На гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря», выполненной мастером Акимом (монограмма АК) в 1643-1676 гг. в Киеве (ДМКДУ), а также предположительно на близкой по иконографии иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. (УИХМ) из ц. Печерской иконы Божией Матери в Угличе (УИХМ) погрудное изображение И. вместе с др. святыми из Киево-Печерского патерика помещено в правой части композиции в одном из цветков древа. На Печерской иконе Божией Матери с Киевскими чудотворцами 1724 г. письма игум. Корнилия (Уланова) из Ризоположенского мон-ря в Суздале (ГВСМЗ) И. представлен, согласно надписи, «со всеми преподобными отцы, яже обретаются напечатаны в Патерике Киево-Печерском» в левой части иконы (за прп. Антонием Киево-Печерским) в 3-м ряду 2-м слева (между преподобными Матфеем и Дамианом), с надписью на нимбе: «прп(д) uepeмia». Он изображен старцем (вполоборота вправо) с впалыми щеками, голова покрыта клобуком, руки в молении. Единолично И. представлен на иконе 40-х гг. XIX в. письма иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры, находящейся у раки И. в Ближних пещерах. Сохранилась икона кон. XIX в. с изображением преподобных Дамиана, Матфея и И. (НКПИКЗ). В составе композиции «Собор Киево-Печерских святых» И., как правило, написан в левой группе чудотворцев Ближних пещер (за прп. Антонием Киево-Печерским) в 9-м ряду крайним слева, оглавно, в куколе. Так, на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, Иркутский обл. художественный музей) он облачен в высокий клобук, борода с проседью, наименован прозорливым («пр(д) Uepeмiu прозо»). На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) И. имеет характерные черты внешности. На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание) святой с таким именем представлен в правой части (за прп. Феодосием) в 6-м ряду 3-м справа, средовек с небольшой русой бородой, в куколе, с поднятой в молении рукой (надпись: «Iepeмiй»). Его образ присутствует на большом эмалевом образке 3-й четв. XIX в.

http://pravenc.ru/text/293632.html

В «Соборе Киево-Печерских святых» (встречается с 1-й пол. XVIII в.) В. представлен слева в группе иноков, мощи к-рых почивают в Антониевых Ближних пещерах. На рамке титульного листа (Акафисты. К., 1663) работы мастера Илии В. изображен напротив прмч. Феодора по пояс в чашечке цветка (подписаны только имена В., прмч. Феодора, преподобных Антония и Феодосия); на гравюре в одном из 18 клейм с образами киево-печерских святых (Акафисты. К., 1693) вместе с прп. Феодосием, в правой руке В. держит книгу. Образ В. в схиме помещен в 5-м ряду 4-м слева (на нимбе надпись: «пре василоий зат») на иконе предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (1-я пол. XIX в., ЦМиАР); на раскрашенной литографии 1883 г. мастерской А. Абрамова (ГРМ) в 3-м ряду 3-й слева. Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-625, 629. 1505-1518; Т. 4. С. 761-763. 1505, 1517; Покровский Н. В. Церк.-археол. музей СПбДА, 1889-1909. СПб., 1909. С. 131-144; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 73; Русские монастыри: Искусство и традиции/ГРМ. Б. м., 1997. С. 169; Miшheba О. Зображення печерських св " ятих на золотарських пам " ятках доби бароко//Moruляhcьki читання: Мат-ли наук. конф. К., 1999. С. 92-96; Гончарук В. М. , Кабанець Е. П. Деревори сер. XVII ст. «Родословное древо Киево-Печерского монастыря» як джерело з icmopiï Печерськоï kahohuзaцiï//Moruляhcьki читання, 1999. К., 2000. С. 56-85; Горстка А. Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича//ПКНО, 1999. М., 2000. С. 300-314; Духовна спадщина noдbuжhukib Христа biдhyhhям пам " яmi жива: Кат. НКПИКЗ. К., 2001. С. 15. И . Б . Черномаз Рубрики: Ключевые слова: АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/150631.html

и венец). В XIX в. на Украине и в юж. областях России бытовали иконы в живописной стилистике (Брянский обл. художественный музей): преподобные Антоний и Феодосий с моделью Успенского собора в руках, рядом избранные святые, вверху образ Успения Пресв. Богородицы киевского извода, внизу И. по пояс в земле. В иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. под 18 июля предписывается изображать И. т. о.: «Сед, брада доле Николиной, проста, на главе клобук черн, риза преподобническая, испод киноварь разбелен, руки накрест держит у сердца» (БАН. Строг. 66. Л. 315 об., «левыя страна» 9-й); «подобием стар и сед, брада поуже Афанасия великаго, ризы преподобническия. Сей святый Иоанн ископа яму глубоку, и закопа себя нага по раму свою, и по Божию попущению диавол, в образе страшна и велика змия, явися, главу его во уста вложи и опали его все власы главы его и браду, якоже и до днесь видим есть в киевопечерском монастыре в пещере» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 395); «стар, аки Мина мученик, в руке свиток»; текст на свитке: «Господи Исусе Христе, Спасе мой сладкий, подаждь поминающим мя в нощи или во дни отпущение грехов» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 194 об.; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 121). В руководстве для иконописцев 1910 г., составленном В. Д. Фартусовым , И. «типа русскаго, почти до пояса зарыт в земле, в очень малой пещере; нагой, телом очень худ, волосы на голове и бороде очень малы и коротки, опаленные по попущению Божию диаволом, явившимся в виде страшнаго змия»; предложены варианты надписи на свитке ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 356). Образ И. обязательно включался в композицию «Собор Киево-Печерских святых». В числе наиболее почитаемых Киево-Печерских чудотворцев И., в монашеской мантии и клобуке, с бородой средней величины, введен в композиции мастера Илии (1660) и Тарасевича (1702) на титульных листах Патериков - в цветке виноградной лозы или в медальоне в левой части заставки, напротив прп. Моисея (экземпляр в РГБ). В изводе «Древо Киево-Печерского монастыря» И.

http://pravenc.ru/text/469003.html

В 1998 году решением Собора Польской Православной Церкви три насельника Супрасльского монастыря, архимандриты Мирон (Ходаковский), Иаков (Костючук), и Григорий (Харкевич), были возведены в сан епископов. С 1 июля 1999 года по благословению епископа Белостокского Иакова в монастыре опять начала действовать типография. Источник: Открытая православная энциклопедия «ДРЕВО» и " Православие.ру " У Супрасльской обители близ Белостока – самая богатая история из всех православных монастырей на территории Польши. Наряду с Яблочином, она – древнейший памятник Православия и благочестия литовско-русских бояр. Монастырь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы был основан в 1498 Александром Ивановичем Ходкевичем, маршалом Великого княжества Литовского и новогрудским воеводой, при участии епископа Смоленского (впоследствии митрополита Киевского) Иосифа (Солтана). Ходкевич первоначально разместил обитель в своем имении Гродке (Городке), куда, по преданию, пригласил через своего отца, киевского воеводу Ивана Михайловича, иноков Киево-Печерской лавры или афонских монахов. Так как в имении царила суета, то иноки в 1500 решили избрать новое место, прибегнув к древнему способу. Из Гродка по р. Супрасль был по течению пущен деревянный крест с частицей Креста Господня, за ним по берегу шли два иеромонаха и следили, куда крест пристанет. Через 33 км его прибило к берегу в местности «Сухий Груд», при впадении р. Березовки и р. Грабовки в р. Супрасль. От белорусского слова, означающего слияние двух речек, и произошло, как считают, название «Супрасль». При игумене благоверном Пафнутии (Сечене) в обители была выстроена первая небольшая деревянная церковь во имя ап. Иоанна Богослова, освященная 25 мая 1500 епископом Иосифом, и трапезная. В 1505 (или 1503) началась постройка каменного собора с приделами свв. Бориса и Глеба и прпп. Антония и Феодосия Печерских. В 1511 (менее вероятно, в 1516) храм был окончен, и в него Владыка Иосиф пожертвовал список с иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрия». Необычной была архитектура пятиглавого собора – углы здания фланкировали четыре высоких круглых башни, увенчанные главками, фасады завершались высокими фронтонами, декорированными арочными нишами и бойницами. По словам известного археолога П. П. Покрышкина, «зодчий, мало знакомый с готикой, стремился придать православной церкви готический стиль и крепостное назначение».

http://sobory.ru/article/?object=19442

извода. Образ М. сохраняет расположение в пределах своей группы святых, но его фигура оказывается смещенной к центру (хромолитография 1903 г. московской мастерской И. Д. Сытина, ц. вмц. Варвары в Казани) или к краю, как, напр., на иконе 1-й пол. XIX в. мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР; см.: Алёхина. 2006. С. 33. Кат. 61), на иконе в среднике 3-створчатого складня (XVIII-XIX вв., ЦМиАР; см.: Там же. С. 53. Кат. 88), на раскрашенной гравюре 1-й трети XIX в. (ГЛМ). На мстёрской иконе посл. четв. XIX в. он представлен в 5-м ряду, с острой на конце бородой, в левой руке - свиток (частное собрание, см.: «Все остается людям»: Русская иконопись XVII-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Кат. выст. М., 2010. С. 220-221. Кат. 98), а на раскрашенной литографии мастерской А. Абрамова (1883, ГРМ; см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции: Альбом/ГРМ. СПб., 1997. С. 169) его оглавный образ перемещен в верхнюю часть правой группы. В ряде случаев, когда нарушена не только компоновка «пятериц», но и черты облика, образ М. возможно определить только по надписи. К таким изображениям относится раскрашенный офорт 1-й четв. XIX в. (РГБ, см.: Там же. С. 63. Кат. 121) - М. в клобуке, борода средней длины, сужается книзу, в подписи при имени эпитет «Чудотворец» отсутствует. Вопреки логике соответствия изображений святых пещерам, где они были погребены (при сохранении на своих местах фигур преподобных Антония и Феодосия), была переработана схема композиции «Собор Киево-Печерских святых» на иконе 2-й пол. XIX в. (ныне в Собрании русских икон при поддержке Фонда Андрея Первозванного; см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. Ил. на с. 498, 500). Образ М. на этой иконе, как и образы др. святых, не имеет эпитета при имени. Однако опознать М. можно благодаря традиции изображать его с не покрытой куколем головой (темный куколь с красными и охристыми крестами лежит на плечах). М. открывает ряд преподобных в левой группе, в 4-м ряду снизу (изображение еще одного Киево-Печерского святого с именем Моисей - прп.

http://pravenc.ru/text/2563960.html

Тако бысть и до сего дня. И на коем же древе стоя Пречистые образ на предреченном месте. И то древо с ветьем разотраша пилами ови на иконы на писмо ови на крест. Многу же времени минувши оклад чюдотворного образа злато и сребро обламишася. И того же монастыря Свинского игумен имярек с братиею взвестиша Государю великому князю Ивану Васильевичу всея Руси самодержцу с молением великим, чтоб Государь повелел оклад у Пречистые чюдотворные переделати. А государь тогда еще сущу младу. И влажися Пречитыя Государю в сердьце благую мысль. Скоро Государь повеле Пречистые чюдотворные образ принести к себе в царствующи град Москву. И повеле злато и сребра и жемчугу и камение драгого прибавити к сторому окладу и делаху мастеры по три лета. И украсив Государь чюдотворный образ Пречистые Богородицы. И пев молебны отпусти Пречистые образ в монастыр Свинеск. Дав Государь милостину и ругу годовую. И грамоты тарханные на учреждение монастырю. И общее житие повеле Государь устроити старцу Иеву Камынину по его челобитию. И Пречистою милостию и великих чюдотворцев Онтоние и Феодосие печерьских. Строишася обитель и братия собрашися числом до 70. И соборы церковные и службы вседнивные исполнишася, яко же и в прочих святых великих обителях. И молят всемиластиваго Бога и Пречистую его Матерь и чудотворцев святых и всех святых. О здравии Государя нашего благочестиваго царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси самодержца. И о его благочестиваи царицы княгине Марьи. И о его Государи богодарованных чядех и царевичах князе Ивана и князя Федора Ивановичах. И за князя Владимера Ондреевича и о княгине и чад их. И за архиепископа (оборвано далее). (Л. 7) Лета 7074-го мая в 19 на память святого священномученика Патрекея Прусскаго почать бысть ров копати на церковь Пречистые Печерские и великих чюдотворцев Антония и Феодосия Печерских Свинского монастыря. Того же месяца в 21 на память равноапостол царя Костентина и матери его Елены почеты свои бити на подошву. Того же месяца в 27 на память святого священномученика Ферапонте почали бут бутити на подошве под церков.

http://sobory.ru/article/?object=00662

В композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев», которая сложилась к сер. XVIII в. и воспроизводилась на иконах и эстампах вплоть до кон. XIX в., образ М. не представлен. В качестве казусных можно привести 2 примера, когда изображение святого в правой группе преподобных Дальних (Феодосиевых) пещер подписано именем Макарий. На иконе «Собор Киево-Печерских чудотворцев» (под поздними прописями, частное собрание, Москва; экспонировалась в Доме иконы на Спиридоновке) с расширенным рядом Киево-Печерских преподобных в 3-м ряду сверху 3-м от края представлен святой с надписью в нимбе: «С. прп: Makapiй». На московской иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: «И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. также в правой группе святых во 2-м ряду сверху в центре изображен преподобный с надписью в нимбе: «Makapiй». Однако отсутствие в левой группе святых, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах, прп. Макария Постника, а также запутанность и произвольность программы обеих икон делают атрибуцию указанного изображения как М. невозможной. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: АММОН КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ (XIII в.), в Дальних пещерах почивающий, странник, прп. (пам. 4 окт., 28 авг..- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/text/2561296.html

В иконописном подлиннике кон. XVIII в. об облике З. сказано: «Сед, брада Николина, на главе схима, риза преподобническая, испод киноварь разбелен, руки у сердца накрест» (БАН. Строг. 66. Л. 317, «левыя страны» 27-й). На надгробной иконе 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры у раки З. в Дальних (Феодосиевых) пещерах Киево-Печерской лавры он изображен вполоборота вправо, читающим при свете свечи, в монашеском одеянии с куколем на голове, левая рука положена на раскрытую книгу, правая возле груди. Святой показан старцем с седоватой бородой средней величины, щеки впалые, взор опущен к страницам книги, в надписи назван постником. З. представлен в нек-рых произведениях в сюжете «Собор Киево-Печерских святых» в правой группе, за прп. Феодосием Киево-Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (см., напр., лист 1505 - Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 622). Его изображение с надписью: «п Зинон схимник» - помещено в 4-м ряду 2-м слева, за прп. Иосифом многоболезненным: на гравюре 1-й четв. XIX в. (РГБ); на большом эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии) - в куколе, надпись на нимбе: «п. зинон[ъ] схимник»; на иконе посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария) - с русой бородой; на тоновой литографии 1893 г. (ГЛМ) и хромолитографии 1894 г., напечатанных в Киево-Печерской лавре (РГБ),- с окладистой бородой. На иконе 2-й пол. XIX в. из частного собрания («И по плодам узнается древо...»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альб.-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. средовек с именем Зинон помещен в левой группе святых (за прп. Антонием Киево-Печерским) в 5-м ряду 2-м справа вполоборота к центру, голова покрыта куколем. На иконе «Собор преподобных отец, нетленно почивающих в пещере преподобного Феодосия» 1890 г. работы лаврской иконописной мастерской, находящейся при нижнем входе в Дальние пещеры, З. изображен во 2-м ряду в небольшом повороте вправо как средовек с округлой бородой средней величины с небольшой проседью, в куколе, десница возле груди (пальцы сложены для крестного знамения?); на нимбе надпись: «Прп[д]: Зинонъ постник». Образ З. включен в группу подвижников Дальних (Феодосиевых) пещер XIV в. в стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре (живопись в акад. стиле кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В ряду чудотворцев Дальних пещер З. изображен также в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной по благословению свт. Афанасия (Сахарова) иконописцем мон. Иулианией (Соколовой) , в частности на иконах 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), на повторениях этой иконографии кон. XX - нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/199845.html

И. изображается на иконах «Собор Киево-Печерских святых», как правило, в правой группе, за прп. Феодосием Киево-Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (известно более 15 гравюр и ряд литографий). Один из ранних примеров - на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ - Иркутские иконы: Кат./Сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28): И. в куколе, с округлой бородой с проседью, в 4-м ряду 3-й справа. Так же, в правой группе святых в 4-м ряду 3-м справа, между преподобными Зиноном и Григорием, седовласым старцем И. изображен: на палехской иконе 1-й пол. XIX в. из частного собрания (без куколя); на большом эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии); на тоновой литографии 1893 г. (ГЛМ) и хромолитографии 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (РГБ); на иконе посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения креста в Женеве) и др. На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) И.- средовек с раскрытой ладонью правой руки, надпись: «Пре Uлapiohъ схим». На раскрашенных гравюрах 1-й четв. XIX в. (РГБ) и 1-й трети XIX в. (ГЛМ) он изображен в 5-м ряду 3-м справа, оплечно, в клобуке, с небольшой бородой, без индивидуальных особенностей. На раскрашенной литографии 1883 г. мастерской А. Абрамова (ГРМ, см.: Рус. мон-ри: Искусство и традиции/ГРМ. СПб., 1997. С. 169) показан необычно - без куколя, с волнистыми волосами. На иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание, см.: И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. И.- в 5-м ряду, но в левой группе за прп. Антонием Киево-Печерским (рядом др. подвижники Дальних пещер). В надписях святой нередко именуется «схимником». На полотне «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере преподобного Феодосия» 1890 г., созданном в мастерской лавры (находится при нижнем входе в Дальние пещеры), И. показан прямолично, с небольшой седой бородой, правая рука с четками прижата к сердцу. Представление об И. как сокелейнике прп. Феодосия нашло отражение в хромолитографии «Святые труженики Киево-Печерской лавры» 1893 г. московской мастерской Морозовых (РГБ), где он изображен в келье переписывающим книги (средовек, в отличие от остальных без нимба, надпись: «Пр. Uллapiohъ»), вместе с прп. Никоном, изготавливающим переплет, и прп. Феодосием, прядущим для этого нити. Образ И., выполненный в академической традиции, был помещен в росписи интерьера храма Христа Спасителя в числе 34 Киево-Печерских святых на лестнице, ведущей на хоры юж. части зап. крыла (70-е гг. XIX в., худож. К. А. Горбунов -Храм Христа Спасителя: Перепеч. изд. «Ист. описание храма во имя Христа Спасителя в Москве» М. С. Мостовского/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 86).

http://pravenc.ru/text/389127.html

Изображение И. в основном встречается в композиции «Собор Киево-Печерских святых», как правило в правой группе святых, за прп. Феодосием Киево-Печерским, в ряду иноков, почивающих в Дальних пещерах (известно более 15 гравюр и много литографий), иногда ошибочно он писался в святительском облачении. Одно из ранних изображений - на иконе Собора Киево-Печерских святых посл. трети XVIII в. (1771?, Иркутский обл. худож. музей - Крючкова Т. А. Иркутские иконы: Кат./Иркутский обл. худож. музей. М., 1991. С. 62. Кат. 28), где И. представлен в 1-м ряду 3-м справа (за свт. Феофилом Новгородским), с окладистой бородой с проседью и длинными волосами, ниспадающими на плечи, в фелони, поручах и митре, с наперсным крестом, с жезлом в левой руке, в надписи назван архимандритом. На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) он в архиерейской мантии, омофоре и митре, с панагией на груди, с Евангелием в левой руке, небольшая седая борода раздвоена, надпись на нимбе: «С. Urhamiй архим.». Подобное изображение И., но с высоким жезлом в руке - на аналойной иконе 2-й пол. XIX в. (СГХМ - «Азъ есмь Путь…»: Святыни путевые и паломнические: Кат. выст. Саратов, 2005. Кат. 45. Ил.). С Евангелием в руках, в мантии, омофоре и митре И. изображен на иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание, см.: И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. Его фигура помещена необычно - в левой группе святых (третьим в 1-м ряду), за прп. Антонием Киево-Печерским, но рядом с др. подвижниками Дальних пещер; на нимбе надпись: «Urhamiй». На большом полотне «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере преподобного Феодосия» 1890 г., написанном в мастерской лавры (находится при нижнем входе в Дальние пещеры), И.- старец с длинными седыми волосами и окладистой, немного раздвоенной бородой, изображен прямолично в рост в 1-м ряду, в священническом облачении - крещатой фелони, поручах, митре, в руках держит большое Евангелие.

http://pravenc.ru/text/293409.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010