Глава первая. Ангел Иеговы ( Maleach Iehovah) 16 Богословско-литературная история вопроса об Ангеле Иеговы; критический обзор главных направлений в решении вопроса о существе Его и установление оснований для положительного изложения библейских воззрений о предмете Именем Ангела Иеговы, на библейском языке , называется тот, стоящий в тесной связи с ветхозаветными богоявлениями вообще, Ангел или вестник Иеговы, Бога Завета, который, по изображению преимущественно древнейших библейских книг, – частично книг и более позднего происхождения, – представляется существом божественной природы и достоинства, существом, обладающим божественными свойствами и проявляющим божеские действия. Таким Он с особенною выразительностью выступает в истории великих патриархов Авраама и Иакова; затем, хотя не с тою же определенностью, – в веке Моисея и Иисуса Навина и в период Судей. С этого времени в Библии нет сообщения о внешнем (объективном) явлении ( , ραμα Исх. 3:3 ) этого таинственного существа людям. Позднее Он выступает в пророческих видениях и, наконец, делается предметом пророческих предсказаний. Для ветхозаветного библейского богословья существенную важность имеет вопрос: кто этот Ангел Иеговы, являвшийся патриархам и в дальнейшей истории Израиля, а потом бывший предметом пророческих учений и созерцаний, – есть ли он один из ангелов тварных, или есть существо божественной природы – Логос в смысле позднейшей теологии? В частности, важность этого вопроса для ветхозаветной христологии очевидна сама собою. Понимание явлений Ангела Иеговы в смысле явлений лица божественного дает возможность установить органический генезис мессианской идеи в Ветхом Завете. В самом деле, возможность появления спекулятивного учения о божественном Слове и Премудрости и пророческих вещаний о Мессии-Боге вполне понятною может быть только при том предположении, что обеим этим фазам развитая мессианской идеи предшествовало историческое воззрение библейских писателей об участии в основании и устроении ветхозаветной теократии не только Бога Завета – Иеговы, но и особенного божественного деятеля, Ангела Иеговы – Логоса, по более поздней библейской терминологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Глава 7 1. Краткая беседа Суламиты с иерусалимскими женщинами. 2–10a. Соломон еще раз восторженно превозносит похвалами свою возлюбленную. 10б-14. Суламита твердо, без всяких колебаний, исповедует свою искреннюю любовь к другу своему и свою безраздельную привязанность ему. Песн.7:1 .  «Оглянись, оглянись, Суламита! оглянись, оглянись, – и мы по­смотрим на тебя». Что вам смотреть на Суламиту, как на хоровод Манаимский? В этом стихе и только здесь невеста книги Песни Песней названа по месту своего рождения Суламита, LXX: Σουναμιτις – nomen gentilicum от имени Сунем евр. Шунем или Сонам – города в Иссахаровом колене ( Нав 19.18 ; 1Цар 28.4 ; 4Цар 4.8 ), родины Ависаги ( 3Цар 1.3 ) и женщины благотворительницы прор. Елисея ( 4Цар 4.8 ); теперь селение Солом к сев. от Зерын (Иезреель), Onomast. 690. Этим именем называют невесту женщины иерусалимские, выражая, вероятно, оттенок восхищения ее красотою. В ответ им Суламита скромно в виде взаимного вопроса, смысл которого таков: «стоит ли такого внимания скромная деревенская девушка, жительница незнатной Галилеи? она ведь не есть что-либо достопримечательное вроде, напр., хоровода Манаимского». Манаим или Маханаим – город на восточной стороне Иордана в колене Гадовом ( Нав 13.26, 30 ; 2Цар 2.8, 12, 29 и др.), его отождествляют с развалинами Махнех к северу от Иавока (Onomast. 668). Названием своим местность эта была обязана имевшему некогда здесь место чудесному явлению – виденному патриархом Иаковом ополчению Ангелов ( ( Быт 32.2–3 ). См. у проф. свящ. А. Глаголева . Ветхозаветное библейское учение об Ангелах. Киев. 1900, с 206, 210). LXX, Vulg. слав. дают нарицательное значение рассматриваемому слову: Σουναμιτις, chori castrorum, лики полков. Смысл сравнения не вполне ясен: сведений о хороводах Маханаима мы не имеем. Заслуживает лишь полного внимания мнение (О. Цекклера и др.), усматривающее здесь историческое воспоминание об упомянутом уже небесном ангельском ополчении, явившемся Иакову при возвращении его из Месопотамии ( Быт 32.2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Аккарон, евр. Екрон, LXX: κκαρν, Vulg. Ассогоп, – город в самой северной из пяти областей филистимских ( Нав.13:3 ), следовательно очень близкий к резиденции царей израильских – Самарии; первоначально назначен был в удел колену Иудину ( Нав.15:45 ), затем Данову ( Нав.19:43 ), но постоянно находился в руках филистимлян ( 1Цар.6:17 ; ср. Иер.25:20 ; Ам.1:8 ); теперь отождествляют с деревушкой Акир между Ямниею (Иебна) и Яффою. (Onomast 61. Robins. Palast. III, 230). Название филистимского божества Ваал-Зевув, «баал или бог мух» или «бог-муха» (LXX в данном месте передают: Βαλ μυαν, Симах Βεεαξεβουλ, как позже и в Евангелии, Мф.10:25 ; Мф.12:24,27 ; Мк.3:22 ; Лк.11:15,18 ; у Акилы согласно с евр. ζεβοβ, также в Вульгата: Beelzebúb) объяснятся двояко: 1) или (по Гезению, Эвальду и др.) «отвратитель мух» – deus averruncus moscarum, подобно почитавшемуся в Элиде Ζες ποριας (миф о Геркулесе, который, принося жертву на Олимпе, для отогнания мух и других насекомых принес жертву Зевсу – отгонителю мух), и другому сходному культу бога Θες μυιαγρς, существовавшему в Аркадии и позже в Риме; 2) по другим (Мюллер, Кейль и других), опирающимся на передачу LXX и И. Флавия (Иуд.Древн. 9:2, 1 – θες Μυα), Ваал-Зевув есть бог-муха (а не враг мух), имевший идол в виде мухи, или бог, которому посвящались мухи. Так или иначе, Ваал-Зевув представлял возвещение летнего солнечного зноя, сопровождающегося (особенно в приморской филистимский стране) массой мух и др. нередко вредных насекомых; позже значение божества и культа расширилось, и при нем образовался мантический институт – оракул; вероятно, здесь же искали врачевания болезней: с обеих сторон Ваал-Зевув выступает в рассказе об Охозии. (Совершенно особняком стоит мнение Halevy, что «зевув» – не «муха», а собственное имя местности). Позднейшие иудеи отождествили имя финикийского божества с именем этого духа или сатаны (так и в Евангелии): причиной могло служить созвучие зевув и дебаба, у позднейших иудеев означавшего врага, злого духа. При этом в измененной форме (греч. Βεελζεβολ – изменение б в л нередко в греческой транскрипции евр. «ишен») имя «Вельзевул» значило «бог жилища» или «бог навоза», чем раввины выразили презрение к филистимскому божеству, а затем и к «князю бесов» (см. Riehm. Handworterbuch des bibl. Alterthuns, I, s. 135–196. Ср. А. Глаголева , «Ветхозаветное библейское учение об ангелах», стр. 607–610).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 8 1–8. Изгнание демона (Асмодея) и обоюдная молитва новобрачных – Товии и Сарры. 9–14. Рагуил приготовляет могилу для зятя. 15–21. Благодарение Рагуила Господу за спасение новобрачных и двухнедельное их брачное торжество. Тов.8:1 Когда окончили ужин, ввели к ней Товию. Тов.8:2 Он же, идя, вспомнил слова Рафаила, и взял курильницу, и положил сердце и печень рыбы, и курил. Тов.8:3 Демон, ощутив этот запах, убежал в верхние страны Египта, и связал его Ангел. 1–3 . Избавление Сарры от злого духа, конечно, не может быть приписываемо физическим свойствам сердца и печени рыбы или самому курению или запаху, исходившему при сжигании этих частей: этого рода вещественные средства не могли оказать непосредственного действия на бестелесного духа – Асмодея. Смысл этого свидетельства, ст. 1–3, об избавлении Сарры от Асмодея просто тот, что это избавление было чудесным и посредствовалось некоторым вещественным средством. В этом отношении чудо это не противоречит характеру других библейских чудес, которые обычно соединяются с внешними действиями и с вещественными средствами (см. напр., Чuc. XXI:8–9 ; сн. Толков. Библ. т. I или 4Цap. II:19, 22 и Толков Библ. т. II). Равным образом мысль, ст. 3, об удалении Асмодея в Верхний Египет, т.е. в пустыню, и о связании его Ангелом (Рафаилом) может быть приведена в согласие с библейской ангелологией и демонологией, поскольку пустыня являлась в представлении евреев жилищем злых духов ( Лев. 16:9–10, 17:7, 13:21, 34:18 ; ср. Мф. 12:43 ), а также понятие «связать», т.е. лишить возможности действия, не раз употребляется священными писателями в отношении злых духов ( Mф. XII:29 ; 2Nem. II:4 ; Иуд.1:6 ст.), причем в Апокалипсисе связание сатаны на 1000 лет усвояется Ангелу, имеющему ключ от бездны ( Откр. ХХ:1–3 , ср. XII:9) (см. у А. Глаголева , Ветхоз. Библ., учение об ангелах, с. 591,695). Тов.8:4 Когда они остались в комнате вдвоем, Товия встал с постели и сказал: встань, сестра, и помолимся, чтобы Господь помиловал нас. Тов.8:5 И начал Товия говорить: благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно имя Твое святое и славное вовеки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

33 Пс.33:1 . Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом, и отпусти его, и отиде. Давид, спасаясь бегством от Саула, пришел к Авимелеху, и на вопрос Авимелехов о причине пришествия, не признался в своем бегстве, сказал же, что прислан Саулом просить меча Голиафова. И поскольку иное говорил, а иное думал, то в надписании псалма сказано: «измени лице свое». Воспевает псалом сей народу новому, преподавая учение о духовном и евангельском служении. Пс.33:2 . Благословлю Господа на всякое время. Пс.33:3 . О Господе похвалится душа моя. Если и оказываюсь достойным похвалы, потому что обрелось нечто доброе в делах моих; то восписать это должно не мне, но Богу. Он соделал меня известным, Он соделает меня и достославным. Да услышат кротцыи, и возвеселятся. Да возвеселится всякий праведник, услышав о спасении, какое соделано мне Господом; потому что спасает Он уповающих на Него. Псалмопевец не довольствуется тем, чтобы песнословить одному, но причастников кротости делает причастниками и песнопения. Пс.33:4 . Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе. Как бы не имея достаточных сил возвестить величие Божие, просит, чтобы и другие приступили к тому же и содействовали ему. Пс.33:6 . Приступите к Нему и просветитеся. Укрепившись в уповании тем, что уже получил, и других возводит к тому же. Пс.33:7 . Сей нищий воззва, и Господь услыша и. Из того, что было со мною, научитесь возлагать упование на Бога всяческих; ибо меня, который был человеком незначительным и пастырем овец, удостоил Он Своего провидения и явил победителем врагов. Пс.33:8 . Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Это согласно с словами Апостола; ибо об Ангелах говорит он: «не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение» ( Евр. 1, 14 )? Так молится и блаженный Иаков: «Ангел, иже мя избавляет от всех зол» моих ( Быт. 48, 16 ). Так и патриарх Авраам говорил дивному рабу своему: «Господь Бог... послет Ангела Своего пред тобою... и поймеши жену сыну моему Исааку оттуду» ( Быт. 24, 40 ). Так говорит и блаженный Захария: «Ангел глаголяй во мне» ( Зах. 2, 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

§ 35. Сотворение невидимого мира. Учение об ангелах. Служение добрых ангелов Богу и людям. Ангелы-хранители Бог ест Творец мира невидимого и видимого. Под миром невидимым, который создан Богом ранее мира видимого, разумеется мир ангелов. Имя ангел, значит «вестник». Названы они так потому, что Бог посылает их возвещать волю Свою людям. Так, напр., арх. Гавриил послан быль возвестить Деве Марии зачатие от Неё Спасителя. По природе своей ангелы суть духи бесплотные, более совершенные, чем люди, но ограниченные. Постоянное лицезрение ими Бога, исполнение ими воли Его, содействие благодати Божий служит средством для их совершенствования. При помощи благодати Божией ангелы настолько уже утвердились в добре, что не могут пасть. Число ангелов, по Божественному откровенно, весьма велико. Пр. Датил и Иоанн Богослов свидетельствуют, что тысячи тысяч ангелов окружают престол Вседержителя, и тьмы тем предстоят Ему ( Дан. 7:10 , Ап. 5:11). Имена и служения ангелов св. писание указывает различный. На этом основании св. Дионисий Ареопагит изобразил св. ангелов в трех ликах, разделив каждый на три чина или степени служения Богу. В первом, высшем лике, ближайшем к пресв. Троице, первый чин составляют серафимы ( Ис.6:2 ). Имя их значить: пламенный, огненный. Они горят любовью к Богу, и этот огонь любви воспламеняют и в других ( Ис.6:6–7 ). Второй чин – херувимы ( Быт.3:24 ), что значит: разумение или ведение. Созерцая славу Божию и обладая высшим ведением и мудростью, они наблюдают все творения Божие и изливают на людей премудрость Божию. Третий – престолы ( Кол.1:16 ), на которых Бог благодатно и непостижимо почивает ( Пс 79: 2 ). Во втором, среднем лике, к первому чину принадлежать: господства ( Кол.1:16 ), которые господствуют над низшими ангелами. Ко второму – силы ( 1Пет.3:22 ), чрез который Бог творит знамения и чудеса для славы Божией, для помощи и укрепления труждающихся и обремененных. К третьему – власти ( 1Пет. 3:22 ; Кол. 1:16 ), которые имеют большую власть над диаволом, побеждают его, охраняют человека от искушения и укрепляют в подвигах благочестия ( Дан.6:20–27:10:14 ; Мф.1:20 ; Деян.12:6–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

священномученик Александр Глаголев (14.02.1872–25.11.1937) Священное Писание Ветхого Завета Слова священномученик Александр Глаголев Ученый-богослов, общественник, знаток множества языков. Состоял в членстве Комиссии по научному изданию славянской Библии, участвовал в издании Православной Богословской энциклопедии. Расстрелян в 1937 г. Биография Александр Александрович Глаголев родился в 1872 году в Тульской губернии в семье священника. Образование получил в Тульской духовной семинарии, которую окончил в 1894 году, и Киевской духовной академии, где учился за казенный счет. В 1898 году получил степень кандидата богословия и право на соискание степени магистра богословия без новых устных испытаний. После окончания курса Александр Александрович был оставлен профессорским стипендиатом при Академии для научных работ, а в следующем году начал чтение лекций в Академии в звании исполняющего должность доцента. В 1900 году после защиты диссертации «Ветхозаветное Библейское учение об Ангелах» Александр Александрович был удостоен степени магистра богословия и утвержден Святейшим Синодом в звании доцента. Владея почти двадцатью языками, Глаголев был членом Комиссии по научному изданию славянской Библии, принимал участие в издании Православной Богословской энциклопедии, а также сотрудничал в различных церковных журналах. Ему также принадлежат комментарии на 3-ю и 4-ю книги Царств, книги Товита, Притчей, Песни Песней, пророков Наума, Аввакума, Софонии, Аггея и на Соборные Послания, написанные для «Толковой Библии», выходившей под редакцией А.П. Лопухина и его преемников. Александр Глаголев был старшим современником Николая Бердяева, Льва Шестова, Сергия Булгакова, Павла Флоренского, с которым встречался в 1931 году в Киеве. С его именем связана деятельность «Киевской богословской школы», Религиозно-просветительского общества и разнообразных общин, которые объединяли таких разных людей, как профессоры КДА В.И. Экземплярский и П.П. Кудрявцев, профессор университета В.В. Зеньковский, прот. Михаил Эдлинский, архимандрит Спиридон (Кисляков), совсем молодой Анатолий Жураковский – горячий проповедник и основатель известной общины, которая стала в 30-е годы ядром «катакомбной церкви» в Киеве, и духовный глава церковного подполья архиепископ Антоний (Абашидзе). Протоиерей Александр Глаголев был настоятелем церкви Николая Доброго на Андреевском спуске в Киеве. Выступал свидетелем защиты в деле Бейлиса. 25 ноября 1937 года о. Александр был расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

47. Учение церкви о бытии Ангелов Хранителей примерами из жизни святых Отцы церкви единогласно признают бытие Ангелов – Хранителей. Василий Великий учит: «С каждым из верных есть Ангел... против сего никто не будет спорить» (Твор. его по р. п. ч. 3, стр. 130). Св. Златоуст говорит: «Прежде Ангелы по числу народов, а ныне по числу верующих» (в беседе на посл. к Колос.). Церковь же каждый день и за каждой службой гласно приносит моленье об Ангелах – Хранителях: «Ангела мирна... хранителя душ и телес... огради ны святыми Твоими Ангелы». А в одной из тайных своих молитв (именно за литургией Василия Великого ) в числе особенных благодеяний Божиих она указывает на дарование нам Ангелов-Хранителей: «Ангелы поставил еси хранители». Жизнь святых представляет много примеров той истины, что Ангелы охраняют человека. Так, Онуфрий Великий на первых же путях своей подвижнической жизни был встречен своим Ангелом-Хранителем. Когда подвижник шел пустыней, чтоб найти себе уединенное место, вдруг увидел свет и услышал такую успокоительную речь: «Я – Ангел... от самого рождения твоего хожу с тобою; приставлен хранить тебя. Служи Богу, и – я не отступлю от тебя». Этот то Ангел целые 30 лет затем питал подвижника в пустыне, принося к нему трапезу (пам. 12 июня). К Пахомию Великому , современнику Онуфрия, Ангел-Хранитель предстал во время молитвы и до трех раз повторил наставление, чтобы он «принимал и назидал приходящих» (пам. 15 мая). Св. мученику Виту вначале его мученического подвига явился Ангел-Хранитель и объявил: «Я назначен быть твоим хранителем и сохраню тебя до кончины твоей» (пам. 15 июня), и – действительно несколько раз спасал жизнь мученика от мучителей. Когда Прокопий Юродивый на церковной паперти, вследствие сильного мороза, сосчитывал последние свои вздохи, то Ангел-Хранитель коснулся ветвью его лица, и – он тотчас почувствовал теплоту (пам. 8 июля). Сколь многим из святых являлись Ангелы-Хранители, когда святые изнемогали своими силами в борьбе с духами нечистыми! Св. Исаак Сирианин утверждает: «Если враг явно нападал на святых, Ангелы (их) являлись видимым образом и говорили, что посланы на помощь» (в твор. его по р. п.). Они охраняют нас во время сна: «Радуйся, яко спяща мя храниши», говорится в акафисте Ангелу-Хранителю. Так, к препод. Иоанну Колову («Коловым» этот подвижник назван в том смысле, что был малорослый) пришел однажды во время его сна подвижник и увидел у постели его Ангела («Достопам. сказания...» 107, 7). Еще подобный пример видим в жизни преподобного Паисия (Чет.-Мин., 19 июня).   Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В Священном Писании ангелами в собственном смысле называются бестелесные духи: в Быт.3 говорится о Херувиме с огненным мечом, поставленном у врат рая; в Быт.28 – о видении патриархом Иаковом лестницы, по которой восходили и нисходили ангелы. Пророк Исайя имел видение серафимов в храме (см.: Ис.6 ), в псалмах неоднократно говорится об ангелах, например: Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе ( Пс.90:11 ). В Новом Завете имеется также много упоминаний об ангелах: ангел Гавриил возвестил Деве Марии благую весть; во время искушений Господа Иисуса Христа в пустыне ангелы служили Ему (см.: Мф.4:11 ); Воскресение, Вознесение и другие события из жизни Спасителя отмечены присутствием ангельских сил. В истории ранней Церкви, запечатленной в Книге Деяний Апостольских, мы также видим действия ангелов. Об ангелах как исполнителях воли Божией многократно говорится в Книге Откровения. 3.2. Возражения против бытия ангелов В христианском мире бытие ангелов отрицается только крайними протестантами. Отрицать то, что сказано об ангелах в Священном Писании, невозможно, но противники веры в ангелов пытаются по-своему интерпретировать библейские тексты. Основных аргументов против веры в ангелов три: 1 . Людям необходимо было объяснить принцип существования природных стихий – поэтому появились представления об ангелах. Однако вряд ли возможно серьезно утверждать, что древние иудеи под ангелами понимали олицетворение природных стихий: в Священном Писании ангелы имеют ярко выраженные личностные особенности. 2 . Учение об ангелах в Библии – отражение народных представлений, согласно которым духовный мир устроен по образцу двора восточного монарха. С этим тоже нельзя согласиться, потому что в таком случае библейское повествование изобиловало бы различными неправдоподобными, фантастическими деталями, как это имеет место в мифологии различных народов. Но в Священном Писании об ангелах говорится с большой осторожностью. За исключением нескольких эпизодов в Книге Иова, в Священном Писании нет описаний мира ангельского в самом себе – без отношения его к материальному миру и человеку. Такая осторожность в подходе к изображению ангельского мира не дает никакого основания полагать, что здесь нашли место какие-то народные представления, обычно отличающиеся буйной фантазией.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Какие недостатки видят в схеме Corpus Areopagiticum некоторые исследователи? Кто такие архангелы? Относятся ли упомянутые в Писании Архангелы к восьмому чину ангельской иерархии Ареопагитик? Встречается ли в Писании выражение «Ангел Хранитель»? На основании Писания докажите, что у людей есть Ангелы Хранители. Раскройте учение об Ангелах Хранителях народов. Как правильно почитать ангелов? Что об этом говорят Писание, святые отцы и каноны? Обязательно к прочтению: Иоанн Дамаскин , прп. «Точное изложение православной веры» . Кн. 2. Гл. 3. Об ангелах//Источник знания. СПб., 2006. С .137–140. Рекомендуемая литература: Августин, блж. О граде Божьем. Кн. XI. Гл. 8–9. Алексий (Ржаницын) , архиеп. Об Ангелах Хранителях. Прибавления к творениям свв. отцов, 4. 8 (1849). Ангел//Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993. Т. 1. С. 73–75. Ангелология//Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 300–306. Архангел//Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 3. С. 473. Булгаков С.Н. Лествица Иаковля. Об ангелах. Париж, 1929. 229 с. Василий (Кривошеин) , архиеп. Ангелы и бесы в духовной жизни. СПб., 2002. 47 с. Глаголев А. Ветхозаветное библейское учение об ангелах. К., 1900. 705 с. Иоанн Дамаскин , прп. «Точное изложение православной веры» . Кн. 2. Гл. 3. Об ангелах//Источник знания. СПб., 2006. С .137–140. Малков П. Небо и земля. Ангел и человек в Священном Писании. Альфа и Омега. М., 1996. (11). С. 27–43. Ларионов A.B. Ангелология Михаила Пселла //Богослов. RU. Научный богословский портал [Электронный ресурс]/URL: http://www.bogoslov.ru/text/366256.html Малков П. Ю. Небо и земля: ангел и человек в Священном Писании. Альфа и Омега. 1996. 11. Матвеевский П., свящ. Мнения святых отцов и учителей Церкви о природе духов//Странник. 1864. 11. Муретов Митрофан Дмитриевич . К толкованию текста: «Творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный» ( Пс. 103:4 и Евр. 1:7 )//Богословский вестник. 1902. Т. 3. 10. С. 184–199. Несмелов В. И., проф. Учение св. Григория Нисского о мире духовном//Догматическая система святого Григория Нисского .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010