Освящено иконописное отделение Донской духовной семинарии 4 октября 2016 г. 18:53 4 октября 2016 года после Литургии в домовом храме преподобного Серафима Саровского в актовый день Донской духовной семинарии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий посетил иконописное отделение семинарии. Его Высокопреосвященство сопровождали ректор протоиерей Тимофей Фетисов, секретарь Ростовского епархиального управления иеромонах Артемий (Кузьмин), руководитель Службы протокола главы Донской митрополии иерей Владимир Осяк, преподаватели семинарии. Митрополит Меркурий совершил чин освящения иконописного отделения Донской духовной семинарии. В текущем учебном году иконописи будут обучаться первые 10 воспитанников, поступивших на открывшееся отделение. Этот новый опыт для Донской духовной школы уникален и для семинарий Русской Православной Церкви. Иконописное отделение будет осуществлять свою деятельность по сетевой форме взаимодействия с Ростовским художественным училищем имени М.Б. Грекова — старейшим профильным учебным заведением на юге России. Руководитель иконописного отделения ДДС иерей Александр Литвиненко отметил: «Несмотря на всю новизну начинания, у него есть определенный фундамент. Во-первых, это возрожденные иконописные традиции в Донской столице, которым уже четверть века. С 90-х годов в Ростовской епархии работает ряд иконописцев, имеющих преемство от более старых мастеров. В Ростове-на-Дону не только была епархиальная иконописная мастерская, но и около 10 лет работали епархиальные иконописные курсы. Конечно, курсы не могут сравниться по качеству преподавания с полноценным учебным заведением, которое будет соответствовать всем требованиям как  Учебного комитета Русской Православной Церкви, так и светского образовательного стандарта. Но был накоплен опыт, который теперь найдет применение. Во-вторых, образцом для подражания служит регентско-певческое отделение ДДС, которое вот уже четыре года успешно работает в сотрудничестве с Ростовским колледжем искусств». «Одновременно можно сказать, что сейчас есть большая потребность в иконописцах, — сообщил отец Александр, — тем более обладающих определенной теоретической базой, знающих и историю, и богословие церковного искусства. Только в одном Ростове-на-Дону открываются десятки новых храмов — все они через несколько лет будут нуждаться в наполнении иконами и росписями. Задача иконописного отделения ДДС — дать будущим студентам необходимые знания и умения, чтобы процесс благоукрашения храмов Донской митрополии не был стихийным. Ведь иконопись — это не только церковное творчество, это зримая Истина, Откровение Божие, явленное в линиях и красках».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Синодальный миссионерский отдел разработал Положение о межъепархиальных обучающих центрах подготовки епархиальных, благочиннических и приходских миссионеров 7 ноября 2011 г. 12:34 2 ноября 2011 года в Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью) под председательством главы Синодального миссионерского отдела архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна состоялось очередное заседание педагогического совета. На обсуждение были вынесены вопросы, рассматриваемые коллегией Миссионерского отдела. Синодальный миссионерский отдел совместно с Учебным комитетом Русской Православной Церкви рекомендуют всем духовным семинариям включить в свой учебный план миссионерскую практику студентов как обязательную форму их подготовки к пастырскому служению. По данным Учебного комитета, на разосланный всем духовным школам циркуляр, касающийся апробации миссионерской практики, отозвались лишь Белгородская, Владимирская, Перервинская и Ярославская духовные семинарии. Также коллегия Синодального миссионерского отдела разработала Положение и Программу межъепархиальных обучающих центров подготовки епархиальных, благочиннических и приходских миссионеров. Открытие первых центров на базе Белгородской духовной семинарии запланировано на 1 февраля 2012 года. Руководителем обучающего центра при БДС назначен заведующий сектором заочного отделения семинарии иерей Александр Гинкель. Согласно Положению, «обучающий центр подготовки епархиальных, благочиннических и приходских миссионеров является образовательным учреждением Русской Православной Церкви, который разрабатывает и реализует программы непрерывного обучения в области церковного миссионерского служения и осуществляет свою деятельность по согласованию с Синодальным миссионерским отделом и Учебным комитетом Русской Православной Церкви». Обучающие центры создаются с целью: Программа подготовки епархиальных, благочиннических и приходских миссионеров рассчитана на 1 месяц стационарного обучения 96 стационарных учебных часов (в течение одного месяца, шесть раз в неделю по четыре часа в день) и двух месяцев интерактивного, дистанционного обучения, плотность учебного времени которого должна определяться по согласованию сторон. 

http://patriarchia.ru/db/text/1667625.ht...

Архив Пн В Нижнем Новгороде начали работу курсы повышения квалификации для преподавателей догматического и сравнительного богословия 10 октября 2023 г. 18:41 10 октября 2023 года в Нижегородской духовной семинарии (НДС) начали работу курсы повышения квалификации для преподавателей духовных семинарий и теологических отделений светских вузов России. Мероприятие проводится совместно с Учебным комитетом Русской Православной Церкви . Курсы повышения квалификации для преподавателей организованы на базе НДС уже во второй раз. Впервые они прошли в 2021 году и были посвящены преподаванию психологии и философии. В этом году слушателями курсов являются преподаватели догматического и сравнительного богословия из духовных семинарий и теологических отделений светских вузов России (44 высших учебных заведения), а также представители Общецерковной аспирантуры и докторантуры (ОЦАД), Учебного комитета Русской Православной Церкви, Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата, а также подмосковной православной гимназии святителя Василия Великого. Всего на курсах 109 слушателей, более 50 из них — в дистанционном формате. Накануне слушатели курсов приняли участие в состоявшейся в НДС  конференции  «Сохранение исторической памяти: к 30-летию возрождения Нижегородской духовной семинарии». На официальном открытии курсов повышения квалификации с приветствиями выступили митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий и председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов . «Для нас большая честь и духовная радость, что по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и при содействии Учебного комитета Русской Православной Церкви на нижегородской земле проводятся курсы повышения квалификации для богословов. Очень важно иметь высокий уровень образования в духовных школах, но чтобы воспитанники выходили из учебных заведений высокообразованными людьми, сами преподаватели должны обладать знаниями, которые могут передать студентам. И все мы прекрасно понимаем значимость дисциплин, преподаватели которых сегодня собрались в стенах духовной школы. Наша встреча проходит в духе соборности и единомыслия. Бог нам всем в помощь», — сказал глава Нижегородской митрополии .

http://patriarchia.ru/db/text/6066086.ht...

Архив Пн Протоиерей Тимофей Фетисов: «Случайных людей у нас быть не должно...» 27 апреля 2023 г. 15:28 Ректор Донской духовной семинарии — о том, как удалось войти в десятку лучших духовных школ по успеваемости студентов, чем хорош принцип сетевого обучения будущих регентов и иконописцев и на кого из священнослужителей ориентирована специализация «государственно-конфессиональные отношения». Интервью опубликовано в «Журнале Московской Патриархии» 4, 2023 , PDF-bepcuя ). — Ваше Высокопреподобие, в рейтинге духовных школ, опубликованном Учебным комитетом , Донская семинария поднялась с 19-го на 13-е место. Чем Вы объясните такое продвижение? — Нынешняя динамика рейтинга работает так, что средний балл конкретной семинарии во многом зависит от того, когда именно — сравнительно давно или только что — ее проверял Учебный комитет в ходе выездной инспекции. Те образовательные учреждения, которые проверялись позднее, чаще прибавляют в оценках. С одной стороны, это отражает объективную реальность. Ведь после каждой выездной проверки на местах идет серьезная работа над обнаруженными ошибками, и к следующему приезду комиссии недостатки, как правило, устраняются. С другой стороны, только что проверенные семинарии автоматически двигают вниз рейтинговые позиции тех духовных школ, которые инспектировались парой-тройкой лет раньше. Донскую семинарию Учебный комитет очно проверял в конце прошлого года — вот мы и приподнялись. Приятно, конечно, что сразу на шесть позиций вверх, но никакого головокружения от успехов нет. Однако меня, как ректора, очень порадовало, что в рейтинге оценки успеваемости и качества знаний студентов мы поднялись на общее четвертое место. Вот это действительно важный результат! Потому что как ни улучшай материально-техническое обеспечение семинарии, профессорско-преподавательский состав, библиотечное дело и оснащение медпункта, все это не будет иметь никакого смысла на фоне двоек обучающихся при проверке их знаний, которую Учебный комитет, как мы знаем, осуществляет в высшей степени профессио­нально и требовательно.

http://patriarchia.ru/db/text/6022669.ht...

В Москве прошел круглый стол, посвященный двухлетию научно-богословского портала «Богослов.ru» 13 декабря 2009 г. 16:40 В Москве на подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры прошел круглый стол «Информационные технологии в духовном образовании: портал " Богослов.ru " и проблемы консолидации богословского научного сообщества», приуроченный к двухлетию научно-богословского портала «Богослов.ru». Работу форума возглавил председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений . Сопредседателем круглого стола выступил главный редактор портала «Богослов.ru» протоиерей Павел Великанов. В работе форума приняли участие первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви архимандрит Кирилл (Говорун), первый заместитель председателя ОВЦС МП игумен Филипп (Рябых), ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» С.В. Чапнин , главный редактор интернет-издания «Татьянин день» К.В. Лученко, проректор по учебной работе ПСТГУ протоиерей Геннадий Егоров, заведующий кафедрой церковной истории МДА профессор А.К. Светозарский, заведующий кафедрой филологии МДА профессор В.М. Кириллин, а также члены редакции портала «Богослов.ru», представители Синодальных отделов и церковных СМИ. Со вступительным словом к собравшимся обратился архиепископ Верейский Евгений. Владыка отметил важность тех задач, которые возложены Учебным комитетом на портал «Богослов.ru», и подчеркнул, что, в целом, редакторский коллектив портала с этими задачами справляется. Затем слово было предоставлено главному редактору портала «Богослов.ru» секретарю Ученого совета МДА протоиерею Павлу Великанову. Отец Павел представил отчет о деятельности портала и поделился планами по развитию возглавляемого им ресурса. В качестве направлений дальнейшего развития портала о. Павел предложил для обсуждения сразу несколько перспективных проектов: С сообщением, посвященным перспективам развития духовного образования и его интеграции в Болонскую систему, выступил первый заместитель председателя Учебного комитета архимандрит Кирилл (Говорун).

http://patriarchia.ru/db/text/190118.htm...

Учебный комитет провел первый международный вебинар, посвященный формированию единого образовательного пространства для духовных учебных заведений 7 сентября 2017 г. 13:56 5 сентября 2017 года Учебный комитет Русской Православной Церкви провел первый международный вебинар «Предпосылки формирования единого образовательного пространства для духовных учебных заведений на территории стран канонической ответственности Русской Православной Церкви». В вебинаре приняли участие представители духовных учебных заведений из Украины, Латвии, Белоруссии, Казахстана и Узбекистана. Работу вебинара открыл председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений . «Где бы ни была расположена семинария или академия, суть и основная цель духовного образования остаются неизменными это подготовка пастырей. Находясь на территории разных стран, мы создаем учебные заведения, чтобы передавать молодым людям, будущим поколениям священнослужителей, одну и ту же традицию совокупность знаний, умений и навыков, в которых содержится наше церковное Предание, переданное нам от тех поколений священнослужителей и богословов, которые жили до нас… Поскольку содержательная часть, ядро духовного образования для всех семинарий одинакова, а иначе не может быть, поскольку она основана на едином Предании Церкви, может быть, стоит попытаться хотя бы в некоторой степени унифицировать и его форму, оформление на уровне стандартов и документов», отметил, в частности, архиерей. В первой части вебинара сотрудники Учебного комитета рассказали об образовательных стандартах в семинариях и академиях на территории Российской Федерации и мониторинге за их соблюдением в ходе регулярных инспекционных поездок. О реализации Единого учебного плана бакалавриата в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви сделала сообщение методист Учебного комитета Русской Православной Церкви Н.В. Леонтьева. Она рассказала об образовательных стандартах, которые действуют в семинариях на территории Российской Федерации (продолжительность учебного года, трудоемкость дисциплин и проч., предусмотренных Единым Учебным планом).

http://patriarchia.ru/db/text/5005544.ht...

Αρχεο Протоиерей Максим Козлов: «Мы можем научить и организовать, но человек сам должен идти к той цели, ради которой существует семинария» 27 Απριλου 2021 τος 11:32 Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов в интервью ответственному редактору «Журнала Московской Патриархии» ( 4, 2021 , PDF-bepcuя )  священнику Александру Волкову  дает свою оценку современному состоянию духовного образования в Русской Церкви, обозначает главные задачи, которые ставит перед собой Учебный комитет, рассказывает о системе рейтинга семинарий и делится своими соображениями о возможностях финансирования региональных духовных школ. Большинство учащихся — вчерашние школьники — Ваше Высокопреподобие, на протяжении большей части своей жизни Вы так или иначе связаны с духовным образованием — многие годы преподавали в  МДА  и  Сретенской семинарии , а в последнее время возглавляете Учебный комитет. Как Вы оцениваете современное состояние духовного образования в Русской Церкви? — Начнем с простого, посмотрим на количественные показатели. В системе духовного образо­вания на территории Российской Федерации сейчас действует  Общецерковная аспирантура и докторантура , три академии, тридцать восемь семинарий,  Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет  и Российский православный университет . Это главные вузы, которые и являются фундаментом духовного образования. За рубежом действует одна духовная академия ( Минская ) и семь духовных семинарий (без учета учебных заведений  Украинской Православной Церкви ). Но надо учесть и ассоциированные учреждения — центры подготовки приходских специалистов, которых на сегодня сорок один. Также Учебным комитетом курируются и курсы повышения квалификации духовенства, они есть во всех митрополиях и во многих епархиях. Всего в системе высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви ­обучается 9341 человек, из них в духовных школах России — 8225 человек. Преимущественно это, конечно, юноши, готовящиеся к священническому служению. Но также на регентских и иконописных факультетах учится немалое количество

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5802870...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Главное сейчас - преодоление богословской инертности» 08.10.2012 412 Время на чтение 11 минут О состоянии образования в наших духовных школах и многом другом читайте в первом интервью владыки «Православию в Украине ». В новый учебный 2012-2013 год епископу Клименту (Вечере) довелось вступать в кардинально изменившемся статусе. Ранее занимая должность проректора КДАиС по учебной работе, на 1 сентября он уже возглавлял Учебный комитет при Священном Синоде Украинской Православной Церкви в статусе викария Киевской Митрополии епископа Ирпенского. Какие будут его первые шаги в должности, и как вообще оценивает он состояние духовного образования Церкви? Случится ли, наконец, это ожидаемое всеми событие - признание государством дипломов духовных школ? Следит ли в Церкви кто-либо за тем, как учат и учатся в наших семинариях и академиях? И если следит, то как можно охарактеризовать состояние церковной учебной сферы в целом? На эти и другие вопросы епископ Климент ответил в своем первом архиерейском интервью «Православию в Украине» . - Владыка, Вы недавно возглавили Учебный комитет при Священном Синоде Украинской Православной Церкви. Какие задачи стоят перед Вашим ведомством на этом этапе? - Каждый период в жизни Церкви выдвигает особые требования к духовному образованию. Однако самая главная задача остается неизменной - это подготовка достойных кандидатов для рукоположения в священный сан. Система духовного образования, работа которой координируется Учебным комитетом, должна очень оперативно реагировать на изменения условий церковной миссии. А одной из важных характеристик этих условий является стремительный рост общего интеллектуального уровня всех слоев нашего общества. Где бы ни пришлось совершать свое служение нашим выпускникам, в обществе они всегда должны быть готовы соответствовать элитарному (в интеллектуальном смысле этого слова) статусу. Реализация данной задачи зависит от многих обстоятельств: от содержания духовного образования и квалификации преподавателей, от степени мотивации у студентов к получению знаний, от того, насколько легитимными со стороны государства будут результаты духовного образования, то есть, от государственного признания дипломов об окончании духовных семинарий и академий.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

Протоиерей Максим Козлов. Фото Михаила Еремина      Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов в интервью ответственному редактору «Журнала Московской Патриархии» 4, 2021) священнику Александру Волкову дает свою оценку современному состоянию духовного образования в Русской Церкви, обозначает главные задачи, которые ставит перед собой Учебный комитет, рассказывает о системе рейтинга семинарий и делится своими соображениями о возможностях финансирования региональных духовных школ. Большинство учащихся — вчерашние школьники — Ваше Высокопреподобие, на протяжении большей части своей жизни Вы так или иначе связаны с духовным образованием — многие годы преподавали в МДА и Сретенской семинарии, а в последнее время возглавляете Учебный комитет. Как Вы оцениваете современное состояние духовного образования в Русской Церкви? — Начнем с простого, посмотрим на количественные показатели. В системе духовного образо­вания на территории Российской Федерации сейчас действует Общецерковная аспирантура и докторантура, три академии, тридцать восемь семинарий, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет и Российский православный университет. Это главные вузы, которые и являются фундаментом духовного образования. За рубежом действует одна духовная академия (Минская) и семь духовных семинарий (без учета учебных заведений Украинской Православной Церкви). Но надо учесть и ассоциированные учреждения — центры подготовки приходских специалистов, которых на сегодня сорок один. Также Учебным комитетом курируются и курсы повышения квалификации духовенства, они есть во всех митрополиях и во многих епархиях. Всего в системе высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви ­обучается 9341 человек, из них в духовных школах России — 8225 человек. Преимущественно это, конечно, юноши, готовящиеся к священническому служению. Но также на регентских и иконописных факультетах учится немалое количество девушек . Большинство учащихся сегодня — вчерашние школьники, хотя есть и небольшой процент людей, уже получивших высшее светское образование. Есть те, кто не имеет высшего образования, но приходит не сразу после школы, а отслужив в вооруженных силах, накопив жизненный опыт и сделав выбор в пользу будущего церковного служения. На сегодня все наши семинарии в Российской Федерации имеют лицензию на ведение образовательной деятельности, а более половины из них реализуют федеральный государственный образовательный стандарт по теологии. Остальные семинарии параллельно с теологией реализуют церковный образовательный стандарт, который в основном совпадает с государственным.

http://pravoslavie.ru/138954.html

Αρχεο Итоги абитуриентской кампании в духовных учебных заведениях в 2021 году: миф о резком падении количества поступающих не подтверждается реальными цифрами 26 Οκτωβρου 2021 τος 16:24 Прошли первые два месяца учебного года, когда происходит притирка к учебному процессу как со стороны ректората и профессорско-преподавательской корпорации, так и со стороны студентов. Кроме того, еще в первое время в большей степени возможны перемещения студентов из вуза в вуз, ведь кто-то поступает, а к середине октября понимает, что ему интересны совсем другие предметы и специальности. А иногда возникает желание больше работать, чем сидеть за партой. Учебный комитет Русской Православной Церкви проанализировал итоги абитуриентской кампании 2021 года. Выявлено, что в последние пять лет наблюдается некоторая стабильность в количестве обучающихся в духовных учебных заведениях Московского Патриархата. Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов рассказал о том, что сегодня актуально в сфере организации духовного образования и о чем говорят цифры. — В течение последних трех лет наблюдается стабильность приемной кампании в духовные учебные заведения. Значит ли это, что мы достигли предела по набору абитуриентов на данном этапе и в обществе доля церковных людей закрепилась на одном уровне, который вряд ли изменится в ближайшие годы? — Действительно, если мы сравним количество поступивших на уровень бакалавриата, а также на регентские и иконописные отделения, то мы увидим за последние три-четыре учебных года ситуацию в целом стабильную. На подготовительное отделение поступили: На бакалавриате обучались: Конечно же, была определенная разница по годам, но в целом мы видим, что миф о резком падении количества поступающих не подтверждается реальными цифрами. Это не значит, что нет проблемы с абитуриентами. Если посмотреть по разным учебным заведениям по регионам, то картина будет различной. Действительно, есть целый ряд региональных духовных школ, где количество поступивших стабильно малое, что ставит вопросы о целесообразности вкладывания значительных церковных средств и человеческих ресурсов в их сохранение в таком виде в долгосрочной перспективе.

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5856140...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010