Глава I. Об определении, предмете, причине и цели Богословия § 1. Теология, что касается самого наименования, есть выражение греческое, состоящее из двух слов, Θες Бог и λγος речь, то есть, это – собеседование или рассуждение о Боге, точно так, как Физиология – рассуждение о природе, Астрология – рассуждение о звездах, Космология – рассуждение о мире и прочее в том же роде. На латинском языке не имеется собственного и столь удобно составленного наименования, но по-славянски самым естественным образом говорится Богословие. Конечно, это наименование родилось не у Христиан, а было использовано Греческими идолопоклонниками задолго до времен Христа, ибо, как пишет ФИРМИАН ЛАКТАНЦИЙ (Книга о гневе Божием, гл. 11), древнейшие Греческие писатели, которые с благоговением писали о своих богах, назывались Богословами, а их учение – Богословием. С большей справедливостью должно быть почтено именем Богословия Христианское учение, которое, разумеется, говорит об истинном Боге. Отсюда и Апостол Иоанн называется Богословом в надписании его Откровения. Равным образом ГРИГОРИЙ НАЗИАНЗИН заслужил имя Богослова преимущественно ради трех знаменитейших слов об Отце, Сыне и Святом Духе. И в Отеческих писаниях употребление этого наименования частое, вернее, каждое высказывание о Боге обыкновенно именуется Богословием. § 2. Но что до существа дела, то поскольку имеется точное и здравое знание о Боге и о Божественных вещах, постольку и мы можем определить и описать Богословие. Богословие – это учение о Боге, Которого следует познавать и почитать, данное Богом посредством Своего слова, для Своей славы и нашего спасения. Определение это – ясное, и подобно тому, как строятся определения других искусств и наук, состоит из предмета, причины деятельной и целевой. § 3. А именно, предметом Богословия является Бог . Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин.17:3 ). Уже мы видели выше 1 , что Богословие – это глаголы вечной жизни. И хотя здесь идет речь также о других вещах, – о падении и восстановлении человека, о Церкви, о добродетелях и пороках, об Ангелах и самом диаволе, и об иных еще более многочисленных вещах, – но это предметы вторичные, или, как называют Диалектики, прилагательные [attributa], о коих речь идет не ради их самих, но поскольку они, разумеется, обращены к лучшему познанию и почитанию Бога. Бог же – предмет первичный, или, как говорят, предмет определений [obiectum attributorum], Который, конечно же, рассматривается здесь ради Него Самого, и все – ради Него, как откроется ниже, где будет речь о цели Богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Аннотация В статье раскрывается учение о непрестанном плаче прп. Симеона Нового Богослова и его ученика прп. Никиты Стифата . Данное учение является одним из ключевых лейтмотивов, истоки которого мы находим у прп. Симеона Благоговейного и, шире, в студийской монашеской традиции. Для прп. Симеона Нового Богослова постоянный плач – высокое состояние подвижника, достигшего через очищение себя правильного созерцания окружающего мира и боговидения. Плач и слёзы – характерная черта не печали, а духовной радости, приобщённости благодатным дарам Святого Духа. Прп. Никита Стифат кратко повторяет основные тезисы прп. Симеона с определённой степенью детализации и в соотнесении с античной традицией, согласно которой плач и слёзы – проявление печали, которая, по новозаветной формулировке, может быть «печалью по Богу» или «печалью мира». Соотнесение учения о плаче и слезах с античной, по-преимуще-ству стоической, традицией характерно для прп. Никиты, учившего также о четырёх главных добродетелях и страстях. Преподобный Симеон недаром был назван Новым Богословом. Если свт. Григорий Богослов учил о Боге как о первом свете, об ангелах – как о вторых светах и о людях – как о третьих 1 , то прп. Симеон провозгласил важность не просто уподобления Богу, а достижения Бога как первого света через боговидение 2 . Согласно его духовному учению, видение или созерцание Бога – важнейшая добродетель, которую можно достичь через очищение себя покаянными слезами или плачем 3 . Видение приобретается в болезни и печали сердца, которая при этом оказывается величайшей радостью, утешением и удовольствием. В святоотеческой традиции до прп. Симеона подчёркивалась необходимость боговидения, но не так ярко, как у него – в полемике с богословской рациональной схоластикой и, можно сказать, со школьным богословием ради утверждения абсолютного императива идеала святости, которой нужно достичь при жизни 4 . Естественно, что при таком отношении добродетель плача (τ πνθος) должна была занять и действительно заняла центральное место в его аскетико-мистическом учении, тогда как восточные 5 и западные 6 авторы этого направления предшествующей эпохи или его современники 7 не рассматривают плач как центральное понятие. О плаче у прп. Симеона Нового Богослова писал, в частности, Н.М. Хунт 8 , особо выделяя пенитенциарный аспект плача. В настоящей статье будет предложен комплексный взгляд с акцентом на плаче как на добродетели. 1. Связь учения о плаче прп. Симеона Нового Богослова с учением прп. Симеона Благоговейного и прп. Феодора Студита

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Глава II. Учение частное. I. Творение мира невидимого или ангельского § 11. Понятие об ангелах. Состав учения о Боге – Творце мира ангельского Первое место по времени сотворении и высшее по совершенствам своей природы в сотворенном бытии принадлежит миру духовному или ангелам Божиим. Наименование «ангел» (γγελος, евр. maleach), по производству слова, есть наименование служения, должности, а не природы, и означает собственно посланника или вестника. Посему в св. Писании оно усвояется иногда людям, то как человеческим посланником или вестником (напр. Быт.32:3 ; Числ.20:14 ; Суд.11:12 ; 1Цар.16:19; 19:11 ; Притч.16:14 ; Ис.18:2; 30:4; 33:7 и др.), то как посланникам или вестникам Божьим. В последнем смысле у пр. Малахии священник называется ангелом Иеговы Господа сил ( Мал.2:7 ). Тот же пророк Предтечу Господа Иисуса Христа называет ангелом (3:1), каковое название подтверждает и И. Христос: Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим ( Мф.11:10 ). Сам Сын Божий, являвшийся в ветхом завете в образе Ангела Иеговы, у того же пророка (по домостроительству) именуется Ангелом Завета ( Мал.3:1 ). Наименование ангела усвояется и некоторым другим пророкам ( 2Пар.36:15–16 ; Агг.1:13 ), равно и апостолам ( Лк.9:52 ), а в откровении св. Иоанна и преемникам апостольским – епископам ( Откр.2:1, 8, 12; 1:20 ). Прилагается это наименование даже к стихиям мира, как орудиям воли Божией, напр. в словах Псалмопевца: Ты творишь ангелами Твоими духов ( Пс.103:4 ). 62 Но в собственном смысле ангелами в св. Писании называются особенные создания Божии, отличные от человека и видимой природы, существа личные (а не какие-либо бездушные силы природы), одаренные разумом и свободою, бесплотные и бессмертные, превосходнейшие человека, но служебные в отношении к Богу. Существом откровенного учения и в виду существующих ложных мнений, при изложении учение о Боге, как Творце мира ангельского, требуется раскрыть положения о действительном бытии ангелов, их происхождении и природе, числе, разностях по степени приближения к Богу и их назначении. 63 § 12. Бытие сотворенных духов или ангелов

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Глава вторая ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ ОБ АНГЕЛАХ Мы знаем со слов Самого Христа, что в момент смерти душу встречают Ангелы: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (Лк. XVI, 22). Также из Евангелия мы знаем, в каком виде являются Ангелы: Ангел Господень... вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег (Мф. XXVIII, 2—3); юноша, облеченный в белую одежду (Мк. XVI, 5); два мужа в одеждах блистающих (Лк. XXIV, 4); два Ангела в белом (Ин. XX, 12). На всем протяжении христианской истории явления Ангелов всегда имели вид БЛИСТАЮЩИХ ЮНОШЕЙ, ОБЛЕЧЕННЫХ В БЕЛОЕ. Иконографическая традиция явления Ангелов всегда на протяжении веков согласовывалась с этим: изображались только лишь такие блистающие юноши (часто с двумя крыльями, которые, конечно, являются символическими и при явлении Ангелов обычно не видны). Седьмой Вселенский Собор в 787 г. постановил, что Ангелы должны всегда изображаться только в одном виде, как мужи. Западные купидоны Ренессанса и последующих периодов вдохновлены язычеством и не имеют ничего общего с настоящими Ангелами. И на самом деле, современный римско-католический (и протестантский) Запад далеко отошел от учения Священного Писания и раннехристианского предания не только в художественном изображении Ангелов, но и в самом учении о духовных существах. Понимание этой ошибки для нас существенно, если мы хотим действительно понять подлинное христианское учение о посмертной судьбе души. Один из великих отцов недавнего прошлого, епископ Игнатий Брянчанинов (+ 1867), увидел эту ошибку и посвятил целый том собрания сочинений ее выявлению и изложению истинного православного учения по этому вопросу (т. 3. Изд. Тузова, СПб., 1886). Критикуя взгляды образцовой римско-католической богословской работы XIX века (аббат Бержье “Богословский словарь”), епископ Игнатий отводит значительную часть тома (стр. 185—302) борьбе с современной мыслью, основанной на философии Декарта (XVII в.), что все вне царства материи просто принадлежит царству чистого духа. Такая мысль, в сущности, помещает бесконечного Бога на уровень различных конечных духов (Ангелов, бесов, душ умерших). Эта мысль особенно широко распространилась в наше время (хотя придерживающиеся ее и не видят всех ее последствий), и во многом объясняет заблуждения современного мира в отношении “духовных” вещей: большой интерес проявляется ко всему, находящемуся вне материального мира, и в то же время часто почти не проводится различие между Божественным, ангельским, бесовским и просто результатами необычных человеческих возможностей или воображения.

http://pravoslavie.ru/put/shagi/rose_sad...

В ст. 4–5 пророк вспоминает об Иакове, по имени которого он в ст. 3 назвал народ. Упоминание пророка о проатце еврейского народа понимают различно. По мнению некоторых комментаторов (Умбрейт, Гитциг, Новак), пророк хочет сказать, что с самого начала, еще в лице своего родоначальника, запинавшего брата своего и боровшегося с Богом, Израиль проявлял обман и насилие ( Быт 25.26, 32.25–29 ). Но плач и мольбу Иакова ( «плакал и умолял Его») пророк не мог считать выражением хитрости или насилия со стороны Иакова. Поэтому другие толкователи понимают упоминание пророка об Иакове в ином смысле, именно в том, что своим стремлением к первородству и к получению через это благословения Божия, и своей борьбой с Богом, в которой Иаков победил через плач и мольбу, «праотец оставил пример подражания и залог спасения для тех, которые носят его имя» (Бродович). Вместо слов «возмужав» (beono – в крепости, постигнув силы) «боролся с Богом» в слав.: «труды своими укрепе к Богу»; евр. sarah бороться, состязаться ( Быт 32.28 ) LXX перевели через ενσχυσε – пришел в силу, укрепился. Он боролся с Ангелом – именно с Ангелом Иеговы, который есть не кто иной, как сам Бог или божественный Логос в его ветхозаветном действовании ( А. Глаголев , Ветхозаветное библейское учение об Ангелах К. 1900). «Плакал и умолял Его» (в слав. «Ми»): полагают, что пророк восполняет здесь повествование кн. Бытия ( Быт 32.24–29 ) на основании слов самого же Бытописателя: Иаков сказал «не отпущу тебя, пока не благословишь меня». В Вефиле он нашёл нас, и там говорил с нами. Речь идёт о патриархе Иакове, но Иаков рассматривается как носитель всего Израильского народа; поэтому пророк и употребляет местоимение 1-го лица, мн. ч. ( «нас», с нами). Мысль пророка та, что данные в Вефиле Иакову, по возвращении его из Месопотамии обетования принадлежат и народу Израильскому. – LXX поняли слова пророка прямо о народе и потому перевели: «в дому онове (в Вефиле) обретоша Мя». – Один из новых комментаторов (Гоонакер) считает ст. 3–4 народной песнью, в которой говорится о славе Израиля и которую пророк влагает в уста народа. Дальнейшие слова – ответ пророка на эту песню.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

свящ. Иоанн Жилов Введение в православный катехизис Предварительные понятия Понятие о православном Катехизисе . Слово Катехизис, по переводу с греческого языка, значит оглашение – устное наставление, а по употреблению с первых времен христианства этим именем обозначается первоначальное наставление в истинах христианской веры, необходимое для всякого христианина ( Лк.1:4 ; Деян.18:25 ) 1 . Православный 2 катехизис есть наставление в православной христианской вере, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души. Что необходимо для угождения Богу и спасения души? Если кто желает угодить Богу и спасти свою душу, тот должен, во-первых, иметь познание истинного Бога и правильную веру в Него; во-вторых, должен жить согласно с этой верой, совершая добрые дела. Вера нужна потому, что без веры, как свидетельствует слово Божие, не возможно угодити Богу ( Евр.11:6 ). А добрые дела должны быть неразлучны с верой потому, что вера, говорит апостол Иаков ( Иак.2:20 ), без дел мертва есть (то есть лишена жизненной силы, и потому недействительна и не может спасти человека). Понятие о вере и отличие ее от знания . Вера, как душевное состояние, по объяснению ап. Павла ( Евр.11:1 ), есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых (осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом) 3 , то есть, вера есть уверенность в невидимом, как бы в видимом, в желаемом и ожидаемом, как бы в настоящем. Вера имеет некоторое сходство со знанием: она доставляет нам понятия о предметах. Но между верой и знанием есть и коренное различие: 1) знание дает понятие о предметах, видимых и постигаемых, поддающихся исследованию внешних чувств и разума (например, понятие о дереве, любви, гневе и т. п.), а вера дает понятие о предметах невидимых и даже непостижимых разумом, как, например, о Триедином Боге, об ангелах, воплощении Сына Божия, благодати Божией, загробной жизни; 2) знание основывается на научном наблюдении предмета или исследовании его путем опыта, а вера – на доверии к свидетельству истины; например, вера в воскресение мертвых основывается на нашем доверии к свидетельству Спасителя, говорившего истину; 3) знание принадлежит собственно уму, хотя может действовать и на сердце (например, понятия о прекрасных произведениях искусства, красотах природы затрагивают наше чувство), истины же веры, хотя и начинаются в мыслях, принадлежат преимущественно сердцу, потому что они не могут быть вполне постигнуты нашим разумом, но доступны восприятию и усвоению главным образом сердцем; так, размышление о том, что на земле часто грешники благоденствуют, а добродетельные люди страдают, приводит нас к признанию той истины веры, которая обычно воспринимается живо сердцем, именно, что должна быть и действительно существует загробная жизнь, где праведный Судья – всесвятой Бог воздает каждому по его заслугам.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

К.Попович Содержание I. Краткий очерк жизни и церковно-практической деятельности св. Софрония II. Перечень всех дошедших и не дошедших до нас творений св. Софрония с указанием подлинных и неподлинных 1. Святой Софроний, как богослов I. Свойства Божии II. О Троице III. Учение св. Софрония об ангелах IV. Творение и падение первых людей V. Воплощение Сына Божия VI. Кончина века, воскресение мертвых и страшный суд 2. Святой Софроний, как проповедник I. Общий характер проповедей св. Софрония II. Отличительные особенности проповедей св. Софрония III. Обзор содержания проповедей святого Софрония IV. Проповеди панегирического характера V. Внешние приемы изложения в проповедях св. Софрония 3. Св. Софроний, как песнописец I. Внутренний характер покаянных песнопений св. Софрония и содержание их II. Внутренний характер и содержание песнопений св. Софрония на дни от св. Пасхи до Вознесения III. Внешняя сторона песнопений св. Софрония. IV. Анакреонтические стихотворения св. Софрония а. Стихотворения исторического характера б. Стихотворения лиро-эпического характера в. Метрическая сторона стихотворений св. Софрония О господине кандидате Павле и о скончавшейся в Боге матери его Марии (XXII). XIX. На Вознесение и о самом себе     Между иерархическими лицами восточной Церкви 6 и 7-го в. св. Софроний безспорно занимает одно из самых видных мест. Это место дают ему его благочестие, учёность и необыкновенная ревность в защищении чистоты православной веры, подвергавшейся искажению со стороны еретиков. О благочестии св. Софрония весьма красноречиво говорят его жизнь и его писания. Об учености св. Софрония свидетельствует название «софист» или философ, данное ему современниками и носимое им и в монашеском сане. Ученость св. Софрония тем более заслуживает внимания, что он жил в такое время, когда вследствие разных неблагоприятных обстоятельств просвещение вообще и в частности духовное находилось в большом упадке. Необыкновенное ревнование св. Софрония о чистоте православной веры подтверждается с одной стороны его творениями, а с другой – его деятельностью против монофелитской ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Святитель Григорий очень редко обращается к учению о Святой Троице, хотя постоянные контакты с варварскими народами, исповедовавшими арианство, казалось, требовали адекватной православной реакции. По мнению святителя Григория, вера в единого Бога Троицу (Гом. Иезек. II.8.11) 4 была общей для святых писателей Ветхого и Нового Завета. Так же как и святитель Афанасий Великий, он замечает, что в видении пророка Исайи (Ис 6:3) херувимы повторяли “Свят” три раза, чтобы указать на Троицу Лиц, и один раз “Господь Бог Саваоф”, чтобы указать на единую сущность Святой Троицы (Гом. Иезек. II.4.7; Толк. Иов. XXIX.31) 5 . Еще яснее тайна Святой Троицы открылась в Новом Завете. Крещальная формула, данная Самим Спасителем, указывает на Три ипостаси и единую сущность (Письма. I.43). Кроме единой сущности, святитель Григорий исповедует в Святой Троице единую силу (Гом. Еванг. 24.4). Сын Божий, Божия Сила и Премудрость, получает свое ипостасное бытие через рождение (oriendo, Толк. Иов. XXX.4.37) 6 . Он родился от Отца прежде всех времен, а точнее — вечно (Толк. Иов. XXIX.1.1). Сын во всем равен Отцу (Гом. Еванг. 25.6). Святой Дух получает Свое ипостасное бытие через исхождение (Толк. Иов. XXX.4.37). В учении об этом исхождении у святителя Григория нет полной ясности. Иногда он говорит, что Святой Дух прежде всех веков исходит от Отца (Там же. XXIX.31.74), а также что Он, исходя от Отца по Божеству, получает то, что принадлежит Сыну по домостроительству (Там же. V.36.65). Иногда святитель Григорий говорит, что Дух Утешитель вечно исходит от Отца и Сына (Диал. II.38). Это происходит из-за того, что святитель Григорий по-западному смешивает теологический и икономический аспекты учения о Святом Духе, в результате чего получается, что послание (missio) Его (то есть Духа) в мир есть само исхождение, которым Он исходит от Отца и Сына (Гом. Еванг. 26.2). Как Дух Обоих, то есть Отца и Сына, Он единосущен и равен Им Обоим (Гом. Еванг. 30.3; 26.2). Так же, как Сын по времени не “последствует” Отцу, так и Отец и Сын по времени не предшествуют Святому Духу, но Дух Им совечен (Толк. Иов. XXX.4.37). 2. Учение об ангелах

http://pravmir.ru/bogoslovie-svyatitelya...

Душа после смерти: Глава 10. Краткое изложение Православного учения о посмертной судьбе души В первых девяти главах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти, противопоставляя их широко распространенному современному взгляду, а также появившимся на Западе взглядам, которые в некоторых отношениях отошли от древнего Христианского учения. 18 июня, 2008 В первых девяти главах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти, противопоставляя их широко распространенному современному взгляду, а также появившимся на Западе взглядам, которые в некоторых отношениях отошли от древнего Христианского учения. Душа после смерти: 3, 9, 40 дней — что значат эти цифры? Что мы можем сделать для умерших? Об этом мы поговорим в данной статье! Душа после смерти: Глава 10. Краткое изложение Православного учения о посмертной судьбе души Душа после смерти: Глава 1. Некоторые аспекты современных опытов Душа после смерти: Глава 2. Православное учение об ангелах Душа после смерти: Глава 3. Явления ангелов и бесов в час смерти Душа после смерти: Глава 4. Современный опыт «Неба» Душа после смерти: Глава 5. Воздушное царство духов Душа после смерти: Глава 6. Воздушные мытарства Душа после смерти: Глава 7. Опыты «выхода из тела» в оккультной литературе Душа после смерти: Глава 8. Подлинные христианские опыты неба Душа после смерти: Глава 9. Смысл современных «посмертных» опытов В первых девяти главах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти, противопоставляя их широко распространенному современному взгляду, а также появившимся на Западе взглядам, которые в некоторых отношениях отошли от древнего Христианского учения. На Западе подлинное христианское учение об Ангелах, воздушном царстве падших духов, о природе общения людей с духами, о небе и аде было потеряно или искажено, в результате чего имеющие место в настоящее время «посмертные» опыты получают совершенно неверное толкование, Единственным удовлетворительным ответом на эту ложную интерпретацию является православное христианское учение.

http://pravmir.ru/dusha-posle-smerti-gla...

Душа после смерти: Глава 7. Опыты «выхода из тела» в оккультной литературе 9 июня, 2008. Иеромонах Серафим (Роуз) Исследователи современного «посмертного» опыта почти неизменно обращаются за пояснением этих случаев к той форме литературы, которая утверждает, что основана на опыте «выхода из тела», — к оккультной литературе с древнейших времен, от египтян и тибетской «Книги мертвых», и вплоть до оккультных учителей и экспериментаторов наших дней. С другой стороны, едва ли кто из этих учителей обращает серьезное внимание на православное учение о жизни и смерти или на библейские и святоотеческие источники, на которых оно основано. Почему же так? Душа после смерти: Глава 1. Некоторые аспекты современных опытов Душа после смерти: Глава 2. Православное учение об ангелах Душа после смерти: Глава 3. Явления ангелов и бесов в час смерти Душа после смерти: Глава 4. Современный опыт «Неба» Душа после смерти: Глава 5. Воздушное царство духов Душа после смерти: Глава 6. Воздушные мытарства Исследователи современного «посмертного» опыта почти неизменно обращаются за пояснением этих случаев к той форме литературы, которая утверждает, что основана на опыте «выхода из тела», — к оккультной литературе с древнейших времен, от египтян и тибетской « Книги мертвых «, и вплоть до оккультных учителей и экспериментаторов наших дней. С другой стороны, едва ли кто из этих учителей обращает серьезное внимание на православное учение о жизни и смерти или на библейские и святоотеческие источники, на которых оно основано. Почему же так? Причина очень проста: христианское учение идет от Божьего откровения человеку о судьбе души после смерти и делает упор, главным образом, на конечном состоянии души на небе или в аду. Хотя существует также и обширная христианская литература, описывающая, что происходит с душой после смерти, и основывающаяся на полученной из первых рук информации о «посмертном» опыте или выходе из тела (как показано в предыдущей главе о мытарствах, эта литература определенно занимает вторичное место в сравнении с основным христианским учением о конечном состоянии души). Литература, основанная на христианском опыте, полезна, главным образом, для уяснения и более наглядного представления важнейших моментов христианского учения.

http://pravmir.ru/dusha-posle-smerti-gla...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010