Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БРАТЬЯ ОБЩЕЙ ЖИЗНИ [лат. fratres vitae communis], полумонашеские общины, объединявшиеся для ведения совместной благочестивой жизни; появились в кон. XIV в. в Сев. Нидерландах и впосл. получили распространение во мн. городах Германии и юж. части Нидерландов. Движение Б. о. ж. развивалось в русле религ. течения «нового благочестия» (см. Devotio moderna ), опиравшегося на религиозно-философские учения нем. и нидерланд. мистиков (И. Экхарта и др.). Основателем движения считается Г. Грооте (1340-1384). После тяжелой болезни (1372) он полностью изменил свой образ жизни: передал дом в Девентере в собственность городской общины, а сам поселился в мон-ре Монникхёйзен в качестве гостя (donatus). В 1379 г. он получил сан диакона и разрешение проповедовать на территории еп-ства Утрехт. В своих проповедях он говорил о любви к Богу и человеку, о чистоте нравов, призывал к воскрешению древних апостольских идеалов. Путь к очищению общества виделся ему не через монашество, а через восстановление раннехрист. общин. Под влиянием проповедей Грооте, к-рые он произносил на народном языке и на латыни, мн. горожане, пытаясь претворить его идеи в жизнь, объединялись в небольшие группы, изучали Библию и занимались переписыванием книг. Ок. 1381 г. в Девентере сложилась первая община Б. о. ж.- дом мейстера Ф. Радевиенса (ок. 1350-1400), по образцу к-рого после смерти Грооте стали создаваться дома Б. о. ж. в др. городах: в 1385 г.- в Алмело, в 1392 г.- в Пурмеренде, в 1397 г.- в Амерсфорте и Льеже, в 1400 г.- в Мюнстере и Делфте. У братьев были общие трапезы и молитвы, общая касса и б-ка. В доме постоянно должны были жить минимум 4 священника, не связанные с приходом, не менее 8 клириков, существующих трудом своих рук, и неск. братьев-мирян. Во главе каждого дома стоял ректор. Все они должны были жить в умеренности, чистоте и добродетели и предоставлять приют всем, кто этого попросит. После принятия в дом братья свидетельствовали перед нотариусом об отказе от всех прав на собственность дома; при выходе из общины или после смерти члена его доля не могла изыматься из общего имущества. Священники из домов Б. о. ж., не связанные с приходом, фактически выпадали из иерархической церковной системы, подчиняясь только епископу. Ряды клириков пополнялись из бывш. школяров, желавших впосл. вступить в мон-рь или принять сан. Б. о. ж. не были связаны монашескими обетами, а соблюдение обетов целомудрия, послушания и нестяжательства было делом свободной воли каждого.

http://pravenc.ru/text/153369.html

Однажды в нашем доме был обед в честь приезда в Лондон, а точнее в Кентербери, патриарха Сербского Германа. На нем также присутствовал владыка Никодим и другие иерархи разных Церквей, в том числе и Католической. Был момент, когда Католическая Церковь в Англии пошла на шаг, первый за много столетий, когда было решено устроить открытое сотрудничество в области образования православных студентов. Некоторые из них были молодыми священниками. Они открыли двери известного колледжа, прекрасной школы, православным студентам, с тем чтобы молодые люди жили в православном образовательном центре, чтобы у них был руководитель-священник, чтобы это было с ведома как Сербского патриарха, так и глав других Православных Церквей в Англии, и чтобы священник вёл преподавание Закона Божия для православных в пределах программы этой школы. Католическая и православная программы были на одном уровне. Проповедь Владыки Николая (Ярошевича) 1959 год, Утрехт, Голландия. К тому времени я уже не только освободился из заключения, но и оказался за границей и работал на Би-Би-Си. В Утрехте я оказался в качестве корреспондента Би-Би-Си на встрече представителей Русской Православной Церкви с Генеральным секретарём Всемирного Совета Церквей и его помощниками, где обсуждался вопрос вступления Русской Православной Церкви в эту всемирную христианскую организацию. Моей естественной задачей как корреспондента было рассказать по радио, как протекали эти встречи, что намечалось сделать и каким будет вклад Русской Православной Церкви в эту организацию. Но получилось нечто совсем другое, от меня не зависящее, потому что это произошло само собой. Мы встретились с митрополитом Николаем (Ярушевичем) , который возглавлял эту делегацию. С ним был епископ Михаил (Чуб) и некоторые другие лица. Мы познакомились с владыкой Николаем в Белграде в 1946 году, и уже тогда я понял, что этот человек сделал все, что мог, чтобы сохранить Церковь , дать ей возможность выжить, и не только выжить, но и продолжить свою жизнь в новых условиях, а это дорогого стоит. Он был необыкновенно одарённым человеком. Его проповеди были потрясающими. Они были чисто церковные, евангельские. Но были и другие речи. Если сравнить их с улиткой, то это был домик улитки. Или, если сравнить с черепахой, то можно скрыться под панцирем, а внутри иметь всю полноту жизни, чтобы выйти и сказать свое слово. Я отдавал себе отчёт, как тяжело должно быть ему в этих условиях и в той роли, которую он взял на себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Ещё более широкой стала деятельность митрополита Николая после войны. В многочисленных посвященных ему публикациях панегирического характера, появлявшихся тогда в нашей церковной печати, его называют «правой рукой Патриарха» и даже его «заместителем». Действительно, до 1960 г. наряду со Святейшим Алексием и протопресвитером Н. Колчицким митрополит Николай являлся ведущей фигурой в Московской Патриархии. Он становится во главе образованного в 1946 году Отдела Внешних Церковных сношений, определив характер деятельности этого нового учреждения, призванного руководить учреждениями Московского Патриархата за рубежом, а также осуществлять контакты с поместными Православными и инославными Церквами, зарубежными религиозными объединениями и организациями. С 1945 г. митрополит часто выезжает за рубеж. По окончании паломничества Патриаршей делегации в Святую землю в Июне 1945 г. он направляется в Лондон с ответным визитом Церкви Англии. Король Георг обращается к нему с речью, приветствуя в его лице Русскую Церковь , «так глубоко выражающую дух великого народа России». 539 А в Августе того же года он уже в Париже. Его встречают как доброго вестника Церкви-Матери. Пламенные речи и беседы митрополита Николая немало способствовали тогда росту патриотических настроений среди Русских эмигрантов во Франции. Из многочисленных зарубежных поездок митрополита Николая следует особо отметить одну – в Июне 1956 г. в Утрехт для встречи с представителями Всемирного Совета Церквей. Именно тогда полагалось начало нынешнему участию Московской Патриархии в экуменическом движении. Начиная с 1949 г. митрополит Николай деятельно участвовал в работе Советского комитета защиты мира и Всемирного Совета Мира. Голос представителя Патриархии неизменно звучал на заседаниях и формулах этих организаций. 540 Так или иначе каждая сторона внешней деятельности Московской Патриархии в конце 40-х-50-е годы, ее цели и задачи были связаны с именем митрополита Николая. 5 Февраля 1949 г. Совет Московской Духовной Академии за книгу «Слова и речи», выпущенную в 1947 г., присвоил ему степень доктора богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ближайшие дни мой адрес будет с/о Conseil Cecumenique des Eglises, 17 route de Malagriou, Geneve. С братским целованием и любовью всегда Ваш Г. Флоровский Письмо 14 О поездке в Россию. О дезориентации и дезинформации русских. О создании академических кадров. О «реставрации» и боязни нового. Об огненной молитве и слабом богословии. О плаче некой женщины. Что такое ад. О конфликте веры с неверием. Как возможен контакт с Западом без компромисса S te -Genevieve-des-Bois, 28 августа 1958 г. Дорогой отец Георгий! Ваше письмо от 11 июля я получил уже по моем возвращении из моего путешествия на Восток. При нашем свидании в Париже я говорил Вам о нем, как о возможности. Длилось оно с 16 июля по 5 августа. Я побывал за это время в Москве, Троице-Сергиевой Лавре, во Владимире, Ленинграде и Киеве. Я до отъезда моего предполагал, что буду иметь возможность говорить с представителями Русской Церкви по тем вопросам, которых мы коснулись в нашей беседе, т. е. об экуменическом движении, о тех богословских проблемах, которые в настоящее время стоят в центре внимания экуменистов. На деле сие оказалось невозможным. Из лиц, принявших участие в поездке в Голландию, в Утрехт, я смог более обстоятельно поговорить только с епископом Михаилом (Чуб). Митрополит Николай или слишком занят, или по какой-либо иной причине, мне неясной, не проявил желания говорить со мною. Неясные мне причины могут быть различные. Во всяком случае, одна из них, наиболее возможная, неумеренная любовь некоторых лиц писать доклады по начальству. Причем делают это иногда люди, которые прямо на это не поставлены. Но это неважно. Печально только то, что в Патриархии я не увидел из всех моих бесед, с второстепенными лицами, настоящей осведомленности о положении вещей. Они совсем не в курсе событий в плане церковной жизни, хотя им самим может казаться, что они достаточно широко и правильно осведомлены. Эта «дезориентация», в силу «дезинформации», надолго может отсрочить настоящую встречу Русской Церкви с Западом. Конечно, явление это «исторически», как Вы пишете, понятно. Но от этого не становится легче.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=186...

Перехожу к тезисам и рефератам. Эти рефераты представляли для нас (православных), неодинаковый интерес. Остановлюсь на тех из них, которые имели общее значение. Первый тезис: Кафолическая Церковь познается по чистоте исповедуемой ею веры и по законности (апостольское преемство) ее иерархии. Реферировал Проф. Кенник Тут будет кстати заметить, что связь, которую старались установить иезуиты между Янсенизмом и Утрехтской Цер- —380— ковью ни на чем не основана. В деле отделения Утрехтской Церкви от Рима ни Янсений, ни его противник Молина – не при чем. Борьба между Утрехтским Капитулом нашедшим сильную поддержку среди тогдашних французских канонистов и среди народонаселения трех голландских Диоцезий (Утрехт, Девентер и Гарлем), желавших сохранить свою законную свободу, и всемогущими тогда иезуитами, не имела догматической подкладки. Утрехтцы противились, и совершенно основательно, претензии папы стать «вселенским епископом» (чем он стал лишь в 1870 году, но к чему стремился давно), они защищали ту малую степень автономии, которою тогда пользовались еще западные поместные церкви. Хотя папа впоследствии и отлучил Голландскую церковь от общения, однако совершаемые ею таинства и доселе признаются Римом вполне действительными (valida): при переходе Утрехтца в лоно римской церкви ни одно из таинств над ним не повторяется. Это нужно иметь в виду, при оценке действительности рукоположений, совершенных Голландскими епископами над епископами Рейнкенсом (германским) и Герцогом (швейцарским). Второй тезис: Mipckaя власть (Obrigkeit) получает свои полномочия не от духовной власти (gelstliche Obrigkeit), а непосредственно от Бога. Церковное правительство (Gewalt) хотя, где нужно, и протестуя, должно подчиняться законам государства. Однако, в случае, если законы эти прямо противоречат законам божественным, Церковь не должна им подчиняться! Церковная власть не имеет права ни смещать князей (Fürsten) т.е. государей, ни разрешать подданных от их присяги. 3386 Тезис был принять единогласно. Решение вполне правильное. Реферировал – фон Берг.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Ившеме также хранились мощи святого Одульфа († 855; память 12 июня). Он родился в провинции Брабант в Бельгии, позднее переехал в Утрехт в Голландию, где проповедовал среди фризов; там же он построил и монастырь. В XI веке часть его мощей была перенесена в Лондон, а оттуда – в монастырь Ившем, где от них происходило много чудес. Ившемское аббатство Основанный святым Эгвином Ившемский монастырь со временем стал одним из наиболее значимых монашеских центров всей Англии. Его настоятель имел место в палате лордов, а сама обитель была независима от епископской власти (кроме Ившема, такой статус имели еще монастыри в Вестминстере, Бери-Сент-Эдмундсе, Кентербери и Сент-Олбансе). Аббат Ившема был освобожден и от уплаты пошлины государству. Монастырская церковь, построенная святым Эгвином около 710 года, была, по всей видимости, деревянной. В 960 году эта церковь разрушилась, и на ее месте в следующем веке игумен Маврикий выстроил новую. Эта церковь была одной из самых красивых в Англии. Но и она не простояла долго, поскольку норманны в конце того же XI века стали возводить на ее месте новую громадную церковь в норманнском стиле. К сожалению, жестокие иконоборцы и хулители святынь, поощряемые Генрихом VIII, в 1540 году полностью уничтожили монастырь в Ившеме. В отличие, например, от Вестминстера и Глостера, где древние большие монастырские церкви сохранились во всем великолепии, или от Гластонбери и Йорка, где хотя бы сохранились живописные руины, от древнего монастыря в Ившеме мало что осталось. Сегодня в городке Ившем можно увидеть лишь хорошо сохранившуюся колокольню с аркой, ворота, часть одной стены, а также остатки здания капитула и сторожевого домика. Но по описанию ившемской хроники, а также благодаря археологическим находкам мы можем приблизительно воссоздать облик этого древнего и значимого монастыря. Ившемское аббатство Монастырская церковь была в форме латинского креста и состояла из нефа, трансептов, хора, часовни во имя Божией Матери, центральной башни. Общая длина ее внутреннего пространства, не считая часовни Богородицы, составляла 281 фут, а ширина нефа, включая боковые приделы, составляла 76 футов.

http://pravoslavie.ru/50899.html

Но иезуиты были недовольны таким исходом дела, и тем более, что янсенисты в своих полемических сочинениях раскрывали со всей подробностью их безнравственное учение, их собственную распущенную жизнь и все их интриги. Поэтому они продолжали вооружать против них как пап, так и французского короля Людовика XIV. В начале 18-го столетия иезуиты добились, наконец, преследования янсенистов. В 1709 г. по распоряжению Людовика, монастырь Порт-Рояль и училище при нем были закрыты, а папа Климент XI в 1713 г. в своей булле, Unigenitus, предал анафеме все учение янсенистов, сформулированное в 101 положении. Так как осуждение папы по существу дела было осуждением уважаемого учителя церкви, блаженного Августина , то его булла произвела большое волнение во Франции. Со стороны многочисленных почитателей Августина и Янсения, во главе которых был сам архиепископ Парижский, последовал открытый протест против папской буллы, но это мало помогло. Правительство, по проискам иезуитов, начало изгонять их и преследовать, вследствие чего многие из них бежали в Нидерланды. Вмешательство государственной власти в религиозные дела привело к тому, что янсенизм в 18 веке перестал быть чисто религиозным делом и принял явно общественную окраску. Парламенты отказались регистрировать новую буллу Климента XI. Янсенизму повредило то, что среди его приверженцев его появились экзальтированные люди, начавшие фабриковать чудеса, придерживаться суеверий. Потом янсенизм потерял интерес для политической оппозиции, прибегавшей к другому способу для борьбы с правительством. С другой стороны, с иезуитами начали борьбу сами католические государи. С середины 18 века янсенизм во Франции исчез. В Нидерландах янсенизм завершился образованием самостоятельной церкви. Реформация уничтожила здесь большинство епископов; главой местных католиков был так называемый апостолический викарий в Утрехте, он же архиепископ. В 1702 г. этот архиепископ высказался за янсенизм, благодаря чему Утрехт стал его центром. Климент XI сместил архиепископа, но местный капитул не признал ни одного из тех кандидатов, которые папы присыли взамен смещенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Взаимные посещения На всем протяжении 1960-х — в начале 1970-х годов личные встречи и контакты предстоятелей Русской и Константинопольской Церквей воспринимались как действенные механизмы продвижения по пути решения наболевших проблем. В декабре 1960 года Святейший Патриарх Алексий во главе церковной делегации совершил поездку на Фанар. Темами его встречи и общения с Патриархом Константинопольским Афинагором стали проблематика юрисдикционной принадлежности православных приходов русской традиции в Западной Европе, установление канонической связи Константинопольского Патриархата с Албанской Православной Церковью и Православной Церковью в Чехословакии, а также автокефальный статус Грузинской Православной Церкви . Позже на эти темы последовала переписка предстоятелей двух Церквей, в том числе с передачей справочного материала об истории становления и развития Православия в Грузии, Албании и Чехословакии, каноническом статусе Церквей. Представитель Константинопольского Патриархата при Всемирном совете церквей в Женеве в 1961 году епископ Мелойский Емилиан (Тимиадис) оценивал константинопольский визит Патриарха Алексия как имеющий «исключительную важность» и «большое историческое Обмен делегациями двух Церквей, поездки отдельных иерархов способствовали установлению личных контактов, дружеских отношений, что являлось вкладом в укрепление связей между Московским и Константинопольским Патриархатами. Так, в конце июля — начале августа 1965 года по приглашению председателя ОВЦС митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима пределы Русской Церкви посещали митрополиты Родосский Спиридон (Синодинос) и Карпафский и Касский Апостол (Папаиоанну). Состоялись их встреча со Святейшим Патриархом Алексием и совместные богослужения с митрополитом Никодимом. В феврале-марте 1966 года состоялся визит в Москву митрополита Гелиопольского и Фирского Мелитона (Хадзиса). Активный участник экуменического движения, он в 1965 году в составе делегации Константинопольской Церкви посещал Рим, Лондон и Утрехт с целью донесения до глав Римско-Католической, Англиканской и Старокатолической Церквей решений III Всеправославного совещания на о.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/6...

Здесь Алкуин ошибается: на самом деле это была церковь святой Цецилии в Трастевере. Точная дата посвящения – 22 ноября 695 года. Ефод, или епомида – часть облачения ветхозаветных первосвященников, представлявшее собой два полотнища дорогой материи, сотканной из золотых нитей, виссона и шерсти голубого, пурпурного и червленого цветов; полотнища соединялись на плечах двумя драгоценными камнями с именами 12 колен Израилевых. – Примеч. пер. Некоторые храмы Германии до сих пор хранят мощи, привезенные святым Виллибрордом из Рима, например в городах Эммерих и Трир. Онгенда идентифицируют со шведским королем Онгентеовом из поэмы «Беовульф». Ныне остров Гельголанд. Пипин умер 14 декабря 714 года. Радбод восстал, и на время беспорядков святой Виллиброрд удалился в свой монастырь в Эхтернахе. Карл Мартелл был родным сыном Пипина. Он обязал Радбода начать осаду Кельна, а сам затем напал на нейстрийцев в Компьене (26 сентября 715 года), разбил и обратил их в бегство. Примерно в это время святой Бонифаций прибыл в Утрехт, но, увидев, что обстоятельства для проповеди были неблагоприятные, вернулся обратно. В месте под названием Валихрум во время римского завоевания поклонялись богине Нехеламии, покровительнице судоходства. Традиция монастыря в Эхтернахе относила события этой истории к местечку Весткапель, где в то время все еще можно было видеть пятна крови святого Виллиброрда. На этом месте был найден «камень волшебника Геркулеса». Землю для этого монастыря святому Виллиброрду пожаловала жена Пипина и мачеха Карла Мартелла Плектруда в 714 году. Возможно, местечко Сент-Мариенад-Мартирс, где до наших дней сохранился переносной алтарь святого Виллиброрда. В то время было обычаем, когда кающиеся в знак своего покаяния надевали на руки оковы. Рейтинг: 9.8 Голосов: 17 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Дмитрий 3 августа 2018, 14:56 Уважаемая Ольга, к сожалению, в силу разных причин в наших святцах нет имен очень многих православных святых, просиявших как на Западе, так и на Востоке в разные эпохи. Несколько лет назад патриарх Кирилл создал комиссию по составлению полного месяцеслова Русской Церкви. Он уже начал пополняться, хотя и медленно. Есть шанс, что имя святителя Виллиброрда появится в нашем календаре уже скоро.

http://pravoslavie.ru/32751.html

До нач. XX в. основным источником сведений о жизни Л. считалось 2-е Житие святого, составленное между 918 и 930 гг. мон. Хукбальдом из Сент-Аманда и посвященное Утрехтскому еп. Бальдерику (918-975). Хукбальд опирался гл. обр. на Древнее Житие, текст которого агиограф получил из аббатства Верден ( L ö we. 1965. S. 362; о датировке см.: Kronshage. 1964. S. 20). В распоряжении Хукбальда были сочинения Утрехтского еп. Радбода (899-917), прежде всего Эклога в честь Л. (BHL, N 4811; MGH. Poet. T. 4. Fasc. 1. P. 169-172; рус. пер.: Радбод Утрехтский. 2012. С. 393-394) и гомилия в день памяти святого (BHL, N 4814; PL. 132. Col. 553-558). Дополнительными источниками стали Житие св. Виллиброрда, составленное Алкуином, краткая редакция Лоршских анналов, «Большая Хроника» Беды Достопочтенного и др. ( L ö we. 1965. S. 348-350). В классическое средневековье агиографические сказания о Л. почти не создавались. О миссии Л. повествуется в стихотворном переложении Жития св. Лиудгера, выполненном неизвестным монахом из Вердена в 1-й пол. XII в. (BHL, N 4944). К XV в. относится Житие Л., автор к-рого был последователем Devotio moderna ( Coens. 1915/1916. P. 306-330), а также неск. нидерланд. переводов Древнего Жития (см.: Otten. 2006. S. 19). Среди адресатов письма св. Бонифация , датированного 746 или 747 г., назван некий еп. Леофвине (Leofuuine coepiscopi - Die Briefe des hl. Bonifatius und Lullus/Hrsg. M. Tangl. B., 1916. S. 147). По-видимому, Леофвине не следует отождествлять с Л., т. к. святой не был епископом ( Lintzel. 1931. S. 77). Житие Л. происходил из Англии, получил там образование и был рукоположен во пресвитера. Ему неоднократно являлся Господь с повелением отправиться на берега р. Эйссел, вдоль к-рой проходила граница Франкского гос-ва и саксон. земель, и проповедовать местным жителям. Последовав этому указанию, Л. прибыл в Утрехт и попросил аббата Григория, воспитанника св. Бонифация, дать ему спутника. Вместе с мон. Мархельмом, учеником св. Виллиброрда , Л. поселился у вдовы Абархильды, жившей на восточном берегу Эйссела. Вскоре местные жители построили ораторий (небольшую церковь) в местности Вилп (по-видимому, там находился почитавшийся язычниками источник - Otten. 2006. S. 50-52), а впосл.- церковь и жилище (ecclesiam et mansionem) для проповедника в неск. километрах ниже по течению реки. На этом месте возникло сел. Девентер.

http://pravenc.ru/text/2463217.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010