По природе своей Ангелы суть духи бесплотные, совершеннейшие души человеческой, но ограниченные. 1. Ангелы суть духи. Так учит Св. Писание: а) когда говорит об Ангелах вообще: не все ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение ( Евр. 1:14 ); б) когда, в частности, приписывает им существенные свойства духа: ум и волю, упоминая – о желании их приникнути в тайну нашего искупления ( 1Пет. 1:12 ), о неведении ими последнего дня мира ( Мк. 13:32 ) и об их святости ( Мф. 25:31 ); в) когда изображает их: созерцающими ( Мф. 18:10 ), славословящими Бога ( Ис. 6:3 ) и творящими волю Его ( Пс. 102:20 ). 2. Ангелы суть духи бесплотные. Эта мысль открывается из снесения разных мест Св. Писания. В одном месте оно свидетельствует, что Ангелы суть духи – πνεματα ( Евр. 1:14 ), точно так, как и о Боге говорит, что Дух – πνεμα есть Бог ( Ин. 4:24 ). В другом объясняет, что Дух – πνεμα плоти и кости не имать ( Лк. 24:39 ) – даже и такой плоти, какова была плоть Христа Спасителя по воскресении, плоть прославленная, в которой Он мог входить к ученикам Своим, дверем затворенным ( Ин. 20:19 ). В третьем замечает собственно об Ангелах, что они, в противоположность людям, облеченным плотью, ни женятся, ни посягают ( Мф. 22:30 ), что они даже не могут умирать ( Лк. 20:35, 36 ). Учение о бесплотности Ангелов ясно проповедуется у св. отцев и учителей Церкви, например: а) у св. Афанасия: «Ангел есть существо разумное, невещественное (λον), песнословящее, бессмертное»; б) у св. Григория Нисского : «вся тварь разумная разделяется на бестелесное (σματον) естество и на облеченное плотью, – бестелесное есть естество Ангельское; другой вид – это мы, люди»; в) у св. Златоуста: «сотворил Бог Ангелов, Архангелов и прочия естества бесплотныя»; г) у св. Иоанна Дамаскина: Ангел есть существо разумное, свободное, бестелесное, служащее Богу. 3. Ангелы суть духи совершеннейшие души человеческой, но ограниченные. Совершеннейшие, но ограниченные. а) По природе своей вообще. Прямо и ясно высказана эта мысль в словах Псалмопевца, что человек умален малым чим от Ангел ( Пс. 8:6 ), которые след. хотя и выше человека, но только немногим. Необходимо предполагает она у ап. Павла, во-первых, когда Апостол доказывает Божественное величие Единородного Сына Божия, между прочим, тем, что Он есть лучший самих Ангелов ( Евр. 1:4–14 ); а во-вторых, когда, изображая славу Искупителя человеков, в которую Он вошел после дней плоти Своей, по вознесении плоти на небеса, говорит, что Ему покорились даже Ангелы, и Власти, и Силы ( 1Пет. 3:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Наше верование в святых Ангелов, основанное на событиях, засвидетельствованных Священным Писанием, подтверждается и учением мужей мудрых. Всем известны мнения об этом предмете Сократа, знаменитого его ученика Платона и многих мудрецов Греции и Рима. Но истинными мудрецами мы считаем учителей Церкви. Какое дивное учение об Ангелах оставили нам святой Дионисий Ареопагит , святой Григорий Назианзин , святой Василий Великий , святой Иоанн Златоуст , блаженный Августин и многие другие духовные писатели, почитаемые Церковью! Сие достоверное свидетельство Отцов и учителей Церкви единогласно подтверждено на Соборах, и Церковь всегда напоминает нам о тесном союзе Ангелов с людьми. Ветхий и Новый Завет непрестанно говорят об Ангелах. Из этого можно ясно видеть, какое участие Ангелы принимают в исполнении воли Божией, и в чем состоит служение их в отношении к людям. Но еще более прояснится это из нижеследующего рассуждения. Любовь, свойственная Богу, побудила Его даровать бытие разумным существам, способным познавать и любить Его и участвовать в Его блаженстве. Первым плодом сей любви были Ангелы. Бог, наделив их богатыми дарованиями, вселил их в обителях небесных. Впрочем, хотя они были богаты совершенствами, но, как твари, не могли быть всесовершенными. Един Бог, Творец всего сущего, всесовершенен. Прельщенные величием своих ограниченных совершенств, некоторые из Ангелов предались кичению и гордости. Гордость, говорит Писание, была причиной падения многих Ангелов. ( 1Тим.3:2,6 ; Сир.10:15 ). Денница первый возгордился против своего Творца, а за ним последовали многие другие Ангелы и оставили Бога. Но оставить Бога – значит лишиться жизни и предаться смерти. Ангелы первые оставили Господа, и Господь правосудный также оставил их, предоставив их самим себе. Что же произошло в результате? Верные Ангелы, укрепляемые благодатью и торжествуя смирением, отделились от них и отвергли их с ужасом; мятежники стали из Ангелов света ангелами тьмы. Облеченные недавно в сияние и славу учинились предметом отвращения и ужаса для всего Неба и даже для самих себя; те, которые воспевали Всевышнего, стали произносить своими устами хулу и проклятия.

http://azbyka.ru/razmyshleniya-xristiani...

Введенский Д. И. Авраам и Сарра в стране фараонов. Сергиев Посад, 1914. Введенский Д. И. Учение Ветхого Завета о грехе: Магист. дис./МДА. Сергиев Посад, 1900. Виссарион (Нечаев) , еп. Толкование на паремии из книги Притчей и из книги Премудрости Соломоновой. М., 1888 (Он же. Толкование на паремии. М., 1997). Воинов Н., диак. Предызображения Креста Христова в Ветхом Завете, по указанию церковно-богослужебных книг. М., 1865. Воронов Л., прот. Догматическое богословие: Курс лекций. М.,2002. Воронцов А. Учение Библии о душе человеческой. Казань, 1900. Восточные отцы и учители Церкви IV века. Антология: В 3 т. М., 1998. Геллей Г. Библейский справочник. Репр.: СПб., 1996. Гиршман М. Еврейская и христианская интерпретация Библии в поздней античности. М., 2002. Глаголев А. А., свящ. Ветхозаветное учение об Ангелах: Опыт библейско-богословского исследования: Магист. дис./КДА. Киев, 1900. Глаголев С. С. Сверхъестественное Откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви: Докт. дис./МДА. Харьков, 1900. Григорий Богослов , свт. Творения: В 6 ч. 3-е изд. М., 1889. Григорий Богослов , свт. Творения: В 2 т. М., 2007. Григорий Нисский , свт. Догматические сочинения: В 2 т. Краснодар, 2006. Григорий Нисский , свт. О сотворении человека//Христианское Чтение. 1840. Ч. 3. Григорий Нисский , свт. Творения: В 8 ч. М., 1861. Григорий Палама , свт. Омилии: В 2 т. М., 2008. Даеыденкое О., иерей. Догматическое богословие: Курс лекций: В Зч. М., 1997. Деболъский Г. С, прот, Установления ветхозаветной церкви и христианские, для которых первые служили образцами. СПб., 1898. Димитрий Ростовский , свт. Проповеди и поучения. Киев, 2007. Димитрий Ростовский , свт. Творения (Приложение к журналу «Русский Паломник» за 1910 г. 6). СПб., 1910. Добросмыслов Д.А. Мнения отцов и учителей Церкви о ветхозаветном обрядовом законе Моисея: Магист. дис./КазДА. Казань, 1892. Добротворский В. И., прот. Критический метод в исследовании о книгах Священного Писания . М., 1883. Евангельский словарь библейского богословия/Под ред. У. Элуэлла. СПб., 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Это учение о мытарствах существовало в Церкви издревле и прежде св. Кирилла и после него. Мы можем встретить его у св. Ефрема Сирина , Афанасия Великого , Макария Великого , Иоанна Златоустог о и у других св. отцов (Догм. Богосл. м. Макар., т. II, стр. 528–535), а также и в службах и песнопениях церковных (в каноне ангелу хран. песнь 9, тр. 3. В каноне на исходе души песнь 4, тр. 4, п. 8, тр. 2). Учение о мытарствах, хотя основано преимущественно на Свящ. Предании, согласно вполне и с Свящ. Писанием и находит в нем подтверждение. Сам Господь говорил о страшном суде, что послет Сын человеческий ангелы Своя, и соберут от царствия Его вся соблазны, и творящих беззаконие, отлучат злыя от среды праведных, и ввергнут их в пещь огненную ( Мф.13:41;49–50;24:31 ), следовательно не Сам Господь непосредственно будет совершать все, относящееся к страшному суду, а пошлет ангелов. Неудивительно посему, что и частный суд Он совершает чрез духов Ему служебных, разумеется, присутствуя при этом невидимо и Сам, как вездесущий. В притче о богатом и Лазаре Сам Господь говорит об ангелах, несших Лазаря на лоно Авраамле ( Лк. 16:22 ), а в другой притче Бог сказал богачу: безумие, в сию нощь душу твою истяжут от тебе ( Лк.12:20 ), – истяжут, всего справедливее думать, духи недобрые. Кроме того Свящ. Писание учит, что ангелы вообще суть служебные духи, посылаемые на служение тем, которые имеют наследовать спасение ( Евр.1:14 ), что они заботятся о нас в продолжение всей нашей жизни, особенно ангел хранитель ( Пс.33:8;90:10–11 ; Мф.18:10 ). Очень естественно посему, что ангелы не оставят нас и во время перехода нашего из этой жизни в жизнь вечную. С другой стороны Свящ. Писание учит, что воздух как бы наполнен духами злобы поднебесной ( Еф.6:12 ), что князь их господствует в воздухе ( Еф.2:2 ), и что вся деятельность их направлена постоянно к нашей погибели ( 1Пет.5:8 ; Еф.6:12 ; 1Сол.3:5 ; 2Тим. 2:26 ). Неудивительно посему, что душа человеческая, по разлучении с телом, вступает в область злых духов, которые заботятся о погибели ее и в это время. Таково, братие, учение православной Церкви о мытарствах. Должно, впрочем, заметить, что, как вообще в изображении предметов мира духовного для нас, облеченных плотью, неизбежны черты более или менее чувственные, человекообразные, так в частности неизбежно допущены они и в подробном учении о мытарствах. А потому согласно наставлению ангела, какое дано преп. Макарию при начале речи о мытарствах, следует: «земные вещи принимать здесь (в учении о мытарствах) за самое слабое изображение небесных» (Догм. Богосл. м. Макар., т. II, стр. 538), следует представлять мытарства не в смысле грубом, чувственном, а, сколько для нас возможно, в смысле духовном.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Св. Василий Великий в книге о Святом Духе утверждает, что в «небесных Силах сущность их составляет воздушный, если можно так сказать, дух или невещественный огонь… почему они ограничены местом и бывают невидимы, являясь святым в образе собственных своих тел». Далее он пишет: «Верим, что каждая (из небесных Сил) находится в определенном месте. Ибо Ангел, представший Корнилию, не был в то же время и у Филиппа (Деян. 8, 26; 10, 3), и Ангел, беседовавший с Захариею у жертвенника кадильного (Лк. 1, 11), не занимал в то же время свойственного ему места на небе» («Творения свт. Василия Великого», изд. Сойкина, С.-Пб., 1911 г., гл. 16, 23: т. 1, стр. 608, 622). Сходным образом св. Григорий Богослов учит: «Вторичные после Троицы светы, имеющие царскую славу, суть светлые невидимые Ангелы. Они свободно обращаются вокруг Престола, потому что они — умы быстроподвижные, огонь и божественные духи, быстро перемещающиеся в воздухе» (Беседа 6 «Об умных сущностях» в: «Творения св. Григория Богослова», изд. Сойкина, С.-Пб., т. 2, стр. 29.). Таким образом, будучи духами и пламенеющим огнем (Пс. 103, 4; Евр. 1, 7), Ангелы и пребывают в том мире, где земные законы времени и пространства не действуют столь материальными (если можно так выразиться) способами. Поэтому некоторые из Отцов без колебаний говорят о «воздушных телах» Ангелов. Преп. Иоанн Дамаскин, суммируя в VIII веке учение предшествовавших ему Отцов, говорит: «Ангел есть сущность, одаренная умом, всегда движущаяся, обладающая свободною волею, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своей природы бессмертие, каковой сущности вид и определение знает один только Создатель. Бестелесною же она называется, также и невещественною, по сравнению с нами, ибо все, сопоставимое с Богом, Который Один только — несравним [ни с чем], оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество по истине — невещественно и бестелесно». И далее он говорит: «Они — описуемы; ибо когда они находятся на небе, их нет на земле; и посылаемые Богом на землю — они не остаются на небе; но они не ограничиваются стенами и дверями, и дверными запорами, и печатями, ибо они — неограниченны. Неограниченными же называю потому, что они являются людям достойным, которым Бог пожелает, чтобы они являлись, не таковыми, каковы они суть, но в измененном виде, смотря по тому, как могут видеть смотрящие» («Точное изложение Православной веры,» кн. 2, гл. 3, стр. 45-47).

http://pravmir.ru/dusha-posle-smerti-gla...

Учение об ангелах. Служение добрых ангелов Богу и людям. Ангелы-хранители. – По природе своей, ангелы суть чистые, бесплотные духи ( Евр. 1:14 ), более совершенные, чем люди ( Пс. 8:6 ; Мк. 13:32 ; 2Пет. 2:11 ). но все-же существа ограниченные ( 1Кор. 2:11 ; Иов. 4:18 ). Мудрость ангелов прославляется в Св. Писании, как идеал для человеческой мудрости ( 2Цар. 14:20 ). О глубине и силе их чувство учит Спаситель, когда говорит, что «бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк. 15:10 ). Ап. Петр говорит, что «ангелы превосходят людей крепостью и силою» ( 2Пет. 2:11 ). Свободные, от уз плоти, ангелы с необычайной быстротой и легкостью могут переноситься с одного места на другое (символ быстроты – крылья). Они одарены бессмертием и хотя не бесстрастны по природе, но вследствие постоянного послушания воле Творца, настолько утвердились в добре, что по благодати Божией никогда не отпадут от Него. Они «всегда видят лице Отца небеснаго» ( Мф. 18:10 ), и находятся в ближайшем, непрерывном общении с Богом. – Мир ангельский представляется весьма многочисленным. В Св. Писании упоминаются легионы, тысячи тысяч, тьма тем, целые воинства ангелов ( Дан. 7:10 ; Мф. 26:52 ; Лк. 2:13 ; Иуд. 1:14 ; Апок. 5:11 ). Будучи однородными по своей природе, они различаются, однако, друг от друга по степени своих духовных сил и способностей. По некоторым указаниям Св. Писания и особенно по преданию, идущему от Ап. Павла (чрез св. Дионисия Ареопагита ), различается девять ангельских ликов, разделяемых на три чина: престолы ( Кол. 1:16 ), херувимы ( Быт. 3:24 ), серафимы ( Ис. 6:2 ); власти, господства и силы ( Кол. 1:16 ; Рим. 8:38 ); ангелы ( Рим. 8:38 ), архангелы ( 1Сол. 4:16 ) и начала ( Кол. 1:1–6 ). Кроме того, семи самым высшим ангелам, которые в церковных песнопениях называются архистратигами небесных воинств, усвояются собственные имена: Михаил. Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил. Подобно слугам или воинам, ангелы окружают небесный престол и славят Господа Саваофа ( Ис. 6:3 ; Дан. 7:10 ; Апок. 7:11–12 ), готовые и сильные исполнять Его повеления п возвещать Его волю. На такое служение небесных духов указывает самое наименование их ангелами, т. е. вестниками. Являясь людям, ангелы подают им помощь, утешение, подкрепление ( Быт. 48:16 ; Евр. 1:14 ),приносят их молитвы пред Бога ( Тов. 12:15–20 ). ходатайствуют за них перед престолом Всевышнего п помогают в достижении вечного блаженства. Каждый верующий имеет своего особого ангела, который, пребывая при нем, хранит его и потому зовется ангелом-хранителем ( Мф. 18:10 ; Пс. 90:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Первый путь – путь увлечения богословия филологией 1 . Наука начинает с имени предмета и, раз начавши с этого, так и продолжает в совершенной уверенности, что идет правильным методом. Обратимся к примерам. В системах догматического богословия глава, напр., об Ангелах начинается словами: «имя Ангел, греч. A­ γγελος, евр. Maleah, посланник, вестник, по выражению еще древних учителей Церкви, есть имя должности, а не природы. Потому не удивительно, если в Св. Писании оно усвояется разным посланникам Иеговы, возвещавшим или возвещающим Его волю. Так, в Ветхом Завете оно приписывается Самому Мессии, Который, впрочем, называется не просто Ангелом, но Ангелом завета» Мал.3и т.д. Учение о благодати начинается словами: «Под именем благодати Божией, вообще, разумеется все то, что дарует Господь тварям Своим без всякой с их стороны заслуги... Благодать имеет разные смыслы. Благодатью, во-первых, называется самое пришествие на землю Сына Божия, Его воплощение и все великое дело нашего искупления... Во-вторых, называются чрезвычайные дарования, которые даются Богом разным членам Церкви» 2 и т.д... Вот уже более пятнадцати столетий христианские богословы усердно занимаются разбором слова religio и доселе все еще не пришли к окончательному выводу касательно его происхождения. Одни из богословов, вслед за Цицероном, производят religio ex relegendo 3 ; другие, вместе с Геллием , а relinquendo 4 ; Лактанций и бл. Августин производят слово от religare 5 . Новейшая наука склоняется в пользу производства слова от religere... Вместо бесплодных споров о словах ученые сделали бы несравненно целесообразнее, начав с самого предмета. В самом деле, что особенно ценного представляет нам, восточным, западное слово religio, когда мы располагаем своими богатыми выражениями: πστις, θεοσβεια, ελβεια, αιτης (три nocлeдhue­religio)?! 6 Требуется не малое мужество, чтобы истинно, без тени лжи, ответить на этот вопрос 7 . Так же, как показано было в приведенных примерах, обыкновенно, начинается в богословских системах и глава о Церкви. Богословы начинают главу о Церкви без надлежащего внимания в тем предположениям, которыми изъясняется и обосновывается предмет их научного исследования. Вместо того, чтобы отправляться от несомненного факта – существования Церкви, как единой и неделимо-цельной действительности, богословы начинают с разбора наименования « Церковь », или с отвлеченных понятий, предполагая таким путем прийти к истинному, полному и научно-точному определению понятия о Церкви. Церковь , – так рассуждают богословы. – в подлинном тексте называется εκκλησα. Название Церкви: κκλσα – греческое, означающее, вообще, собрание известных лиц, напр., граждан для известных целей, в частности – для религиозных. Итак, Церковь есть собрание верующих. Так обыкновенно поступает наука в определении понятия Церкви. Филологически найдена первооснова искомого определения, к которому, чисто синтетическим методом, наука затем прилагает частнейшие определения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

премудрость Святого (да будет он благословен) во всей полноте, от первого проявления ея и до центра земли и объят ея величие, – то при этих условиях 2 Дух святой почиет на нем. С того момента, как этот Дух будет дан человеку, он уподобится ангелам, имя коих означает умную силу 3 ; он сделается другим человеком, и его ра­зум укажет ему, что он уже не таков, как прежде, но поставлен на степень высшую, чем другие мудрецы, как сказано Саулу: «ты будешь пророчествовать с ними, и сде­лаешься другим человеком» ( 1Цар.10:6 ). § 2 Есть несколько пророческих степеней; подобно тому, как в обладании мудростью один человек может превосходить другого, так один пророк может быт вдохновлен более другого. Все же пророки созерцают пророческие видения посредством снов и ночных явлений, если же днем, то когда на них находит глубокий сон, как сказано: «я от­крываюсь ему в видении, во сне говорю с ним» ( Числ.12:6 ). Когда они пророчествуют, (у всех замечается это), их члены дрожат, физические силы падают, все мысли при­ходят в смущение и остается только свободный (от всех оков) разум, постигающий смысл видения, как сказано об Аврааме: «и вот, напал на него ужас и мрак великий» ( Быт.15:12 ), или о Данииле: «вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости» ( Дан.10:8 ). § 3 Откровения, вверяемые пророку во время видения, сообщаются ему в виде аллегорий; мгновенно же содержание аллегории запечатлевается в его уме и значение ее становится понят­ным. Так это (можно сказать, например) о лестнице, ко­торую видел наш отец Иаков, и об ангелах, восходив­ших и нисходивших по ней; это аллегория, относившаяся к царствам (земным) и покорению их. Подобными же ал­легориями были: животные Иезекииля, кипящий котел и мин­дальная ветвь Иеремии, свиток Иезекииля, Эфа Захарии. Не­которые пророки, как например эти последние, передают содержание аллегории и объясняют ее значение; некоторые дают одно только толкование; другие лишь рассказывают аллегорию, не присоединяя разъяснения ее, как в частности пророчеств Иезекииля и Захарии. Но все пророчествуют при посредстве аллегорий и гаданий. § 4

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

После ареста в 1923 г. ректора КДА Каневского архиеп. Василия (Богдашевского) неофициально исполнял обязанности ректора. После закрытия КДА в 1924 г. Г. читал лекции на богословско-пастырских курсах. В 1931 г. арестован по обвинению в принадлежности к контрреволюционной орг-ции «Истинно-православная Церковь», провел 6 месяцев в заключении в Лукьяновской тюрьме в Киеве. В ночь с 19 на 20 окт. 1937 г. был арестован по обвинению в активном участии в «фашистской организации церковников». Скончался в тюрьме НКВД после продолжительных допросов. Похоронен в Киеве в общей могиле. Арх.: РНБ ОР. Ф. 194. Оп. 1. 26, 395; Оп. 2. 237, 527, 654, 655, 809, 957; Ф. 253. 406, 407. Соч.: Ветхозаветное библ. учение об ангелах. К., 1900; К вопр. о совр. положении в рус. библ. науке библ. учения о Слове//ТКДА. 1902. 2. С. 303-314; Неуместный символизм в изъяснении библ. текста//Там же. 1904. 11. С. 482-485; Сионистское движение в совр. еврействе и отношение этого движения ко всемирно-ист. задаче библ. Израиля//Там же. 1905. Т. 1. 4. С. 513-565; Мнимое пророчество ВЗ о Рос. Гос. Думе//Там же. 12. С. 660-663; К правосл. христианам//Киевские ЕВ. 1905. 43/45. С. 1081-1085; Пастырское слово по поводу предстоящего Поместного Собора рус. Церкви//Там же. 1906. 5. С. 153-155; О молитве: (Неск. мыслей по рук. св. отцов Церкви)//Там же. 15. С. 347-353; 16. С. 373-377; К 100-летию существования Киево-Подольской Добро-Николаевской ц.//Там же. 41. С. 966-972; Памяти блаженно-почившего о. Иоанна Кронштадтского//Там же. 1909. 5. С. 101-106; ВЗ и его непреходящее значение в христ. Церкви//ТКДА. 1909. Т. 3. 11. С. 353-380; 12. С. 517-550; Левиты и Левиино колено//Там же. 1912. Т. 1. 2. С. 171-190; 3. С. 341-361; Почему нужно постоянно поучаться в Слове Божием? К., 1912; Пьянство перед судом Слова Божия и св. отец Церкви. К., 1914; Купина Неопалимая: (Очерк библ.-экзегет. и церк.-археол.)//ТКДА. 1914. 2. С. 221-223; То же: К., 2002; Закон ужичества, или левиратный брак у древних евреев: (Библ.-археол. очерк)//Там же. 1914. 4. С. 519-540; О любви к Богу: Из творений свт. Иоанна Златоуста. М., 1996.

http://pravenc.ru/text/165061.html

3 . Когда человек теряет истину, то у него от последней остается одно имя. Так и западная Церковь , отделившись от единой кафолической Церкви, в строгом смысле слова перестала быть Церковью и потому утратила понимание и существа, и жизни Церкви 178 . Не в человеческих силах и власти положено созидание «тела Христова»; и оторванные от живого союза с Церковью ее члены хотя бы по виду и составляли из себя Церковь , по существу, однако, составляют не Церковь, а только союз или общество. И действительно, «в основу римского учения о Церкви лег односторонний, чисто человеческий, даже более – механический взгляд на церковный организм, тот взгляд на общество церковное, который живо напоминает собою римскую теорию политического устройства и всемирного господства римской империи» 179 . Правда, в римском катехизисе мы читаем о том, что, «презрев земное и тленное, Церковь стремится только к небесному и вечному» 180 ; но в лучшем случае в этом можно видеть не более, как только отголосок вселенской истины, потому что рассматриваемое определение и все устройство римской Церкви сообразованы с мирскими царствами. Римско-католическая Церковь по самому существу дела не может не походить и действительно «походит своей организацией на земные царства» 181 . Вот почему в рассматриваемом римско-католическом определении Церкви оставляется в тени Господь И. Христос ( нет никакого упоминания о Нем ), между тем как очень вразумительно говорится о «едином на земле Христове наместнике, римском первосвященнике»; отодвигается на задний план мысль о небе и вечности, об Ангелах и скончавшихся братиях во Христе, между тем как говорится об одних только живущих на земле членах Церкви и о ее видимых правителях, имеющих во главе единого монарха Церкви – папу 182 . 4 . Указываемые подробности, могущие встречаться и в других богословских сочинениях (по причине узости догматического сознания отдельных богословов) и не имеющие существенного отношения к самой природе данных Церквей, весьма характерны именно для римско-католического оземленившегося богословствования; они являются здесь не в виде болезненного или случайного нароста, но как естественное произрастение на римско-католическом церковном теле.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010