подобно ему, оставить греховный Египет и стряхнуть рабство фараоново, дабы обнять древо Крестное. Ты, душа, как неразумные девы, не запасшие масла милосердия для светильников покаяния ( Мф.25:1–13 )! Чтобы пробудить ее к покаянию, Кирилл вызывает образы Моисея, написавшего “второй закон” после отпадения иудеев от первого, Адама и кающегося Ламеха ( Быт.4 ) – именно эта тема и становится лейтмотивом всего канона. Вместо того чтобы использовать данный ему талант для “купли”, Кирилл обернул его в покрывало лености и зарыл в землю неверия (4-я песнь; ср. Лк.19:11–27 ). Подобно Иуде Искариоту, он зрит себя извергнутым из среды апостольской и в то же время надеется, подобно плачущему Петру ( Мф.26:75 ), что не будет отвергнут окончательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Долгое время, в течение которого отсутствует хозяин, надо понимать как пренебрежение заповедями Божиими, как подверженность земным заботам и соблазнам (в частности, как принятие священного сана против предписаний канонов). Желание плодов виноградника, конечно же, напоминает о преступлении Адама, которое воспроизводится вновь в дерзости заносчивого клира, забывшего, что он избирается по благодати Божией. Сопоставления с Адамом заслуживают и другие отверженные Ветхого и Нового Заветов: Каин, Корей ( Числ.16 ), Илий ( 1Пар.2–4 ), а также позднейшие еретики. Посему все бессовестные священнослужители должны прекратить свои беззакония, дабы не быть отвергнутыми. Древо жизни – это смирение, приносящее в качестве плодов множество даров духовных. Разлучение слепца и хромца подобно разделению души и тела, ибо душа каждого человека после смерти в сопровождении Ангела-хранителя предстает пред Лице Божие для суда. Но совершается суд лишь при воскресении тела, когда держать ответ будут обе части человеческого существа 713 . В заключение это аллегорическое толкование резюмируется еще раз, причем, как в притче у Матфея, появляются также и Христос как Сын Божий, и Ангелы как Его слуги. Подобно Иоанну Дамаскину 714 , Кирилл специально подчеркивает в конце, что все изложенное им – не его собственное учение, а свидетельство Писания в изложении Отцов Церкви. Главное действующее лицо второй повести-притчи, беззаботный царь, также не названо в заглавии большинства списков, которое в полном виде гласит: “Повесть к Василию игумену Печерьскому о белоризце человеце и о мнишьстве, и о души, и о покаянии”. Как и в предыдущей повести, сюжет, заимствованный из греческого романа о Варлааме и Иоасафе 715 , обогащен назидательными рассуждениями о монашеской жизни. Имя адресата “Василий” интерполировано в заглавие позднее (из какого–то другого, действительно адресованного ему послания), о чем свидетельствуют два соображения: а) обращение к адресату в тексте выдержано во втором лице множественного числа; б) упоминание Феодосия Печерского прямо указывает, что речь идет о киевском Печерском монастыре, но поставление здесь игуменом Василия приходится на 1182 г., когда Кирилла на туровской кафедре уже сменил Лаврентий 716 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и прп. Феодосий представлены насаждающими древо. В изображении Собора Киево-Печерских святых (известно в гравюре с 1-й пол. XVIII в.) А. представлен, как правило, в центре, перед группой святых, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах: икона 1-й пол. XIX в. из мастерской Киево-Печерской лавры? (ЦМиАР) - с развернутым свитком в правой руке и четками в левой; раскрашенная литография 1883 г. из мастерской А. Абрамова (ГРМ). Софийский иконописный подлинник 2-й четв. XVII в. предписывает изображать А. «в схиме, около главы кудерци малы, сед, брада Иоанна Богослова, ряска санкир з белилы» (РНБ. Соф. 1523. Л. 151, 7 мая); в более позднем подлиннике, 30-х гг. XIX в., упомянуто его преставление: «Погребают его священницы, и диякони, и князи, и народи, стары и русы, всяким подобием» (ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 183 об., 10 июля), указаны варианты надписей на свитках: «Се удалихся бегая и водворихся в пустыню. Господи, утверди мя на месте сем, да будет на нем благословение Святые горы и моего игумена, иже мя постриг во иноческий чин» (Л. 155 об., 6 мая), «Любяй Бога ангельское житие поживет, бдя, постяся, поя и моляся присно, по всяком человеце добрая помышляя» (Л. 233 об.). В Радзивиловской летописи (БАН. 34.5.30, кон. XV в.) под 1051 г. помещена «Повесть об основании Печерского монастыря», где на 5 миниатюрах изображен А. в монашеском одеянии, с непокрытой головой, в сюжетах: пострижение святого на Афоне и его возвращение в Киев (Л. 90 об.); устройство А. кельи на берегу Днепра в пещере, где подвизался свт. Иларион, митр. Киевский, и труды преподобного (Л. 91 - вверху); вел. кн. киевский Изяслав Ярославич испрашивает у преподобного благословение и молитв (Л. 91 - внизу); А. поставляет прп. Варлаама во игумены Печерской обители и уходит в пещеру (91 об.); прп. Варлаам, игум. киево-печерский, и братия испрашивают у А. благословение на расширение мон-ря, и один из монахов приходит к вел. кн. Изяславу Ярославичу за подтверждением права на новые земли (Л. 92). Нек-рые из сюжетов воспроизведены в изданиях Киево-Печерского патерика, напр., 1661 г.

http://pravenc.ru/text/115866.html

Матфея Прозорливого, когда на утрене на игуменском месте он увидел осла «и разуме, яко не востал есть игумен»; по мнению Ю. А. Артамонова, видение может трактоваться как знамение кончины Н. В. ( Артамонов. 2007. С. 18). Разработка иконографии преподобного связана с деятельностью типографии Киево-Печерского мон-ря, а именно граверов - создателей иллюстраций для печатных изданий мон-ря. Автором 2 ксилографий с образом Н. В., вошедших в 1-е издание КПП, является иером. Илия (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661, в т. ч. раскрашенный вариант (экземпляр в РГБ, инв. 5137); повторения - в изданиях 1678 и 1702 гг.). В 1660 г. он награвировал изображение для выходного листа КПП (вариант с раскраской в ГРМ - К., 1678), поля которого украсила композиция «Древо Киево-Печерского монастыря» с образами 12 святых. Преподобные Антоний и Феодосий Печерские стоят по сторонам Великой церкви, из к-рой произрастают 2 виноградные лозы, уходящие вверх вправо и влево, к иконе Успения Пресв. Богородицы. В листьях-чашах лозы помещаются фигуры Киево-Печерских святых; образ Н. В. (подпись: «    ») расположен в нижней правой чаше, напротив образа игум. Стефана. Святой показан погрудно, обращенным к центру, влево, правая рука молитвенно прижата к груди; он облачен в мантию, в схиме (или в епитрахили?), на голове - куколь; его лоб прочерчен морщинами, борода средней длины, на конце клиновидная. Ксилография из цикла 40 изображений в КПП, предваряющих Жития святых, также является работой иером. Илии, выполненной, судя по надписи, 4 годами ранее (помимо изданий 1661 (Л. 126), 1678 и 1702 гг. ксилография вошла в тетрадь на 20 листах с 32 изображениями, см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 625-632; Кн. 4. С. 762). Для этой композиции был избран один из наиболее торжественных иконографических типов единоличного изображения, свойственных для образов святителей: Н. В. показан в рост, фронтально, с разведенными в стороны на уровне груди руками, правой благословляет (сложение перстов не точно соответствует благословению), а на ладони левой держит кодекс; сходство с иконографией святителей (ср., напр., гравюру иером.

http://pravenc.ru/text/2577567.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010