Анатолий, архиепископ Симбирский и Сызранский (Максимович Андрей) Родился в 1767 году в Малороссии в семье священника. В 1789 году окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию и оставлен в ней учителем риторики и греческого языка. В 1792 году рукоположен во священника к Спасо-Сенновской церкви и в течение трех лет был катехизатором. С 1809 года – ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии, профессор богословия, член консистории и цензурного комитета. В 1809 году принял монашество, возведен в сан архимандрита Свято-Троицкой Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом и назначен благочинным над законоучителями в кадетских корпусах. 31 марта 1812 года хиротонисан во епископа Полтавского. С 7 февраля 1816 года – архиепископ Минский и Литовский. С 10 февраля 1832 года – архиепископ Симбирский и Сызранский. 7 августа 1842 года уволен на покой. Скончался 14 февраля 1844 года в Сызранском Воскресенском монастыре. Труды: Слова и речи: на Успение Богоматери. – СПб., 1808. при погребении протопресвитера С. Ф. Ливатова. – СПб., 1808. при приведении к присяге чиновников, избранных в должности. – СПб., 1811. Речь в собрании Библейского общества. – СПб., 1822. Литература: Рункевич С. Г. История Минской архиепископии 1793–1832 гг.: С подробным описанием хода воссоединения западно-русских униатов с Православной Церковью в 1794–1796 гг. Исследование Стефана Рункевича . – СПб., 1893. – С.518–570. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 89. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 536. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1404, 1409, 1412. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 212. Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т./Изд. под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. – СПб., 1885–1888, т. 2. – С. 110 и прим. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл рассказал об этапах перехода духовного образования на болонскую систему 2 февраля 2011 г. 11:50 Информируя архипастырей, собравшихся в Москве на Архиерейский Собор , Предстоятель Русской Православной Церкви сказал, что в истекшем году Учебным комитетом была доработана модель духовного образования, предполагающая переход с двухуровневой на трехуровневую систему образования: бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. «Бакалавриат — это, по сути, наша старая четырехлетняя семинария, базовый уровень для подготовки священнослужителей, что является первоочередной задачей духовного образования. На этом уровне будут усиленно преподаваться предметы пастырской направленности. Для тех поступающих в семинарию, которые еще плохо разбираются в основах православного вероучения или в недостаточной мере владеют общеобразовательными навыками, вводится подготовительный курс, на котором будут преподаваться такие предметы, как катехизис, библейская история, русский язык и некоторые другие начальные знания, которые необходимы для успешного освоения семинарской программы», — разъяснил Святейший Патриарх Кирилл. Предполагается, что кандидат в священнослужители со званием бакалавра будет, помимо предметов семинарского курса, более полно знакомиться с практическими сторонами приходской деятельности, такими как юридическое обеспечение жизни прихода, организация финансовой отчетности. Он научится решать специфические задачи, характерные для жизни современного прихода, получит практические навыки совершения уставного богослужения и произнесения проповеди. Эти знания будут приобретаться как во время четырех-(пяти-)летнего обучения, так и путем прохождения специального краткого курса подготовки к рукоположению. «Только пройдя через бакалавриат и упомянутый спецкурс человек может быть рукоположен в священники», — подчеркнул Его Святейшество. «Для тех, кто способен и имеет желание заниматься научной деятельностью, преподавать богословские дисциплины, осуществлять специальное служение в епархиях или центральных церковных учреждениях, вводится уровень магистратуры, — продолжил Святейший Владыка. — На этом уровне студенты получают специальные знания и навыки, которые позволят им в будущем решать стоящие перед Церковью задачи повышенной сложности. Задача магистратуры — подготовка творчески мыслящих церковных тружеников и богословов».

http://patriarchia.ru/db/text/1399528.ht...

Блаженнейший митрополит Владимир провел совещание по вопросам религиозного образования в Украинской Православной Церкви 2 ноября 2012 г. 11:15 31 октября 2012 года под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира в резиденции Его Блаженства в киевском Свято-Пантелеимоновом монастыре (Феофания) состоялось совещание по вопросам религиозного образования в Украинской Православной Церкви. В совещании приняли участие: митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь , ректор Таврической духовной семинарии; митрополит Волынский и Луцкий Нифонт ; митрополит Полтавский и Миргородский Филипп , председатель Синодального отдела религиозного образования, миссионерства и катехизации Украинской Православной Церкви, ректор Полтавской духовной семинарии; архиепископ Бориспольский Антоний , управляющий делами УПЦ, ректор Киевских духовных школ ; архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр , секретарь Блаженнейшего митрополита Владимира; архиепископ Харьковский и Богодуховский Онуфрий , ректор Харьковской духовной семинарии; архиепископ Запорожский и Мелитопольский Лука ; епископ Ирпенский Климент , председатель Учебного комитета при Священном Синоде УПЦ; архимандрит Виктор (Бедь), ректор Ужгородской Украинской богословской академии им. свв. Кирилла и Мефодия; архимандрит Нафанаил (Крикота), ректор Почаевской духовной семинарии; протоиерей Рустик Капауз, ректор Волынской духовной семинарии; архимандрит Нестор (Соменок), профессор КДА. В ходе заседания были рассмотрены вопросы религиозного образования, признания государственными учреждениями дипломов духовных учебных заведений на территории Украины, координации конференций и образовательных мероприятий, проводимых под патронатом Украинской Православной Церкви. По итогам собрания были приняты решения: 1. Рассматривать духовные учебные заведения, а именно — Киевскую духовную академию, Ужгородскую Украинскую богословскую академию, духовные семинарии, духовные училища, регентские отделения (как филиалы духовных семинарий), а также богословско-катехизаторские курсы как заведения, деятельность которых находится в компетенции и координируется Учебным комитетом при Священном Синоде Украинской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/2564190.ht...

Гавриил (Голосов Григорий), еп. Омский и Семипалатинский Родился 6 января 1839 года. Сын псаломщика Ярославской епархии, с. Кулачева. Окончил Ярославскую духовную семинарию. В 1863 году поступил в СПБ духовную академию. 7 февр.1864 г. пострижен в монашество и 25 марта рукоположен во иеродиакона. В 1867 году окончил академию. 19 июня в том же году рукоположен во иеромонаха и 26 окт. назначен преподавателем Уфимской духовной семинарии. 1868 г. – преподаватель Тверской духовной семинарии. 15 апр.1869 г. – помощник инспектора той же семинарии. 5 сент.1872 г. удостоен степени кандидата богословия. 17 янв.1882 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Тверского Успенского Желтикова монастыря. 14 дек.1886 г. хиротонисан во епископа Старицкого, вик. Тверской епархии. С 4 окт.1897 г. – епископ Велико-Устюжский, вик. Вологодской епархии. С 12 авг.1904 г. – епископ Прилукский, Полтавской епархии. С 9 дек.1905 г. – епископ Омский и Семипалатинский. С 1909 г. – почетный член СПБ духовной академии. С 18 февр.1911 г. уволен на покой с местопребыванием на правах настоятеля в Арзамасском Спасо-Преображенском монастыре Нижегородской епархии. С 26 апр. того же года проживал в Калязинском монастыре Тверской епархии. С 21 сент.1911 года – управляющий Николаевской пустынью той же епархии. 22 ноября перемещен управляющим Желтиковским Успенским монастырем. 1916 год – настоятель того же монастыря. Скончался в конце 1916 года в Желтиковском монастыре и погребен под колокольней монастыря. Духовный писатель и проповедник. Труды: Руководство по Литургике или наука о православном богослужении применительно к программе, изданной учебным комитетом для учеников духовных семинарий. Тверь, 1886 г. Православное нравственное богословие, составленное применительно к программе семинарского курса. Изд. Ι-e, Тверь, 1885. Изд. 2-е, Тверь, 1891. Собрание слов, речей и других статей. T.I, Вел.Устюг, 1900. Собрание слов, речей и других статей. m.II, Омск, 1910. Обращение к духовенству Омской епархии и обращение к патриотам земли русской.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Епископ Вологодский и Великоустюжский Игнатий: Для преобразования Вологодского духовного училища в семинарию существуют реальные предпосылки 16 июля 2014 г. 14:44 В Спасо-Прилуцком Димитриевом мужском монастыре (г. Вологда) состоялось заседание педагогического совета Вологодского православного духовного училища (ВПДУ). Его возглавил епископ Вологодский и Великоустюжский Игнатий , на днях утвержденный Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в должности ректора училища. Перед началом заседания Преосвященнейший Игнатий вручил протоиерею Алексию Сорокину, назначенному первым проректором ВПДУ, епархиальную медаль преподобного Кирилла Белоезерского I степени в награду за многолетние труды на ниве духовного просвещения и успехи в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. На заседание были приглашены выпускники ВПДУ прошлых лет. Епископ Вологодский Игнатий побеседовал с каждым из них, выяснил готовность к принятию священного сана и определил кандидатов на рукоположение в ближайшее время. Участники педсовета подвели итоги 2013-2014 учебного года. Члены педагогического совета ВПДУ единогласно одобрили начавшийся по благословению Святейшего Патриарха Кирилла процесс преобразования Вологодского православного духовного училища в семинарию, инициированный правящим архиереем. Располагаться Вологодская духовная семинария будет в одном из корпусов Спасо-Прилуцкого монастыря. Педагогический совет проанализировал соответствие нынешней учебной программы и преподавательского состава ВПДУ стандартам обучения в духовной семинарии, определенным Учебным комитетом . Ректор духовного училища отметил, что преобразование училища в семинарию означает переход на уровень высшего духовного образования. Это влечет за собой и стандартизацию, и лицензирование, и требования к уровню образования и обеспечению учебного процесса. И первоочередная задача — провести новый набор абитуриентов в этом году в духовное училище с тем, чтобы уже к окончанию 2014-2015 учебного года они обучались в семинарии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

иеродиакон Лаврентий (Полешкевич) Заведующий Сектором православного образования, о тдел религиозного образования и катехизации Родился 9 июня 1980 года в г.Барань Оршанского района Витебской области. С 1992 года нёс послушание певчего, чтеца и алтарника в Спасо-Преображенском храме г. Барань, откуда впоследствии был рекомендован настоятелем храма прот. Владимиром Маркиным для поступления в Минскую Духовную Семинарию. Семинарию окончил по первому разряду со степенью бакалавра богословия, защитив работу по Сектоведению на тему «Критический разбор Движения «Нью Эйдж».  После окончания семинарии с октября 2002 по май 2003 года нёс послушание преподавателя Оршанского филиала Витебского Духовного Училища в г. Орша, а также работал с оршанскими СМИ. В конце апреля того же года направлен в распоряжение Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Минского и Слуцкого, патриаршего Экзарха всея Беларуси, которым направлен для продолжения образования в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.  28 февраля 2004 года был пострижен во чтеца Высокопреосвященнейшим Константином, архиепископом Тихвинским, ректором СПбДАиС, викарием Санкт-Петербургской епархии. В июне 2006 года окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию по первому разряду, защитив диссертацию на тему «История Белорусской Православной Церкви в XX веке» со степенью кандидата богословия по кафедре Истории Русской Православной Церкви. Учебным Комитетом при Синоде РПЦ был направлен в Минскую Духовную Семинарию для несения послушания преподавателя, однако ввиду отсутствия вакансий был направлен Высокопреосвященнейшим Филаретом, митрополитом Минским и Слуцким в филиал Аспирантуры Московской Духовной Академии при ОВЦС МП, обучение в котором окончил в июне 2008 года.  В 2009 году переведен в епархию г. Москвы.  С августа 2007 года по август 2010 года по благословению Преосвященнейшего Вениамина, епископа Люберецкого, викария Московской епархии, нес послушание преподавателя Николо-Угрешской Духовной Семинарии, где вел курс Истории Поместных Православных Церквей, Общей Церковной Истории и Гомилетики, а также преподавателя Ветхого и Нового Завета на богословских курсах «Сокровенный мир Православия» при Семинарии. 

http://e-vestnik.ru/persons/-_ierodiakon...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Георгий (Тертышников). Фотография. Сер. 90-х гг. ХХ в. (Тертышников Николай Иванович; 22.06.1941, с. Октябрьское ныне Ипатовского р-на Ставропольского края - 2.10.1998, г. Сергиев Посад Московской обл.), архим., доцент МДА, духовный писатель, богослов. В 1962 г. с отличием окончил фельдшерское отд-ние Ставропольского медицинского уч-ща. С 1962 по 1964 г. служил в госпитале Советской Армии в ГДР. С 1965 г. учился на вечернем отд-нии Оренбургского медицинского ин-та и работал в медицинском пункте железнодорожного техникума. В 1966 г. поступил в МДС, по окончании к-рой в 1969 г. был принят в число братии Троице-Сергиевой лавры . 26 дек. 1969 г. наместником архим. Платоном (Лобанковым) пострижен в монашество, 14 янв. 1970 г. Крутицким и Коломенским митр. Пименом (Извековым) рукоположен во диакона, 14 июня 1970 г. ректором МДА Дмитровским еп. Филаретом (Вахромеевым) - во иерея, в 1976 г. возведен в сан игумена. В 1973 г. окончил МДА со степенью канд. богословия, присвоенной за соч. «Гомилетический элемент в эпистолярном наследии епископа Феофана Затворника», и был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре истории Русской Церкви. В 1974 г. написал стипендиатский отчет «Церковно-исторический материал в трудах историка Н. М. Карамзина». В 1973-1985 гг. преподавал в МДС историю Русской Церкви, общую церковную историю и догматическое богословие. В 1985 г. Учебным комитетом направлен во Владимирскую епархию для прохождения пастырского служения. 28 авг. 1988 г. возведен в сан архимандрита. С 1 сент. 1988 г. преподавал в МДС догматическое богословие, катехизис, затем также гомилетику. 20 апр. 1989 г. был назначен старшим помощником инспекторов МДАиС. 26 марта 1990 г. в МДА защитил магист. дис. «Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении». 19 июля того же года Г. был назначен ректором Тобольской ДС, но по болезни не выехал в Тобольск и 27 окт. был освобожден от ректорства в связи с назначением на эту должность Тобольского еп. Димитрия (Капалина) . С сент. 1992 г. преподавал в семинарии и регентской школе.

http://pravenc.ru/text/164281.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОЛЕПОВ Дмитрий Павлович (3.02.1845, дер. Фёдоровское Волоколамского у. Московской губ.- 10.10.1880, Москва), автор учебников по экзегетике, публицист. Род. в семье священника. Закончил Звенигородское ДУ и Вифанскую ДС, в 1870 г.- МДА. С 21 авг. 1870 г. преподаватель Свящ. Писания в Московской ДС. В 1871 г. подал в Совет МДА диссертацию на степень кандидата, к-рая по неизвестным причинам не была допущена к защите (ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 350. Л. 11). До окт. 1873 г. совмещал преподавание с должностью библиотекаря ДС, затем ходатайствовал об освобождении «вследствие расстроенного здоровья». В 1876-1880 гг. по совместительству преподавал рус. язык в Московской земледельческой школе. Стоял у истоков братства прп. Сергия Радонежского, к-рое оказывало помощь нуждающимся студентам МДА (создано 26 сент. 1880). Б. внезапно скончался во время урока, похоронен на Пятницком кладбище в Москве. В 1875-1876 гг. Б. издал «Учебное руководство к чтению Евангелия в духовных семинариях», одобренное Учебным комитетом при Святейшем Синоде в качестве пособия для пятых классов семинарий. Он первым из рус. авторов изложил в учебнике последовательность евангельских событий, предложив свою систему согласования 4 Евангелий. Основное внимание Б. уделил раскрытию догматического значения слов Спасителя. Объясняя евангельский текст, Б. привлекал греч. оригинал, обращал внимание на трудные места и устранял противоречия. Он, несомненно, использовал святоотеческое наследие (хотя не цитировал и не ссылался на него) и работы зап. библеистов. В 1879 г. опубликовал «Учебное руководство к толковому чтению книги Деяний Апостольских», также одобренное в качестве пособия для семинарий. Недостатком учебников Б. является отсутствие сведений о рукописной традиции новозаветных текстов, истории слав. и рус. переводов. Кроме того, Б. писал статьи по общественно-церковным и педагогическим проблемам, рецензии на библейскую и педагогическую лит-ру для духовных журналов, составлял «внутренние обозрения» для «Чтений в обществе любителей духовного просвещения» , в 1874-1879 гг. принимал участие в издании «Воскресных бесед» .

http://pravenc.ru/text/149483.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ (Петров Андрей Владимирович; род. 26 дек. 1974 г., г. Люлим Ярославской обл.), митрополит Екатеринодарский и Кубанский. В 1992 г. по окончил среднюю школу. В 1992 – 1997 гг. учился на физическом факультете Ярославского гос. ун-та им. Демидова. Учебу в университете совмещал с исполнением обязанностей псаломщика Крестобогородского храма г. Ярославля. В 1997 г. поступил в Московскую ДС. В 2000 г. поступил в МДА, которую закончил в июне 2004 г. со степенью кандидата богословия за сочинение «Послание к Колосянам святого апостола Павла в русской библеистике». Учебным комитетом РПЦ направлен в Пермскую епархию и назначен преподавателем Пермского ДУ. 11 июля 2004 г. Иринархом (Грезиным) , еп. Пермским и Соликамским рукоположен в сан диакона (целибатом), 12 июля того же года. — во иерея. 23 нояб. 2004 г. назначен ключарем Свято-Троицкого кафедрального собора г. Перми. В 2004-2007 гг. являлся заведующим канцелярией Пермского епархиального управления. С1 нояб. 2006 г. служил настоятелем храма свт. Митрофана Воронежского г. Перми. 28 апр. 2007 г. назначен проректором по учебной работе Пермского духовного училища. Являлся участником Поместного Собора Русской Православной Церкви (2009 г.). 3 мая 2009 г. пострижен в монашество с именем Григорий в честь свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского. В марте 2010 г. освобожден от послушаний в Пермской епархии, почислен за штат и отбыл в Москву для несения церковного послушания в новообразованном Синодальном отделе по тюремному служению. Решением Свящ. Синода от 26 июля 2010 г. назначен заместителем председателя Синодального отдела по тюремному служению. 5 окт. 2011 г решением Свящ. Синода освобожден от должности заместителя председателя Синодального отдела по тюремному служению и направлен в распоряжение Патриарха Московского Кирилла (Гундяева) . Распоряжением Патриарха Кирилла от 20 дек. 2011 г. назначен помощником руководителя Административного секретариата Московской Патриархии. Указом Патриарха от 10 мая 2012 г. назначен штатным священником храма Живоначальной Троицы Патриаршего подворья в Останкино г. Москвы. Решением Свящ. Синода от 25-26 дек. 2013 г избран епископом Троицким и Южноуральским. 9 янв. 2014 г. в домовом храме Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве митр. Саранским и Мордовским Варсонофием, управляющим делами Московской Патриархии, возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/1966838.html

Начал работу проект дистанционного обучения для семинарий Фоторепортаж: (щелкните мышью для увеличения) Москва, 20 октября 2003 г. 20 октября в Русской Православной Церкви открылась система дистанционного обучения для учащихся Духовных школ. Теперь на лекциях ведущих профессоров смогут присутствовать не только семинаристы столичных городов, но и студенты духовных учебных заведений в разных уголках России. Передающая аппаратура установлена в Сретенской духовной семинарии, в центре Москвы. Именно отсюда проходит вещание на другие семинарии Русской Православной Церкви: от Смоленска и Валаама до Владивостока. Трансляция осуществляется через выделенную спутниковую связь в режиме реального времени. Лекции транслируются на большой экран, установленный в аудиториях семинарий. В своем вступительном слове 20 октября архиепископ Истринский Арсений от лица Святейшего Патриарха приветствовал это начинание в рамках деятельности Учебного комитета, получившее благословение Священноначалия. «Милостью Божией мы приступаем к новому проекту, который даст возможность ведущим учебным заведениям Московского Патриархата посредством спутниковой связи участвовать в лекциях по целому ряду дисциплин», - сказал викарий Патриарха. Архиепископ Арсений подчеркнул, что благодаря этому проекту значительно более широкий круг учащихся сможет присутствовать на лекциях лучших отечественных профессоров и богословов. Владыка Арсений выразил надежду, что слушатели этих лекций будут «плодотворно использовать полученные знания на благо Святой Церкви». Архиепископ упомянул о трудностях, с которыми столкнулись организаторы при реализации данного проекта. Именно это обусловило перенос начала дистанционного обучения с 1 сентября на 20 октября. В заключение викарий Святейшего Патриарха поблагодарил за организацию дистанционного обучения ректора Сретенской духовной семинарии архимандрита Тихона (Шевкунова) и генерального директора Международного центра финансово-экономического развития Максима Александровича Межанского.

http://pravoslavie.ru/7928.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010