мониторинг и анализ деятельности на канонической территории Московского Патриархата сектантских и раскольнических образований; публикация соответствующих миссионерских материалов; совместно с Учебным комитетом  подготовка в духовных школах миссионерских кадров Русской Православной Церкви и проведение регулярных семинаров преподавателей миссиологии; создание методик и учебных пособий для проведения на епархиальном, благочинническом и приходском уровнях занятий по подготовке активных мирян к миссионерскому служению; издание миссионерской литературы; обмен опытом с зарубежными православными миссионерскими организациями, анализ миссионерского опыта других конфессий; организация и проведение всецерковных миссионерских съездов, конференций и семинаров; проведение общецерковных целевых финансовых сборов на миссионерскую деятельность; совместно с Синодальным информационным отделом и Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви и общества  поддержка миссионерской работы Церкви через информационную деятельность и контакты с общественными объединениями; во взаимодействии с Синодальным информационным отделом – сотрудничество со средствами массовой информации в целях предоставления им материалов, имеющих миссионерскую ценность, и организации программ с участием духовенства и миссионеров; совместно с Синодальной комиссией по делам монастырей  содействие монашеским обителям в организации их миссионерской деятельности; Осуществление контроля за реализацией определений Поместных и Архиерейских Соборов, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода в области миссионерского служения. Епархиальный уровень Общее руководство миссионерской деятельностью осуществляет епархиальный архиерей. Для организации соответствующей работы в епархии действует профильный епархиальный отдел или, там где таковой создать невозможно, – профильный ответственный епархиальный сотрудник, которые в своей работе руководствуются общецерковными нормативными документами, указаниями епархиального архиерея, рекомендациями Синодального миссионерского отдела.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/ob-o...

поиск:   разделы   рассылка Леонид Бамблевский Лавры академии Ученое монашество всегда было интеллектуальной опорой Церкви Источник:  НГ-Религии Президент Владимир Путин 28 февраля подписал федеральный закон, который дает право духовным учебным заведениям получать государственную аккредитацию. Это значит, что теперь выпускники православных духовных семинарий смогут получать диплом гособразца. Корреспондент " НГР " обратился к председателю Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректору Московской духовной академии и семинарии (МДАиС) архиепископу Евгению (Решетникову) с просьбой рассказать о жизни и быте духовных школ, о сохранении традиций и инновациях в одном из старейших высших учебных заведений страны, об изменениях в учебных планах и о влиянии новых тенденций на образовательный процесс. o Фоторепортаж: Московская Академия – духовный вуз в России (НГ-Религии 19.03.2008) – Ваше Высокопреосвященство, само понятие " ученое монашество " появилось в стенах Московской духовной академии. Как сейчас продолжается эта традиция, много ли выпускников МДАиС, оставаясь в академии, принимают постриг? – Как правило, академические монахи принимают постриг еще во время обучения. При этом год на год не приходится: иногда мы постригаем одного человека, иногда – двоих. Бывают и постриги по пять человек. Студентов, принимающих постриг на академической скамье, ждут разные судьбы. Одни направляются на служение в региональные духовные семинарии, другие остаются при Московской Духовной академии, причем не только преподавателями, но и на хозяйственных, административных и других послушаниях. Впрочем, и здесь редко кто полностью оставляет науку. Сегодня зарождается новое поколение церковных ученых, воспитанных на основании реформированных образовательных программ. Убежден – ученые монахи, могущие не щадя времени и сил посвятить себя научным исследованиям, должны сыграть важную роль в новом становлении богословской науки. Вместе с тем убежден и в том, что немало наших ученых мирян не уступят ученым монахам в самоотверженном церковно-научном служении.

http://religare.ru/2_51992.html

Положение об итоговых и научно-квалификационных работах (диссертациях) в системе духовного образования Русской Православной Церкви 22 марта 2011 г. 17:54 Документ принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 марта 2011 года ( журнал 11 ).   I. Введение 1. Настоящее положение носит рамочный характер и определяет общие требования к научно-квалификационным работам (диссертациям) в системе духовного образования Русской Православной Церкви, а также описывает основные процедуры защиты диссертаций и систему обеспечения качества работ. 2. Духовные учебные заведения вправе самостоятельно вводить у себя дополнительные или уточняющие требования к работам, а также процедуры защиты, не выходя при этом за рамки, определенные настоящим Положением. 3 С целью государственного признания диссертаций, духовные учебные заведения должны принимать во внимание особенности национальной системы образования той страны, в которой они находятся. В случае коллизии между настоящим Положением и требованиями национальной системы образования необходимо следовать указаниям Учебного комитета. 4. Контроль за соответствием уровня защищаемых работ стандартам отечественного и зарубежного образования, а также за соблюдением установленных процедур защиты осуществляется Учебным комитетом Русской Православной Церкви. 5. В системе духовного образования Русской Православной Церкви существует три вида научно-квалификационных работ (диссертаций): магистерская, кандидатская и докторская.   II. Магистерская диссертация 1. Магистерская диссертация является итоговой квалификационной работой выпускника магистерской программы, подтверждающей приобретенные в процессе обучения компетенции в соответствии с избранным профилем обучения. 2. В своей магистерской работе студент должен продемонстрировать способность ставить научные задачи и находить алгоритмы их решения; производить критический анализ массивов информации; синтезировать знания и научные выводы на основе проведенного анализа, в том числе на основе междисциплинарных исследований; излагать полученные выводы ясным языком и в систематическом виде.

http://patriarchia.ru/db/text/1434939.ht...

- положения об аттестации специалистов; - данное Положение; - иные документы данной сферы. 1.3. Учебный комитет Русской Православной Церкви, Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, Синодальный миссионерский отдел Русской Православной Церкви, Синодальный отдел по делам молодежи, Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви во исполнение данного Положения разрабатывают совместные инструкции, дают официальные разъяснения и рекомендации. II. Общие положения, термины и определения 2.1. Под подготовкой (обучением) специалистов по направлениям церковного служения в рамках данного Положения понимается их профессиональная подготовка по соответствующим программам начального профессионального (краткосрочные курсы), среднего профессионального (среднесрочные курсы – полубакалавриат) церковного образования с целью получения квалификации специалистов, а также профессиональная переподготовка и повышение квалификации. 2.2. Образовательная организация по подготовке специалистов – образовательная организация в установленном порядке реализующая программы подготовки специалистов по одному или нескольким направлениям церковного служения. 2.3. Церковная лицензия подтверждает право организации вести образовательную деятельность по программам подготовки специалистов по одному или нескольким направлениям церковного служения. 2.4. Свидетельство о церковной аккредитации подтверждает соответствие программы (программ) подготовки специалистов, реализуемой(ых) образовательной организацией, основополагающим положениям церковного(ых) образовательного(ых) стандарта(ов) по подготовке специалистов профильного(ых) направления(ий). Свидетельство о церковной аккредитации дает образовательным организациям по подготовке специалистов право выдавать выпускной документ церковного образца, справку о прохождении учебного цикла. 2.5. Выпускной документ церковного образца – внутрицерковный документ, разрабатываемый Учебным комитетом Русской Православной Церкви, подтверждающий уровень церковного образования и дающий право занимать штатные должности по профильным направлениям церковного служения согласно присвоенной квалификации.

http://azbyka.ru/katehizacija/polozhenie...

Светская школа у нас, в настоящий момент, подготовляется к полному обновлению во всех отношениях – и в учебно-образовательном, и в воспитательном. Работают комиссии и комитеты, составляются многочисленные проекты и рефераты, пишут и печатают десятки-сотни статей, посвященных рассмотрению и обсуждению разных сторон этого большого, важного и неотложно-нужного дела... Наша духовная школа, по особым условиям ее положения и назначения, по-видимому, остается в стороне от этого преобразовательно-школьного движения, столь живо и сильно волнующего русское общество и печать: может быть, для нее пока выжидают, что будет сделано и принято ведомством министерства Народного Просвещения, в виду, до известной степени, общности дела? Во всяком случае, не подлежит сомнению, что и наши духовно-учебные заведения нуждаются, если не в полном преобразовании, то в значительном изменении и обновлении всего учебно-воспитательного строя их, как это признается и духовно-учебным ведомством, в котором, насколько известно, начат уже пересмотр училищных и семинарских программ. При таком положении этого вопроса, духовная печать, как нам кажется, не должна безучастно относиться к его развитию и решению. В деле устройства или переустройства духовной школы она более, чем кто-либо, может быть компетентным судьей и деятельным сотрудником, указывая и разъясняя разные стороны его, подавая советы, собирая и освещая нужный материал и т.п. В виду этого, и мы берем на себя смелость поделиться с читателями своими наблюдениями и замечаниями относительно одного из важных предметов школьного образования – изучения русского языка и словесности, в надежде, что наши замечания могут иметь свое значение. Мы укажем то, что есть и что нужно и желательно по этому предмету... 1 . Требуется, прежде всего, основательно выяснить, прочно установить и признать раз навсегда, что в низшей и средней школах (в данном случае, в духовных училищах – мужском и женском и в духовных семинариях) родной язык, родное слово (в общем и широком культурно-образовательном, и народно-воспитательном значении), кроме Закона Божия (а в семинариях – наук богословских и философских) – самый главный и основной предмет, изучение которого должно быть наивозможно всесторонне обдумано и строго систематически проведено по всем ступеням школьного преподавания, в строгом соответствии значению этого предмета и основным задачам воспитания и образования.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Часть 7 Часть 9 Скачать epub pdf Оригинал: pdf 20 Мб «Рецензия на книгу: История христианской Церкви. I Выпуск второй. Эпоха Вселенских соборов и разделения Церквей (313–1054). 339 Предназначая свой труд, первый выпуск которого вышел в 1909 г., 340 для учебных целей, автор руководствовался и при составлении появившегося ныне второго выпуска той же изданной Учебным Комитетом при Св. Синоде программой (или точнее – проектом программы, не устранявшим и ранее существовавшей программы), которой определялись содержание и план первого выпуска. В предисловии он указывает и обосновывает некоторые отступления от этой программы, состоящие частью в перемещении рубрик, частью в дополнениях (введены сведения о лжеучениях Маркелла Анкирского, Фотина и Аполлинария, о св. Епифании Кипрском , о сочинениях, известных с именем св. Дионисия Ареопагита ). В отличие от сухого изложения в учебнике Ε. Смирнова, автор имел в виду сообщить обозрению эпохи Вселенских соборов больше живости, полноты и округленности, в частности особое внимание обратил на патрологический отдел, неудовлетворительно изложенный в книге Смирнова, дал также новую обработку, например, очеркам о христианской жизни в рассматриваемую эпоху, о разделении Церквей. В оправдание получившегося отсюда увеличения объема книги в сравнении с курсом Смирнова для той же эпохи (215 страницам учебника Смирнова по изданию 1895 г., меньшего формата, но более убористой печати, соответствуют здесь 293 страницы) указывается особая важность излагаемой эпохи. Между прочим, автор сам признает слишком большой для учебника размер трактата о Юлиане Отступнике в своей книге (С. 11–22), но объясняет свое особое внимание к его личности дидактическими и апологетическими соображениями. В конце книги приложены алфавитный указатель географических названий с пояснениями и карта, изображающая: 1) древнехристианский мир в целом, за исключением большей части Египта с Эфиопией и Нубией и Аравии, 2) Египет, 3) Палестину и 4) Малую Азию с Сирией. Карта заимствована из: AppelH. Kurzgefasste Kirchengeschichte fur Studierende. Т. I. Alte Kirchengeschichte. Leipzig, 1909, но в ней сделаны при этом некоторые изменения, частью опущения, главным же образом дополнения. Книга посвящается духовенству Тульской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Подписан договор между Научно-образовательной теологической ассоциацией и Учебным комитетом Русской Православной Церкви 9 июля 2021 г. 15:25 8 июля 2021 года на торжественном заседании в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия состоялось подписание договора о сотрудничестве между Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА) и Учебным комитетом Русской Православной Церкви. Подписи под документом поставили президент ассоциации, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры митрополит Волоколамский Иларион и председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов . В торжественной церемонии также приняли участие: член Совета и секретарь Общего собрания НОТА, академик РАО, профессор М.Н. Стриханов, ректор Московского государственного лингвистического университета И.А. Краева, и.о. ректора Московского педагогического государственного университета В.В. Страхов, первый заместитель председателя Учебного комитета, ректор Перервинской духовной семинарии иеромонах Аполлинарий (Панин), проректор по научно-богословской работе Московской духовной академии протоиерей Александр Задорнов, проректор Сретенской духовной академии К.М. Джусоев, исполнительный директор НОТА Г.И. Теплых. Подписание договора о сотрудничестве призвано существенно расширить возможности взаимодействия светских университетов и духовных школ Русской Православной Церкви, направленного на развитие теологического профессионального сообщества и тесную интеграцию образовательного пространства духовных школ и университетских теологических кафедр. Митрополит Иларион, говоря о важности заключения договора с Учебным комитетом, отметил: «Каждый теолог должен иметь не только признание, которое он имеет в академической среде, но и некую форму мандата от традиционной религиозной конфессии». Президент Научно-образовательной теологической ассоциации также выразил надежду, что в рамках деятельности НОТА такая же модель аккредитации будет выработана и другими религиозными конфессиями. «В нашу ассоциацию сейчас входит 70 вузов: ней представлены практически все ведущие университеты нашей страны, духовные школы Русской Православной Церкви, духовные учебные заведения других религиозных конфессий», — упомянул архиерей. Каждая религиозная традиция, которая связана с преподаванием теологии, по мнению митрополита Илариона, должна вырабатывать модели апробации теологов, которые будут преподавать от ее имени.

http://patriarchia.ru/db/text/5827160.ht...

При участии Учебного комитета состоялся вебинар «Порядок и особенности проведения мониторинга сформированности компетенций по дисциплине " Литургика " с помощью электронного тестирования» 7 октября 2022 г. 13:20 5 октября 2022 года состоялся вебинар «Порядок и особенности проведения мониторинга сформированности компетенций по дисциплине " Литургика " с помощью электронного тестирования», в котором приняли участие представители более 20 духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Мероприятие было организовано Учебным комитетом Русской Православной Церкви совместно с Воронежской духовной семинарией. Для содействия адаптации высших духовных учебных заведений к новой системе государственной аккредитации, аккредитационного мониторинга и контроля (надзора) в сфере высшего образования Учебным комитетом Русской Православной Церкви был инициирован пилотный проект по организации и проведению мониторинга сформированности ключевых компетенций по православной теологии в форме электронного тестирования обучающихся духовных учебных заведений. Воронежская духовная семинария была избрана в качестве пилотной площадки, на базе которой была создана система электронного тестирования и загружены тестовые задания по литургике, разработанные рабочей группой преподавателей ведущих духовных учебных заведений. Форма тестовых заданий была избрана с учетом рекомендаций представителей надзорных органов к оценочным средствам так, чтобы данные оценочные материалы могли в дальнейшем использоваться при проведении государственной аккредитации или контроля (надзора) в сфере образования высших духовных учебных заведений. После завершения технических работ по подготовке к проведению электронного тестирования по литургике на базе Воронежской духовной семинарии Учебным комитетом были собраны в заявки на участие в мониторинге. В общей сложности 24 высших духовных учебных заведения принимают участие в апробации системы электронного тестирования. На вебинаре Учебный комитет представляла руководитель контрольно-аналитического отдела Н.В. Леонтьева. В ходе мероприятия проректор по научной и методической работе Воронежской духовной семинарии иерей Константин Рева, который выступил общим координатором данного проекта от семинарии, рассказал о целях и задачах проведения электронного тестирования. Было обозначено, что участие в данном проекте позволит духовным учебным заведениям проще адаптироваться к новой системе государственной аккредитации, которая уделяет основное внимание проверке знаний, умений и навыков студентов старших курсов. Второй ключевой задачей тестирования является выявление тех тематических разделов оцениваемой дисциплины, которые усвоены студентами на недостаточно высоком уровне с целью компенсировать недостатки в знаниях при подготовке к итоговой аттестации обучающихся.

http://patriarchia.ru/db/text/5965511.ht...

Священник РПЦ: идея ввести постное меню в школах Москвы благоразумна РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_108642.html 17 марта 2016 Священник РПЦ: идея ввести постное меню в школах Москвы благоразумна Источник:  http://ria.ru/religion/20160315/1390227924.html РИА Новости СМИ со ссылкой на представителя Мосгордумы Антона ПАЛЕЕВА сообщили о возможности введения в школьных столовых столицы постного меню наравне с обычным рационом. По словам протоиерея Максима Козлова, данную идею учебным учреждениям ни в коем случае нельзя навязывать – все должно происходить только на добровольной основе. Идея ввести в столичных школах постное меню, предложенная представителями Мосгордумы, благоразумна и является проявлением заботы о здоровье детей, заявил во вторник РИА Новости профессор Московской духовной академии и семинарии протоиерей Максим КОЗЛОВ. Ранее СМИ со ссылкой на главу комиссии по делам общественных объединений и религиозных организаций Мосгордумы Антона Палеева сообщили о возможности введения в школьных столовых столицы постного меню наравне с обычным рационом. " Идея, мне кажется, продиктована вполне разумными государственными соображениями о здоровье детей... Сейчас дети вынуждены или носить с собой холодные завтраки, приготовленные дома родителями, или питаться не очень здоровой пищей в виде бутербродов, чипсов или гарниров, которые им нужно отделять от сосисок. Соответственно, тот выбор, который может быть предоставлен, гуманен и благоразумен по отношению к детям " , – сказал Козлов. По его словам, все большее количество детей сегодня ориентируются в той или иной мере на традиции и уставы Русской православной церкви, а значит, и на пищевые ограничения, по крайней мере, в Великий пост. При этом представитель РПЦ подчеркнул, что введение постного меню учебным учреждениям ни в коем случае нельзя навязывать, все должно происходить только на добровольной основе. Как пояснил РИА Новости Антон Палеев, предложение будет реализовано только в том случае, если и школы, и родительские комитеты его поддержат. " Сейчас нам нужно понять отношение людей к этой идее; если они поддержат, то уже со следующего года мы можем ввести постное меню в школах, которые этого захотят " , – заметил Палеев.

http://religare.ru/2_108642_1_21.html

  разделы   рассылка  распечатать Состоялась презентация проекта «Система православного образовательного интернет-телевещания «Покров» Презентация проекта «Система православного образовательного интернет-телевещания «Покров» состоялась 17 ноября в Центральном доме журналиста в рамках первого фестиваля православных СМИ «Вера и слово». Об истории проекта рассказал архиепископ Верейский Евгений (Решетников), председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви (РПЦ), ректор Московской духовной академии и семинарии (МДАиС). Он напомнил, что Учебным комитетом с 1 сентября 2003 г. для студентов духовных учебных заведений РПЦ введена система дистанционного обучения. В 2003-2004 учебном году трансляция осуществлялась из студии Сретенской духовной семинарии. Лекции транслировались через спутниковый канал в режиме реального времени и передавались на экраны, установленные в аудиториях духовных школ - участников проекта. С начала 2004-2005 учебного года трансляция лекций начала осуществляться и из МДА. Материально-техническую часть проекта обеспечивает компания СТВ (разработчик системы спутникового интернет-телевещания). Пилотным совместным проектом Учебного комитета и компании СТВ стала трансляция лекций курсов повышения квалификации преподавателей основ православной культуры, проходившая с 20 июня по 7 июля в МДА. Накопленный опыт совместной работы позволил Учебному комитету и СТВ разработать систему православного образовательного интернет-телевещания «Покров». Наряду с программой дистанционного обучения по учебному курсу духовной семинарии «Богослов» в сетку вещания поэтапно будут введены программа повышения квалификации преподавателей учебного предмета «Основы православной культуры», учебная программа этой дисциплины, а также программа повышения квалификации церковных работников и священнослужителей. Начиная со II семестра 2004-2005 года к данному учебному курсу будут добавлены тематические спецкурсы и по другим предметам. Особое внимание в разработке спецкурсов будет уделяться вопросам и проблемам современной жизни РПЦ и поместных православных Церквей. Также планируется предоставление эфирного времени видным церковным, государственным и общественным деятелям. Заместитель председателя Учебного комитета РПЦ иеромонах Петр (Еремеев) дополнил, что в будущем в проект войдут курсы, разработанные для вещания в местах лишения свободы и курсы для военнослужащих, несущих службу в разных местах Отечества.

http://religare.ru/2_12022.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010