Источник этого движения вперед заключался не в натуральной эволюции духовной жизни Израиля, но в непрестанной просвещающей, усовершающей и воспитывающей деятельности Промысла в отношении к народу – носителю Откровения. Все в целом учение об ангелах в Ветхом Завете запечатлено печатью дивного Божественного снисхождения к человеческой восприемлемости, и это-то снисхождение с неизреченной мудростью педагогии постепенно более и более одухотворяло небесные ангельские явления и откровения людям, возвышая вместе требования нравственной чистоты и духовности от последних для принятия тех откровений: в древнейшее время говорится, например, о вкушении чувственной пищи ангелами, являвшимися людям, о борении Ангела с человеком – так осязательно-конкретны были явления ангелов в то время, позднее читаем о явлениях ангелов в ореоле небесной возвышенности, неземного величия... Если же факт поступательного движения в раскрытии ветхозаветного библейского учения об ангелах (как и в раскрытии богооткровеннаго содержания ветхозаветной религии вообще) не подлежит сомнению, то применимость в библейско-богословском изложении этого учения метода исторического не требует оправдания или доказательства: в том ведь и существенное отличие библейского богословия от систематической догматики, что первое излагает вероучительный материал в его исторической последовательности и обстановке, а последняя – более или менее отрешенно от того и другого. Не столь существенно применение исторического метода изложения к тем библейским данным об ангелах, которыя касаются вышеземной, премирной сферы деятельности ангелов 3 . Изображая по преимуществу деятельность ангелов в мире видимом, вдохновенная мысль богопросвещенных писателей время от времени приподнимает завесу и на премирную деятельность ангелов, – на премирное служение их Богу духов. Представляя здесь ангелов в непосредственной близости Божества, всегда созерцающими Его славу и песнословящими Его бесконечное совершенство, пророческая мысль с очевидностью выражает ту истину, что ангелы суть существа высшие человека, ближайшие к Богу и совершеннейшим образом служащие Ему в небесной области бытия, при чем между этими первенцами создания Божия существуют различные степени совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Русские исследователи тоже расходились во мнениях. Еп. Агафангел считал, что книга Иова написана во время Моисея; еп. Ириней и проф. П. Юнгеров полагали, что книга написана перед вавилонским пленом, а архиеп. Рижский Филарет (Филаретов) в своем солидном исследовании о книге Иова высказывал мнение об ее послепленном происхождении. Мнение о позднем, послепленном происхождении кн. Иова обычно подтверждают тем, что язык ее содержит много арамеизмов, а в содержании проводится пророческая идея личной ответственности человека перед Богом, впервые возвещенная Иеремией и Иезекиилем. Кроме того, признаком послепленной эпохи считается критикой учение об ангелах и о сатане. В книге пророка Захарии (3:1) и в 1 Паралипоменон (21:1) сатана изображается такими же чертами, как и в книге Иова. Приведенные разногласия библеистов свидетельствуют о трудности определения даты и автора кн. Иова. Наиболее вероятным следует признать мнение о допленном происхождении ее, основанное на следующих аргументах: а) Праведный Иов упоминается в книге пророка Иезекииля вместе с двумя другими великими праведниками древности, Ноем и Даниилом: «И если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог» ( Иез. 14:14 ). б) Учение кн. Иова об ангелах и сатане в действительности не является признаком ее послепленного происхождения, так как вполне согласуется с древним учением об ангелах в кн. Бытия (28:12; 32:1; 48:16); Исход (33:1–3); Царств ( 3Цар. 22:19 Псалмах (33:8; 90:11) и во всем Ветхом Завете. Идея злого духа встречается на первых же страницах Ветхого Завета в повествовании о грехопадении и будущем спасении прародителей ( Быт. 3 ). в) О древности книги Иова свидетельствует оригинальный текст ее, который содержит много темных мест, вероятно, вследствие большой древности этого текста. В переводе 70-ти, составленном в III – II вв. до P. Х., текст книги Иова значительно сокращен, по-видимому, по причине трудности перевода. Наличие же арамеизмов в еврейском тексте Иова можно рассматривать как признак работы соферов-книжников, возможно, старавшихся прояснить древний текст книги, заменяя устаревшие и малопонятные слова современными им арамейскими словами. Вопрос единства автора книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

С третьим [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что священное учение – это не одна наука; ибо, как доказал Философ 3 , одна наука исследует вещи, относящиеся к одному роду. Но Творец и сотворенное, о коих идет речь в священной науке, никак не могут принадлежать к одной категории. Поэтому ясно, что священное учение – не одна наука. Возражение 2. Кроме того, в священном учении говорится об ангелах, телесных тварях и смертных людях. Но все это – предметы различных философских наук. Отсюда ясно, что священное учение не может быть одной наукой. Этому противоречит то, что в Святом Писании сказано о нем как об одной науке: «Премудрость даровала ему познание святых» ( Прем. 10, 10 ). Отвечаю: священное учение – это одна наука. Единство способностей или навыков следует понимать в соответствии с объектом, но не материально, а с точки зрения формального определения объекта; например, человек, осел и камень суть единство с точки зрения формального определения «окрашенное»; сама же «окрашенность» является формальным объектом зрения. Из этого ясно, что поскольку Священное Писание рассматривает все вещи с точки зрения формального определения их как проявлений божественности, то все, что подпадает под формальное определение «проявление божественности», является объектом одной науки, а потому и включено в священное учение как в одну науку Ответ на возражение 1. Священное учение не рассматривает Бога и сотворенное как нечто одно, но в первую очередь говорит о Боге, о сотворенном же – лишь в той мере, в какой оно соотносится с Богом как со своей причиной и целью. Таким образом, единство данной науки не нарушается. Ответ на возражение 2. Ничто не препятствует тому, чтобы разделенные по какому-либо признаку низшие способности или навыки подпадали под [одну] высшую способность или навык, каковая [высшая способность или навык] присуща объекту с точки зрения более общего формального определения. Так, объект общего чувства является чувственным [как таковым], поскольку воспринимается как видимый и слышимый. Отсюда: общее чувство – это единая способность и относится к объектам всех пяти чувств. Подобным же образом и объекты различных философских наук могут изучаться на едином основании в той мере, в какой они явлены в божественном откровении. Отсюда ясно, что священное учение – одна божественная наука, единая, хотя и объемлет все вещи. Раздел 4. Является ли священное учение практическим знанием?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Употребление множественного имени: элогим – Боги и сочетание с сим именем слова, показывающего единство: сотворил, – подает мысль о намерении Бытописателя прикровенно изобразить триединство Творца. В слове сотворил указано единство Божества, сотворившего мир; в имени элогим означены равносильные и единосущные Лица Божества, Которым как в ветхозаветном, так и в новозаветном Писании приписывается сотворение мира (Напр. Пс. 32:6, 134:6, 103:24, 30 . Ин. 1:3 . Рим. 11:36 . Кол. 1:16 и 17. Быт. 1:3 . Иов. 33:4 ). Сообразность сего изъяснения с существом дела может быть подтверждена следующими замечаниями: 1) Если бы Бытописатель не имел в виду сокрыть здесь указания на равночестные Божеские Ипостаси в Творце мира, то для чего бы ему употреблять наименование Творца во множественном числе – Elohim – Боги, тогда как ничто не препятствовало ему или то же самое имя употребить в единственном числе (Eloa, сокращенно El) Бог 5 , или употребить другое из многих наименований Божиих, известных между Евреями 6 , или предпочтительно пред всеми употребить величественное имя Iehova – Сый Осуществитель, самим Богом открытое и Ему исключительно усвояемое ( Исх. 3:15 ), тем более, что сам же Моисей часто употребляет сие имя в других местах 7 . 2) Судя по обыкновенному порядку, для Бытописателя, знавшего наклонность Евреев к многобожию народов языческих, было бы безопаснее удержаться здесь от того наименования Божия, которое употребляется и о богах мнимых ( Исх. 18:11, 22:19 . Втор. 32:17 . Нав. 24:20 . 2Пар. 28:23 . Пс. 85:8 ), об Ангелах и сильных земли ( Пс. 137:1, 81:1, 96:7 . Исх. 21:6 ). Следует заключить, что он предпочел сие имя другим, по усматриваемому удобству сокрыть в нем указания на вечные и единосущные Божественные Лица, Которым равно принадлежит действие сотворения мира. 3) Что и вообще как Моисей, так и другие ветхозаветные писатели, говоря о Боге истинном, употребляют столь часто 8 сие множественное имя элогим – Боги не без сокровенной знаменательности, убеждаемся в этом их собственными изречениями, в которых, как бы в пояснение с таинственного значения сего имени, прилагаются к нему и другие слова, также множественные, а мысль о единстве Божестве охраняется другим именем Iehova – Осуществитель. Таковы изречения:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

О, если бы они тогда собрали к лику избранников Божиих и нас, Собор их с честью празднующих! Над всеми вышепоименованными девятью небесными чинами Ангелов чиноначальником и вождём поставлен Богом святой Архистратиг Михаил, как верный служитель Божий 7175 . Он во время пагубного впадения в гордость сатаны, его отступления от Бога и ниспадение в бездну, собрав все чины и воинства ангельские, велегласно воскликнул: – Вонмем, станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу! Вонмем, что потерпели те, которые были созданы вместе с нами и доселе вместе с нами были причастниками божественного света! Вонмем, как они ради гордости внезапно от света впали во тьму и с высоты низверглись в бездну! Вонмем, как спала с неба восходящая заутра Денница 7176 и сокрушилась на земле! 7177 Говоря так ко всему собору Ангелов он, стоя впереди, начал с серафимами и херувимами и со всеми небесными чинами славить Пресвятую, Единосущную и Нераздельную Троицу, Единого Бога, согласно воспевая торжественную песнь: «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» ( Ис.6:3 ). Таковое соединение святых Ангелов получило имя Собора ангельского, ибо они совокупно и единогласно славят Отца, и Сына, и Святого Духа, – Святую Троицу, Ему же и от нас земных да будет слава во веки. Аминь. Тропарь, глас 4: Небесных воинств архистратизи, молим вас присно мы недостойнии: да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны припадающыя прилежно, и вопиющыя: от бед избавите ны, яко чиноначальницы вышних сил. Кондак, глас 2: Архистратизи Божии, служителие божественныя славы, ангелов начальницы и человеков наставницы, полезное нам просите, и велию милость, яко безплотных архистратизи. 7168 Относительно указанных еретиков святой Епифаний Кипрский в книге «о ересях» сообщает следующее: «они назывались саторнилианами – от Саторнила, родоначальника этой ереси. Саторнил жил в Сирии, близ Данфиса, где впервые распространил свое учение. Деятельным помощником у него был Василид, который распространял это учение в Египте. Учение их об ангелах сводилось к следующему: семь ангелов создали мир и всё, что в мире. Творение человека произошло так: ангелы, собравшись вместе, замыслили и сообща создали человека, по подобию приникшего свыше светлого образа... Но, когда был сотворён человек, ангелы по бессилию своему не могли довершить его творение. Человек, лежал на земле и был принижен наподобие пресмыкающегося червя до тех пор, пока Всевышняя Сила, приникнув и умилосердившись, ради собственного Своего образа и вида, из милости послала искру Своей силы и таким образом ею восстановила и оживотворила человека. Эта искра – душа человека, которой непременно должно спастись».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

13. О жизни и деяниях святого Малахии (De vita et rebus gestis st. Malachiae, PL 182, 1073–1118). Малахия, архиепископ Армаский (Ирландия), был другом Бернарда и умер в Клерво в 1148 г. Трактат написан Бернардом по просьбе Конгана, аббата Инислунского, и цистерцианских монастырей Ирландии. Особенно ярко личность архиепископа изображена в 19-й главе трактата. К трактату присоединяется также Гимн о святом Малахии (PL 182, 1117–1118). 14. О размышлении (De consideratione, в 5-и книгах, PL 182, 727–808; далее О размышл.). Этот оригинальный трактат написан после неудавшегося второго крестового похода (кн. 1 — в 1149 г., кн. 2 — в 1150 г., кн. 3 — в 1152 г., кн. 4–5 немного позже) и представляет собой своего рода экзамен совести, предложенный Бернардом папе Евгению III как главе Западной Церкви. В трактате затрагиваются экклезиологические, историко-политические, нравственные и догматические вопросы (особен­но в кн. 5, где Бернард касается вопросов богопознания, триадологии, ангелологии, христологии и других). II. Вторая группа сочинений Бернарда Клервоского — Слова, или Проповеди (1115–1153 гг.). В ней можно выделить 4 подгруппы: 1. О времени (De tempore, PL 183, 35–360), включают 84 Слова. Тематика этой группы Слов разнообразна, например, на Господские и Богородичные праздники, воскресные дни, на Пс 90, о святых Иннокентиях и другие. 2. О святых (De sanctis, PL 183, 360–536), включают 43 Слова в память разных святых: святых Виктора, Малахии, Гумберта и других; в них затрагиваются темы заступничества святых; сюда же относится Слово на Рождество Пресвятой Богородицы (букв. О водопроводе, De aquaeductu) и похвалы брату Бернарда Герарду. 3. На различные темы (De diversis, PL 183, 537–748; далее Слова на разл. темы), включают 125 Слов, из которых Бернарду принадлежат 116 (остальные принадлежат другим лицам или их авторство спорно). 4. На Песнь песней (In Cantica canticorum, PL 183, 785–1193; далее На Песн.), серия из 86 Слов, представляет собой мистико-созерцательный комментарий, затрагивающий многие догматические вопросы. В частности, в Слове 5 Бернард различает четыре вида духов (Божий, ангельский, человеческий и животный); Слово 8 посвящено Святому Духу; в Слове 19 разбирается вопрос об ангелах и ангельской иерархии; в Слове 27 — вопрос о происхождении души; в Словах 41 и 52 излагается учение о созерцании; Слова 64–66 посвящены полемике с манихеями; в Слове 71 рассматривается вопрос единства Отца и Сына; в Слове 74 Бернард рассуждает о том, как Слово Божие посещает душу, которая есть Его невеста; в 80 Слове Бернард опровергает тринитарное учение Гильберта Порретанского; Слово 83 представляет собой гимн Божественной любви, охватывающей душу.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

3, 13-14). Во время освящения храма Соломонова священники внесли ковчег завета Господня во Святое Святых и поставили его под крылья больших херувимов, сделанных Соломоном, и покрывали херувимы сверху ковчег и шесты его, за которые он был носим (3 Цар. 6, 23-28; 8, 6. 7). На двух половинках дверей, сделанных из масличного дерева, через которые был вход из храма во Святое Святых и которые соответствуют царским вратам христианских храмов, Соломон сделал резных херувимов и пальмы и распускающиеся цветы, и двери и изображения на них покрыл золотом. На всех стенах храма он сделал также разные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов. Двери же из притвора (со двора) в храм или святилище были из кипарисового дерева, и на двух половинках их Соломон вырезал также херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом по резьбе (33 Цар. 6, 29-35, снес. Езек. гл. 41).В притворе храма на 10 подставах, на которых стояли десять медных умывальниц для омовения жертв, на стенках между наугольниками изображены были львы, волы и херувимы, как знамения силы и могущества (Исх. 7, 29. 36). Глава 3. Ветхозаветное учение об ангелах Итак, не подлежит сомнению, что в скинии свидения Моисеевой и в храме Соломоновом были изображения херувимов. Как же смотрят на них враги св. икон? Смотрят как на украшения храма наравне с пальмами и цветами. Это совершенно несправедливо. Как смотрели евреи на херувимов? Как на высшие, ближайшие к Богу, небесные ангельские силы. Ими, как на колеснице, носится Господь Саваоф. Царь Давид говорит о Господе Боге: и воспел на херувимов, и полетел, и понесся на крыльях ветра (Пс. 17, II; Дан. 3, 54). Особенно подробно изображена колесница херувимская св. пророком Иезекиилем по бывшим ему видениям (Иезек. гл. 1 и 10). На херувимах почивала слава Божия, с них сходила, по видению пророка, и опять на них возвращалась (Иезек 10, 4. 18). Посему и Апостол Павел херувимов, осенявших ковчег завета, называет херувимами славы (Евр. 9, 5). Евреи, следуя откровению Божественному, смотрели на ангелов, как на высшие существа, посредствующие между людьми и Богом (Быт.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

В третьих, в ней содержится исследование природы, т. е. говорится о небе и о том, что в нем находится, о земле и о том, что находится на земле, о животных, о стихиях, и вообще о всем творении Божием. В четвертых, здесь содержится пророчество о Спасителе, яснее всего о домостроительстве, о том, сколь оно было велико относительно Девы, сколь велико относительно воплощения, относительно даров, принесенных волхвами, бегства в Египет, возвращения оттуда, выступления на проповедь, учения, чудотворений, относительно синагоги, относительно зависти, коварного замысла на жизнь, предания, отведения в темницу, бичеваний, осмеяний, относительно креста, прободения рук и ног, разделения одежд по жребию, горького вкушения, испущения духа, гроба, воскресения, вознесения на небо, седения одесную, победы и царства над всем и над всеми. В пятых, в ней излагается о том, что было и будет после описанного выше, т.е. о призвании язычников, прославлении учеников, чудесах, подчинении вселенной евангелию, утверждении и возрастании Церкви, побед римлян, пленении иудеев, о том, что относится до второго и страшного пришествия Спасителя, и как оно ужасно в отношении будущего всеобщего воскресения, и суда, и воздаяния. В шестых, содержится богословствование об Отце, Сыне, и Духе. В седьмых, говорится о разумных тварях, т. е. об ангелах и демонах, об уме, о душе, о душевных способностях и наклонностях. В восьмых о том, каково должно быть нравственное воспитание, о добродетели, о зле, и подобных предметах. В девятых, о помыслах, о кознях демонов и о свойствах их, о врачевании страстей, о борьбе с ними и об искусстве борца. В десятых, в ней предлагается самое основательное и самое возвышенное учение о заповедях, не многим чем уступающее евангельским предписаниям. Глава 3. Высокое значение и польза Псалтири Вот общие отделы содержания псалмов, приведенные выше в числе десяти, они обнимают собою все содержание псалмов. Есть также и другие частнейшие подразделения их, каковы например: псалмы хвалебные, псалмы благодарственные, псалмы содержащие прошение или молитву о даровании просимого, утешительные, содержание побуждение к деятельности и наконец псалмы, содержащие искусство или правила добродетельной жизни; именно они не только побуждают делать или не делать то или иное, но и предлагают совет как относительно способа, так и времени деятельности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Теперь попробуем выяснить, насколько хорошо Игнатий знал об Иисусе и Его служении и опиралось ли его знание на записанные Евангелия или только на устное предание. Предупредим сразу, что свидетельства весьма скудны. Что касается синоптических Евангелий, наиболее точные параллели прослеживаются у Игнатия с Матфеем, а не, например, с Марком или Лукой. Тщательно пересказывая христианское учение в начале Послания к Смирнийцам,Игнатий пишет, что Иисус «был крещен Иоанном, чтобы всякая правда могла быть исполнена им» (1:1). Знаменательно, что из евангелистов только Матфей повествует о том, что Иисус, убеждая Иоанна крестить Его, говорит: «Так надлежит нам исполнить всякую правду» ( Мф.3:15 ). Позже, в том же письме, говоря о трудном и таинственном предмете (об ангелах, не верящих в кровь Христову), Игнатий бросает: «Вмещающий это да вместит» ( χωρν χωρετω, 6, 1). Ср.: «Кто может вместить это, да вместит» (о δυνμενος χωρεν χωρετω, Мф.19:12 ). Эти упоминания, как и примеры явных сопоставлений с Евангелием от Матфея (например, к Поликарпу 2:2 – . Ответ на вопрос, знал ли Игнатий Евангелие от Луки, во многом зависит от того, к какому выводу мы придем, рассмотрев такие отрывки: 11 Смирн 3:1–2 Для себя я знаю и верю в то, что Он был во плоти даже по воскресении. И когда Он явился им с Петром, Он сказал им: «Дотроньтесь до меня и осяжите меня, и увидите, что я не призрак (daimTnion) бестелесный». 11 Лк.24:39 Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите, ибо дух (pneama) плоти и костей не имеет, как вы видите у Меня. Трудно со всей определенностью сказать, цитирует ли здесь Игнатий Луку или какой–либо другой источник, устный или письменный. Если ассоциации с синоптическими Евангелиями весьма малочисленны, то отголоски четвертого Евангелия слышны довольно часто 157 . Ниже приводим некоторые из наиболее показательных примеров. 1) В письме к Магнезийцам (7:2) Игнатий говорит о Боге так: «Он показал себя через Своего Сына, Иисуса Христа, который есть Его Слово, изреченное из молчания 158 , который во всем снискал благоволение Пославшего Его». Здесь две достаточно очевидные косвенные цитаты из Евангелия от Иоанна (1:1 и 8:28–29).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

Часть вторая. История Товии. Глава 5. Отправление Товии в путь а) Товит вручает сыну расписку Гаваила и повелевает отыскать надежного спутника (ст. 1–3). б) Ангел Рафаил, под видом простого человека, вызывается быть проводником Товии (ст. 4–8). в) Престарелый Товит наводит справки о проводнике и договаривается с ним о плате (драхма в день – 21,5 коп.) (ст. 9–16). г) Отправление в путь и скорбь Анны, матери Товии (ст. 17–22). Ст. 13. Ангел Рафаил, принявший на себя образ обыкновенного путешественника, сказал Товиту; … я Азария, из рода Анании великого, из братьев твоих… Блаженный Августин , говоря о цели, с которой скрыл свою личность Ангел Рафаил, примечает, что, если бы, явившийся Товиту под образом юноши, объявил о себе, что он – Рафаил; тогда он всех поверг бы в трепет, а себя поставил бы в затруднение исполнить дело, которое поручил ему сам Господь Бог . Поскольку же Товит своей сострадательностью и милосердием заслужил сию милость от Господа, чтобы Ангел и ему принес исцеление, и сопутствовал его сыну, то и нужно было непременно, чтобы сей Ангел до времени скрыл свою личность в тайне. О самых именах Азарии, сына Ананиина, замечают, что они взяты были Ангелом отнюдь не случайно, а с особым смыслом. Азария с Еврейского языка значит «Бог помощник», Анания же – «Бог милосерд». Таким образом, имена эти, как нельзя более, шли к тому служению, которое надлежало выполнить Рафаилу, по повелению Божию, в отношении к Товиту. А, между тем, и другая цель достигалась сим; ибо Товит, зная некоторого достопочтенного человека с именем Азария, из рода первосвященнического, совершенно успокоился, насчет личности проводника сына своего. Ст. 21–22. …Товит сказал… жене своей, отпуская сына в далекое путешествие: …не печалься, сестра; он приидет здоровым... Ибо ему будет сопутствовать добрый Ангел... Эти слова Товита замечательны в том отношении, что в них выражается вера церкви ветхозаветной в доброе влияние Ангелов Господних, хранению и смотрению которых поручает Господь жизнь и благополучие людей. С особенной же подробностью и обстоятельностью учение об Ангелах-хранителях раскрыто в новом завете 1025 . В названии сестры, которое дает жене своей Товит, слышится дружеское чувство уважения, обыкновенно проникающее супружеские отношения между старцами. Притом же, Анна взята из отеческого рода Товитова 1026 . Глава 6. Приключение на пути к Екбатанам

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010