Рецензия на книгу П. Лебедева «Краткое учение о богослужении Православной Церкви для Средних школ» Источник Составил применительно к потребностям преподавания предмета в средних светских и низших духовных учебных заведениях преподаватель Московской духовной семинарии Петр Лебедев. Москва. 1883 г. Имя автора этой книги не ново в учебно-педагогическом мире. Два года тому назад г. Лебедев появился на арену своей педагогической деятельности с учебником по литургике для духовных семинарий, который и был одобрен Учебным Комитетом при Святейшем Синоде. Хороший сбыт его побудил г. Лебедева сократить свой учебник и издать в настоящем виде с заглавием, которое мы выписали выше. Этот учебник автор сократил и издал в настоящем виде под заглавием, которое мы выписали выше, и назначил в руководство детям средних светских и низших духовных учебных заведений, при изучении ими богослужения православной Церкви. Как и все прежние составители учебников по богослужению нашей Церкви, г. Лебедев пытается подыскать таинственное знаменование всех тех составных элементов, из которых слагаются наши церковные чины и последования, а равно и всех священных вещей, необходимых для того, чтобы данное богослужение совершалось «по чину и благообразно». Но все попытки в этом роде автора мы можем не иначе назвать, как только напрасными и неудачными. Вместо того, чтобы пользоваться в этом случае писаниями отцов и учителей Церкви, относящимися к истолкованию богослужения православной Церкви, наш автор с большими усилиями пытается подыскать свои объяснения, которые страдают полным отсутствием простоты, естественности и удобопонятности для тех юных питомцев, которым предназначается разбираемая нами книжка. Если же автору хотелось попасть в ряды экзегетов христианского богослужения, то ему следовало бы не забывать той основной идеи богослужения православной Церкви, какая положена Основателем ее Господом нашим Иисусом Христом, Который, преподавая своим ученикам на вечери истинное Тело Свое, ясно и коротко формулировал так: «Сие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

С первых веков Христианства Православная Церковь употребляет при своем Богослужении различные символические действия, как необходимые знаки для выражения молитвенного расположения сердца. Ибо на земле все внутреннее, духовное достигает совершеннейшего развития чрез внешнее выражение; потому-то и наше Православное Богослужение не есть одно только внутреннее Богопочтение и религиозное сознание, живущее в церкви и её членах; но оно необходимо и тесно связано с символическими действиями. Сознавая то влияние, какое производят внешние предметы на сердце человека, видя в них силу, возбуждающую в молящемся различные чувствования, Православная церковь , с самого начала своего существования, допускает при своем Богослужении символические действия, как действия доступные чувственному воззрению и сопровождаемые иногда словом, как совершенное и необходимое выражение душевных движений человека, существа духовно-чувственного, в той или другой форме. И если они встречаются при Богослужении, то, как образы, посредством которых религиозная мысль христианина делается доступною чувственному воззрению его, как образы вполне соответствующие духу Христову и истине, и имеющие свое истинное и необходимое значение. Разумея под общим словом символа и священные действия, чрез которые преподается верующим Божественная благодать, напр., в Евхаристии, одни из символических действий служат видимым и непосредственным выражением религиозной веры и благоговейных чувств, то в благоговейном лице, то в обращении очей к небу, то в живописи или символическом представления мира сверхъестественного в пространстве, то – в праздниках, как в представлении того же мира во времени и истории; другие же из них выражают необходимое, сообразное с природою христианина, внутреннее его состояние, напр., в наклонении головы; третьи – чувственно представляют религиозные истины и чувствования в определенных церковью обрядах, напр., в крестном знамении, в возжении светильников, в курении фимиама и др. Таким образом символические действия, воплощая в себе истины Боговедения и возводя христианина до нравственного совершенства, придают всему христианскому Богослужению жизнь и силу и способствуют молящемуся выяснять и выражать свои личные духовные нужды. Отнимите символы у Богослужения, я оно сделается холодным, сухим и безжизненным, каким оно явилось в Протестантской церкви. О благотворном влиянии символич. действий при Богослужении на сердца присутствующих говорит история, передавая, что они поражали своею величественностью и торжественностью людей, никогда не участвовавших при христианском Богослужении и, при первом взгляде, производили на них сильное впечатление. При виде символических действий как торжественных картин, даже враги Христианства проливали слезы и, забывая свое предубеждение в отношении Христианства, принимали участие в христианской молитве, глубоко и живо запечатлевая в себе самих все то, что представлялось им под чувственным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

свящ. Николай Воинов Каталог книгам, изданным Афонским Русским Пантелеймоновым монастырем. Евангельская история о Боге Сыне, – воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами св. Евангелистов. Ед. Феофана. Москва. 1885 г. Ц. 1 р. 50 к., с перес. 2 р. Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы, с изложением учения Церкви, преобразований и пророчеств, относящихся к Ней, и чудес Ее, на основании Священного Писания , свидетельств св. отцов и церковных преданий. С 46 рисунками, представляющими святые места, события из жизни Божией Матери и прообразования о Ней. В книге этой из разных достоверных источников собрано многое, касающееся земной жизни Пресвятой Богородицы, в такой полноте, в которой доселе не было подобного сочинения. В ней, между прочим в первый раз появляется «Церковно-славянская и русская литература о Божией Матери». Издание шестое, исправленное и дополненное. В книге более 350 страниц, большего формата. Москва. 1891 г. Цена 1 р. 50 к., с пересылкой 2 рубля. Беседы и нравоучения во славу Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Заимствованы из книги «Руно орошенное», составленной св. Димитрием Ростовским . С литограф. изображением сего святителя. Изд. 2-е. Москва. 1884 г.; цена 50 к., с пересылкой 70 коп. Избранные слова св. отцов, в честь и славу Пресвятой Богородицы, с изображением подобия чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Одигитрии (Путеводительницы). Изд. 3-е. Москва. 1835 г.; цена 50 к., с пересылкой 70 к. Слава Богоматери. 1. Учение о благодатном совершенстве и добродетелях Богоматери. П. О подражании добродетелям Богоматери, о благоговейном почитании и прославлении Ее. По изъяснению Филарета, митрополита Московского, в проповедях его. Собрал Порфирий Кременецкий. Москва. 1888 г. Цена 40 коп., с пересылкой 50 к. (Учебным Комитетом при Св. Синоде допущено в употреблению в духовно-учебных заведениях. См. Церковный Вестник. 1886 г. 8-й). Вышний покров над Афоном, или сказания о чудотворных, на Афоне прославившихся, иконах Божией Матери и святых угодников Божиих. С 41 литографированными изображениями чудотворных икон. Описание икон этих и бывших от них благодатных знамений являет великое милосердие Пресвятой Богородицы к земному Ее уделу, св. Афонской Горе и вместе с тем знакомит читателя с замечательными событиями, совершившимися на св. Афоне от прославленных чудотворениями икон. Издание 8-е, дополненное. Москва. 1892 г.; цена 1 р. 50 к., с пересылкой 2 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Состоялись годичный акт и открытие ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского университета 20 ноября, 2010. Редакция " Правмира " 18 ноября 2010 г., в день избрания на Московский Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, состоялся годичный акт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и открытие XXI Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. 18 ноября 2010 г., в день избрания на Московский Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, состоялся годичный акт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и открытие XXI Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. В этот день Божественную литургию в университетском храме в честь Живоначальной Троицы в Вишняковском переулке совершили председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений, епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил и председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон в сослужении председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерея Димитрия Смирнова, ректора вуза протоиерея Владимира Воробьева и клириков храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе при ПСТГУ. Вечером в конференц-зале 1-го Гуманитарного корпуса МГУ им. М.В. Ломоносова состоялся торжественный акт Свято-Тихоновского университета. Протоиерей Владимир Воробьев рассказал о наиболее важных событиях в жизни вуза в 2010 году, одним из которых стало открытие студенческого городка со своей инфраструктурой — часовней, общежитием, учебным корпусом, библиотекой и столовой. Также значимым событием стало создание диссертационного совета на базе ПСТГУ и МГУ им. М.В. Ломоносова. Почетный гость актового дня архиепископ Верейский Евгений огласил приветственное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла участникам торжественных мероприятий. Митрополит Горийский и Самтависский Андрей (Грузинская Православная Церковь) передал приветствие Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.

http://pravmir.ru/sostoyalis-godichnyj-a...

Феодор Студит (826 г.) свидетельствует, что употребление святых икон в христианской церкви также древне, как и самое Христианство. По мере распространения Христианства и размножения христиан возрастало и употребление св. икон. 1167 Более древнее свидетельство об употреблении икон мы находим у отцов церкви, как-то: Василия Великого , который, называя употребление большей части икон Апостольским преданием, утверждает, что в его время изображали Пр. Деву и мученика Меркурия, пред которым он любил молиться, потом – Григория Назианзина , Афанасия Александрийского , Иоанна Златоустог о, Григория Нисского , 1168 Августина, 1169 Амвросия Медиоланского и других отцов и учителей церкви. Все они свидетельствуют о том, что в 4-м веке св. иконы употреблялись христианами как в частных домах, так и в церковных собраниях, а самое начало употребления икон положено в первые времена Христианства. Собор Ельвирский прямо предписывает 1170 (305 г.), что в его время было уже обыкновение изображать на стенах предметы поклонения. Преподобный Нил, замученный при Императоре Декии в 252 г. на вопрос некоего Олимпиодора, как украсить храм, отвечал, что стены храма нужно украшать изображениями из истории Ветхого и Нового Завета. Предание же, относящееся к 4-му веку и приводимое отцами 7-го Вселенского собора, свидетельствует, что сам Спаситель чудесным образом изобразил на плате свое лицо и послал свое изображение к Авгарю, владельцу Едесскому, который в тяжкой болезни просил великого Чудотворца посетить его и исцелить. Об изображении Иисуса Христа и Апостолов говорит св. Ириней, Епископ Лионский. Изображения встречаются и у еретиков манихеев. Феодор чтец и Иоанн Дамаскин говорят, что Евангелист Лука написал икону Божией Матери. По словам Мефодия Епископа Патарского, 1171 христиане делали в честь и славу Божию золотые иконы, изображающие начало и власти Ангелов Божиих, вероятно, по примеру Ветхозаветных Херувимов. Евсевий свидетельствует, что между христианами были в употреблении древние живописные изображения св. Ап. Петра и Павла и самого Спасителя. Кроме вышеозначенных лиц, как главных деятелей христианской веры, первенствующие христиане любили изображать и святых Божиих человеков, как-то: Иоанна Крестителя Господня, первомученика Стефана, святого Лаврентия, св. Севастиана с орудиями их страданий, или с пальмовыми ветвями, как символом победы над смертью, 1172 св. Иоанна Богослова, стоящего при кресте с выражением глубокой скорби на лице, согласно со Священным Писанием, 1173 двух воинов, – одного с губкой на копье, а другого – с копьем. 1174 К этим свидетельствам о древности изображения св. лиц нужно еще присоединить и свидетелей безмолвных, то есть, различные изображения, находимые в катакомбах, куда обыкновенно собирались верующие во время гонений на общественное Богослужение. О Христианской иконографии и её разделении как-то: а) символической, б) полусимволической и в) исторической

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Христианские храмы Православной церкви с древних времен носят различные наименования, в которых так или иначе раскрывается основное понятие о храме. а) Самое древнее название христианских храмов, происшедшее от Апостолов и преимущественно употреблявшееся в первые века христианства, есть κκλησα – церковь , означающее как место собрания верующих, так и самое собрание их. 932 Это название у светских писателей означало собрание народа, собиравшегося рассуждать о делах духовных и гражданских, а у церковных – собрание верных для молитвы. 933 б) Назывались храмы также κυριακ или κυριακν, от κριος и οκος, – домом Господним от особенного в них присутствия Божия. 934 Это же название храма можно встречать в правилах собора Анкирского 935 и Лаодикийского. 936 Наше название – церковь происходит от κυριακ с переменою некоторых букв. г) Назывались храмы – домами Божиими – οκος Θεο, domus Dei, каковое название заимствовано из Священного Писания Ветхого завета 937 и в христианской жизни встречается очень рано. д) Христианские храмы от совершавшихся в них молитв назывались домами молитвенными, 938 каковое название усвоено было и в Ветхом завете храму Иерусалимскому 939 и молитвенным домам Иудеев. 940 е) В 4-м веке вошло в обычай, особенно на Западе, называть церкви Базиликами – Basilica νκτορον. До Христианства подобным именем назывались общественные здания и царские чертоги; потом, когда эти здания христианскими государями, со времен Константина Великого , отдавались христианам для Богослужения, прежнее наименование их оставалось тоже, и оно тем более могло приличествовать христианскому храму, что места эти посвящались Царю Царствующих. ж) С 4-го века начали прилагать к христианским церквам, употребительное ныне, название храм – templum, которое в первые три века почти не было в употреблении, потому что с именем храма соединялось понятие о храмах языческих, которые всегда вмещали в себе каких-либо идолов и обыкновенно отличались обширностью и величием, украшались колоннами, мрамором, позолотою, чего нельзя сказать о храмах христианских в первые века. Поэтому-то христианские писатели, напр., Ориген , 941 Минуций Феликс 942 и Арновий 943 признают справедливым замечание язычников, что у христиан нет храмов. Это не то значит, что у христиан вовсе не было определенных мест для молитвенных собраний; но у них не было храмов в смысле языческом, обширных, величественных и ценных, от которых не хотели заимствовать даже и самого названия.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Часть 1-я Глава I-я. Общее понятие о Богослужении Православной церкви Христианское общественное Богослужение, как внешнее выражение христианских догматов, мыслей и расположений верующего ума и сердца, облегчает для нас посредством священных действий и обрядов подвиг стремления нашего к Богу, делает нас способными к принятию благодати Св. Духа, преподает эту благодать и, обращая её во благо души нашей, теснейшим образом соединяет нас с Богом. Эти разнообразные цели Православного христианского Богослужения сосредоточиваются в одной главной – в спасении нашем чрез пострадавшего за нас Сына Божия. Так говорить можно о христианском общественном Богослужении, а вообще общественное Богослужение есть Богопочтение или Богоугождение, выражаемое нами во внешних знаках, обрядах и священнодействиях по уставу церкви. Важность общественного Богослужения Общественное христианское Богослужение, действуя на чувства человеческие посредством символов и обрядов, служит самым могущественным средством к теснейшему взаимному соединению членов единой церкви. Оно, собирая их в одно святилище Божие или храм, внушает им чувства взаимной братской любви и поддерживает между ними согласие и порядок. Во времена патриархальные Богослужение скрепляло узы общества домашнего, – а во времена Моисея, времена подзаконные соединяло целый народ в одно тело, в одну церковь . По намерению же Иисуса Христа, нашего Спасителя чрез Богослужение все племена земные должны быть слиты в одно царствие Божие, 37 или, что тоже, из всех людей должно составиться одно таинственное тело, как сказал Апостол: едино тело есмы мнози: вси бо от единаго хлеба причащаемся. 38 Характер и свойство общественного Богослужения Православное общественное Богослужение, по самой естественной своей необходимости, имеет открытую, наружную сторону. Эту сторону его составляют обряды, к которым в обширнейшем смысле принадлежит все видимое, вещественное, что человек употребляет для выражения святой веры или благочестивого чувства. Поэтому общественное Богослужение вообще должно иметь символический характер, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Часть вторая Глава I. О различных видах церковного Богослужения Необходимость определенных времен для общественного Богослужения условливается самим понятием об этом Богослужении; так как оно совершается для общества верующих и от имени сего общества. Такие времена были везде, где было благоустроенное общественное Богослужение, во всех религиозных культах. В Ветхозаветной церкви они определены были самим Богом. В христианской церкви на самых первых порах её распространения, даже во времена гонений, не только являются определенные дни, назначаемые для Богослужения, как-то: день Воскресный, Пасха и Пятидесятница; но, когда и где была возможность, были и определенные часы Богослужения, что можно видеть из сочинений отцов церкви 2-го и 3-го века и в особенности из постановлений Апостольских. С прекращением гонений времена Богослужения всегда и везде сделались определенными. О разделе времен общественного Богослужения Православной церкви Времена общественного Богослужения в Православной церкви определяются частью кругом, а) суточным, частью кругом б) седмичным и частью кругом в) годовым. Отсюда Богослужебные времена могут быть разделены: а) по кругу суточному, б) по кругу седмичному и в) по кругу годовому. Отличие этих служб можно видеть в том, что службы суточные неизменны и составляют как бы основание общественного Богослужения; службы седмичные изменяются в своих молитвословиях, песнопениях и чтениях с каждым днем седмицы, а годовые – с каждым днем года, сообразно с теми воспоминаниями, которые церковь усвояет каждому дню седмицы и года. Но г) могут быть и такие службы, которые совершаются церковью по известному случаю, или по потребностям христиан. Таким образом вторая часть Литургики может разделяться на отделы; 1) о Богослужении повседневном, 2) о седмичном, 3) годовом и 4) о Богослужении, совершаемом по потребностям христиан. А) о Богослужении повседневном Апостольскую заповедь о непрестанной молитве 1280 христиане могли исполнить только по отношению к внутренней, сердечной молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

1.6. Задачами «Курсов повышения квалификации священнослужителей Русской Православной Церкви» являются: 1.7. Аттестация проводится в форме устных и письменных экзаменов. 1.8. В своей деятельности Курсы руководствуются внутренними установлениями Русской Православной Церкви, действующим государственным законодательством, а также настоящим Положением. 2. РУКОВОДСТВО КУРСОВ 2.1. Ответственным за повышение квалификации клириков в епархии является епархиальный архиерей. Управление митрополии или епархии создает условия для своевременного прохождения клириками повышения квалификации; осуществляет учет клириков, успешно завершивших обучение на «Курсах повышения квалификации священнослужителей Русской Православной Церкви». 2.2. Деятельность Курсов осуществляется под общим руководством епархиального архиерея и контролем Учебного комитета в учебно-методической части. 2.3. Руководителем Курсов может быть епархиальный архиерей или назначаемое им лицо. 2.4. Деятельность Курсов может быть организована только после получения представления Учебного комитета. 2.5. Для обеспечения работы Курсов может быть сформирован соответствующий административный аппарат. 2.6. Вопросы, связанные с работой Курсов (порядок приема, выпуска и отчисления слушателей, общий порядок работы) определяются руководством Курсов на основании настоящего Положения по согласованию с Учебным комитетом и утверждаются епархиальным архиереем. 2.7. Разработка учебных программ по дисциплинам обязательного блока организуется Учебным комитетом, дисциплин вариативного блока руководством Курсов. Дисциплины, содержание которых входит в сферу деятельности других Синодальных учреждений, разрабатываются данными Синодальными учреждениями по согласованию с Учебным комитетом. 2.8. Финансирование работы Курсов осуществляется за счет епархий, клирики которых обучаются на Курсах. 2.9. Епархиальный архиерей ежегодно до 10 июня направляют Отчет о проделанной работе за прошедший учебный год в Учебный комитет. 3. ПРИЕМ, ВЫПУСК И ОТЧИСЛЕНИЕ СЛУШАТЕЛЕЙ

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4726971...

II. Цели и задачи 1. Целью Положения является создание эффективной системы распределения выпускников духовных учебных заведений. 2. В рамках указанной цели Положение призвано решить следующие задачи: III. Взаимодействие структур Московской Патриархии в процессе распределения выпускников 1. Основным органом, осуществляющим распределение выпускников в епархии Русской Православной Церкви, является Комиссия, указанная в п. I.7 настоящего Положения. 2. В процессе своей работы Комиссия взаимодействует с Управлением делами Московской Патриархии, Учебным комитетом Русской Православной Церкви, духовными учебными заведениями, перечисленными в п. I.2, и епархиями Русской Православной Церкви. 3. Все перечисленные в п. III.2 организации взаимодействуют в рамках настоящего Положения, а также прилагаемого к нему Регламента процедуры распределения выпускников (см. Приложение). IV. Порядок распределения выпускников 1. Между духовным учебным заведением и студентом при его поступлении заключается договор об оказании образовательных услуг, согласно которому студент по окончании обучения обязан в соответствии с решением Комиссии нести послушание в церковных структурах на протяжении 2 лет после бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, если обучение проходит без перерывов, или в течение 2 лет по окончании одной из этих ступеней, если на ней завершается курс обучения. Контроль за исполнением настоящего пункта осуществляется Учебным комитетом Русской Православной Церкви. 2. В том случае, если выпускник отказывается нести церковное послушание в соответствии с утвержденным Священным Синодом списком распределения выпускников (п. IV.19), он обязан возместить учебному заведению расходы на обучение, согласно заключенному договору (п. IV.1). Если таковой выпускник рукоположен в священный сан, то по представлению Учебного комитета к нему могут быть применены дисциплинарные меры вплоть до запрещения в священнослужении. 3. Ежегодно Учебный комитет Русской Православной Церкви составляет единый реестр выпускников и направляет его в Комиссию в сроки, установленные Регламентом процедуры распределения выпускников (далее — Регламент).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5098076...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010