«Судьбы Божий — бездны, и будучи заключены в Божественных сокровищах, не для всех удобопостижимы. А верующим дано обетование от Бога " отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства " (Ис. 45, 3); посему, когда удостоимся видения лицем к лицу, тогда узрим и в сокровищах Божиих бездны». 3. Основные виды творений Божиих 3.1. Мир духовный или ангельский Каждый православный христианин должен обладать догматически верным учением об ангелах, потому что это та область религиозного знания, где имеет место много ложных, не имеющих ничего общего с церковным учением мнений. Интерес к ангельскому миру в настоящее время достаточно велик, в различных странах имеются специальные общества по изучению ангелов, издается литература, регулярно выходят журналы, в которых печатаются подробности из жизни ангелов. При этом святоотеческие тексты стоят вперемешку с " откровениями " мистиков и теософов прошлого и настоящего. Догматическое учение об ангелах в Православии носит по большей части отрицательный характер. Достоверно об ангелах мы знаем очень мало, и изучение темы " Ангелы " в курсе Догматического богословия имеет своей целью не столько сообщить положительное знание об ангелах, сколько рассеять ложные мнения относительно этого предмета. 3.1.1. Ангелы в Свщ. Писании Само слово " ангел " (angelos) в переводе с греческого буквально означает " вестник " и указывает не на природу, как таковую, а на исполняемое служение. В Свщ. Писании словом ангел " называются пророки, например, пророк Моисей (Чис. 20, 16). Пророк Малахия, пророчествуя о Господе Иисусе Христе, называет его Ангелом Завета (Мал. 3, 1). В Свщ. Писании ангелами в собственном смысле называются бестелесные духи: в Быт. 3 говорится о Херувиме с огненным мечем, поставленном у врат рая, в Быт. 28 — о видении лестницы патриархом Иаковом и др. Пророк Исайя имел видение Серафимов в храме (Ис. 6), в псалмах неоднократно говорится об ангелах, например: " Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе " (Пс. 90, 11). В Новом Завете бытие этих существ также несомненно: Ангел Гавриил возвестил Деве Марии благую весть, во время искушений в пустыне Господь был с ангелами, Воскресение, Вознесение и другие события из жизни Спасителя отмечены присутствием ангельских сил. В истории ранней Церкви мы также видим действия ангелов. Так, ангел вывел апостола Петра из темницы. Об ангелах, как исполнителях воли Божией, многократно говорится в книге Откровения. 3.1.2. Возражения против бытия ангелов

http://sedmitza.ru/lib/text/431691/

У свв. отцов, говоривших, что мир создан ради славы Божией, имеются предостережения против буквального понимания этих слов. Так, блж. Феодорит Кирский говорит: «Господь Бог не имеет надобности в восхваляющем». В действительности между двумя ответами существует взаимосвязь. Свт. Филарет Московский говорит: «По бесконечной благости и любви Своей Бог желает иметь благодатных причастников славы Своей. Слава даруется от Него, приемлется причастниками, возвращается к Нему, и в этом, так сказать, круговращении славы Божией, состоит блаженство, жизнь и благобытие твари». Литература. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. С. 169–171; Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 17–21; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. С. 64–72. Вопрос 25. Понятие об ангелах, их происхождение и время сотворения (Кол.1:16; Иов.38:6–7). Природа ангелов и ее свойства (Тов.12:19; Мф.22:29–30; Евр.1:14).Число ангелов, небесная иерархия (Дан.7:10; Ис.6:2; Иез. 1:10; 1Цар.4.4; 1Пет.3:22; Кол.1:16; 1Фес.4:16) Ответ. Каждый православный христианин должен обладать догматически верным учением об ангелах, потому что это та область религиозного знания, где имеет место много ложных, не имеющих ничего общего с церковным учением мнений. Догматическое учение об ангелах в Православии носит по большей части отрицательный характер. Достоверно об ангелах мы знаем очень мало, и изучение темы «Ангелы» в курсе догматического богословия имеет своей целью не столько сообщить положительное знание об ангелах, сколько рассеять ложные мнения относительно этого предмета. Ангелы есть существа мыслящие, желающие, чувствующие, как и люди, но бестелесные. Слово γγελος – «ангел», в переводе с греч. «вестник», что указывает не на природу этих существ, а на исполняемое ими служение. В Писании ангелы именуются духами ( Евр.1:14 ). По воскресении Христос предлагает ученикам рассмотреть Его Тело и говорит: «Дух плоти и костей не имеет» ( Лк.24:39 ). Т. е. духи не имеют не только грубого земного тела, но даже такого легкого и всепроникающего какое имел воскресший Спаситель.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Последним данным для отнесения книги Даниила к послепленной – маккавейской эпохе являются ее будто бы позднейшие верования. Таково учение о Боге ( Дан.7:9–10 ), о Мессии – Сыне Человеческом ( Дан.7:13 ) и вечном Царстве Его ( Дан.2:44 ; Дан.7:13–14 ; Дан.12:1–3 ), об Ангелах высших и низших ( Дан.8:16 ; Дан.9:21 ; Дан.12:1 ), о воскресении мертвых ( Дан.12:2 ), об обычае три раза в день молиться, обращаясь лицом к Иерусалиму ( Дан.6:10 ), о посте и т. п. Но все эти верования имеют более раннее происхождение. Так, образ Всевышнего почти теми же самыми чертами определяется у пророка Иезекииля (Ср. Дан.7:9–10 и Иез.1:26–27 ); о Мессии и Его вечном, праведном и мирном царствовании говорит Исаия и другие допленные пророки ( Ис.9:6–7 ; Пс.71:1 ). Учение об Ангелах составляет один из существенных пунктов ветхозаветной догматики. Допленные книги говорят об архистратигах и воинстве небесном ( Нав.5:14 ; Пс.102:20–21 ), об Ангелах народов и племен ( Исх.14:19 ; Исх.23:20 ; Исх.32:34 ), об Ангелах хранителях частных лиц ( Быт.16:7–9 ; Быт.19:1 ; Быт.21:17 ; Иов.33:23 и др.); не чуждо также им и учение о воскресении мертвых ( Иов.19:25–32 ; Ис.26:19, 21 ; Ос.13:14 ; Иез.37:3–14 ). Обычай трижды в день молиться Богу существовал задолго до плена ( Пс.54:18 ). К Иерусалиму и его храму, как месту пребывания Господа, должны были направлять свои молитвенные помыслы и пленные иудеи ( 3Цар.8:47–48 ; 2Пар.6:34 ). Что касается поста, то уже современник плена вавилонского – пророк Иезекииль также заботился о сохранении себя от осквернения пищею ( Иез.4:14 ). Со стороны своего содержания книга пророка Даниила разделяется на две части: историческую (1–6 гл.) и пророческую (7–12 гл.). В первой описываются жизнь пророка Даниила и современные ему события в вавилонском и мидо-персидских царствах, в коих он или его друзья принимали непосредственное участие; во второй излагаются бывшие ему видения и откровения о судьбе Иудеи и языческих царств, имевших влияние на историю народа Божия, от плена Вавилонского и до утверждения на земле Царства «святых Вышнего».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Не как, например, Ангел только заявляет о себе Ангел Господень, явившийся Моисею при Хориве. Он прямо называет Себя Богом Авраама, Исаака и Иакова; Он говорит, что имя Его „ Сущий“; Он посылает его к фараону и обещает вывести народ из земли Египетской ( Исх.3 ). Так и понял Моисей, что говоривший с ним был Сам Бог ( Исх.4:30 ). Значительно иначе заявляют о себе явившиеся Ангелы там, где они действительно только Ангелы. Так, явившийся Иисусу Навину называет себя только вождем воинства Господня, чем и указывает ясно на свое только Ангельское достоинство ( Нав.5:14 ). Ни Гедеон, ни Маной тоже не видят Бога в явившихся им Ангелах. Несмотря на то, что, как от Гедеона, так и от Маноя, Ангел требовал, чтобы принесена была жертва, и тот и другой ясно сознают, что приносимая ими жертва есть жертва не явившемуся, а Господу. Увы мне, Владыка, Господи, взывает Гедеон, потому что я видел Ангела Господня лицом к лицу ( Суд.6:22 ). Тогда Маной узнал, говорится в книге Судей, что это Ангел Господень ( Суд.13:21 ). Что, наконец, как не посольство простого Ангела имел в виду Авраам, когда говорил рабу своему: Господь Бог неба пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему оттуда (из Месопотамии) ( Быт.24:7 ). Все приведенные факты достаточно говорят, что никакого объединения Бога с Ангелами у евреев не было, что евреям известны были, помимо явлений Самого Бога, явления Ангелов Его, и что как повествовавшие о таких явлениях, так и удостаивавшиеся их, ясно сознавали, когда говорил Сам Бог и когда – Ангел Его. Можно, конечно, встретить места, где, вследствие применения обычая посланных объединять себя с пославшими их, трудно различить кому принадлежит речь, пославшему или посланному, но это уже дело экзегетики. б) Учение об Ангелах заимствованием из других религий быть не могло. Единственная религия, с которой имеет библейская Ангелогия некоторое сходство, есть религия Персидская или Зороастрова; но если бы, действительно, религия Зороастрова имела влияние на появление учения об Ангелах, то это учение должно было бы находиться только в той письменности, какая появилась во времена плена; между тем учение об Ангелах проходит, начиная от книги Бытия, чрез всю священную письменность.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

После столь многочисленных свидетельств нельзя сомневаться в существовании ангельского мира. Следует признать совершенно безосновательным мнение протестантской библейской критики о том, что учение об Ангелах почерпнуто евреями из персидской религии во время Вавилонского плена. Упоминание об Ангелах проходит через всю Библию , включая древнейшие ее книги, написание которых предшествовало переселению евреев в Вавилон. Кроме того, имеются существенные различия между персидским и богооткровенным учением о бесплотных духах. 1 . Религия персов дуалистична, и, соответственно, добрые Ангелы происходят от доброго начала (Ормузда), а злые – от злого (Аримана). Библия же учит, что Единый Бог все сотворил «весьма хорошим», и только впоследствии часть Ангелов пала по своей воле. 2 . Духи персов двуполые, как и люди. По библейскому же учению, Ангелы бесплотны и не разделяются по половому признаку. 3 . Если персы поклонялись Ангелам так же, как Ормузду, то евреям всякое поклонение Ангелам было запрещено. Столь же неприемлемо мнение рационалистов, что Христос и Апостолы, говоря об Ангелах, только приспосабливаются к народным верованиям. Это было бы несообразно со святостью Спасителя и высотой Его учения. В Его устах не было лжи. Христос – воплощенная Истина. Вразумляя саддукеев, отвергавших Воскресение и бытие Ангелов, Господь говорит: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией. Ибо в Воскресении ни женятся, ни замуж выходят, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» ( Мф. 22:29–30 ). Если в Послании к колоссянам Апостол и предупреждает от чрезмерного или неправильного почитания Ангелов ( Кол. 2:18 ), то в этом же Послании он перечисляет некоторые степени ангельской иерархии, созданной Сыном ( Кол. 1:16 ), не оставляя сомнений в действительном бытии ангельского мира. 9. Происхождение Ангелов В Символе веры мы исповедуем Бога Творцом мира видимого и невидимого. Апостол Павел также пишет, что Сыном Божиим создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: Престолы ли, Господства ли, Начальства ли, Власти ли – все Им и для Него создано ( Кол. 1:16 ). Еще древние отцы Церкви, вопреки ложным гностическим теориям об Ангелах, как порождениях Божественной природы, совершенно ясно учили об их тварности.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

2) в 90 псалме, показывая безопасность каждого из живущих под покровом Вышнего и уповающих на всесильную Его помощь, Давид уверяет: не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих (ст. 10 и 11). Кто станет рассматривать сии изречения в отдельности, без соображения яснейших и прямых внушений, об Ангелах Хранителях каждого верующего, в Новом Завете: тому, конечно, не совсем легко перейти отсюда к заключению, что Давид выражает и внушает веру именно в особых Ангелов Хранителей каждого верующего. По-видимому, у Псалмопевца выражается только одна общая мысль, что Господь повелел и повелевает Ангелам Своим помогать людям благочестивым, защищать их от врагов и хранить от всякой опасности. Но, при свете наставления Христова ( Мф. 12:10 ) и учения Апостольского ( Евр. 1: 14 ; Деян. 12:15 ) об Ангелах Хранителях, даруемых от Бога каждому верующему и ищущему спасения, – никому не трудно уразуметь и в приведенных изречениях древнего провозвестника истины тоже учение собственно об Ангелах Хранителях, даруемых благостью Отца Небесного каждому верующему и ищущему спасения. Особенно примечательное изъяснение слов Псалмопевца встречается в творениях Василия Великого 23 . Есть мнение, по которому полагают, что и в благословении, данном сыновьям Иосифа Иаковом ( Быт 48:16 ) заключается также, как в приведенных изречениях Псалмопевца, указание на Ангела Хранителя. Но, по замечанию св. Афанасия Великого , там, где изрекается благословение от имени Божеских Лиц, неприлично под именем Ангела разуметь какого либо из сотворенных Ангелов, а необходимо иметь высшее понятие о Божеском Лице несозданного Ангела Завета – о Сыне Божием 24 . Кроме указанных свидетельств Псалмопевца, представляются еще довольно понятные свидетельства веры в Ангелов Хранителей в пророческой книге Захарии и в повествовании о Товите и Товии. В книге Пророка Захарии Пророк Захария, сподобившийся видеть и слышать Ангелов, имеющих не равное достоинство и служение, и самого Господа Вседержителя, свидетельствует многократно, что он ощущал еще особенную близость к себе Ангела, глаголавшего в нем, и от сего ближайшего и особенно содружного Ангела получал, как разрешение недоумений, так и наставление в руководство при своем служении. Так говорит Захария: се Ангел глаголяй во мне стояше, и ин Ангел исхождаше в сретение ему (2, 3), и вопросих, и рек ко Ангелу, глаголющему во мне, глаголя: что суть сия Господи? И отвеща Ангел, глаголяй во мне… (4, 4). И изъиде Ангел глаголяй во мне, и рече ко мне: воззри очима твоима, и виждь исходящее сие (5, 5). Подобное см. гл. 1:9,13,14,17,19; гл. 4:1,5; гл. 5:10; гл. 6:4–5. В повествовании о Товите и Товии

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Начинаю с святого Иоанна Дамаскина. Собственно, он один есть свидетель веский, намеренно рассуждающий о естестве ангелов, тогда как святой Макарий выражает свое мнение мимоходом. Мнение святого Дамаскина собственными его словами очень коротко, чем приведено только в «Слове о смерти», а в «Прибавлении» взято из Догматического богословия, — учебника, где оно, по требованию системы, выражено более перифразом. Но в отрывках что увидишь? Надо прочитать все учение святого Дамаскина об ангелах в связи, и откроется, что святой Дамаскин совсем не тех мыслей, каких держится новое учение. Таким образом, в Кн. 2 о православной вере, в гл. 3 читаем: «Он (Бог) есть ангелов творец и создатель, из несущего приведший их в бытие, по образу Своему сотворивший их — естество бестелесное, как бы дух некий и огнь невещественный, как говорит Божественный Давид: «творяй ангелы своя духи и слуги своя огнь палящ» (Пс. 103:4)». Заметьте эти слова: «естество бестелесное, как бы некий дух и огнь невещественный». Святой Дамаскин говорит здесь точь-в-точь словами святого Григория Богослова который, сказав: «как бы дух некий и огнь невещественный», и опасаясь, как бы кто не введен был этими словами в заблуждение и не приписал ангелам какой-либо вещественности, прибавил: «духом же и огнем называется естество сие (ангельское), частию как мысленное, частию как очистительное (а не как что-нибудь вещественное, хотя бы и тонкое); потому что и первая сущность (Бог) приемлет те же именования» (Сл. 28 в конце). Видите, какая мысль у святого Богослова? Как в Боге, когда именуется Он духом и огнем, не должно видеть что-либо вещественное, так ничего вещественного не должно видеть и в ангелах, когда они так же именуются. Такова же мысль и святого Дамаскина: то есть, и он не видел в ангелах ничего вещественного, так их называя. Далее тут же читается: «Итак, ангел есть естество мысленное, присно-движное, самовластное, бестелесное, Богу служащее, по благодати в природе своей бессмертие приявшее, какового естества вид и предел ведает один Творец. Бестелесным же и невещественным называется оно, поскольку поставляется в сравнение с нами: ибо все, будучи поставляемо в сравнение с Богом, единым несравненным, оказывается грубым и вещественным. Одно Божество есть собственно невещественно и бестелесно». Вот это и есть главное место, на котором думает опереться новое учение. Остановимся на нем всем вниманием, чтоб определить, есть ли тут решительное учение о телесности естества ангельского или нет. Я утверждаю, что такого учения здесь нет, и вывожу это утверждение, во-первых, из рассмотрения самого места, во-вторых, из сличения его с другими местами той же главы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2921...

В. Welte, Nachmosaisches im Pentateuch 1841 s. 85, ff. 136 Несправедливо, впрочем, Гофман, Рим (Alttest. Theol. s. 162) и другие утверждают, что вообще после времен Моисея и особенно у пророков Ангел Иеговы есть простое представление, относящееся к временам давнопрошедшим. Если Он не является внешним образом, то выступает в пророческих видениях. Это изменение внешней, исторической деятельности в визионерную, конечно, не говорит еще против реальности деятельности Ангела Иеговы и существования представления о Нем. 138 Томирис и Псаменит отвечают послам Кира, как бы были сами цари (Herod 1, 212; 3, 14). Кир обращается к послам Киаксара, как бы имел пред собою последнего (Delitzsch. Genes. 253). 140 1) «Важно в сказаниях об ангелах не то, – справедливо говорит преосвящ. Хрисанф (Религии древ. мира т. III, 126), – что явился ангел, а то, что Он – вестник Божий. Посланный имеет значение только ради пославшего и говорить в Его имя. Вот почему о словах и действиях ангелов говорится, как о словах и действиях Самого Бога; посланный иногда отождествляется с Пославшим». 143 Сандер замечает (Sander .Commentar zu den Briefen Iohannis, 1851 § 41): не должны ли ангелы, если они суть низшие существа, столь же смиренно, как в Апокалипсисе ( Откр. 19:10; 22:8 ), отклонять от себя неподобающее им богопочтение, которое принадлежит одному только Богу? Что за путаница была бы в слове Божием, если бы тварь говорила во имя Творца и таким образом себя отожествляла бы с Ним, не объявив наперед: это говорит Господь, пославший меня. 150 Многовековая экзегетическая традиция христианской церкви может указать слишком немного представителей того взгляда, что Божество явилось Аврааму только представительно – в тварных ангелах. По свидетельству Абене Ездры и Тостата, некоторые иудейские экзегеты видели в трех мужах – пророков, но взгляд этот едва ли заслуживает опровержения, в виду Быт. 18:1; 19:1–13 . Из отцов и учителей церкви Афанасий Великий  и Амвросий усматривали в образе трех странников явление 3 лиц Пресвятой Троицы; бл. Августин – явление трех ангелов, которые символически изображали Троицу, в которых познан быль Бог, как в пророках; мнение это, еще прежде Августина высказанное Кириллом Александр. и  Григорием Нисским , повторяют: Лира. Тостат, Cornelius a Lapide, Clericus, Grotius; из новых Hofmann, Rohling, Trip., Kurtz. Большинство отцов и учителей церкви в трех странниках усматривали двух ангелов и одного Господа. Так – Тертуллиан , Ириней Л., Евсевий, Иларий, Златоуст. В новое время божественную личность одного из трех явившихся Аврааму ангелов признают все, выше названные, представители понимания Ангела Иеговы в смысле Логоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

«Хорошо, говорит Ириней 421 , сказано в одном писании (в книге Пастырь, писанной Св. Ермою): прежде всего веруй, что един есть Бог, Который сотворил, совершил и привёл все из небытия в бытие (κ το μ ντος ις τ εναι). Обличая Гностиков, которые сотворение видимого мира и человека приписывали Ангелам, или подчинённым Эонам, – Св. Ириней говорит в одном месте: «Писание учит: и созда Бог человека, персть вземь от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни ( Быт.2:7 ). Итак, не Ангелы сотворили и образовали нас; Ангелы не могли сотворить образа Божия, и никто другой не мог сделать сего, кроме Слова Господня. Бог не имел в них (Ангелах) и нужды, чтобы сотворить то, что Он преднамеревался сотворить. Ибо всегда существует у Него Слово и Премудрость, Сын и Дух, чрез Которых и в Которых Он все сотворил свободно и добровольно, к Которым и обращается, когда говорит: сотворим человека по образу Нашему и по подобию» 422 . Здесь 1) сотворение мира и человека представляется общим делом Отца и Сына и Святого Духа 423 ; 2) Сыну и Духу Святому приписывается вечное бытие у Бога Отца: «всегда существует у Него Слово и Премудрость, Сын и Дух.» «И что Слово, то есть Сын,» говорит Ириней далее, «всегда было со Отцом, сие многим мы доказали. А что и Премудрость, то есть Дух, была у Него прежде всякого создания, о том говорится у Соломона: Притч.3:19–20. 8:22–25. 27–30 » 424 . Учение об Ангелах Об Ангелах Ириней говорит, что они существа бесплотные 425 , разумные и свободные 426 , что все они сотворены одним и тем же Богом, но некоторые из них отпали от своего Творца и присоединились к диаволу, который сначала сам отпал, а потом и других склонил к отпадению 427 . Сим решительно отпадшим духам определено вечное наказание: «о сем и Господь в Евангелии говорит сущим ошуюю: идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггеломв его ( Мф.25:41 ), показывая сим, что не человеку первоначально уготован огонь вечный, но тому, который обольстил человека, главе отпадения (principi abscessionis), и тем ангелам, которые вместе с ним сделались отступниками. Но справедливо подвергнутся вечному огню и те (из людей), которые подобно им (падшим ангелам) без покаяния и невозвратно закосневают в делах злобы» 428 . Учение о человеке

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Прямой путь служения ангелов Богу. Примеры непосредственного служения ангелов Богу из Священного Писания: видение пророком Исаией серафимов, непрестанно воспевающих песнь Богу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» ( Ис.6:2–3 ), аналогичные образы мы встречаем в Книге Откровения (4 и 7 главы), где говорится о животных, имеющих по шесть крыл и исполненных очей, которые служат пред престолом Божиим. «Ангелы созерцают Бога и это служит им пищей», – говорит прп. Иоанн Дамаскин («Точное изложение...», кн. 2, гл. 3). Через это созерцание они «почерпают по мере своих сил нужный для своего озарения свет и необходимую для укрепления в добре благодать. И таким образом возрастают в познании истины, утверждаются в добре и достигают своего назначения». Косвенный путь служения ангелов Богу. Примеры служения ангелов Богу в качестве орудий Промысла: разрушение Содома и Гоморры ( Быт.19:1–13 ), Ин.5:4 – ангел, сходивший в купальню Вифезда и возмущавший воду. Ангелы исполняют волю Вседержителя о стихиях мира, это наиболее явно видно из Откр.7:2, 14:18, 16:5 . Особенно ангелы содействуют делу нашего спасения. Закон на Синае был вручен Моисею при служении ангелов ( Втор.33:2 ; Деян.7:53 ). Ангелы принимали участие в деле нашего Искупления и в деле сохранения и распространения Церкви на земле. Все важнейшие события нашего Искупления совершались с участием ангелов. Благовещение, Рождество, бегство в Египет и возвращение из Египта, моление Спасителя о чаше, Воскресение Христово, Его Вознесение – все сопровождалось явлением ангелов. В жизни ранней Церкви также участвовали ангелы. Так, ангел вывел ап. Петра из темницы ( Деян.12:7 ). Ангелы-хранители народов и обществ и ангелы-хранители частных лиц. Об ангелах-хранителях народов и обществ в Священном Писании говорится очень немного. Все догматическое учение об ангелах-хранителях народов и обществ основано на 10 гл. Книги Даниила. Здесь говорится об ангелах – князьях иудейского, эллинского и персидского народов. Ангелы-хранители народов и обществ предстательствуют пред Богом и неведомыми нам средствами направляют эти народы или общества к назначенной Промыслом цели.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010