Закрыть Школа - воспитание - защита культуры 28.11.2014 403 Время на чтение 31 минут Истинное просвещение должно быть основано на совместном развитии разума и нравственного чувства, на согласовании европейского образования с национальной самобытностью. В.О.Ключевский 1 Государство и образование в России У государства, провозгласившего своей целью создание достойного гражданского общества в России, есть единственный возможный путь к успешному достижению этой цели: строить общество на условиях высокой образованности, несомненной нравственности и подлинной культуры. Это требует от центральной власти и от власти на местах - постоянных, активных и самоотверженных усилий на ниве всеобщего народного образования. Требует постоянного содействия его плодотворному развитию, первостепенных затрат и непосредственного содействия делу обучения и духовно-нравственного воспитания молодёжи. Содействия - посредством привлечения честных, ответственных и высоко квалифицированных специалистов, вполне владеющих подлинными знаниями и опытом практического освоения богатейшего отечественного наследия и плодотворных традиций в сфере образования и культуры. Подобная задача стояла перед Россией и в начале ХХ века, когда Государственный комитет по народному образованию планировал «усреднение» школы. «...Демократизация школы путём понижения учебного уровня её, - писал в те годы проф. Г.И.Челпанов, - как это предполагал сделать Государственный комитет, есть преобразование школы ложнодемократическое, ибо истинная демократия, истинное народоправство предполагает школу с высоким учебным уровнем. Понижение образовательного уровня средней школы (что в XXI веке уже в сущности достигнуто проведёнными реформами! - В.Т .)...повлечёт за собой прежде всего понижение уровня нашей культуры и приведёт нас к полной культурной зависимости от других народов, потому что именно средняя школа есть основа культуры народа. Понижение образовательного уровня средней школы повлечёт за собой гибель демократии, ибо самоуправляться может только тот народ, у которого есть достаточное число действительно образованных государственных и общественных деятелей, а для этого нужна средняя школа с высоким учебным уровнем».

http://ruskline.ru/analitika/2014/11/29/...

Но надо учесть и ассоциированные учреждения — центры подготовки приходских специалистов, которых на сегодня сорок один. Также Учебным комитетом курируются и курсы повышения квалификации духовенства, они есть во всех митрополиях и во многих епархиях. Всего в системе высших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви ­обучается 9341 человек, из них в духовных школах России — 8225 человек. Преимущественно это, конечно, юноши, готовящиеся к священническому служению. Но также на регентских и иконописных факультетах учится немалое количество Большинство учащихся сегодня — вчерашние школьники, хотя есть и небольшой процент людей, уже получивших высшее светское образование. Есть те, кто не имеет высшего образования, но приходит не сразу после школы, а отслужив в вооруженных силах, накопив жизненный опыт и сделав выбор в пользу будущего церковного служения. На сегодня все наши семинарии в Российской Федерации имеют лицензию на ведение образовательной деятельности, а более половины из них реализуют федеральный государственный образовательный стандарт по теологии. Остальные семинарии параллельно с теологией реализуют церковный образовательный стандарт, который в основном совпадает с государственным. Одиннадцать духовных школ имеют государственную аккредитацию на программы бакалавриата. Пятнадцать духовных школ имеют программы магистратуры, из них восемь имеют государственную лицензию, а четыре прошли государственную аккредитацию. Аспирантура на сегодня действует в Московской духовной академии,  Санкт-Петербургской духовной академии  и в ПСТГУ, на последнем заседании Священного Синода было принято решение об открытии аспирантуры в Сретенской духовной семинарии, в связи с этим также получившей статус академии. Кроме того, решением Синода в Калужской духовной семинарии была открыта магистерская программа по профилю «Русская патрология XVIII — начала XIX веков». Еще важно добавить, что наши семинарии должны удовлетворять всем требованиям, которые российское законодательство предъявляет сегодня к высшему образованию как по материальному обеспечению учебного процесса, так и по профессорско-преподавательскому составу и иным показателям жизнедеятельности вуза. Я могу сказать, что за последние годы уровень квалификации педагогических кадров у нас значительно вырос и поддерживается через регулярно организуемые Учебным комитетом курсы повышения квалификации преподавателей. Отдельно следует отметить, что эта работа распространяется и на регентов. Данное направление возглавляет декан факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии Елена Михайловна Гундяева.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5802866...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАДЕМИИ ДУХОВНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ В РОССИИ учебные заведения закрытого типа, дающие высшее богословское образование. Готовят священнослужителей, преподавателей для духовных школ, богословов и научных сотрудников для учреждений Московского Патриархата. Находятся в ведении Учебного комитета при Свящ. Синоде. Во главе А. д. стоят ректоры (обычно в епископском сане), непосредственно руководящие учебным процессом. В А. д. после прохождения экзаменов принимаются выпускники духовных семинарий. А. д. имеют право присваивать ученые степени д-ра, магистра и канд. богословия, д-ра церковной истории и д-ра церковного права (степени не признаются гос. законодательством). На 2000 г. в РПЦ существовали 5 А. д.: Московская духовная академия (1685), Санкт-Петербургская духовная академия (1797), Киевская духовная академия (1701), Минская духовная академия (1996), Кишиневская духовная академия (1997). Ведущими учебными заведениями РПЦ являются МДА и СПбДА, располагающие наиболее квалифицированным преподавательским составом. В 1994-2000 гг. происходила реформа А. д., начатая по решению Архиерейского Собора 1994 г. , к-рый постановил к 2000 г. подготовить переход к новой системе духовного образования. Предложения по реформе, разработанные Учебным комитетом, предусматривали преобразование А. д. в школы, дающие богословскую специализацию. Предложения были утверждены Свящ. Синодом 27 дек. 1996 г. В соответствии с проектом реформы духовных школ академический курс обучения должен быть разделен на 2 ступени: трехгодичную первую, после окончания к-рой в случае успешной защиты канд. диссертации выпускнику присваивается степень канд. богословия и он получает право преподавания в ДС, и двухгодичную вторую (аспирантуру), после окончания к-рой в случае успешной защиты магистерской диссертации выпускнику присваивается степень магистра богословия и он получает право преподавания в ДА. Все изучаемые в академиях предметы должны быть распределены между 4 отд-ниями: богословским, библеистики, пастырским и церковно-историческим, в к-ром предусмотрена специализация по рус. или общей церковной истории. В 2000 г. А. д. находились в стадии реорганизации учебного процесса.

http://pravenc.ru/text/63752.html

Скачать epub pdf Документ принят Высшим Церковным Советом 21 июня 2013 года и одобрен на заседании Священного Синода 16 июля 2013 года (журнал 74). Пояснительная записка. 1 Содержание 1. Общие положения 2. Содержание миссионерских практик 3. Миссионерские практики в контексте ФГОС ВПО 4. Миссионерские практики в контексте ЦОС 5. Длительные миссионерские практики     Согласно «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», миссия как проповедь для пробуждения веры – присуща самой природе Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви и заключается в провозглашении Благой вести всему миру. Целью миссии является не только научение просвещаемых народов вероучительным истинам и воспитание христианского образа жизни, но и передача опыта богообщения посредством личного участия человека в таинственной жизни евхаристической общины. Православная миссия состоит в том, чтобы приближаться к миру, освящать и обновлять его, вкладывать новое содержание в привычный образ жизни, принимать местные культуры и способы их выражения, не противоречащие христианской вере, преобразуя их в средства спасения. В соответствии с документом «Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви» на Синодальный миссионерский отдел возлагаются следующие задачи: – разработка общецерковных миссионерских программ и координация их осуществления; – оказание помощи епархиям Русской Православной Церкви в организации и деятельности миссионерских станов, направление священнослужителей-миссионеров и студентов духовных учебных заведений для служения в них по согласованию с епархиальными Преосвященными и Учебным комитетом; – совместно с Учебным комитетом – подготовка в духовных учебных заведениях миссионерских кадров Русской Православной Церкви. Формирование подобной системы предполагает профессиональную подготовку специалистов по миссионерскому служению, которыми могут становиться как священнослужители, так и миряне. Система их подготовки наряду с корпусом теоретических дисциплин, должна содержать, в качестве обязательного компонента, практическую часть.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

     В каком состоянии сегодня духовное образование и что ждёт его в ближайшем будущем? Зачем церковным семинариям государственная аккредитация, и как это влияет на подготовку будущих священников? Готовы ли нынешние выпускники духовных школ к пастырскому служению в современном мире и придёт ли новое поколение духовенства на смену нынешнему или налицо кризис призвания? На эти и многие другие вопросы ответил Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козловв интервью порталу «Пастырь». Духовные учебные заведения должны занять места лучших российских вузов — Отец Максим, в июле 2018 года Священный Синод назначил Вас председателем Учебного комитета Русской Православной Церкви. Но для Вас это служение, наверное, далеко не новое, более шести лет Вы являлись первым заместителем председателя. Несмотря на то, что духовное образование и пастырская подготовка — это стратегически важная задача для будущего всей Церкви, об Учебном комитете и его работе знают далеко не многие. Не могли бы Вы рассказать читателям сайта «Пастырь», что это вообще за структура — Учебный комитет? Для чего он был создан? Какие задачи на него были возложены священноначалием? И какие, на Ваш взгляд, имеются результаты работы Учебного комитета к текущему моменту? — Учебный комитет как учреждение был создан вместе с другими патриархийными структурами в конце Второй Мировой войны, но как полноценное синодальное учреждение начал формироваться только в новейшую эпоху. Можно сказать, это происходило под руководством моего предшественника — ныне Высокопреосвященного митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения, который почти четверть века руководил Учебным комитетом Русской Православной Церкви. Когда владыка Евгений только возглавил Комитет, тот занимал всего лишь одну комнату в Чистом переулке, а весь штат ограничивался председателем, секретарем и, может, еще одним-двумя сотрудниками. В 2009 году Святейшим Патриархом была поставлена задача превратить Учебный комитет в полноценное синодальное учреждение, которое курировало бы вопросы, связанные не только с высшим духовным образованием, но и с сопредельными областями образования, то есть занималось бы подготовкой священно- и церковнослужителей, богословов, а также (о чем я чуть ниже скажу) регентов и других церковных тружеников — специалистов в области катехизаторской, молодежной, миссионерской и социальной деятельности в соответствующих центрах.

http://pravoslavie.ru/117702.html

Выпускной акт первого набора магистратуры. Февраль 2023 года ЖМП 4 апрель 2023 /  26 апреля 2023 г. 18:00 Протоиерей Тимофей Фетисов: «Случайных людей у нас быть не должно...» Ректор Донской духовной семинарии — о том, как удалось войти в десятку лучших духовных школ по успеваемости студентов, чем хорош принцип сетевого обучения будущих регентов и иконописцев и на кого из священнослужителей ориентирована специализация «государственно-конфессиональные отношения».   PDF-bepcuя.   — Ваше Высокопреподобие, в рейтинге духовных школ, опубликованном Учебным комитетом, Донская семинария поднялась с 19-го на 13-е место. Чем вы объясните такое продвижение? — Нынешняя динамика рейтинга работает так, что средний балл конкретной семинарии во многом зависит от того, когда именно — сравнительно давно или только что — ее проверял Учебный комитет в ходе выездной инспекции. Те образовательные учреждения, которые проверялись позднее, чаще прибавляют в оценках. С одной стороны, это отражает объективную реальность. Ведь после каждой выездной проверки на местах идет серьезная работа над обнаруженными ошибками, и к следующему приезду комиссии недостатки, как правило, устраняются. С другой стороны, только что проверенные семинарии автоматически двигают вниз рейтинговые позиции тех духовных школ, которые инспектировались парой-тройкой лет раньше. Донскую семинарию Учебный комитет очно проверял в конце прошлого года — вот мы и приподнялись. Приятно, конечно, что сразу на шесть позиций вверх, но никакого головокружения от успехов нет. Однако меня, как ректора, очень порадовало, что в рейтинге оценки успеваемости и качества знаний студентов мы поднялись на общее четвертое место. Вот это действительно важный результат! Потому что как ни улучшай материально-техническое обеспечение семинарии, профессорско-преподавательский состав, библиотечное дело и оснащение медпункта, все это не будет иметь никакого смысла на фоне двоек обучающихся при проверке их знаний, которую Учебный комитет, как мы знаем, осуществляет в высшей степени профессио­нально и требовательно.

http://e-vestnik.ru/interviews/protoiere...

Учебный комитет как учреждение был создан вместе с другими патриархийными структурами в конце Второй Мировой войны, но как полноценное синодальное учреждение начал формироваться только в новейшую эпоху. Можно сказать, это происходило под руководством моего предшественника — ныне Высокопреосвященного митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения, который почти четверть века руководил Учебным комитетом Русской Православной Церкви. Когда владыка Евгений только возглавил Комитет, тот занимал всего лишь одну комнату в Чистом переулке, а весь штат ограничивался председателем, секретарем и, может, еще одним-двумя сотрудниками. В 2009 году Святейшим Патриархом была поставлена задача превратить Учебный комитет в полноценное синодальное учреждение, которое курировало бы вопросы, связанные не только с высшим духовным образованием, но и с сопредельными областями образования, то есть занималось бы подготовкой священно- и церковнослужителей, богословов, а также (о чем я чуть ниже скажу) регентов и других церковных тружеников — специалистов в области катехизаторской, молодежной, миссионерской и социальной деятельности в соответствующих центрах. Основные направление работы Учебного комитета я бы обозначил следующим образом. Если представить структуру высшего церковного управления, то у нас есть Священный Синод, принимающий главнейшие базовые решения в жизни нашей Церкви, и Высший Церковный Совет — церковно-административный центр, который разрабатывает практические конкретные направления деятельности по соответствующим сферам, будь то миссия, катехизация, отношения с вооруженными силами, внешняя деятельность Церкви, а также и учебное дело, в частности, в области высшего церковного образования. Задачей Учебного комитета является подготовка и вынесение соответствующих предложений по структуре высшего духовного образования, по направлениям его развития, а также собственно реализация этих решений и контрольно-аналитическая деятельность в области богословского образования. Самое важное, что было сделано за последние 5-6 лет, — это, во-первых, принятие к реализации всеми семинариями (и центральными, и провинциальными) единого учебного плана. Это должно привести к тому, что выпускник любой семинарии получит базовые знания, соответствующие некоему общему стандарту; знания, которые (употреблю такое выражение) соответствуют вызовам эпохи.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5316372...

Протоиерей Максим Козлов: Приблизиться к тому, чтобы наши учебные заведения соответствовали современным требованиям к высшему образованию РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_107373.html 06 сентября 2015 Протоиерей Максим Козлов: Приблизиться к тому, чтобы наши учебные заведения соответствовали современным требованиям к высшему образованию Источник:  http://www.patriarchia.ru/db/text/4209891.html Официальный сайт Московского Патриархата Первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов рассказал о том, что нового ожидается в жизни семинарий в 2015/2016 году, о Едином учебном плане, семинарах для преподавателей, инспекционных поездках и других направлениях деятельности Учебного комитета. – Отец Максим, что принципиально новое ожидает высшие учебные заведения Русской Православной Церкви в этом учебном году? – Нынешний учебный год будет особым для духовных учебных заведений Русской Православной Церкви главным образом в том отношении, что все они переходят на преподавание по Единому учебному плану бакалавриата, который утвержден Высшим Церковным советом и Священным Синодом. Этот переход осуществляется после многомесячной подготовки, в ходе которой были разработаны соответствующие нормативные документы, рабочие программы, фонд оценочных средств и другие необходимые документы для полноценного начала учебного процесса. – Кто разрабатывал Единый Учебный план? – Достаточно большая группа специалистов наших ведущих духовных школ – МДА, СПбДА, ПСТГУ с учетом реалий системы нашего духовного образования в целом и с пониманием того, на что можно замахнуться. – В соответствии с Единым учебном планом теперь будут заниматься студенты всех курсов семинарий? – Мера глубины погружения в этот учебный план оставлена на усмотрение учебного заведения. Одни набирают по Единому учебному плану только предварительный курс, продолжая доучивать старшие курсы по прежним программам. Большая часть будет строить учебный процесс в соответствии с Единым учебным планом на нулевом и первом курсах. Некоторые продвинулись даже до второго и третьего курсов, имея в виду выравнивания, досдачу и дочитывание курсов, которые не вполне совпадали с Единым планом. Это те учебные заведения, в которых учебных план и так несильно отличался от того, который принят теперь для всех.

http://religare.ru/2_107373_1_21.html

Аннотация Доброклонский, выдающийся церковный историк, значим прежде всего своим «Руководством по истории Русской Церкви». «Руководство по истории Русской Церкви» писалось как семинарский учебник, но, по сути, является фундаментальным трудом по истории Русской Церкви до XX века. Особенно, «Руководство по истории Русской Церкви» ценят за богатство фактического материалы, научную выверенность. Отец Георгий Митрофанов в своих лекциях оценивает «Руководство по истории Русской Церкви» Доброклонского как «наиболее подробную историю Русской Церкви от крещения Руси до XX века. Учебник этот сухой. Но не просто так он получил еще до революции премию митрополита Макария (Булгакова) . «Руководство по истории Русской Церкви» – одна из самых исчерпывающих по количеству фактического материала и одна из самых научно выверенных книг по истории Русской Церкви. Хотя и напоминает справочник». Николай Афанасьев , ученик Доброклонского, писал о его «Руководстве по истории Русской Церкви»: «Хотя это было руководство по русской истории для семинарий, но оно имело и большое научное значение. Впервые был использован огромный материал, особенно по истории синодального периода русской церкви». От автора Первые два выпуска моего Руководства по Истории Русской Церкви (в первом издании) Учебным Комитетом при Святейшем Синоде были одобрены в качестве учебного пособия по истории Русской Церкви для духовных семинарий (Церковный Вестник, 1887, 9) и удостоены премии Высокопреосвященного митрополита Макария. В отзыве Учебного Комитета о них между прочим говорится Труд Доброклонского заслуживает полного одобрения и, несомненно, полезен не только для учеников духовных семинарий, но и для самих преподавателей церковной истории в духовных семинариях, равно как и для всего русского православного общества как чтение по истории отечественной Церкви и содержательное, и увлекательное, написанное с достоинством, соответствующим высоте и важности предмета (Церковный Вестник. 1887, 10). Предлагаемое издание пополнено введением, кое в чем исправлено и изменено. Между прочим, оба выпуска, составлявшие прежде особые книжки, теперь соединены в одну с соответствующими перестановками. Введение

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Книги, выпущенные Издательством " Познание " ЖМП 3 март 2019 /  10 апреля 2019 г. 13:58 Новый шаг в развитии богословия в России В  издательстве «Познание» вышли первые книги из серии учебников для бакалавриата духовных школ Московского Патриархата, рассчитанные также на студентов теологических факультетов. Проект осуществляется под общим наблюдением Святейшего Патриарха Кирилла и Высшего Церковного Совета. Непосредственное руководство проектом осуществляет митрополит Волоколамский Иларион. Серия «Учебник бакалавра теологии» предусматривает порядка 60 учебников. Впервые за 30 лет в практике издания учебной православной литературы все книги написаны по единому образовательному стандарту. Об этой и других особенностях этой серии, о новом методическом подходе к рассмотрению библейских событий, а также о том, зачем к некоторым учебникам написаны хрестоматии, «Журналу Московской Патриархии» рассказал заместитель главного редактора Издательского дома «Познание» Максим Калинин.  PDF-bepcuя. — Максим Глебович, над этой серией учебников сегодня трудится более сотни авторов и редакторов. Какие цели и задачи были поставлены перед этим коллективом? — Написать учебные пособия нового поколения, которые отвечали бы современным научным и образовательным стандартам, — такова одна из первостепенных задач русской церковной науки в последние три десятилетия. До недавнего времени у наших духовных школ не было не только единообразных учебных пособий, но и единого образовательного стандарта, что существенно снижало качество образования. Для решения проблемы 22 ноября 2013 года Высшим Церковным Советом под председательством Святейшего Патриарха Кирилла была создана рабочая группа во главе с митрополитом Волоколамским Иларионом по выработке единого образовательного стандарта и оценке качества учебников для бакалавриата духовных школ. Эта группа совместно с Учебным комитетом подготовила единый образовательный стандарт, который уже введен в действие во всех духовных школах Русской Православной Церкви. Эта же группа занимается подготовкой новых учебных пособий. К четвертому кварталу 2018 года сложились подгруппы из более чем сотни авторов и редакторов. На настоящий момент работа ведется над 43 учебниками по 21 дисциплине: Новый Завет, Ветхий Завет, введение в библеистику, патрология, догматическое богословие, пастырское богословие, сравнительное богословие, литургика, апологетика, история Древней Церкви, история Русской Православной Церкви, история Поместных Церквей, правовые основы деятельности религиозных организаций, сектоведение, философия, педагогика, латинский язык, древнегреческий язык, гомилетика, риторика и стилистика.

http://e-vestnik.ru/db/uchebniki_bogoslo...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010